Что остается от сказки потом - После того, как ее рассказали?

Москва, 29 мая 2012

 

 

                                  

                                                «Что остается от сказки потом,

                                                 После того, как ее рассказали?»

 

            12-летний мальчишка по имени Джон из городка Уиттер в штате Калифорния как-то летом 1969 г. прочитал книжку про Уолта Диснея. Она очень ему понравилась, как нравились и диснеевские фильмы, особенно «Меч в камне». Но вот, странное дело, больше всего ему в них нравились оживавшие по воле сказочника предметы. Конечно и настоящие сказочные принцессы, и говорящий сверчок, и Русалочка, и суматошные и всегда готовые придти на помощь птицы и мыши, и даже такой противный и злющий кот Люцифер. Но оживающие вещи его особенно удивляли и привлекали. Почему? «А? Э -  э! Так-то, дружок, в этом-то все и дело».Мама у него была учительницей рисования и то ли в процессе воспитания, то ли с генами передала ему пристрастие к рисунку, к рисованному миру.

 

             После школы он начал учиться в Пеппердинском университете, который был для него семейным, здесь в те или иные времена учились все-все его близкие. Но детская мечта стать художником-мультипликатором заставила его поменять учебное заведение, как только он услышал о новой программе обучения в Калифорнийском Институте Изобразительных Искусств. Его преподавателями были три сотрудника Диснея, а однокашниками студенты, чьими именами сейчас гордится кинематографическая Америка. На его студенческом счету две короткометражки, снискавшие награды Американской Киноакадемии за анимацию. Но свою самую первую награду в 15 долларов он получил в 5 лет на ярмарке в Уитье, штат Калифорния за рисунок карандашом  «Всадника без головы».

 

            Как я вернулся (хотя, в сущности, я его никогда не покидал) в любимый с очень давних времен мир мультипликации, в котором были, конечно, и Хитрук, и Котёночкин, и Бардин, и Норштейн, но который всё-таки был заполнен Диснеем? Диснеем, герои которого впервые поглядели на меня с рижских рождественских открыток моего детства, Диснеем, на которого я ходил по абонементам в «Иллюзион» неподалёку от кинотеатра «Ударник», Диснеем из множества телевизионных передач, которые демонстрировали фильмы с разоблачениями отрицательных героев и с рассказами о режиссере-волшебнике, о путешествиях художников студии по всему миру, где они рисовали диковинных животных и экзотические растения и где по их следам позже прошли фотографы National Geographic. Наверное, такие смешанные передачи примиряли ТВ с авторским правом. Видеомагнитофоны, быстро распространившиеся благодаря запретной до поры до времени порнухе, одновременно сделали доступными по-настоящему хорошие фильмы и в том числе диснеевскую мультипликацию. А дальше диски, Интернет, и каждый смотрит почти всё, что ему нравится.

Так как же я вернулся в сказку?

 

                               Что остается от сказки потом - После того, как ее рассказали?

 

«Они не испаряются, они не растворяются,

Рассказанные в сказке, промелькнувшие во сне,-

В страну чудес волшебную они переселяются.

Мы их, конечно, встретим в этой сказочной стране».

 

            На мною поЧитаемом сайте OPENSPACE.RU наткнулся я на конкурс: «Задайте свой вопрос Джону Лассетеру». Оказывается, что в связи с выходом у нас 21 июня нового пиксаровского фильма «Храбрая сердцем» (Brave, впервые с главной героиней, а не героем) и другими делами Джон вместе с женой Нэнси на пару дней приехал в Москву. Здесь среди прочих встреч ему предстояло провести мастер-класс для студентов и киностудийной молодежи, билетом на который и был приз для победителя конкурса. Я решил попробовать (не везет на ТБГ, может, повезет в любви – к анимационному кино?) и  в-ы-и-г-р-а-л. По завершении короткого срока конкурса милый голос, представившийся Марией, поймал меня где-то на Ярославском шоссе, сообщил радостную весть, пообещал по электронке прислать пригласительный и сообщил, куда и когда надо прибыть. Излишне упоминать, что часть пути следовало преодолеть на метле, часть – на Сером Волке, а явиться в шапке, которую примеряла легкомысленная Людмила. Что ж, «рядиться никогда не лень».

 

            Так для меня началось этот короткое сказочное приключение со сказочным и в то же время вполне реальным героем - креативным директором  Pixar Animation Studios и Walt Disney Animation Studios, близким в течение нескольких десятилетий другом и соратником недавно ушедшего Стива Джобса, сценаристом, режиссером и продюсером, дважды  оскаровским лауреатом, ставшим полгода тому назад обладателем 2453-й именной звезды на голливудской «Аллее славы», о котором я что-то попытаюсь вам рассказать и показать.

 

               Что остается от сказки потом - После того, как ее рассказали?

                                                                                                                                                         С сайта OPENSPACE.RU

 

            Ну, кто бы мог себе представить, что на неведомых дорожках, на 3-м этаже первой линии ГУМа есть зал на несколько сотен человек, который в этот вечер 29 мая оказался наполненным под завязку и даже несколько за ее пределами. Двусветный зал – образец архитектурной эклектики с рядами арочных окон – с круглыми арками внизу и готическими вытянутыми к потолку наверху. Для ампира не хватало вензелей и позолоты, которая, впрочем, присутствовала в оформлении люстры и бра. Стулья в белых полотняных чехлах до пола напоминали сокуровские сны о Горках Ленинских. Так случилось, что сидел я далеко от люстры, чему порадовался. После «Альтиста Данилова» у меня неприязненное отношение к большим люстрам.

 

          

 

                                          Что остается от сказки потом - После того, как ее рассказали?

 

            На снимке бархатный канат, поделивший места на «для белых» впереди и для «небелых» позади. «Вы можете сесть здесь и здесь, а там – нет» - расисты чертовы. Не говоря уж о том, что по пути трижды проверили приглашение (ей-богу, я в Министерство обороны раньше проще проходил) и выдали билет – чудо графического дизайна с мантрами «Класс мастера аниматора /лекция для понимающих/ и Культура отдыха отдохновение культур. Дева - хранительница «барьера» объявила мне при входе, что фотографировать нельзя. Правда, ее симпатичная коллега догнала меня и с улыбкой сказала, что десять минут можно фотографировать, превратив меня на время из Ворчуна в Весельчака. В помещении было десятка полтора киношников с камерами на плече и бессчетное число фотографов со штативами и трубами объективов разной длины. Я снимал напропалую из-за спин до и после начала (с 25-минутным опозданием) церемонии, пока не надоело. Далеко впереди на подиуме со сценой гостя ждало большое черное кожаное кресло и стол с большим блюдом вишни или черешни. Учитывая, что мероприятие проводила «Cinemotion» в рамках фестиваля «Черешневый лес», скорее последнее. Я еще сказал соседу по ряду, что, наверное, гость, как Джек Николсон в «Иствудских ведьмах», будет есть ягоды, а мы будем давиться косточками.

 

     Что остается от сказки потом - После того, как ее рассказали?

 

                     

        

              Что остается от сказки потом - После того, как ее рассказали?

 

            Наконец из специального входа появились охранники и Джон Лассетер в сопровождении неувядающей, изящной и грациозной Ингеборги Дапкунайте, которая представила гостя публике и задала ему первый вопрос. И дальше начался праздник, которому все собравшиеся были обязаны жовиальному, т.е. бодрому, жизнелюбивому, неунывающему, жизнерадостному и моложавому, несмотря на свои 55 лет, Джону и организации встречи как матчу вопросов и ответов после небольшого вступления, в котором он рассказал о себе, о взглядах на анимационное кино и жизнь, которые для него, похоже, неразделимы. О своем приходе и работе в студии «Дисней», о непростых взаимоотношениях с сотрудниками студии, пережившими Мастера, об уходе к Джорджу Лукасу, о дружбе со Стивом Джобсом, об основании Pixar.

 

     Что остается от сказки потом - После того, как ее рассказали?

 

                             Что остается от сказки потом - После того, как ее рассказали?

 

            «Стив говорил мне: мы делаем компьютеры, сколько они живут – года 3, ну 5, а после этого ими можно подтыкать дверь, технология развивается так быстро. А вы, если постараетесь, делаете то, что дети и взрослые будут смотреть и через 10 лет и потом». «Мною руководит желание развлекать людей, как я сам развлекался в своем детстве. Мы хотим делать фильмы, на которых люди захотят вместе с нами прожить в этой истории полтора-два часа». «Мой любимый фильм – про длинноухого Дамбо. Когда я смотрю его, я смеюсь и испытываю глубокие эмоции. Люблю я и работы моего друга мультипликатора Хаяо Миядзаки». «Мы стремимся создать интересную, эмоциональную историю, досконально разобравшись в том, о чем рассказываем. Когда мы снимали «В поисках Немо», я заставил всех занятых сотрудников сдать на сертификат дайвера, мы ныряли в Сан-Франциско. Чтобы создать историю нам требуется 4 года».    Он рассказывал о себе и диснеевских стариках.  «Я шел по ногам», что наверно соответствует нашему «я шел по головам» или «я наступал на ноги». Ему пришлось уйти к Лукасу и вместе со Стивом Джобсом основать Pixar. Началась новая ветвь в истории мировой анимации.

 

                                     Что остается от сказки потом - После того, как ее рассказали?

 

«Добро и зло в стране чудес, как и везде, встречаются,

Но только здесь они живут на разных берегах,

Здесь по дорогам разным истории скитаются,

И бегают фантазии на тоненьких ногах».

 

                                             Что остается от сказки потом - После того, как ее рассказали?

 

            Когда он говорит, что считает других аниматоров не конкурентами, а друзьями, возможно, он несколько кривит душой. Большой, спокойный, энергичный в свои 55, отвечающий открыто, пространно и интересно на все вопросы, знающий в своем мире всё и всех симпатичный Джон Лассетер был гостем «Черешневого леса» и Москвы. Наибольшую кассу из его работ собрала «История игрушек», а мне из того, что видел, больше нравится Люксо Джуниор из жизни настольных ламп.  В Москву он привез старые короткометражки, современные фильмы двух студий и совсем новые в России «Луну» и «Рапунцель: Счастливы навсегда». Как это здорово, совершить путешествие в сказку.

 

                                    Что остается от сказки потом - После того, как ее рассказали?

 

            Я умудрился задать свой вопрос под конец, мой вопрос и его ответ были последними. Я спросил, было ли творчество Уолта Диснея началом или также и концом мировой анимации, и кому суждено и впредь завоевывать сердца малышни и взрослых – Мини и Микки Маусу, Золушке, Русалочке, Гуфи или ковбою Вуди, косморейнджеру Баззу Лайтьеру и муравьишке Флику. Он ответил, что, по его мнению, сердца детей и взрослых достаточно большие, чтобы вместить всех любимых героев. Что ему очень нравится, когда полюбившиеся зрителям персонажи фильмов продолжают жить в игрушках, играх, эмблемами на одежде, когда у них есть вторая, не экранная жизнь.

 

                             Что остается от сказки потом - После того, как ее рассказали?

 

            Я ехал домой в метро и подрёмывал, а перед глазами у меня был умирающий от смеха заяц, помогавший тонконогому олененку, пытавшемуся удержаться на скользком льду, зайчиха, причесывающая свои щеки под барабанную дробь зайчишкиного сердца, красавцы олени, сцепившиеся в битве рогами. Пожалуй, это было мое представление о первой части вопроса, на которую я так и не получил ответа.

 

                                     Что остается от сказки потом - После того, как ее рассказали?

 

«Все мне советуют наперебой:

«Почитай» - я сажусь и читаю,

«Поиграй» - ну, я с кошкой играю,-

И все равно я ужасно скучаю!

Сэр! Возьмите Алису с собой».

 

            Мы скучаем без путешествий, без морей и их обитателей, без экзотических стран, без сказок, без рисованных человечков и зверей и оживающих под руками аниматоров предметов, без встреч с людьми, умеющими видеть необычное  и рассказывать об этом истории, захватывающие всех, независимо от возрастных и других различий. Когда в поездках вижу  диснеевских и других мультгероев в магазинах игрушек, на рекламе, фантиках, одежде,  первая, ещё не осознанная реакция: откуда здесь наш пес, наша принцесса, наша баба-яга. Эти персонажи стали универсальным языком, близкими всем символами, частью каждого из нас.

 

   Что остается от сказки потом - После того, как ее рассказали?       

 

            А вам какая часть пройденного анимацией пути больше по сердцу? Грубо говоря, диснеевская или пиксаровская? Симба или Базз Лайтьер, Русалочка или муравьишка Флик, Бемби или Тачки? И попадаются ли вам знакомые мультгерои в путешествиях?

 

            На встрече я снимал сам, какие-то кадры из фильмов нашел в сети. Спасибо Владимиру Семеновичу за стихи и блогерам qewd и superina за возможность уточнений.     

 

 

 

  

  

 

 

 


Готов к критике!
Тэги: Россия ,
9 голосов | Комментарии Оставить комментарий
Stream аватар
Stream (Пнд, 04.06.2012 - 16:44)

Всегда интересно полсушать человека, увлеченного своим делом... Позитивная встреча. Спасибо!

 

Шabur аватар

Да, Михаил. Занятная Вам победа досталась. Вон как ее последствия мыслительный процесс активизировали! И не только у Вас.
Я, честно говоря, «за» отечественную мультипликацию. У нее ведь тоже как минимум два временных отрезка: советский и российский. Про то, что до,  молчу - столько всего об этом сказано. И любимые мультики есть. Нынешние же мультфильмы, пусть не все, тоже смотрятся достойно. Пусть и с явными голливудскими заимствованиями и откровенными прямыми цитатами. По-моему, в этом нет ничего плохого. Скорее, наоборот, - это способ приближения к зрителю, в том числе, и к воспитанному на «заморской» мультпродукции.
И еще. Где-то прочитал, что мультипликация начинается там, где кончаются возможности других видов искусств. Действительно ли возможности анимации так велики? Скорее всего, да. Не знаю почему, но нарисованное движение на фоне удачно подобранной музыки иногда бывает пластичнее, убедительнее привычного трехмерного.
Вот только и у мультиков уже появился конкурент – Интернетовские видеоприколы. Коротко, иногда очень смешно.
Но, повторюсь, я все-таки «за» такой микс.

 

Mikha аватар
Mikha (Пнд, 04.06.2012 - 18:06)

Stream, я думаю, Вам бы тоже понравилось.

 

Шаbur, я всегда любил нашу мультипликацию. "Варежку" помню много - много лет, а "История одного преступления" как была хороша. И "Леопольд", совсем не такой, как "Том и Джерри", без злобы и жестокостей. Бардин - это отдельный разговор. И "Чуча", и проволочные истории, и "Птицы" - цыгане. Норштейн опять же. Но сейчас идет волна, которая затеяна "Пиксаром" как раз и другими, это я наверно не успею полюбить. Правда, надо посмотреть 3D, может это меня как-то примирит с миром "Тачек". Уже прорисовывают и "Самолеты" вслед за "Тачками". Боюсь, что эта ветка еще не совсем для роботов, но уже не очень для людей ( в доегэшном понимании). Хотя против ЕГЭ ничего не имею, только не в этом исполнении.

Ольга Ли аватар
Ольга Ли (Пнд, 04.06.2012 - 19:10)

Я прошла как-то мимо мультипликации. Нет, я обожаю наших  "Винни-пуха" и "Малыша и Карлсона" (причем - редкий случай - больше соответствующих книжек), но граздо больше - "Ежика в тумане" и "Шинель". Но в принципе, это искусство "не мое" - может быть, я просто не визуал? А в "Томе и Джерри" я почти не могу смеяться - очень жаль расплющиваемого вечно Тома... Но Ваш герой, Mikha, такой обаятельный!.. Спасибо! И особенно за напоминание любимых строчек из "Алисы"..

Любава аватар
Любава (Пнд, 04.06.2012 - 19:18)

 Наши мультики старые очень люблю. "Ёжик в тумане" - шедевр! Перечислять же все которые нравятся - бессмысленно, слишком длинный будет список.

 А из диснеевских конечно тоже прежнее поколение, там где Симба, Русалочка и прочие ЖИВЫЕ герои. Они именно живые. А говорящие машины всё равно как то не трогают. Даже у маленьких детей реакция совсем другая на них. Не сопереживают они неодушевлённым "тачкам", в которых кто то решил вдохнуть жизнь.

 А наши мультики вызывают и смех, и слёзы... Душевные.

Mikha аватар
Mikha (Пнд, 04.06.2012 - 19:28)

Галина, я думаю, что это потому, что они такие маленькие, даже, если стрррашные. А с маленькими ваш инстинкт педагога заставляет строить и управлять, а в душу - ни-ни. Может лет через 40, на отдыхе вы снова встретитесь с лучшими из них, и будут полное понимание и любовь.

 

Любовь, я рад, что нас таких уже двое.

Ольга Ли аватар
Ольга Ли (Пнд, 04.06.2012 - 19:32)

Спасибо, Михаил! Я попробую... лет через 40... встретиться! Что остается от сказки потом - После того, как ее рассказали?

Пьянова Евгения - Поппинс аватар
Пьянова Евгения - Поппинс (Втр, 05.06.2012 - 01:35)

Супер встреча! 

Как правило творческие личности  такого уровня  дарят сильные эмоции и что-то ещё...об этом потом  здорово вспоминать.

Михаил,  посоветуйте,  пожалуйста,  мультик какой-нибудь позитивный западный!   В России, по-моему, ничего не снимается после распада СССР.  Я могу ошибаться,  но слышала от мастеров,  что этот вид искусства сейчас в диком упадке у нас. Я закопалась в Гёте, Гессе и в Кафке.  Только что посмотрела "Фауста" Сокурова - не могу больше!  У всех  депрессняк сплошной))   И в кинематографе взрослом в том числе!

Тома и Джери и Шрека я видела, ещё  Рататуй - и это всё. Что остается от сказки потом - После того, как ее рассказали?

Mikha аватар
Mikha (Втр, 05.06.2012 - 12:15)

Женечка, самое лучшее - избавиться от этого настроения во сне. Посылаю Вам набор колыбельных на все вкусы. Их посоветовала мне хорошая приятельница, подруга которой - одна из создателей этого поекта. Там, мне показалось, непростая навигация, но вы разберетесь. Обратите внимание, кто поет немецкую. Это мультпроект со смешанным составом участников, так что это не совсем корректный ответ на Вашу просьбу.

      http://www.lull.ru/.                                                                                                                                                 

Пьянова Евгения - Поппинс аватар
Пьянова Евгения - Поппинс (Втр, 05.06.2012 - 12:47)

:)  Большое спасибо,  Михаил!  Разберусь. Что остается от сказки потом - После того, как ее рассказали?

stervochka-m аватар
stervochka-m (Втр, 05.06.2012 - 14:08)

Михаил,у вас такое задумчивый , с добрыми нотками ,приправленнай грустинками(или показалось?) и  ностальгически-приятный репортаж  получился:)А я выросла на Диснеевских мультиках, и тоже считаю,что место любимым персонажам найдется в сердце даже уже у повзрослевшего человечка:)

мамка аватар
мамка (Втр, 05.06.2012 - 18:53)

конечно, я воспитана на советских мультиках и рисунки Котеночкина мне нравятся до сих пор, да и еще Зарубина. я не собираю открытки, но рука не поднимается выбросить еще советские открытки с новым годом и с днем рождения рук Зарубина!!! 

своему ребенку в детстве я покупала на видео ТОЛЬКО советские мультики. и считала, что это правильно. позже

 я не ограничивала просмотр зарубежных, но агитировала за наши))).

очень люблю "жил был пес","ограбение по...", да всех и не перечесть.

недавно ходила на мульфильм "кот в сапогах", понравилось. хорошо отношусь к "Шреку", нравится "принц египта", не смотря на религиозную составляющую.

 

да, кстати, к ЕГЭ я тоже положительно отношусь, конечно, есть перегибы, но все же это уравнивает шансы поступления в престижные ВУЗы, а дальше, как говорит мой муж- ЛЁД ПОКАЖЕТЧто остается от сказки потом - После того, как ее рассказали?

Mikha аватар
Mikha (Втр, 05.06.2012 - 20:51)

Нас порядком таких, кто вырос на наших и диснеевских историях. Но может мы просто не просекаем пиксаровскую фишку? И может дети гаджетов будут смотреть только "Тачки" и "Истории игрушек N"? Хоть там есть и муравьишка Флик, и "В поисках Немо", а будут еще динозавры.

 

              Что остается от сказки потом - После того, как ее рассказали?

Irma аватар
Irma (Втр, 05.06.2012 - 22:57)

тепло и по-детски..))всем семейством вспомнили мультики всех времен и народов. а также и любимые нами пиксаровские  некоторые...))) то,что сделано с любовью и добротой, свою дорожку проторит всегда)

спасибо за такое окунание в прошлое и будущее)

vibas аватар
vibas (Ср, 06.06.2012 - 11:51)

Михаил, спасибо за рассказ!!!

Я не очень вдавался в историю и особенности мультипликации, но все это очень интересно!

А с детьми у сколько мультиков посмотрел!
У Pixar наше любимое - безусловно, "Корпорация монстров"!!!

 

Правда, потом мы больше полюбили "Симпсоны в кино" ))

Модератор аватар
Модератор (Ср, 06.06.2012 - 22:40)

Для меня Дисней всегда останется на первом месте - его мультфильмы были первыми, которые я, с горящими от восторга глазами, увидела после так сказать падения железного занавеса и проникновения в Россию западного мультфильма. И хотя Тачки и Немо - чудные мультики, которые смотрелись с огромным удовольствием, все равно - диснеевские, они какие-то родные, как первая любовь, незабываемые )))

Mikha аватар
Mikha (Чт, 07.06.2012 - 00:13)

Ольга, Дисней был и до падения, к счастью. А вот Пиксар запоздал в Россию, и у диснеевских фильмов оказалась фора. Просто (на самом деле, совсем не просто) эти фильмы как-то лучше легли на здешнюю душу, литературные и фольклорные традиции. Я бы сказал, что старина Уолт был волшебник, а Джон, равно как Лукас и Джобс, гениальные, но технари. Ну, скажем, Черномор и я, мы летаем на бороде, а они - на челноках Челленджер. Диснеевские рисовальщики рисовали рукой кадры с настоящих птиц, мышей, пингвинов и русалок, а для Люксо Джуниора создатели разработали специальную программу, которая дала этому фильму потрясающую игру света и теней. Но это не чудо, а программа. И я рад, что Вы тоже больше привержены чудесам. Следующий рецепт будет с крибле-крабле-бумс и селезенкой вепря Ы.

FIRE LISA аватар
FIRE LISA (Чт, 07.06.2012 - 14:16)

 Замечательная тема. Вряд ли здесь затрагивали подобную. Сама более всего люблю мультфильмы по сказкам и рисункам В.Сутеева ("Петух и краски", "Мешок яблок", "Дядя Миша" и др). Рада, что его книги и сейчас издаются огромными тиражами.

 Справедливости ради скажу, что моя маленькая дочка любит и "Тачек" и "Историю игрушек", но "Бременских музыкантов" и "Леопольда" гораздо больше. Вместе с героями она поет и подтанцовывает, смеется. Из современных наших мультфильмов смотрит "Смешариков", "Машу и медведя", "Лунтика". Кстати, "Смешариков" закупили телеканалы очень во многих странах.

Светлая лошадка аватар
Светлая лошадка (Пт, 08.06.2012 - 16:15)

После.... остаётся правда, не иначе. Трудно переоценить значение мультфильмов в воспитании детей. Жаль, что сейчас зверюшек размазывают по стенке, по дороге и по детской душе. Люблю наши рисованные мультики, особенно "Ну, погоди!"

Фил аватар
Фил (Вс, 10.06.2012 - 12:45)

Спасибо!

В детстве моем дома валялся толстый каталог какого-то канадского супермаркета 76 года. Мы вдвоем с приятелем или младшей сестрой любили листать раздел игрушек: мультперсонажи не ассоциировались с мультфильмами - мы таких не видели. Тамошний винни-пух до сих пор кажется чуждым нашему Винни-Пуху. Что остается от сказки потом - После того, как ее рассказали?

 

На днях включили двухлетней с небольшим дочке мультфильм "Доктор Айболит" 1985 года: пиратский мюзикл-слайдшоу "Муха-Цокотуха" ее глубоко впечатлил Что остается от сказки потом - После того, как ее рассказали? А любимый сейчас - "Ежик в тумане"...

бужор аватар
бужор (Ср, 30.01.2013 - 00:52)

Классный дядька. Отличный репортаж. Вот тебе и "сказка ложь"...

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
X
Укажите Ваше имя на сайте TourBlogger.ru
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка...