Ангкор Ват. Могущество человека и природы.

Камбоджа, Сием Реап, октябрь 2011

Уже не раннее, но все еще утро. Рассматривая мелькающие пейзажи вокруг, можно на какое-то время представить себя Анри Муо. Ведь именно ему предписывают сделанное в 1860 году «открытие» такого невероятного места как Ангкор Ват. Хотя Анри в прямом смысле не открывал Ангкора, так как место это по настоящему затерянным никогда и не было. Там всегда жили и живут монахи. Именно благодаря им мы все еще можем прикоснуться к легенде. Да и не на удобном тук-туке пробирался французский исследователь по этим местам. Ну и что? Помечтать ведь иногда можно!

1.



После получения именного билета (именного, так как на нем ваше фото, так что в день покупки билета лучше выглядеть симпатично и узнаваемо), прыгаем обратно в тук-тук. Мимо проносятся ярко-зеленые, очень насыщенного цвета джунгли, оттеняемые оранжево-красной землей. Обгоняют камбоджийцы на всевозможных транспортных средвствах, для некоторых из них и названия не подобрать. Я не о камбоджийцах, а о средствах передвижения. Они спешат на работу. В отличае от Тайланда, в Камбодже принято работать. 

2.


Вобще в джунглях, окружающих Ангкор, живет очень много беднх камбоджийцев. В своих, сколоченных из чего попало, домиках. Случается, что, бродя по лесам и развалинам храмов в некотором отдалении от основных троп, натыкаешься на такой вот домик, с его поселенцами, детишками, играющими вокруг. Это вырывает из дум о событиях прошедших дней и возвращает к настоящему времени. Прогрессивному и беспощадному. Эти камбоджйцы, живущие в лесах, в основном и обслуживают посетителей Ангкора. 

Но есть и другие неожиданности и интересные открытия в джунглях вокруг Сием Риепа. На этой территории расположены два основных комплексадревней столицы Камбоджи Ангкора: Ангкор Ват и Ангкор Том. Ну и конечно же несметное количество других, не менее древних и не менее загадочных храмов и построек. Начнем мы, пожалуй, с Ангкор Вата. 
В старые времена, в период между 800-1500гг. на территориях современных Тайланда, Камбоджи и Лаоса существовало могучее феодальное государство Камбуджадеша (Ангкорская Камбоджа, Ангкорское королевство) со столицей в городе Яшодхарапура (Святой или Главный город). Нам этот город больше известен под именем Ангкор. 

После того, как дворец Яшорвармана I был разрушен при набегах, правитель принялся в сжатые сроки строить новую столицу в географически очень удобном месте. Его –то и можно считать основоположником Ангкора. Выгодное георафическое положение, позволяющее заниматься земледелием и обеспечивающее защиту, способствовало стремительному развитию и укреплению города. С развитием Ангкора связана еще одна мистическая история. Если посмотреть на расположение основных объектов, то они складываются в точную копию созвездия Дракона в день весеннего равноденствия. Возможно, город задумывался как зеркальное отражение неба для гармонизации отношений между небом и землей. И как следствие гармонии он достиг такого потрясающего развития. 

Время не стояло на месте, и после Яшорвармана I на престол взошел Индраваман, который добавил несколько построек к комплексу города. Во время своего правления Джаяварман IV перенес столицу в Ко Кер. Но через 14 лет во времена Раджендравамана II (писать эти имена, между прочем, сложнее,чем читать) столица вернулась в Ангкор. Венцом развития города стало строительство храма Ангкор Ват королем Суряварманом II. При нем население города достигло 1 миллиона человек.

Ангкор Ват (Город – Храм)был выстроен как храм бога Вишну, который ассоциировался с западом. Кроме того, Город – Храм задумывался для возвиличия правителя и в качестве его усыпальницы, чтобы поместить туда его прах после смерти. Возможо, именно это объясняет отличительную особенность храма. В отличае от других, Ангкор Ват ориентирован на запад и вынужден провожать заходящее солнце. Сложно поверить в то, что такое масштабное и при этом такое грациозное творение могло было быть построено обыкновенными людьми в те далекие времена. Подъезжая к Ангкор Вату, следуя вдоль рва - пруда, окружающего его, всматриваясь в стены и виднеющиеся башни, ловишь себя на мысли о том, что тебе чудяться мистические картины. Ведь у такого творения может быть только божетсвенное происхождение. Какое именно? А вот такое, на пример. Ангор-Ват был воздвигнут сыном бога Индры. Однажды, он побывал в небесных чертогах своего отца. И так ему понравился коровник Индры, что Пра Кета Меалеа, а именно так незатейлево звали юношу, решил построить у себя дворец, точно напоминающий понравившееся здание. Окружающие деревья нашептывают свою версию воздвижения Ангкор Вата. Бог солнца Индра принимал как-то у себя во дворце своего любимца, принца Пра Кета Меалеа. Но тот не смог ужиться с населяющими дворец небесными танцовщицами, и вернулся обратно. И тогда Индра построил на земле для юноши точно такой же дворец, в котором тот когда-то гостил. Ангкор Ват является воплощенным в камне представлении о городе небес, распространненом в индуизме. Он как бы парит над мостом, на прудом, манит к себе и увлекает в высь. 

Абсолютно зачарованный выбираешься из тук-тука и ступаешь на каменный мост, ведущий ко входу на территорию храма. На мосту сливаются воедино настоящее и прошлое, как было, как есть и как может быть. Ведь сам мост разделен на две части. Левая часть – это как выглядел мост до реставрации. Правая – то, как мост выглядит после раставрации и каким от был столетия назад, до нашествия джунглей. И ты идешь по границе времен, к воротам, через которые попадешь к чуду. 
Ангкор Ват – это символ горы Меру на земле. В древнеиндийской мифологии, а Ангкор Ват являлся изначально был индуиским храмом, описывается огромная золотая гора, центр земли и Вселенной. Вокруг Меру вращаются Солнце, Луна, планеты и звезды. Именно там живут высшие боги. Семь кругов вокруг центральной башни символизируют семь уровней горы Меру. Три терассы храма – это три основы: замля, ветер и вода – на которых стоит великая гора. А рвы, наполненные водой, представляют собой Космический Океан. Как Меру, Ангкор Ват притягивал людей, поселившихся вокруг. А в наше время притягивает все большей и больше туристов. 

3.


4.


Пройдя через гопуру (вход, надвратный павильон), путник как бы отгоражтвается от внешнего мира. И встает на длинный и прямой путь к Храму. Величественно возвышаются башни. Дорога сама ведет тебя. Следуешь по длинной насыпи с Нага-баллюстрадами. Наги – это мудрые и часто злабные змеи, духи воды, отетственные за дождь, плодородие, наводнения и засухи. Эти баллюстрады символизируют связь мира людей, за стенами Храма, и мира богов. Проходя по насыпи по бокам вы увидите здания. Назначение их пока так и не удалось достоверно определить. Но условно их называют библотеками, поскольку внутри были найдены многочисленные артефакты и религиозные предметы. Возможно, здания использовались в ритуальных целях. 

5. "Библиотека"


По мере приближения к храму создается удивительное впечатление, что здание растет, увеличивается в размерах. Такой эффект создается за счет того, что террасы имеют разную вышину. Оказавшись перед терассой Храма, ощущаешь полную мощь здания. Но нет чувства тяжести, или того, что Храм надвисает над тобой и давит. Наоборот, хочется двигаться дальше, вперед, подняться на башни и вознестись вместе со зданием над окрестностями. Окунуться в гармонию и спокойствие, расствориться вних. 

6.Вход на первый уровень храма.


7. 


8.


9.


Но все по порядку. Тут не хочется спешить. Не смотря на довольно большое количество туристов, в галлереях ощущаешь тишину и спокойствие. Стены их украшены потрясающими барельефами, повествующими о древних индуиских эпосах и народных преданиях. На этот уровень могли взойти абсолютно все жители древнего города. В давние времена не все из них владели письменностью. И такие барельефы были доступным способом рассказать простому народу о легендах, мифах, божествах и об истории. Чтобы понять изображенное, нужно следовать против часовой стрелки. Что тоже является необычным для храма. Барельефы - восемь гигантских эпических панно двухметровой высоты - занимают площадь около 1200 кв. метров. Эти галлереии служили для обхода храма во время процессий. Они никак не сообщаются с внутренними помещениями. Ведь внутрь могли попасть только король и священнослужители. 

Можно очень долго бродить по галереям, рассматривая сюжеты барельефов, слыша только отголоски своих же шагов. Прохлада и полумрак окружат тебя, создают мистическую обстановку вокруг. Перед глазами проплывают сцены из эпосов Рамаяна и Махабхарата. Западная часть галлереии рассказыват нам о Битве при Ланке (Рамаяна) и о Битве при Курукшетре(Махабхарата). Южная стена галлерии повествует об исторических событиях страны кхмеров, о шествии Сурьявармана II. Но и тут не обошлось без мифологии. Также упоминаются 32 ада и 37 небес индуиской мифологии. На небесах праведные ведут праздную жизнь. А вот ад – для каждого свой, в зависимости от провинности. Повредившим чужую собственность ломают кости; воришки замерзают в вечном холоде; чревоугодников разрывают пополам; на воров риса вылевают расплавленное железо. 37 раев, в сравнении с этими «веселыми картинками», выглядят скучновато. На восточной стене изображена, пожалуй, сама яркая из сцен – Пахтание молочного океана. После того, как слон Индры сбросил венок из цветов, подаренный мудрецом, деваты были прокляты обиженным мудрецом. И верх над нимим взяли апсары. Деваты пришли за советом к Вишну. И было решено сболтать моочный океан, чтобы получить эликсир бессмертия и вновь обрести силу. Для этого приспособили гору Мандару в качестве мутовки и змея Васуки в качестве веревки. Деваты и асуры держали змея с обеих сторон и таким образом стали сбалтывать океан. В ходе нескольких перепитий им все таки удалось получить эликсир бессмертия. Вишну хитростью, обративгись в прекрасную девушку Мохини, помог деватам отобрать амриту у асур. Отведав элексира деваты смогли снова обрести свою силу и вернуть свое могущество. Северная част галлереии рассказывает о победе Кришны над Баной и о битве между богами и асурами. 

10. Галереи первого уровня. 


11.


12.


Пора пройти чуть дальше, вглубь храма, ощутить себя приближенным к королю, его свите, или же превратиться в одного из священнослужителей, отрешившегося от внешнего мира и посвятившему себя медитации. Стены внутри храма также покрыты резьбой. И чаще всего на колоннах и в нишах встречается изображение апсар – богинь, небесных танцовщиц. Не возможно найти двух одинаковых. Стоит только присмотреться, как сразу замечаешь различия в сертах лиц, украшениях, позах. Когда на улице пасмурно, то апсары как бы замирают. Но стоит только солнечным лучам проползти внутрь Храма, как апсары будто оживают и начинают свой грациозный танец. Каждое движение - отлично от предыдущего. Каждое – наполнено легкостью и имеет свой смысл. Оно возникает, задерживается на несколько секунд и исчезает. 

13.


14.


15.


Не спеша, добираемся до пяти башен, венчающих Храм. Высота центральной башни – 65м. А высота всего Храма – 75м. У подножья башни вдруг ощущаешь себя печсинкой в потоке времени. Чтобы взобраться на нее, нужно преодолеть ряд очень крутых и очень узких ступеней. Лучше даже и не думать пока о том, каким веселым и задорным будет спуск. Подъем по лестницам на верхний уровень храма должен символизировать восхождение на великую гору Меру. Высота летсниц всего 11 метров. Но уровень наклона, от 50 до 70 градусов, делает преодоление этого небольшого расстояния настоящим испытанием. Самое потрясающее впечатление возникает, как только взгляд улетает в окно и покидает пределы храма. Ты просто паришь над окрестностями Ангкора, уносишься вместе с ветром далеко-далеко. Пролетаешь над озером, изумрудными кронами деревьев, оранжево-красными лентами дорог. Все дальше и дальше. На сколько только позволяет зрение. Пока голова не начинает кружиться от такого калейдоскопа. Одна европейка, попав на эту башню, влюбилась в открывшийся вид. Бесповоротно. Сильно. На столько, что пожелала, чтобы прах ее после смерти развеяли над окресностями Ангкора. Чтобы остаться с этим простором навсегда. Говорят, что желание дамы исполнили в 1936 году. 
И тут приходит в голову мысль, а чтоб было бы, если бы в 1432г. После очередного тайского наега на эти земли, столицу бы не перенесли в Пном Пень? Как развивалось бы государтсво? Каким был бы Ангкор Ват, если бы его не поглотили джунгли? Даже после того, как Ангкор был заброшен и исчез в зарослях тропической растительности, тут жили монахи. Они то и сыграли ключевую роль, сумев спасти от жесткого натиска природы величественные постройки. 

16.


17.


18.


И вот солнце клонится к горизонту, сначала окрашивая Ангкор Ват в пастельные розово-золотистые тона, а потом окутывая его, словно газовым шарфиком, легкой сиренево-голубой дыкой. Тут можно встретить рассвет, побродить по рохладе галерей в дневные часы, проводить солнце за горизонт. В любое время Ангкор Ват прекрасен. В любое врем в нем есть своя, особенная изюминка. Сюда можно вернуться не один раз. И заново пережить все эмоции. 

19.


П.С. В Ангкоре ведутся реставрационные работы, поддерживаемые разными странами. Это и велики вклад, и большая проблема. Ведь кажда страна, в первую очередь, учитывает свои национальные и культурные особенности. Забывая порой о самом Ангкоре. Да и каждый реставратор подобен Богу. Он решает, в каком стиле восстановить то или иное здание. Придать ему внешний вид эпохи индуизма или буддизма. Но мы ведь не творцы и не можем так поступать с тем, что нам дано. И чем дальше развивается проект, тем, возможно, больше искажений истории мы будем наблюдать. 

П.П.С. Существует теория о подтасовке результатов нескольких исследований. Она говорит о том, что реальный вораст Ангкора намного младше. Что Ангкор Ват был построен в 18-19 веках. Возмо. Это одно из мнений и оно имеет право на существование. Но даже это не умаляет красоты и мистического очарования Ангкора.


Тэги: Камбоджа ,
1 голос | Комментарии Оставить комментарий
Любава аватар
Любава (Ср, 25.01.2012 - 22:09)

Где - то люди гробят историю, где -то джунгли...

Неужели можно было предать забвению ТАКОЕ?!

 Красота необычайная, таинственная... Моя мечта - древняя Азия. Надеюсь сбудется. Спасбо за возможность увидеть то, о чём можно мечтать.

YO аватар
YO (Чт, 26.01.2012 - 00:18)
Anna_imp аватар
Anna_imp (Чт, 26.01.2012 - 04:56)

откуда снимали? с вертолета? или?

YO аватар
YO (Чт, 26.01.2012 - 07:25)

С вертолёта, Шарик левее и ниже.

 


ФотоЁ!
Модератор аватар
Модератор (Чт, 26.01.2012 - 18:10)

Анна, очень необычные фотографии у Вас получились. Как правило, снимки все сделаны под палящим солнцем, у Вас же - на фоне довольно мрачного неба, реально уникально, не помню, чтобы встречала такие. Да и вообще, интересные Вы точки избирали, фото Ангкора забит инет, а Ваши интересно смотрятся.

Скажите мне, пожалуйста, ровно год назад весь комплекс был в лесах и зеленых этих тряпках реставрационных, я даже обрадовалась, что по техническим причинам так и не доехала до Сием Рипа. Сейчас там как?

YO аватар
YO (Чт, 26.01.2012 - 19:57)

Оль, отвечу за автора - она ездила в мокрый сезон. Поэтому облачно.

 

Ремонт - см. кадр выше. Сделан 2 недели назад.

Anna_imp аватар
Anna_imp (Чт, 26.01.2012 - 21:37)

эх..жаль не получилось на вертолете посмотреть. но мой напарник по путешествию не оценил идею, а одной бы не потянула ((( Ездила я в начале-середине октября. Сезон дождей уже закончился. Точнее, только закончился. Но вот погода еще не устоялась. Потому и небо такое. Я расстраивалась по началу, но в итоге интересно получилось. Реставрации там еще шли. На пере фото видно. Но не так, что все-все было в лесах. Видимо, до сих пор частично леса остались. Но впечатление не сильно портят. 

YO аватар
YO (Пт, 27.01.2012 - 21:37)

сильно то не расстраивайся, они минимум с тремя пассажирами летают.

 

в последний вечер случайно увидели рекламу - какие-то ребята на мотодельтапланах летают - вот это, пожалуй, интереснее.

Anna_imp аватар
Anna_imp (Сб, 28.01.2012 - 05:04)

ну значит будет повод вернуться! ))) пойду искать, что такое мотодельтоплан ))

Ranton аватар
Ranton (Вс, 29.01.2012 - 20:01)

Мне очень понравилось..

Такое бархатное изящество.. Дозированное и запоминающееся.

Спасибо, Анна.

YO аватар
YO (Вс, 29.01.2012 - 20:15)

Anna_imp написал(а):

ну значит будет повод вернуться! ))) пойду искать, что такое мотодельтоплан ))

 

В детстве бумажные самолётики из тетрадных листов не делала?

Вот такая же фигня, но с мотором.


ФотоЁ!
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
X
Укажите Ваше имя на сайте TourBlogger.ru
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка...