Бункер Сталина в Измайлово

Москва, ноябрь 2015 г.
О том, что возле недостроенного стадиона Сталинец существует бункер Сталина, я знал с самого детства. Мой отец строил гостиницу Измайлово, которая была возведена к Олимпиаде-80, уже в то время про тайные подземные тоннели частично было (или стало) известно. При строительстве гостиницы под землю провалился экскаватор.

Станция м. Партизанская по проекту изначально нестандартна, ибо сконструирован третий путь для поездов. При этом когда подъезжаешь к Партизанской, под землёй видишь нагромождение путей, опорных свай и коммуникаций, иногда можно заметить и непонятный тоннель.

В настоящий момент в бункер Сталина можно попасть вполне легально. В 1996 г. бывший секретный объект открылся для посетителей в качестве музея. Единственное, одиночных посетителей туда не пускают, а вот в составе экскурсионной группы - пожалуйста. Я звонил в бункер, но мне посоветовали обратиться в клуб "Живая История". С первого раза группа не набралась и экскурсию отменили, зато во второй раз менеджеры клуба сами позвонили мне, оповестив, что в такой-то день состоится экскурсия.


В назначенный час нас всех собрали возле м. Партизанская и повели в бункер. Если во времена товарища Сталина строительные работы велись в состоянии повышенной секретности, то в наши дни вся Вернисажная улица представляет собой одну большую стройплощадку. По плану здесь должен пройти один из участков Четвёртого транспортного кольца.

Плутая по закоулкам, наконец, подходим к стадиону, возле которого как раз и расположен вход в бункер Сталина.  Чуть дальше одна из арен недостроенного стадиона, куда можно вполне свободно зайти. По официальной версии возведению стадиона помешала война. В любом случае, и до и после здесь проводились матчи чемпионата СССР по футболу. Однако в 50-х и в 60-х денег на его реконструкцию так и не нашлось. В какой-то момент власти планировали его достроить, но далее появились более удобные Лужники.


Голую недостроенную глыбу стадиона помню по своей юности. Рядом был пустырь, где имелось множество асфальтированных дорожек. В 80-х местный люд приезжал сюда, дабы научиться кататься на велосипеде, а позже и на скейте.

В 90-х здесь раскинул свои щупальца легендарный Черкизон. По истории, которая теперь стала легендой, один из предпринимателей решил расширить свой склад. Арендовать дополнительное место он не захотел и взял пример с Лужкова, который на Манежной начал строить вниз. Так на Черкизоне был обнаружен тоннель, а вместе с ним и бункер Сталина (теоретически спец объект в те годы мог быть и брошен, но у меня лично история вызывает сомнения).


Я помню свои редкие походы на Черкизон. Сказать то, что это был свой особый мир, это значит ничего не сказать. На Черкизоне реально существовали свои порядки и свои законы, особенно в 90-х. Помню, что в нулевых там появились вьетнамцы. Иду я как-то раз по закоулкам Черкизоны, и вижу какой-то вход вниз.... Что это такое? Непонятно.

И тут меня зацепило - один из азиатов здоровенных осьминогов в это подземелье потащил. Я метнулся за ним. Полуосвещённое подвальное-катакомбное помещение оказалось набито вьетнамцами. Я не поверил свои глазам - передо мной открылось что-то типа азиатского базара, где россиян не было вообще. Торговцы на лотках предлагали экзотически приготовленное мясо на шпажках, кальмаров, осьминогов и другие экзотические кушанья.


Я переходил от лотка к лотку, честно и искренне удивляя эдакому подземному Вьетнаму. Чуть дальше в подземелье размещались какие-то контейнеры, и двери, двери, двери.... Однако, тут появился серьёзного вида азиат, который вообще не говорил по-русски, зато его знаки лучше всяких фраз объясняли, что мне лучше уйти. Я к этому моменту, потеряв чувство реальности, и среди подземных развалов слегка заблудился. К счастью охранник показал мне нужное направление.


Так закончилось моё знакомство с подземным Черкизоном. В последующем по ТВ я неоднократно видел, что милиция, а позже её Величество полиция, из под земли периодически вьетнамцев-нелегалов достаёт. Конечно от Черкизоны были, как плюсы, так и минусы. Но как её удалось закрыть? Подобное мне до сих пор кажется настоящим чудом!


Но тут возникает вопрос - откуда появились катакомбы? После того, как в Германии к власти пришёл Гитлер, советское руководство осознало опасность новой войны. В СССР стали строить объекты двойного назначения. Московское метро изначально задумывалось как бомбоубежище. Советские тракторные заводы могли через 2-3 дня наладить ремонт и производство танков, а макаронные фабрики запросто переформатировались на выпуск пороха.

Центральный стадион СССР в Измайлово также имел двойное назначение. Наш район те годы официально в Москву не входил. Здесь располагались леса, поля, деревни и аэродром. В пользу строительства послужил ещё и тот факт, что Измайлово от столицы на Востоке, тогда как предполагаемый враг должен был наступать с Запада.

Соответственно, вокруг унылого ничего стал строиться огромный стадион. По плану вмещать он должен был 120 тыс. зрителей, а при желании разместиться здесь могли все 200 тыс.


Возведение арены и бункера началось одновременно в 1934 г. Первый объект маскировал строительство второго. В 1939 году, когда подземные работы завершили, строительство стадиона приостановили. Соответственно, в Измайлово был построен Запасной командный пункт Верховного Главнокомандующего Красной Армии.

Принимать объект приезжал сам Сталин. Говорят, что Отцу народов бункер понравился - товарищ Сталин строителей похвалил.
И тут нужно пояснить - никакие уголовники, ни стадион, ни бункер, ни даже метро не строили - всё это возведено руками метростроевцев!
Архитектурный проект стадиона, бункера и ст. метро Партизанская разработал Н.Д.Колли. Николай Джеймсович умер в 1966 году. Сохраняя секретность, он нигде в своих мемуарах про бункер так ничего и не написал .

А скрывать было что! По некоторым данным, площадь подземных сооружений возле стадиона составляет 135 тыс.кв.м. Сюда шла (и идёт) отдельная семнадцати километровая ветка Метро-2, также существовала (и существует) особо секретная подземная автодорога (подобные объекты вряд ли вообще будут когда-либо рассекречены).


Будущее показало, что изначальный расчёт был верным! Фашисты любили всевозможные массовые мероприятия и не разрушали арены, на которые можно было согнать народ. Соответственно, стадион, как объект вражеской инфраструктуры, пилотов Люфтваффе не интересовал - наоборот, в поверженной Москве немцам арена была крайне нужна для проведения всевозможных агитационных шествий и парадов (оккупированный Киев и его стадион тому пример).
Ещё, напомню, рядом располагался советский военный аэродром, защищавший столицу с Востока. Соответственно, Измайлово немцы не бомбили - над Измайлово они вообще старались не летать.


Если противник далеко, то в подобных укрытиях нет необходимости, бункер хорош как командный пункт только в том случае, если фронт проходит где-то рядом. Война, это как игра в шахматы, тут нужно продумывать все шаги противника и свои ответные действия.


Итак, что было бы если бы немцы взяли Москву? Верховный Главнокомандующий в этом случае из бункера должен был отступить вместе со своей армией.

Первый план - железная дорога и бронепоезд. Напомню, станция м. Партизанская имеет три пути - наверняка метро где-то соединялось с железной дорогой. Второй путь - это обычная автомобильная трасса на Владимир или на Ярославль.


Чем был плох первый и второй вариант? Железную дорогу немцы могли разбомбить, а случае сдачи города на дорогах появилась бы масса людей и техники - могли возникнуть пробки.


Третий вариант эвакуации - самолёт. В Измайлово был аэродром, плюс аэродром в Монино и в Щёлково (Чкаловский).
Но как добраться до самолёта? Что делать если немцы разбомбят или высадят десант на аэродром?

Вот!!! Именно на этот случай в подземном бункере базировались около 150 танков!!! Танковый клин должен был пробить брешь в наступательной линии противника и вывести из под удара Верховного Главнокомандующего! В свою очередь танки сюда были переброшены по секретной подземной дороге.

Именно поэтому возле входа в бункер можно видеть БТР  и танк. Подобный факт о количестве танков красноречиво говорит о подземных масштабах бункера (вьетнамцам здесь было где развернуться). У музейщиков точных планов бункера нет. В настоящее время открыта лишь малая его часть, тогда как всё остальное засекречено.

Войдём же наконец в сам бункер. На моё удивление он оказался не глубоким. В любом случае, сверху его прикрывает прочная семи метровая бетонная плита. Думаю, современного входа как такового ранее не существовало - это уже новодел. Чуть спустившись по лестнице, перед посетителем предстаёт коридор, ведущий в зал заседания Ставки Верховного Главнокомандующего Красной Армии. Справа и слева по коридору можно видеть манекены красноармейцев в форме 41-ого и 43-его года, матроса и лётчика,  а также форму армии Вермахта.

Если вы придёте сюда с экскурсией, вам будет предложено сесть за круглый стол и послушать рассказ гида.  Над столом полукруглый купол - главная фишка архитекторов, ибо он создаёт удивительную акустику. Когда гид выходила на середину, её голос звучал так словно был усилен из громкоговорителя, при этом в помещении не терялся любой звук с любого края стола.

Если говорить про сам зал, то он конечно был реконструирован, но именно под то время в стиле Сталинского ампира. Теперь сюда часто приходят школьники, бывают и ветераны. В зале обустроена сцена, в углу которой стоит рояль. В 1941 г. сцены не было, на этом месте висела огромная карта. Товарищ Сталин и его генералы следили за ходом боевых действий по всему миру.

Дабы воссоздать некий дух того времени, работники музея повесили на стены картины военной тематики дополнив антураж бюстами Кутузова, Суворова и другими скульптурами. Некоторые экспонаты можно трогать. Гид даже наоборот посоветует надеть солдатскую каску и сфотографироваться с советским автоматом Ппш.

В левой стороне зала две двери. Одна - спальня Сталина. Там в настоящем идёт ремонт, и туда нас не пустили. Зато мы посмотрели его кабинет. Здесь всё очень просто и по-сталински аскетично: портрет Ленина, стол с зелёным сукном заставленный чёрными телефонами, этажерка с книгами, ковровая дорожка, карта боевых действий и диван. Дабы посетитель прочувствовал эпоху, музейщики установили в углу большой бюст Сталина, где Верховный представлен в звании маршала.  На стене висит картина, где Сталин и Жуков играют в бильярд. Однако, главная изюминка кабинета - настольная игра Мом.

  Играть в неё должны сразу 4 человека, а правила здесь очень и очень сложные. У каждого, как в шахматах, есть набор фигур: пехота, танки, авиация + круглая фишка обозначающая столицу. Все фигуры ходят по-своему. Если в покер играют пара на пару, то здесь каждый за себя, союзы заключают лишь на время. Смысл игры - окружить или захватить чужую столицу. Проигравший из игры выбывает, и далее бой на доске ведут оставшиеся.

Игру вместе со столом и со стульями подарили польские военные, об этом говорит специальный знак на игровой доске. Стулья очень низкие и дабы видеть всё поле, игроки должны были стоять. Как известно, Сталин курил трубку, и посему на каждой стороне стола выдвигаются специальные пепельницы.
Гиды и смотрители особо бережно отслеживают этот экспонат, и посему мне думается, стол и фигурки действительно помнят Сталина.

А вообще, был ли здесь Сталин? Передвижение Верховного Главнокомандующего никто и никогда не отслеживал - это было запрещено. И тем не менее историки склоняются к тому, что Сталин в бункере был. Более того, он провёл здесь самое тяжёлое время в конце ноября в начале декабря 1941 г. Далее, когда немецев отбросили от Москвы, Верховный Главнокомандующий вернулся в Кремль.

В любом случае, если про какую-то историческую условность в оформлении кабинета и зала ещё можно как-то говорить, то столовая в бункере выглядит как полный экспромт. Зайти в неё можно из зала. Столовая находится по другую сторону нежели спальня и кабинет. В бункере иногда проводятся праздничные мероприятия и посему столовая оформлена в стиле грузинского ресторана.

Но здесь есть музейный уголок. На стендах личные вещи Сталина, и если верить гиду, в музейной коллекции имеется "его личная трубка". Особый интерес вызывает Орден Победы - высший военный орден СССР. Всего было 20 награждений и семнадцать кавалеров (трое награждались дважды, один лишён награды посмертно. Догадайтесь кто? Нет, не правильно, Орден отобрали не у товарища Сталина а у дорогого Леонида Ильича).

Орден был украшен множеством бриллиантов, и посему в музеях хранятся муляжи. Ордена «Победа» нет в системе наград Российской Федерации. Сейчас в живых остался лишь один награждённый — бывший король Румынии Михай I.
По заверению гида, в музее присутствует старый кувшин, которым когда-то в Гори пользовалась семья Джугашвили. За стеклом рядом газета "Правда" от 5 марта 1953 года.

На других стендах тарелки с ликом Вождя,его старый китель,граммофон и пластинки с выступлениями товарища Сталина. На стене плакаты той эпохи. В столовой выставлен бюст Вождя, где товарищ Сталин что-то пишет. Рядом книга отзывов, где написать своё мнение о музее имеет право любой посетитель. Любопытен портрет Сталина, выполненный неизвестным художником на куске стали. При всём при этом здесь чувствуется особый пронизывающий холод, которого не было ни в зале, ни в кабинете - по всей видимости рядом проходят подземные коммуникации.

Время нашей экскурсии подошло к концу, и в бункер пришла следующая экскурсионная группа. Дабы не толкаться, нас вывели другим ходом. В конце столовой имеется специальный проход, выйдя через который, мы прошли ещё два уже ничем не примечательных зала. Однако отмечу, что холодом в них уже не веяло, следовательно, подземные катакомбы соприкасаются лишь со столовой. Впрочем, повторюсь, про бункер мало что известно. Ушедшая эпоха хранит свои тайны.
Готов к критике!
Тэги: Россия ,
1 голос | Комментарии Оставить комментарий
Светлая лошадка аватар
Светлая лошадка (Пнд, 01.02.2016 - 17:01)
Очень интересно, Максим. Вы такой любознательный, прям как я. А знаете сколько! Предполагаю, о самом главном ещё молчите.
Может, по подземной автодороге к нам Янукович прикатил...
Всегда боюсь подземелий. Всех, включая окультуренные пещеры.
Была в бункере Сталина в Самаре. Хотелось скорее сбежать, да пока по лестницам...
Жаль денег, что идут на подобные расходы, лишнего много такого понастроено. А резиденций по России сколько! Лучше бы дома престарелых обновили.

Удивляюсь, что нет комментариев. Читают ведь, а лень пару слов написать.
Извините за блюз-жание. Правда, красивая опечатка?

Ершов Максим аватар
Ершов Максим (Пнд, 01.02.2016 - 17:27)

Светлая лошадка написал(а):

Очень интересно, Максим. Вы такой любознательный, прям как я. А знаете сколько! Предполагаю, о самом главном ещё молчите.
Может, по подземной автодороге к нам Янукович прикатил...
Всегда боюсь подземелий. Всех, включая окультуренные пещеры.
Была в бункере Сталина в Самаре. Хотелось скорее сбежать, да пока по лестницам...
Жаль денег, что идут на подобные расходы, лишнего много такого понастроено. А резиденций по России сколько! Лучше бы дома престарелых обновили.

Удивляюсь, что нет комментариев. Читают ведь, а лень пару слов написать.
Извините за блюз-жание. Правда, красивая опечатка?


 Лена, Вы моя муза! Я именно для Вас завтра ещё один рассказик скину, как я подземную Москву изучал - как я стал диггером!

 А подземных коммуникаций полным-полно в любой стране мира. Я вот недавно был на Сахалине. Так там японцы не только сами дороги по острову понастроили (до 1945 г. остров принадлежал японцам), но и в Южно-Сахалинске текже имеются их тонели. Что поделать, жизнь наша сложна и посему страны  между собой воюют.  Соответственно, победит тот, кто лучше к этой самой войне подготовится. Да сами Вы это всё понимаете....

А я вот в Самаре не был. Хотелось бы побывать. А про Януковича? Так Путин вроде в своём интервью Соловьёву подробно рассказал, как Виктор Фёдоровича наши вертолётчики спасли.

Ершов Максим аватар
Ершов Максим (Пнд, 01.02.2016 - 17:47)
Кстати, я посмотрел, на сайте зарегестрированно 26666 пользователей. Мистическое число. Может именно поэтому у сайта появились проблемы?...
Светлая лошадка аватар
Светлая лошадка (Пнд, 01.02.2016 - 19:27)

Ершов Максим написал(а):

 

Светлая лошадка написал(а):

Очень интересно, Максим. Вы такой любознательный, прям как я. А знаете сколько! Предполагаю, о самом главном ещё молчите.
Может, по подземной автодороге к нам Янукович прикатил...
Всегда боюсь подземелий. Всех, включая окультуренные пещеры.
Была в бункере Сталина в Самаре. Хотелось скорее сбежать, да пока по лестницам...
Жаль денег, что идут на подобные расходы, лишнего много такого понастроено. А резиденций по России сколько! Лучше бы дома престарелых обновили.

Удивляюсь, что нет комментариев. Читают ведь, а лень пару слов написать.
Извините за блюз-жание. Правда, красивая опечатка?
 


 Лена, Вы моя муза! Я именно для Вас завтра ещё один рассказик скину, как я подземную Москву изучал - как я стал диггером!

 А подземных коммуникаций полным-полно в любой стране мира. Я вот недавно был на Сахалине. Так там японцы не только сами дороги по острову понастроили (до 1945 г. остров принадлежал японцам), но и в Южно-Сахалинске текже имеются их тонели. Что поделать, жизнь наша сложна и посему страны  между собой воюют.  Соответственно, победит тот, кто лучше к этой самой войне подготовится. Да сами Вы это всё понимаете....

А я вот в Самаре не был. Хотелось бы побывать. А про Януковича? Так Путин вроде в своём интервью Соловьёву подробно рассказал, как Виктор Фёдоровича наши вертолётчики спасли.




Спасибо, Максим, с удовольствием почитаю. Кстати, Вы кто по основной специальности? Историк?
Мне, сугубо гражданской, кажется, подземелья очень уязвимы. Где затопят, где взорвут, вот и замуровано всё. А тайны в наше компьютерное время хранить сложно. Плюс безалаберность - провалился же экскаватор.
У меня знакомая была, работала в городской строительной конторе. Стали её сокращать, она мне говорит: " Я в отместку схемы подземных коммуникаций "потеряю". Стыдила её, помню, рядовые люди, мол, страдать будут. Как она поступила, не знаю. Это я в общем, о человеческом факторе.

А про Януковича пошутила, скажем, собирательный образ. Хотя... всегда ли можно верить официальным сообщениям.

И да, число тяжёлое, уговорите кого-нить срочно зарегистрироваться, тёщу например.

Ершов Максим аватар
Ершов Максим (Пнд, 01.02.2016 - 23:31)
Лена, я историк в душе. Исторического образования у меня нет. Родители у меня в советское время в системе строительства работали. Если что-то где-то собирались строить, приходилось проходить массу комиссий, и метрокомиссию в том числе.  Но это в советское время.
 
Зато, помню, лет 12 назад у нас в районе Ленинградки строители стали сваю забивать, дабы рекламный щит поставить, и пробили тоннель метро. Там как раз поезд шёл. Слава Богу никто тогда не пострадал.  И это сейчас, когда все эти метротонели известны. Что тогда про сталинские катакомбы говорить. Они ведь, насколько я понимаю, были (и есть) долгое время засекречены. 
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
X
Укажите Ваше имя на сайте TourBlogger.ru
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка...