Братская дружба народов

 

                      БРАТСКАЯ ДРУЖБА НАРОДОВ

 

Потянуло вот на ностальгию. Вспоминаю «былое и думы», старые путешествия, приключения в них  и первое, что сразу всплывает в памяти – тот самый первый совместный автопробег до Батуми, о котором рассказывал в «страстях по круизам». Расскажу-ка сейчас еще один эпизод из  того «боевика». И по нему вполне можно было бы целый приключенческий фильм снять, но я, к сожалению, не Костюковский, чтобы такое залихватски «осценарить», и не Гайдай, чтобы  классно  снять на пленку, да еще с великими  актерами советского кино. Потому не обессудьте, примите мое  графоманство с пониманием и снисхождением. Скучно не будет…

 

Начало нашего пребывания в Батуми началось поздно вечером в пятницу, когда мы после пяти дней пути с чемоданами наперевес  ввалились в квартиру будущих родственников  на пятом этаже типовой «хрущёбы» в спальном районе города.  Знакомство и «обнимашки» с братом Наташи (буду звать его в этом рассказе «шурин», тем более, что  им он состоит по сей день), его женой (соответственно, буду звать ее невесткой) и сыном их малолетним в те времена Сашкой, а также с удивительным черным и мохнатым существом по кличке  Зарбазан! Впрочем, про Сашку я поспешил, с ним мы познакомимся завтра, когда отправимся в наше приключение. А пока из загашников достается пара бутылок  коньяка, которые моя мама подсунула мне на дорогу, «на всякий случай», а на вопрос: «Какой будем пить?» получен ответ: « Весь…»  Так началось мое познание грузинского гостеприимства..

Да уж, в этом рассказе слово «пить» и его всевозможные синонимы будут употребляться бесконечно, таковы кавказские реалии встречи гостей. Тем более, что про «антиалкогольные» законы советский человек еще не слышал и трезвый образ жизни был ему неведом. Должен честно признаться: хоть я  человек из винных краев, но очень не люблю процесс пития. А особенно его последствий. Мне нравится попробовать, пригубить, продегустировать, тем более, что кое что в этом понимаю,  даже довелось в последствии немного и производством позаниматься, но сам процесс безудержной пьянки, да еще под красивые тосты, да еще когда нельзя «откосить» - ужасен. Но все это пока только прелюдия к нашему повествованию….

Познание будущих родственников началось сразу, т.е. «с корабля на бал..» И не важно, что за окном полночь, что мы проделали немалый путь в две с половиной тысячи верст, что организмы ослаблены трясучими «Жигулями» по ТЕМ трясучим дорогам – законы гостеприимства превыше всего, стол на кухне (а где ж еще?) накрыт, бутылки откупорены! Где-то на второй бутылке на мой жалкий писк «а может хватит» было сказано, что хватит, когда все закончиться в доме. Причем сказано тоном, не терпящим никакого возражения. Начались университеты!!!

Сразу должен сказать, что никто из моих будущих родственников не был алкоголиком. Даже в первом приближении. Просто и шурин, и невестка были «проверенными и опытными» бойцами, прошедшими «огонь, воду и медные трубы» общаги Одесского института инженеров морского флота, невестка коренная батумчанка с многолетним богатым опытом, да и шурин мало чем от нее отличался возможностями и крепостью организма. В общем, мне, скромному мальчику из интеллигентной семьи досталось!!! Хотя, по свидетельству очевидцев, вел я себя достойно, практически не отставал и даже временами соответствовал….

Маленькое лирическое отступление. Не буду здесь петь оды крепости познания человеческих сущностей за столом, но именно в ту ночь, именно за тем кухонным столом я сдружился на всю жизнь с Наташкиным братом, причем для меня он все эти годы больше старший и надежнейший друг,  чем просто родственник. Он признал меня сразу и безоговорочно, он всегда поддерживал нас с Наташкой во всех наших жизненных проблемах, в общем, «надёжа наша и опора» всю жизнь. Даже в Москву мы переезжали не потому, что очень в столицу хотелось, совсем нет, а потому что здесь жил уже в это время Он, шурин, братан!!!

 

Где-то в четвертом часу утра на какой-то очередной бутылке вдруг выяснилось, что завтра, т.е. уже сегодня, в субботу хозяевам необходимо ехать в Боржоми забирать из пионерлагеря сына Сашку. Мы, разумеется, тут же предложили себя в качестве автомотосредства, тем более, что новый «Жигуль» очевидно лучше и комфортнее того автомотосредства, коим обладал мой будущий шурин. Да и туристический запал не иссяк за минувшие пять дней пути! Тут же было принято стратегическое решение о времени выезда и о скоропостижном завершении банкета, тем более, что последняя бутылка из «закромов» оказалась премерзким  подарочным югославским горьким ликером, осилить который не могли даже «бойцы»!

Как вставали утром («когда встал, тогда и утро», а было уже часиков двенадцать пополудни), приходили в себя и выезжали – помню смутно. Состояние организмов чудовищное, кроме чашечки кофе влить в себя ничего не представлялось возможным. Так в полуобморочном состоянии доехали до знаменитого заповедника Натанебе, через дырку в заборе проехали на пляж со знаменитым черным песком (черный – потому что сильно металлизированный, мелкий, уникальный) и нырнули в море. Не скажу, что стало сильно легче, но взбодрились и в таком состоянии доехали до местечка под чудным названием  Махарадзе. Здесь в придорожном магазинчике прикупили свежий лаваш, что-то к нему и … пару бутылочек местного, как потом выяснилось, полюбившегося мной и памятного ординарного вина «Эрети». После употребления вышеупомянутого стало просто сказочно хорошо и оставшийся путь до Боржоми мы пролетели в дивном настроении и даже с удовольствием. Шикарная по красоте дорога, горные виды, перевалы, серпантины!! Ух!!!

По дороге выяснился план действий. Сашку забираем завтра, а ночуем у подружки в .. детском саду от Батумского морского порта рядом с  Боржоми!? Лагерь пионерский тоже был от этого порта. Ну, в самом деле, зачем нужен детсад и лагерь батумским детишкам у моря, лучше в горах километрах почти в трехстах… Впрочем, к этому моменту я уже перестал сильно удивляться местным «заморочкам». Вот так вчетвером плюс собака мы ввалились в этот самый детский садик…

Сразу покаюсь: детишек не беспокоили, не хулиганили, дурными голосами не вопили, на глаза старались не показываться. Когда воспитанников уложили спать в одной из комнат соорудили стол и .., как всегда, «за знакомство», «за твою сестру», «за друга твоей сестры»… Но по традиции третий тост «за мир»! За мир во всем мире, за мир в стране, за мир в доме! Глубокой ночью нас с Наташкой уложили спать на чердаке на старой проваленной раскладушке. Вы никогда не пробовали спать вдвоем на старой проваленной раскладушке? «Сказочное» удовольствие, доложу я вам!!! А еще там мышки бегали… Удивительно, но даже «принятое на грудь» не «усонивало».

Утро снова выдалось крайне тяжелым. С трудом и покачиванием мы вынесли свои тушки на улицу и тут выяснилось, что родственнички с подругой сбежали на ярмарку выходного дня в соседнем районе, а вдруг чего прикупить удастся. Нас не взяли по причине пограничных формальностей, не было у нас допуска в погранзону, да и не местные жители… В общем, появилась возможность прийти в себя на горном воздухе, спокойно продышаться. И тут Наташка оказала над моим организмом  насилие – потащила цветочки пособирать, грибочки. Вместе с Зарбазаном. В гору! Зарбазану это в удовольствие было по лесу побегать, а я и в здоровом состоянии плохо на такое способен, а тут…. В общем, гоняла она меня по лесу да по горкам часа два. На обратном пути даже штук пятнадцать грибов припасли. Правда, местный паренек впоследствии их все забраковал, ядовитые, мол. И тут же куда-то утащил…. Но в себя мы почти пришли..  А тут и родственники прикатили.

Дальше все пошло по плану: поехали в пионерлагерь, забрали племянника и отправились в обратный путь. Шурин по дороге решил еще подлечиться и заехал прямо к источнику с боржоми. Помогает зело, сказал. ГОСПОДА, БОЛЬШЕЙ МЕРЗОСТИ МНЕ В ЖИЗНИ ПИТЬ НЕ ПРИХОДИЛОСЬ!!!! И чего так бьются за доступ воды «Боржоми» на российский рынок? Тем более, что настоящей ее практически не осталось, всю уже давно выпили.

А мы в путь, перевалили через Рихотский перевал, спускаемся в сторону Кутаиси и видим прямо на дороге стоит ресторан. Типичный грузинский типовой ресторан об двух этажах с верандой по всей окружности этого самого второго этажа. А во рту у нас кроме боржоми росинки маковой не было. Решение пришло спонтанно и скоро: привал с обедом. Так неспешно и подробно мы подошли к главному приключению…

Сели мы на боковой веранде на свежем воздухе. Причем, такое впечатление, что кроме нас в этом богоугодном заведении не было никого. Пришел несколько странноватый официант, спросил: «Что кушать будем?» На встречный вопрос: «А что есть?» ответ потряс: «Шашлык есть, Свинина, говядина, баранина…» Вот здесь, думаю, у современного читателя возникнет резонный вопрос: «Ну и что?» Придется опять делать лирическое отступление…

В начале 80-х голодовки конца 80-х еще не было. Но, например, в Кишиневе единственным доступным мясом была курица. В ресторанах были мясные блюда, но чаще всего рубленные, т.е. непонятно из чего, либо из одного вида мяса. Что-то можно было купить на базаре (так в Кишиневе рынок назвали), но только рано утром и по безумным по тем временам деньгам. В Батуми было еще хуже, даже картошки в магазинах не было, питались все только с базара. Услышать в ресторане про такое изобилие было не просто удивительно, это шокировало, правда, тогда мы такие слова говорить еще не умели….

С голодухи да «с устатку» заказали мы всего, плюс овощей, плюс сулгуни и.. бутылочек пяток «Эрети». Молодые были, аппетит отменный.. К концу обеда были все довольны, сыты, в благодушном настроении. А тут еще где-то за углом веранды заиграл оркестр и послышалось грузинское знаменитое многоголосье. И я … потек. Люблю до безумия, когда так красиво поют. И ужасно не хочется уезжать. В общем, тянул, сколько мог. Но надо ехать.

Встаем, я подхожу к лестнице вниз рядом с поворотом веранды и вижу за углом компанию мужчин, сидящих за большим столом и дружно распевающих песни. Останавливаюсь послушать еще. Ко мне подходит невестка и говорит: «Постоишь еще минуту, к тебе подойдут и пригласят за стол.» «И что?», - спросил я, кто меня заставит принять приглашение если я не хочу? «Ну, смотри», - сказала невестка. Действительно, не прошло и минуты, как ко мне подошел представительного вида мужчина и сказал: «Добрый день! Нам показалось, что вам понравилось как мы поем. Мы хотим пригласить вас к нам за стол». Я стал отнекиваться, извиняться, но дядька с напором продолжил свои уговоры. В общем, через пять минут мы сидели за общим столом…

Правда, пока мы шли к столу, шурин притормозил меня и быстро нашептал: «Имей в виду, ты с Наташкой муж и жена из Кишинева, мы с моей брат и сестра из Калуги (или Смоленска, не помню уже). Будет цирк, следи за мной и за ней…» Я, честно признаться, ничего не понял, зачем, почему, но понимая, что местные порядки они знают лучше, решил следовать правилам игры. Кроме того, зная, что обычно местные женщины за стол с мужчинами не садятся, воспринял это как мы русские, нам с женщинами, т.е. им с нами можно.

Главный за столом мужчина рассказал нам, что он с друзьями приехал из Тбилиси, служит старшим следователем по особым делам в республиканской прокуратуре. А приехали почтить память ушедшего год назад его отца, который много лет был шеф-поваром этого ресторана. Принимает и угощает их директор ресторана. На столе шампанское (!), фрукты, фундук.. Всё. И начались тосты. Они за нас, мы за них, за мир, за каждого из нас, за каждого из них.. В общем, был бы повод. А между тостами играет трио музыкантов, кстати, в весьма странном составе: аккордеон, гитара(?), там-там, барабан такой, не помню как точно называется. И песни поют многоголосьем, красиво, здорово!!! Настроение и градус повышаются, шампанское рекой, мне все это жутко нравится, вот оно настоящее грузинское гостеприимство!!!

Кстати, о шампанском. Как говорил ранее, довелось в эпоху перемен заниматься производством алкоголя, причем именно шампанского. Потому знаю процесс и производителей очень неплохо. Кому из друзей виноделов рассказывал эту историю – никто не верит. Дело в том, что пили мы АЗЕРБАЙДЖАНСКОЕ шампанское и показалось оно нам фантастического вкуса, т.е. очень даже на высоком уровне. Но все в один голос убеждали меня, что большей мерзости, чем азербайджанские поделки не бывает. Эта мысль терзает меня до сих пор, что же это было за вино? Может какой спецзаказ под чужой маркой??? На самом деле, и тогда это было вполне возможно.

Тем временем «радушие» продолжается. Правда, веселый разговор на русском иногда прерывается какими-то «междусобойчиками» хозяев на грузинском, но для меня это даже как-то интересно, колоритно. На этом моменте шурин мой любезный толкает меня ногой под столом и шепчет на ухо: «Посмотри на мою.» И даже с учетом многовыпитого я вижу, что лицо невестки меняет цвет как светофор, глаза злые, гром и молнии мечут.

- Дело в том, - продолжает шурин, что ребятки эти решили воспользоваться моментом и попользоваться этими русскими. Сейчас задача нас с тобой напоить до бесчувствия, ну, а потом попользоваться девушками. Они уже между собой по-грузински распределяют кто кого сначала, кто кого позже и даже в каких позах. А моя-то по-грузински с детства говорит, все понимает, терпела, сколько могла, а сейчас будет бомба!

Знаменитая сцена из «Ревизора» по сравнению с тем, что произошло далее, была легкой комедией. Невестка на чисто грузинской «мове» со всеми возможными грузинскими же идиоматическими выражениями, коих оказалось немало в этом языке, причем весьма болезненных, на весьма повышенных тонах выдала пятиминутную тираду, смысл которой сводился к следующему: « Я вашу маму и всех женщин рода до седьмого колена….» И так далее. А в конце внятно дала  понять  чем  и как закончиться это «развлечение» для радушных хозяев этого стола.

Реакция был потрясающая: сначала гробовое молчание и осознание случившегося, потом неостанавливающиеся потоки извинений, некое подобие примирения и водопад шампанского, дабы окончательно замять инцидент. Специально для нас с Наташкой играли «Ах, Одесса..», почему-то решив, что Кишинев и Одесса почти одно и тоже. Даже танцы устроили. В общем, замаливали грех, как могли.

Провожали нас к машине всем коллективом вместе с оркестром, разве что не исполнили марш «Прощание славянки» в счастливый путь.

Дальнейшая дорога домой пролетела под бурное обсуждение случившегося. Нам, доверчивым и глупым «русским» рассказывали о чем же беседовали хозяева стола между собой по-грузински, истории из реальной жизни курортного города Батуми и его окрестностей, о далеко не всегда «радушном» гостеприимстве местных ребятишек, об их истинном отношении к приезжим и вечном желании «поиметь» в той или иной форме. И если бы не то, что произошло с нами пару часов назад, я никогда не поверил бы во все эти рассказы. Что бы кто не говорил, в те времена мы были гораздо наивнее, мало что знали о реальной жизни в периферийных национальных республиках, особенно кавказских и среднеазиатских. Ну, в самом деле, как мы воспринимали тех же грузин: яркая необычайно вкусная еда, фантастическая музыкальность, великолепное «славословие», колоритный юмор, абсолютно самобытные художники, писатели, режиссеры, актеры и музыканты.  Но, как выясняется, была еще и реальная жизнь, реальные люди и их «слабости», весьма специфические отношения внутри этого народа. Разве что знали анекдот тех времен : « Папа, купи «Волгу». «Зачем, сынок, мне нужны эти пристани, пароходы… Забот с ними…»

История это накрепко засела в голове. Мы хорошо поняли, что красивая оболочка, яркие слова, «искреннее радушие» могут скрывать в себе очень многое и, к сожалению, далеко не лучшее. Справедливости ради должен сказать, что самим сталкиваться с подобным больше не довелось. Но это просто потому, что в тех краях мы всегда были прикрыты местными родственниками, а сами старались вести себя очень осмотрительно….

 

Сразу предвижу некоторые вопросы любезных моих читателей. Например, сурово сдвинув брови и покачав головой: «Это как же вы в таком перманентно пьяном состоянии за руль садились???»

А вот так и садились, правда, в основном не я, а шурин. А кто, собственно, сказал, что все современные пороки и беспредел только явления сегодняшнего дня? И тогда при всех строгостях позволяли себе такое, что только диву давались. А у шурина моего были свои «заветные слова» для представителей «волшебной полосатой палочки», которые, представители, в смысле, мало чем отличаются от сегодняшних. Как ни странно, Батуми для меня был единственным городом в стране, где я мог позволить себе сесть за руль в любом состоянии. Правда, никогда не делал это на своей машине, собственно, приезжая в Батуми мы с шурином менялись авто и я ездил на его «чуде российского автопрома».  С иногородними номерами просто так в тех краях не покатаешься, разденут до трусов. А на чужое авто  у меня даже документов не было никаких, не говоря уже о таких глупостях, как доверенность.

 Кстати, смешная деталь. Пока ехали из Кишинева, схлопотал две просечки в талон (помните такие строгости советских времен?). И придумал шутку, как отбиваться от гаишников. У меня номер на машине был 07-.. МВД, это была молдавская серия номеров. Так я останавливавшим меня гаишникам сразу говорил: «Посмотри на номера. Видишь, я свой МВДшный, меня нельзя обижать…» Несколько раз шутка проходила…

И еще один возможный вопрос: «Зачем из единичного случая раздувать эдакий сыр-бор?»

В том то и беда была нашего многонационального государства, нашей братской национальной дружбы, что декларировавшееся на словах практически никогда не соответствовало реалиям. Да и декларируемое даже сегодня благодушие и человечность советских людей далеко не всегда соответствовали жизненным реалиям. Нет, разумеется, это никогда не было массовым или в порядке вещей. Человеческое уродство не может быть массовым. Но уж точно идиллической картинки не было по определению. И примеров тому не счесть…

 

 

ПыСы. А шурин мой рассказывает эту историю немного иначе. Говорит, что трезвее меня был тогда, ситуацию контролировал….

 

ПыПыСы. Конечно, никаких фоток нет, а заимствовать из Интернета посчитал малоинтересным. Сопроводил бы эту историю музыкальным сопровождением грузинских многоголосий, но здесь такой опции не предусмотрено. Так что получился «сухой» текст…

 


Готов к критике!
Тэги: СССР ,
6 голосов | Комментарии Оставить комментарий
vibas аватар
vibas (Ср, 01.05.2013 - 20:50)

Толя, как же интересно тебя читать! 

Для меня этот "неприятный инцидент" не стал центром рассказа, поэтому еще раз поймал себя на мысли: хочу, просто мечтаю съездить в Грузию! Мой папа постоянно ездил туда в командировки как раз в начале 80-х и привозил потрясающие впечатления, рассказы, фотографии... 

А про дружбу народов... не знаю, может, всё это искусственно было, но в СССР ее было всё же больше, чем сейчас... У меня окружение и в школе, и потом в институте было более чем интернациональным, и ни одного " националистического" инцидента не было!

И, да, про "пьяным за руль" у меня был вопрос с самого начала рассказа)) 

Светлая лошадка аватар
Светлая лошадка (Ср, 01.05.2013 - 21:27)

Написала Вам большой комментарий, а он слетел. Теперь коротко: по-Вашему, все грузины и др. нации только и ждут, чтобы сделать подлость не своим. Тогда прогноз плох - сильные перебьют слабых, и всё. Я семь лет жила на Западной Украине. Первый сосед в Дрогобыче - тот ещё. Как-то, столкнувшись в общем огороде, спросила его о бытовой мелочи, именно спросила, а не попросила помощи (мужа дома не было). "В печинку бы тоби ткнуть!" - был ответ. Чуть не упала от неожиданности.

Потом переехали в Стебник, ещё более националистичный городок. Там на площадке была одни соседи, тоже местные, и это лучшие соседи в моей жизни, хотя они ещё и гораздо старше. На днях звонила им - Иван парализован, общалась с хозяйкой. Обе плачем, едва говорим. Иван понял, кто звонит - "також сыдит плаче" - говорит мне Галя. Не виделись мы 12 лет, но каждый раз так - плачем от радости, что слышим друг друга, и от горя, что больше, наверное, не увидимся.

redcate аватар
redcate (Ср, 01.05.2013 - 23:07)

Светлая лошадка написал(а):

Написала Вам большой комментарий, а он слетел. Теперь коротко: по-Вашему, все грузины и др. нации только и ждут, чтобы сделать подлость не своим. Тогда прогноз плох - сильные перебьют слабых, и всё. 

 

"Нет, разумеется, это никогда не было массовым или в порядке вещей. Человеческое уродство не может быть массовым. Но уж точно идиллической картинки не было по определению. "

 

 

Это цитата из меня, любимого... Скорее эта история не про то, какие наши соседи были плохие, а скорее про то, что сегодняшние национальные проблемы с "кавказцами и азиатами" в больших городах из "оттуда". Зачастую приехали сюда не те, как Ваши добрые соседи из Стебника, а те, что жили в Дрогобыче. Отсюда и неприятие, преступления, отторжение. 

Но повторюсь еще раз: я далек от мысли всех и вся мазать одной краской. В данном случае просто рассказ из жизни....

redcate аватар
redcate (Ср, 01.05.2013 - 23:14)

vibas написал(а):

Толя, как же интересно тебя читать! 

 

 

Спасибо, Витя. 

Я долго не решался эту историю размещать здесь. Наташа просто отказалась читать ее. 

А про окружение в Молдавии, где я прожил большую часть жизни, я таких историй не знаю. Но конец 80-х, начало 90-х разбередило такой отчаянный национализм там, что это стало основным поводом для отъезда. Анти-русскмй, прежде всего. Мою маму, например, просто выкинули из троллейбуса, когда она по-русски спросила выходит ли впереди стоящий. И то была сущая мелочь, что там происходило.... В тихой мирной Молдавии. 

АнарИна аватар
АнарИна (Чт, 02.05.2013 - 09:48)

 Такая это тема неоднозначная и глубокая: сказать хочется много, а не получается как-то...Третий коммент начинаю, и  удаляю... Мне почему-то кажется, что в данном случае дело не в грузинах, украинцах и т.п.,.а в ...людях. Я легко представляю на месте тех, пригласивших вас мужчин, казахов, русских,молдаван и тп.... Ну, разве что эстонцев с трудом)) Это не нация, это воспитание и жизненные устои, вернее их уродливое состояние. Каков человек,таков и поступок. Что- то наносное,привычное дает возможность "держать лицо" до поры до времени. Но алкоголь, кураж, несдержанность всё равно вытащат наружу СУТЬ. 

А идиллические картинки человек придумывает для себя сам. Хочется ж иногда сказки. Ну хоть чуть-чуть. На самом деле и гостеприимство есть, и доброта никуда не девались. Меньше стало? Пожалуй.. Но это понятно: сложности и трудности жизни  не размягчают душу,увы..

А то,что в своё время рассказывали друзья родителей-кишеневцы со стажем (сейчас,правда не живут там) меня  просто шокировало, не верила, что такие милые, открытые молдоване, могут дать в лицо только за русскую речь.  Ну вот такие мы люди... Независимо от национальности. Ведомые, легко впитывающие пропаганду... Стало трудно жить-а вот вам  и  образ врага. Это ж так легко: порази врага-жить станешь лучше((( 

 В Грузию тоже мечтаю поехать. Но, как и практически во все,постсоветские республики, сюда одна ехать не  решаюсь... В отличие от тех же  Турции и Египта..Почему-то...

Пьянова Евгения - Поппинс аватар

ВЫ  здорово пишете - цепляет. )

ПО поводу содержания....ну, а что тут скажешь.  От частного низзя к общему да и вообще....такие истории были, есть и будут....сейчас,  в чём-то стало проще: русские теперь и для Западной Украины и для Грузии - туристы ( между строк - деньги),  отношение стало более уважительным,  чем в перестроеные времена. Не знаю,  как было тогда. Сужу по рассказам.

Но многие,  очень многие сейчас (это уже по моему  опыту) хотят дружбы,  хотят общения - это интересно.   Когда смешивается кровь - расцветают красота и талант,  я очень не люблю национализм во всех его проявлениях. 

А людей хороших всё равно больше, чем плохих. )  Тоже,  как и Витя,  очень хочу в Грузию.

Кстати,   фильм - да..здесь есть повороты,  конфликт,   интрига - готовый сценарий....но вот надо ли?  Будь я режиссёром - не стала бы такое снимать.  Рвануть может, обидеть кого.  А зачем?  Думаю,   на эту историю найдётся тут же пара - тройка других противоположных)

 

redcate аватар
redcate (Чт, 02.05.2013 - 13:16)

Почти в тему

 

 

ПАРДОН, ИЗ ПЕСНИ СЛОВА НЕ ВЫКИНЕШЬ...
redcate аватар
redcate (Чт, 02.05.2013 - 13:19)

Спасибо, Женя!!

 

Я с Вами совершенно согласен: хороших людей очевидно больше. Только вот плохие сильно жизнь портят, отпечаток оставляют мерзкий, зарубки в памяти делают неизлечимые. 

Пьянова Евгения - Поппинс аватар

И я с Вами согласна....но что же делать - без них никуда не денешься....кстати,  когда - то слушала А. Кончаловского.  Цитата"  И плохие люди нужны"   Мудрец прав:  для равновесия мира,  наверное....вот только не сталкиваться бы с ними никому))

Светлая лошадка аватар
Светлая лошадка (Чт, 02.05.2013 - 18:48)

Анатолий, сразу не посмела сказать, но... видится мне в Ваших доводах тенденция. Вы можете молодёжи говорить о том, что всё оттуда, из советских времён, а я жила-видела: национальный вопрос был тогда решён оптимально, лучше просто и быть не могло, учитывая разницу менталитетов. А что одна чеченская война наделала...

redcate аватар
redcate (Чт, 02.05.2013 - 19:48)

А что, чеченская война возникла от демократического беспредела? Или вдруг возникшие национальные самосознания в советских республиках? А возглавили эти националистические движения, а затем и сами республики не бывшие партийные и советские руководители? Те же чеченцы забыли выселение сталинское или господин Гамсахурдия свои сидения при сов.власти? 

Да, Елена, в моих мыслях есть несомненная тенденция. Я искренне считаю, что большинство наших бед сегодняшних - это привет оттуда. Другое дело, что добавили еще и глупость нынешнюю. Дык нигде в мире за месяцы и годы не строили законопослушное общество, правильно регулируемый капитализм, настоящее гражданское общество. Нельзя в один миг мозги такому сложному и специфически воспитанному народу вправить. Даже наши с Вами дискуссии говорят о том, что нет в нас единомыслия, общего подхода и видения будущего страны. Вам по душе прошлое, я его не хочу и таких как мы с Вами вся страна. Особенно старшее поколение. Молодые уже сильно другие, но все же есть и наше влияние. А потом придут наши внуки и для них та страна станет историей, хорошей или плохой - зависит как учить станут и что проповедовать будут. Но жить они будут точно уже в другом мире.

А вот в чем я с Вами категорически соглашусь, что совсем не надо было "с грязной водой ребенка выбрасывать". Но это уж чисто по нашенски, по рАссейски: лес рубят щепки летят. 

бужор аватар
бужор (Чт, 02.05.2013 - 20:25)

В связи с предыдущим комментом - ППКС

и...это не "графоманство", а хорошо написанный текст. Спасибо!

redcate аватар
redcate (Чт, 02.05.2013 - 20:37)

Стесняюсь спросить: а что есть ППКС?

 

Я упрямо считаю, что являюсь графоманом.  Собственно, ни к чему иному не стремлюсь, так как профессионально писательством не смог бы заниматься никогда, воображения не хватает. Писать могу только о том, что знаю, видел, пережил. Придумать историю - явно не мое. 

BUCH аватар
BUCH (Чт, 02.05.2013 - 23:10)

Анатолий, читать Вас интересно, а ведь это главное для писателя. Ну, конечно же - это больше мемуаристика, что сейчас очень востребовано!

Насчёт национального вопроса в СССР.... Не было там его 100% решения. Об этих 100% говорят хорошие русские люди, которые сами всегда хорошо относились к людям с другой национальностью. Но.... У меня была сестра (троюродная), которая жила в Тбилиси, и её с детства воспитывала тётя -армянка. Когда умерла её мама-армянка, Карине было 8 лет, и её папа-русский всё же отдал ребёнка на воспитание восококультурным бабушке и бездетной тёте в Тбилиси. Так вот, когда Карина должна была получать паспорт, тётя армянка, которая была ещё и заместителем управляющего треста (управляющими всегда были грузины), посоветовала любимой племяннице записаться в паспорте русской, ПОТОМУ ЧТО РУССКОЙ ЛЕГЧЕ прожить в Грузии. Русской было быть легче не только в Грузии, но и на всём бывшем советском пространстве. Да, скинхедов не было, но и решённого национального вопроса в СССР не было. Ведь, как правило, в смешанных браках дети брали национальность "русский (ая)", если была такая возможность по маме или по папе.

 

А теперь по сути. Грузию советских времён ОБОЖАЮ! С огромным удовольствием бы туда тоже съездила!

Просто... как говАривал персонаж известного фильма "Пить меньше надо, надо меньше пить..."Братская дружба народов

WiseSpaniel аватар
WiseSpaniel (Чт, 02.05.2013 - 23:14)

А я подержу Елену - Светлую лошадку. Наши беды не от СССР. СССР просто не хватило времени, чтобы построить правильно регулируемое, настоящее гражданское общество и "вправить мозги". Может быть, удалось нашим внукам, если бы мы и сейчас двигались в этом направлении, а мы повелись на фантики и все бросили. Теперь пожинаем плоды собственной наивности. 

redcate аватар
redcate (Чт, 02.05.2013 - 23:37)

BUCH написал(а):

 

Просто... как говАривал персонаж известного фильма "Пить меньше надо, надо меньше пить..."Братская дружба народов

 

Пасибки, а мне писать интересно, когда это кому-то нравится...

 

А персонаж абсолютно прав. Но все же это не повод.... Братская дружба народов

Пьянова Евгения - Поппинс аватар

 здесь жара пошла....позволю себе не по теме:  у нас сейчас по сути многие до сих пор мечтают свалить из страны  и сваливают - ни о какой нац. гордости речь не идёт......не знаю,  может,  это тоже плоды того,  что посеяли....меня культура больше волнует - образование не то,   чтобы на нуле...но вот в СССР оно было гораздо лучше.   О культуре речи я молчу....грустно....все мои преподаватели любимые,  которыми я горжусь - вышли из СССР - это люди  другого поколения, они  скоро уйдут,  а замены им нет....и что будет дальше - не понятно....эпоха Гедонизма цветёт.

redcate аватар
redcate (Чт, 02.05.2013 - 23:43)

WiseSpaniel написал(а):

 Наши беды не от СССР. 

 

Разумеется, не от, а оттуда. СССР не могло хватить времени просто потому, что правильные по сути идеи социализма (читай социального государства) были извращены и похерены самим же руководством страны. Идеология затмила саму идею, а потом просто встала над здравым смыслом. Такая страна и не смогла бы существовать дальше, дело было только во времени, вот оно нам и досталось....

redcate аватар
redcate (Пт, 03.05.2013 - 00:02)

Женя! Но культура, искусство, образование совсем не от строя зависят, от таланта людей их делающих, создающих. Как говорят китайцы: "Не дай вам Бог жить в эпоху перемен". А нам довелось жить именно в это время, в эпоху безвременья, ломки устоявшихся стереотипов, экономических устоев. Это все не могло не сказаться на самом болезненном и тонком. У нас сейчас, если можно сравнить, постреволюционная ситуация, аналогичая послереволюционной 17-го, когда "кухарки" руководят государством.

Ольга Ли аватар
Ольга Ли (Пт, 03.05.2013 - 07:50)

redcate, спасибо! И у меня волну размышлений всколыхнули, хотя личные мои впечатления о затронутых проблемах сечас скорее именно с подрастающим бескультурным поколением связаны (терепть не могу, когда кто-нибудь из детей на уроке начинает с перезрительной ухмылкой вопрошать: - А Блок... Бабель... - еврей?...)  Но мои родители молодость провели на благословенном Кавказе, в древней столице Армении Эчмиадзине - отец (танкист) там служил. Я пропитана их счастливыми рассказами о настоящем Кинзмараули и Ахашени, о шашлыках из кусочков мяса, перемежаемых баклажанами, луком и томатами. Мама с благодарностью вспоминает их первую квартирную хозяйку, пожилую армянку, которая учила ее, только что оторвавшуюся от родного дома, готовить. И помнит, как рядом с ней на дороге, когда она шла по тротуару, останавивались машины, и ее едва не затаскивали внутрь солиные армяне - она быстро поняла, что ходить одной нельзя.. А сразу после войны моя мама и ее родные породнились с одной эстонкой: она была эвакуирована (или выселена?) на Алтай и подружилась с моей бабушкой, а потом вышла замуж за ее брата, а когда он умер, вернулась в Таллинн, тогда мы стали ездить в гости к ней, очень хорошо с ней дружили. Но я помню, что на улицах Таллинна в 70-ые не стОило говорить по-русски: спросишь дорогу - тебя фашистом могут обозвать.. Всякое бывало, и развалился Союз, на мой взгляд, и потому, что масса проблем замалчивалась... А конкретные люди всегда были всякими - и золотыми, и... медными)) Спасибо еще раз за замечательную историю!

Светлая лошадка аватар
Светлая лошадка (Пт, 03.05.2013 - 08:41)

Рита, о 100-процентном решении нац. вопроса никто и не говорит (такое просто невозможно) - речь об оптимальном. И да,  я сужу по себе, в первую очередь. В советское время меня никто из чужих не раздражал, наоборот, "увезу тебя я в тундру" и подобное восхищало. Сама бы поехала. А теперь? Обожаемую Москву разлюбила, потому что она... оккупирована. И я не о том, что чужих много, а о том, КАК они себя ведут.

Лена, спасибо, очень рада, что есть единомышленники среди таких образованных, как Вы, ещё и гораздо моложе.

Анатолий, как в советское время было смешно, когда все достижения сравнивали с 13-м годом, так и сейчас: 30 лет прошло, а Вы всё оправдываете духовную разруху. И ещё: разве не слышите-не видите, что развитой современный капитализм уже фактичски расписался в своей несостоятельности. Так туда ли идём, ещё и так трудно?

Пьянова Евгения - Поппинс аватар

redcate написал(а):

Женя! Но культура, искусство, образование совсем не от строя зависят, от таланта людей их делающих, создающих. Как говорят китайцы: "Не дай вам Бог жить в эпоху перемен". А нам довелось жить именно в это время, в эпоху безвременья, ломки устоявшихся стереотипов, экономических устоев. Это все не могло не сказаться на самом болезненном и тонком. У нас сейчас, если можно сравнить, постреволюционная ситуация, аналогичая послереволюционной 17-го, когда "кухарки" руководят государством.

 

Нет,  от времени,  от его ощущения, от окружения тоже зависит.  Время диктует свои правила. И среда важна.  И парадокс в том,   что ( мо моему и не только мнению) в СССР в Эпоху застоя,  ( вопреки,  что ли) было снято очень много талантливого кино.  На гос. деньги, кстати) Сейчас так не снимают и не снимут. 

redcate аватар
redcate (Пт, 03.05.2013 - 12:30)

Пьянова Евгения - Поппинс написал(а):

 

 

  И парадокс в том,   что ( мо моему и не только мнению) в СССР в Эпоху застоя,  ( вопреки,  что ли) было снято очень много талантливого кино.  На гос. деньги, кстати) Сейчас так не снимают и не снимут. 

 

Именно так, вопреки! Пробиваясь через худсоветы, идеологию, пряча мысли и камуфлируя их, иносказательно. Потому и получалось необычно, глубоко, талантливо. Но повторю свою мысль: в эпоху перемен наверх всегда выползает пена, забивая настоящее, истинное. Надо просто пережить это время. Я так думаю (с)

redcate аватар
redcate (Пт, 03.05.2013 - 12:41)

Ольга Ли написал(а):

 Спасибо еще раз за замечательную историю!

 

Спасибо, Ольга, меня радует, что мои истории все-таки цепляют и подталкивают к обсуждениям, даже если со мной не согласны. Гораздо хуже равнодушное прочтение...

 

Несмотря ни на что, я к Грузии и творческим грузинам отношусь с большой любовью. И даже Буба Кикабидзе, получивший все от России, снискавший самую большую и искреннюю любовь россиян, а потом "нагадивший" собственным внезапно проснувшимся национализмом, вызывает даже не отторжение, а жалость своим мерзким поступком. Нет, не за отказ от ордена, за мерзкие слова о том, кто его с руки кормил. Что, кстати, не мешает ему по сей день иметь бизнесы в Москве и временами даже гастролировать по России. 

redcate аватар
redcate (Пт, 03.05.2013 - 13:00)

Светлая лошадка написал(а):

 

 

Анатолий, как в советское время было смешно, когда все достижения сравнивали с 13-м годом, так и сейчас: 30 лет прошло, а Вы всё оправдываете духовную разруху. И ещё: разве не слышите-не видите, что развитой современный капитализм уже фактичски расписался в своей несостоятельности. Так туда ли идём, ещё и так трудно?

 

Елена!. Но ведь и Вы сравниваете день сегодняшний с временами далекой юности. Но мне не смешно. Прежде всего потому, нельзя жить вчерашним днем. От того, что мы без конца сравниваем "с душевными советскими людьми", с теми временами, отторгаем все сегодняшнее - никакого позитива и движения вперед нет. Есть только злоба и отторжение  всего вокруг. Что, на мой взгляд, не есть хорошо. 

 

А по поводу "развитого современного капитализма" и его загнивания... Загнивает он ровно столько, сколько существует, еще Карл Иванович Маркс это удивительно точно и прозорливо описал. Но пока пережил все свои кризисы, мировые войны, эпоху "развитого социализма" и даже теорию Чучхэ. Мне, признаюсь честно, тоже очень много мешает принять этот самый современный капитализм, я тоже вижу несправедливость, двуличие, мерзости этой ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ. И даже попытки модернизировать его, создать "человеческое лицо" пока удаются не очень. Но социализм по-советски был еще хуже. Фальшью идеологии, насилием НАД СОБСТВЕННЫМ НАРОДОМ, полным пренебрежением человеком перед "высокой целью". И все плюсы культуры, науки, образования никак не перевешивают в моей голове вышеназванного... 

 

Елена, поймите, я тоже из того времени. Я тоже любил и люблю свой дом, свой двор, свой город и даже страну. Я имел огромное количество прекрасных друзей, я видел массу чудесный людей, что встречались на моем пути. Но причем здесь строй и все его мерзости? 

finikova аватар
finikova (Пт, 03.05.2013 - 17:32)

Весьма нравоучительная история для тех, кто собирается в путешествие по Грузии и рядом.

Не думаю, что менталитет тамошних аборигенов изменился.

 

Кстати, Анарина, вы думаете, что русские мужчины так просто вот сядут и начнут обсуждать сценарий сексуального насилия над первыми встречными?

 

BUCH аватар
BUCH (Пт, 03.05.2013 - 19:49)

Вот подумала так... Братская дружба народов А если вся эта история была просто пьяным бахвальством- стёбом. Вот я так думаю. Не верю я, чтобы эти "грузинские герои" перешли к активным действиям. Вот поприставать к русским девушкам, на это грузинские парни всегда были охочи, но без насилия.

АнарИна аватар
АнарИна (Пт, 03.05.2013 - 20:12)

Кстати, Анарина, вы думаете, что русские мужчины так просто вот сядут и начнут обсуждать сценарий сексуального насилия над первыми встречными?

А вы,  Алина, предполагаете, что  я пишу не думая?))

redcate аватар
redcate (Пт, 03.05.2013 - 20:57)

К сожалению, Рита, все было гораздо серьезнее, чем я здесь описал, были нюансы, о которых не хотелось бы распространяться. Одна "ксива" в кармане у главного "героя" с принимающей стороны, которая очень развязывала руки и голову. Поверьте, и в те времена это было весьма существенным аргументом, впрочем, как и сейчас. И между собой говорили они весьма конкретно и твердо, с уверенностью и наглой безнаказанностью. Разговор этот невестка нам пересказала достаточно близко к тексту. Так что все было серьезно и без вариантов. 

 

 

Русские мужчины по пьяне говорить исподтишка не будут, дурь в голову и "вперед на мины". Не знаю, что лучше.... Одно но, русского мужчину вряд-ли будет интересовать национальность жертвы, в отличие от наших "героев"....

Светлая лошадка аватар
Светлая лошадка (Пт, 03.05.2013 - 21:12)

Анатолий, я говорю только о том, что тем, кто кашу заварил, и тем, кто их поддерживает, пора взять на себя ответственность за бардак и тому подобное. Злобы во мне нет, это не в женской натуре, тем более сегодня страстная пятница. Одна скорбь.

И, пожалуйста, не вводите в заблуждение молодёжь - "насилия над собственным народом" не было уже в 60-е, которые я помню. Вам, кажется, и тогда не плохо жилось, а я по коммуналкам да общагам, да в очередях за молоком, тем не менее...

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
X
Укажите Ваше имя на сайте TourBlogger.ru
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка...