Историко-краеведческий музей в Южно-Курильске

остров Кунашир, июль 2015 года
 

Кунашир!!! Конечно многие слышали об этом острове, однако я не уверен, что россияне слёту найдут его на карте. Кунашир место притягательное. Тот, кто здесь жил, вспоминает Кунашир как лучшее время своей жизни.
Природа Кунашира необыкновенно богата и разнообразна: здесь, и вулканы, и горячие источники, и море, и солнце, и охота, и рыбалка, вдобавок к этому на острове имеется сразу несколько климатических зон. Казалось бы, остров маленький, но, тот, кто его посетил, чаще всего мечтает сюда вернуться, дабы впитать в себя частичку чего-то нового и не увиденного.


Свой рассказ о нашем пребывании на Кунашире я начну с последнего дня. Надеюсь, что таким образом у читателя появится некое понимание исторических процессов, которые происходили на этой земле - как и почему Курилы вошли в состав России.


Организованные туристы, коим являлся я и мои товарищи, чаще всего останавливаются в Южно-Курильске, совершая из посёлка радиальные экскурсионные выезды. В Южно-Курилске есть несколько маленьких гостиниц. Но питаться туристы ходят в другие места. Одним из таковых является Дом Русско-Японской дружбы, где гостиница объединена со столовой.  Приезжающие на Кунашир японцы останавливаются именно здесь. Несколько раз наша туристическая группа с ними пересекалась. Кто-то из японцев вполне сносно говорил по-русски, тогда как другие пользовались услугами переводчиков. Иногда мы обменивались, либо жестами, либо парой фраз, но в любом случае, отношения завязывались вполне дружеские.


В последний день пребывания на острове я разговорился с интеллигентным японцем. Позже выяснилось, человек является историком. В год по несколько раз в составе экспедиции учёный приезжает сюда с Хоккайдо, дабы искать в Кунаширской земле остатки японской культуры. Один из его помощников держал в руках полиэтиленовый пакет с серо-коричневыми осколками керамики.
Я спросил японского историка: "Скажите, а где на Кунашире располагались японские поселения?"
Вопрос задел за живое, и он, найдя во мне заинтересованного собеседника, честно и искренне ответил: "Везде!..."

Профессор хотел рассказать что-то ещё, но наш разговор прервала женщина переводчик. Женщина гид выполняла в их группе свою задачу, и посему стала интересоваться моей личностью: кто я, откуда, почему спрашиваю про японские археологические раскопки, не являюсь ли я журналистом? Сделав глупое лицо и умолчав про своё пЕсательство, я честно и искренне отрёкся от журналистики. Убедившись, что я не представляю опасности, женщина разрешила мне сфотографировать найденные их группой артефакты. Казалось бы, история наука вполне мирная, но подводных камней здесь великое множество. Если возникают спорные моменты по поводу территорий, на остриё борьбы выходят историки и археологи, которым ставят задачу - подтвердить приоритет своей нации в освоении жизненного пространства.


В тот день остров оказался во власти тумана. К счастью, с посёлком, в предыдущие дни мы уже познакомились, и после завтрака нашу группу повели в историко-краеведческий музей, куда, как было написано в программе, мы должны были попасть при наличие свободного времени и каких-то ещё неведомых обстоятельств. Одним словом, нам повезло, музей мы посетили. Оный расположен в подвале обычного 4-х этажного дома.

Перед входом посетителя встречает каменный лик Кунаширского сфинкса. В своё время краеведы нашли его на склоне одного из вулканов (в музее представлена фотография). Скульптура выполнена из мягкой вулканической породы. Левая кисть сфинкса ещё держится за что-то пальцами, тогда как правая уже не просматривается. Сколько лет изваянию? Этого никто точно не знает.

Специалисты относят его к китайской культуре. В любом случае с Японией самый древний кунаширец родственными и культурными узами никак не связан, и это видно по форме лица (во всяком случае это моё личное мнение).  По-хорошему, храниться каменный идол должен не на улице а в закрытом помещении. Дирекция музея уже много лет воюет с администрацией посёлка по поводу предоставления оного. Чиновники обещают, но дальше обещаний дело пока не идёт.


Нашу группу уже ждут, предлагая проследовать на экскурсию. Посетители в музее бывают не часто, но если туристы приходят, то, как правило, всего на час и в последний день перед отплытием, и посему гиды приучены действовать в темпе вальса. В музее всего шесть залов, но, дабы не создавать толчею, работают сразу два гида.


**Первый зал посвящён наземной природе Кунашира**.


Южно-Курильск расположен на восточном побережье примерно посередине острова. Из млекопитающих здесь обитают бурый медведь, соболь, бурундук, ласка, европейская норка, шикотанская полевка, когтистая бурозубка, японская мышь, красно-серая полёвка. Мир пернатых на острове также достаточно разнообразен. Конечно, в живой природе куда интересней смотреть на всевозможных птиц и на зверушек, нежели любоваться на их чучела.  Однако, подобное получается не всегда. А в последнее время так и вообще, увидеть обезьянку в лесах Африки стало проблематично, как и хохлатого дятла на Кунашире. Зато я сразу узнал длинноклювую ворону.
  В любом случае, я хоть и не являюсь ботаником, послушал рассказ гида с превеликим удовольствием.  В своё время телеведущий Н.Н.Дроздов часто наведывался на Кунашир.


**Второй зал знакомит посетителя с морской природой и с подводным миром**.


Вообще, залом это пространство назвать язык как-то не поворачивается. Комнатка маленькая, и, дабы что-то рассмотреть, мне пришлось ждать, когда пройдёт вся наша группа. Тем не менее сотрудники музея сумели разместить здесь: череп дельфина, рёбра кита, китовий ус, фрагменты позвоночника кита, рядом чучела водоплавающих птиц и тюленя. Кита в живой природе я ни разу не видел, но размеры его конечностей впечатляют! А вот морскую звезду мне на Кунашире показывали. И посему засушенная музейная была уже не столь интересна.


**Третий зал посвящён русско-японской дружбе**.


Взору предстают: кимоно,  айнские и японские сувениры и фотографии. Любопытны японские брошюры. Японцы называют Курилы северными территориями. Для тех, кто сюда едет, предлагается специальная книжица - как правильно общаться с жителями северных территорий.


**Четвёртый зал исторический, здесь рассказывается о древнем народе айну, о русских мореплавателях и о японцах, некоторое время проживавших на острове**.


В апреле 1989 г. на Кунашире впервые побывали японские телевизионщики. Как результат - СМИ всего мира заговорили о Курилах. На островах произошёл до той поры небывалый всплеск патриотизма! Курильчане наконец-то ощутили себя не туземцами, а частичкой России.
Музея в посёлке в советское время не было. Он образовался именно в тот год, на волне противостояния с Японией, дабы сформировать у курильчан глубокое убеждение в исконной принадлежности Курил России. Духовным основателем музея стал ныне ушедший из жизни краевед Ф.Пыжьянов.


Четвёртый зал в моём понимании самый интересный. И здесь в первую очередь нужно рассказать, кто же такие эти загадочные айны - коренное население Курил и Сахалина.

А;йны («настоящий человек») — народ, древнейшее население Японских островов. Некогда айны жили также и на территории России в низовьях Амура, на юге полуострова Камчатка, на Сахалине и на Курильских островах.

Если не знать кто перед тобой, китайца, японца, бурята или корейца можно и не отличить. Все азиаты имеют раскосые глаза, все они безбороды. Белокожие айны в этом отношении от своих соседей резко отличались. Летом они носили набедренную повязку, тогда как зимой надевали распашную одежду, характерную для степных южных народов.

Некоторые учёные выдвигают версию, что айны индоевропейцы, другие предполагают их родство с полинезийцами и с аборигенами Австралии. Считается, что народ этот заселил Японские острова 13 тыс. лет назад. Айны жили не компактно, занимались охотой и собирательством.
Далее на Японские острова из юго-восточной Азии и из Китая нахлынули новые переселенцы, которые вступили в конфликт с айнами. Война с периодическим успехом продолжалась более 2-х тысяч лет. Долгое время грозные айны имели преимущество. Можно сказать, что на этом противостоянии сформировалась японская нация (гос. Ямато VIII в, именно от айнов в их культуру пришло самурайство).

Японские хронографы тех лет крайне нелестно отзываются об айнах. Сравнивая их с животными, они называют айнов диким и примитивным народом. Интересен такой факт - айнские войны шлемов для защиты головы не делали, они обматывали голову своими длинными и жёсткими волосами, собирая их в пучок.

В любом случае, далее свирепые айны стали проигрывать и проигрывать технически. Отступив на север, айны засели Хоккайдо, Сахалин и Курилы, но при этом они унесли с собой вековую ненависть к японцам.

Соответственно, когда бородатые русские люди стали осваивать Курилы, "мохнатые" айны встречали их дружелюбно, ибо принимали за своих.

Айны были анимисты и поддерживали особый культ медведя. Охотники шли в лес, убивали медведицу, забирая себе медвежонка. Далее они его воспитывали в своей деревне, проявляя к нему уважение. О многом говорит такой факт - одна из женщин обязательно должна была кормить медвежонка грудью.
Когда медведь вырастал, айны прилюдно убивали его, соблюдая особый древний ритуал почитания. День жертвоприношения считался праздничным. Деревню по этому случаю украшали различными ленточками и цветами. Айны полагали, что если всё правильно по ритуалу исполнить, то сила медведя перейдёт к ним.

В наши дни оставшиеся айны развлекают туристов на Хоккайдо. Теперь только там можно ознакомиться с айнской культурой и посмотреть их театрализованные представления. В музее Южно-Курильска сохранились их тотемные знаки, вырезанные из дерева. Подобные обереги ещё 200 лет назад охраняли айнские жилища.

Японцы почти всегда освещают исторические события односторонне, и посему как настоящее чудо можно воспринимать труды японского профессора Е.Корияма. В 1980 г. в Токио вышла его книга, где ситуация представлена вовсе не однородно. Корияма указывает, что айны ещё в 1778 г. приняли российское гражданство. Японский историк подчёркивает, что это произошло за 20 лет до того, как острова в одностороннем порядке были объявлены японской территорией.


Е.Корияма достаточно убедительно показал приоритет русских первопроходцев в хозяйственном и административном освоении Курил. Появление первых официальных японских представителей произошло лишь в конце 18 века - после того как острова были так или иначе обжиты русскими поселенцами и включены в состав России, а местное население приняло русские обычаи.
Е.Корияма апеллировал множеством исторических фактов, почерпнутых из архивных материалов на русском и на японском языках.


В книге приводится такой случай за 1785-1786 гг. Японский чиновник посетивший на Ю. Курилы, в своём донесении правительству описал о.Итуруп как чужую территорию, по той причине, что представители правительства японских властей ни разу здесь не побывали.

Более того, из книги явствует: в 1792 г. глава правительства Японии Мацудайра Садакубо в своём предписании перед будущими русско-японскими переговорами недвусмысленно заявил, что район Немуро (о.Хоккайдо) не является японской землёй. В то время Хоккайдо в большей своей части был ещё не заселен и не освоен.
Дальнейшее продвижение японцев на Курильские острова осуществлялось как захват территории.

Другой японец по имени Ясуко Окамура в своей книге "Я люблю всё русское..." пишет:
"С огромным интересом посмотрел в папки с картами северных районов Японии, составленных в 17-18 веках. При этом меня конечно заинтересовал вопрос, где проходила государственная граница Японии. И там я воочию убедился в том, что граница проходила на одних картах между островами Хонсю и Хоккайдо, на других - где-то между северным и южным Хоккайдо, на третьих - по северному побережью Хоккайдо.
Но ни на одной карте не были включены, ни Сахалин, ни Курильские острова, обозначенные на картах в виде нечётких, детально не прорисованных силуэтов под общим названием "гайкоу" (иностранные территории), с пояснением, что эту территорию заселяет другой народ - айны".


Когда мы гуляли по Южно-Курильску, то встретили одного уважаемого местного краеведа. Курильчанин процитировал мне некий отрывок об экспедиции Де Фриза.
Официально считается, что голландский мореплаватель в 1643 г. первым из европейцев посетил Курилы. По словам моего собеседника, Де Фриз на одном из островов спилил большой деревянный крест. Кто мог его поставить? Если так, то это наверняка были русские а не японцы! Соответственно, русские казаки дорогу сюда уже знали.
Жаль, но печатного подтверждения этому факту я так и не нашёл, поэтому изложу события историей запротоколированные.


6 июля 1778 г. первая группа айнов Итурупа приняла русское подданство. В инструкции, выданной русским казакам, говорилось:

"Будучи на осьмом и на девятом острову (на Урупе) приложить старание о приведении живущий мохнатой народ в подданство под Российскую самодержавную императорского престола власть со обнадёживанием монарших щедрот, наблюдая во-первых обхождением не требовать с них ясака, а как умножица будет знакомство, так доводить их приятством к платежу".

12 июля 1778 г. был начат приём в российское подданство айнов Кунашира, 20 июля айнов Хоккайдо. Всего в тот год российскими гражданами стали 957 человек, на следующий год ещё 1500. (об этом есть официальные документы в наших архивах). Заметим, что на Северных Курилах айны начали принимать российское подданство ещё в начале 18 века.


После 1855 г. японцы собрали по Курилам всех наших айнов и поселили на Шикотане. Айны всегда жили рыбалкой и собирательством. Непривычные к чужому острову, айны начали умирать. Изначально их было там больше тысячи, но в живых через несколько десятков лет осталось чуть более 20, и далее всех выживших самураи переселили на Хоккайдо. Здесь можно ставить вопрос об умышленном геноциде! О геноциде российских граждан!!!


В настоящее время айны остались в основном только в Японии. Согласно официальным цифрам, численность их составляет 25 000, однако по неофициальной статистике, она может доходить до 200 000 чел. В России, по итогам переписи 2010 года, было зафиксировано 109 айнов, из них 94 человека в Камчатском крае. На Хоккайдо айнов 1% населения и относятся японцы к ним крайне негативно.


Ценнейшим экспонатом в музее является айнская посуда.  Айны создавали керамику отличительную от своих соседей. Островитяне не знали гончарного круга, и украшали свою посуду причудливым верёвочным орнаментом.  Я конечно не историк и не искусствовед, но мне кажется, что именно черепки подобного рода я видел у японцев, о которых написано выше (тогда в этом случае как раз и происходит очередное переписывание истории).


Японские предметы старины в музее тоже присутствуют. Как экспонаты необыкновенный интерес представляют два больших сосуда (или скорее два бочонка) с узким горлом. В такой посуде японцы хранили рис. Есть здесь и старинные куклы в национальной одежде, обозначающие японских чиновников, гейш и императоров.

Исторический зал самый большой. Здесь также можно увидеть предметы, связанные с российскими первопроходцами, и с российскими моряками. О них и поговорим.


В одном японском исследовании отмечается:


"В 1643 году (20-й год Кан-эй) русские пришли в Камчатку и открыли острова Цисимские, название которых они изменили на Курильские». И далее поясняется, что русские заняли ближайшие 21 остров".


В 1700 г. русский географ С.Ремезов впервые нанёс Курилы на карту. В 1711 г. казачий атаман Д.Анциферов и казачий есаул И.Козыревский заходили на острова Шумшу и Парамушир. Через два года население этих островов приняло русское подданство. В 1720 г. российские геодезисты дошли до пятого острова Онекотана.


В своё время бытовало мнение, что Сахалин это полуостров, и зайти в Амур с моря нельзя. Но эпоха географических открытий продолжалась. В 1849 г. экспедицией Г.И.Невельского было установлено – Сахалин это остров. До этого в 1806 г. Крузенштерн, вместе с Лисянским, обследовали побережье Сахалина. Обогнуть остров целиком не удалось, зато они объявили местным айнам, что отныне те находятся под защитой Российской империи. В том же году подобные действия повторил морской офицер Н.А.Хвостов.

Япония в те времена была закрытой страной, которая полностью, что называется «варилась в своей каше». Но северо-запад Тихого океана давно привлекал внимание американцев. В 1851 г. их военная экспедиция появилась вблизи Японских островов. Возглавлял японскую миссию М.Перри – один из ярых сторонников агрессивной политики США. Стремясь установить торговые связи, командор использовал политику открытых угроз, и в 1853 г. добился подписания торгового соглашения между США и Японией.


Россия на тот момент по отношению к Японии проводила политику совсем иную. Адмирал Е.Путятин, прибывший в Японию на год раньше американцев, вёл тяжелейшие переговоры и лишь в начале 1855 г. сумел заключить торговое соглашение.
Ещё раз отметим, что воспользовавшись слабостью России после поражения в Крымской войне, самураи заключили с царским правительством такой договор, по которому Сахалин объявлялся общим владением, а Курильские острова были поделены. Спустя 20 лет по Санкт-Петербургскому договору Япония отказалась от своих прав на Сахалин, забрав взамен все острова Курильской гряды.


**Пятый зал музея рассказывает о вулканическом строении острова**


Именно здесь понимаешь, как необходимо музею новое просторное помещение, ибо зал геологии расположен в коридоре.


**Шестой зал музея посвящён Второй мировой войне и послевоенному обустройству Кунашира**


Вторая мировая война закончилась 2 сентября 1945 года, и завершилась она после капитуляции милитаристской Японии.

Здесь нужно отметить, что Япония для России являлась врагом историческим. В годы Гражданской войны Япония оккупировала весь Дальний Восток, а во время Второй мировой держала в напряжении весь Советский Союз, периодически грабя наши суда.

Возле границы с Советским Союзом создавались многочисленные японские поселения. Переселенцы имели оружие, обучались военному делу и в любой момент могли быть использованы для захвата территорий.

Приведу исторические факты:

Только за один 1935 г. было отмечено около 80 провокаций японской военщины и агентуры на границе. Стремясь пресечь провокации, СССР по явно заниженной цене продал в тот год японцам КВЖД.

Квантунская армия, чувствуя себя полноправным хозяином Маньчжурии, ввела строжайший контроль за её экономической и политической жизнью. Население оккупированных районов воспитывалось в духе покорности японскому императору. В школьные программы включалось изучение географии «великой Японии», к которой относились советские территории вплоть до Урала.

Под руководством штаба армии было создано «Общество молодых патриотов». В его задачу входило «поднятие культурного и морального уровня населения и воспитание у него уважения к Японии и верности ей». К концу 30-х общество насчитывало 2917 штабов в провинциях и городах Маньчжурии. Имелись и уже готовые кадры для работы на территориях СССР, в тех районах, которые предполагалось оккупировать.

Соответственно, вместо того, чтобы послать полки и дивизии на борьбу с немцами, СССР держал в регионе большое количество техники и солдат.

С приближением военных действий к Курильской гряде японские военно-морские силы усилили контроль, за проливами Курильских островов, за проливом Лаперуза, за побережьем Камчатки и за морскими путями между СССР и США. Советские суда подвергались систематическому досмотру и под разными предлогами конвоировались в порты Японии. Их подводными лодками было торпедировано пять советских кораблей!!!
При этом Япония растянула свои щупальца по всей Азии и по всему Тихому океану, но грамотно наладить логистику, увы, не смогла - в этом заслуга американцев. В свою очередь, их подводные лодки охотились уже за японскими судами.

Курильские острова к 1945 г. были напичканы всевозможными дотами и дзотами. 17 августа на Шумши был высажен десант . Американцы такие острова, и с воздуха, и с моря утюжили неделями, и лишь потом десант отправляли, который мог потом ещё полгода вести бои. На Шумши всё решилось за 4 дня.
Справедливости ради, отметим, когда начались боевые действия на острове Шумши, о разгроме Квантунской армии самураи уже знали, и это в определённой степени подорвало их боевой дух.
23 августа командующий японскими войсками на северных Курильских островах генерал-лейтенант Фусаки Цуцуми принял условия капитуляции, и отвёл войска в сборные пункты для сдачи в плен и сдался сам.

На островах было разоружено и пленено почти 50,5 тыс. японских солдат, офицеров и генералов, захвачено свыше 300 орудий и минометов, около 1000 пулеметов.
Боевых действий на Кунашире не было. 1 сентября на Кунашир высадился советский десант. В том месте, где наши солдаты высаживались, установлен памятник. В прежние годы на 9 мая здесь всегда собирались ветерана. К сожалению, фронтовики, долгое время определявшие моральный дух нашего общества, из жизни уходят.
По воспоминаниям участников войны, сдавшиеся в плен японцы, строем ходили на принудительные работы и также организованным строем возвращались в казармы. Следить за ними было не нужно, японцы в своём коллективе поддерживали строгий порядок. Военнопленные работали на Кунашире около 2-х лет и после были депортированы на родину.

И всё же, для понимания ситуации приведу мнение самих японцев о "подлости" нашей страны, нарушившей в 1945 г. Пакт о нейтралитете. Молодёжь теперь, понятное дело, ничего не знает, но если спросить исторически грамотных японцев, почему были затоплены наши суда? Они ответят примерно так: "Не путайте, бомбардировки и обстрелы вашей территории велись не официально, не от имени правительства, а вы нарушили Пакт официально".
А если разговор зайдёт об оккупации Дальнего Востока в Гражданскую, ответ будет примерно следующий: "Мы воевали на вашей территории по просьбе ваших соотечественников белогвардейцев".

У каждого в этой жизни своя правда, однако Советскому Союзу оставлять под боком столь мощного противника было никак нельзя.

Таким образом Курилы были возвращены в состав России (Черчиль, Рузвельт и Сталин обговорили этот вопрос ещё в Ялте). На Курилы стали приезжать советские люди. Послевоенная жизнь была трудной, и обустраиваться им было весьма не просто.В музее выставлены старые чёрно-белые фотографии. Другой, совершенно другой была та эпоха!

На Курилах удалось создать большую рыболовецкую флотилию. Консервные банки с Кунаширской рыбой поставлялись не только на большую землю, но в другие страны. Глядя, на эти консервы, о некоторых сортах рыбы остаётся, разве что, вспоминать.

Вот таким мне запомнился историко-краеведческий музей в Южно-Курильске. Друзья, будете на Кунашире, сюда непременно загляните!


Список использованной литературы:
1. История Второй Мировой Войны 1939-1945 Г.А.Арбатов
2. Трижды теряя... А.Р.Самолюк
3. А также открытые источники информации
Готов к критике!
Тэги: Россия ,
2 голоса | Комментарии Оставить комментарий
WiseSpaniel аватар
WiseSpaniel (Сб, 02.01.2016 - 00:04)
Первая история в новом году. )   И   такая интересная. А фотогафии, похоже, не загрузились?
Читала когда-то про айнов, что они с японцами долго воевали.
Ершов Максим аватар
Ершов Максим (Сб, 02.01.2016 - 00:09)

WiseSpaniel написал(а):

Первая история в новом году. )   И   такая интересная. А фотогафии, похоже, не загрузились?
Читала когда-то про айнов, что они с японцами долго воевали.


 Спасибо за внимание! Захотелось как-то оживить сайт. Фотографии у меня сюда загружать не получается. Но тут в тексте  главное - это история. Поэтому прошу меня строго не судить за отсутствие фото.
 А айны, это вообще суперинтересный народ. В настоящем их в России практически нет.

Светлая лошадка аватар
Светлая лошадка (Сб, 02.01.2016 - 00:45)
Ой, как сложно с Курилами! Смотрим новости, думаем, чего мудрят, а тут и специалистам не разобраться. Вот не строили бы государства козни друг другу, кому бы жалко, а так приходится каждый клочок отстаивать.
Удивили волосы у айнов, это, наверное, от рыбы такая густота. С Новым годом!
Ершов Максим аватар
Ершов Максим (Сб, 02.01.2016 - 00:53)

Светлая лошадка написал(а):

Ой, как сложно с Курилами! Смотрим новости, думаем, чего мудрят, а тут и специалистам не разобраться. Вот не строили бы государства козни друг другу, кому бы жалко, а так приходится каждый клочок отстаивать.
Удивили волосы у айнов, это, наверное, от рыбы такая густота. С Новым годом!


 Лена, с Новым Годом Вас! Пусть политики ведут свои тёрки между собой. А мы будем от этого от всего подальше держаться и к сердцу близко новости не будем принимать. Тогда и волосы у нас у всех будут густые и шелковистые, ещё лучше чем у айнов.....

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
X
Укажите Ваше имя на сайте TourBlogger.ru
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка...