|
Легенда – это живое предание, почти всегда более правдивое, нежели то, что мы называем историей … (Огюстен Тьерри)
Пролистав огромный купленный альбом по традиционному поморскому костюму, вдруг обнаружила, что мой сарафан, сшитый во времена царя Гороха из остатков ткани для какого-то выступления и абсолютно без претензий, оказался самым настоящим традиционным. Теперь даже знаю, какой традиции. Бывает.
И купленная из-за картинок на обложке книжка с рассказами и побасенками о Каргополе, вдруг оказалась на удивление содержательной и читабельной. Но про книгу – чуть позже.
В целом же отчет по поездке будет немного необычным. И оговорюсь сразу, что многие из оценок будут далеко не столь приятные, как можно было бы ожидать от описаний удивительных по своей красоте северных мест. И что-то у меня в этот раз не ложится текст стройным рассказом от и до. Это, скорее, набор впечатлений, сильно разрозненных и объединенных только темой поездки в Каргополь и окрестности.
Это мой второй визит в те края зимой. Первый состоялся в январе 2004 г. ... Последствия той поездки сказывались до недавнего времени... Но вот деревянные часовни, которые тогда удалось посмотреть, зацепили очень сильно.
Итак, цель нашей поездки - город Каргополь и его окрестности, достижимые на автобусе.
К сожалению, обзорной экскурсии у нас заказано не было. Так и не поняла, сами ли мы слишком умные, или так и планировалось. И отсутствие экскурсий в музеях объяснимо – мы их не заказывали. Но тем не менее очень интересный рассказ про куклы мы все же получили. Тетя-смотритель зала рассказала практически по каждой кукле и по тем традициям, про которые знала сама. И не менее интересный рассказ прослушали в том же музее, по традиционному костюму. Хотя лично я там ждала несколько большего в плане комментария узоров, деталей и особенностей костюмов, одеваемый при разных жизненных событиях. И есть вопрос, который для меня так и остался открытым: возрастные изменения костюмов. Это я про то, что если переход девушка-женщина вполне понятен, и смена одежды с рождением детей тоже очевидна, как и вдовья одежда. Но вот момент, когда женщина меняет одежду с костюма молодой женщины на … уже не молодой женщины и женщины в возрасте для меня пока так и остался загадкой. Даже на выставках костюмов пожилых людей возрастных градаций как-то не акцентируется. Но это вопрос не к этой поездке, а вообще.
Название города и его герб
И вот тут вот хотелось бы вспомнить про одну из книг, которые я купила. Это книга человека, в доме которого жила наша основная группа. Вот знать бы раньше, а то мало того, что купила книжку в последнее утро, так на фото автора только дома в Москве взглянула. Вот всегда так! Надеюсь, что он на меня не обидится, если я выложу немного текста из его книги. Маленький-маленький кусочек …
Вот собрались Медведь, Ворона и Баран.
До оскорблений спор дошел, обид и ран
У них о том, кто Каргополю имя дал,
И каждый на себя честь эту брал. <…>
Медведь продолжил: - В споре краток буду.
По-фински я «Кархун пуоли» - не забуду,
Что просто означает тут Медвежья сторона.
Знать, видно, правда здесь моя одна! <…>
Прошла минута так, иль две – не больше,
Все ж не могла Ворона потерпеть подольше
И осторожно речь продолжила она,
Чтобы успеть все выложить сполна:
- Вот, что поведала давно пробабушка моя,
Вся правда в сказанном, уверена тут я.
Великий Князь, свершив на чудь поход удачно,
Обратно путь держал сторонкой нашей однозначно.
С великою победой путь домой державши,
Ступил на Оно поле Князь совсем уставши,
Окинув удивленно взором поле с вороньем:
«На оном месте учредим свой Стол и отдохнем!» -
Сказав: Что надо в эту честь названье дать полю!
В ответ услышал: «Кар!» лишь «Карг – по полю».
Так в старину и зародилось наше Каргополье,
Где ветру, воронью сейчас привольно.
<…>
- Да, овцы целы, а не наш святой Баран!
В герб города попал он, может, из-за ран?
- Нет, что вы, чем же я святой?
Сей знак «агнца», само собой,
За верность ратную, неробкую в бою,
Я каргопольским воинам даю –
Как дал сей знак московский царь,
Руси великой и могучей государь.
- А бают, что распяли в поле над огнем
Его и жарили зачем-то, жгли живьем,
Ведь герб: баран, лежащий на березовом огне!
Такую участь не захочешь в страшном сне.
На синем фоне, значит, в ясный день тогда
Он выступал и как бы принял роль Христа!
Да. Город христианским центром был.
Хотя в торговле солью как грешил!:
Купцы подмешивали известь в соль.
Настроено не от грехов ли храмов столь?
<…>
И, наконец, на этот шум набрел седой Старик …
<…>
И - ваша правда – Князь ступал на оном месте,
И вот добавлю Вам уже других известий:
Обратно этим полем в Русь он дальше шел,
С дружиной на ночь здесь пристанище нашел.
И встретила хлеб-солью их Карга –
Седа старуха-мать
(молва дошла быстрей, чем продвигалась рать).
За ней гурьбился весь живой тогда народ,
И даже затесался под ее ногами чей-то кот.
Поклон нижайший до земли старуха им дала:
«Поверьте, долго Русь победы весть ждала,
По древнему обычаю я жертву Богу принесла,
Чтобы на Руси испытывать нам меньше зла».
(Быть может, это было просто в год Овна,
Баран был в приношении – и в этом вся его вина?)
Взметнулся в небо синее березовый костер
И над бараном в ту минуту нож сверкнул остер …
От этого и герб у города такой –
Немного странный, не совсем простой.
<…>
Еще одно предание гласит
И на раздумья нас благословит:
В далекие былые времена
Охота на медведя шла; и чья вина
Князь северный, случилось, заблудился?
Некстати на него медведь напал, озлился,
Готов уж зверь был князя растерзать,
И неоткуда помощь больше ждать,
Явился в это время «старец некий» -
Медведь пал замертво. Навеки
Князь в память избавленья своего,
В честь случая счастливого сего,
Острог построить в Оном месте приказал,
Да имя Карго поле лично дал.
<…>
А ходят слухи, что за словом «Карга»
Стоит переселенца имя Карпа!
Скорее это выдумка самих крестьян:
В ней чувствуется шаткость и изъян.
Но более крестьяне Каргополья начудили,
Что появилась тезка города в Сибири.
Когда туда переселил их Годунов Борис,
Они и сделали для земляков сюрприз,
Курганской области районный центр и ныне носит
Названье Каргополье, а в честь чего – не спросит!
<…>
Но что случилось? Кто-то на поляну
Стремительно вбежал, давай-ка гляну.
Ба, да это же лесной Олень!
<…>
А он в ответ:
- Я тоже маху дал –
На встречу с Мишей и Вороной опоздал,
Как в годы те далекие мой прадед –
Так оплошал, что до сих пор обиды хватит,
А ведь минуло с того лет уж много,
Иль по случайности, или по воле рока,
Когда он в жертву на огонь спешил,
И видел на гербе себя, и этим жил,
Вдруг волки встали на его пути,
Никак их было стороной не обойти.
Вот так ни с чем мой дед Олень остался:
За то, что опоздал в гербе ягненок оказался!
<…>
Из леса вылетела недовольная сова:
- Уф, что за шум? Кружится голова …
А спор? – так нес могли они решить.
Тут истину искать, что жизнь прожить!
Хочу полезное сказать и я по этой теме,
Но даст ли это разрешенье всей проблемы?
Да, книги по истории, латыни нам могли
Дать описание о заселеньи сей земли,
И освоении родного северного края.
Скажу я вновь на новое предание кивая,
Опять про князя, что пришел с дружиной
Дорогой ратною, дорогой длинною.
И, кстати, звали князя просто Кар.
Вас бросило преданье повтореньем в жар?
А сему месту «Карова» пристань дал названье
Наш князь, или Каргополь – такое новое преданье.
<…>
- Ишь, шельма, - удивлялся в будке старый пес, -
Решила в свою пользу исторический вопрос,
И грозный царь теперь лесной ей не указ!
<…>
- Гав, гав, простите, не хочу вносить раздор,
Поэтому вслух говорю открыто прямо:
За что же предки славить стали бы упрямость?
В хозяйстве, и охотникам, в глуши лесной нужней
Собаки - они защита от непрошенных гостей!
Взят позже в каргопольский герб баран, или ягненок.
Не лошадь, иль медведь, и не корова, иль теленок!
Но, что ж Императрицу всей Руси взбесило?
Екатерину, что – собака в детстве укусила? .. –
Под утро, рассуждая, споря сам с собою, пес уснул,
Когда карги затих ночной разгул …
(Геннадий Панин «Побасенки с рассказами о Каргополе)
Наверное, здесь стоило бы перечислить все места, которые мы посетили, выложить их отдельными пунктами и рассказать, что более сохранно, а что – менее, а чего вообще уже нет. И здесь же, наверное, место восхищению деревянным зодчеством.
Провалившийся центральный барабан, отсутствие дорог, запустевшие деревни, где вместо тысяч жителей полтора старика на деревню …
- Да, обещали деньги. Обещали внести в список объектов Юнеско, но для этого надо церковь восстановить, чтобы было, что охранять.
Да, можно восстановить церковь, можно найти деньги спонсоров или даже всеми правдами и неправдами получить их от государства, только по увиденному так и не понятно, надо ли это хоть кому-то … Тем бабушкам и дедушкам, что живут в деревнях, так у них давно Бог в душе. Если будет церковь, они будут рады, а не будут, так они могут на бумажную иконку в Красном углу дома помолиться ...
Туристам. Это как замкнутый круг. Много туристов – плохо, место превратится в вытоптанное непоймичто, куда ехать не хочется. Мало – тоже плохо, живущим туризмом жить не на что.
Любителям и профессионалам историкам и архитекторам, которые занимаются деревянным зодчеством и севером, так их очень мало, и возможностей у них (если уж честно) еще меньше.
Всем остальным … да. Бесспорно. Была в далекие времена, когда студенты ездили на картошку такая шутка, что «картошка» - это когда сельские жители помогают горожанам убирать урожай. А не смещены ли сейчас акценты? Т.е. да, очень хорошо, когда местные жители помогают приезжающим добровольцам восстанавливать Храмы в местах, где живут, но … мне казалось, что добровольцы-помощники должны помогать, когда не справляются местные. Но отнюдь не наоборот.
Это я к тому, что сохранить всю эту северную, и не только северную, красоту можно только в том случае, если в те края вернется жизнь. Когда там будут жить люди. И не время от времени, на пару недель в году, устав от городской жизни, а - постоянно. Когда у них там будут семьи, дети, хозяйство. Вот тогда там будет жизнь. И храмы восстановятся и отстроятся заново. Да и все остальное тоже будет. Иначе же … А для жизни нужен не только храм, но еще желательно водопровод, школа, рабочие места и много, много что еще.
Честно говоря, наблюдая такую картину в тридцатиградусный мороз, была немного шокирована. Это – реальность современной жизни центра города Каргополя. Полоскальня. Вода там, конечно, теплая по сравнению с воздухом, 0 градусов. Но смотря на эту картину невольно думаешь про стоимость жилья 200 р. в сутки с человека за ночь – с бельем постельным. Вот это вот и есть реальная стоимость, куда не включены траты на мощную стиральную машину, современный утюг и порошок с электричеством ...
Замечательный молодой и веселый батюшка в Большой Ш. Прекрасно рассказал про проблемы реставрации, про проект проектов реставрации колокольни, про то, что приход всего 10 человек, про приколы своего общения с реставраторами, в очередной раз посетоовал на отсутствие денег и приколы визитов реставраторов в их края … Молодец, батюшка. Снимаю шляпу перед людьми, живущими и выживающими в тех краях. И восстанавливающими церкви. Но все равно мои слабые московские мозги отказываются понимать как на доход в 1,5 тысячи рублей в неделю (6 тыс.р в месяц, если посчитать) при плате за электричество в 3 тыс.р. в месяц (со слов батюшки) и минимальных субсидиях можно там жить. А если посмотреть по сторонам, то как на эти деньги можно построить постоялый двор и конюшню – вообще не укладывается в голове. И уж совсем не могу понять, на что же все ж таки были выделены субсидии (про кем даже не спрашиваю) – на восстановление деревянной колокольни, на ее перестройку, на стройку жилого дома или приобщение местное население (про размер прихода прозвучала цифра в 10 человек) к культуре и вере … ?
Среди знаменитых Каргапольских игрушек очень знаменит Полкан. В данном случае я не буду вдаваться в подробности рассказанного нам о его происхождении в интерпретации наших экскурсоводов. Пусть сказанное ими останется на их совести. Я же перескажу школьный учебник С.К.Жегаловой «Русская народная живопись», 1984 г. (когда-то был рекомендован в качестве учебника дополнительного образования для учащихся старших классов … в ужасных бывших советских школах, где прививалось полное бескультурье и религия была в загоне).
«Полуконь-получеловек по имени Китоврас, или Кентавр, попал к нам вместе с библейским сказанием о мудром царе Соломоне.
Кентавр – родной брат Соломона, помогающий ему во всех делах. Русскому человеку образ Кетавроса полюбился не только своей необычностью: ведь и в былинах конь и человек всегда действуют заодно. В русских народных сказках Кентавр был наделен всеми достоинствами русского богатыря: силой, мужеством, быстротой – каждый скок его равнялся семи верстам; имя его Китоврас, непривычное для русского уха, сменилось на знакомое – Полкан».
Но как бы там ни было, игрушки Каргапольская – это что-то удивительное. Сохранилась эта игрушка благодаря Ульяне Ивановне Бабкиной, которая родилась в 1889 г. в деревне Глотовской (Гринёво) в семье потомственных гончаров. Гончарством, как и другими ремеслами, занимались в свободное от полевых работ время. Дети помогали старшим - готовили глину, дрова, постепенно осваивая секреты нелегкого ремесла.
В деревне Гринёво, где многие занимались гончарным делом, игрушки делали только два мастера – Иван Павлович Бабкин и Иван Васильевич Дружинин.
После смерти И.Б.Дружинина (в 1919 г.), только Ульяна Ивановна Бабкина в течение почти 20 лет продолжала лепить и расписывать глиняные игрушки на Каргополье.
Всю свою долгую жизнь – 89 лет мастерица прожила в родной деревне одна. Сажала огород, косила сено, «водилась» с соседскими детьми и лепила игрушки, обжигая их в русской печке, а потом ярко раскрашивала. Тем и жила…
И так уж получилось, что жили мы в квартире В.Д.Шевелева, одного из потомков тех самых Шевелевых. Они и в настоящее время продолжают свой промысел. Помимо квартиры у них есть небольшой музей-мастерская, где можно походить, посмотреть, купить игрушки, а также посетить мастер-класс и сделать игрушку или две самостоятельно. Впрочем, дом-музей, где мы побывали на экскурсии, не отапливается. Так что жить в нем ... хм … хм … Разве что в той комнате, где идут мастер-классы… или же вспомнить, что в дома когда-то была печь и ее можно топить.
Квартира под ключ – это то, что было надо. Первое, что бросилось в глаза в квартире – обилие книг. А еще там были картины. Картин много в музее, но больше всего понравилась та, что висела в квартире на кухне. Было в ней что-то такое, что цепляло, не смотря на банальность сюжета и я бы даже сказала некоторую наивность. Впрочем, квартира была не без некоторых местных приколов: проводка не позволяла включать чайник, который был любезно оставлен хозяевами, т.е. мы его, конечно, включали, но шанс загореться у нас был большой. И в последний день розетка таки начала немного оплавляться и дымиться. Про воду в колонке на улице молчу – это нормальное явление для города Каргополя. Как нам сказал хозяин квартиры, что если для него потратить тысяч 30 рублей на водопровод – проблем никаких, то остальные жильцы – пенсионеры, и для них эта сумма просто астрономическая.
Куда вел слив канализации сказать трудно, но запах в подъезде внушал благоговейный ужас и почтение. Зато это позволяло тренировать задержки дыхания – а что, тоже польза.
В доме было две печки, и нам даже любезно выдавалось по немногу дров, благодаря чему температура в квартире держалась на уровне градусов 15, но вот отсутствие банального утепления на окнах (хотя бы просто заклеить щели бумагой, если уж не утеплять хоть тем же поролоном или старыми тряпками) меня несколько обескуражило. Наверное, это такой способ натопить вселенную, чтобы на улице зимой потеплело.
А еще там экономилась электроэнергия за счет отсутствия работающей лампочки в прихожей.
Ну и самый большой шедевр нашего пребывания в квартире, который, к счастью, закончился благополучно, – это прорвавшаяся в туалете батарея, и гениальные слова хозяина дома, что это мы приехали, начали крутить все краны в поисках горячей воды, и вот потому проржавевшие трубы ( ни разу не ремонтировавшиеся со времени постройки дома) сломались, и он вынужден бороться с потопом. Впрочем, все это мелочи, которые можно не замечать за 200 р. в сутки. Поскольку за такие деньги у нас в самом деле было вполне адекватное жилье.
Школьный музей в Лядинах. Когда советовали его посетить, очень смущало название «школьный музей». В итоге же музей оказался просто удивительным. Создан он на полном энтузиазме всего одной учительницей и учащимися школы. Школа начальная, там же центр дополнительного образования, где школьники своими силами ткут полотна, расшивают национальную одежду, делают панно и различные предметы народного промысла. Там же нам рассказали про то, что школьники восстановили технологию создания местных набивных тканей. Вот этот момент с одной стороны вызвал настоящее уважение, а с другой … производство-то сильно ядовитое, связанное с реактивами с цинком и серной кислотой.
Ткани получаются просто удивительные.
Можно сказать, что мы были одними из последних посетителей этого музея. Сейчас он закрыт. Школа как школа там тоже не функционирует. Но это все тот же вопрос о главном – чтобы был музей, должны быть жители, должны быть дети, и просто должна быть жизнь. В лучшие времена в школе училось чуть больше десяти детей из окрестных деревень.
Там же, в этом музее у нас был обед. Обычная простоя еда, приготовленная из местных грибов, рыбы, картошки. Без изысков, но очень вкусно! Приятная простая здоровая пища.
Христорождественский Собор в Каргополе
Выставка небес из церквей окрестностей Каргополя, которые давно разрушились … Хотелось бы, конечно, чтобы это были не просто экспонаты, но хотя бы пару подписей – что за церкви, где были, когда и почему их теперь нет, ну и хоть что-то из информации. Так нет же. Даже общего списка нет. Сказали про то, что подобное рассказывают на экскурсиях, но … в общем, опять без информации. Нет на столько, что даже не знаю, что искать в сети, чтобы восполнить образовавшиеся пробелы. Зато там честно отработала отданные 50 р. за съемку, перефотографировав все, что можно, только … ну да, конечно … По возможности выложу все фото. Возможно, они пригодятся хотя бы тем, кто в этом разбирается.
А при выходе из музея меня остановил дядя с лопатой, сказав, чтобы я поднялась на второй этаж, что сейчас там будет молебен, а пока можно просто посмотреть.
Войдя внутрь, от вида иконостаса в прямом смысле этого слова снесло крышу. Такая красота, которую увидеть просто не ожидала. Полностью сохранившийся иконостас. Пятиярусный. Огроменный. Времени перед молебном было минут десять … А потом был мужской хор (неожиданно), свечи, в отблеске которых храм вообще приобрел непередаваемую атмосферу …
На молебне из всей нашей группы оказалось только три человека (угу … Я, Ольга и Вася). У остальных свои дороги, и они их провели в стороне ...
Разве что прокомментирую проповедь батюшки. Ожидала привычных такому случаю речей, когда уйти неприлично, а слушать … особенно, когда присутствует всего-то человек тридцать, не больше. А тут … а тут была настоящая историческая лекция, которой любой экскурсовод мог бы позавидовать. Сдается мне, что это было самое богатое информационное событие во время пребывания в городе. И если про историю более глубокую хоть кто-то и хоть что-то рассказывал, то про Каргопольлаг – кроме этого случая – ничего.
«… управление Каргопольского исправительно-трудового лагеря было образовано по приказу НКВД 16 августа 1937 года. До ноября 1940 года оно находилось в Каргополе, а затем было передислоцировано на станцию Ерцево Коношского района. … располагалось здание управления на месте Успенского женского монастыря. Обитель просуществовала здесь до 1927 года, а затем монахини были вывезены в неизвестном направлении. … Новые хозяева Красной горки перво-наперво сровняли с землей монастырское кладбище и разбили парк отдыха с волейбольной и танцевальными площадками. Платные концерты здесь давали сами заключенные. Несмотря на громкую музыку, во время танцев все равно были слышны звуки выстрелов: поблизости расстреливали зеков….»
Снимать в Соборе нельзя. Совсем нельзя. Выходя, мы попытались выяснить, можно ли найти фотографии с внутренним убранством. В итоге так и не нашли никаких фото или открыток – в каждой из лавочек ссылались друг на друга, в итоге фоток так и нет. Впрочем, найти фотографий внутреннего убранства Храма мне не удалось и в сети. Разве что описание и пара фото икон, но они, к сожалению, не передают атмосферу. Так что только описание, найденное на просторах сети.
Если обратиться к истории города, то время царствования Ивана Грозного было одним из самых благодатных для жителей Каргополя: вследствие грамоты царя на соляную монополию, торговля их расцвела, они разбогатели.
Именно в это время был заложен Храм, который должен был символизировать богатство и величие славного торгового города. В 1562 году он был торжественно освящен. Город в то время насчитывал 523 жителя. И в городе было несколько деревянных церквей. К собору был перенесен торг. Около него сформировалась главная торговая площадь, и впоследствии – ее архитектурный ансамбль.
В 1652 году два дня в Соборе пребывали мощи Филиппа-митрополита, перевозимые в Москву из Соловецкого монастыря будущим патриархом Никоном. 20 июня того года они были «встречены каргопольскими священниками с крестами и множеством народа на водах реки Онеги за две версты от города, и тогда же внесены в соборный храм, где перед ними отслужен Никоном молебен…» Филипп, задушенный Малютой Скуратовым по приказу Ивана Грозного, был торжественно канонизирован. Царь Алексей Михайлович просил у его гроба прощения за грехи прадеда. Северный придел собора был назван в честь небесного покровителя царя и нового святого.
После пожара 1765 года Храм был восстановлен только к 1802 году. Именно на это время приходится устройство в верхнем летнем храме пятиярусного иконостаса. Верхний ряд – праотеческий, ниже по порядку: пророческий, деисусный праздничный и местный. В местном ряду справа от царских врат расположена икона Успения Богоматери. Из росписи собора сохранился лишь фрагмент фрески на западной стене, с изображением страшного суда.
На ближнем к входу южном столпе собора расположена икона "Страшный суд". На теле чудовища, выползающего из геенны огненной, можно прочитать название человеческих грехов: пьянство, блуд, тщеславие, лихоимство, лжесвидетельство, сребролюбие, чревоугодие, гордость, осуждение, ярость, кровосмешение, ограбление, убийство, неправда, объедание, скупость, гнев, чародейство, идолослужение, лакомство и другие.
Напротив иконы "Страшный суд", на северном столпе после ее обретения и временного пребывания в Новгороде некогда размешалась чудотворная икона Казанской Божьей Матери. Известны случаи исцеления от этой иконы. Большинство икон, роспись массивных дверей храма выполнили знаменитые северные иконописцы братья Богдановы-Карбатовские.
Кронштейн внутри центрального барабана в виде руки, держащей цепь, на которой раньше было подвешено паникадило.
Христорождественский собор – летний. На сколько постоянно он открыт летом – не знаю, но вот зимой его открывают только на Рождественский молебен. И сразу после него закрывают. Так что нам очень повезло, что мы туда попали. Это то, ради чего даже одного стоило поехать в такую даль.
Ну, и пару слов про Лачо-тур. Я так понимаю, что у них некоторая монополия на туристические услуги в их районе. Да, бесспорно, это удобно, когда во время экскурсии у тебя есть организованный обед, когда есть оговоренное время возвращения и можно планировать вечерние мероприятия, когда поиски того, кто бы тебе открыл часовню лежат на экскурсоводе … но, если уж откровенно, то это не стоит того, чтобы тебя торопили без возможности пообщаться или посмотреть на объекты не только с одной протоптанной дорожки. Из двух экскурсий одна была вообще никакая. С таким же успехом можно было бы распечатать по полстранички текста из интернета и раздать листочки в автобусе. Возможно, я уже становлюсь сильно привередливой, но платить деньги лачо-туру – не стоит. Если нанять машину, или ехать на своей, то поездка обойдется в ту же сумму (если не дешевле), но степеней свободы передвижения будет сильно больше.
Ну и немного про то, где можно поесть в Каргополе. Первый наш обед состоялся в кафе Арго (?). Вроде с названием не перепутала. Цена за обед около 250 р. Хотя еда была условно съедобная - в мясе много жил и жира, солянка с претензией, но ... говорят, там была хорошая рыба и картошка.
А вот в кафе при гостинице Каргаполочка кормят в самом деле хорошо. Обед с первым, вторым, третьим, глинтвейном, сладким и кофе обходился меньше, чем в 300 р. Порции достаточно солидные. И еда - вкусная. Так что рекомендуется!
Красная Ляга
До ближайшего населенно пунка - 6 км. Церковь закрыта, есть только пролом в двери, через который можно легко проникнуть внутрь.
На всем Поонежье такая церковь осталась всего одна. Вот именно эта. Сретенско-Михайловская церковь, постройки 1655 г. То, что ее отличает от других церквей - стоящий прямо на земле восьмерик, крытый шатром и два симметричных прируба, алтарь и притвор, крытые некогда бочками.
Село Красная Ляга исчезло как село в конце XIX в. (т.е. до Революции), когда, по преданию, маленькое озерцо - лягя - вокруг которого располагалось село, за одну ночь ушло под землю. Вот вышли утром люди из домов, а вместо озера - впадина в земле. После этого люди ушли из тех мест. Осталась только церковь в чистом поле.
Александро-Ошевенский монастырь
Один из трех монастырей, которые пользуются наибольшим почитанием по всему Каргополью, Адександро-Ошевенский. В него мы заезжали во второй день наших поездок.
И вот тут хотелось бы сделать некоторое отступление. Север – это то место, где очень сильно переплетаются народные поверья и религия. И Ошевенск также богат почитаемыми местами, растянутыми по всему протяжению села – больше 7 километров. Там есть церковь, три часовни (по описанию в сети одна – разорена), а также как минимум пять почитаемых в народе мест: в Колотовке — на месте, где р. Халуй уходит под землю, — стоят три обетных креста под навесом; за д. Большой Халуй, в поле, на месте, называемом зарод — несколько крестов под почитаемыми елями; напротив Колотовки, на другом берегу реки—один обетный крест; недалеко от д. Ширяиха, в роще —маленькое озерцо, рядом с которым камень-следовик и два обетных креста — весь комплекс называется Валдово, по рассказам местных жителей, там раньше была часовня; наконец, комплекс в роще напротив монастыря (это место почиталось еще в дохристианские времена).
Можно ли посетить все эти места зимой? – поскольку мы про них даже и не знали, то вопроса такого не возникало. Но, скорее всего, они достижимы или на лыжах, или же в летнее время. Мы же на автобусе останавливались только около камня-следовика.
При этом камни связывают именно с Александром Ошевенским. Если верить описаниям некоторых сайтов, то Александровские святыни отличаются тем, что к ним – ходят. Не ездят на автобусе, а именно ходят. Пешком. Есть предположение, что во времена Крестных ходов, которые ранее (до закрытия монастыря в 1928 (?) году) совершались ежегодно, они были одним из мест, куда заходили по дороге. По описанием само хождение важно как элемент религиозной практики. Так что наш приезд туда на автобусе – не катит.
К камням-следовикам ходят за исцелением. Главным образом при болезнях ног…
Алексей (в миру) Ошевенский родился 17 марта 1427 г. в д. Никифоровой Белозерского края в семье «земледельцев» Никифора по прозвищу Ошевень и его жены Фотинии. Алексей — такое имя дали ему — был младшим сыном в этой многодетной семье. Его рождению предшествовало чудо: родители часто молились Богородице о рождении сына, который стал бы для них утешением на старости лет, и молитва их была услышана. Когда Фотиния находилась в Кирилло-Белозерской обители, ей явилась в видении Богородица вместе с Кириллом Белозерским и предвозвестила рождение святого.
Уже в отрочестве Алексей подражал инокам: проводил ночи в молитве, соблюдал строгий пост, читал божественные книги. А когда ему исполнилось 18 лет и родители захотели «браку законному причтати его», испросил у родителей разрешение сходить в Кирилло-Белозерский монастырь на богомолье. Из монастыря Алексей послал своим родителям письмо, в котором просил у них позволения еще на некоторое время остаться в обители. Здесь покоились мощи его небесного покровителя, и здесь он решил принять постриг. Через 6 лет, в 1452 г., Алексей стал иноком, «и нарекоша имя ему Александр, бысть же возрастом тогда 25 лет».
Однако расстаться с родными Александру было не суждено.
Вскоре после ухода сына в монастырь Никифор Ошевень со всей семьей вынужден был переселиться «от насилия земных властей» сперва в Каргополь, а затем в Волосово в 30 верстах от Каргополя. «И обрете место лесно над рекою Чюрыогою, отстояще от тоя веси поприщ пятьиадесять, и возлюби е. И шед в Великий Новъград, испроси грамоту у посадскаго болярииа Ивана и его детей. И тако ту преселися, и прозвася та весь и доныне слобода Ошевнева».
Сюда, в Ошевенскую слободу, и пришел однажды инок Александр навестить родителей. Получив их благословение, он собирался вернуться в обитель, но престарелые родители не в силах были снова расстаться с сыном. Никифор «начат увещавати» Александра не покидать их и устроить монастырь рядом со слободой, на другом берегу реки Чурьеги. Александр внял этим мольбам, поскольку и сам хотел поискать в этих краях места для подвигов безмолвия. Вместе со своим старшим братом он отправился «на обону страну реки и обходивше многа места. И приидоша на некое место, Богом наставляеми, угодно бе к монастырскому зданию, около же его блата и дебри. И сие возлюби преподобный Александр и постави крест». Александр дал обет построить на этом месте храм во имя Николая Чудотворца и поселиться здесь навеки.
Так в 1460-е годы возник самый «нарочитый» в Каргопольском крае Александро-Ошевенский монастырь.
Через некоторое время после переселения Александра умерли его родители. Когда преподобный совершил обряд пострижения над своими племянниками Никоном и Петром, брат Александра Амвросий, отец Никона, пришел в ярость, «хотя преподобному спону сотворити и на преподобиаго изрече многая досадительныя глаголы». Вскоре и сами племянники, не выдержав тягот иноческой жизни, удалились из монастыря. Все эти неурядицы подорвали здоровье Александра, и он тяжело заболел. И хотя Кирилл Белозерский, явившись Александру в видении, обещал ему исцеление, святой уже чувствовал приближение своей скорой смерти. Преставился Александр 20 апреля 1479 г. в возрасте 52 лет. Похоронили его но правую сторону алтаря в возведенной им Никольской церкви.
После кончины Александра в течение 8 лет в монастыре происходили различные нестроения, предсказанные самим святым. Пришлые иноки стали уносить из монастыря «ин от книг, а ин от риз церковных, другий же от одежд и обувеиия». Монастырь опустел, в нем осталось только 5 пожилых монахов. Крестьяне, видя такое разорение обители, начали «угодия монастырьская осваивати и к своим угодиям присовокупляти».
Положение стало меняться к лучшему с 1488 года, когда в игумены монастыря был возведен сын местного священника Максим, управлявший обителью до 1531 года. При нём возросло число братии, увеличились монастырские земельные владения, была построена ещё одна церковь — в честь Успения Богородицы. В дальнейшем монастырь часто подвергался различным бедам: в середине XVI века обитель хотел «разорити» воевода И.М. Юрьев, родственник жены Ивана IV Анастасии. Инокам пришлось вести земельную тяжбу с крестьянами; не раз в XVI—XVIII веках горели церкви, роптали монахи.
В 1834 году возведён существующий ныне надвратный Никольский храм.
Перед революцией монастырь имел довольно развитое хозяйство: скот, пахотные и сенокосные земли, лесные наделы, рыбный промысел.
В 1928 году обитель прекратила существование.
Внутри церкви мы побывали. От посещения монастыря, ровно как и церкви осталось странное впечатление. И не экскурсия, и не паломнический визит, и даже не просто заход внутрь. Так и не поняла, был ли наш приход, да и вообще визиты туда туристических групп как-то согласованы с единственным монахом, который сейчас там проживает. Впрочем, следы каких-то работ имеются. Машина внутри, ходящие рабочие, наличие стройматериалов. Какие-то следы работ имеются …
Можно ли там было снимать, так и не поняла. Вроде бы никто не запрещал, хотя и не разрешал. Поскольку сама в церквях стараюсь не снимать, даже не расчехляла фотоаппарат и там, хотя сейчас немного об этом жалею. Была там одна икона, которую бы стоило заснять ... Впрочем, с монахом один из участников группы пообщался. Я так поняла, что тот не сильно был доволен нашими любопытными носами во всех возможных дырках.
В церкви интересной показалась икона. После дополнительных нудных вопросов рассказали, это действительно икона Александра Ошевенского, где помимо него изображен монастырь. Как нам сказали, что поскольку он каменный, то изображение скорее всего сделано в XVII в.
Сам же монастырь в настоящее время достаточно сильно разрушен. Стены нет. Сохранились только ее отдельные фрагменты. Есть остатки двухэтажной Успенской церкви (1707 г.), примыкающей к пей с западной стороны колокольни и некоторых других построек XVIII—XIX вв.
И, как я уже упоминала, что вера и поверья на севере переплетены очень сильно. В сети встречала несколько упоминаний, что место монастыря … ну, скажем так, там местные жители не очень рекомендуют ночевать. Предрассудки, конечно. Но с учетом того, что там все рушится, то ночью вероятность несчастного случая больше, может доля здравого смысла в этом и есть.
Народная молва и народное почитание хранит как чудеса, так проклятия Святого, с чем связаны легенды окрестных деревень.
Одно проклятие было высказано по пути к месту назначения: жителям села, мимо которого он проходил и которые не пустили его ночевать/передохнуть/не накормили, не дали построить монастырь, св. Александр пообещал, что они будут жить ни серо, ни бело, после чего те согласно замечаниям информантов, так и живут (то есть не могут жить ладно, хорошо, богато): «Он шёл, он хотел там строить монастырь ставить, и ево в Поздышево чё-то, говорят, прогонили. Он и говорит: Ну и живите ни серо, пи бело! —вот они всю жизнь и жили не серо и не бело, не богато, но и не бедно. Вот так и жили».
Второе исполнившееся проклятие было адресовано жителям самого Ошевенска, точнее одной из деревень, входящих в него — Халуй (в настоящее время различается Большой и Малый Халуй, но легенда, как правило, не уточняет таких деталей): «Шёл Александр Ошевенский — такой святой есть — вот и сказал, што там —я забыла чего — часовню просил поставить в том месте, но они не поставили, эти люди, так он и сказал: «Живите у воды, но без воды”.— и вот в том месте, где этот след, тут вот река — такая называется — Чурила [имеется в виду р. Чурьега, но в действительности под землю уходит ее приток, р. Халуй] Она уходит под землю, и там вот через километр, через полтора она выходит из-под земли. И вот берега есть, и так ивняк растет, но реки, воды. нету—она течёт под землёй, под землю уходит там... Вот потом уже после этого там монастырь построили».
А в с.Лядины рассказывают по поводу якобы некогда существовавшего там озера: «По легенде-то, вот это озеро — рыбаки рыбачили, ну, шли богомольцы говорят: «Дайте рыбы нам». Они говорят: «Мало попало, идите, вас тут много ходит». Но они говорят: «Ваше озеро высохнет», — вот и стало сохнуть, то и легенда: пожалели рыбы – все» .
Троицкая церковь в с. Хотеново
Троицкая церковь была построена в середине XIX в. Особенностью церкви являются пять барабанов с деревянными шатрами. Причем угловые барабаны, в отличие от центрального светового, глухие и сооружены из дерева.
"Хотеново золотое дно, называли раньше жители дальних деревень эти благословенные места. Пуще всякого злата- серебра ценились раньше на севере богатые урожаи ржи, пшеницы, жита и овса, что умели выращивать сначала в единоличных хозяйствах, потом в здешних колхозах крестьяне. Даже в суровые военные годы местные колхозники не голодовали, как жители других менее успешных сельхозпредприятий района. За крепкие хозяйства, за трудолюбие здешних мужиков и баб, умеющих взять от земли, от леса, реки и озера все их богатства, за основательность, за сытую жизнь получила хотеновская округа такое название. Даже фамилии здешних многочисленных семейств были под стать, например, Сытовы".
Хотеново и сейчас очень крупное село, куда ежедневно из Каргополя ходит автобус, есть магазин, и, как написано в описании, даже коммерческий ларек.
Церковь стоит несколько на отшибе от деревни. Вплотную к ней примыкают строения сельскохозяйственной деятельности: совсем рядом виден деревенский элеватор (интересно, а он еще рабочий? если село большое и успешное ...? если не церковь, так хоть может все остальное для жизни есть?) и где-то сбоку видно что-то наподобие фермы. Хотя дорога туда и была, в смысле пешком идти было можно, но как-то она смотрелась мало проезжей, так что есть ли в этих объектах жизнь – вопрос открытый. Церковь же издалека смотрелась как вполне сохранная. Но чем ближе подходили, тем отчетливее проявлялось реальное состояние строения …
Пока не пролезли в самый центр, так и не могли понять, что ... рухнул центральный барабан.
с.Большая Шалга
В нескольких километрах от Каргополя, почти на Няндомском тракте, располагалось когда-то село Большая Шалга. Шалга – название местности, обозначает «большой вхожий лес», «дровосеку». Впрочем, как нам рассказали, хороший лес здесь давно вырублен ...
Сейчас села не существует, но на старом погосте сохранился ансамбль из деревянной шатровой церкви Рождества Христова (1745) и стоящего рядом с ней каменного храма Покрова Пресвятой Богородицы (середина XIX века).
Храм Михаила Архангела в с.Архангело (Шелоховская)
Самое удивительное для меня во всей этой поездке было то, что я с трудом ориентировалась в названиях сел. Их там одновременно действующих по два наждое, а то и по все три. То, что одно название для карт, а второе для людей - это мелочи. Но если планировать туда поездку самостоятель, это придестся иметь в виду.
Храм Михаила Архангела постройки 1715 г.
Во время нашего визита туда был закрыт. Подъехали. Обошли (самые активные) вокруг, кто-то даже ухитрился сделать несколько фото чуть издаля, и бегом-бегом ...
Внуть удалось заглянуть через решетки на окнах. Видимым оказался только кусочек неба.
____
Немного больше фото можно посмотреть у меня в ЖЖ
http://tananta.livejournal.com/tag/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B3%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C
Там же выложены фото с выставки - небеса из церквей, которых сейчас уже нет ...
Upd, P.S. Сдалась на уговоры и поставила галочку участия в конкурсе.
________________
При подготовке текста использованы материалы сайтов:
http://www.ethnolinguistica-slavica.o
http://каргопольская-игрушка.рф/?page_i http://www.pravdasevera.ru/print.html?a
http://www.pravdasevera.ru/print.html?a

| 02.02.2011 Просмотров: 3561 |
Прочитала и просмотрела все с интересом. Русский Север мне совершенно не знаком, и пока нет возможностей туда ехать - и холода пугают, и расстояния.
Не смотря на все трудности тамошней жизни - все это входит в богатство (скорее уже духовное, чем материальное), но все же - неоспорима ценность и зодчества, и музейных кукол-тканей-прочих экспонатов, и люди, проживающие там, и занимающиеся сохранением своей культуры - все это достойно упоминания.
А вы не хотите принять участие в февральском конкурсе? Тема вполне подходящая на мой взгляд, может быть, появится желание поставить галочку?
Спасибо за такой редкий материал. Манит русский Север, очень хочется туда добраться. А галочку и правда поставьте. Пусть больше людей это прочитают.
Os-a, пугаться расстояний не стоит. Они такие же, как и в других местах. А что до холода, то это больше надумано. Но первый раз лучше летом. Там самое хорошее время - июль. Еще белые ночи, и уже нет комаров, но еще нет мошки. И первые ягоды появляются :-)
На счет конкурса ... Я не уверена, что поставить галочку только для того, чтобы история формально поучаствовала в конкурсе, пусть даже очень интересном, правильно. ... 6 марта у нас масляница со штурмом крепости :-) а до того - маслострой :-) так что ...
Женя, спасибо большое! На севере побываете еще :-) Там здорово! И можете мне не верить, но север по краскам сильно богаче юга. Хотя в это трудно поверить.
На счет галочки и участия в конкурсе написала выше ;-)
Спасибо!
По своему обыкновению, после чтения задумался...
А какие "приколы своего общения с реставраторами" рассказывал батюшка? Очень любопытно!
Интересно, какие мысли навевает мой рассказ? (правда, очень интересно)
... рассказал, что приехали реставраторы, из недели пребывания, пять дней ... ну, скажем так, предавались праздному времяпрепровождению (хи ...), потом еще полдня походили вокруг церкви, что-то пофотографировали, поговорили, что они делают не проект реставрации, а проект проекта реставрации, что работа сия стоит ... 800 тыс. р., вот они их и отрабатывают в поте лица.
на этом общение и закончилось. рассказывал, что он был на какой-то конференции реставрации, где очень умными фразами рассказывают о том, что разрушается. А от прямых вопросах - и? - от него просто люди прятались, чтобы не сильно доставал. Ну и в таком духе ...
Да, кстати о Масленице, это же вы всех в прошлом году приглашали, кажется, через форум куда-то "повоевать в снежный городок", или я путаю?
Я согласна, что Север богаче Юга! :) Я была на Соловках, впечатления на всю жизнь! Просто считаю, что это ещё очень скромный опыт :)
Если поставить галочку, то историю увидят больше людей, а так она уйдёт с первой страницы, и возможности её увидеть будет меньше.
Женя, сдаюсь! :-) поставила галочку.
Os-a, что касается масляницы, то она состоится :-) Действие будет. Крепость уже растет, остальное тоже традиционно готовится. Проходить все будет 6 марта. Место в открытой сети не появится, хотя мероприятие открытое.
Про сам праздник можно узнать тут: http://www.rozhdestvenka.ru/maslo2011/
Если пойдете по ссылке "История масляниц", то на каждый год там будет очень много фоток, снятых разными людьми. Представление себе составить сможете :-) Так же там есть детальное описание, что это за праздник и почему проходит именно в такой форме :-)
Для того, чтобы поехать только на праздник надо написать на мейл, указанный на страничке. Ваш адрес включат в общую рассылку и дня за два-три будет сделана рассылка с описанием, где пройдет праздник в этом году (можете написать в личку мне, если не хотите через сайт).
Если есть желание примкнуть на стадии подготовки и поучаствовать в маслостоительстве, можете написать мне в личку (или на leliia yandex.ru). Я езжу пока по воскресеньям (хотя вариант ночевки ближе к празднику не исключаю).
помню твой рассказ о снежном городке:)))) интересно было почитать. Может, в этом году и выберемся туда:)
Отличный конкурсный рассказ, отличные фото..мне понравилось:))
Да, как-то так для меня получается, что выезды из Десногорска - только по каким-то очень значимым событиям, и поехать так далеко ради Масленицы -уже получается непозволительная роскошь.
Но посмотреть как народ веселиться и через Интернет занимательно! Поэтому и помнится мне, что от вас подобная информация поступала. Так что -я в болельщиках!
Irma, спасибо большое :-)
Приезжайте, приезжайте :-) Тебе там точно понравится :-)
спасибо..по ссылке пойду-почитаю, что там у вас затевается:))
Os-a, ну, тогда вы можете огранизовать что-нибудь подобное у себя. Главное - было бы желание :-) Наверняка у вас там тоже есть люди, которые бы с удовольствием бы занялись организацией чего-то подобного. Мы же это все сами делаем. Все сами, своими руками - от и до.
А если все же будете в то время где-то поблизости - приезжайте.
У нас там, как обычно, затевается грандиозное действо :-)
что-то я не могу зайти на страничку:((( давай, лучше почту дам, а?
Ирма, брось что-нибудь тестовое на leliia yandex.ru
у нас там постоянные обносления на сайте, так что он иногда тупит. Надеюсь, что будет работать через час-два. Такие перебои бывают :-(
Рассказ хороший!
С большим интересом прочитал. И фото рассмотрел.
Задумался так, вообще...
Реставраторы из рассказов батюшки - это архитекторы, белая кость! Я-то был работяга с топором
А что они пили-квасили неделю, так ведь же не мусульмане какие - наш, родной, русский народ-богоносец
Из забавного:
...На Кижах раз в воскресенье зашли с коллегами в Покровскую церковь: туристов не было, служба только закончилась. Я в трапезной экспозиционные иконы разглядываю, а коллега дальше, в кафоликон идет, с о. Николаем здоровается. Тот ему: "в Храм пришли? Здравствуйте!" "Да вот, зашел поговорить, пообщаться..." "Давайте пообщаемся"...
- Да я не с тобой пришел говорить, - отвечает плотник, заводя очи вверх, к праотеческому ряду, и крестом себя осеняя...
О. Николай лишь крякнул
Удивительная история, редкие в своей красоте кадры и вообще, после Ваших наблюдений захотелось побывать в тех местах... Все такое - чисто русское, деревянное, снежное и белое - родное. Сохранить бы еще...
Такие церкви, полуразрушенные, каждый со своей тайной, разбросаны по всей Руси... Раскопать их историю, восстановить, сделать местом поломничества - титанический труд...
Удивительная наша история и наша земля.
История интересная, спасибо!
Очень понравились легенды о Каргополе. Прочла полностью! Как филолог, получила удовольствие от такой любопытной этимологии топонима, да еще и в стихах.
- как очевидец уже два года подряд, подтверждаю - действо, что надо)) очень надеюсь, что в этом году тоже поеду с ребенком. Такого количества хороших и позитивных людей в одном месте я ни разу не видела))
Каргополь заинетересовал, сколько там красивых церквей окрест, спасибо за рассказ и фотографии.
Ну, мы тоже, если где приходится помогать, в основном на простых работах. Хотя есть те, кто и тонкими работами занимаются. Но у них это все не хобби пополам с отдыхом в отпуск, а все ж таки работа по основной специальности :-)
За историю спасибо. Порадовала. Хорошо, когда такие ситуации все воспринимают с юморком :-)
Спасибо большое! Побывать рекомендую. Но если первый раз, то лучше все же летом. Хотя в зимнем севере своя красота и привлекательность.
Сохранить - да ... к сожалению, само оно еще недолго сохранится...
Спасибо большое! Но стихи-то не мои. Я только перепечатала маленькую часть. Все же шенс, что их прочитают в интернете - больше, чем книгу, которая, даже не уверена, продается ли где, кроме самого Каргополя.
На счет паломничества ... даже и не знаю ... Вот стал Валаам местом паломничества, так и ехать туда не хочется. Там как в трамвае в час-пик ... Тут с одной стороны хорошо, что людей нет, а с другой ... без людей оно все же все разрушится. Где та золотая середина, которая позволит сохранить и донести даже не столько материальный, сколько духовный пласт, для себя пока так и не смогла найти.
Наша великая и могучая вообще очень богата на интересные места. надо их просто не стесняться посещать и рассказывать о том, что были не в тридевятом царстве, а помотрели интересности почти под боком :-)
На праздник приезжайте :-) Будем рады! А если есть желание принять участие в строительстве, то можете вполне в любой выходной можете присоединиться к постройки какой-нибудь снежной фигуры :-) возможности для этого есть. или даже вылепить что-нибудь совсем свое :-)
Красота какая! Русская, северная, деревенская, зимняя, архитектурная!
рад бы в рай, да институт не пускает... а вот с ребенком весной приехать мусор помочь грести как оттает, мысль была...
Да, знакомые виды... Была зимой в заповеднике Кенозеро. Теперь очень хочется летом побывать.Спасибо!
места там в самом деле замечательно. удивительно даже, как все это сохранилось.