Город Сочи люблю, между прочим. Абхазию тоже

Сочи, Абхазия, сентябрь 2015
Есть места, что остаются с тобой и после отбытия. Даже спрашиваешь себя: не там ли родилась в прошлой жизни?
…Этой осенью я собралась в Сочи в четвёртый раз за двадцать первый век. Первые три – отдыхала вместе с мужем в разных «гнёздышках». Это были и не слишком презентабельный «Спутник», и вполне приличная «Весна», и, самое прелестное, съёмная квартира на улице Роз. Ах, как уютно было в тихом центре между «Фестивальным», рынком и Ривьерой! Удручало, помню, одно: на улице совсем не росли розы! А я люблю соответствия.
Итак, в конце сентября 2015-го приехала одна и остановилась в Адлере, в гостевом доме. Конечно, при первой возможности поехала в собственно Сочи, на улицу Роз. Ничего на ней не изменилось, будто и не было Олимпиады. Даже киоски по ремонту одежды стояли на прежнем месте. Ну, разве что добавилось кафешек, а вот роз не добавилось… Впрочем, обо всём по порядку.




Дорога

Билеты покупала горячие, а потому не обошлось без пересадок. До Москвы должна была ехать по железной дороге из Татарии, а от столицы до Сочи - в знаменитом двухэтажном поезде. На первом отрезке попутчики попались культурные, даже благообразные: учительница математики с сорокалетним стажем, скромная девушка с двумя высшими и молодой человек «ботаник», который больше обитал у друзей в другом купе. Ясное дело, без мужчин вдоволь наговорились о своём о женском. Младшей из нас надавали советов на три жизни, если прислушается, проживёт счастливицей. Обещала. В разговорах дело доходило и до рассказов о самом сокровенном, да пусть уж это останется тайной товарища Вагона. Именно товарища, потому как был он старым, явно из советских времён.

От Москвы был подан Вагон господин – нарядный, респектабельный, глазастый… В соседи себе ждала уже профессуру - из той, что имеет запрет на выезд за границу. Но, позвольте банальность: каково же было моё удивление… Всю дорогу в купе прекрасного, комфортабельного, недешёвого двухэтажного вагона я ехала под трёхэтажным матом. Попутчик лет тридцати пяти - сорока матерился непрерывно, громко, грязно… На десятки нецензурных находилось, может, одно литературное словцо, и то терялось, бедное, в потоке из бля-бля-бля, су-су-су и прочей речевой нечисти. (Не привожу первых букв самых мерзких, мужских матерных слов.) Что интересно, рядом с недобрым молодцем находилась гражданская жена, которая, видно, привыкла к такому самовыражению  сожителя и всё пропускала мимо ушей.




Четвёртой в нашем купе была милейшая женщина средних лет восточного типа внешности. Временами я обращалась к ней глазами: почему, мол, вы-то не реагируете? Она лишь грустно улыбалась в ответ, а когда сладкая парочка ускакала к проводнику, объяснила свою отрешённость: «Я только что похоронила подругу после двухлетней онкологии. Единственную подругу в жизни. Редкого человека. Сейчас мне всё кажется такой ерундой…»
Я-то, понятно, время от времени пыталась реагировать на мат. В какой-то момент дошло даже до вопроса в адрес попутчика:
- Вы сидели?
- Бля-бля… Нет. Су-су…
- А почему так разговариваете?
- Су-су, бля-бля… Нормально разговариваю. Бля-бля, су-су…
- Не нормально.
- Вообще-то у меня все друганы сидели, - конечно же, «фигуры речи» никуда не исчезли, просто мне надоело их цитировать. – А многие уже не живы. И героинили многие. У… - называет имя, - уже вен нет, промахивается, так руки,  как подушки. Или кувалды…
- Между прочим, я выросла в посёлке лесорубов, матов в своё время наслушалась, но то, как разговариваете вы… за гранью. В соседних купе дети едут, слышат всё, - стою на своём.
- Детей люблю. Если сами не родим, - показывает на подругу, - из детдома возьмём.
- Молодец, - одобряю довольно неожиданно озвученное намерение. - Вот и начинайте себя воспитывать, чтобы к появлению детей быть готовым. Не думаете же вы при них так материться!
- Я заплатил за билет и еду отдыхать! – рявкнул мой «замечательный сосед», окружив выпад бесконечной грязной тирадой. Смелости ему прибавляло и то, что время от времени он добавлял себе градуса.
- Ведь на вас можно и пожаловаться, - пискнула в ответ. – У  меня как-то племянник ехал в поезде с тестем священником. Один пьяный начал к батюшке приставать, за бороду даже хватал. Проводница вызвала полицейских, и те цепью прикрепили хулигана к трубе в коридоре. Так и сидел до ближайшей станции…
- Да я!!! Да кто меня тронет!!! Буду мочить!!!!! – от воплей с нецензурщиной, кажется, замотало вагон… 
Что мне оставалось? Замолчать. И считать не то часы - минуты!  -   пока поезд доедет до места. Хорошо ещё ночью похабник несколько часов спал – дал отдохнуть. Кстати, пассажиры из соседнего купе, подловив меня в коридоре, спросили: «Как вы терпите?!» «А вы? – возмутилась в ответ: – При вас ведь дети!». Странно, что терпели и мужчины, которых было полвагона.
То, что я смолкла, матюгов не убавило. Мужчина разговаривал, точнее, орал сам с собой. Рассказывал, какой он патриот: ни за что, например, не позволит себе иностранную надпись на футболке, покупает только отечественное. И вообще любит всё русское и русских. Ещё долго и, как обычно матерно, сетовал, что люди стали недобрыми – общаются, пока вот, например, в поезде едут, а потом сразу забудут. (В этом он ошибался, я - не забуду.) Родня тоже теперь хороша… Когда полная тишина в ответ утомляла бешеного, не побоюсь этого слова, попутчика, он начинал приставать к подруге, чтобы та ему что-то искала или предоставляла. И попробуй женщина отмолчаться или замешкаться, на неё сразу лились мерзкие шквальные потоки. Замечу для полноты картины, наш «герой» москвич, его спутница – недавняя провинциалка.
Наверное, кто-то осудит меня за такую правду жизни. А куда её деть? К тому же я не рассказала о «герое» и десятой доли.



Хоста

Наконец, Хоста… Билет был куплен до Адлера, да будто кто в бок толкнул: посмотри-ка на Хосту, которую мало знаешь, тем более что в гостевом доме в Адлере тебя ждут после двух пополудни, а времени десять утра.
…Хоста встретила прекрасной погодой, улыбками служащих на маленьком уютном вокзале и нескончаемой тропической зеленью, обещающей если не прохладу, то тень. Тут же обступили таксисты, но всё было в рамках приличия, без назойливости. Сразу объяснила, что жильё забронировано, доберусь самостоятельно, прошу лишь сориентировать в Хосте – где покушать, где погулять несколько часов. Посоветовали неподалёку столовую «Платан» на улице Платанов. Сами, мол, там обедаем. И спасибо им огромное, оказалось, хорошо и чисто кормят в «Платане».
После того как все таксисты разошлись, один остался и стал спрашивать, где конкретно собралась  отдыхать и в чём нуждаюсь. Я уже привыкла, нескромно говоря, что практически в любом новом месте ждёт меня посланник ангела-хранителя, а потому не слишком и удивилась заботе.
Если коротко, доброхот рассказал, где в районе Большого Сочи легко дышится, где лучше гулять при гипертонии, в какую горную деревню съездить на автобусе, чтобы тебе позволили бесплатно набрать инжиру... И всё это с уважением, с желанием удружить. Ещё таксист поведал грустную историю о том, как Олимпиада погубила самшит.
- Как погубила?
- Итальянцы завезли бабочку огнёвку, и её гусеницы съели нашу гордость. Дерево-камень!
- И это доказано?
- Об этом знают все. Вы поедете в горы и увидите целые как бы выгоревшие леса – это и есть погибший самшит. – Честное слово, мне хотелось плакать. Почти плакал и суровый на вид мужчина…
- Какой вы хороший! – восхищаюсь искренне.  Итожу как бы. – И спасибо за советы.
- Люди должны друг другу помогать, - говорит восточный человек, примерно мой ровесник, и просит записать его телефон на случай, если меня не устроит забронированное жильё или будет нужна помощь.




На прощание славный таксист ещё и подарил необыкновенную историю о своём дедушке.
- Мой дед прожил до ста шестнадцати лет, - с гордостью сообщил… ммм… Армен. (Вообще-то имя другое.)
- Удивительно!
- Бабушка была на восемь лет его моложе, умерла в сто восемь, на сороковой день после смерти мужа. Вместе они прожили восемьдесят девять лет!
- Да!.. – удивляюсь и дальше.
- Дед до последнего держался молодцом, и как-то его младший сын, мой дядя, сказал отцу: «Зачем ты до сих пор живёшь с этой старой каргой?»
- Про свою мать так?!
- Да.
- Наааглый…
- Ещё и врач по специальности.
- И что же ваш дед?
- Дед схватил большую палку и так огрел по спине сына, что тот до сих пор чешет то место.
- Шутите?
- Нет. Когда собираемся всей семьёй, дяде припоминают тот случай: а помнишь, как тебя отец палкой?.. Он хватается за спину, корчится – больно, мол.
- А как ваш дед питался? – мне очень интересно, что способствовало такому долголетию.
- Только натуральным. У него всё было своё – мясо, молоко. Сушил травы, фрукты, овощи. Весь чердак завешивал тем же сушёным инжиром или ещё чем. Вино сам делал, чачу…
- Выпивал, значит?
- Да.
- Получается, это не мешает долголетию?
- Меру знал, пил понемножку. А бабушка была очень мудрой! - говорит Армен с восхищением. - В те дни, когда дед пил вино, она готовила только мясо…
- Без гарнира?
- Зачем гарнир?! – на лице Армена неподдельное изумление.
- Понятно. А к чаче что подавала?
- Всё! С чачей можно всё. И мясо, и овощи, и сыр, и айран… Вам на сосуды тоже надо пить айран…
- Где его купить? На рынке?
- Лучше на рынке, да. Или покупайте мацони, разбавляйте водой и пейте. Ваши сосуды очистятся, и таблетки будут не нужны…
- Спасибо, попробую.
Что тут скажешь? Низкий поклон за науку.




Абхазия

Сразу в Хосте купила путёвку в Абхазию, чтобы уже назавтра отправиться в монастырь в Новом Афоне. Впечатлений от юной страны много, и они очень разные. Если сравнивать с поездкой в Гагры почти десятилетней давности, руин на пути меньше, но это не показатель благоденствия. Почти ничего не построено и не отреставрировано, просто некоторые каменные развалины растащили, или они заросли бурьяном. К тому же бедность бытия припорошена многообразием местной флоры, ранней осенью ещё и обвешенной плодами. То и дело я буквально разевала рот на «провода», густо облепленные виноградными кистями; на прозрачные деревья с красными шарами гранатов; на разлапистые кусты, украшенные маленькими синими амфорами инжира… При любом раскладе жизнь южан не кажется такой мрачной, как это было бы в тех же экономических условиях… в тундре. Исключение одно – война, а её, слава Богу, нет.

На границе в Псоу экскурсионный автобус держали несколько часов, ладно, в салоне работал кондиционер, а то при сорокаградусной жаре за бортом можно было спечься. Когда особенно нервные пассажиры выскакивали на улицу узнать, когда мы, наконец, поедем, им кто-то говорил там, что сегодня «у начальника» плохое настроение, а потому всех трясут. Хочется верить, причина была в другом… Кстати, на пути следования в Абхазию экскурсовод тоже поднимал тему самшита. Мы смотрели в окна на пожухлые безжизненные кусты, и, честное слово, заходилось сердце.  Представляю, каково переживать бедствие горцам, у которых столько легенд про чудесное дерево, живущее до пятисот лет. «Даже самшит не помнит», - говорят, например, абхазцы об очень давних временах. А адыгейцы из уст в уста повторяют легенду, как один десятилетний мальчик спас весь народ, когда смекалисто научил агрессивных турок сделать лодки из самшита, чтобы переплыть полноводную реку, отделяющую адыгейскую крепость от турецкого лагеря. Лодки, естественно, утонули…

Успокаивает отчасти то, что где-то в глубине Абхазии, говорят, появилась некая оса (вот уж от кого не ждали помощи!), что начала пожирать огнёвку, и враг там остановлен. Конечно, самшит растёт очень медленно, восстановление займёт века, да пусть хоть грядущие поколения полюбуются им и полечатся под сенью. Тема самшита настолько взволновала меня, что захотелось вдруг взять в руки давно заброшенные «шашки»:


О гор краса Душа-самшит!
Ты в наши веси будто вшит…
Ты всех берёг, ты всех лечил,
Ты всех нас твёрдости учил!

Ты талисман, ты гребешок,
Ты детских радостей мешок:
Лошадку, мишку иль овцу
За счастье выпилить отцу,

Чтобы малыш родимый край
Любил. И правду знал про рай:
На всей земле он только здесь,
Где есть буксус, и горы есть!


(Поясняю, «буксус» – это латинское название самшита, родственное греческому слову, означающему «твёрдый», «плотный».)
Забегая вперёд, скажу, на  живописных подступах к монастырю в Новом Афоне я сама приобрела прекрасный резной гребешок из самшита. Очень дорожу им и никогда не буду брать в дорогу, чтобы не оставить где ненароком. А вообще странно, стихотворение у меня получилось как бы от имени горца…




…В одном абхазском кафе нечаянно разговорилась с женщиной администратором.
- Почему у вас ничего не меняется? Плохие дороги, обшарпанные здания…
- Денег в стране нет.
- Так вроде Россия столько помогала. И до сих пор…
- Россия одной рукой помогает, другой забирает.
- В смысле?
- Вы знаете, какие откаты? Почти ничего не остаётся.
- Разве не на местах разворовывают?
- Нет.
- Грустно… Но у нас народ тоже не шикует.
- Мы знаем.
- А я думала, завидуете россиянам…
- Чему завидовать? У Путина очень хорошая внешняя политика, а внутренняя – слабая. Свой народ ваши власти не берегут. Одна квартплата чего стоит…
- Спасибо за разговор.

Пока доехали до монастыря, не по воле туристов много заворачивали на дегустацию мёда и вина. На горной пасеке продавали вроде бы дикий мёд, но по такой цене, что пропадала сладость. Ещё и продавец-пасечник, а вернее всего, рекламщик шутил с женщинами настолько пошло…  хотелось швырнуть в него камнем (чего я никогда не делала). А если слушательницы позволяли себе чуть отвлечься, например, перекинуться парой слов, рекламщик устраивал «публичную порку» - пристыжал «несчастных» предположениями, что они давно не знали мужчину и т. п. Логика явно хромала, налицо было странное высокомерие, замешенное на комплексах и прочей лабуде. Ко всему, дома обнаружила: на дне глиняного горшка с дорогущим мёдом полно мелких осколков, идентичных фарфоровым, а потому смертельно опасных. Слава Богу, разглядела их прежде, чем добралась до дна. Залила горячей водой. Когда слила её, увидела внизу мелкие по сути иглы. Что это? Беспечность? Или «любовь» «отдельных представителей» дружественного народа? А экскурсовод всю дорогу напоминал, что Абхазия в переводе «душа». Не предавайте душу, ребята!

Экскурсовод, кстати, был хорош – юморной, красивый, доброжелательный. Обучал нас абхазскому языку, правда, почти безрезультатно. Мне лично язык показался неудобоваримым, даже странным, потому как совершенно не походил на русский. При этом нельзя не признать, абхазский… очень органичный, как бы природный. Наверняка один из самых древних: много звуков шипящих, свистящих… А ещё шелестящих, шуршащих, цыкающих… И это в хорошем смысле роднит местную человеческую речь с тем, что исторгается животными разных классов.
Впервые пришла в голову мысль, язык не только средство общения между людьми, но и… шифр. Последнее свойство, к сожалению, начинает доминировать – чего стоит недавнее отречение целых народов от русского языка, а ведь именно двуязычие в своё время дало мощный толчок для тренировки памяти, расширения кругозора, развития интеллекта, приобщения к русской и мировой культуре... Что уж говорить о межнациональном общении соседей! Исконным носителям русского языка тоже было очень много дано от изучивших наш язык «национальных меньшинств». Сколько они нам рассказали и показали! Впрочем, меня понесло...

…Наконец, подъезжаем к окрестностям монастыря. Сам монастырь обдаёт отрадой: красота вокруг, благодать внутри… Наверное, пока стоит он, страшного здесь не случится. Хотя… на заботу монастыря о людях люди не отвечают взаимностью:  роспись на грани исчезновения. А святой Пантелеймон на иконе лечит и лечит приезжающих страждущих своей шкатулочкой. Теперь мне кажется почему-то, что она из самшита…




…Что ещё добавить про Абхазию? Здесь гордятся Зурабом Церетели, который когда-то был главным художником в Пицунде. Вдоль дорог то тут, то там выныривают его «психоделические» остановки. Впечатляет, однако, тем более что очень люблю мозаику. Правда, состояние шедевров оставляет желать…

В Абхазии очень вкусно кормят. Отведала, например, сумасшедший чанах и ароматнейшие хинкали, причём задёшево. Хачапури на подступах к Пицунде тоже таяли во рту, но стоили сто пятьдесят рублей за пирожок. В ответ на удивление туристов по поводу цен было сказано, что нынче засуха, с кормами туго, а потому мало молока и, соответственно, творога-сыра. Встречавшиеся повсюду коровы и вправду были тощими, жалко глядеть, хотя я, деревенская, коровью худобу относила к нерадивости хозяев – добавляли бы в рацион яблоки, которые всё равно пропадают. Опять же, чай на наскоро сколоченных деревянных лавках стоил пятьдесят рублей. Чай обычный, в пакетиках, и то самых дешёвых.

В ювелирном магазине (не с рук!) возле пещер Нового Афона купила красивые серебряные серёжки с горным хрусталём, причём продавец очень хвалила местного мастера, сделавшего их. Купила, может быть, у подножия той самой горы, где зарождался этот лучезарный камень. Думала, на добрую память. И что же? В номере примерила, и воспалилось ухо – одна серёжка оказалась с зазубринами. У ювелирного изделия будто маленькая пилочка, а не дужка. Надеюсь, где-нибудь отремонтируют - сгладят. Снова вспомнила о «душе». Или некоторые горцы стали забывать, что добрые легенды надо воплощать в жизнь, а не прятаться за них, как за фальшивую этикетку?

А то вот был случай… После монастыря нам ещё предстояли дегустации мёда и вина, а на горы уже падал вечер. Когда же приедем восвояси? Как пойду по своей неосвещённой Медовой улице в Адлере после полуночи? Решила отделиться от экскурсии и уехать в Адлер самостоятельно, чтобы выкроить несколько часов. Знала, надо доехать до Псоу на маршрутке, перейти границу, а там и до Адлера рукой подать. Села в маршрутку, спросила, когда отъезжаем, отдала требуемые сто пятьдесят рублей… Водитель почему-то сразу исчез, хотя свободных мест оставалось всего одно. Ждём едва ли не полчаса… Пошла искать потеряшку, обещавшего отправиться тотчас… Кто-то из группы молодых мужчин, сидевших неподалёку на обочине, вызвался его найти.
- Когда поедем? – вежливо спрашиваю выросшего как из-под земли водителя.
- Слушай, зачем разбредаешься? Я вас сколько собирать буду?!
- Если долго ещё, верните деньги, пожалуйста, я не поеду.
- Что?!!!!!!!! – начался такой крик, что было невозможно разобрать слов. А ведь совсем пацан!
- Не сметь на меня орать! Я вас на сколько старше!!! Дарю вам эти деньги! Но не сметь!!!!!
Помню, я стояла посреди дороги и только что не топала ногами. Я не кричала так ни разу в жизни! Люди притихли. Парень растерянно хлопал глазами. Повернулась и гордо пошла к пещерам, где стоял наш автобус. Никто с деньгами меня догонять не стал, но тишина сзади долго оставалась звенящей. Совсем не жалею, что так взбеленилась. Вывело меня, наверное, то, что при всей зависимости от туристов из России многие абхазцы воспринимают русских как… людей чуждых, с коими можно не церемониться. Накипело, как говорится. А ведь экскурсовод по Абхазии столько раз говорил, что уважение к старшим – главная черта их народа. Значит, для своих – одни законы, для приезжих – другие.

...Рядом с Пицундой любовались исконными абхазскими жилищами - плетёными. Сказкаааа! Я и к корзинам-то неравнодушна, а тут целые дома... Правда, возле этих домов ко мне  пристал крокодил, вернее, его хозяин. Ему взбрело уговорить меня потрогать животинку. Ходил, ходил за мной и ведь добился. Коснулась, но при этом визжала от страха на всю ширь Чёрного моря (дело было на берегу). Опомнившись, сетовала владельцу рептилии, что он издевается над зверюгой - тот ведь явно заторможенный. "Да ему лучше вас живётся", - был ответ. Хорошо, если так.

Эх, Абхазия, какая же ты прекрасная и… противоречивая! Мозаичная.

Окончание следует
Готов к критике!
Тэги: Абхазия ,
8 голосов | Комментарии Оставить комментарий
Vnika аватар
Vnika (Чт, 08.10.2015 - 16:39)
И все-таки, южные люди.... ленивые люди.  Это не только ближайшие к нам. Это и хорваты, и черногорцы. Производств нет, реконструкцией не занимаются...

Мандарины сами растут, что уж там говорить.

Коровы тощие, может, порода молочная? 

Печально. 

Я тоже 10 лет назад  была в Абхазии  в последний раз. Неужели ничего не изменилось при мирной жизни?
Смелый ваш рассказ. Но я слышала еще более вопиющие факты от очевидцев. Город Сочи люблю, между прочим. Абхазию тоже
Светлая лошадка аватар
Светлая лошадка (Чт, 08.10.2015 - 18:36)

Vnika написал(а):

И все-таки, южные люди.... ленивые люди.  Это не только ближайшие к нам. Это и хорваты, и черногорцы. Производств нет, реконструкцией не занимаются...

Мандарины сами растут, что уж там говорить.

Коровы тощие, может, порода молочная? 

Печально. 

Я тоже 10 лет назад  была в Абхазии  в последний раз. Неужели ничего не изменилось при мирной жизни?
Смелый ваш рассказ. Но я слышала еще более вопиющие факты от очевидцев. Город Сочи люблю, между прочим. Абхазию тоже




Вика, спасибо большое за комментарий. О том, что люди рассказали, - за что купила, за то и продаю. То, что сама видела, то видела...
Коровы не должны быть тощими, и вымя большой показатель, вон в Альпах коровы своё добро еле тащат - насмотрелась в Европе.Город Сочи люблю, между прочим. Абхазию тоже

Жажда аватар
Жажда (Чт, 08.10.2015 - 18:42)
Елена, у Вас как всегда живописные картинки личных впечатлений, и фото не надо!

Отношение к мату у меня отрицательное,  я о не о тех случаях, когда эмоции по другому не выразишь. Но делать таким замечание (хоть и тактично) и читать нотации себе дороже.   Это всегда невоспитанные, невежественные, хамоватые, ограниченные, раздражительные, и главное не контролирующие себя люди, а уж под градусом…!Хорошо, что живая доехали!
Вспоминается случай  когда младшая  дочка в 9 лет месяц лежала в больнице, в палате были дети из интернатов. Вернувшись «убила» нас: мат был через слово. И еще удивлялась нашей реакции: «А там все так говорят!». Страшно!Город Сочи люблю, между прочим. Абхазию тоже 
Светлая лошадка аватар
Светлая лошадка (Чт, 08.10.2015 - 19:02)

Жажда написал(а):

Елена, у Вас как всегда живописные картинки личных впечатлений, и фото не надо!

Отношение к мату у меня отрицательное,  я о не о тех случаях, когда эмоции по другому не выразишь. Но делать таким замечание (хоть и тактично) и читать нотации себе дороже.   Это всегда невоспитанные, невежественные, хамоватые, ограниченные, раздражительные, и главное не контролирующие себя люди, а уж под градусом…!Хорошо, что живая доехали!
Вспоминается случай  когда младшая  дочка в 9 лет месяц лежала в больнице, в палате были дети из интернатов. Вернувшись «убила» нас: мат был через слово. И еще удивлялась нашей реакции: «А там все так говорят!». Страшно!Город Сочи люблю, между прочим. Абхазию тоже 




И что, надо было "не слышать"? А если бы я с внуками ехала?
Спасибо большое за комментарий.

Жажда аватар
Жажда (Чт, 08.10.2015 - 19:26)
А смысл?! Довольно часто, увы, попадаю в такие ситуацииГород Сочи люблю, между прочим. Абхазию тоже
Замечания не делаю, т.к. озвереть может.
А вот детям еще раз сказать, как это ужасно- стОит! Матерщинник  услышав замечание, направленное не к нему, а к ребенку, может начть себя контролировать. Ну а нет, так нет. 


 
Светлая лошадка аватар
Светлая лошадка (Чт, 08.10.2015 - 20:14)

Жажда написал(а):

А смысл?! Довольно часто, увы, попадаю в такие ситуацииГород Сочи люблю, между прочим. Абхазию тоже
Замечания не делаю, т.к. озвереть может.
А вот детям еще раз сказать, как это ужасно- стОит! Матерщинник  услышав замечание, направленное не к нему, а к ребенку, может начть себя контролировать. Ну а нет, так нет. 


 



Понимаете, там не для красного словца, а сплошной матерный бредовый ор. Думаю, если в подобном случае с детьми ехать одной женщине, надо вызывать полицию, чтобы ссадили хулигана. За мнение спасибо. Надо поузнавать, что закон говорит.

Vnika аватар
Vnika (Чт, 08.10.2015 - 20:36)
Кстати, о законе. Это самое правильное и разумное - действовать по закону. 

Действия вашего попутчика попадают под статью КоАП 20.1 Мелкое хулиганство. Мера ответственности - штраф.

После того, как вы сделали мужчине замечание, а он не среагировал, стоило поставить в известность дежурного проводника.  Далее замечание должен был сделать проводник. Если бы и это не помогло - наряд линейной полиции. Перец бы призадумался, доедет ли он отдохнуть или сойдет на ближайшей станции для составления протокола. Протоколы в вагоне как правило, не составляются.

А проводникам еще и моральное увещевание: ваш состав - гордость РЖД или простой почтово-багажный?

И неужели не проводился опрос общественного мнения о качестве обслуживания? Сейчас это так модно. 
Dr. Похабыч аватар
Dr. Похабыч (Чт, 08.10.2015 - 20:39)
всегда с интересом читаю ваши рассказы, хотя не со всеми вашими оценками и выводами согласен. По поводу хамоватого быдла-матершинника могу только согласиться с Жаждой, и добавить, что вокруг нас в жизни есть всегда деструктивные элементы в виде человеческого мусора, для которых гадить вокруг себя, в том числе и словесно, доставляет неизъяснимое удовольствие и удовлетворение, сродни получению эндорфинов. Причём их увлекает сам процесс извергания нечистот. Вспомните например различных маньяков, типа Чикатило, который получал удовольствие от самого процесса расчленения людей и некрофилии. Думаю, что это некорректируемая патология, и здесь должны работать более жёсткие законы со стороны государства? Не знаю. Но совестить таких бесполезно, нужно видимо изолировать от общества как можно раньше. Ну а кавказцы к женщинам всегда относятся как к людям второго сорта (и не только они, а вообще южане). На словах ,.пЭрсик мой слАдкий,,  ,,птиЩка души моей,, А на деле в реале -,,женщина знай своё место,, в тени мужчины
Светлая лошадка аватар
Светлая лошадка (Чт, 08.10.2015 - 22:09)

Vnika написал(а):

Кстати, о законе. Это самое правильное и разумное - действовать по закону. 

Действия вашего попутчика попадают под статью КоАП 20.1 Мелкое хулиганство. Мера ответственности - штраф.

После того, как вы сделали мужчине замечание, а он не среагировал, стоило поставить в известность дежурного проводника.  Далее замечание должен был сделать проводник. Если бы и это не помогло - наряд линейной полиции. Перец бы призадумался, доедет ли он отдохнуть или сойдет на ближайшей станции для составления протокола. Протоколы в вагоне как правило, не составляются.

А проводникам еще и моральное увещевание: ваш состав - гордость РЖД или простой почтово-багажный?

И неужели не проводился опрос общественного мнения о качестве обслуживания? Сейчас это так модно. 



Вика, спасибо за информацию. Я предполагала, что должна быть какая-то ответственность. Мужчина, кстати, очень крупный. Даже интересно, если бы он попал в купе с приличным отцом семейства, как бы тот с ним обошёлся, а то мы три женщины терпели. Да, привожу лишь отрывки разговора, за сутки тесного общения каких только ситуаций не было. И про "сидку" я ведь не спросила ни с того ни с сего, сам начал друзьями "оттуда" хвастать.
А проводники знают, в каких купе опрашивать. Вот когда до Москвы в тишине ехали, так меня просили анкету заполнить.Город Сочи люблю, между прочим. Абхазию тоже

Светлая лошадка аватар
Светлая лошадка (Пт, 09.10.2015 - 00:18)

Dr. Похабыч написал(а):

всегда с интересом читаю ваши рассказы, хотя не со всеми вашими оценками и выводами согласен. По поводу хамоватого быдла-матершинника могу только согласиться с Жаждой, и добавить, что вокруг нас в жизни есть всегда деструктивные элементы в виде человеческого мусора, для которых гадить вокруг себя, в том числе и словесно, доставляет неизъяснимое удовольствие и удовлетворение, сродни получению эндорфинов. Причём их увлекает сам процесс извергания нечистот. Вспомните например различных маньяков, типа Чикатило, который получал удовольствие от самого процесса расчленения людей и некрофилии. Думаю, что это некорректируемая патология, и здесь должны работать более жёсткие законы со стороны государства? Не знаю. Но совестить таких бесполезно, нужно видимо изолировать от общества как можно раньше. Ну а кавказцы к женщинам всегда относятся как к людям второго сорта (и не только они, а вообще южане). На словах ,.пЭрсик мой слАдкий,,  ,,птиЩка души моей,, А на деле в реале -,,женщина знай своё место,, в тени мужчины



Спасибо большое за комментарий. И всё же... посмею Вам, такому умному и эрудированному, напомнить народную мудрость: не гляди в пропасть, иначе она, в конце концов, посмотрит на тебя. Зачем Вы так часто апеллируете к маньякам и т.п.? Может, стоит забывать свою такую непростую работу, как только закрываете дверь кабинета? Насчёт "странности" попутчика я с Вами согласна, но там больше бравады и хамства, которые тоже не в радость окружающим.
Южане, да, такие в большинстве.

Galina Pogodina аватар
Galina Pogodina (Пт, 09.10.2015 - 09:40)
Как всегда - внимательно к трогательным мелочам и выразительно! Спасибо!
Светлая лошадка аватар
Светлая лошадка (Пт, 09.10.2015 - 13:53)
Галина, спасибо большое за комментарий. Да, мелочи мне важны.Город Сочи люблю, между прочим. Абхазию тоже
АнарИна аватар
АнарИна (Пт, 09.10.2015 - 14:27)
Лена, прочитала как всегда с невероятным удовольствием!) У Вас не только "лазерное зрение" , все подмечающее, проходящее через душу, но и редкое умение рассказать об этом не просто интересно, а захватывающе.  Спасибо!
Я в Абхазии тоже была на однодневной экскурсии четыре года назад. Но на границе мы стояли минут 10 (повезло). Впечатления остались контрастные. По большей части-  очень положительные. Природа меня сразила наповал. Нигде не видела я такой мощной, первозданной красоты... А вот до сих пор разрушенные дома и бедность - просто изумляли, при таком-то природном богатстве... Увы, ехала я с группой, а самые-самые впечатления-они обычно впитываются в одиночку. Но для себя отметила, что в отличие от Сочи, сюда хотела бы вернуться)
Что касается вашего мерзкого соседа, то не знаю честно, как бы я себя повела. Одно дело спокойно рассуждать, строча комментарий за компом, и другое- когда эта орясина сидит напротив тебя и смердит. Но все же- будьте с такими осторожней. У нас был случай в маршрутке (моя сестра-свидетель), когда ехали дедеушка, бабушка и внук. А в салоне грязно матерились два молодчики. Пожилые люди сделали им замечание. Так они набросились на них прямо в маршрутке. Какие-то ребята вступились за стариков. Водитель остановил маршрутку, Хулиганы выкинули из нее(!!!) пожилых людей... Следом выскочили другие пассажиры..... Это был ужас...В общем пока не остановились еще несколько маршруток, из которых выскочили на подмогу водители, разрулить ситуацию не удалось.  Сестра моя долго ходила в шоке...
Ну а про отношение восточных мужчин к женщинам..Конечно, мужчины разные,  но да.. есть такой момент на Востоке. Только резко  осаживать словом, и напоминать им о традициях и Вере.
А  про слабую и сильную политику-согласна... Все таки тихие восточные женщины- они мудрыеГород Сочи люблю, между прочим. Абхазию тоже, зрят в корень)

Светлая лошадка аватар
Светлая лошадка (Пт, 09.10.2015 - 15:52)

АнарИна написал(а):

Лена, прочитала как всегда с невероятным удовольствием!) У Вас не только "лазерное зрение" , все подмечающее, проходящее через душу, но и редкое умение рассказать об этом не просто интересно, а захватывающе.  Спасибо!
Я в Абхазии тоже была на однодневной экскурсии четыре года назад. Но на границе мы стояли минут 10 (повезло). Впечатления остались контрастные. По большей части-  очень положительные. Природа меня сразила наповал. Нигде не видела я такой мощной, первозданной красоты... А вот до сих пор разрушенные дома и бедность - просто изумляли, при таком-то природном богатстве... Увы, ехала я с группой, а самые-самые впечатления-они обычно впитываются в одиночку. Но для себя отметила, что в отличие от Сочи, сюда хотела бы вернуться)
Что касается вашего мерзкого соседа, то не знаю честно, как бы я себя повела. Одно дело спокойно рассуждать, строча комментарий за компом, и другое- когда эта орясина сидит напротив тебя и смердит. Но все же- будьте с такими осторожней. У нас был случай в маршрутке (моя сестра-свидетель), когда ехали дедеушка, бабушка и внук. А в салоне грязно матерились два молодчики. Пожилые люди сделали им замечание. Так они набросились на них прямо в маршрутке. Какие-то ребята вступились за стариков. Водитель остановил маршрутку, Хулиганы выкинули из нее(!!!) пожилых людей... Следом выскочили другие пассажиры..... Это был ужас...В общем пока не остановились еще несколько маршруток, из которых выскочили на подмогу водители, разрулить ситуацию не удалось.  Сестра моя долго ходила в шоке...
Ну а про отношение восточных мужчин к женщинам..Конечно, мужчины разные,  но да.. есть такой момент на Востоке. Только резко  осаживать словом, и напоминать им о традициях и Вере.
А  про слабую и сильную политику-согласна... Все таки тихие восточные женщины- они мудрыеГород Сочи люблю, между прочим. Абхазию тоже, зрят в корень)



Рената, спасибо большое за комментарий, прям неловко, как хвалите...
То, что рассказываете со слов сестры, кошмарно. Наверное, нормальным мужчинам, если они есть рядом, надо встревать вовремя, а то вообще конец света. Ребёнок-то как испугался в той маршрутке, можно представить.
Абхазия двоякая, да. Гордости много, а стараний себя обиходить мало.

sputnik1972 аватар
sputnik1972 (Вс, 11.10.2015 - 20:50)

Столько сразу всего, и хорошего, и плохого. А вообще, надо было Вам из Казани самолетом лететь. И дешевле, и время экономит. Да и попутчики в самолетах получше. Я недавно тоже думал про Сочи, да так и не собрался, хотя из Казани были билеты за 7500 туда и назад. Что-то остановило, хотя ни разу на нашем юге не был, не говоря уж об Абхазии. Про сервис тамошний и местные порядки тоже наслышан.

Светлая лошадка аватар
Светлая лошадка (Пнд, 12.10.2015 - 08:16)

sputnik1972 написал(а):

Столько сразу всего, и хорошего, и плохого. А вообще, надо было Вам из Казани самолетом лететь. И дешевле, и время экономит. Да и попутчики в самолетах получше. Я недавно тоже думал про Сочи, да так и не собрался, хотя из Казани были билеты за 7500 туда и назад. Что-то остановило, хотя ни разу на нашем юге не был, не говоря уж об Абхазии. Про сервис тамошний и местные порядки тоже наслышан.



Спасибо большое за комментарий.
Первоначально обратный билет был куплен до Казани, вернее, до Набережных Челнов. Но рейс отменили, пришлось искать, как вернуться. Таких дешёвых билетов на мой период не было. На попутчиков мне обычно везёт, второй раз за всё время не повезло.
В Сочи очень хорошо, во всяком случае, мне. Сервис ещё не всё.

WiseSpaniel аватар
WiseSpaniel (Вс, 11.10.2015 - 22:05)
Мне как-то наш сервис не мешал никогда, ни в Абхазии, ни в Крыму. Всегда кормились в местных кафешках и столовых, и селились чаще дикарями в обычных домах, и все было хорошо.
Пунктуальностью абхазские водители точно не отличаются. Мы тоже долго ждали, пока заполнится маршрутка, и когда ехали в Новый Афон, и на обратном пути. Наверное, это их менталитет местный. )
Светлая лошадка аватар
Светлая лошадка (Пнд, 12.10.2015 - 08:04)

WiseSpaniel написал(а):

Мне как-то наш сервис не мешал никогда, ни в Абхазии, ни в Крыму. Всегда кормились в местных кафешках и столовых, и селились чаще дикарями в обычных домах, и все было хорошо.
Пунктуальностью абхазские водители точно не отличаются. Мы тоже долго ждали, пока заполнится маршрутка, и когда ехали в Новый Афон, и на обратном пути. Наверное, это их менталитет местный. )



Спасибо большое за комментарий. У меня в гостевом доме была кухня, и я привезла со своего огорода огурцы, помидоры и... морковку с картошкой. Всего понемногу, но родного-безнитратного. Всё равно надо было заполнить сумку так, чтобы на обратном пути на освободившееся место загрузить южные гостинцы. Варила, например, овощной супчик в кружке. Соседки по номерам, на меня глядючи, закупились овощами и тоже готовили. В кафешки ходила, но раз в день, и то не всегда.
Лена, интересно, сколько времени занимала самостоятельная дорога в Новый Афон и назад?

WiseSpaniel аватар
WiseSpaniel (Пнд, 12.10.2015 - 13:50)
Маршрутка от границы едет час-полтора, плюс ожидание, пока она заполнится. Ну, и на переход границы время надо положить. В Абхазию мы быстро прошли. А когда обратно ехали, пришлось постоять почти час в очереди.
Светлая лошадка аватар
Светлая лошадка (Пнд, 12.10.2015 - 14:21)

WiseSpaniel написал(а):

Маршрутка от границы едет час-полтора, плюс ожидание, пока она заполнится. Ну, и на переход границы время надо положить. В Абхазию мы быстро прошли. А когда обратно ехали, пришлось постоять почти час в очереди.



Спасибо.

aerrant аватар
aerrant (Пнд, 12.10.2015 - 15:00)
С Вами опасно в поездах ездить!Город Сочи люблю, между прочим. Абхазию тоже Вы, как скальпелем вскрываете... А там что есть - то есть.

По факту смотреть: ну какая там внешняя-внутренняя политика?.. Бомбы бросать, собственный народ гнобить.., для такой политики и политик не нужен, патриотов "бля-су" - достаточно.

Мне бы ещё хотелось отметить: какие разные люди здесь "уживаются". Правда, удивительно?!.. По современным меркам, пожалуй, даже "неадыкватные" (в хорошем смысле). :)  И очень разные! Признаться, я к Вашим рассказам долго привыкал, но литературный язык подкупает.
И правда, у стиха есть южный темперамент. Присоединяюсь ко всем положительным коментам!!!
А то, что крокодилу "лучше нас живётся". Это плохо! )))
   
Светлая лошадка аватар
Светлая лошадка (Пнд, 12.10.2015 - 16:10)

aerrant написал(а):

С Вами опасно в поездах ездить!Город Сочи люблю, между прочим. Абхазию тоже Вы, как скальпелем вскрываете... А там что есть - то есть.

По факту смотреть: ну какая там внешняя-внутренняя политика?.. Бомбы бросать, собственный народ гнобить.., для такой политики и политик не нужен, патриотов "бля-су" - достаточно.

Мне бы ещё хотелось отметить: какие разные люди здесь "уживаются". Правда, удивительно?!.. По современным меркам, пожалуй, даже "неадыкватные" (в хорошем смысле). :)  И очень разные! Признаться, я к Вашим рассказам долго привыкал, но литературный язык подкупает.
И правда, у стиха есть южный темперамент. Присоединяюсь ко всем положительным коментам!!!
А то, что крокодилу "лучше нас живётся". Это плохо! )))
   



О, какой многоплановый комментарий! Спасибо.
Адреса, пароли, явки вроде не разглашаю.
Насчёт "бомбы бросать" спорно. Надо было уже за Каддафи заступаться, наверное. Жаль только, что пуля - дура. В идеале я, конечно, за мир, только иному пока не поддашь, не утихомирится.
И да, я - за стилевое многообразие. И Вас обычно хвалю, и ВовоЧку...  Пусть будет много историй хороших и разных!

aerrant аватар
aerrant (Пнд, 12.10.2015 - 17:25)
Спасибо. Я и понравиться то особо не желаю, если Вы обратили внимание. Не обратили?..
Ещё раз спасибо.))
Светлая лошадка аватар
Светлая лошадка (Пнд, 12.10.2015 - 17:45)

aerrant написал(а):

Спасибо. Я и понравиться то особо не желаю, если Вы обратили внимание. Не обратили?..
Ещё раз спасибо.))



Вы так скромничаете... до нескромности.Город Сочи люблю, между прочим. Абхазию тоже
Пожалуйста.

B.O. аватар
B.O. (Втр, 13.10.2015 - 13:13)
Хороший рассказ, но не советовал бы в другой раз воевать с хулиганами-матерщинниками и пр. - они не поймут, а на полиционеров надежда слабая, последние и сами по этой части не ангелы и попросту постараются от Вас отделаться! Мало ли, что там в Законе написано? Законы должны людьми исполняться, а они, включая на это поставленных, не желают себя утруждать. Если против такого соседа в поезде выступит "настоящий мужчина", то ему, а не хулигану, грозит реальный срок - пути Правосудия непредсказуемы! В Абхазии не был, но бывал неподалеку, больше не стремлюсь, да и отзывы почитал.
B.O. аватар
B.O. (Втр, 13.10.2015 - 13:15)
ps К провднику обратиться стоило, но без особых надежд! Ему тоже свих хлопот хватает.
Светлая лошадка аватар
Светлая лошадка (Втр, 13.10.2015 - 19:56)

B.O. написал(а):

Хороший рассказ, но не советовал бы в другой раз воевать с хулиганами-матерщинниками и пр. - они не поймут, а на полиционеров надежда слабая, последние и сами по этой части не ангелы и попросту постараются от Вас отделаться! Мало ли, что там в Законе написано? Законы должны людьми исполняться, а они, включая на это поставленных, не желают себя утруждать. Если против такого соседа в поезде выступит "настоящий мужчина", то ему, а не хулигану, грозит реальный срок - пути Правосудия непредсказуемы! В Абхазии не был, но бывал неподалеку, больше не стремлюсь, да и отзывы почитал.



Спасибо большое за комментарий и за советы.
А "неподалёку" - это где?

Светлая лошадка аватар
Светлая лошадка (Втр, 13.10.2015 - 20:12)

B.O. написал(а):

ps К проводнику обратиться стоило, но без особых надежд! Ему тоже свих хлопот хватает.



Проводники - особая песня. Вот хотела я воды из кулера набрать, а она не течёт, так, чуть капает. Проводник пришёл после остановки с улицы и вынес вердикт, что дырка залипла. Снял бутыль, перевернул - и ррраз в дырку волосатым пальцем! Как в кино каскадёр в стену. Пробил. Пить расхотелось...

B.O. аватар
B.O. (Ср, 14.10.2015 - 12:45)
Неподалеку, это прилегающая российская территория, но дело было давно, не стоит углубляться.
 
А по поводу "пальцев в супе" (старый анекдот про официанта) вспомнил, как за завтраком в отеле в Ницце не работал дозатор хлопьев, персонала не было и я открыл крышку, набрал хлопьев ложкой. За мной подошла пара молодых японцев и столкнулась с той же проблемой. Показал японцу, что крышку дозатора можно снять, но я и подумать не мог, что япошка своей пятерней внутрь полезет! Так что песня та не о проводниках, тут другое!
Светлая лошадка аватар
Светлая лошадка (Ср, 14.10.2015 - 13:49)

B.O. написал(а):

Неподалеку, это прилегающая российская территория, но дело было давно, не стоит углубляться.
 
А по поводу "пальцев в супе" (старый анекдот про официанта) вспомнил, как за завтраком в отеле в Ницце не работал дозатор хлопьев, персонала не было и я открыл крышку, набрал хлопьев ложкой. За мной подошла пара молодых японцев и столкнулась с той же проблемой. Показал японцу, что крышку дозатора можно снять, но я и подумать не мог, что япошка своей пятерней внутрь полезет! Так что песня та не о проводниках, тут другое!



Секретики-с.

Японец хоть и оплошал, но звать его япошкой... Люблю японцев. И на солнце есть пятна.Город Сочи люблю, между прочим. Абхазию тоже А так у них всюду салфеточки, палочки...

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
X
Укажите Ваше имя на сайте TourBlogger.ru
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка...