Эсфигмен. Последний оплот православия? Пару слов о религии

Монашеское государство Афон, август 2017 г.
 Эсфигменов монастырь на Афоне стоит особняком.  В Эсфигмен не ходят маршрутки. Организаторы экскурсий паломников туда отправляют не часто. Ну и потому, тот, кому удалось побывать на Афоне, в очень редких случаях попадает в Эсфигменов монастырь.

Будучи на Афоне шесть лет назад, я про Эсфигмен, кроме названия, ничего не слышал. Нет, я конечно читал, что в Эсфигмене в конце X века принял иноческий сан родоначальник русского монашества основатель Киево-Печерской Лавры преподобный Антоний. Я знал, что в Афонской иерархии Эсфигмен занимает 18-ое место. Но на этом мои знания ограничивались.

Три года назад мой друг, вернувшись с Афона, спросил меня, что я слышал про раскольничий монастырь? Я ответил, что ничего не знаю. Друг же мне поведал, что в этом монастыре монахи подняли чёрный флаг, на котором написан лозунг - Православие или смерть. Сам он, будучи на Афоне целую неделю, в Эсфигмен так и не попал. Не удалось найти машину.

Подобная ситуация меня, естественно, заинтересовала. И потому, когда нам в отказал в ночлеге сербский монастырь Хиландар, а отец Михаил (изменено) сказал, что отвезёт нас в Эсфигмен, и что там в ночлеге наверняка не откажут, я обрадовался. Уж больно хотелось посмотреть и, самое главное, прочувствовать, что же это за монастырь такой, про который идёт столько молвы по-большей части нехорошей.

От Хиландара Эсфигмен относительно недалеко. Монастыри граничат друг с другом. Как только мы переехали на территорию Эсфигмена, за окном машины замелькали сплошные виноградники. Вскоре показался и сам Эсфигмен.

 Мы вышли из машины и, ведомые отцом Михаилом, направились в архондарику. Поняв, что на ночь нас оставляют, отец Михаил сразу откланялся, не желая ни минуты, ни секунды не оставаться более среди раскольников.

Мы же, предоставленные сами себе, принялись изучать монастырскую архондарику. На стенах висели иконы, картины и портреты героев национально-освободительной борьбы.  Один из таковых оказался вырезан из дерева.
 Эсфигмен принял наиболее активное участие среди всех афонских обителей в греческом анти-османском восстании 1821 года.
 "Расплата была особенно жестокой: многие постройки (особенно трапезная, превращённая в казарму) сильно пострадали, гонения обрушились и на насельников монастыря."

В дальнем углу, рядом с изображением Богородицы, можно было видеть восемь набатных тарелок, соединённых попарно цепочками. Посреди комнаты царствовал большой длинный стол, под которым сиротливо прятались лавки. 
 И всё же главным элементом зала являлись две изначально одинаковые фотографии, одна из которых была порвана. Приглядевшись, мы сразу поняли, что порвана она не просто так. Чья-то рука вырвала с фото Папу и обнимавшегося с ним Вселенского патриарха, оставив лишь руку Папы и его недоуменно глядящих служек. 

С 1972 года монахи Эсфигмена под лозунгом «Православие или смерть» отказываются поминать Вселенского и других православных патриархов, имеющих связи с папой Римским. В этом основная суть Эсфигменского конфликта.

Монах вынес толстую книгу, куда попросил записать свои данные. Вместе с нами в монастырь пришли ещё два паломника. Таким образом, приюта в тот день просило пять человек. Судя по гостевой книге, по Эсфигменским меркам это много.

Когда мы нарисовали столь непривычные нам греческие закорючки, монах унёс книгу и вскоре вернулся с традиционным подносом, угощая гостей: лукумом, холодной водой и конечно ракией.
 Мы поели, попили, и отправились вслед за нашим провожатым в гостевую келью. Монах открыл дверь, выдал нам раритетный ключ с таким же старым брелком и удалился.
Наше временное пристанище оказалось маленьким, по-монастырский суровым, но уютным. Трёхместная комнатка в холодное время отапливалась с помощью буржуйки,
труба от которой выходила на улицу.  В окне жило море, ласковое и убаюкивающее ночью, сердитое и неспокойное, перебивавшее и бесцеремонно влезавшее в наши диалоги днём. 

 Как это обычно случается на Афоне, мы пришли в монастырь в то время, когда братия отдыхала дневным сном. Оставив вещи, мы отправились изучать монастырь.  Каюсь, фотографировать на территории Эсфигмена строго запрещено. Соответственно, я снимал, опасаясь, что нас выгонят за ворота, либо заберут фотоаппарат.
 (((Читатель, я согрешил ради тебя! Если ты захочешь посмотреть этот рассказ с фотографиями, ты в сети его найдёшь. Хотя, по-большому счёту, здесь важнны не фото, а сам текст...)))

  Эсфигменская архитектура по Афонским меркам вполне обычна. Четыре корпусных здания образуют замок-крепость, внутри которого помещён собор. Гостевой корпус смотрит на море. Корпуса монашеские и административные выходят окнами на горы и на долину. 
Соборный храм Вознесения Господня начал строиться в 1805 г. благодаря помощи Кассандрского архиепископа Игнатия. Его освятил патриарх Григорий V, вскоре после этого принявший мученическую кончину и прославленный в лике Святых.


 "Знаменитый пирг с венецианскими часами, над которым развевается флаг «Православие или смерть», построен в 1854 году. В это же время был построен и другой оборонительный пирг, выходящий на северную сторону Эсфигмена."
 
Ради справедливости отметим, что рядом с чёрным флагом на северной башне можно видеть флаг Греческий и Афонский. Я старался поймать момент, когда они все вместе заиграют на ветру. Увы, чёрный флаг, в один ряд с ними так и не встал и компанию им не составил....
 
 "Согласно древнему преданию Эсфигмен был основан в V веке императрицей Пульхерией. Рукопись, хранящаяся в монастырской библиотеке, называет нам и точную дату этого события – 418 год.  Другое предание гласит, что основали монастырь император Феодосий и его супруга Евдокия. В пользу раннего основания Эсфигмена свидетельствует и столь близкое соседство этого монастыря с морем – ведь в те времена ещё не было угрозы пиратских набегов.
 Первое достоверное упоминание об обители встречается в кодексе 1016 года, подписанного игуменом обители Феоктистом. Некоторые учёные полагают, что Эсфигмен был основан другой Пульхерией – сестрой императора Романа III, царствовавшего с 1028 по 1034 год.

Обитель много пострадала от набегов сарацин, латинян и пиратов. Особенный урон ей нанесло вторжение 1534 года: многие здания были сожжены, а монахи уведены в плен.В непростой период турецкого владычества Эсфигмену много помогали молдавские игемоны и русские цари.
 В сохранившейся грамоте Алексея Михайловича указывается на то, что иноки Эсфигмена могли каждые пять лет приезжать в Россию за экономической поддержкой. При этом они удостаивались приёма на государственном уровне. Возобновившаяся монашеская жизнь к 1634 году замерла опять, а в 1705 году обитель начала возрождаться. К сожалению, из-за больших долгов монастырь снова пришёл в упадок и был преобразован в особножительный. Ключевую роль в возрождении обители сыграл бывший салоникский митрополит Даниил, прибывший в Эсфигмен по настоятельной просьбе братии. 

Между 1821 и 1832 гг. Есфигмен оккупировала турецкая армия и использовала его в качестве постоялого двора для солдат. Восстановление обители монахом Агафангелом из скита св. Анны длилось с 1832 по 1871 гг. Именно в это время были созданы великолепные постройки всего монастыря, включая колокольню, храмы, убранство собора и южные ворота. В последующие годы монастырь вернул долг, который на начало XX в. составлял 4000 турецких лир, но для организации оплаты и принятия льготных условий понадобилось посредничество России."

 В настоящем из-за церковного конфликта Эсфигмен отрезан от денежных вливаний и даже от электричества.  В монастыре нет центрального отопления. С внешней стороны всё выглядит пристойно, тогда как внутри обители из некоторых окон торчат трубы буржуек.  Зато из всех Афонских монастырей здесь и только здесь я почувствовал, что нахожусь не в гостинице, не в хостеле и не в мотеле, а именно в монастыре. Мы зашли на территорию монахов и прошли мимо их келей. Устав эсфигменцев, по сравнению с другими монастырями, куда более строгий. Многие из них под рясой носят схиму. Перед каждой кельей вывешена иконка и текст молитвы. 

 Осмотрев обитель внутри, мы решили выйти и прогуляться по прилегающей территории. Отмечу, что из-за своей бедности и по причине отсутствия паломников, Эсфигмен не имеет церковного магазина. У входа только киоск, где продаётся мёд, травы и лиственный сбор. Рядом постоянно дежурят монахи, готовые закрыть ворота в случае опасности.
 Если другие монастыри ведут коммерческую деятельность, которая помогает им закупать продукты, то Эсфигмен, по причине блокады, себя кормит сам. Возле входа в монастырь водоём с рыбами. Последних вылавливают оттуда по необходимости.

 Рядом с монастырскими стенами расположились огороды, сады и виноградники. Мы зашли в мастерскую, где трудился пожилой монах. Если в других монастырях покупаются стулья, столы, кровати а также другие предметы повседневного быта, то здесь всё исключительно чинится и по много-много раз латается руками братии. Думаю, нет такой вещи, которую эсфигменские умельцы не сумели бы починить. Жаль, но сфотографировать мастерскую мне не разрешили. Я снял только Эсфигменское знамя.

 Мы обошли мятежную обитель по кругу, и убедились в неприступности стен.  Опять же отмечу, что если в других монастырях хозяйственную деятельность ведут по-большей части гастарбайтеры, то здесь, как и много веков назад, монахи управляются сами.
 
 "По вопросу происхождения и название монастыря между исследователями имеются значительные разногласия. Согласно одному из мнений, название это дано в связи с местонахождением монастыря между тремя холмами – Зоодохос-Пиги (Живоносный Источник), Самария и Грибовица, и поэтому монастырь как бы «зажат» (от глагола sphingo). Согласно другому мнению, название монастыря связано с именем некоего монаха, который основал или восстановил монастырь, «вервием тугим опоясавшись (μονοχίτων σχοινίω σφιγκτώ εζωσμένος)»."

 В свою очередь, отсутствие денег помогло сохранить аутентичность.  Изучая Эсфигмен, мне порой казалось, что я нахожусь не в 21-ом веке, а в середине века 20-ого.
Синее море настраивало на мажорный лад,  и всё же, увидев на берегу большие камни, положенные так, чтобы с моря никто не затащил на берег лодку, мы окончательно убедились, что с Эсфигменом не всё так просто. 

 Прогулявшись вокруг Эсфигмена, я понял, что очень хочу постоять на службе. Не скажу что таковая от других афонских монастырей очень сильно отличалась, и всё же горящих глаз я здесь видел чуть-чуть побольше.....

 "В монастыре хранятся: частицы Животворящего Креста Господня, часть губки, с помощью которой поили Спасителя на Кресте, часть одежды Пресвятой Богородицы, кровь Иоанна Предтечи, честные главы ап. Иакова Брата Господня, сщмчч. Агафангела и Парфения Лампсакийского (имеющего благодать исцелять болезнь рака), и частицы мощей равноап. Марии Магдалины и мн. др."

Хочется отдельно рассказать про священномученика Агафангела. Сей инок служил в Эсфигмене. Возрастом он был совсем юн, но при этом отличался особым рвением в молитвах. Агафангел молился в особом режиме в течении трёх лет. После он направился к туркам, сделав так, чтобы они его казнили. Своей смертью Агафангел вдохновил греков на борьбу против османского владычества. Возможно этим подвигом как раз и определился особый эсфигменский характер.

На ужин в трапезную нас не пригласили. Эсфигменские монахи вместе с мирянами за одним столом не едят. Нам накрыли в архондарике. Ужин составили: фасолевый супа, большая луковица, 4 инжира, персик. груша, нектарин и конечно кувшин с холодной водой.

После захода солнца монастырские ворота молниеностно закрылись. Ночь вступала в свои права, чёрным маревом повиснув над Эсфигменом. Уличного освещения монастырь не имеет, и потому, дабы куда-то пройти, приходилось светить фонариком.

Возле входа в монастырь есть действующий колодец. Я пришёл туда, набрал воды и далее наконец-то встретил в Эсфигмене русскоязычного монаха. Он тоже обрадовался. Мы разговорились. Инок рассказал примерно следующее:


Эсфигменская братия официально считает себя подчинённой Вселенскому патриарху, но власть такового категорически не признаёт, ибо патриарх - враг православия - он встречался с Папой.
 С середины 70-х годов прошлого века Эсфигмен отрезан от других монастырей. Про обитель на целых 30 лет все как бы забыли.... Однако в середине нулевых конфликт разгорелся с новой силой.

Управители Святой горы заочно сместили настоятеля Эсфигмена и далее новая администрация, при поддержке сильных и крепких монахов, в 2006 г. попыталась захватить монастырь силой. Не вышло - братия Эсфигмена дала отпор. Через два года афонские власти попытались штурмовать монастырь при помощи полиции. И вновь у них ничего не получилось.

Зато Эсфигмен с середины нулевых практически полностью отрезан от денег. В Карее при помощи албанцев было захвачено представительство монастыря. Двери выбивались при помощи бульдозера. Державшие дверь монахи получили травмы и далее были приговорены к большим тюремным срокам.

Настоятель монастыря, как и несколько самых активных монахов, заочно также приговорены к тюремным срокам. Из монастыря они выйти не могут.

По словам моего информатора, позиция Эсфигмена находит в людском мире сочувствующих. Люди стараются помочь, но сделать это крайне сложно. Инструменты и техника в обители старая - в этом мы сами убедились. Чтобы достать бензин либо солярку, монахи вынуждены заниматься контрабандой.

По словам инока, в монастырь периодически пытаются проникнуть шпионы, но Пресвятая Богородица их выявляет. Эсфигмен находится под Её защитой! Пока стоит Эсфигмен не изменится и Афон! В своё время в обители были монахи, которые пытались внести раскол, но Богородица их удалила.
За свои идеи братия готова стоять насмерть. Мой собеседник сделал жест, обозначающий, что у них есть оружие.

Далее разговор зашёл про Ватопед и про другие монастыри. Я рассказал, что был там 6 лет назад.
Оказалось, что примерно за год до этого мой собеседник как раз принял постриг.
Я похвалил построенные дороги и новую инфраструктуру Афона.
Монах парировал, что всё это создаётся на масонско-европейские деньги, которые со временем предложат "отработать".
На вопрос, как? Он ответил, что в последующем, когда нужно будет осудить какие-то события вне Афона, получавшие деньги монастыри попросту промолчат.

Поговорили про интернет. По словам моего собеседника, монах с айфоном уже как бы и не монах вовсе. Ты уходишь в монастырь, дабы отстраниться от суеты, но таковая тебя не отпускает - Wi-Fi притащили специально, дабы братия разлагалась.

 (((Тут есть о чём задуматься. Через несколько дней в одном из монастырей я с лёгкостью узнал, как моя команда сыграла в футбол. Мне даже показали нарезку матча.)))

Мой собеседник рассказывал, с каким трудом его товарищам удаётся напилить дрова и собрать сено. Афонские власти везде и всюду ставят им палки в колёса. И если при патриархе Алексии Эсфигмен получал некое сочувствие из России, то теперь всё усложнилось. Патриарх Кирилл тоже встречался с Папой.

Своей уверенностью и решимостью, годившийся мне в сыновья инок, произвёл на меня неизгладимое впечатление. Мы очень тепло попрощались. Я ещё раз прошёлся по монастырю. Спать не хотелось, и я устроился на скамейку. Вскоре ко мне подсел монашек. При помощи налобного фонарика он начал читать какую-то религиозную книгу.

Нарушив идиллию, где-то рядом затарахтел бензогенератор. Решив узнать, по какому случаю в монастыре жгут топливо, я отправился на звук. В единственной комнате, которую он освещал, проходило что-то похожее на планёрку. За столом сидел настоятель. За его спиной висела карта мира. Рядом находился глобус.

Духовный отец рассказывал что-то своей чёрной братии. Монахов было человек двадцать, и слушали они очень внимательно. Впечатление было таким, словно это были и не монахи вовсе, а партизаны подпольщики, со всех сторон обложенные фашистами.
А что если эти ребята действительно являются последним оплотом православия и не только на Афоне, но и вообще во всём мире?....

Солженицын писал: "Не было бы 17-ого века, не было бы и 17-ого года." Очень точное определение!


Напомню: 25 июля 4 августа 1652 года Никон был торжественно возведён на престол патриархов Московских и Всероссийских. Далее он начал реформы, и через 4 года провёл поместный Московский собор (1656 г.), где все крестящиеся двумя перстами были объявлены еретиками. 
Поместный собор РПЦ 1971 года посчитал это решение поспешным и анафему отменил.

В некоторых случаях почивший человек церковными властями объявляется святым, однако в последующем собирается новая комиссия и это решение упраздняет. Как тут не вспомнить, что несколько Римских пап неоднократно извинялись за инквизицию.

Получается, раньше ортодоксы с латинянами воевали. Теперь же высшие сановники встретились и о чём-то договорились. Нет, я прекрасно понимаю, что Бог один, и что нужно искать пути по сближению церквей. Однако в этом случае довольно хрупкие вопросы веры становятся зависимыми от решения отцов-иерархов, от их личной встречи и от их настроения. Простому верующему остаётся лишь - безропотно подчиняйся, верь нам и молись.

Если церкви идут на сближение позиций, значит и у тех и у других будут подвижки в вере? Спрашивается, за что из века в век погибал православные люд, не желавший унии с латинянами?

Как теперь выясняется, официальная церковь тоже может допустить ошибку? Где гарантия того, что в нынешней ситуации к Богу ближе 19 Афонских монастырей и всевозможные патриархи, нежели монахи Эсфигмена и их настоятель?


Пытаясь смыть с меня грешные мысли, в комнату всю ночь рвался прибой. Мне было приятно дышать его морским воздухом. Сколько тысячелетий сия волна бьёт о берег? Невольно вспомнилось, что по Библии наша планета имеет возраст что-то около 6 тыс. лет. Церковники об этом в последнее время стараются молчать.

Мы проснулись на рассвете. В соборном храме Эсфигмена ещё затемно началась служба.  В шесть утра двое стражников отодвинули бревно, открыв большие и мощные ворота. Попрощавшись с монахами, поблагодарив их за приём, мы двинулись дальше. На стоянке нас уже ждал отец Михаил. Переполненные впечатлениями, мы пытались рассказать ему, что в Эсфигмене нам понравилось, что монахи здесь почти все схимники и что это действительно монастырь...

Отец Михаил слушать про раскольников не стал, пробубнив: "Когда много внешнего, мало внутреннего."



* * *


Как известно, Родина начинается "с картинки в твоём букваре". А с чего начинается вера? С людей, которые эту самую веру до тебя доносят. Люди, которые в твоём понимании являются (или должны являться) оплотом веры, могут твою веру как укрепить, так и пошатнуть.

Если получить визу в Грецию через обычное агентство можно за 3 тыс. рублей, то через паломническое с меня хотели взять 10 тыс. Я естественно не соглашался и просил - отдайте документы. Не отдают. И при этом заявляют - вы не имеете права получать визу самостоятельно, вы не агентство. Сделать визу можем только мы.

Вот такой прикол. Некто Виктор ранее был вполне нормальным мужиком. Теперь же, отправляя на Афон ВИПов, забурел. Впрочем, это всё мелочи, простой пустячок к началу разговора.

В жизни есть такой закон физики: когда корабли идут рядом, оставляя между собой малое расстояние, они обязательно столкнутся. Сила притяжения бросит их друг на друга. Но если будешь соблюдать хорошую дистанцию, в это случае сохранишь свой борт от царапин и от пробоин. Самое безопасное для корабля - стоять на якоре в порту.

Так уж получилось, что за всё это время, путешествуя, наблюдая и изучая чужие религии, я очень сильно "побился головой и поцарапался телом".


Если раньше я, никуда не выезжая и ничего не видя, шёл, что называется "от Савла к Павлу", то теперь мой духовный путь пролегает либо по непонятному бездорожью, либо я движусь в обратном направлении.

Есть ли Бог на свете? У различных народов Азии и Африки я находил примерно один и тот же миф о сотворении мира. Некий Бог сотворил жизнь, но далее от дел отстранился, предоставив рычаги управления помощникам. У разных народов они называются по-разному, но суть примерно одинаковая.
Любопытно, что и китайцы и африканцы, дабы обратиться к высшим силам за помощью, просят об этом своих умерших предков, с которыми различными способами они поддерживают связь.


Ударял ли Святитель Николай вероотступника Ария по лицу в 325 г. на Никейском соборе? Ранее писали, что да. Теперь же отцы церкви всё чаще заявляют, что такого не было.

В любом случае, на этапе становления классические религии вычищали жреческие культы и ересь. Добро должно быть с кулаками - эта фраза как никакая другая более всего подходит для классических религий.

Прежде чем стать белыми и пушистыми, таковые навели порядок с конкурентами самым решительным образом. Если вначале были гонения на христиан, то после случились гонения на язычников.

 "В 391 году в Александрии произошли волнения и конфликты между язычниками и христианами. Патриарх Феофил Александрийский получил от императора Феодосия I разрешение на уничтожение языческих храмов, что повлекло разрушение Серапеума."
Именно в этот период была уничтожена знаменитая Александрийская библиотека.
 "В 415 году в Александрии христианами была разорвана на куски сторонница неоплатонизма женщина-учёный Гипатия Александрийская (370—415)."

((Любители богословских споров набирают в интернете "Преследования язычников в христианской Римской империи" - и далее по этому вопросу компостирую мозги не мне, а Википедии.)))

Простому человеку не дано понять, как устроен наш мир. Повторюсь, не нужно в комментах писать, что в голове у автора каша. Автор сам об этом знает. Разобраться в хитросплетениях мира не сможет даже сам дьякон Андрей Кураев. При этом в жизни хватает всего, в том числе и магии.

Я на своём опыте убедился, что святая вода из церкви действительно обладает особыми свойствами. Я не могу сказать, что церковники связи с Богом не поддерживают, а только и делают, что дурят людям голову. Нет, это не так. Но тут получается интересный момент, ибо служителям культа одной только связи с Богом мало. Так или они иначе стремятся управлять обществом.

Распространяя свою религию среди других народов, служители культа приводят их к нужному знаменателю, устанавливая над ними власть. Очень сложно определить, с какого именно момента служба Богу переходит в управление над людьми и далее в политику. Фразы типа "церковь вне политики" есть ни что иное как каламбур.


Как и когда появились первые религии? В обществе охотников-собирателей подобную связь с Небом осуществлял шаман. Позже, когда стали образовываться государства, различные формы шаманизма трансформировались в системы религиозных культов.

Почему князь Владимир озадачился выбором веры? Всё просто, на Руси образовалось государство, которым, как и любым другим, с помощью одних только административных мер управлять было невозможно. Такая же ситуация была и у арабов. Образовалось государство - понадобилась система управления.

Религия - управленческий дублёр административной системы власти. Она всегда действовала бок о бок с властью, идеологически оправдывая войны и захват территорий. Иногда религия не стеснялась заменить собой власть административную.
В разных частях света происходили примерно одни и те же процессы. Например, обожествление императора имело место быть в Китае, в России, в империи Инков и т. д. Спрашивается, давал ли на это согласие Господь?


Будучи в Ираке, я наблюдал хадж шиитов. В священном для шиитов городе Наджаф, нам показали дом имама Али.

 Если лягушку бросить в кипяток, она оттуда моментально выскочит. Зато если её кинуть в воду и поставить сию кастрюлю на медленный огонь, тварь дрожащая так просто тихонечко сварится.
 
 Чужая религия, когда ты вот так сразу в неё погружаешься, напрягает нестыковками и несуразицами, которые человек данной культуры с детских лет принимает как "чудеса веры". Верующему человеку хронология событий по-большому счёту не важна.
Но если ты абстрагируешься от веры, пытаясь проанализировать предлагаемые тебе события, то можешь прийти к выводам абсолютно противоположным.

Изучая дом имама Али, я сразу понял, всё это инсталляция. Имам Али умер в 661 году, и его дом по-современному выглядеть никак не мог. Самое главное, нам показали библиотеку, объяснив, что имам Али любил читать книги. Возможно он действительно любил читать, но книги в их современном виде на ту пору у арабов быть ни как не могли. Арабы познакомились с производством бумаги только после завоевания Самарканда в 712 г. (по другой версии это случилось в 741 г.).

Впрочем, для верующих подобное не важно. Люди с трепетом ходили по дому, целуя косяки, стены и двери.... Состояние отдельных можно было смело назвать религиозной истерикой.
В свою очередь человек  со стороны (вся наша группа)  без труда понимал, духовенство шиитов, дабы правильно подать образ своего духовного лидера, создало инсталляцию.

Гидом у нас тогда был иракец, долгое время живший в России. Позже, я его тихонько спросил, как его соотечественники могут вот так слепо верить в подобные святыни? Он же мне парировал, что у нас в церквях все чудотворные иконы именно больших размеров. Казалось бы, чудо божье произойти может и там и сям. У нас же Оно случается именно на больших иконах.
Увы, я промолчал, не зная что ответить.

Ну и как теперь воспринимать такую святыню как Дары волхвов? Искусствоведы центра Андрея Рублёва довольно убедительны в своих выводах:
 "...геометрические узоры на золотых пластинах указывают вовсе не на восточных мастеров, как ошибочно полагают на Афоне, а на типичную поствизантийскую скань, аналогии которой легко отыскать на окладах афонских икон XV-XVI вв."
https:" expertmus.livejournal.com/158953.html

Получается, в ситуации с книгами имама и с Дарами волхвов рушится сама суть веры? Вовсе нет. Пусть Будда, Иисус, Моисей, Мухаммед или кто там ещё, были пророками или детьми Бога (как кому нравится). Они принесли в этот мир своё учение! Но вся фишка в том, что далее их учение развивали последователи, которые вовсе не являлись святыми и безгрешными.

Без сомнений либеральные СМИ стараются вести дискредитацию церкви через её руководителей. По-большому счёту это не сложно. Дровишки для костра периодически находятся... И тем не менее, слушая про всевозможные ДТП с участием высокопоставленных попов, а также скандалы по типу "божественной пыли", мне иногда кажется, что этим людям в христианстве открыто некое другое учение, тайное и скрытое от простых прихожан.

Уместно вспомнить, что ещё небезызвестные тамплиеры придерживались принципа двух истин. Для "внешних" они поклонялись кресту, ревностно посещая церковь. Зато в кругу "посвящённых" плевали на крест, попирая его ногами. У жрецов Египта тоже имелось своё тайное знание для "посвящённых".

А как вообще появилось христианство? Нет, официальную историю я более-менее знаю. Меня интересует, если во все стороны света вдруг поспешили апостолы-проповедники, кто их финансировал? Деньги на подобные путешествия требовались немалые! Следовательно, их им кто-то давал?

Ну а если предположить (только предположить!!!), что в недрах христианства действительно существует ещё одно тайное учение для "посвящённых"? Во многих храмах Афона можно видеть масонскую символику, так называемые "двойные символы". Вот и спрашивается, могла ли существовать некая тайная предмасонская организация сформировавшая христианство?

В настоящем можно часто слышать, что экуменизм подрывает основы православной веры, экуменизм создан масонами, дабы разрушить устаревшее православие. В этом случае всё сходится. "Посвящённые" создали некую религию, дабы управлять обществом, теперь же, по мере её старения, они заменяют её на более современную. (((Нет, я своей оценки не даю, это только версия.)))

Сколько лет нашей планете? Точного ответа на этот вопрос нет. В определении человеческих первопредков учёные озвучивают от 1 до 7 млн. лет. Спрашивается, сколько всевозможных религиозных культов переработало человечество за этот период? Никто не знает просуществует ли человечество ещё 1000 лет. Если да, то я не уверен, что классические религии сохранятся в нынешнем виде и сохранятся ли они вообще?


* * *


Одним словом, если ты вдруг понял, что великий и ужасный Гудвин таковым вовсе не является, что дальше? А ничего - сиди и молчи. В настоящем и 148 статья УК РФ начала самым активным образом действовать, да и сами люди очень сильно изменились.

Как бы ни было, но религия это часть нашей истории неразрывно связанной с днём сегодняшним. Православие сформировало Российское государство, русский мир и русскую культуру. Не нужно "катить бочки" на своё прошлое. К хорошему это не приведёт. Примеры подобного у нас уже есть.

Ещё отмечу, что религиозный страх необходим! Если такового не будет, общество без всевозможных табу очень быстро скатится до аморального первобытного состояния. Хотим мы того или нет, но религии людей из мира тьмы вывели. Классические религии, если сравнивать с сектами, накопили тысячелетний опыт, как вести человека по жизни и при этом его не надломить. 
 
Советская власть в подобную концепцию вполне вписывается. Большевики религиозных запретов не отменяли, они просто поменяли пантеон богов.

В потаённых уголках Африки и Азии можно сразу определить, где живут анимисты, а где люди писания. Последние, будь то христиане или мусульмане, по сравнению с анимистами, в бытовом плане более организованы и как результат - богаче.


На высшую инстанцию во всём написанном не претендую, но при этом напомню, что спор о вере является самым глупым из любых диспутов по определению!
Готов к критике!
Тэги: Греция ,
3 голоса | Комментарии Оставить комментарий
WiseSpaniel аватар
WiseSpaniel (Пнд, 16.10.2017 - 00:22)
Не знала, что в греческих монастырях можно останавливаться на ночь. И про Эсфинген ни разу не слышала. Даже не знала, что в наше время возможно такое резкое противостояние между, в общем-то, единоверцами.
Ершов Максим аватар
Ершов Максим (Пнд, 16.10.2017 - 00:40)
Спасибо за внимание! Увы, противоречия есть.  
Светлая лошадка аватар
Светлая лошадка (Втр, 17.10.2017 - 14:48)
Спасибо, Максим. Познавательно и... волнует. Моё мнение, вера - дар, который невозможно передарить. Кому-то он дан с рождения, а кого-то Высшие Силы привлекают вдруг явным чудом, но обычно просят молчать о нём, ибо тебе явилось, ты и достоин. Опять же, чтобы окружающие за идиота не принимали и не осмеивали неосмеиваемое в принципе.

Тоже много думаю, зачем с язычниками так сурово, раз сами настрадались? Ответ пока один: смена религий нужна для сохранения человечества. "Неисповедимы пути..."

Не согласна, что чудотворные иконы всегда большие. Чаще, да, и то, наверное, потому, что к ним невольно обращало взоры большее число людей.

"Устаревшее" православие - грустно, а главное, неправда. Думаю, это финал: не сбережём православие - и Конец Света.

Тайная символика и подобное - от бесов. Их возле церкви и в ней больше, чем где-либо. Пробираются, чтобы вредить изнутри - шпионы своего рода. Главное, ты, прихожанин, знай, к Кому идёшь. Он и услышит. А чего достигли "посвящённые"?  У них четыре глаза, чтобы больше красоты видеть? Три рта? Десять ушей? Живут хотя бы до трёхсот лет? Это про эту жизнь. А про загробную лучше и не фантазировать.

Тоже не претендую на истину. Так, размышления.
Ершов Максим аватар
Ершов Максим (Втр, 17.10.2017 - 16:47)
Лена, Вы наш ТБГшный Цицерон! Ваш комментарий всегда интересен.  Лена, Вы меня подвигли на один поступок. Я давно хотел сходить к нашим старообрядцам-беспоповцам. Их община в Москве недалеко от моего дома. Прочитав Ваш коммент, мне почему-то очень сильно захотелось посмотреть, как они живут. Они такие же православные христиане, но попов не признают. Кстати, они считают, что конец света у нас уже наступил вместе с приходом Никона.
Попробую на днях к ним проникнуть. Единственное, людей из внешнего мира они почти не принимают и до себя не допускают...))) Если получится, очень хочу про них написать.

А с язычниками? Так власть (она же новая вера) по-другому не устанавливается...)))
Жажда аватар
Жажда (Ср, 18.10.2017 - 22:31)
«Спор о вере является самым глупым из любых диспутов по определению!» Вот уж точно! И спорить не буду. Мне этих споров дома хватает с  мамой, с мучительным  экзистенциальным кризисом, мечущейся в поисках ответов на свои вопросы между кришнаитами, свидетелями иегова, мировым братством и прочее и прочее.  Недостаточно ей информации   в православии. Не нравится церковная атмосфера, да и много еще чего. Короче, ищет свой духовный путь, правда сколько я себя помню.
Есть  такая таинственная сила,   благодаря которой определенные люди от природы больше склонны глубоко задаваться вопросами существования и эмоционально на них реагировать, принимать близко к сердцу и им нужны чуткие, понимающие и эмпатичные слушатели, коими быть очень трудно. (Тут как раз точно - «сиди и молчи»)
Для меня интерес к этому вопросу кроется в чисто  познавательном плане.  Потому как на все 150% согласна с тем, что религия часть  истории. Именно поэтому в любой стране бываю в местах веры, какой бы она не была. И к старообрядцам бы с любопытством пошла, да не всех пустят. Потому и читать Вас было интересно.
И вопросы возникают те же с «кашей в голове»:
- а кто «спонсор» или откуда деньги
- несуразицы в хронологиях
- не безгрешность священнослужителей
- как сочетается жизнь монахов   с информационными технологиями, ведь это уже не аскетизм и отшельничество
- «Ну а если предположить (только предположить!!!), что в недрах христианства действительно существует ещё одно тайное учение для "посвящённых"» Разве так оно  не ЕСТЬ?!
В общем для кого то, наверное, сплошная «крамола».   
Ершов Максим аватар
Ершов Максим (Ср, 18.10.2017 - 22:40)

 Наталья, спасибо Вам за внимание! Ну и как Вы понимаете, ни на какие Ваши вопросы я ответить не могу...))) Если всё сложится, планирую дойти на Преображенку до старообрядцев. Ну и если получится, всю свою "кашу" на сайт обязательно выложу.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
X
Укажите Ваше имя на сайте TourBlogger.ru
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка...