Северная Карелия, из прошлого

На конкурс Анатоля"Самое неудачное путешествие в моей жизни".

Все, что достается  с трудом, сохраняется в памяти надолго, в этом я уверена.

Неудачных путешествий у меня не было и, надеюсь, что и не будет.

Всегда и везде я стараюсь найти разумное зерно и получить удовольствие от поездки, если даже вокруг сплошной хаос и беда.

Такой я человек.

Не довелось мне валяться сутками на полу в аэропорту без денег и документов, ожидая отправки на родину, не довелось столкнуться с местной полицией вплоть до ареста и посещения тюрьмы ни на чужбине, ни на родине, в сомнительных связях тоже не была я замечена, наркотики в моем багаже отсутствовали.

Это меня не огорчает.

Но путешествия с приключениями, и не очень-то приятными порой, конечно, были.

Не без того.

Мы часто едем в незнакомые места, так что ожидать безмятежное времяпрепровождение не приходится, особенно беспокойным туристам, таким, как я. Если я сама не найду проблему, то она (проблема) меня непременно найдет…к гадалке можно не ходить…

Почему-то вспомнилась первая поездка в Финляндию, в которой проблемы начались сразу, еще в Москве.

Вроде бы были вовремя забронированы и оплачены все услуги,  путешествие продумано до деталей, а реальная жизнь – она другая…

Мы с Лариской решили поехать раньше основного туристического потока в Финляндию из России, т.е. на католическое Рождество и Новый Год, а не на традиционные российские новогодние каникулы.

Хотелось покататься на лыжах без очередей на подъемник и огромного количества народу в ресторанчиках на склонах.

Почему народу много в ресторанчиках?  Да потому, что многие не катаются, а сидят на террасах этих самых заведений, лениво потягивая, кто пиво, а кто и покрепче напитки. «Сухой закон» остается законом, а в общепите Финляндии горячительных напитков полным-полно, так что турист не заскучает от трезвости. Не дадут!

Билеты на поезд покупала я и отель и машину бронировала тоже я. Лариска мне все доверила. Я выбрала маршрут на поезде, так мне казалось удобнее добраться до Северной Карелии, куда мы собрались. Машину я бронировала в Москве, по опыту зная, что у тех же прокатных компаний (а их всего-то крупных – пять) в Москве цена будет ниже где-то процентов на 30%, чем на месте. Такой существует парадокс. Так что бронируйте машину в Москве, советую. Можно любую выбрать, но часто выгоднее взять машину классом выше, где основные услуги, типа навигатора, например, входят в основной комплект, чем дополнять машину более низкого класса необходимым вам оборудованием.

Пунктом пересадки за руль мне обозначили финскую станцию с трудно произносимым названием Йоенсуу, где нас должна ждать машина и куда подходит поезд.

Отель BombaLomat  в Nurmes, Северная Карелия, подтвердил размещение.

От Йоенсуу до отеля нам предстояло проехать 130 км.

Визы получены.

Можно считать, что все ОК.

Ее билет и паспорт я вручила Лариске, а сама стала собирать вещи, все время, сомневаясь – тащить с собой лыжи или взять их на месте. У Лариски вопрос о лыжах не стоял, она только собиралась на них встать впервые, их у нее еще не было. Зато был красивый модный костюм для катания на горных лыжах, купленный для этого случая специально.

Наступил день отъезда. Я собрала вещи, поезд отходил вечером, было немного свободного времени. Просто так я набрала Лариске

- Привет! Как дела, вещи собрала, костюм не забыла?- прикалывалась я.

- Ничего не собирала, завтра буду.

- У нас поезд вечером сегодня, смотри билет! А ты где сейчас? – недоумевала я.

- Что за дурацкие шутки у тебя? Я - на работе.

- Это не шутка, поезд уходит сегодня вечером.

Тут до Лариски дошло, т.е. что-то щелкнуло в ее мозгу, вернув ее в область реальной жизни. Она бросила трубку. Что дальше делать я не знала, решила ее больше не трогать пока, и поехала на вокзал.

- Что будет, то и будет! – подумала я, изменить ничего уже нельзя.

На вокзале наш поезд стоял на перроне, шла посадка. Я нашла свой вагон и в купе обнаружила сидящую в пальто, Лариску, которая смотрела на меня круглыми глазами. Перед ней стояла наполовину пустая бутылка коньяка…

- Как ты оказалась здесь раньше меня?

- Я подорвалась домой сразу после твоего звонка, что-то бросила в сумку и рванула на вокзал. Так я здесь оказалась. Успела таки!

- О-о-о!

Поезд тронулся.

Лариска после внушительной дозы коньяка уснула почти сразу. Я ее не трогала, пусть отходит от потрясения…

На маленькой финской станции Йоенсуу мы сошли в ночь и метель. Практически пассажиров на перроне не было. Мы побрели к зданию вокзала.

Заказывая маршрут, я не подумала о том, что в Финляндии зимой темнеет быстро, и в 17 часов реально темнеет, а тут еще метель усугубляла ситуацию.

В здании вокзала была всего одна комната, где мы обнаружили двух финских горячих парней, которые пригнали машину для нас.

Нам пришлось подписать кучу документов и страховок, только после чего мы смогли уложить вещи в машину, стоящую на стоянке возле станции.

Машина оказалась без навигатора и на вопрос

- Где карта дорог, где навигатор? - нам выдали карту, на которой только в лупу можно было прочитать названия населенных пунктов на финском языке.

- Вот, идиотство!

На отсутствие навигатора парни развели руками и утешили, что в стоимость аренды навигатор не включили.

Я сделала вывод, что машину надо получать там, где есть офис прокатной компании, а не подгонять на точку маршрута, экономя свое время и силы. И надо брать модель, где навигатор уже встроен, а не дополнительный сервис.

Получается в результате – фигня!

Бравые хлопцы не оставили нам выбора и, помахав приветливо рукой, укатили на своей машине в метель. В отличие от нас они знали дорогу.

- Что делать?

Кругом ночь, дороги освещаются скудно, плюс снег валил валом.

Лариска уткнулась в карту, пришлось ей взять на себя роль штурмана, потому что при моем подорванном компьютером зрении рассмотреть, что написано мелко и по-фински – это все равно, что прыгнуть со скалы никуда.

Через некоторое время, использовав все доступные возможности, в том числе: попытку купить атлас дорог на станции, опрос местного населения в виде одного-единственного станционного дежурного, не говорившего ни по-русски, ни по-английски, и, припомнив советы резво укативших бравых парней - ехать прямо, руководствуясь дорожными знаками, мы двинулись в путь, полагаясь на удачу и судьбу, которая нас явно не баловала в этой поездке.

С дороги мы сбились быстро. Лариска пропустила или не опознала знак и нужный поворот. Мы оказались на заснеженной дороге одни. С обеих сторон чернел лес, дорога освещалась светом фар и больше ничем. А мы ехали в темноту и метель не зная, куда. Наконец, показались какие-то дома. Это был небольшой хуторок.

Мы зашли спросить дорогу. К нашему счастью, хозяин немного говорил по-английски, и смог показать на карте где мы неверно свернули и куда надо вернуться, чтобы продолжить поездку в нужном нам направлении.

Кое-как развернулись среди сугробов на узкой полоске дороги и покатили в направлении, откуда только что прибыли. В другую сторону все равно пути с хутора не было.

Сбивались с маршрута мы еще несколько раз, плутая по финским лесам и хуторам, но, все-таки добрались до отеля где-то около часа ночи, превысив расчетное время пути в несколько раз. Мы даже удивились, когда, наконец, увидели указатель нашего отеля на дороге. Причем, плутая по финским периферийным дорогам в ночи, мы не обнаружили  даже заправок. Оставалось радоваться, что бак нашей машины был полон. Об этом позаботились прокатчики.

Отель нам понравился. Все необходимое для отдыха в отеле было. Симпатично, добротно и уютно. Лыжный инвентарь мы нашли утром, и другие зимние забавы были предложены в изобилии.

Отель состоит из коттеджей в карельском стиле (карельской деревни) и огромного SPA-комплекса, куда входит бассейн, спортзал, сауна, spa-процедуры, ресторан и много чего еще. А после сауны можно искупаться в чистейшем озере, для чего оборудована специальная купальня и проделана прорубь, к которой ведет ледяная дорожка с перилами.

Первый раз в жизни я могла попробовать сыграть роль моржа. Лариска увлекалась моржеванием давно, и для нее это было не в первой.

Весь отельный комплекс располагается в лесу, в трех километрах от городка Nurmes.

Можно посмотреть отель здесь:

Карельская деревня

«Цирк отдыхает».

Итак, мы поселились, и машина у нас есть.

Но проблемы продолжают преследовать нас. Мы же упираемся и боремся.

Лариска взяла впопыхах вещи совсем ненужные, которые под руку подвернулись, а нужные остались дома. Купальник, например, отсутствовал.

Тупые финны не позаботились о продаже купальников непосредственно при бассейне. Будете смеяться, но они решили, что зима - не сезон для купальников.

Хорошо, что было с собой черное белье без кружев, а бантики мы отрезали маникюрными ножничками…, так и пришлось обходиться тем, что было.

Мы были не первые и не последние в таком положении. Уже не помню, кто именно из киношных звезд была заснята на пляже именно не в купальнике, а в нижнем белье. Этой фотографии было суждено оказаться на обложке одного из «глянцев». Звезда, не очень-то смущаясь, созналась, что купальник она просто забыла, когда фотограф застал ее на пляже и умудрился сфотографировать.

Лариске не пришло в голову взять обувь на плоской подошве, она погрузилась в поезд в чем была в офисе, и пришлось ей ходить в горнолыжном костюме и городской обуви на высоких каблуках, что вызывало насмешки и косые взгляды окружающих, предполагающих, наверное, легкое поведение особы на каблуках в горнолыжном костюме. Кроме того, это было ужасно неудобно для нее. Но она не унывала.

«Цирк отдыхает».

С обучением катанию тоже не сложилось. Инструктор нашелся только лишь из финнов, не обремененный знаниями других языков. Русские инструкторы обычно подъезжают позже, к «русскому» потоку туристов. Что он ей говорил, было непонятно. Помню, вернувшись с трассы, я их обнаружила на учебной горке, где инструктор лежал на снегу и руками переставлял Ларискины ноги, чтобы она поняла, наконец, что нужно с ними делать. Таким образом, они медленно сползали с горы вдвоем…к максимальному удовольствию окружающих! Даже толстая тетка, которая всегда кричала, чтобы все уходили с лыжни потому, что она не умеет останавливаться и объезжать препятствия, не казалась такой смешной!

Когда же мы вместе решили опробовать спуск с горы на баллоне, где катались даже дети, то благополучно врезались вместе с баллоном в единственное дерево, которое росло сбоку от трассы спуска, сделав при этом красивый вираж в сторону дерева и точно попав в него.

Набили себе шишки и синяки…

Как мы попали именно в это единственное на горе дерево, ума не приложу, но нас тащила туда какая-то неведомая, непреодолимая  сила, которая была сильнее нас.

Венцом всего была наша поездка на горнолыжный курорт Коли (Koli), где мы на обратном пути разбили  прокатную машину и чуть ни загремели в пропасть…

Но, все по порядку.

Решение поехать в Koliкататься, было принято под давлением моего любопытства и Ларискиной наглости, которая была уверена, что кататься она уже умеет и надо осваивать трассы длиннее и сложнее.

Ранним утром мы погрузили лыжи в машину и стартовали. По всем расчетам ехать было часа полтора. Это не проблема.

Финские дороги заснеженные, мы же ехали не по центральным трассам, а ехать в колее после Москвы непривычно.

«Цирк отдыхает».

Ночью выпал снег, так что колея была довольно глубокая.

С маршрута мы опять норовили сбиться, поэтому решили спрашивать дорогу, если такая возможность появится.

Остановили одного мужика, спросили. Мужик сказал, что главное – это не пропустить  поворот, а потом уже легко. Сказал, что едет в эту сторону, и до этого решающего поворота мы можем ехать за ним, там он нам махнет рукой, а потом ему с нами не по пути.

Мы пристроились за его машиной.

Финны ездят очень быстро. На заснеженной дороге, в колее, мужик «втопил» за 100 км/час, а на отдельных участках и быстрее. Я с ужасом смотрела на снежную поземку за его машиной и на спидометр. Пришлось терпеть и стараться не отставать.

Вот и развилка. Мужик свернул, а мы поехали дальше одни, уже лесом по горной дороге и далее, по серпантину наверх.

Доехали без приключений. Погода была отменная, тепло. Лыжня мягкая, кататься приятно. Накатались, пообедали в местном ресторанчике. Я и не заметила, как Лариска ошиваясь у бара и ведя светские беседы, накоктейлилась… А ведь была ее очередь рулить…

Когда я обнаружила эту ситуацию – было уже поздно.

К вечеру стало подмораживать, и дорога обледенела.

Я хотела не ехать, остаться до утра. Но Лариске было море по колено.

Она уговорила меня ехать в отель, куда мне тоже очень хотелось, и где нас ждал вкусный ужин, уютный номер, уж не говорю про spa-центр.

Питание в отеле было на высоте.  Еда очень вкусная, отменно приготовленная. А рыба из соседнего озера вообще не поддается сравнению ни с чем…

Мы медленно сползали по горной скользкой дороге.

Лариска безмятежно дремала на пассажирском сиденье, рядом.

С одной стороны скала, с другой глубокий обрыв, откуда только верхушки сосен и елей выглядывали.

Поворот, еще один, еще…

Тормозить нельзя, это я твердо знала, а машину тянет вниз все больше и больше…

Я похолодела.

И вот оно – нас закрутило.

Как-то удалось затормозить, притеревшись к скале, и не соскочить с обрыва вниз.

Разбили фару, поцарапали и погнули бампер, но целы и мы, и машина (в основном).

Лариска сразу проснулась и протрезвела.

Еще бы!

А меня трясло. И последствия удара – шишку на лбу - саднило.

Правильно говорят

- Пьяным ничего не бывает – на Лариске – ни царапины.

Вышли, осмотрелись. Никого. Кругом лес и пустынная скользкая дорога, петляющая вниз.

Подошли к обрыву, дух захватило. Нам бы там костей не собрать, если бы туда свалились.

Попробовали, машина завелась и вроде бы ехать может.

Кое-как сползли по серпантину дальше, до ровной дороги. Самый обледенелый участок был неблагополучно, но пройден, по дороге доехали до заправки. Темнело.

Надо звонить в прокатную компанию.

Я позвонила. Они спросили об ущербе и  наличии страховки. Страховка у нас была.

Предложили добраться самостоятельно до отеля или ожидать их сотрудника и сдать машину здесь. Мы посоветовались и решили ехать в отель.

Ждать сотрудника надо было часа полтора.

Доехали, поужинали и завалились спать. Не было сил от всего пережитого.

Утром прибыли представители прокатной компании, забрали машину, пригнали нам другую. Сказали, что оценят урон и выставят дополнительный счет на оплату.

Счет оказался не огромным, помогло наличие страховки.

Думать о том, что могло бы быть при худшем раскладе нам не хотелось.

Поездка приближалась к концу,  не стоило портить настроение.

Несмотря ни на что мы часто вспоминаем именно эту поездку, трогательную встречу Рождества и Нового года с финнами и немцами, с обязательными свечками и фонариками на берегу озера (такова финская традиция), и не считаем ее неудавшейся.

Пережитое обогатило наш туристический опыт и, все-таки, мы неплохо отдохнули.

Свежий воздух, ежедневные занятия спортом, хорошее питание сделали свое дело.

Спустя несколько лет мы даже повторили тот же маршрут, но уже все было штатно.

Странно, но вторая поездка, поездка без острых приключений, не так жива в нашей памяти, как первая «неудачная»…

18 апреля 2012 года.

Публикуется впервые.

Фотографии этой поездки есть не в цифровом формате. Тогда у меня еще не было цифровой камеры, поэтому как-то пришлось отсканировать несколько штук для полноты восприятия рассказа. Качество далеко от достойного. Что же тут поделаешь, прошедшее время вернуть невозможно и отснять заново прошлые мгновения не получится.

Готов к критике!
Тэги: Финляндия ,
Анатоль аватар
Анатоль (Пнд, 23.04.2012 - 08:22)

Прочел с удовольствием, написано литературно, если можно так выразиться. «Цирк отдыхает».

Наверное, ваша поездка была намного позже 1990 года. Сразу вспомнил смешной эпизод в поезде Москва - Хельсинки. К нам в купе ввалился в дым пьяный финн. Потом он начал всхлипывать. На вопрос: "Почему?" , финн ответил: Я еду домой страдать. Когда я не пью, я всегда страдаю!"   «Цирк отдыхает».

Да, Лариска твоя веселая дама, если забывала день, когда надо уезжать за границу. "Накоктейлилась".. - хорошее выражение, интеллигентно пеередающее состояние девушек.   «Цирк отдыхает».

Ну хорошо, что все хорошо закончилось, лучше машину ближе к скалам бросить, чем к краю дороги. Верно, такие поездки с приключениями запоминаются надолго, если не навсегда.

ORISHA аватар
ORISHA (Пнд, 23.04.2012 - 11:42)

Прочла с удовольствием, спасибо! Переживала за героинь с первой до последней строчки. Это же настоящее приключение с адреналином! Браво! «Цирк отдыхает».

voyageur аватар
voyageur (Пнд, 23.04.2012 - 16:08)

Анатоль написал(а):

Анатоль, спасибо!

Поездку, правда,  мы выстрадали.

Про "сухой закон" мне финны сказали уже на месте, я не в курсе была и меня это не волновало, потому что я мало пьющая. Даже несколько бутылок водки, которые таможня пропускала, мы не взяли из России, чтобы не тащить лишние килограммы. Потом поняли, что зря. За водку можно было все, что угодно , получить. Так что берите сколько разрешают водки, пригодится, если в Финляндию соберетесь. Она у них в большом почете. Думаю, что и сейчас так же, мало чего изменилось.

Машину я, действительно, специально к скалам притирала, когда закрутило на скользкой дороге. В пропасть слететь не улыбалось, а она (пропасть) была совсем недалеко. На той дороге две машины с трудом разъезжались, слишком много снега навалило накануне.

Потом финны без цепей и шипов ездят даже на своих собственных машинах, не только на арендованных.

Лариска на меня не сердилась из-за аварии, наоборот, она благодарила за то, что я не дала машине слететь с дороги, хотя эта авария стоила нам денег, даже при наличии страховки.

voyageur аватар
voyageur (Пнд, 23.04.2012 - 16:12)

ORISHA написал(а):

Спасибо! Адреналина нам хватало в этой поездке, это уж точно....

А, знаете, интересно так вот ездить, хотя, конечно, небезопасно. Потом есть, что вспомнить и друзьям рассказать.

Сергей Василец аватар
Сергей Василец (Пнд, 23.04.2012 - 18:21)

Какое интересное приключение - ну, в смысле почитать, но самому попадать в такие передряги - удовольствие ниже среднего.

Это был бы отличный претендент на победу в отсутствии  первого рассказа о попадании в тюрьму двух девушек «Цирк отдыхает».

voyageur аватар
voyageur (Пнд, 23.04.2012 - 21:15)

Спасибо за отзыв.

О результатах рано говорить, они еще не подведены.

FIRE LISA аватар
FIRE LISA (Пнд, 23.04.2012 - 23:17)

Сергей Василец написал(а):

Ну не скажите... Лучше 2 денька в тюрьме на казенных харчах провести, да еще в испанской тюрьме, чем сорваться в пропасть с грустным финалом.

WiseSpaniel аватар
WiseSpaniel (Пнд, 23.04.2012 - 23:51)

А по-моему, поездка у вас все равно удалась. Столько приключений. Главное, что закончилось все хорошо, и не пропало желание поехать в Финляндию еще раз. ))

voyageur аватар
voyageur (Втр, 24.04.2012 - 11:38)

FIRE LISA написал(а):

Сергей Василец написал(а):

Спасибо за отзыв.

Тут вы правы. После срыва с серпантина и полета в пропасть шансов выжить у нас было совсем мало.

Поэтому-то я и не пожалела машину, притеревшись к скале.

Срабатывает шестое чувство самосохранения, времени оценивать и взвешивать за и против нет.

Бывают такие ситуации в жизни.

Потом, когда мы смотрели вниз, куда могли бы спланировать, мы не очень-то понимали даже, что нас ждало.

Понимание пришло позже, при разборе полетов.

Можно, конечно, описать, что думалось, подробно.

Но не стоит пугать читателя. Я не любитель страшилок.

И так ясно, что при такой дороге надо крепко подумать, когда за руль садишься.

voyageur аватар
voyageur (Втр, 24.04.2012 - 11:52)

WiseSpaniel написал(а):

Спасибо за отзыв.

А я и сама не считаю поездку неудавшейся.

Она была бы такой, если бы мы обе оказались на больничной койке или того хуже, как итог несерьезного отношения к деталям и условиям зимней трассы.

Но все обошлось несмертельной суммой выплаты за ремонт машины, да собственными страхами.

Так что это очень неплохой финал истории.

Во всяком случае, я теперь более внимательна, когда сажусь за руль, да еще с пассажиром.

Интересно, что прокатчики не считали своей ошибкой предоставление машины без комплекта цепей в зимний период. Они отписались, что это типа дополнительный сервис по запросу, а мы де не запрашивали. А шипованную резину в Финляндии использовать запрещено.

Это замечание для тех, кому придется арендовать машину в зимний период. Все тонкости каждой страны надо знать.

Между тем, во Франции, когда я брала машину зимой,  цепи лежали в багажнике без всякого дополнительного запроса, т.е. были в комплекте.

FIRE LISA аватар
FIRE LISA (Втр, 24.04.2012 - 21:57)

А почему запрещена шипованная резина?

voyageur аватар
voyageur (Втр, 24.04.2012 - 22:31)

FIRE LISA написал(а):

А почему запрещена шипованная резина?

Кто ж их знает? Финнов-то. Такие порядки.

Я слышала, что наши машины при пересечении границы с Финляндией заставляют переобуваться, если на шипах приехали, как у нас это принято.

Прокатные машины точно только на зимней резине дают, да и у самих финнов другой резины я не видела.

Фил аватар
Фил (Втр, 24.04.2012 - 22:40)

Увлекательная история - особенно когда читаешь ее, сидя в уютном доме «Цирк отдыхает». С жарким интересом прочитал про Ваш отдых в морозной снежной Финляндии. Спасибо!

Кстати, огромный бревенчатый дом Bomba - это вывезенный финнами из Русской Карелии "дом Бомбина". И любовно ими отреставрированный «Цирк отдыхает».

voyageur аватар
voyageur (Чт, 26.04.2012 - 11:42)

Фил написал(а):

Да, Фил, вы правы, дом русский. В этом доме теперь ресторан. Очень даже уютный. Везде русский след... как ни крути.

Я особо не распространялась про отель, здесь это не принято, но сразу написала, что отель нам понравился.

И сам отель, т.е. постройки и номера, и территория, и сервис, и spa-комплекс.

В дни католического рождества было не так много народа, русские туристы практически отсутствовали.

Зато в Новый год они приехали автобусами и стало неуютно от огромного количества народа, да и сервис сразу ослаб.

Но нам было уже по-фигу, мы уезжали.

Спасибо за отзыв!

Stream аватар
Stream (Вс, 29.04.2012 - 21:20)

Героические девушки:)

Финские дороги не обрабатывают ничем зимой из-за зеленых соображений... Ни первый раз слышу про заносы на дорогах  в Финляндии зимой... Ваша подруга заработалась , забыв про  дату отъезда:)) Наверное, поэтому вещи лучше собирать за неделю:)

voyageur аватар
voyageur (Ср, 02.05.2012 - 20:59)

Stream написал(а):

Героические девушки:)

Спасибо за отзыв.

Вы правы - моя подруга заработалась, ведь конец года был, так что запарка. Вот она даты отъезда и перепутала.

Я тоже пришла к выводу, что вещи надо собирать раньше, пусть стоит чемоданчик практически готовый, не помешает, а то заторопишься и впопыхах забудешь что-то важное.

А дороги в Финляндии не обрабатывают реагентами, финны как-то спокойно относятся к трудностям зимних дорог, наверное, привыкли.

Нам-то это было впервой, поэтому мы и нарвались.

Но мы все равно хорошо отдохнули, синяки прошли, а что вспомнить, осталось.