Cад Людей. 3. Жизнь

Осло, май 2010

Репортеру удалось отловить Мастера, когда тот пребывал в благодушном настроении. Был задан вопрос по поводу одной известной композиции:

 

Cад Людей. 3. Жизнь

 

"Мало ли что привидится во сне" - сказал Вигеланд. А мог бы и палкой огреть. В большой деревне Норвегия все знали об оставленных детях.

 

В "Солярисе" Лема брошенные дети материализуются из снов. Наивный Космический Разум не понимает поначалу, что причиняет этим боль Сарториусу и милому доброму Снауту. Или это еще не родившиеся, как в "Синей птице"? И вообще, может быть, все не так мрачно, и вздернутые вверх кулаки - победный, ликующий жест. Тогда: "Я сделал это!"
 
***

 

Гранит, оказывается, бывает не только мощным, но и нежным.   

 

Cад Людей. 3. Жизнь

 

Мужчина рвет с женщиной. При этом он намного старше, хотя на здоровье явно не жалуется. Что там у них произошло? Этого мы не узнаем. Первобытное несовершенство изобразительного искусства оборачивается в век безудержного трепа великой силой - оно молчит.

 

Отрадно спать, отрадно камнем быть.
О, в этот век безумный и постыдный
Не жить, не чувствовать - удел завидный.
Прошу: молчи! Не смей меня будить!

 

(Микельанджело Буонаротти, перевод Федора Тютчева)

 

Камень молчит, и он недвижим. Поэтому сколько ни приходи в Сад, ничего не произойдет. Спутница жизни будет все так же аккуратно поджимать ножки, старый муж, грозный муж - готовиться метнуть ее куда подальше. Освободиться ему не удастся никогда.

 

Хотя она и не сопротивляется, точнее, не делает вид, что сопротивляется, как другая юная дама:

 

Cад Людей. 3. Жизнь

 

Сильный пол также не застрахован  от насильственного вылета на орбиту.

 

Cад Людей. 3. Жизнь

 

Этот отрок как раз брыкается, но одному против троих ему не сладить. Вот его и затащили наверх после скорого самосуда. Сейчас падать ему с крутого бережка - очень больно и не опасно для жизни. Девчонки купались, он подсматривал, естественно.

 

Вигеланд считал женщин существами от природы тонко чувствующими, но интеллектуально ниже мужчин. Так сказать, недалекими от природы. В его время многие вот так заблуждались.

 

Девичьи тайны. Обсуждается важный вопрос. Тоже что-то связанное с отношениями полов, судя по общему сугубо конспиративному настрою группы. Самая старшая, должна вроде соображать, держит за руку доверенного ей младшего братца. Сказали не отпускать от себя, она и не отпускает. При этом увлеченно верховодит собранием. Но смотрите,  cмотрите! Он змею ухватил! Хорошо, если не ядовитую.

Cад Людей. 3. Жизнь

 

Ровесница нашего героя по малолетству не участвует в обсуждении Тайны. Мудро созерцает она окружающий мир, в то время как он от большого ума тащит с земли всякую дрянь. Отметим это не без злорадства, как враги любого шовинизма, в том числе мужского.

 

Образ мамаши, радостно посвятившей себя детям, близок остающимся пока на плаву людям из "нынешнего поколения советских людей". Здесь мы всегда приостанавливаемся, горестно кряхтим и понимающе переглядываемся, в глазах - нежность.

 

Cад Людей. 3. Жизнь

 

Помните старушку у Фонтана? Не нашлось пока подходящего фото, но вот она в гранитном воплощении. На прекрасном лице теперь не печальное осознание неизбежного, на нем отразилась страшная новость, безжалостная реальность. Она вскрикивает. Почему? Это невдомек сверстнице. Кто умер? Может быть, тот давний мальчишка над обрывом? И тогда...Здесь какая-то тайна. Мы не знаем.
   

Cад Людей. 3. Жизнь

 

***

 

Наша любовь к Мастеру не слепа.

 

Скульптурная группа под условным названием "Семья". Уходу за стариками и их, стариков, спокойному уходу в инобытие могут помешать. Мужчины начеку и не боятся. Женщинам и детям, во спасение прайда, бояться дозволено и даже предписано.

 

Cад Людей. 3. Жизнь

 

Кто-то скажет: слишком понятно, слишком жанрово.

 

Слышали уже. Для кого-то "понятно" всегда "плохо". Ерунда. Абсолютная прозрачность чаще более трансцендентна, чем самый замысловатый код.

 

Бесстрашные дозорные...Где-то мы их видели раньше. Гениталии были прикрыты, но вот этот орлиный взор, грудь колесом, ни шагу назад - видели. По этой же причине надо долго шевелить публику в Саду Родена. Не усматривает она новаторства, и все тут. Нам показывали порой и не худшие работы под Родена во времена  социалистического романтизма. Но - потом. Мы начинали с "потом".

 

Это оправдывает великих, но и мы не виноваты, так уж вышло. И жестковатая формулировка "то-то и то-то не выдержало испытания временем" иной раз приходит на ум.

 

В 1940 году Норвегию после короткой борьбы оккупировали, но в жизни Вигеланда мало что изменилось. В двух шагах от его дома-студии расположились штаб войск СС и разведотдел Рейскомиссариата. И что, он должен был не здороваться с проклятыми оккупантами, когда они попадались ему на аллеях Сада? Какие-то его вещи им даже нравились. Не мешали работать, это главное. В коллаборационизме, как Гамсун, замечен не был,  пакостными статьями себя не запятнал. Иначе, чего доброго, после войны Саду было бы не сдобровать. В 1945 году в Норвегии оказалось  много горячих противников нацизма.

 

Поначалу кажется, что скульптор почти не индивидуализирует своих героев, но загляните им в лица! Каменная баба с мечом, бронзовый истукан с горящим взором фанатика когда-то отучили нас это делать. Лицо имело вспомогательное значение. Оно не было интересно. Вигеланд возвращает нам лица людей. Творческая манера должна быть выверена, нельзя все мешать в одну кучу. Этого требуют чувство стиля, чувство меры. Представлен так называемый нордический тип. Но как точно и какими скупыми средствами переданы переживания, характер, судьба. И через какое-то время мы начинаем узнавать в камне и бронзе и наши скуластые, носатые и картофельные физиономии.

 

Выражение лица важнее формы черепа.

 

Взгляните на этого известного всему миру парня:

 

Cад Людей. 3. Жизнь

 

Довольно быстро обнаруживаются также "Толстой" и "Достоевский".
   
 ***

 

Я в Саду пообвыкся и забываю иной раз, что привожу сюда людей и из мест, где муж жену, а жена мужа совсем без одежды никогда не видели.

 

Ну, и мы с вами об этом уже говорили, и столько уже до нас сказано и написано. Давайте просто примем в качестве постулата, что нагота сама по себе, а эротика сама по себе.

 

Говорят, у немцев плохо с юмором. Это не у них плохо с юмором, это у нас плохо с немецким языком. Но голый Бетховен у них в Бонне, в святая святых - доме великого композитора, стоит не для юмора. И дирижирует при этом тоже не для юмора, а с целью воплощения авторского замысла. А что это за замысел, почему немцы ходят в общий "бад", а итальянцы не ходят, и как пророк Мухаммед решил проблему воспроизводства населения - договорились же не обсуждать.

 

Cад Людей. 3. Жизнь

 

Автора "Бетховена" назову: Густав Вигеланд.

 

Сад на редкость целомудрен. Это, что ли, эротика?

 

Cад Людей. 3. Жизнь

 

Или это?

 

Cад Людей. 3. Жизнь

 

Разве что можно усмотреть тематическую эротику в одном из поединков женщины с драконом.

 

Дракон - то, что гонит чеховскую даму с собачкой в Крым... нужно ли продолжать. Он побеждает, но поражение сладостно ей. Чтобы это увидеть, надо посмотреть вверх от самого основания колонны, на вершине которой все происходит. Возможно, скульптор удовольствие на лице дамы и сознательно спрятал подальше. Во-вторых, какая-никакая одежда. Подобие юбки все же имеется. Это аргумент в пользу эротичности, конечно, а не против (sic!). Но самое главное: порок не смакуется, уж очень этот дракон противный. Эротика - объект критики, как в голых тетках, которых поджаривают черти на картинах Босха.

 

Cад Людей. 3. Жизнь

 

По-видимому, анахорет и трудоголик Вигеланд был аскетом в быту?

 

Он был эротоманом.

 

Таковым его считал Станислав Пшебышевский. Польскому писателю надо верить и как основательному исследователю этого дела и просто приятелю Вигеланда по берлинскому кафе-салону "Черный поросенок". Там они и собирались на излете ХIX века:  Пшебышевский, Мунк, Стриндберг, их жена Дагни и Вигеланд.

 

Недавно в Осло выставили эротические рисунки и статуэтки Вигеланда. Нимфы, фавны и люди сосредоточенно занимаются разнообразными копуляциями. Выставка получилась большая. Люди сведущие обратили внимание, что женщина показана не в духе тогдашнего снисходительного вуайеризма, а как равноправный и инициативный участник акта.

 

Но творчество здесь ни при чем. Это как интимная переписка Чехова с женой, ничего принципиально не меняющая в его беллетристике.

 

Какими путями сублимировался человек Вигеланд в скульпторе Вигеланде - отдельная тема.

 

Для нас важно, что - сублимировался.

 

Он переселился в свои скульптуры. Он жил ТАМ. Сном была так называемая реальная жизнь. ТАМ была суррогатная семья: любящие жена, дети, братья. ТАМ не было ревности к отцу, чувства вины перед возлюбленной, страха смерти, страха жизни. Боль и страдания воплощались, оставались и исцелялись тоже ТАМ.
  

Медаль
Тэги: Норвегия ,
4 голоса | Комментарии Оставить комментарий
Irma аватар
Irma (Сб, 19.01.2013 - 19:12)

читала-улыбалась))) приеду-сюда точно схожу))) 

Роден мне всегда нравился, помню,в студенчестве мы приехали в Питер.где ежедневно выстаивали очереди в музеи.. и вот в зале Родена в Эрмитаже мы с восторгом шептались вокруг  его скульптур, а рядом со свирепым видом восседала дама-смотритель. Она наш восторг этими голыми телами не разделяла явно)))

бужор аватар
бужор (Сб, 19.01.2013 - 19:10)

точно улыбались? вот и славно:)

бужор аватар
бужор (Сб, 19.01.2013 - 19:37)

на восторг голыми телами не каждый способен

но люди растут

вот, пардон за самоцитату

http://buzhor.livejournal.com/80749.html

Irma аватар
Irma (Сб, 19.01.2013 - 19:51)

о,сейчас в свой рассказ Давида добавлю))))

 

Mikha аватар
Mikha (Вс, 20.01.2013 - 00:19)

Много очень точного: и о веке безудержного трепа, и о понятности настоящего, и о переселении автора в мир, им созданный. Трудно не согласиться. И о том, что предельно обобщенный подход приводит в какие-то моменты к совпадению с предельно конкретным. Когда Мастер умер, Гагарину было едва 9.

И ощущение, что это не неподвижный мир, а мир, живущий в другой протяженности времени, как деревья или скалы. Спасибо за такой экскурс в мир Вигеланда. И честь норвежцам, что они это восприняли так, что их просто на столько стало больше.

бужор аватар
бужор (Вс, 20.01.2013 - 00:25)

>И ощущение, что это не неподвижный мир, а мир, живущий в другой протяженности времени, как деревья или скалы.

 

Метафорические скалы и деревья - ваше. Мне этого сравнения не хватало. Но уже не буду ворошить...Текст этот полежал-полежал в одном "толстяке", а "толстяк" возьми да и помри. Ну и пусть. Я рад, что здесь нашел понимание и теплые слова. Спасибо!)

BUCH аватар
BUCH (Вс, 20.01.2013 - 22:34)

Этот скульптор для меня - открытие. Спасибо!

бужор аватар
бужор (Вс, 20.01.2013 - 22:36)

BUCH написал(а):

Этот скульптор для меня - открытие. Спасибо!

Я очень рад этому!:)

Модератор аватар
Модератор (Втр, 22.01.2013 - 08:33)

Очень жаль, что не довелось прочитать Ваши рассказы про парк Вигеланда ДО того, как там побывала. По-другому восприняла бы все (( Теперь ощущение, что что-то потеряла... Ну ничего! Кто знает, может, когда-то еще окажусь там. Спасибо )

бужор аватар
бужор (Втр, 22.01.2013 - 12:02)

Модератор написал(а):

Очень жаль, что не довелось прочитать Ваши рассказы про парк Вигеланда ДО того, как там побывала. По-другому восприняла бы все (( Теперь ощущение, что что-то потеряла... Ну ничего! Кто знает, может, когда-то еще окажусь там. Спасибо )

 

Как говорил Костя Меньшиков, та ради Бога, обращайтесь!)

Светлая лошадка аватар
Светлая лошадка (Втр, 22.01.2013 - 13:55)

Про "понятно" так уж согласна - до слёз. И то, что "выражение лица важнее формы черепа", и моя правда тоже. Спасибо Вам огромное. Очень хочу к этим каменным людям, зауважала я и незнакомого до того Вигеланда, и Вас. В том числе за отношение к женщине. Кстати или нет, после посещения Японии Садом людей я назвала для себя саму так полюбившуюся мне Японию.

бужор аватар
бужор (Втр, 22.01.2013 - 14:09)

Япония стала моей первой "настоящей" заграницей. Пардон за самоссылку: http://world.lib.ru/j/jurij_j_b/neplakatxnesmejatxsjaneneawidetx.shtml

главка "Шок"

Как точно, однако: Япония - сад Людей. Спасибо!:)

Светлая лошадка аватар
Светлая лошадка (Втр, 22.01.2013 - 15:40)

бужор написал(а):

Япония стала моей первой "настоящей" заграницей. Пардон за самоссылку: http://world.lib.ru/j/jurij_j_b/neplakatxnesmejatxsjaneneawidetx.shtml

главка "Шок"

Как точно, однако: Япония - сад Людей. Спасибо!:)

 

Хотела ведь тоже Людей поставить с большой, да поленилась переправлять. За ссылку спасибо, прочитаю. Будет приятно, если и Вы как-нить прочитаете мою Японию в историях, "Одессу" ведь нашли (ссылки ставить не умею, темнота).

На коммент в "Одессе" Вам уже  ответила.

А Вы недурно начали, однако, - с Японии.

бужор аватар
бужор (Втр, 22.01.2013 - 15:54)

Светлая лошадка написал(а):

А Вы недурно начали, однако, - с Японии.

 

Были уже Турция и Греция...не в счет. Чтобы попасть в Японию переводчиком на круиз, я занимался с девочками из офиса английским месяц кряду по часу  в день...

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
X
Укажите Ваше имя на сайте TourBlogger.ru
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка...