Белорецк и окрестности. Часть 4. На велосипедах. Арский камень.

Белорецкий район, август, 2019
Ранним утром добрались с Айгира на электричке в Инзер, где находилась наша машина. Пока мы разгуливали по горам и лазили по скалам, велосипеды скучали в машине. До Белорецка поехали на машине. Всю дорогу был густой туман. Ничего впереди себя не видно. А дороги здесь не скучные: спуски и подъемы, повороты и зигзаги. Пока тянулись горные перевалы, всё было в тумане. Как только горы закончились, туман резко рассеялся. Причем рассеялся в одно мгновение: раз и исчез!

Добравшись до Белорецка, остановились около Металлургического комбината. Машину решили оставить здесь. А сами поехали на велосипедах по Белорецку и по недалеким окрестностям.

Белорецк — столица горной Башкирии. В горной Башкирии всего один город - Белорецк. Он находится в 4-5 часах пути от Уфы и в 1,5-2 - от Магнитогорска. Белорецк - это такой как бы филиал Горнозаводского Урала в Башкирии: в 1750-60-е годы Демидовы, Твердышовы и Мясниковы основали в горах 9 заводов, большинство из которых ныне стали обычными сёлами - Кага, Узян, Тирлян. Белорецкий завод всегда был здесь самым крупным. Белорецк расположен в глубокой котловине между километровыми горами, а на дне котловины высокий холм. Город прекрасно вписывается в ландшафт, представляет собой единое целое с долиной, горами и прудом. Такой синтез города и природы в России огромная редкость.

Центр Белорецка представляет собой прямоугольник, застроенный капитальными домами, включая многоэтажки. Он стоит на это самом холме в долине. По одну сторону холма - частный сектор, возможно даже дачные участки, а по другую - завод. Завод был основан относительно малоизвестными промышленниками Твердышовыми и Мясниковыми в 1759 году, на месте нынешнего Тирляна. В 1762-67 - перенесен на нынешнее место, став главным заводом в Башкирии.

Блоги наших зайчиков-путешественников

Блоги наших зайчиков-путешественников

Блоги наших зайчиков-путешественников

Блоги наших зайчиков-путешественников

Блоги наших зайчиков-путешественников

Блоги наших зайчиков-путешественников

Блоги наших зайчиков-путешественников

Блоги наших зайчиков-путешественников

Блоги наших зайчиков-путешественников

Блоги наших зайчиков-путешественников

Блоги наших зайчиков-путешественников

Блоги наших зайчиков-путешественников

Блоги наших зайчиков-путешественников

Блоги наших зайчиков-путешественников

Блоги наших зайчиков-путешественников

Блоги наших зайчиков-путешественников

Блоги наших зайчиков-путешественников

Блоги наших зайчиков-путешественников

Блоги наших зайчиков-путешественников

Блоги наших зайчиков-путешественников

Блоги наших зайчиков-путешественников

Блоги наших зайчиков-путешественников

Блоги наших зайчиков-путешественников

Блоги наших зайчиков-путешественников

Блоги наших зайчиков-путешественников

Блоги наших зайчиков-путешественников

Блоги наших зайчиков-путешественников

Блоги наших зайчиков-путешественников

Блоги наших зайчиков-путешественников

Блоги наших зайчиков-путешественников

Блоги наших зайчиков-путешественников

Блоги наших зайчиков-путешественников

Блоги наших зайчиков-путешественников

Блоги наших зайчиков-путешественников

Блоги наших зайчиков-путешественников

Блоги наших зайчиков-путешественников

Блоги наших зайчиков-путешественников

Блоги наших зайчиков-путешественников

От завода начинается пруд на Белой реке. На одном из берегов гора Мраткино (795м). Сейчас здесь горнолыжный комплекс «Мраткино». Пруд как будто разделяется на две стороны: город и завод. Со стороны завода нет доступа к пруду.

Блоги наших зайчиков-путешественников

Блоги наших зайчиков-путешественников

Блоги наших зайчиков-путешественников

Блоги наших зайчиков-путешественников

Блоги наших зайчиков-путешественников

Блоги наших зайчиков-путешественников

Блоги наших зайчиков-путешественников

На заводской стороне находится паровоз и два тепловоза. Это памятник Белорецкой узкоколейной железной дороге. Эта система построена в 1909-15 годах. Сквозное движение по ней открылось в 1912 году. Очень непросто было провести эти 145 километров рельсового пути через многочисленные горные перевалы, в исключительно тяжёлых условиях. Белорецкая железная дорога стала выдающимся достижением инженерной мысли. Для старинных заводских посёлков, через которые она проходила, приход поезда означал второе рождение.

Эта железная дорога была одной из самых длинных и живописных в России. Она являлась основным транспортом для многих населенных пунктов (в том числе заводских поселков Тирлян и Тукан), а до 1970-х годов - самой прямой дорогой во внешний мир: вела прямиком к Транссибу. Это железная дорога с удивительной и трагической судьбой. Дорогу закрыли в 2007 году, с особым цинизмом - во время подготовки в 95-летнему юбилею.

Половина нашего запланированного пути проходила как раз по этой узкоколейной железной дороге. Сейчас шпалы уже не сохранились. Их разобрали. Но дорога осталась неровной. По ощущениям, как будто едешь по шпалам. От Белорецкого водохранилища на реке Белой мы поехали на велосипедах вдоль реки. Как только отъехали от города, сразу же погрузились в тишину. Места здесь безлюдные. Казалось вот-вот выскочит из леса медведь. Туман на реке ещё не совсем рассеялся и создавалось какое-то необычное сказочное ощущение. На противоположном берегу реки сквозь туман просматривались горнолыжные спуски «Мраткино». Сначала мы не поняли, что это именно горнолыжные спуски. Они ровными большими трассами спускаются прямо в реку Белую. Было немного свежо и прохладно. Но день обещал был жарким. Сначала пришлось ехать по мокрой траве. И уже в самом начале пути мы вымочили ноги. Через некоторое время обувь высохла.

Блоги наших зайчиков-путешественников

Блоги наших зайчиков-путешественников

Блоги наших зайчиков-путешественников

Блоги наших зайчиков-путешественников

Блоги наших зайчиков-путешественников

Блоги наших зайчиков-путешественников

Блоги наших зайчиков-путешественников

Блоги наших зайчиков-путешественников

Блоги наших зайчиков-путешественников

Блоги наших зайчиков-путешественников

Блоги наших зайчиков-путешественников

Блоги наших зайчиков-путешественников

Блоги наших зайчиков-путешественников

Блоги наших зайчиков-путешественников

Блоги наших зайчиков-путешественников

Так мы доехали до деревни Катайка. Погода «распогодилась". Здесь на берегу реки мы пообедали. Думали, что здесь будет мост через реку и мы развернём наш маршрут в сторону Белорецка, но уже по другую сторону реки. Моста здесь не оказалось. Поэтому дальше по бывшей узкоколейки мы доехали до следующей деревни — Шушпа. Мост через реку в Шушпе деревянный. Деревня привлекла нас своим красивым расположением среди гор. Очень тихо здесь, спокойно и уютно. Обратный путь получился у нас через горный перевал. Сначала нам пришлось немного попотеть и вскарабкаться на вершину перевала. Зато потом километров 20 ехали на «расслабоне», так как попали под струю спуска. Спуск почти до самого центра Белорецка.

Блоги наших зайчиков-путешественников

Блоги наших зайчиков-путешественников

Блоги наших зайчиков-путешественников

Блоги наших зайчиков-путешественников

Блоги наших зайчиков-путешественников

Блоги наших зайчиков-путешественников

Блоги наших зайчиков-путешественников

Блоги наших зайчиков-путешественников

Блоги наших зайчиков-путешественников

Мы вернулись к машине. Следующая наша точка путешествия — это Арский камень. На берегу реки Белой, рядом с Арским камнем, остановились на ночлег.

Арский камень – это скала в Белорецком районе республики Башкортостан, историко-геологический памятник природы. Он находится на правом берегу реки Белой (Агидель), в 20километрах юго-западнее Белорецка. Здесь еще верховья известной реки и тут она узкая и мелкая. Высота скалы – около 30 метров. Вследствие выветривания отвесная известняковая скала приобрела своеобразные красивые очертания. Интересна скала и произрастающими на ней редкими растениями. Среди них встречаются реликтовые виды.

Свое название скала получила по названию располагавшейся неподалеку небольшой деревушки Арской. Скала Арский камень с пугачевских времен окутана легендами. Самая известная легенда гласит, что в пещере в Арском камне спрятал награбленные сокровища «крестьянский царь» Емельян Пугачев. Разогретые легендами искатели сокровищ не раз пытались их найти на протяжении полутора веков, пока в 1930-е годы вход в пещеру зачем-то не взорвали. Советская власть вообще очень любила взрывать пещеры, видимо, боясь, что там могут прятаться везде, казавшиеся ей, шпионы. В XX веке из-за этого Урал лишился немалого количества пещер. Сейчас место, где была пещера, можно распознать лишь по каменной осыпи.

По другой легенде с вершины скалы был сброшен местный управляющий, отказавшийся подчиняться бунтовщикам-пугачевцам. По преданию воды реки Белой после этой казни отступили от Арского камня.

Блоги наших зайчиков-путешественников

Блоги наших зайчиков-путешественников

Блоги наших зайчиков-путешественников

Блоги наших зайчиков-путешественников

Блоги наших зайчиков-путешественников

Блоги наших зайчиков-путешественников

Блоги наших зайчиков-путешественников

Блоги наших зайчиков-путешественников

Блоги наших зайчиков-путешественников

Блоги наших зайчиков-путешественников

Блоги наших зайчиков-путешественников

Блоги наших зайчиков-путешественников

Блоги наших зайчиков-путешественников

Блоги наших зайчиков-путешественников

Блоги наших зайчиков-путешественников

Блоги наших зайчиков-путешественников

Блоги наших зайчиков-путешественников

Блоги наших зайчиков-путешественников

Здесь растет очень много вкусной черемухи, теплые закаты и веет русской деревней. На этом наше путешествие было закончено. Мы вернулись в Курган. До новых встреч в интересных местах нашей страны!
Тэги: Россия ,
X
Укажите Ваше имя на сайте TourBlogger.ru
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка...