«Скажи, скажи, художник…» Две встречи за три дня

Кострома, март 2013

- Ой, как красиво! Это вы сами рисовали? – в спешке пересекая сквер в центре Костромы, случайно натыкаюсь на маленькую картинную галерею и останавливаюсь. 

- А кто же? Сам, конечно.

- Да бывает, одни пишут, другие продают.

- У нас не так.

- С натуры всё? Вроде некоторые пейзажи знакомые…

- По-разному. Есть с открыток, есть с репродукций, есть и с натуры…

- А вот эта? Гуси у пруда больно хороши.

- С натуры. Из Макарьевского района деревенька. До моста через Унжу не доезжаешь немного, и направо. Тёща моя там живёт.

- В самом Макарьеве была, а тех деревень не знаю.

- Тоже других не знаю.

- А вы учились где? - киваю на экспозицию.

- Нигде не учился.

- Удивительно. - Удивляться есть чему, ведь полотна самоучки не из тех, что называют наивным или примитивным искусством. Каждый листик на дереве, лепесток, дранка выписаны мастерски, картины глядят на тебя отражением действительности. Наверное, такие художники-самородки и расписывали в древности храмы…

- А зачем учиться, если и так умеешь, - между тем рассуждает художник.              

- Показал что ли кто?

- Никто не показывал. Как с пяти лет начал, так и рисую, - говорит обыденно, будто про рыбалку или прополку огорода.

- Удивительно! - повторяю подходящее слово уже с восклицанием. -  А я вот совсем никак…

- Я и жену научил.

- Удиви… - осекаюсь, понимая, что пластинку надо-таки сменить.

- Жена только карандашом контуры могла. Показал, как краски накладывать, теперь и она рисует. Вон тюльпаны её, - показывает на картину в правом углу.

- Здорово! – восхищаюсь искренне, потому что букет как живой. Того и гляди, лепестки начнут подмерзать при нынешнем-то марте.

- Мы и репродукции не просто копируем, а меняем. Вот на этой лето было, а я зиму сделал. На этой ракурс изменил – видите, повернул на сколько градусов. – Художник всё раскрывает и раскрывает свои секреты, а я всё восторгаюсь и восторгаюсь.

- Эти две картины почти одинаковые, только белую лошадь с одной убрали… - уже и сама разгадываю то ли уловки мастерового, то ли находки художника.

- Точно.

- А Ипатий с открытки?

- Нет, но по памяти.

Понимаю, значит,  художник не сидел  часами в овраге напротив монастыря и не торчал столько же на ближнем мосту, а потому детали могут быть не точны. Да что с того?

Мне нравится тут всё. Признаюсь, хоть и бывала в Эрмитаже, Третьяковке, Дрездене  и ещё многих знаменитых галереях, в живописи разбираюсь мало. Да ведь пытаюсь. Вот и уличный автор-галерист до седых усов пытается создавать прекрасное - худо-бедно, торит свой радостный путь в страну искусств. Полотна все красочны, веселы и по-своему притягательны. Тоже порадовалась мимоходом пусть не всегда самобытному, но точно жизнеутверждающему миру. Честь и хвала.

 

 

 

Другая встреча – в поезде из Москвы в Ижевск.  В седьмом часу утра сняла своё бренное с некоторых пор тело со второй, ещё и боковой,  полки и пошла умываться. По дороге заметила, что свободна нижняя нормальная полка в середине вагона. Напротив непозволительной роскоши сидел за книгой один из всех бодрствующий пассажир, интересный мужчина в красно-рыжей рубахе.

- Всю ночь была не занята? - спрашиваю  без обиняков про полку.

- Опоздал, наверное, кто-нибудь.                                                                                     

- Жаль, - сокрушаюсь. И тут же прикидываю упущенную выгоду: - Надо было мне сюда перейти…

По возвращении решаю: раз мой отсек спит всем составом, приду на пустое место попить чайку. Так и делаю. Подхожу к «буддисту», как мысленно окрестила попутчика, с некоторой опаской - начнёт обращать, думаю,  запоёт свои оранжевые мантры, тем более что при ближайшем рассмотрении объявились при мужчине и длинные чётки в руках, и серьга в ухе. Да на безрыбье и рак сойдёт, всякий знает. Прошу разрешения присесть, получаю согласный кивок.

- Почему вы в такой рубахе? – задаю сколь глупый, столь и бестактный вопрос, правда, только мысленно.  А вслух спрашиваю тоже несусветное: - Вы буддист?

- С чего вы решили?

- Ну, рубаха…

- Не буддист, хотя в своё время интересовался учением.

- А чётки зачем?

- Это очень личное, простите.

- Ааа… Я тоже хочу, только покороче.

Представляю, что думает этот человек, когда к нему ранним утром пристаёт с ерундой незнакомая тётка, ещё и отрывает от чтения. А меня понесло, что бывает редко, но сокрушительно.

- Зачем? – уточняет мужчина про чётки.

- «Господи помилуй» при молитвах надо  иногда по сорок раз читать, сбиваюсь. Только мне покрупнее бы, порельефнее.

 

 

Вижу, смотрит уже с интересом, в дотоле каменном лице движение: что, мол, ещё выкинет эта надоедливая особа. Почему она вообразила, что имеет право занимать чужое время? А во мне будто что включилось, появился азарт – разговорить, растормошить, размягчить! Захотелось, чтобы собеседник стал проще и откровеннее, подсознание подсказывало: эта встреча углубит моё мировоззрение. Как бывает, идёшь по унылой дороге: в глаза пыль, во все клеточки тела – гарь, и вдруг чувствуешь, за поворотом будет нечто, что оправдает и десять таких дорог.

- Странно, вы самиздат читаете. В наше-то время… - Краем глаза успеваю заметить, что книга по психологии. – Вроде уж и запретного ничего нет.

- Эта книга не запретная, но её не найти, у друзей взял на несколько дней.

- И в Интернете нет?

- Нет.

- А можно поинтересоваться заглавием?

Мужчина понимает, легче уступить, чем отвязаться, и показывает литерную страницу. Стоит добавить, собеседник всё ещё не подпал под моё обаяние (скромненько так), а потому отвечает сдержанно. Впрочем, сдержанность явно его постоянная черта, что читается по прекрасному лицу с выражением монаха, борца и мыслителя одновременно.

Автор книги мне незнаком. Это некий П. Успенский. В длинном названии вычленяю слово «космология» и понимаю, что  тоже бы почитала взахлёб. Только недавно «случайно» наткнулась на теорию чувствующих атомов Циолковского, а тут вот новый подарок.

- Есть что-то общее с воззрениями Циолковского? – спрашиваю.

- Есть.

Слово за слово, собеседник таки-проникается моей персоной, и напряжение исчезает.  Длинные чётки освобождаются от работы и из рук перемещаются на шею. Теперь попутчик не только при серьге, но как бы и при бусах. Да молодцу всё к лицу. Мужское начало так сильно, что не спрятать бы и под платьем.  Говорим о жизни, о религии, о великих людях, о деньгах. Между делом знакомимся,  каждый что-то рассказывает о себе. Оказалось,  художник тесно связан с Костромой (напоминаю, поезд Москва – Ижевск). В какой-то момент  называет тамошних своих друзей, предоставляя их координаты, одного, например, рекомендует найти в поместье Пушкина. Я, в свою очередь, открываю для него благословенный Кологрив.

 

 

Не зря так приманил меня этот пассажир, Человек Ищущий, как определила его для себя после «буддиста». По профессии он художник, закончил престижную Художественную Академию, факультет монументализма. Какое-то время жил в Оптиной Пустыни, шесть лет пробыл за границей: его непосредственные учителя - Лама Еши Лосала, Карлос Кастанеда, Пак Сонг Чер (вычитала в Инете). Если по-честному, эти имена мне мало о чём говорят, зато вывод одного журналиста после интервью с художником и одновременно обладателем 4 дана по системе киайдо принимаю полностью: «Редко, но встречаются люди… общение с ними открывает нам новое качество бытия внутри нас самих». Согласна на сто процентов!

Во время нашего разговора ещё не знала, к сожалению, что основной интерес моего нового знакомого - человеческое тело с его невероятными возможностями к трансформации. Может, и мне посоветовал бы чего… Невероятные же возможности-то! Ничего, случай ещё представится. А как близок мне последний проект этого художника именно как художника (выложен на его сайте)! От многих полотен прям благодать. Справедливости ради скажу: от многих, но не от всех, потому что порой проглядывает и так не любимый мной демонизм. Уверена, что сие не тёмная сторона творца, а всего лишь отражение нашего противоречивого мира.

А ещё этот художник красив всем – внешностью; манерой речи; пластикой; особой мужской искренностью, странным образом сочетающейся с лаконизмом. Сама писала бы с него картины, если б умела!

Не заметили, как поезд почти подкатил к Ижевску, пришлось расстаться. Моя жизнь обогатилась ещё одной встречей, а за ней потянутся и другие. Очень надеюсь, что съезжу в возрождающееся поместье Пушкина передать привет от друга теперешнему хранителю и послушать его самого, человека, что после столичной жизни обосновался в маленькой костромской деревеньке  - открыть музей, обзавестись натуральным хозяйством, надышаться просторами…

Да, почитала уже кое-что из Петра Успенского, например: «Первым шагом по удалению негативных эмоций является ограничение их выражения». Не знала.

                                                                                                                                                 


Готов к критике!
Тэги: Россия ,
4 голоса | Комментарии Оставить комментарий
redcate аватар
redcate (Втр, 02.04.2013 - 15:07)

Очень симпатично. У Вас удивительно получается мило ни о чем. И настроение есть....  «Скажи, скажи, художник…» Две встречи за три дня

Шabur аватар

Елена, Вы как всегда ухватили за живое. Да и точны в смысле языка, образов. Очень путёвые путевые заметки. К тому же, нас новый редактор призывает к диалогу, о литературности историй поразмышлять. 

А с космологией и психологией Успенского поосторожней. Не все то золото, что блестит. Его точка зрения одна из многих в череде научных и околонаучных познаний, которые могут быть и бредовыми. 

"Все вещества, необходимые для поддержания жизни организма, для психической работы, для высших функции сознания вырабатываются организмом из пищи, которая поступает извне. Человеческий организм получает пищу трех видов:

1) обычную пищу, которую мы едим;

2) воздух, которым мы дышим;

3) наши впечатления".

"Без воздуха он может прожить только несколько минут, не более двух-трех; как правило, лишенный воздуха на четыре минуты, человек умирает. Без впечатлений человек не может просуществовать ни единого мгновения. Если бы удалось каким-то образом прервать поток впечатлений или если бы организм лишился способности их получать, он немедленно бы умер. Поток впечатлении, поступающих к нам извне, подобен приводному ремню, сообщающему нам движение. Главный мотор для нас — природа, окружающий мир". Очень уж однозначно.

Светлая лошадка аватар
Светлая лошадка (Втр, 02.04.2013 - 23:35)

redcate написал(а):

Очень симпатично. У Вас удивительно получается мило ни о чем. И настроение есть....  «Скажи, скажи, художник…» Две встречи за три дня

Спасибо за комментарий и за мнение. Жаль, конечно, что "ни о чём". Я надеялась, о чём. Но "симпатично", и то славно.

Светлая лошадка аватар
Светлая лошадка (Ср, 03.04.2013 - 00:47)

Шabur написал(а):

Елена, Вы как всегда ухватили за живое. Да и точны в смысле языка, образов. Очень путёвые путевые заметки. К тому же, нас новый редактор призывает к диалогу, о литературности историй поразмышлять. 

А с космологией и психологией Успенского поосторожней. Не все то золото, что блестит. Его точка зрения одна из многих в череде научных и околонаучных познаний, которые могут быть и бредовыми. 

"Все вещества, необходимые для поддержания жизни организма, для психической работы, для высших функции сознания вырабатываются организмом из пищи, которая поступает извне. Человеческий организм получает пищу трех видов:

1) обычную пищу, которую мы едим;

2) воздух, которым мы дышим;

3) наши впечатления".

"Без воздуха он может прожить только несколько минут, не более двух-трех; как правило, лишенный воздуха на четыре минуты, человек умирает. Без впечатлений человек не может просуществовать ни единого мгновения. Если бы удалось каким-то образом прервать поток впечатлений или если бы организм лишился способности их получать, он немедленно бы умер. Поток впечатлении, поступающих к нам извне, подобен приводному ремню, сообщающему нам движение. Главный мотор для нас — природа, окружающий мир". Очень уж однозначно.

Виталий, спасибо большое за комментарий. Рада Вам очень. Насчёт погружения в Успенского не переживайте. Так, почитала... Что-то близко. Ваша подборка какая-то избирательная, простите. Хотя в очередной раз удивлена Вашей эрудиции. Читаю сейчас "Несвятые святые". Книга в церкви стоит 350 рублей, дороговато. Должны бы бесплатно такие книги раздавать...

redcate аватар
redcate (Ср, 03.04.2013 - 00:55)

Светлая лошадка написал(а):

redcate написал(а):

Очень симпатично. У Вас удивительно получается мило ни о чем. И настроение есть....  «Скажи, скажи, художник…» Две встречи за три дня

Спасибо за комментарий и за мнение. Жаль, конечно, что "ни о чём". Я надеялась, о чём. Но "симпатично", и то славно.

 

Простите, если невольно обидел. Я имел в виду, что бессюжетная вещичка может быть со смыслом и с добротой. Согласитесь, что и в этом рассказе и про добрых водителей как таковой истории нет, а ощущения от прочитанного очень теплые... И правильные.

Светлая лошадка аватар
Светлая лошадка (Ср, 03.04.2013 - 01:44)

redcate написал(а):

Светлая лошадка написал(а):

redcate написал(а):

Очень симпатично. У Вас удивительно получается мило ни о чем. И настроение есть....  «Скажи, скажи, художник…» Две встречи за три дня

Спасибо за комментарий и за мнение. Жаль, конечно, что "ни о чём". Я надеялась, о чём. Но "симпатично", и то славно.

 

Простите, если невольно обидел. Я имел в виду, что бессюжетная вещичка может быть со смыслом и с добротой. Согласитесь, что и в этом рассказе и про добрых водителей как таковой истории нет, а ощущения от прочитанного очень теплые... И правильные.

Не обидели вовсе. Задумалась просто. Хотела этой историей на своём примере показать, что век живи - век учись у встречных-поперечных, кого Бог посылает. Ещё вот искренне удивлена про негативные эмоции, о чём пишу в конце. Вроде общепринятая точка зрения у психологов - нужна разрядка, не надо, мол, держать в себе, если расстороен. Ан-нет,  всё уходит в Космос, и вокруг Земли от этих разрядок тааакие вихри! И с религией всё сходится в этом случае.

А вообще Вы классный, не воображала. Ещё бы нам со строЯми разобраться. Шутю.

Шabur аватар

Светлая лошадка написал(а):

Шabur написал(а):

Елена, Вы как всегда ухватили за живое. Да и точны в смысле языка, образов. Очень путёвые путевые заметки. К тому же, нас новый редактор призывает к диалогу, о литературности историй поразмышлять. 

А с космологией и психологией Успенского поосторожней. Не все то золото, что блестит. Его точка зрения одна из многих в череде научных и околонаучных познаний, которые могут быть и бредовыми. 

"Все вещества, необходимые для поддержания жизни организма, для психической работы, для высших функции сознания вырабатываются организмом из пищи, которая поступает извне. Человеческий организм получает пищу трех видов:

1) обычную пищу, которую мы едим;

2) воздух, которым мы дышим;

3) наши впечатления".

"Без воздуха он может прожить только несколько минут, не более двух-трех; как правило, лишенный воздуха на четыре минуты, человек умирает. Без впечатлений человек не может просуществовать ни единого мгновения. Если бы удалось каким-то образом прервать поток впечатлений или если бы организм лишился способности их получать, он немедленно бы умер. Поток впечатлении, поступающих к нам извне, подобен приводному ремню, сообщающему нам движение. Главный мотор для нас — природа, окружающий мир". Очень уж однозначно.

Виталий, спасибо большое за комментарий. Рада Вам очень. Насчёт погружения в Успенского не переживайте. Так, почитала... Что-то близко. Ваша подборка какая-то избирательная, простите. Хотя в очередной раз удивлена Вашей эрудиции. Читаю сейчас "Несвятые святые". Книга в церкви стоит 350 рублей, дороговато. Должны бы бесплатно такие книги раздавать...

Елена, избирательность, по-моему, - отличное, дарованное нам умение сердца, мозга - не знаю. Уже которое поколение учится зерна-то отделять. Вот и с "Несвятыми святыми" интересно получается. Книгу, автор которой архимандрит, в прошлом году, очень бурном и негативном по отношению к РПЦ, объявили «Книгой года» в номинации «Проза». Она также победила сразу в двух номинациях «Книжной премии Рунета – 2012". Не думаю, что экспертное сообщество, ее оценивающее, поголовно воцерковленные люди. Значит, и чем-то другим берет?  Может, это не столько о Боге, сколько о Любви?

А 350 р. не зря потратили - все средства от продажи книги отец Тихон передает на строительство нового храма во имя новомучеников и исповедников Российских на крови в Сретенском монастыре.

Светлая лошадка аватар
Светлая лошадка (Ср, 03.04.2013 - 15:47)

Виталий, согласна насчёт избирательности, только как бы тут к гордыне не скатиться (я о себе в первую очередь). Книга-победительница учит размышлять, но не навязывает особо своей идеи вроде. И очень захотелось побывать в Печёрском монастыре. А в церкви я так и сказала: дороговато, мол, да пусть на благие цели идёт, не жалко. Но ведь есть люди, которым книга очень нужна, а не купить. Очень часто у нас всё идёт большим потоком в одни и те же места. Этих храмов во имя новомучеников уже столько... а вот современные просто мученики, тяжело больные дети, например,  страдают без надежд на выздоровление. Опять же, большие города пичкаются храмами и стоят те пустыми почти весь год. А вдоль дорог и рек российской глубинки вопиют остатки, а то и останки древних православных святынь - не могу забыть и ту церковь с покосившимся крестом, что была у Вас на фото.

 

Сергей Василец аватар
Сергей Василец (Ср, 03.04.2013 - 15:00)

Лена, 

Вне всякого сомнения, Вам очень удаются зарисовки об очень интересных встречах, которые посылает Вам судьба.

Все душевно и по-доброму. Но, все же, эту новеллу нельзя назвать рассказом о путешествии в полной мере.   

Светлая лошадка аватар
Светлая лошадка (Ср, 03.04.2013 - 15:46)

Сергей Василец написал(а):

Лена, 

Вне всякого сомнения, Вам очень удаются зарисовки об очень интересных встречах, которые посылает Вам судьба.

Все душевно и по-доброму. Но, все же, эту новеллу нельзя назвать рассказом о путешествии в полной мере.   

Серёжа, спасибо за комментарий. Совершенно согласна, мои последние истории не совсем форматные даже - не убирают, и то хорошо. Собственные поиски, так сказать.

АнарИна аватар
АнарИна (Ср, 03.04.2013 - 19:03)

Путешествие внутрь себя- ещё то путешествие! Хорошие зарисовки, добрые... Читала, как всегда с удовольствием. Вспоминала свои встречи-минутки,которые помнятся всю жизнь.

Надо ж,как интересно, мне эту книгу "Несвятые святые" подруга  детства принесла(она  человек воцерковленный), а у меня всё никак руки не дойдут..Надо бы взяться да почитать..

Светлая лошадка аватар
Светлая лошадка (Ср, 03.04.2013 - 19:50)

АнарИна написал(а):

Путешествие внутрь себя- ещё то путешествие! Хорошие зарисовки, добрые... Читала, как всегда с удовольствием. Вспоминала свои встречи-минутки,которые помнятся всю жизнь.

Надо ж,как интересно, мне эту книгу "Несвятые святые" подруга  детства принесла(она  человек воцерковленный), а у меня всё никак руки не дойдут..Надо бы взяться да почитать..

Спасибо, Рената, я по Вам скучала.

Книгу тоже только начала, может, обменяемся когда впечатлениями... А встречи, да, разные бывают, иногда важные-преважные.

АнарИна аватар
АнарИна (Чт, 04.04.2013 - 12:10)

А я  снова перетасовала колоду своей  рабоче-трудовой жизни. Похоже, в последние два года это становится тенденцией))Теперь времени  побольше: могу заходить на ТБГ. А то последние три месяца даже не видела, что делается за окном,просто как на каторге побывала..Хотя занималась напрямую путешествиями. Оказывется))) насколько лучше ездить самой, чем оформлять кого-то в поездку!«Скажи, скажи, художник…» Две встречи за три дня

Светлая лошадка аватар
Светлая лошадка (Чт, 04.04.2013 - 14:53)

АнарИна написал(а):

А я  снова перетасовала колоду своей  рабоче-трудовой жизни. Похоже, в последние два года это становится тенденцией))Теперь времени  побольше: могу заходить на ТБГ. А то последние три месяца даже не видела, что делается за окном,просто как на каторге побывала..Хотя занималась напрямую путешествиями. Оказывется))) насколько лучше ездить самой, чем оформлять кого-то в поездку!«Скажи, скажи, художник…» Две встречи за три дня

Рената, скорее бы "тенденция" закончилась интересной стабильностью, а в перерывах Вы бы ездили далеко-далеко...

WiseSpaniel аватар
WiseSpaniel (Сб, 06.04.2013 - 20:30)

Интересные у вас дорожные знакомства. ) Мне ни разу таких попутчиков не попадалось. Правда, я дальше Крыма на поезде не ездила.

У меня сейчас вс ебольше больнричные знакомства получаются. Почти то же самое, что и в поезде, только никуда не едешь. Точно также люди разные приходят и уходят, и много интересных попадается. )

Светлая лошадка аватар
Светлая лошадка (Сб, 06.04.2013 - 22:59)

WiseSpaniel написал(а):

Интересные у вас дорожные знакомства. ) Мне ни разу таких попутчиков не попадалось. Правда, я дальше Крыма на поезде не ездила.

У меня сейчас вс ебольше больнричные знакомства получаются. Почти то же самое, что и в поезде, только никуда не едешь. Точно также люди разные приходят и уходят, и много интересных попадается. )

Леночка, не пугайте. Выздоравливайте поскорее - и в полёт! А на поезде тоже неплохо. только иногда долго.

agira аватар
agira (Вс, 14.04.2013 - 22:49)

Лена, вот прочла Ващ очерк-зарисовку. Очень у Вас хорошо получаются такие зарисовки. Вы наблюдальна , контактна и интересуетесь людьми.Все не случайно в нашей жизни.

 

И еще вот это понравилось"«Первым шагом по удалению негативных эмоций является ограничение их выражения».

Надо будет поискать, почитать, какое то  смутное чувство что когда то попадолось это имя -Успенский.

Светлая лошадка аватар
Светлая лошадка (Пт, 26.04.2013 - 13:15)

Наташа, я уезжала, не откомментировала. Спасибо, да Вы тоже сходитесь с местным населением, хотя оно совсем... аутентичное.

А Успенский интересен, да. И удивительно: видимо, индивидуальные истерики не полезны в целом для человечества.

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
X
Укажите Ваше имя на сайте TourBlogger.ru
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка...