Дагестан. История и культура

Дагестан, июль 2014 года
Дагестан – в переводе с тюркского данное слово обозначает «Страна гор», и это действительно так – горы занимают 60% территории республики.

Дагестан уникальный уголок России, да что там России – всего мира. Здесь на относительно небольшой территории (50.3 тыс. кв. км) проживает около 30 этносов и этнических групп, говорящих на совершенно разных языках или языковых диалектах. 

По переписи 2012 года население республики составило 2 миллиона 950 тыс. человек. Самый большой и самый многочисленный народ это аварцы. Данных по народам за 2012 год у меня нет, однако на момент переписи 1995 г. аварцами посчитали себя 758,4 тыс. человек.
И вот тут опять интересно, ибо в состав аварцев входят также малые народы: арчинцы, ахвахцы, багулалы, бежтинцы, ботлихцы, гинухцы, годоберинцы, гунзибцы, каратинцы, тиндалы, цезы (дидойцы), хваршинцы, чималалы, андийцы. За ранее извиняюсь, если кого-то забыл упомянуть или неправильно назвал, а то получится как тогда….

Говорят, что Борис Николаевич, читая подобный список, по ошибке назвал андийцев индейцами, и это стало в Дагестане предметом для шуток. Кстати, пошутить дагестанцы любили во все времена, но у горцев есть свои определённые правила. Так, например, верхом неприличия считается начать первым громко смеяться над своей собственной шуткой. Надеюсь, читатель простит шутника автора и ушедшего в мир иной Бориса Николаевича.

Кстати, андийцы известны в Дагестане тем, что они из войлока различную одежду шили. Вообще, каждый народ создавал что-то своё, кто-то делал оружие, кто-то ювелирные изделия, кто-то был мастером по обработке камней, кто-то прославился резьбой по дереву. Вплоть до наших дней сохранилось ковроткачество.  Причём дагестанцы по орнаменту ковра безошибочно определяют, мастера какого народа его соткали. 

По религиозному составу большинство дагестанцев мусульмане-сунниты. Шиитами являются азербайджанцы и малая часть лезгин. По данным за 2000 год исповедующих иудаизм татов (или горских евреев) в республике проживало 14, 7 тыс. Русских в Дагестане на январь 2002 года было 120,9 тыс. человек.

На основании исследований учёные пришли к выводу, что коренные народы Дагестана принадлежат к двум родственным между собой типам – кавказскому и каспийскому. К кавказскому типу антропологи относят: чеченцев, ингушей, аварцев, лакцев и частично даргинцев.
К каспийскому по их мнению принадлежат: опять таки даргинцы, лезгины, кайтагцы и часть кумыков. И что интересно – у каждого народа своя история, свои легенды, свои обычаи.

Но к чему отнести сам Дагестан, к Европе или к Азии? Кем являются дагестанцы – европейцами или азиатами?

Геологи, отвечая на подобный вопрос, обычно говорят, что сам Кавказ никак не может быть причислен к Европе – Кавказ это Азия.  Доказывают они свою правоту тем, что на севере Предкавказья существует Кумо-Манычевская впадина, называемая так от озера Маныч и реки Кумы, впадающей в Каспийское море. 
По геологическим исследованиям на месте нынешней впадины был пролив, соединявший Чёрное море через Азовское с Каспийским, и упоминаемая впадина не что иное, как бывшее дно пролива. Соответственно коренные народы населяющие Дагестан необходимо относить к Азии. 

По своему географическому положению Дагестан считается самой суровой и труднодоступной частью Кавказа, и это естественным образом отобразилось в характере местных горцев.

Вплоть до начала двадцатого века люди, как правило, из своих аулов никуда не выезжали. Даже браки старались заключать между членами своей общины. Как правило, мужчина имел одну жену, две или три жены мог позволить себе только очень состоятельный человек, а таковых было мало.

Калым принятый обычно у мусульман здесь не практиковался. Жених перед свадьбой выплачивал кебин. Заметим, что калым выплачивался родителям невесты в качестве подарка, тогда как кебин – это некая денежная сумма, которая выдаётся непосредственно невесте в качестве золотого парашюта на тот случай, если муж с ней захочет развестись.


Ещё интересны традиции алатычества, встречающиеся у кумыков и ногайцев. Младенца почти сразу после рождения отдавали в другую семью, которая чаще всего проживала в другом селении. Законные родители не должны были его видеть вплоть до совершеннолетия. Даже при случайной встрече со своим чадом они проходили мимо.

Приёмный родитель назывался алатыком. Смысл этой традиции заключался в том, чтобы сын не вырос избалованным и изнеженным, а познал с самого детства все трудности и горести жизни. Добавим к этому, что таким образом увеличивалось число родственников, ибо породниться могли различные семьи.

Одной из главных традиций в Дагестане является культ старших. Никто в семье не имел права ослушаться старейшину рода (как сейчас не скажу). Также любопытно, что горский этикет при людях не позволял горцу называть свою жену по имени, или каким-то ласковым словом. Хвалебные речи в адрес жены или мужа считались неуместными.


Непристойным для мужчины считалось заниматься стряпнёй, стиркой, уборкой, хождением за водой, зашиванием и латанием одежды. Мужчина горец пахал, сеял, занимался обмолотом урожая - все остальные полевые работы выполняла женщина. А у равнинных кумыков наоборот большинство полевых работ делали мужчины.

Дагестанская кухня довольно разнообразна, но общей для всех народов пищей является чуду – лепёшка наполненная мясом, сыром, творогом, тыквой, рисом, орехом и курятиной. И пусть никого не смущает название, чуду еда вкусная.


Основным видом оружия горцев был кинжал, который носило всё мужское население, достигшее совершеннолетия. В комплекс вооружения входили шашка, кремневое ружьё, пистолет. В наше время в Махачкале без проблем можно купить кинжал или шашку.  Цены на современные изделия вполне демократичные, а вот старинные кинжалы, которые любят покупать коллекционеры, реально зашкаливают. Так, например, в одном магазине, когда я смотрел кинжал, и мне сказали, что он стоит 280 тысяч, я чуть не выронил его из рук.

Ни один национальный праздник в республике никогда не обходился без вольной борьбы, метания камней или скачек. По итогам Афинской Олимпиады (август 2004 года) по количеству завоеванных в копилку России медалей Дагестан был на третьем месте. Здесь особенно хорошо развиты различные виды единоборства.

Молодые ребята дагестанцы все стройные и подтянутые, толстых людей в Дагестане практически не увидишь. Хорошая физическая подготовка является обязательным атрибутом мужчины. 


Я был реально поражён, когда увидел, как простые обычные ребята в Махачкале на городском пляже на турнике акробатические номера показывали.  Один из них проходившему мимо сказал: «Ты так не сможешь!» Тот раздевается, подпрыгивает, хватается за перекладину и давай туда-сюда крутиться….

Как выглядят дагестанцы? Вопрос довольно сложный. Затрудняюсь с описанием, но встречаются внешне абсолютно различные типы людей, однако сами дагестанцы чаще всего национальную принадлежность друг друга определяют.  Если, допустим, взять нынешнего президента Республики Дагестан Рамазана Абдулатипова – он аварец, и тут мы видим, что его черты лица явно имеют восточный оттенок. 

В прежние времена женская национальная одежда у всех народов Дагестана украшалась множеством монет, блях и всевозможными подвесками. По костюму, по головному убору можно было безошибочно определить, к какому горскому сообществу она относится.  Мужскую принадлежность к какому-либо сообществу чаще всего определяли по обуви.

Однако пусть никого не смущают дорогие и нарядные женские костюмы.  Их надевали, как правило, на праздник, причём родственники часто заимствовали друг у друга напрокат.


Вплоть до начала двадцатого века многие горцы имели всего один комплект одежды. Поэтому многие горянки за стирку брались ночью, дабы успеть просушить одежду, а утром вновь её надеть.


В наши дни девчонки дагестанки, как правило, длинноволосые шатенки, блондинки практически не встречаются. Они любят носить обувь на высоком каблуке, всегда аккуратно накрашены и весьма миловидны.  Если в Чечне и в Ингушетии замужние (или религиозные) женщины обязательно носят на голове косынку, то здесь данное правило не действует. Правда в последние годы в Дагестане женщины стали носить хиджабы, или какие-то другие варианты арабской одежды, но так ходят не все. Хотя, отметим - женщин одетых на арабский манер в чёрную одежду с каждым годом становится всё больше и больше.


В Махачкале проживают люди сто одной национальности. В Дагестане никогда не возникало конфликтов именно на национальной почве. В 1988 году, когда вдруг взорвался Сумгаит, подобные события стали разворачиваться и здесь в Махачкале. Тогда авторитетные дагестанцы объяснили кое-кому, как нужно себя вести, как следствие этого разборки из соседней республики на Дагестан не перекинулись.


- Стоп, автор, вот тут ты нам уже заливаешь! Мы по телевизору постоянно слышим про стрельбу и про спецоперации в Дагестане, - возмутится читатель.


Я собственно не заливаю, но дабы в Махачкале найти какой-либо махач, для этого нужно проявить рьяное желание и особые способности.  Конфликты конечно бывают, в том числе и вооружённые, иногда где-то стреляют, но происходит это не на национальной почве, а на религиозной, но при этом уличная преступность не выше чем в Москве. 

Не хотелось мне писать про ваххабитов, но читатель моему сладкоголосому пению просто не поверит. По некоторым оценкам ваххабитов в Дагестане не более 3-4%, но воду они мутят на всю республику, поэтому от данной темы никак не уйдёшь, про них я расскажу потом, ну а пока хочу поведать о некоторых малоизвестных исторических фактах - о первых чаще всего вооружённых контактах России и Дагестана.


Территориальное единство во все времена заставляло и обязывало дагестанцев сообща выступать против неприятеля.  Так было во время арабских завоеваний, во времена нашествия монголов, так было и в 14 веке в период борьбы с Тимуром. В 18 веке дагестанцы дали отпор грозному Надир-шаху, для решающего сражения с которым поднялся весь Дагестан.


В 2013 году отмечалось 200-летие присоединения Дагестана к России.  Обычная мирная жизнь в хронику летописцев, как правило, не попадает, зато они дружно фиксируют всевозможные конфликты, судя по которым отношения России и Дагестана развивались не просто.

Испокон веков приходили, сюда спускаясь вниз по Волге, честные гости-купцы, также повторяли их маршрут всевозможные ушуйники, промышлявшие разбое, где только можно.

Напомню, что в свою очередь уже кайтаки ограбили судно А.Никитина. Произошло это где-то в районе Тарки (нынешняя Махачкала).  В Дербенте Афанасий Никитин «бил челом» ширванскому послу Хасан-беку, который далее за него хлопотал, и ездил на гору к Булат-беку. Кстати, шедший впереди с товаром Василий Папин дошёл до Дербента благополучно.


В конце 16-ого века московский царь Фёдор принял в своё подданство далёкую Кахетию. И далее, не решаясь вступить в борьбу с Портой, после долгих уговоров царя Александра Кахетинского, решил сделать шавкалу (шамхалу) тарковскому «великое притеснение», отняв у него столицу Тарки и посадив на его место Александрова свата Крым-Шавкала.


Весной 1594 года из Астрахани в Тарки направилось войско под управлением воеводы Дмитрия Ивановича Хворостина, усиленное терскими и гребенскими казаками. Они переправились через Терек, с него пошли на Сулак, где разграбили тарковцев, кумыков, ногайцев и далее легко взяли Тарки.


Но просто взять город оказалось мало, и далее Хворостину пришлось здесь совсем не сладко. Шамхал Тарков хоть и был дряхлым стариком, но понимал ситуацию очень хорошо. На его призыв со всех сторон Дагестана к Такркам стало стекаться горское воинство, а когда со своим отрядом подошёл аварский хан, положение попавших в капкан русских осложнилось. Дагестанцы их теснили, а также постоянно беспокоили ложными атаками, тогда как кахетинцы, ради которых всё это затевалось, даже «глаз не казали».


Воевода решил отступить, но и это было не просто, ибо горцы были везде, а у русских имелось большое количество больных и раненых. Однако другого выхода не было. Ушли ночью скрытно, бросив не только обозы, но даже и лишнее оружие. Горцы вылазку проспали.
Далее русскому воинству крупно не повезло. Отряд сбился с пути и попал в болотистую низину, через которую, по словам летописца, проходила речка Озень. Здесь их догнали лезгины.

Русские свернулись в кольцо, отразили натиск, но, дабы идти дальше, пришлось оставить больных и раненых, которые тут же на глазах были добиты.

Передвижной бой шёл с середины ночи и до утра. Далее на уже обессиливший отряд Хворостина напали главные силы шамхала и аварского хана. По словам летописца, их вели пришедшие в неистовство муллы, вдохновлявшие мусульман стихами из Корана.
Однако метр за метром, шаг за шагом стрельцы и казаки с богатырским натиском прорывались вперёд. С обеих сторон валились воины, трупы устилали путь. Ожесточённый бой кипел до позднего вечера. Русские к этому времени сумели добраться до Сулака и даже частично переправиться. На другом берегу они уже были в относительной безопасности.

В Астрахань вернулась четвёртая часть от всего воинства. Это было первое столкновение Руси и Кавказа.

Кахетинский царь Александр, из-за которого всё это и началось, был зарезан сыном Константином, который далее поставил Кахетию в вассальную зависимость от Персии.


Достойных выводов из всего произошедшего московские думные дьяки не сделали, заметим, что и войны чаще всего повторяются дважды (если не трижды и не четырежды…).
Умнейший правитель Борис Годунов решил, что всё произошедшее не более чем случайность. Он решил предпринять повторную попытку проникновения на Кавказ, дабы из номинального «государя земли иверской, грузинских царей и кабардинских земель, черкасских и горских князей» сделаться их действительным владыкой.

В 1604 году из Казани и Астрахани на Терек выдвинулся десятитысячный отряд Ивана Бутурлина и воеводы Плещеева. Первый шёл со стрельцами, второй с боярскими детьми и казаками. Ожидалась помощь из Грузи, но грузины не пришли, испугавшись прогневать иранского шаха.


Как и в первый раз, победа далась относительно быстро, правда отметим, что бой за Тарки был кровопролитным и тяжёлым. И тут вновь поднялся весь Дагестан. Горцы уничтожили русские заставы на Сулаке и Акташе, как и в первом случае вновь обложив Тарки. Далее они попробовали выбить русских из крепости, но это им не удалось. Обложенный со всех сторон, лишённый продовольствия и воды, гарнизон слабел.


Воеводы решили вступить в переговоры с аварским султаном Мутом. Султан также не чувствовал своего преимущества, отчего выпустил русских, взяв с них обещание, что «Тарки они воевать не будут».


Правоверные справляли в это время один из своих праздников, и под предлогом военных игр и джигитовок следовали за отступавшим отрядом. Под видом свадебного торжества подтянулись 20 тыс. аварцев, которые всем своим видом создавали ощущение праздника. Во время пира дагестанцы угостили стрельцов и казаков хмельными напитками.

Перейдя речку Озень, где был разгромлен отряд Хворостина, воеводы разбили лагерь. Ночью на беспечно спавших стрельцов и казаков обрушилось всё горское воинство. Побоище вышло ужасное. Оба воеводы были убиты, и их участь разделило ещё 7 тыс. человек. Спастись удалось совсем не многим. И далее более ста лет вплоть до Петра Великого русские отряды в Дагестане уже не показывались.


Пётр Первый в 1722 г. дошёл до Дербента, жители которого преподнесли ему ключ от главной крепости Дагестана. Последующие правители то выводили войска с Кавказа, то возвращали. Причём повторно приходилось с боем брать ранее оставленные крепости.


Много войн и громких событий случилось далее в отношениях между Россией и Дагестаном.
12 октября 1813 г. в местечке Полистан в Карабахе в результате русско-иранской войны был подписан мирный договор, по которому Иран признавал победу России и присоединение к ней Гянджинского, Карабахского, Шекинского, Ширванского, Кубинского, Бакинского и Талышского ханств, а также Восточной Грузии и Дагестана. Иран признавал за Россией исключительное право держать военные суда на Каспийском море. Этот день официально считается днём воссоединения Дагестана и России.


В годы ВОВ Дагестан дал фронту 180 тыс. воинов, из них погибло более 90 тыс. человек, и это при том, что численность Дагестана, по данным переписи 1939 года, составляла 1 023 317 человек. 60 человек заслужили звание Героя Советского Союза, 7 человек стали полными кавалерами ордена Славы трех степеней. Трое дагестанцев в годы войны командовали дивизиями.
Готов к критике!
Тэги: Россия ,
1 голос | Комментарии Оставить комментарий
Светлая лошадка аватар
Светлая лошадка (Чт, 11.02.2016 - 11:26)
Про алатыков - жесть. Интересно, с чего вдруг тамошние девушки нарядились в хиджаб?
А вообще, как всегда, очень познавательно, и, кто не читал, много потерял.
Давно хочу в Дагестан, в Махачкале, говорят, уникальное озеленение по части клумб, а Дербент - вообще мечта. Как-то хотела проехать из Кисловодска, когда отдыхала по путёвке, да не выкроила времени. Максим, не подскажете, опасно ли, прилично ли немолодой женщине одной поездить по Дагестану (не по глубинкам, конечно)? Спасибо.
Ершов Максим аватар
Ершов Максим (Чт, 11.02.2016 - 11:53)

Светлая лошадка написал(а):

Про алатыков - жесть. Интересно, с чего вдруг тамошние девушки нарядились в хиджаб?
А вообще, как всегда, очень познавательно, и, кто не читал, много потерял.
Давно хочу в Дагестан, в Махачкале, говорят, уникальное озеленение по части клумб, а Дербент - вообще мечта. Как-то хотела проехать из Кисловодска, когда отдыхала по путёвке, да не выкроила времени. Максим, не подскажете, опасно ли, прилично ли немолодой женщине одной поездить по Дагестану (не по глубинкам, конечно)? Спасибо.


 Лена, благодарю за внимание! 
Алатычество? Подобное практиковалось у кумыков и у ногайцев (тюрки). Почему? Я для себя понял так: народы эти были пришлыми, дабы вписаться в горские традиции, им нужно было как-то более укрепиться, дабы уметь за себя постоять...  Думаю, понимаете...
 Хиджабы теперь явление вполне обычное. Старшее поколение в Дагестане менее религиозно, нежели молодые. Лет 15 назад в Дагестане стали продавать арабскую одежду. Вначале это было экзотикой, но после женщины стали потихоньку примерят, носить и далее многие так оделись. На регион очень большое влияние оказывает Саудия.
 Какого-то особого озеленения клумб я в Махачкале не заметил. Дербент - один из объектов ЮНЕСКО. Жаль, что Вы туда не смогли попасть.
 Лена, ездить туда можно. Кавказское гостеприимство - это не пустой звук. Даже если брать ваххабитов, то ситуация там следующая: милиция и ваххабиты разбираются друг с другом, простых людей они не трогают. По большому счёту там спокойно.

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
X
Укажите Ваше имя на сайте TourBlogger.ru
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка...