Экскурсия к святыням Земли Синайской

Египет, Синайский полуостров, 20-21 июля 2008 года

В июле 2008 года мне удалось увидеть три достопримечательности Синайского полуострова, являющиеся его святынями – гору Моисея, церковь пророков Илии и Елисея и монастырь Святой Екатерины. На горе Моисея и в монастыре Святой Екатерины мне удалось побывать.
Примерно в 10 часов вечера автобус забрал нас из отеля «Sol Verginia», находящегося в городе Шарм-эль-Шейхе, и мы поехали вглубь Синайского полуострова. В автобусе уже были туристы из других отелей. С нами ехали два гида от оператора «Tez tour». Гид по имени Хамди, сразу же, пока никто не заснул, рассказал нам историю, связанную с горой Моисея и монастырем Святой Екатерины, расположенным у подножья горы.
После рассказа гида кто-то узнал, наконец-то, куда он едет, кто-то услышал то, что и так знал. Как известно на горе Синай ветхозаветный пророк Моисей, выведший евреев из египетского рабства, получил от Бога десять заповедей. Но перед этим Хамди рассказал, как евреи попали в Древний Египет, как оказались в рабстве у египтян, и как Моисей вывел свой народ из рабства египетского. С горой Моисея всем стало все более-менее понятно.
Потом Хамди рассказал нам о жизни Святой Екатерины в Александрии Египетской, о ее казни через отсечение головы по приказу римского императора Максимина за нежелание отречься от христианства и принять язычество. По преданию, из раны вместо крови вытекло молоко. После казни Святой Екатерины тело её исчезло. По преданию, оно было перенесено ангелами на вершину самой высокой горы Синайского полуострова, теперь носящей её имя. Гора Святой Екатерины – самая высокая гора Египта, а также соседних стран: Ливии, Туниса, Израиля, Иордании и Кипра. Она имеет высоту 2629 метров, тогда как гора Моисея имеет высоту 2285 метров.
Также гид рассказал нам и об истории Монастыря, названного именем Святой Екатерины. Рассказ о святынях Синая был интересный, после него начались вопросы не только о рассказанном нам, но и истории Древнего Египта и о современном Египте. На все вопросы Хамди сумел дать исчерпывающие ответы.
Другой гид поднимался с нами на гору и снимал фильм о восхождении. Путь от Шарм-эль-Шейха до горы Моисея занимает часа два и идет через Синайскую пустыню. По пути мы заезжали в лавку Иоанна Лествичника, где желающие могли приобрести иконы. Однако цены там довольно высокие.
Приехав, мы немного отдохнули, посидели у кафе рядом с монастырем и двинулись в путь. Гора Моисея имеет высоту 2285 метров, взойти на нее можно за два-три часа. На вершину горы ведут два пути: первый – это 3750 ступеней, вырубленных монахами в скалах. Этот путь короче, но круче и опаснее. Согласно легенде, человеку, взошедшему на гору данным путем и встретившему там восход солнца, отпускаются все грехи.

Экскурсия к святыням Земли Синайской
Однако в настоящее время подъем этим путем ночью запрещен. Второй путь – более длинный, широкий и пологий – это верблюжья тропа, по ней можно пройти пешком или проехать на верблюде. Данный путь составляет около семи километров, вроде бы немного, но это все-таки не семь километров городской дороги. Последние 700 ступеней (по сути дела, огромных валунов) все проходят пешком.
Пройдя около двух километров, мы сделали общий привал и передохнули. Для некоторых туристов этого пути оказалось достаточно и они дальше поехали на верблюдах (за плату). Остальные продолжили пеший путь, периодически делая привалы. Постепенно кто-то ушел вперед, кто-то отстал, привалы уже были у каждого свои. Вместе с нами был не только гид-египтянин, но и проводник-бедуин. Выносливости бедуинов можно только поражаться, так как они ухитрялись ходить и туда и обратно по камням.
Гид и проводник помогали нам с восхождением. Скажу, что под конец устал я довольно сильно, поднялся на Гору часа за три в числе последних. Но все равно до восхода солнца оставалось еще около получаса, так что я немного отдохнул перед встречей восхода. Главное, что я поднялся на гору Моисея на своих ногах, без верблюда, встретил на горе восход солнца около 6 часов утра, а также сделал достаточное количество фотографий рассвета и соседних гор Синая.
Но, к сожалению, не могу точно сказать названия гор, находящихся на фотографиях рядом с горой Моисея. Может быть, на одной из фотографий запечатлена гора Святой Екатерины, а может и другая гора. На вершине горы Моисея находятся православный храм Святой Троицы и маленькая мечеть. К северу от церкви под скалой есть небольшая пещера, где, согласно Библии, в течение сорока дней и ночей укрывался Моисей.
Спускаться с горы Моисея мы решили по-разному: часть туристов тем же длинным путем, что и поднимались – кто на ногах, кто взял для спуска за плату верблюда. Другая часть туристов, в том числе и я, решила спуститься по крутому пути в 3750 каменных ступеней. Спуск мы начали примерно в 6.15-6.30 утра.
Гору Моисея называют также: гора Синай, гора Божья, гора Божья Хорев (Хорив), гора Хорев (Хорив). Некоторые авторы специально называют вершину горы Моисея – Синаем, а хребет этой горы – Хоривом.
Церковь пророков Илии и Елисея (православный пещерный храм пророка Илии) расположена на северном спуске с вершины горы Моисея, ведущем по гранитным ступеням на хребет Хорив, в горной долине на уровне 2037 метров (по другим источникам – 2137 метров). Так как гора Моисея имеет высоту 2285 метров, то получается, что церковь находится практически у самого начала спуска. Ниже церкви пророка Илии находятся две древние каменные арки, установленные в узких проходах в скале, ниже арок находится православная часовня Богородицы.
Не посмотрев вниз, я бы просто прошел мимо этого места с пещерным храмом, тем более что сильно устал от подъема на гору. Однако, посмотрев на горную долину, я заметил сооружение явно рукотворного характера, которое вызвало у меня интерес. Спуска в долину не было видно, да и мне тогда не особенно хотелось спускаться вниз. Сфотографировав сооружение, я пошел дальше, упустив из виду две каменные арки и часовню Богородицы, хотя возможно, что сверху их и нельзя было увидеть. Возможно, что я упустил из виду ещё несколько исторических сооружений, коих на Синайском полуострове предостаточно. Мне, конечно, хотелось спросить гида о том, что это было за сооружение, но видимо я тогда забыл об этом, тем более что нас ожидало посещение монастыря Святой Екатерины.
Потом я и вовсе упустил из виду сфотографированное мною рукотворное сооружение. Лишь недавно в Интернете мне попались на глаза фотографии с этим же сооружением. Мне удалось узнать, что на хребте Хорив, в горной долине находится церковь пророков Илии и Елисея. Также по некоторым источникам рядом находится запруженное озеро. Возможно, что площадка слева иногда бывает залита водой и представляет собою нечто вроде мелкого пруда. Но в этот раз все вокруг было совершенно сухое. Рядом с церковью, отгороженный каменной стеной, находится колодец пророка Илии с питьевой водой. Также за стеной находится несколько деревьев и кустарники.
Церковь была построена грузинским царем Давидом II (1089-1125 годы) над пещерой, в которой, вероятно, скрывался от преследования пророк Илия (Третья Книга Царств, 19). Пророк Елисей был единственным очевидцем вознесения Илии на небо и в наследие от него получил мантию (милоть), как видимый знак преемства пророческого духа. По-видимому, в связи с этим православный пещерный храм пророка Илии и называют церковью пророков Илии и Елисея, хотя упоминания о нахождении Елисея на Синайском полуострове отсутствуют.
С момента постройки церкви пророков Илии и Елисея грузинским царем Давидом II (1089-1125 годы) и до пятнадцатого века в этом месте жили грузинские монахи, а с XVI века кельи, построенные вокруг церкви пророка Илии, пустовали.
Внешне святое место, в котором великий пророк удостоился созерцать Бога, выглядит просто и аскетично. Господь явился Илие в веянии тихого ветерка (3Цар.19). Внутри храма, за алтарем, есть небольшая пещера, дававшая кров великому пророку Израиля.
Церковь пророков Илии и Елисея, колодец пророка Илии с питьевой водой, две древние каменные арки, а также православная часовня Богородицы обычно закрыты для посещения туристами, однако открыты для паломников.
Крутой спуск из 3750 каменных ступеней был, несомненно, опасный, можно было упасть в расщелину и погибнуть. При спуске надо быть предельно осторожным. Но нечаянно свернуть с пути невозможно. В 2009 году произошла гибель студента из России на горе Моисея именно при спуске этим экстремальным путем. Но все-таки, он специально свернул с пути в сторону. Из-за опасного спуска, а также из-за усталости от подъема, мне удалось сделать недостаточное количество фотографий при спуске. Спуститься с горы Моисея к монастырю Святой Екатерины мне удалось к 8 часам утра. Таким образом, подъем на гору по длинному пути занимает два-три часа, спуск с горы тем же путем занимает примерно то же время. Подъем опасным путем для туристических групп запрещен, но, наверное, можно за отдельную плату нанять себе проводника для экстремального подъема. Спуск по крутому пути занимает от одного до полутора часов.
Спустившись с горы Моисея к 8 часам утра, мы отдохнули, посидели у кафе рядом с монастырем Святой Екатерины и в 9 часов направились в монастырь. Обычно для туристов открыта лишь передняя часть монастыря Святой Екатерины и Неопалимая Купина. По сути это неправильной формы площадка вдоль одной стены и у входов-выходов базилики Преображения. Однако к православным у монахов отношение особое. У них есть шансы осмотреть часовню Неопалимой Купины и монастырскую библиотеку. Поскольку монастырь расположен на высоте 1570 метров, там не бывает жарко летом, но зимой значительно прохладнее, чем на побережье. При посещении монастыря одежда должна быть скромной и неброской. Общеизвестно, что женщина должна находиться в церкви с покрытой головой. И мужчинам, и женщинам желательно посещать монастырь в одежде с длинным рукавом. Не разрешается входить на территорию в шортах и майках без рукавов. Те, кто не был осведомлен об этих правилах, могут облачиться в длинные рубахи-галабеи, которые висят на вешалке при входе в монастырь. Но лучше, конечно, носить свою, а не чужую одежду. Собственно у тех, кто поднимался на гору Моисея, с собой будет ветровка или джемпер.
Нас монахи, по-видимому, не посчитали паломниками, так как серебряных колечек с монограммой «АК» (Святая Екатерина по-гречески «Agia Katerina») нам не подарили. В часовню Неопалимой Купины и монастырскую библиотеку нас также не сводили. Внутри монастыря нам удалось посмотреть на Неопалимую Купину и ее часовню, колодец Моисея, базилику Преображения, колокольню монастыря и минарет мусульманской мечети. Также мы смогли побывать в Базилике на службе, однако фотографировать внутри церкви нам запретили.
Неопалимая купина – в Пятикнижии горящий, но не сгорающий терновый куст, в котором Бог явился Моисею, пасшему овец в пустыне близ горы Синай. Когда Моисей подошёл к кусту, чтобы посмотреть, «отчего куст горит огнём, но не сгорает» Бог воззвал к нему из горящего куста, призвав вывести народ Израиля из Египта в Обетованную землю. Однако ученые считают что, скорее всего, реальным прообразом Неопалимой Купины послужил не терновник, а растение ясенец белый, встречающееся на Синайском полуострове, выделяющее летучее эфирное масло, которое легко воспламеняется на солнце. Терновый куст, по преданию считающийся Неопалимой Купиной, находится в православном монастыре Святой Екатерины. Туристам разрешается дотронуться до куста и оставить записку с просьбой.
Часовня Неопалимой Купины находится за алтарем главной церкви (базилики Преображения). Паломники входят в это святое место без обуви, помня заповедь Бога, данную им Моисею. Часовня имеет престол, расположенный не как обычно над мощами святых, а над корнями Купины. Для этой цели куст был пересажен в нескольких метрах от часовни, где продолжает расти дальше. В часовне нет иконостаса, скрывающего алтарь от верующих, и паломники могут видеть под престолом место, где росла Купина. Оно обозначено отверстием в мраморной плите, закрытым серебряным щитом. Как уже было сказано, нас паломниками не посчитали и в часовню не сводили. Сфотографировать крупным планом мне удалось лишь саму Купину без часовни.
Несмотря на то, что ученые считают реальным прообразом Неопалимой Купины растение ясенец белый, терновый куст в монастыре является уникальным, так как это единственный куст такого рода на всем Синайском полуострове. Причем ни одна попытка высадить его в другом месте не увенчалась успехом.
Колодец Моисея расположен к северу от базилики Преображения и считается тем самым колодцем, у которого согласно Библии Моисей встретил семь дочерей мадиамского священника Иофора (Рагуила). Колодец и в настоящее время продолжает снабжать монастырь водой, однако сейчас он плотно закрыт деревянной крышкой. Сделано это, видимо из-за туристов, ранее засыпавших колодец своими записками. Бумажное месиво явно не пришлось монахам по вкусу. Наш гид вообще сказал нам, по-видимому, с целью избежать нами какого-либо искушения, что источник высох. Сфотографировать крупным планом мне удалось и колодец Моисея и других фотографов.
Базилика Преображения – главный храм монастыря Святой Екатерины, посвящена Преображению Иисуса Христа. Постройка базилики относится к периоду правления императора Юстиниана. Храм продолговатый, большой и красивый, построен из гранита. Вдоль базилики установлены двенадцать колонн – по числу месяцев в году. Над каждой – византийская икона со святыми, поминаемыми в определенный месяц. Монолитные колонны сделаны из гранита и отштукатурены. Нам удалось побывать на службе, однако фотографировать внутри церкви нам запретили. Хотя в Интернете мне попадались фото и видеосъемки внутри базилики, непонятно, то ли они выполнены скрытно, то ли у фотографа было официальное разрешение на съемку.
В 1871 году в монастыре была построена колокольня, для которой российский император Александр II прислал 9 колоколов, используемых по настоящее время в праздничные дни и перед литургией. Сфотографировать колокольню крупным планом мне удалось.
За колокольней виден минарет мусульманской мечети. Мечеть появилась на территории монастыря в Х веке после исламизации Египта с целью избежать разрушения монастыря. Под мечеть было выделено помещение древней трапезной. Она предназначена для мусульманских паломников, заходящих на Синайский полуостров по пути в Мекку. Наличие мусульманской мечети на территории православного монастыря делает монастырь Святой Екатерины особенным и отличным от всех других монастырей.
Достопримечательностей на территории монастыря очень много, наверное, одного дня не хватит, чтобы все изучить. Для туристов обычно открыта четвертая часть территории монастыря. Даже на этой части не все и не всегда удается сфотографировать.
Подводя итог всей экскурсии можно сказать следующее:
Увидеть три достопримечательности Синайского полуострова – гору Моисея, церковь пророков Илии и Елисея и монастырь Святой Екатерины, являющиеся святынями для христианства и в какой-то мере иудаизма и ислама, побывав при этом в двух из них – на горе Моисея и в монастыре Святой Екатерины, было большой переменой в моей жизни.
Здоровым людям лучше выбрать экскурсию с восхождением пешком на гору Моисея с дальнейшим посещением монастыря Святой Екатерины. Людям с проблемами здоровья можно подняться на гору на верблюде с прохождением последних 700 ступеней пешком. Спуститься с горы можно длинным путем как пешком, так и на верблюде, а можно и коротким, но опасным путем.
Рекомендую восхождение на гору Моисея паломникам, независимо от национальности и вероисповедания без серьезных проблем со здоровьем и людям желающим испытать себя. Экстремалам вообще можно выполнить и подъем, и спуск по крутому пути. Правда, подъем опасным путем для групп официально запрещен, но, наверное, можно за отдельную плату нанять себе проводника для экстремального подъема. В конце концов, экстремалы и так рискуют каждый день.
Не надо брать с собой маленьких детей, можно лет с 12. Одеваться тепло не надо, лично я оделся во фланелевую рубашку с длинным рукавом и ветровку и сильно вспотел во время восхождения. Пришлось снять ветровку. Но стоять на вершине в ожидании восхода довольно холодно, лучше взять с собой свитер и одеть на это время, чем брать у бедуинов неизвестное одеяло. Обязательно надеть удобную обувь, женщинам не надевать обувь с высоким каблуком. С собой взять питье, чтобы не покупать его на горе, там дорого. Лучше взять с собой фонарик, тот, что дают гиды плохой, а потеряешь его – плати приличный штраф.
Людям с проблемами сердечной системы лучше не подниматься на гору, а съездить только на экскурсию в монастырь. Цены на обе эти экскурсии были одинаковые – 40 $ у оператора «Tez Tour», у уличных турагентств дешевле примерно в 1,5-2 раза. Не надо при этом забывать, что уличные агентства могут и не обеспечить всех условий экскурсии.
Самое оптимальное для здоровых людей: купить обе путевки – и комбинированную, и только в монастырь, конечно, если первая происходит, например, в воскресенье, а вторая в понедельник. Наверное, об этом можно будет договориться с туроператором (турагентством). Тогда будет максимум впечатлений от всех увиденных и сфотографированных достопримечательностей. Наверное, и в глазах монахов можно будет выглядеть паломниками, а значит, получить в подарок серебряные колечки с монограммой «АК».
В принципе и мне можно было сделать фотографии с разных сторон монастыря в период с 8 до 9 часов утра, если бы не усталость от восхождения и спуска с горы Моисея. Если экскурсия только в монастырь длится до 12 часов, у туристов все равно будет возможность сфотографировать монастырь со всех сторон с 8 до 9 часов утра. Внутри монастыря фотографировать зачастую неудобно, так как слишком много туристических групп из обеих экскурсий, и все туристы хотят фотографировать. Высота объектов довольно большая, зачастую больше, чем ширина проходов. Сфотографировать крупным планом мне удалось Неопалимую Купину без ее часовни, базилику Преображения, колодец Моисея, колокольню монастыря Святой Екатерины и минарет мусульманской мечети. Внутри базилики Преображения съемка запрещена. Ну вот, практически и все.
В заключение можно еще отметить, что согласно информации на нескольких сайтах, неподалеку от монастыря Святой Екатерины вырос маленький городок Сент-Кэтрин. Главная забота его жителей – обслуживать многочисленных иностранных туристов. Для них построено несколько гостиниц, рестораны, торговый центр. Хотя на других сайтах сказано, что Сент-Кэтрин – это всего лишь иностранное название монастыря Святой Екатерины.

Медаль
Готов к критике!
Тэги: Египет ,
1 голос | Комментарии Оставить комментарий
agira аватар
agira (Сб, 15.10.2011 - 21:57)

Сколько раз была в Египте а вот на джебель Муса  так еще не забралась. Кстати покупая эксукрсии у так называемых уличных  агенств получите те же самые услуги что и у отельного  гида .И в автобусе в одном ехать будете и в одном ресторане кушать и те же места посмотрите, только за другую плату.

Os-a (Вс, 16.10.2011 - 21:40)

А я, пребывая на Синайском полуострове, предпочла поездку в Израиль в качестве экскурсии, и сейчас думаю - как вы то успели и туда и туда, да еще и в Шарме полноценно отдохнуть...

Модератор аватар
Модератор (Пнд, 17.10.2011 - 11:25)

Благодарю за информативность )

Sergey2010 аватар
Sergey2010 (Пнд, 17.10.2011 - 14:10)

Уважаемая Agira, значит Вам есть к чему стремиться - к восхождению на гору Синай!

Насчет уличных агентств - да возможна ситуация, описанная Вами. Как мне рассказали знакомые, они сумели съездить в Израиль за 90$, тогда как я заплатил 220$ в том же месяце. И был такой же автобус и гид. Но можно попасть и в автобус с иностранцами и слушать ладно если еще на английском. И автобус может оказаться в плохом, а то и аварийном состоянии.

Sergey2010 аватар
Sergey2010 (Пнд, 17.10.2011 - 14:14)

Уважаемая Os-a, у меня ведь сказано, что "В Шарм-эль-Шейхе я отдыхал в июле 2008 года сроком 11 дней/10 ночей", а именно с 17 по 28 июля 2008 года. За 11 дней можно многое успеть сделать...

Sergey2010 аватар
Sergey2010 (Пнд, 17.10.2011 - 14:16)

Спасибо за медаль!

Ната Днепровская аватар
Ната Днепровская (Ср, 26.10.2011 - 11:27)

была в Шарме в 2008 году, правда немного позже, в начале декабря. с удовольствием посмотрела фото и окунулась в воспоминания о монастыре Св.Екатерины! фотка с колокольней у меня практически такая же :)

Sergey2010 аватар
Sergey2010 (Ср, 26.10.2011 - 19:38)

Уважаемая Ната!

Спасибо Вам за комментарий!  "с удовольствием посмотрела фото и окунулась в воспоминания о монастыре Св.Екатерины! фотка с колокольней у меня практически такая же :)".

Жаль, что кроме Вас мало кто понял меня. Правда за информативность мне медаль дали.

Скажите, вы на гору Синай поднимались или ездили только в монастырь?