Ἀληθῶς ἀνέστη! Пасха русская, пасха греческая. Часть 1

Метеоры, Греция. Новый Иерусалим, Подмосковье, апрель 2011
Ἀληθῶς ἀνέστη! Пасха русская, пасха греческая. Часть 1
 
В Венецию едут на карнавал, в Рио - тоже... В Милан едут осенью на съезд шопоголиков за всяческими новомодными тряпками, в Москву - на день города, всласть похлебать... шипучки на Тверской. А когда лучше ехать в Грецию? Не просто погреть пузо на пляжах Халкидиков, а чтобы проникнуться духом этой страны? О Рождестве в Афинах я уже писала. Теперь - о Пасхе во всех-всех деревеньках и городах Эллады, и прежде всего в Метеорах. Всё познаётся в сравнении. Очень надеюсь, что мои читатели прочтут эту статейку где-нибудь в Вербное Воскресенье или на Страстной неделе. Тогда им что-то из нижеизложенного может пригодиться… Итак. По традиции уже с утра в чистый четверг полагается красить яйца и печь куличи. А знаем ли мы, как обосновался и развился у нас этот обычай? Мы многое заимствовали из православной Греции. Поэтому у нас с тамошними чертами светлого праздника немало похожего. Давайте сравним?
 
Ἀληθῶς ἀνέστη! Пасха русская, пасха греческая. Часть 1
 

По традиции уже с утра в чистый четверг полагается красить яйца и печь куличи. А знаем ли мы, как обосновался и развился у нас этот обычай? Мы многое заимствовали из православной Греции. Поэтому у нас с тамошними чертами светлого праздника немало похожего. Давайте сравним? Там в Великий четверг (Мегалос Пемпти) яйца опускают в красный краситель. Без престроты. А в домах благоухает «цурекия», свежий сдобный кекс. В Великую (по-нашему, Страстную) пятницу весь день колокола бьют печально. А вечером начинается «Перифорату эпитофиу», то есть имитация похорон Иисуса. Из церкви выносят деревянный паланкин, украшенный цветами. Под пение псалмов обходят с ним каждый уголок мелкого населённого пункта или микрорайон крупного города, а потом возвращаются в базилику, где проходит служба. В больших храмах Эпитафиос сопровождает военный караул, и играет военный оркестр.

 

Ἀληθῶς ἀνέστη! Пасха русская, пасха греческая. Часть 1

 

Христово Воскресенье празднуется с вечера Великой субботы до рассвета. В полночь, одновременно с радостным перезвоном с колоколен, люди жгут бенгальские огни и даже петарды. Грохот и фейерверки, по обычаю, самые яркие и шумные в году. В Афинах и Салониках пальба и стрельба масштабнее и обильнее, чем даже на Новый год.  Но в храм приносят не пиротехнику, а «Ламбадес», специальные толстые белые свечи. Нередко это настоящие произведения прикладного искусства с бантиками, цветочками и игрушками… Однажды в деревне Неа-Потидеа в 60 километрах от Салоник я увидела такую нарядную свечу… с куколкой в виде байкера Харлея. Цена таких свечей доходит до 22 евро, но размер приблизительно одинаков – калибр 35 сантиметров длиной и около полутора сантиметров диаметр нижней части. Ламбадес зажигают от свечи священника в первые минуты торжества под восклицания «Христос Анести!» и «Алифос Анести!», соответствующие нашим «Христос Воскресе» и «Воистину воскресе». Это сигнал к началу праздника и окончанию поста. Около часа по полуночи греки возвращаются из церкви домой и садятся за праздничный стол.

 

Ἀληθῶς ἀνέστη! Пасха русская, пасха греческая. Часть 1

 

 

Ну а чему же учит нас русский обычай? Как рассказала мне педагог-фольклорист Ксения Федосова, в понедельник на Святой седьмице является фактически таким же по нормам поведения, молитв и питания, как Чистый понедельник начала поста. И, даже если в местной традиции нет особого дня понедельника как «чистого», то со среды-четверга (в советское время это было строго запрещено, хотя к тому же сроку, как правило, подгадывали и субботник), совместными усилиями мать и отец семейства на юге должны были перебеливать всю хату.

 

Ἀληθῶς ἀνέστη! Пасха русская, пасха греческая. Часть 1

 

На севере мелкими камешками или песком «шоркали» (очищали) деревянные полы от накапавшего за зиму воска, обязательно мыли столы, стены и потолки. Во многих местах эта энергичная очистка всего и вся песком добиралась и до икон. Причём до такой степени, что лики из-за этого постепенно стирались. В общем плане это означало внешнюю подготовку жилища и себя самих к важному событию. Потом особо выделяется Великий четверг. Хитрость его в том, что в нашей фольклорной традиции все бытовые ритуалы полагается делать до восхода солнца. От всякой нечисти дабы избавиться, полагалось принести из леса-поля окурить все углы вереском (можжевельником – в северных краях), а потом подоткнуть сгоревшую ветку под матицу.

 

Ἀληθῶς ἀνέστη! Пасха русская, пасха греческая. Часть 1

 

Чтобы ребёнок весь следующий год рано вставал, учился и не ленился, его в Чистый четверг полагалось растолкать как можно раньше. Опять-таки, как можно раньше надо было пойти покормить дворовую скотину, испечь хлеб, рыбак должен порыбачить с утра (даже если речка далеко, разрешалось забросить удочку с крыши избы), гармонист – поиграть, что на весь год обеспечивало бы прибыль, достаток и удачу. А ещё, чтобы водились деньги, их определённым образом пересчитывали. Брали копеечку, говорили – вот, тысяча… Так же «пересчитывали» платье, чтобы появлялось новое, ворошили муку и лук, чтобы всего этого было много. У каждой хозяйки, разумеется, много было тайных подобных пожеланий, чего в Великий четверг у небес попросить прибавить в своём быту.

 

Ἀληθῶς ἀνέστη! Пасха русская, пасха греческая. Часть 1

 

И с этого же дня, с Великого четверга, начинали готовить особые хлебы. Они использовались в дальнейшем не только как пасхальные куличи, но и как поминальные. Ну и вообще, такой «четверёжный» хлеб и перекалённая в печке «четверёжная» соль потом хранились весь год аналогично тому, как православные берегли крещенскую святую воду, что использовалась по-разному. И когда заболел кто-то, или когда есть подозрения, что в доме что-то неладно – сбрызгивали углы, пили сами маленькими глоточками, умывались для красоты и свежести лица, «обиды-слёзы отмывали».

 

Ἀληθῶς ἀνέστη! Пасха русская, пасха греческая. Часть 1

 

Яйца красили тоже с четверга. Красителей особых разноцветных (продающихся сейчас на каждом углу) в старых русских деревнях не было, использовалась, в основном, луковая шелуха.  Изредка использовали кору дуба, дававшую коричневатый бурый цвет. Таким образом, аутентичность традиции, помнящей эпизод, когда красное яйцо Мария Магдалина протянула императору как символ жизни, в нашей глубинки поддерживалась, скорее, в силу ограниченности возможностей и бедности выбора. По мнению фольклористов, зелёное-оранжевое разноцветье пасхальных яиц на Пасху в городе – скорее рань развлечению, чем соблюдение традиции.  

 

Ἀληθῶς ἀνέστη! Пасха русская, пасха греческая. Часть 1

 

Пасха – творожная сладкая масса с изюмом, как объясняет кандидат филологических наук Ксения Федосова, в деревнях практически не встречается. Только в тех, что близки к крупным городам и оттуда многое заимствуют. В деревне Пасха как событие является сигналом к окончанию поста и разрешению употреблять молочные продукты, которые в течение всего поста копятся. Ведь коров-то доили вне зависимости от сезона и религиозного календаря, а если на данный вид продукции животноводства действует ограничение – куда девать молоко? Сбивали сыр и масло, делали творог, морозили в ледниках, но всё равно запасы нетронутые оказывались внушительными. Постились, кстати, очень жёстко. Даже детей это касалось без всяких поблажек. Да и что там… Ребятни рожали много, ничего особенного, если кого-то из-за недостатка кальция хватит рахит или подобная напасть. Значит, так угодно Богу. Не будем спорить. Так было принято.

 

Ἀληθῶς ἀνέστη! Пасха русская, пасха греческая. Часть 1

 

Ну да ладно, не стоит о грустном. В наши дни уже понятно стало, что ограничения в пище означали чисто хозяйственный ход сохранения поголовья скотины и припасов в голодное весеннее время. А как иначе удержать серого неграмотного человека? Только страхом неведомой кары. Продолжим сравнение отечественных традиций и того, как празднуется Пасха в аутентичной «ортодоксальной стране», в православной Греции. Продолжение следует

 

Ἀληθῶς ἀνέστη! Пасха русская, пасха греческая. Часть 1

 

 

 


Готов к критике!
Тэги: Греция ,
1 голос | Комментарии Оставить комментарий
vibas аватар
vibas (Вс, 08.04.2012 - 11:22)
Регина, как хорошо в преддверии Пасхи почитать про греческий вариант ее празднования! Эх, еще бы фотографий эпитафиоса! А эти фотографии - в Новом Иерусалиме? Про четверг очень важно - детей растолкаем ни свет ни заря!!! ))
Регина Лукашина аватар
Регина Лукашина (Втр, 10.04.2012 - 11:54)

vibas написал(а):

Регина, как хорошо в преддверии Пасхи почитать про греческий вариант ее празднования!

 

Да, Витя! Я и сама знаю, что надо было бы выбраться на Пасху в Афины, только на этот раз не получается по времени - работы много. А консервировать рассказ не хотелось. Пользуясь случаем - Христос Анести! (это авансом). Огромный привет твоей супруге. Детей, к сожалению, пока увидеть не удалось)))

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
X
Укажите Ваше имя на сайте TourBlogger.ru
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка...