|
Завершилась наша экспедиция в Индию, в ходе которой мы посетили Ченнай и "город будущего" Ауровиль, а также Харидвар, где поучаствовали в главном духовном празднике, который индусы отмечают раз в 12 лет – Маха Кумбха Мела.
Корни Кумбха-мелы уходят в глубокую древность. Существует легенда об его возникновении.
В древние времена, в самой середине земли возвышалась великая гора Меру – ось мира. Здесь боги, асуры, гандхарвы и апсары предавались беззаботным играм и развлечениям в прекрасных рощах и великолепных дворцах.
Однажды боги собрались на горе Меру с размышлениями о недугах и старости, которые преследуют даже небожителей, и решали они, как им стать бессмертными и вечно молодыми. Долго думали и советовались между собой боги, пока, наконец, Вишну не сказал:
- Нужно объединиться с асурами и добыть амриту, взбивая воды мирового океана.
Боги послушались Вишну и заключили мир с демонами - асурами, пообещав им равную долю амриты - напитка бессмертия, когда он будет добыт.
Вместо веревки они взяли царя змей Васуки, а мутовкой послужила гора Мандара. Боги отправились к Океану, и просили позволения взбить его воды, чтобы добыть амриту. Владыка вод дал им согласие, попросив при этом долю амриты для себя.
Царь черепах, который держал мир на своей спине, опустился на дно океана, и служил опорой для мутовки – горы Мандара. Гору обвязали змеем Васуки, как веревкой. Асуры ухватились за голову змея, боги - за хвост, и начали пахтать океан. Они попеременно рывками тянули к себе тело змея, и при каждом рывке огонь вырывался из его пасти и изнурял демонов жаром, лишая сил, а дым собирался в тучи, которые ползли вдоль тела змея к его хвосту и проливали на богов освежающие дожди.
Много сотен лет длилось пахтание океана. Сначала его воды превратились в молоко, потом молоко стало сбиваться в масло, и когда из вод океана появился ясный Месяц, поднялся на небосвод и засиял холодным светом, из вод в белом одеянии вышла Лакшми – богиня красоты и счастья. Она приблизилась к Вишну и прильнула к нему. Вслед за ней вышла из вод прекрасная дева Рамбха. Ослепленные ее красотой, ее не приняли ни боги, ни асуры, и она стала во главе всех апсар.
Следующей из океана появилась блистательная Сура – богиня вина и хмеля. И боги приняли ее, а демоны – нет. Поэтому с тех пор богов стали звать сурами, а тех, кто не принял ее – асурами, то есть не-богами.
Потом поднялся из вод океана чудесный белый конь – Уччайхшравас, быстрый, как мысль. Его забрал к себе Индра – царь богов.
За ним появился Каустубха, сверкающий волшебный камень, который украсил грудь Вишну.
Следующим появился огромный белый слон – Айравата. И его взял себе Индра.
Затем появилось Париджата – чудесное дерево, наполнившее мир благоуханием своих цветов. Индра забрал его в свое небесное царство, и оно стало отрадой для прекрасных апсар – божественных дев.
И, наконец, из океана появился Дханвантари – бог врачевания и исцеления, и нес он в руках сосуд с амритой.
Но вслед за этими сокровищами на поверхности океана возник страшный яд – Калакутта. Он отравлял миры своими испарениями, и грозил сжечь всю Вселенную. Трепеща от страха, боги и асуры воззвали о спасении к великому Шиве. И ради спасения вселенной Шива проглотил губительный яд. От яда у него посинела шея, которая так и осталась навсегда синей. С тех пор Шиву называют Нилакандха – Синяя Шея.
Асуры, увидев сосуд с амритой, перешли в наступление, и захотели завладеть драгоценной чашей со всем ее содержимым. Тогда Вишну обернулся женщиной необычайной красоты и пришел к асурам. От ее красоты у асуров помрачился разум, и они отдали ей чашу с амритой.
Боги скрылись от асур и принялись пить по очереди желанный напиток. Асуры, между тем, настигли богов, и на берегу океана произошла жесточайшая битва из-за амриты.
Тысячами гибли асуры под ударами богов, но не сдавались. Лишь когда в дело вступил губительный диск Вишну, асуры отступили.
Во время битвы четыре капли амриты упали из кувшина на землю, и в этих четырех местах возникли священные города – Аллахабад, Уджайна, Насика и Харидвар.
В честь этого события – битвы богов и асуров, согласно предписаниям древних мудрецов, раз в 12 лет, когда выпадает определенное сочетание звезд и планет, в четырех городах священных отмечают «праздник Кувшина» - Кумбха Мела.
В этом году Маха Кумбха Мела празднуется в Харидваре. Название города переводится как «Врата господа». Хара – одно из имен Шивы. В этом городе, стоящем на берегу великой реки Ганг, река вступают в большую долину, поэтому его еще называют «Врата Ганга» – Гангадвара.
Неудивительно, что великий религиозный праздник отмечают именно здесь. Харидвар – это место, пронизанное религиозным духом. Город ашрамов и храмов, многочисленных духовных учителей и святых (Баба, нагов, садху, йогов), паломников и искателей истины. Но главная святыня здесь – Ганга. Ее берега оборудованы специально для омовений и поклонения божеству Гангапурне – Богине Ганги.
Каждая пристань и заводь Ганга священна, и имеет свою легенду. Местные садху, учитель и двое его учеников, отвели нас в местечко под названием Брамакунтра – небольшая заводь у горы, где они живут под открытым небом, в отшельничестве и занимаются духовными практиками. Это место они считают святым – здесь, по легенде, с неба снизошло божество Мачандра, и погрузилось в воды Ганга.
Согласно преданию, в Харидваре постоянно проживает Шива и его супруга Парвати. Первое имя Парвати было Сати. По легенде, в местечке Сати Кунд, недалеко от Харидвара, Сати, будучи супругой Шивы, она бросилась в огонь, из-за того, что Шиву не пригласили на торжество. Вскоре она заново родилась в облике дочери Гималаев, получив имя Парвати – «Та, что в горах».
В священных текстах написано о том, что тот, кто поклоняется, пусть даже на короткое время, Шиве в этих местах, соединяется с Шивой. Поэтому так много паломников и верующих устремляются в Харидвар и его окрестности. На берегу Ганги стоит древнейший храм и огромная статуя Шивы, словно подтверждающая его постоянное присутствие в городе богов.
В этом году Маха Кубмха Мела началась 5 февраля. Эта важно, так как 5 – это число Шивы. Празднество длится 45 дней. Главной частью праздника является омовение в священной реке - Ганге. Паломники после омовения уносят с собой фляги с водой на родину, чтобы использовать ее в ритуалах и церемониях.
На широкие мощеных набережных сооружены купальни и простые ограждения, чтобы бурные воды не унесли с собой тех, кто слишком увлекся религиозным экстазом.
Река здесь широкая и быстрая, поэтому на правом берегу устроен отвод, или канал, который питает небольшие бассейны, где совершает омовение жители города и многочисленные паломники.
За время Кумбха Мелы проводится три Королевских омовения.
Первое омовение, состоявшееся 12 февраля, совпало с еще одним великим праздником – Махашиваратри, проходившим в ночь с 11 на 12 февраля.
Предшествовало омовению грандиозное действо – шествие учителей йоги (Баба) и их свиты и учеников, садху, нагов (голых йогов) по улицам города, с музыкой, танцами, мантрами, славящими богов.
Кумбхамела – это праздник жизнеутверждения, очищения, приобщения людей к духовной жизни, обращения к их божественной природе, сокрытой под покрывалом Эго, с его пороками и жизнеискажениями. В этот праздник все, достигшие реализации своей истинной природы, своим присутствием и действиями приходят на помощь страдающим людям. Собираясь вместе, они делятся своими эманациями, чтобы очистить пространство, призывая божественные энергии проявиться в грубых земных планах, и растворяют эти энергии и эманации в Ганге посредством омовения. А священная река, очистившись и впитав их в себя, разнесет их по всему миру, к водам мирового океана, тем самым завершив круг, и вернув океану то, чем он поделился в день пахтания.
Так формируется легендарная связь бога и человека, человека и мира священного.
Количество паломников, прибывающих на Кумбха Мелу, потрясает. В 1998 году был зарегистрирован 71 млн. человек, прибывших из разных концов Индии, чтобы совершить омовение в водах Ганги. Стать участниками этого действа - парада и омовения, увидеть этот процесс изнутри нам удалось благодаря приглашению гималайского клуба йоги индийского святого Пилота Бабы. В Харидваре его гостеприимный кэмп разбит на берегу Ганга. Там в спешном порядке возводятся соломенные бунгало для прибывающих паломников.
Мы приехали в кэмп 8 февраля в ночь, под проливным дождем. Это считалось благим знаком. Как объяснил Баба, накануне была проведена огненная церемония, и дождь, который начался после нее, был очищающим.
Наутро, 9го в лагере забурлила жизнь и втянула нас в свой водоворот. Мы стали участниками действа, где собрались известные Баба, и провели церемонию посвящения в сан нескольких достойных, среди которых были и русские.
Город бурно готовился к предстоящему празднику. Паломники шли днем и ночью, вливаясь в город по многочисленным мостам и занимая специально отведенные площадки и кэмпы.
И вот долгожданный день наступил. Вместе с процессией Пилота Бабы мы двинулись в город, продираясь сквозь толпы людей. Постепенно процессии выстраивались в длинную колонну определенном порядке по рангу: наги, святые учителя (Баба) и их свиты. Процессия Пилот Баба была пятой. Колонна двинулась, как огромная змея, петляя по улицам древнего Харидвара, к своей цели – месту омовения, где соединяются три священные реки – Ганга, Джамна и невидимая река Сарасвати. Движение колонны наблюдали толпы людей, вышедших на улицы, стоявших по обочинам за плотным кольцом оцепления полиции и армии. Они приветствовали колонну с крыш и балконов домов. Религиозный экстаз передавался всем участникам события, и эта опьяняющая энергия заполняла пространство, вызывая восторг, ликование, духовный подъем.
Начавшись в 8 утра, шествие завершилось около 4 вечера. После него состоялся вечерний парад, также закончившийся омовением в Ганге.
Празднество и ликование продолжалось всю ночь.
Еще месяц Харидвар будет жить в атмосфере великого праздника, ну а мы покинули город уже на следующее утро, и продолжили свое путешествие по Индии - нас ждали Ченнай и Ауровиль.
| 29.10.2010 Просмотров: 6365 |
С почином!
Краткосрочное погружение в чужой мир и дух...
Очень хороший материал. Фотографии непринужденные, передающие атмосферу.
Мой голос!
С почином на сайте! Ждем продолжения.
Как не умереть после омовения в Ганге туристу из России?
"Вскоре она заново родилась в облике дочери Гималаев, получив имя Парвати – «Та, что в горах»."... так вот она откуда -Парвати. Люблю легенды, места обрастают какой-то загадкой :)
71 миллион - это же больше чем пол России, сложно вообразить масштабы!!!
Нда...это омовение пришлось бы мне лечить несколько лет..Сначала пищевое отравление,затем кожное заболевание, потом какие-нибудь лямблии ...Закаленный же народ-индийцы..Особенно наги..
Но рассказ интересный..Поздравляю с посвящением в ТБГ-шники:)
Очень интересно! А особенно жду про Ауровиль. Когда-то прочитала онём в "Комсомольской правде". Была поражена идеей. +1.
Очень интересный материал...
Но хотелось бы не только отстраненного описания праздника, а в первую очередь ваших личных впечатлений от участия.
Наутро, 9го в лагере забурлила жизнь и втянула нас в свой водоворот. Мы стали участниками действа, где собрались известные Баба, и провели церемонию посвящения в сан нескольких достойных, среди которых были и русские.
Трех строчек, правда, маловато...
=-O Андрей, с почином :-) А ты то же совершал омовение в Ганге или только был наблюдателем ? И на каком языке происходило общение ?
Вода в Ганге у Харидвара чистая.Можно купаться,но желательно не пить.
Данные оубликованы в официальных источниках.Люди идут нескончаемым потоком.Живут где придётся.Есть специально устроенные лагеря.Увиденное поражает, есть реальная опасность быть раздавленным.Жертвы были.
Хоридвар город небольшой.Он растянулся полосой по берегам Ганги.Все свободные земли на время праздника заняты.Люди живут в палатках,наскоро сляпаных шалашах,а то и просто под открытым небом.
спасибо.
Спасибо.В Ганге купался каждый день и без каких-либо отрицательных последствий.В Индии второй язык английский и конечно язык жестов и улыбок.
Постараюсь добавить фотографий с описаниями.Их за поездку получилось около 25 Гигов.
Спасибо
Спасибо
Если нравятся легенды и загадки,у меня кое-что есть из этого.Постараюсь в ближайшее время выложить материал по йети.В ноябре случилось в Непале встретить нечто.
Проект Ауровиля уникален.Обязательно выложу фото и историю.
Спасибо.Подобные мысли посещали до приезда на место.А потом всё понеслось...
Спасибо! Жду с нетерпением! Про йети тоже очень интересно! :-)