Интересуйтесь жизнью в самых разных ее проявлениях

 Я очень рада представить вашему вниманию долгожданное интервью с Михаилом Сорочкином (Mikha).  Наша беседа была очень увлекательной, лично я узнала много того, чего и в книжках не прочтешь. К сожалению, сам формат не позволяет опубликовать все случаи, важные и значимые вещи из истории нашей страны, искусства, заметки о людях, которых мы касались. Но ведь всегда можно в комментариях обсудить что-то, и поднять тему дополнительно. Зато я старалась узнать о Mikhе побольше с точки зрения происхождения, семьи, взаимоотношений, взглядов на жизнь. Вот что из этого получилось.




 - Давайте начнем по порядку. Нам очень хочется услышать  о Ваших родителях, узнать, как Вы выбирали свой жизненный путь (лично я, читая Ваш блог, всё думала: архитектор или искусствовед или преподаватель… кто же?).
 - Проблема России в том, что из-за слома в истории на сто лет образовалась физическая, а не только в поговорке масса людей, которых можно назвать Иванами, родства не помнящих. И это мы все. Когда я  прочел, что в Норвегии в семьях по именам знают всех родственников до 9 колена, я подумал, боже мой,вот так так! У нас  дедушек с грехом пополам почти все Интересуйтесь жизнью в самых разных ее проявленияхназовут, а прадедушек уже далеко не все. Я знаю только до дедушек-бабушек. Но если по маминой линии я с ними общался, хоронил мальчишкой бабушку-дедушку, то по отцовской линии про них только знаю немного и никогда не видел, потому что я родился в 38 году, в 41 началась война. Они жили в Невеле (это Великолукская губерния), при немцах было уничтожено все еврейское население города,  и дед с бабушкой погибли.
 У дедушки было прозвище «Книжник». Он был  грамотным, помогал писать людям письма, заявления в суды и т.д. Когда я начал сестре в Америку посылать свои путешественные посты, она сказала, что это от деда-книжника. Мой сын пишет прозу и стихи под псевдонимом, издается, шестую книгу только что напечатал.
 У бабушки было прозвище «Гута», что значит «хорошая, красивая». Ее звали Вера Гута, Красивая Вера. Я читал школьником письмо, которое отец получил в 43 году после освобождения Невеля. Он написал  военкому города по поводу судьбы своих родителей и получил ответ, что жители города были собраны около реки и расстреляны. Так отец узнал о судьбе родителей, когда война была еще не окончена.
 Родители мамы жили в Латвии, дед имел небольшое скотопромышленное дело  и одновременно занимал пост в Интересуйтесь жизнью в самых разных ее проявленияхпопечительском совете местной гимназии, в котором также учились и его дети. Мама не получила высшего образования, но гимназия дала ей знания трех языков. Она была домохозяйкой, а когда отец умер (очень рано, в 53 году, мне тогда было 15 лет), работала как могла.
 Для того чтобы продолжить учебу после школы, я искал возможность поступить в военное высшее заведение на казенный кошт. Выбрал Ленинградскую академию связи и в 10 классе школы пришел в военкомат, попросился в армию. В табеле были одни пятерки, что вызвало удивление. С таким табелем и в армию… Тем не менее в академию направление не дали, предложили только в связное училище. Интересуйтесь жизнью в самых разных ее проявленияхЯ написал письмо на имя начальника академии, и меня вызвали на вступительные экзамены. В академию связи я поступил, проучился там два года. А потом при Хрущеве было колоссальное сокращение армии, и нас, курсантов, которые должны были стать офицерами, демобилизовали.  Предложили на выбор гражданские институты, я поехал в Москву, тоже в институт связи и всю жизнь работал всё равно с военными, с обороной. Отец мой был инженером, тоже связистом, но мой выбор никак не связан с его профессией. Только позже совершенно случайно я узнал, что мы с ним одним и тем же делом занимались. На 4 курсе института один из преподавателей ( доктор наук, зав.кафедры) поставил мне четверку (при том, что учился я на повышенную стипендию, на  пятерки), я расстроился. И тут он меня спросил: «Вашего отца  Юрий Интересуйтесь жизнью в самых разных ее проявленияхМихайлович зовут? Я с ним в войну в Ульяновске военное радиооборудование разрабатывал».
 При этом не так всё просто, и слова «пепел Клааса стучит в моё сердце» относятся и ко мне. Из 5 родных братьев моей мамы  один погиб на войне в 41-ом, 3 сидели. Старшего забрали в 36 году с должности начальника ВУУЗА и дали ему 15 лет.  Отвоевал всю войну, попал в плен в 41-ом, затем бежал, вернулся в действующую армию. Окончил войну подполковником, грудь в наградах, но сразу после войны его посадили снова за плен и отпустили в 54-ом. В 53-ем отпускали уголовников, а в 54-ом политзаключенных. Второго брата, инженера шарикоподшипникового завода, арестовали на улице. Позже семья получила бумагу, что он умер в 43-м году от туберкулеза в одном из сибирских лагерей. Третий брат сел при интересных обстоятельствах. Он остался в Латвии, был коммунистом-подпольщиком. Когда пришли наши, он вышел из подполья. В 41-м наши ушли, и ему было поручено доставить в Россию семьи военнослужащих, потому что в тот момент, когда запахло войной, не всех успели вывезти. Они шли большим обозом, как в фильмах о Диком Западе, отстреливаясь от айзсоргов (латвийских Интересуйтесь жизнью в самых разных ее проявленияхфашистов). Все семьи отправили в Саратов на проверку, и дальше кого домой, кого в детские дома. Тех, кто пришли с винтовками, около 20 человек, выстроили, рассчитали на первый-второй. Половину отправили в Киров, где формировалась латышская дивизия, половину посадили по статье «вооруженный переход границы СССР». Дядьке дали 10 лет. Сидел с 41-го по 54-ый. В 54-ом мы встречали его в Москве. Он привез с собой листочек в клеточку из школьной тетрадки, где было написано такой-то, такого-то года рождения, осужденный по статье такой-то и отсидевший в исправительном заведении №..., отпущен такого-то числа 54 года в связи с отсутствием состава преступления… И печать. Я это помню хорошо.
 В партию я не вступил, хоть меня и тянули туда всеми силами,  даже два года не назначали начальником лаборатории. Когда умер Сталин, мама пришла в слезах домой и говорит отцу «Юра, что же будет?», отчетливо помню слова его «Хуже не будет». Так что вот так. Своё прошлое очень важно помнить. Люди, которые не помнят прошлого, обречены повторять свои ошибки.

 - Какое Ваше первое детское воспоминание?
 Как ни смешно, в эвакуации. Мне было 3-4 годика. Мне и Левке (моему ровеснику, двоюродному брату) наши мамы откуда-тоИнтересуйтесь жизнью в самых разных ее проявлениях достали мячик. Вот мы стоим на улице, и полное ощущение счастья!
 Вообще это такое кратковременное чувство. Было счастье, когда поступил в академию. Даже не когда поступил, а когда предыдущий поток сдавал письменную математику, и там был какой-то совершенно «зубодробительный» пример на расчет. Я посмотрел и подумал: нет, не поступить. Уж очень сложно. Пока ехал в трамвае около часа, решил этот пример. А когда сдавал экзамен, в моем билете попалась первой именно эта задача.

 - Раз уж мы вспомнили Ваше поступление, скажите, были ли особые учителя в Вашей жизни?
 - У меня были очень хорошие учителя, три из них сыграли в моей жизни большую роль.
 Преподавательница русского языка и литературы в старших классах, Марина Владимировна Яковлева, урожденная Энгельгардт. Вы помните, что директором Царскосельского лицея был Егор Антонович Энгельгардт? Так вот, вроде она из этого рода. Отец ее был царским военным, потом стал советским генералом и умер до того, как начали уничтожать руководство армии. Когда началась война, немцев стали выселять из Москвы. Паспорта ее и мамы, с которыми она пришла в милицию, порвали у нее на глазах. Обязали в течение недели покинуть Москву. В этот самый день к ним пришел ее ученик, Интересуйтесь жизнью в самых разных ее проявленияхкоторый на Финской получил Героя Советского Союза. Он услышал эту историю и отправил телеграмму Сталину. Через несколько дней ее снова вызвали в милицию, к начальнику отдела. Тот сказал, как Вам не стыдно беспокоить товарища Сталина, и выдал ей новый паспорт. А маму ее забрали, она умерла в поезде, не доехав до места. Мария Владимировна читала нам в те годы Цветаеву, читала много прекрасного. Мне очень нравился Гумилев, которого я доставал неизвестно где. Она к нему не очень относилась.  А я до сих пор помню:
 «На полярных морях и на южных,
 По изгибам зеленых зыбей,
 Меж базальтовых скал и жемчужных
 Шелестят паруса кораблей….»

 Вторая была историком, Раиса Абрамовна Гуревич, человек светлого характера, которая будто не замечала, где жила. В старших классах она рассказывала нам о книжке «10 дней, которые потрясли Мир» Джона Рида, которая тогда была запрещена.
 А еще учитель математики Иван  Николаевич Кондрашев (по прозвищу «Квадрат»), очень педантичный и влюбленный в свой предмет человек. Он нас очень нагружал внеклассными занятиями,  у меня никогда не было проблем с математикой, этим я обязан ему.

 - Родных, учителей мы обсудили,  а друзья легко по жизни доставались?
  - Нет. Раньше люди боялись друг дружку. Были, конечно, знакомые, друзья, но как-то жизнь их разметывала. В младших классах был друг Володя, его папа работал в Кремле и в 45-ом году, в ноябре, взял нас на Красную Площадь на парад. Так что мы видели Сталина на Мавзолее и всех остальных. В классе третьем их семья пропала. Куда все делись, ничего не знаем. И двух своих самых близких школьных друзей я потерял очень рано. Ленька утонул при аварии автобуса под Москвой, Эдик тоже рано ушел.

 - А как познакомились с Вашей супругой?
 -  Моя будущая жена, Анна, дружила с моей сестрой. Они работали вместе, и как-то мы однажды познакомились. Вот уже 40 с лишним лет мы вместе. Анюта закончила библиотечный институт, когда заканчивала, уже ждала сына.
 Я работал в исследовательском институте, параллельно подрабатывал переводами. Сотрудничал с Всесоюзным центром переводов, делал технические переводы, стал рекомендованным переводчиком с английского. Занимался я этим 25 лет.

 - Вы по характеру разные?
 - Да, очень во многом, но интеллектуально и по интересам мы близки, часто читаем одни и те же книжки. Жена всю жизнь Интересуйтесь жизнью в самых разных ее проявленияхпроработала в Тургеневской библиотеке, внедряла там компьютерные программы работы с  библиотечным фондом, потом - в музее Пушкина, затем снова вернулась в Тургеневку. Она очень чувствительная, экспансивная. Я считаю, мне очень повезло встретить ее. Жили мы, как и все – тяжело, у меня было две работы, ночами переводил, она печатала переводы.

 - Что Вы цените больше всего в женщинах?
 - Для меня этот вопрос довольно сложный. Они несут в себе долговременную изменчивость. Мужчины ведь для чего нужны: голодный год, это быстро отражается на мужчине, и рождаются дети, выносливые, терпеливые к голоду, в засушливые годы детям через мужчину передается соответственно иммунитет к дефициту питья и жаре. Мужчины нужны главным образом для этого. Женщина же несет в себе наследственные признаки за сотни тысяч, миллионы лет…с начала живого. Я никогда не считал себя умнее женщины. По жизни у меня много примеров женщин умнее, чем я. В них я ценю то же, что и они в мужчинах: доброту, ум, преданность… Всё это на самом деле очень условно. Могу лишь сказать, что я всегда очень хорошо работал с женщинами, и лучшим моим начальником была женщина.  И свою жену я очень ценю. Она очень правильно сумела построить нашу жизнь, и сохранить дружбу с семьей внучки. Все мы находимся в очень хороших отношениях благодаря ей.

 - А как же Вы художественным паркетом занялись?
 - Когда минобороны перестало платить зарплату, я начал подыскивать приработок. Я был в числе первых в России, кто создавал сотовую связь. «Билайн» был раньше «Вымпелкомом», а «Вымпелком» - это  головное наше предприятие. Интересуйтесь жизнью в самых разных ее проявленияхСотрудничали с американцами, норвежцами. Я занимался аппаратурной частью, наши антенны до сих пор стоят в здании на Смоленской. Чем я только не занимался, книжками много. Всегда книжником был.
 Я несколько лет продавал энциклопедии Британика в 32 томах, книги по искусству, дизайну, фотографии, год работал в магазине «Английская книга».  Однажды я стоял на выставке с книгами, а рядом был стенд с образцами продукции компании «Интеграф», самой известной в 90-ых годах фирмы по художественному паркету.  Буквально за день выучил их ассортимент и постоянно консультировал посетителей по их продукции. Директор компании поймал меня на этом  и предложил работу. Я продавал паркет, рекламировал его, а затем очень скоро стал писать о паркете, вести семинары. Я до сих пор посещаю паркетные и интерьерные выставки. Когда-то написал книжку о паркете.

 - Что касается темы  путешествий,  как Вы дошли до такой жизни?)
 - Я стал выездным только в 2003 году.  Фирма подарила путевку на 65-летие, я получил загранпаспорт и мы с женой поехали на Кипр. С тех пор путешествуем минимум раз в год. Ни разу самостоятельно не ездили, только через турфирмы.
 И мне очень понравилось на слете на Крите, я  много об этом писал.  Почему-то меня на сайте отмечают как  комментатора, но не как автора. Я ужасно огорчаюсь из-за этого, но видимо такова судьба.

 - Нет, Вас очень ценят как автора. Вот Анатолий (Redcate) как раз мне рассказывал, как любит Ваши посты.
 -  Мы хорошо общаемся, на одной волне,  очень нравятся его истории. Я вообще слежу за авторами, хорошо помню и скорблю о тех, кто ушел с сайта: Анатоль, Юльчик, необыкновенный автор еще был -  Кинтоша, девушка очень хорошо пишущая…  Еще Улисс был, мы очень симпатизировали друг другу.  Мне сайт наш родной, я со многими общаюсь, мы переписываемся, не теряем из вида друг друга. (Mikha очень много рассказал про разных авторов на нашем сайте  теплых и личных слов…)

 - Вопрос, который Вы задавали Redcate: если бы Вы не могли жить в России, какую страну бы выбрали, примериваете ли на себя особенности других народов, жизнь в других странах?
- Я бы пожил в Испании. Мне очень нравится эта страна, хочется не просто приехать туда, но именно пожить подольше. Мне Интересуйтесь жизнью в самых разных ее проявленияхнравятся обычаи, испанские женщины, города, отношение к своей истории. Хотя и не знаю, кто еще плохо относится к истории, кроме нас. В свое время я участвовал в реставрации Константиновского дворца под Питером. Когда администрация президента всё-таки начала его восстанавливать, дворец начал разваливаться. Чтобы его реставрировать, стены пришлось стягивать,  всё было в едва ли не руинированном состоянии. У нас еще ведь часто так складывается общественное отношение к этому: не дадим переделывать наши исторические памятники, пусть превратятся в руины, но это наши руины. Но не будем об этом.
 Еще нравится Хорватия, люди, которые там живут. Вообще, когда приезжаешь куда-то, охватывает радость, как они берегут свою землю, сохраняют ее, заботятся о ней, как всё с умом сделано. Горе, когда видишь, что у нас происходит. Но сейчас люди стали больше ездить, что-то меняется, вот уже и на зебре дорогу пешеходам уступают, еще несколько лет тому назад этого не было.

  - Почему в России так всё происходит? В чем Вы видите беду?
 -  Я просто на это смотрю: убили лучших.  Во всех республиках несколькими волнами убивали лучших в поколении. Вы посмотрите фотографии Первой Мировой войны, посмотрите на солдат и офицеров, на их лица! Порода была! Это первое. Второе – то, что рабство кончилось по факту только при Хрущеве, когда отпуска и пенсии крестьянам дали. Страх, страх, лагеря, аресты...  вот сейчас он снова возобновился. Например, сейчас что происходит: люди массово опять поехали из России. На сайте мы видим, сколько людей покупают недвижимость за границей. Молодые ведь, не видели арестов, как герои войны возвращались, чтобы опять попасть в лагеря, как уничтожили в одночасье калек страшной войны. Не видели, но у них есть это в крови. Правосудие в стране хромое и кривое. Многие люди живут очень бедно, молодежь не имеет занятости,  плохо с профессиональным образованием, нет мастеров. В двух поездках в Германию встречался с прекрасными мастерами. У нас были ПТУ, где они сейчас? Причина бед России - в людях.  Пагубное воздействие войн, репрессий быстро не проходит. Для этого нужна смена не одного поколения. Страшно об этом подумать, но в одном из фантастических романов было написано, что даже после гораздо более слабых исторических коллизий требуется 500 лет, чтобы их последствия сгладились.

 - О чем Вы мечтаете, что бы Вам хотелось?
- Иметь возможность путешествовать с женой. Сейчас она болеет, к сожалению. Было бы хорошо жить и радоваться жизни, так же как сейчас, прочесть книжки, которые теперь советует мне мой сын. Возиться на даче хочу. В этом году опять напишу о Хотьково, сделаю пост про огород и про окрестные особенные подмосковные места. Хочется, чтобы хватило сил и хватило денег, а также времени и огня.  Хотим съездить к друзьям в Черногорию… ну посмотрим. Еще хочется, чтобы у внучки, она в РГГУ учится, у ее сестренок и брата всё сложилось. Хочется продолжать работать. Сегодня здесь я один из самых продвинутых специалистов по паркету. Даже в Германии сделали комплимент. Книжку хочется еще одну издать по паркету.

 - И напоследок, дайте, пожалуйста, напутствие, пожелание молодому поколению, вашим детям, внукам… На что стоит обратить внимание, что помнить и не забывать?
 - Я работаю с менеджерами, рассказываю им о таинствах паркетного дела, об искусстве продавать, провожу семинары и с архитекторами. Я всем пожелаю: интересуйтесь жизнью в самых разных ее проявлениях, интересуйтесь людьми и культурой. Не только историей, но и вообще культурой. Не говорите: «а вот раньше было, а теперь…» Не отворачивайтесь от всего, не судите узко, не отворачивайтесь от людей, даже если они Вам не очень нравятся, и Вы с ними не согласны.

 Вот так. Теперь можем обсудить интервью, задать вопросы. А я до сих пор вспоминаю вкус яблочного повидла, которое принес с собой Mikha.


Тэги: Россия ,
19 голосов | Комментарии Оставить комментарий
Анатоль аватар
Анатоль (Втр, 24.09.2013 - 18:44)

Да, подтверждаю, Михаил - классный специались по паркету, читал его книгу на эту тему. И комментатор незаурядный, в этом отношении - № 1 на сайте ТБГ, не надо огорчаться, что все отмечают больше как комментатора, а не как автора рассказов. Интересуйтесь жизнью в самых разных ее проявлениях

Помню наши беседы на слете в Крите, действительно, там было исключительно интересно.

Здоровья, долгих лет жизни, Вам, Михаил! И новых путешествий, конечно. 

Os-a аватар
Os-a (Втр, 24.09.2013 - 20:11)

Причина бед России - в людях.

 

Вот, ключевое! Сколько раз уже убеждаюсь, что в Росси две беды - дороги и... неумные люди.

 

Михаил - один из достойнеших блогеров этого сайта, да и среди всех мне лично знакомых блогеров - он достойнейших представитель того поколения, которому хочется поклониться низко-низко и сказать спасибо за их знания, опыт, великодушие и понимание жизни.

 

И за то, что они всем этим делятся с нами. Такие пишущие "книжники" - и есть те мудрецы, без которых ни одно племя не может иметь будущее. Про дедушек и бабушек в самом начале интервью -все верно. У нас у всех так. Поколения три знаем "вглубь".

Светлая лошадка аватар
Светлая лошадка (Втр, 24.09.2013 - 20:20)

Слетел комментарий - пылкий и непосредственный. И не повторить ведь с нюансами... Эх! Что уж смогу.

Михаил, у Вас очень интересная жизнь, мы это и так понимали, а теперь вот они, факты, причём не всегда весёлые. Каково столько в себе держать, ведь от многия знания...

Боюсь обидеть, но, понимая Вашу значимость для сайта, нередко думала: как он может, с такими-то умищем и эрудицией, тратиться здесь? И не специальную бы литературу Вам писать, хотя уверена, и она хороша, а Книгу жизни, невольный Учебник.

Желаю здоровья, возможности отдыхать, но также - и серьёзной работы, чтобы прочитали её и мы, и те, кто придёт позже.

Спасибо Вам за всё.

И да, если сочтёте возможным, от меня был вопрос: какой период жизни для Вас самый счастливый?

 

АнарИна аватар
АнарИна (Втр, 24.09.2013 - 20:26)

    Для меня вот не только интересное- но и важное интервью. Оно помогает не потерять веру... в себя,  так я его восприняла...

    Если в жизни сайта ещё случатся  слеты или подобные мероприятия, один из тех, с кем очень бы хотелось познакомиться и пообщаться, это, конечно же Михаил! Завидую тем, кому повезло быть знакомыми лично..)

     Интересно, а вот если бы появилась возможность, поехать  посмотреть любую страну на выбор, куда бы Вы хотели попасть в первую очередь?

Да, кстати (или некстати)))...Тоже очень люблю яблочное варенье (повидло) Интересуйтесь жизнью в самых разных ее проявлениях

 

Os-a аватар
Os-a (Втр, 24.09.2013 - 21:49)

Маргарита, а я с Михой знакома лично. Вот уж правда - счастье! Он - невероятно светлый человек.

Mikha аватар
Mikha (Втр, 24.09.2013 - 21:54)

Лена, трудно сказать, их было несколько, детство иногда, преодоления, влюбленности, крах гкчп (не стыдно в этом признаться).

 

Рената, если туда, где не был, то в Англию, как она описана у Джеймса Хэрриота.

Mikha аватар
Mikha (Втр, 24.09.2013 - 21:57)

Мы с Анной, когда начинали интервью, договаривались назвать его "Не сотвори себе кумира". Потом название как-то потерялось. но пожелание осталось.

Любава аватар
Любава (Втр, 24.09.2013 - 22:51)

Такое впечатление, что посидела рядом с вами , поговорили, повспоминали. Спокойно так, по домашнему. Вроде и не знакомы в реале, а словно встреча старых друзей.

А на счёт комментатора, это Вы зря. Читаем с удовольствием и Ваши блоги. Хотя комментатор Вы действительно замечательный!

FIRE LISA аватар
FIRE LISA (Ср, 25.09.2013 - 00:00)

 Спасибо, Михаил, за Ваше интервью. Какая интересная, полная, бьющая через край у Вас жизнь, как роман читаешь о родственниках, учителях, знакомых. Спасибо, что делитесь своими всесторонними знаниями на страницах этого сайта.                                   Расскажите, пожалуйста, в этой теме о каком-нибудь хулиганском поступке в молодости. Ведь наверняка они были. Интересуйтесь жизнью в самых разных ее проявлениях

денис ака Veter аватар
денис ака Veter (Ср, 25.09.2013 - 00:08)

Редко читаю тут, на сайте что-то, а сейчас прямо в удовольствие.

 

Спасибо Вам.

Здоровья и Вам и жене.

Mikha аватар
Mikha (Ср, 25.09.2013 - 00:28)

Ой, Елена, были.

 

Денис, спасибо. А учитывая байкерские увлечения, удачи и хороших дорог.

stervochka-m аватар
stervochka-m (Ср, 25.09.2013 - 01:12)

Вы такой чудесный!мне кажется,что вы один из самых мудрых и добрых людей,которых я встречала в жизни!Глаза выдают!А еще вы талантливы,и из интервью стало понятно ,что очень и очень  во многом,о чем многие и не догадывались!Спасибо за такое шикарное интервью и за то,что такие люди ,как вы - есть)

Ольга Ли аватар
Ольга Ли (Ср, 25.09.2013 - 07:30)

Чудесное интервью: прекрасная жизнь, мудрые мысли, глоток чистого воздуха в нашей не самой чистой в последнее время атмосфере сайта. СПАСИБО! Очень этого не хватает всегда, а с Вами, Михаил, всегда легче. Спасибо за это! Историю вашей семьи буду перечитывать - все это иногда кровавыми слезами откликается, но так важно... Здоровья Вам с женой и всем близким, удачи во всем желаемом! Да, конечно, не только без Ваших комментариев, но и без постов сайт совсем бы осиротел, потерял лицо...

Фил аватар
Фил (Ср, 25.09.2013 - 09:51)

Михаил, спасибо Вам огромное!

Задумался, утвердительно кивая сам себе: это обязательный компонент счастья - знать Вас, пусть не лично... 

 

О комментариях Ваших образ придумался: Вы проходите по блогам, как волшебник по огородам дачников, щедро одаривая грядки диковинными цветами... И мы, эгоистичные простаки-цветоводы, чисто и бесхитростно радуемся всяк у своего садочка! Интересуйтесь жизнью в самых разных ее проявлениях

 

BUCH аватар
BUCH (Ср, 25.09.2013 - 11:03)

Михаил, Вы потрясающе интересный человек. И ещё очень красивый! Вашей жене повезло также как и Вам с ней.Интересуйтесь жизнью в самых разных ее проявлениях Иметь такие живые ясные глаза, которые прошли через все жизненные невзгоды и не поблекли - это дорогого стоит. И правда, такие воспоминания дают жизненные силы и дальше идти достойно по жизни. Восхищаюсь Вашей необыкновенно освоенной профессией -эксперта по паркету, когда всё в стране рушилось, и бывшие ГАПы торговали на рынке пирожками. Мой отец тоже был в плену, а после освобождения из плена воевал в штрафбате. Выжил, а потом попал не в лагеря, но в шахты рубить уголь на долгие годы. Вот такое время страшное было, и чудо, что такие люди не озлобились, а пронесли и несут в своем сердце любовь к жизни. Счастья Вам и крепкого здоровья, здоровья жене и всем домочадцам. Спасибо!

Анна Шабан аватар
Анна Шабан (Ср, 25.09.2013 - 11:24)

Mikha написал(а):

Мы с Анной, когда начинали интервью, договаривались назвать его "Не сотвори себе кумира". Потом название как-то потерялось. но пожелание осталось.



Да, я помню, тщательно готовилась к интервью именно на эту тему и хотела просквозить всё стихотворением Визбора:
 

Не сотвори себе кумира
Из невеликих мелочей -
Из обстановки и квартиры,
Из посещения врачей,
Из воскресенья и субботы,
Из размышлений о судьбе.
В конце концов, не в наши годы
Унынье позволять себе.

Не сотвори себе кумира,
Ведя житейские бои,
Из неизбежных и унылых
Подсчётов прибылей своих.
И может, ты прошёл полмира
В исканьях счастья своего -
Не сотвори себе кумира
Ни из себя, ни из него.

Не сотвори себе кумира
Из памяти своей земли,
Из тех бойцов и командиров,
Что до победы не дошли.
Из истин - выбери простые,
Что не подвластны временам,
И сотвори себе Россию,
Как сотворила нас она!
 

 

Также помню, Михаил очень просил избегать чупа-чупса)) Слащавого интервью. И увидев интервью, помню, Михаил, Вы говорили об излишней слащавости, но я ведь нигде ничего не украшала, от себя не писала. Вы, правда, очень мудрый человек безграничных знаний. Более того, получается  как с айсбергом. Плотность айсберга составляет около 90% от плотности воды, поэтому над поверхностью находится только одна девятая часть этой ледяной горы, а восемь девятых — скрыты под водой. Здесь отображена лишь часть того, что Вы рассказывали мне. Я очень благодарна за интервью. Согласна со всеми, кто писал здесь, что это большое счастье - общение с таким собеседником. Но, конечно, на скрижалях вторая заповедь Моисеем была дана не просто так! Надо бы найти у Вас что-то эдакое!)))

 

Анна Шабан аватар
Анна Шабан (Ср, 25.09.2013 - 11:25)

АнарИна написал(а):

Да, кстати (или некстати)))...Тоже очень люблю яблочное варенье (повидло) Интересуйтесь жизнью в самых разных ее проявлениях

 




)) Особенно домашнее!

АнарИна аватар
АнарИна (Ср, 25.09.2013 - 11:33)

ТОЛЬКО домашнее!))

redcate аватар
redcate (Ср, 25.09.2013 - 11:40)

"Не говорите: «а вот раньше было, а теперь…» Не отворачивайтесь от всего, не судите узко, не отворачивайтесь от людей, даже если они Вам не очень нравятся, и Вы с ними не согласны."

 

Ключевые слова этого интервью, особенно в свете последних событий.... Вот что значит мудрость и жизненный опыт. К сожалению, не всем доступный...

 

Спасибо огромное! 

 

Вчера поздно вечером приехали с маленького путешествия на Афон (точнее, вокруг него). Целый день в море, голова кругом. Увидел интервью, но даже не стал читать, чтобы ненароком впечатления не испортить своей смурной головой. И, кажется, правильно сделал. Смог сегодня на свежую голову "заценить". И есть малое разочарование: Аня права, какой же маленький кусочек айсберга удалось разглядеть. 

 

Зато есть маленькая радость - первый же комментарий Анатоля, который давно исчез из поля зрения. Значит, приходит, посматривает, читает!

 

Еще, еще!!!

 

 

 

ПыСы. Кто следующий??? Мысли есть?

Анна Шабан аватар
Анна Шабан (Ср, 25.09.2013 - 11:56)

redcate написал(а):

Ключевые слова этого интервью, особенно в свете последних событий.... Вот что значит мудрость и жизненный опыт. К сожалению, не всем доступный...



Да, тоже подумала, как это актуально сейчас.

 

redcate написал(а):

Вчера поздно вечером приехали с маленького путешествия на Афон (точнее, вокруг него). Целый день в море, голова кругом.



Расскажете?  

 

redcate написал(а):

Зато есть маленькая радость - первый же комментарий Анатоля, который давно исчез из поля зрения. Значит, приходит, посматривает, читает!



Анатолий, у меня тоже, увидев комментарий, была такая мысль. Радость.

 

redcate написал(а):

ПыСы. Кто следующий??? Мысли есть?



Анатолий, если у Вас есть время, хотела бы с Вами посоветоваться, в личку напишу

Olga_mbt2013 аватар
Olga_mbt2013 (Ср, 25.09.2013 - 13:10)
Михаил, получила огромное удовольствие от интервью! Спасибо за откровения и мудрые советы, к которым следует прислушаться! Любознательности - вот чего не хватает современному поколению. А Ваши жизненные истории и примеры подтверждение тому, как ценно быть открытым и увлеченным, найти себя в жизни, быть преданным своему делу! Желаю Вам пройти еще многими дорогами и обязательно добраться до Йоркширских холмов!
No name аватар
No name (Ср, 25.09.2013 - 13:23)

Скажу просто - очень теплая и добрая беседа. Сейчас так мало вокруг доброды и открытости. А здесь это выплескивается и окутываает уютным туманом. Спасибо, Михаил.

Пьянова Евгения - Поппинс аватар

Мало. :)

Только я погрузилась в эту спокойную светлую мудрость,  в отсветы кровавой эпохи,  блеск паркета,  вкус варенья и запах цветов на грядке,  а над всем этим - сквозь всё - книги, слово,  умение учиться жить...как страницу захлопнули....

Нет,  о таких людях, как наш Михаил,  надо серии интервью....

Спасибо!

Добавлю вопросы,  потому как пропустила этап подготовки:

 

 - Что для Вас проблема выбора в жизни? Вы не похожи на человека, который рубит с плеча,  но всё же: "Если сомневашься, то да" как в цитате из одного мною любимого фильма или лучше отойти в сторону и подождать? Отложить....А если решение надо принять срочно?

Легко ли потом живётся  если решение посчитать ошибочным со временем?

 

 - Какой сорт шоколада любите? 

 

- КАк относитесь к вегетарианству?

 

- Сейчас, в связи с осенью,  многие пишут про хандру - Вам это вряд  ли свойственно,  но вот интересно,  есть у Вас какой-то рецепт выхода из жизненнного кризиса.

 

- Вы ходите на выборы? ВЫ вообще как относитесь к современной ситуации в политике:  может человек повлиять на неё: митинги, забастовки,  Болотная Площадь или время ещё не пришло,  всё рухнет самостоятельно и только тогда придёт время действовать?

 

- Какую музыку любите?  Какую слушаете чаще всего?

 

Назовите,  пожалуйста,  книги или писателей,  которые Вам близки.

 

- ВЫ следите за модой?

 

- Детей надо воспитывать или всё уже заложено в генах и вырастет то,  что вырастет?

 

- ВЫ любите зиму или лето? 

 

- Вы умееет танцевать вальс? :)

 

-  Брак - это когда комфортно и спокойно,   когда интересно и непредсказуемо или что-то другое? Для чего он нужен мужчине?

 

Пишите книгу,  Михаил.  И,  естественно,  Вы вправе не отвечать на вопросы или отвечать только на выбранные Вами.

Спасибо.

 

Анна Шабан аватар
Анна Шабан (Ср, 25.09.2013 - 14:37)

Пьянова Евгения - Поппинс написал(а):

Мало. :)

Только я погрузилась в эту спокойную светлую мудрость,  в отсветы кровавой эпохи,  блеск паркета,  вкус варенья и запах цветов на грядке,  а над всем этим - сквозь всё - книги, слово,  умение учиться жить...как страницу захлопнули....Нет,  о таких людях, как наш Михаил,  надо серии интервью....



Женя, согласна! Думаю, что, и правда, надо на несколько серий разбивать, на части…Но, может, так и сделаю и позже еще опубликуем с разрешения Михаила. Тоже и к Redcate относится, тоже можно было бы продолжить, многое не вошло

Mikha аватар
Mikha (Ср, 25.09.2013 - 22:03)

          Женя, ну, вы и назадавали вопросов. Большой соблазн ответить в личку, но это выход из жанра. И потом, сейчас устанавливается некий канон, если начинание это продолжится. Свернешь, и на этом месте другим тоже захочется. У школьного соученика моего сына учительница спросила:"Саша, почему в предложении "Тропинка сначала бежала прямо, а затем свернула к лесу" ты поставил запятую"? Тот ответил: "Потому, что на этом месте мысль загибается".

          По поводу проблемы выбора - Можно принять решение ДА, можно - НЕТ, нельзя только делать вид, что проблемы нет. Если со временем оказалось, что решение ошибочно, и уже ничего нельзя изменить, нужно с этим жить дальше. Кысмет - такая судьба.

          Шоколад - горький, но если его нет, то тот, который есть (это только по отношению к шоколаду и еще некоторым вещам ограниченно очень).

          К вегетарианству и еще к целому ряду других категорий, которые сам не исповедую, отношусь с пониманием. (Естественно, не ко всем).

          В молодости, когда посещал сплин, говорил себе: завтра или через некоторое время всё изменится к лучшему. Сейчас, если бывает отчаянно грустно, повторяю про себя известную молитву: Господи, дай мне силы изменить то, что я могу изменить, дай мне терпение не пытаться изменить то, что я изменить не в силах, и дай мне мудрость, чтобы отличать одно от другого. Когда-то это известное изречение, написанное художником-каллиграфом, несколько лет висело на стене в лаборатории, где я работал (наряду с выражением "С волками жить, по-соловьиному выть", мы много работали с представителями Заказчика, разные они были). Однажды пришел парторг отдела и сказал мне: "Как же так, у нас институт, вы начальник здесь, а на стене - молитва". Мы пообсуждали это (я приводил разные доводы, а он - один изначальный тезис). Тогда я снял плакат со стены и положил его себе на стол под стекло. На этом сошлись.

          Я хожу на выборы, потому что мне нравится изречение Черчиля о том, что плохих политиков избирают люди, не пришедшие на выборы. К тому же он говорил, что демократия - отвратительная форма общественного устройства, но лучшей пока не придумали. На остальную часть вопроса я не знаю ответа. Человек отвечает за всё, а вот может ли он что-то изменить, не знаю. Зависит от обстоятельств. Один выводит формулу, которая когда-то закроет историю этой цивилизации. А другой, когда толпа рвет на части картину, выволоченную из музея, прячет доставшийся ему лоскуток холста и уносит с собой. А когда судорога уходит, и он разжимает ладонь, то там - Улыбка (сами знаете, чья).

          Музыку люблю, слушаю ее при возможности, но реже, чем хотелось бы. Не всегда на это хватает души. Люблю Моцарта, Вивальди, Корелли, Гершвина, люблю очень джаз, джазовых солисток и дуэты, братьев Миллс, люблю спиричуэлс, клейзмерскую музыку, другое. В молодости и позже десятилетиями ходили с женой в БЗК и МЗК на абонементные концерты. У меня на стене, в уголке очень давно висит окантованная фотография Эллы Фицджеральд из французского журнала Ну ле гарсон эт ле фий. Иногда гости спрашивают, кто это. Я отвечаю, моя покойная тетка. Никто ни разу не усомнился. Скажи мне, кто твои гости, и я скажу тебе, кто ты.

          И книг, и писателей таких довольно много. Назову только несколько имен: Фолкнер, Меир Шалев, Сэлинджер, Мопассан, Грэм Джойс, Куприн, Бредбери, американцы, латиноамериканцы и несколько названий: "Даниэль Штайн - переводчик", "Избранные дни - Specimen days", "Жена путешественника во времени", "Собачье сердце" и "Мастер и Маргарита", "Дон Кихот", "Рукопись, найденная в Сарагоссе", "Южный почтовый", стихи Мандельштама, Гумилева, Моисея Тейфа и Окуджавы.

          В молодости следил за модой издалека, в 1997 в отделе, которым заведовал в книжном, продавал в том числе книги по fashion и делал подборки для модельеров и дизайнеров, сейчас поглядываю изредка, без примерки на себя, но иногда с удовольствием. Всегда была интересна история моды.

          Гены - это судьба. Детей какое-то время надо воспитывать, нужно честно отвечать на их вопросы (это самое трудное), нужно им помогать по возможности и нужно их всегда любить, пока достанет сил.

          Зиму меньше всего, хоть у природы нет плохой...

          Вальс танцевать не умею. Наряду с невождением машины и незнанием французского и немецкого это засады в моей жизни, о которых часто жалею.

          Как Гюи написал в одном из самых пронзительных своих рассказов ("Бабушкины сказки", по-моему), "брак придуман государством для своих целей, а любовь нам даёт Бог". Счастье, когда это совпадает.

    

          Женя, Анна была ко мне гораздо снисходительнее, чем вы, но я попытался быть с вами more or less честным.

         

         

Пьянова Евгения - Поппинс аватар

"В молодости, когда посещал сплин, говорил себе: завтра или через некоторое время всё изменится к лучшему. Сейчас, если бывает отчаянно грустно, повторяю про себя известную молитву: Господи, дай мне силы изменить то, что я могу изменить, дай мне терпение не пытаться изменить то, что я изменить не в силах, и дай мне мудрость, чтобы отличать одно от другого".

 

 

Уважаемый,  любимый нами Михаил!

Как здорово!  Это изречение я скорпирую и выучу :)

Напиталась немного Вашей мудростью. 

Тоже люблю горький шоколад.   И, наверное,  снова начну ходить на выборы,  потому что это дело как-то,  признаться, забросила.

Спасибо за честные,  подробные ответы.  Исходя из них - маленький вопрос:  у Селлинджера что любите?

Признаюсь честно,  кроме знаменитой повести "Над пропастью во ржи" больше ничего не читала.

 

Mikha аватар
Mikha (Ср, 25.09.2013 - 23:26)

Женя, у Сэлинджера есть на две книжки повестей и рассказов, включая "Над пропастью", в основном про семью Глассов. 9 рассказов и "Френни и Зуи", может что-то еще и одна неопубликованная пока после того, как он ушел, книга. Есть еще одно только интервью, которое он дал девочке - корреспонденту школьной газеты. И все это в сущности сплошной дзен текст, выделить нельзя, хоть нравится мне гениально переведенный вроде бы Р. Райт-Ковалёвой рассказ "В ялике" и рассказ "Дядюшка Виггили в Коннектикуте" (в нашем переводе "Лапа-растяпа"). Вас ждет упоительное чтение, он вроде не старится, хоть мы уже другие, чем тогдашние читатели.

А любимый нами - это сомнительно, групповуха какая-то или из жизни мормонов. Но не обижаюсь за классное "скорпирую". И еще питают молодых надежды, а совсем не сомнительная мудрость.

миссис Борман аватар
миссис Борман (Чт, 26.09.2013 - 00:02)
Как удачно я зашла! С огромным удовольствием прочла интервью, и Ваши истории в блоге мне всегда интересны, Михаил. Просто не все умеют так красиво коментировать, вот и подглядывают из кустов ;-)
Elik аватар
Elik (Чт, 26.09.2013 - 00:20)

Спасибо, Михаил, что пустили нас в самое сокровенное - свою личную жизнь. Жизнь, полную событий, и грустных и радостных. В совсем небольшом по объему интервью (тут я полностью согласна с Женей -мало :), читала бы еще и еще), я почерпнула столько всего интересного, мудрого,  доброго.

Спасибо Ане, что предложенная когда-то идея об интервью стала реальностью!

И как говорит Анатолий:

ПыСы. А кумира я себе давно сотворила. Взяла грех на душу))) Не равнодушна к  умным, тактичным и слегка ироничным мужчинам.

Пьянова Евгения - Поппинс аватар

)

Спасибо!

Надежды - это без сомнения,  но и мудрость не помешает.

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
X
Укажите Ваше имя на сайте TourBlogger.ru
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка...