|
В 90-годы открылись первые частные музеи в России: минералогический — под Иркутском, музей чайника - в Переславле–Залесском, некоторые в Москве... Но первый опыт создания такого музея принадлежит Джону Григорьевичу Мостославскому, бывшему артисту-иллюзионисту в городе Ярославле.
Сегодня на территории старинной усадьбы, располагается небольшой комплекс из трех музеев и... органный зал. Уж поверьте, это одно из самых посещаемых мест в Ярославле! Но, как и все самое интересное, необычное, замечательное в нашей стране, этот музей, если можно так выразиться, «рожден в муках».
- Было трудно, - рассказывает нам Джон Григорьевич. - Когда я его открывал в 1993 году мне говорили, что я закроюсь, не просуществовав и месяца.
- Все государственные музеи субсидируются, даже если никто не придет к ним - служащие зарплаты свои получат и налоги за них заплатят. Бюджет с одной стороны - хорошо, но он балует. Бабушка какая-нибудь сидит в зале, в сторонке, к вам даже не подойдет. Трогать ничего нельзя, фотографировать тоже. А в частном музее надо зарабатывать буквально на всем...
- Я все впитывал как губка, у меня есть и колокола, и часы, и кастлинское литье, и золотофонные иконы, и уникальный русский и европейский фарфор. Такой богатой коллекцией не владеет ни один из музеев России. Я коллекционировал всю жизнь - с детства до сегодняшнего дня. Я открывал для себя мир прошлого. Теперь я открываю его для других.
- Однажды приходит батюшка: «Это откуда у тебя икон столько?» - «Батюшка, - говорю,- когда пришли красные, все бороды посбривали и все мы - коммунисты. А сегодня опомнились. Когда уничтожали все это, дети выносили из церкви иконы - жгли их, рубили.. А я им говорил: "Что же Вы делаете?" Старался сохранить, купить...»
Золотофонные иконы пошехонских мастеров, которые находятся в коллекции музея, никогда не висели в церкви. Все они заказаны купцами у пошехонских иконописцев, освящены в храме и помещены в частные покои. Были популярны ростовые иконы, когда измеряли рост младенца и заказывали этих же размеров икону с ликом святого покровителя новорожденного. Ее дарили на рождение.
- Я к ликам святых отношусь как к духовной и художественной ценности. Я вне религии и политики, но знаю, что жизнь продолжается и их нельзя уничтожать. Ну, а Россия, она такая... непредсказуемая: сегодня церкви рушим, завтра восстанавливаем.
- Как же вам удалось сохранить столько антиквариата и выстоять в непростое советское время?
- Пять лет в тюрьме нужно было провести...
В этом месте нашего разговора, Джон Григорьевич отвернулся и заплакал. Потом подошел и завел часы. В воздухе повисла пауза, пронзительная как звон колокольчика.
Извините, за вопрос — попытались оправдаться мы
Ничего-ничего, хороший вопрос. Это сегодня появились антикварные салоны, блошиные рынки, Измайлово в Москве. А тогда... Тогда я собирал и прятал, собирал и прятал. Досталось мне в этой жизни! И написали: «Джон Мостославский. Иллюзионист. Еврей. Склонен к приобретению антиквариата».
- Сидел я 5 лет, и все это время начальник ГАИ прятал мои коллекции у себя в гаражах. «Пока мы вдвоем знаем – никто не узнает. Третьему скажешь и меня заберут,» - говорил он. Так и сохранились коллекции... В уголовном розыске я был сфотографирован и так и эдак. Собрание коллекций антиквариата было связано с валютой. Собиратели старины попадали в разряд одиозных людей. Таким меня и считали, а я иногда возвращался не с деньгами, а с долгами. Потому что в командировках тратил все на старинные вещи. И меня часто встречала милиция и забирала все, что я привозил.
- Сегодня никто за это не извинился. А тот, кто меня сажал, приходит и говорит: «Молодец! Как это ты выстоял?»..
- Понимаете, нужно быть сильным человеком, чтобы здесь остаться. Конечно, можно все продать и уехать в Израиль. И вас всех захватить. И на Мертвом море жить безбедно. Вы представляете, какие я ценности сохранил?! Представляете? Захотел бы, золотофонную икону снял со стены, продал – и машину купил. Представляете?! Но я ж не продаю. Я это сохраняю для вас.... Извините, что я растрогался.
- Сегодня Сталина купил. Кастлинское литье, 1947 год. Да, купил! Зачем? Отшучиваюсь – вдруг красные придут. У нас же то красные, то белые. Но я думаю, что музеи – они вечные. Неужели, у кого-то рука поднимется разрушить то, что я создал?! Все-таки здесь целый комплекс, больше такого нигде нет! А недавно создал органный зал, где теперь каждый месяц проходят два концерта органной музыки. Недоброжелатели говорят: «У тебя не все в порядке с головой». Нормально у меня с головой! И не подумайте, что это - бизнес. Если в вы придете в филармонию и спросите: «Как ваш оргАнный бизнес?» Вам ответят: «Вы ненормальная, барышня!»..
Мне просто нравится, когда звучит Бах на набережной...
За каждым экспонатом, за каждой вещицей своя история, региональная, русская, мировая. За каждой уникальной покупкой ситуация, порою смахивающая на анекдот.
- В Иерусалиме по дороге ко Гробу Господню, сидит один старьевщик с товаром. Однажды я зашел к нему и увидел утюг со звездой Давида, - Джон Григорьевич крутит его в руках. - А у меня принцип: когда подхожу не спрашиваю сразу цену на понравившуюся вещь. Посмотрю и то и другое. Потом говорю:
- А это что за паровоз?
- Это не паровоз – утюг!
- Утюг? Ерунда какая... Да кому он нужен!
Старьевщик называет мне астрономическую сумму, - с ума можно сойти! Покрутил я утюг в руках, потом еще несколько вещей и говорю: - А знаешь, у меня приятель — Абрамович
- Это какой?– потрясенно спрашивает старьевщик.
- Да тот, который самый богатый!
- Да ты что!!!
- Вот у него день рожденья. Паровоз что ли ему этот подарить?
- Да не паровоз это - утюг!
- Но у меня, ведь, только 20 шекелей.
- Для Абрамовича-то, возьми!!..
Джон Григорьевич увлеченно начинает показывать нам утюги: паровые, спиртовые, утюги ленточные, утюг в виде рыбы-кита и трехстворчатый...
- Вы видели такой утюг? Видели? И не увидите больше нигде — такой есть только у меня. Раньше девочки рукавчики носили «фонариком». А чтобы разгладить нужно было иметь такой утюжок.
Тут целая эпоха - в этих утюгах. В Советские времена такие утюги пионеры собирали на металлолом, а теперь днем с огнем не сыщешь»...
А первым предметом коллекции Джона Григорьевича стал колокольчик.
- В те времена говорили, если есть в доме колокольчик – значит есть добро, благополучие и много денег. Мне было 9 лет, я был еврейским мальчиком, и я стал собирать колокольчики. Тем более, что оказался в Ярославле. А ведь родился на Дальнем Востоке! Большинство евреев рождается на Ближнем, а я на Дальнем...
Сейчас в музее более 2000 колоколов, а еще есть бубенцы и разного рода звенелки. И самая большая коллекция поддужных колокольчиков в России — тоже здесь. Есть и валдайские, и касимовские!
- Эта коллекция колоколов – огромное духовное наследие. Колокола и колокольчики отлитые в Ярославле славились всегда. Именно в Ярославль в прошлых веках приезжали за ними из Москвы, Киева, Санкт-Петербурга... Ярославские колокола звучат в Америке в Бостоне... Не случайно Николай II именно в Ярославле заказал 100 серебряных колоколов по случаю 300-летия дома Романовых...
Один из этих знаменитых колоколов хранится в музее «Музыка и время», а местонахождение остальных 99 неизвестно.
Музей «Музыка и время» самый посещаемый в Ярославле. В выходные здесь не протолкнуться. Дети разных возрастов, пенсионеры, туристы и молодожены - все спешат в гости в музей Джона Мостославского. Настоящее паломничество! «Свадьбы Ярославля совершаются у меня" - с гордостью говорит он.
Ритуал такой: невеста надевает на жениха потертый хомут и пока он скромно стоит в хомуте - звенит колокольчиком. Жители Ярославля восприняли обряд с энтузиазмом, ведь брак тогда будет крепким и долгим. Теперь в Ярославле без хомутанья - и свадьба - не свадьба.
- Моя коллекция входит в Государственные фонды Министерства культуры РФ. А это государственные фонды, их должны охранять независимо от формы собственности. Но с охраной мне помочь никто не хочет! Один из представителей власти сказал: «У него частный музей. Почему мы должны его охранять? Пусть берет вилы и охраняет себя сам».
- Сам. Все сам. По профессии я - потомственный артист-иллюзионист. Всегда много работал... А ведь раньше не всегда можно было много работать. Я застал то время, когда у артистов существовали нормы - 13 концертов в месяц. Норма!.. Все старые артисты подчинялись этой норме: и Кобзон, и Лещенко, и Алла Пугачева, все. Я знаком с ними – раньше общался. И когда директор филармонии дал мне возможность отработать 100 часов, то все говорили, что Джон Мостославский заработал на месяц столько, сколько другие зарабатывают за год!..
- Я поехал в Якутию, на Сахалин, на Камчатку. Там не было норм. Я очень много работал и вкладывал все деньги в коллекции. И дом на набережной стоил по кирпичику. Ведь 10 лет назад это была разрушенная усадьба. Могу показать фотографии – вы воскликните: «Невозможно это восстановить!» А я восстановил...
- Как-то мне принесли медаль и конверт. Наградили за заслуги перед отечеством. В конверте деньги - пять тысяч рублей... Отдайте их в детский дом!.. Это так они оценили мои заслуги перед отечеством. Лучше бы ничего не давали.
- Один из трех моих сыновей работает иллюзионистом, и все продолжают коллекционирование. Вот, сын поехал путешествовать – привез самовар. Это же интересно все и престижно! Но от государства я уже ничего не хочу. Чтобы только не трогали меня, не мешали. Когда купил дом - тут же в вызвали - проверка документов. Чисто все, законно. А говорят: «Ты бы сначала соседей купил, а потом дом. Это они донос написали, мол, он - еврей, незаконно дом купил, чтобы продать и в Израиль уехать..." Зависть порождает чувство ненависти. И сегодня завидуют, что мне удалось сделать то, что не получилось у других.
Все в музее «Музыка и время» живет: часы тикают и отбивают полдень, колокольца звенят, иконы сверкают, шарманки играют. И каждый экспонат, даже попав суда «мертвым», непременно оживает. Хозяин точно отыщет в России мастера, который сможет его починить. И возникает иллюзия, что время не властно над этим «домиком счастья» - так окрестили его новобрачные. «Старое - на самом деле, новое»,- говорит Джон Мостославский. И кажется, что мы понимаем, о чем это он...
Благодарю компанию ID-reel http://www.id-reel.com/ и туроператора по внутреннему туризму "Волга-тур" http://www.volga-tours.ru/ за организацию пресс-тура. Встреча была организована в рамках форума " Visit Russia 2013" в Ярославле. http://visitrussia-yaroslavl.ru/

Готов к критике! |
| 31.10.2013 Просмотров: 5113 |
О, Наташа, вот это музей! И ты знаешь... я была на блошином рынке в Измайлово буквально две недели назад. Ты натолкнула на мысль - а не разместить ли здесь свой репортаж о прогулке там? Может, тоже туристов заинтересует... елы-палы, сколько интересного можно увидеть!
Спасибо за первый Ярославльский репортаж!
Оля, вот так всегда!
Я эту историю три дня писала, а ты за три минуты осилила
Кстати, я не была на Измайловскои рынке , только слышала. Так что выкладывай!
Покажу! А я вчера прямо посвятила вечер поздний чтению историй на ТБГ, и осилила и Пятигорск еще и Коломенское.
Так что - не скроешься)) От меня точно.
Ммм... Мне придется перед тем, как Блошиный рынок показать, еще и про то, как и почему нас туда занесло рассказать и показать, что увидели перед этим :))
Наташа, читала и поражалась, читала и восхищалась, и радовалась! Как же здорово.что есть у нас в стране ещё такие люди и такие музеи! Теперь очень-очень захотелось посетить город Ярославль. В колокольчики позвенеть, к клавишам прикоснуться.Когда читала, думала об охране этих сокровищ, а потом и ответ прочитала. Не иначе Джон приплачивает местным "охранникам", если государству всё равно. Уникальный Человечище Джон, и отрадно, что есть сыновья, есть кому музей передать. Спасибо тебе огромное за репортаж! +++1
С удовольствием прочитала. Как же хочется увидеть всё своими глазами! Какие дивные самовары, какая мебель. А уж граммофончик-чудо! Хорошо, что такие особенные вещи не затерялись, не пропали, а стоЯт там, где их можно посмотреть, может даже украдкой дотронуться))... Джону спасибо, что сохранил. Вам, Наташа,спасибо,что так увлекательно рассказали!))
Наташа, привет. Мне вот тоже нравятся такие маленькие домашние музеи, там особая атмосфера, и экспонаты, в которых чувствуешь вложенную в них душу и любовь. В прошлом году были в музее самоваров в Городце, удивительно, сколько их собрано в одном деревенском доме, и маленьких, и больших, и пузатых, и "стройных", и золотых, и серебрянных. И очень добрую экскурсию провели для детей, в стихах. Вообщем, были все под впечатлением...Низкий поклон таким собирателям, тем более, когда узнаешь, через что им приходится пройти.
Очень получился интересный репортаж! Дом удивительнейший! Коллекционеры всегда такие люди незаурядные, необычные. На одном дыхании читается.
Написано классно, прочитала с огромным интересом! Не слышала про этот музей раньше, поэтому теперь есть еще один повод наведаться в Ярославль. Таким людям, как Джон, всегда хочется выразить свое восхищение и уважение - сохранить, приумножить, донести до людей - это многого стоит!
Руки с паровозом хороши! И звук...слышу
Маргарита, спасибо. Конечно, там просто тьма сокровищ и с охраной мне видится какое-то совместное решение с государством. Потому что, случись чего (тьфу-тьфу-тьфу) .. для Джона крах, но для города и страны неменьшая потеря. Вот только Джон тревожиться о том, а представители государства?
Анарина, спасибо.
Как и основное свойство многих современных музеев сегодня, так и у Джона - трогать нужно, необходимо! Это же другое узнавание истории быта. Не украдкой, мы ведь так привыкли, что музей - это только смотреть... У Джона нескучно, еще и потому , что вопринимаешь многое еще и на слух ( все музыкальные интсрументы/предметы работают) и ощущениями.
Лена, привет! Рада тебя... видеть)) Не назвала бы его маленьким. Самый посещаемый, всего три музея в одном дворе.. коллекции государственной важности. Но, подходят там к посетителям со всем отвественностью - экскурсионное обслуживание, как я поняла, входит в стоимость билета - экскурсовод выкладывается и обязательно заводит грамофоны, физгармонии и шарманки))
Анна, спасибо, Джон - неоднозначный человек) А мама так его и назвала - верила, что ждет его судьба незаурядная. Уже позже прочитала в интеренете, что свои первые колокольчики Джон в дестве с коз срезал. С чужих, видимо) Невелика потеря, но все ж. Мелочь же по сравнению с тем, что делал и делает он для города. Все думаю, нам бы в город такого Джона!
Наталья, спасибо. Я в эту историю по-настоящему включилась, когда он заплакал. То есть все мои вопросы про бизнес как рукой сняло.. Я до сих пор под впечатлением.
Ира, может тебя вывеска отпугнала - смешная детать :))
Церковь эта не та, которая на 1000-ой купюре, не Ильи Пророка. Эта церковь Богоявления, одна из немногих, которые подсвечиваются ночью в Ярославле.
Это утюг
Как хорошо, что потрогать можно! Это на самом деле другое ощущение от предмета, вещи... И физгармонию, и граммофон - где ещё послушаешь? Я вот и не слышала ни разу... Надо в Ярославль))
Какая интересная история и коллекция, а ведь так часто многие музеи и создавались, на основе отдельных собраний частных лиц. Мне там больше всего фарфоровые космонавты понравились.
Вадим, остается только надеяться, что "климат" будет более благоприятным для создания музеев в России, в регионах) Кладов в смысле материальных ценностей - все меньше, а вот в смысле информации - копать и копать :))
Этим летом видела крохотный музей на краю цивилизации, в деревне, на Алтае.. Нет никаких коллекций, чуток экспозиции.
Одна старенькая бабушка держит внимание 9 человек в течении 2-х часов! Говорит за раз человек 40 бывает. В избушке не умещаются! Коллекция вторична, первична харизма человека, имхо. Спасибо за отзыв
А космонавты - супер) Мне тоже очень, такой наив
Наташа! В музее " Музыка и время" была как раз на свадьбе своих родственников и знакомство с экспозицией было весьма поверхностным. После твоего замечательного рассказа обязательно поеду в Ярославль и еще раз схожу в этот музей.
Два дня не могла коммент написать: интернет глючил.
Наташа! Я потрясена личностью этого человека...вот просто ужасно жалею, что будучи в Ярославле, не посетила этот музей, а могла бы.....спасибо тебе огромное за потрясающий рассказ.
Вот оно как! Может и вместе съездим - тут недалеко
Женя, спасибо )) Кстати, музею этому в этом году исполняется 20 лет, юбилей. А Джону Григорьевичу лет 70.. Хорошо, что потомки поддержали дело. Есть надежда, что дело будет жить и заехать можно будет в любой момент. Ярославль не Австралия ведь, рядышком. Кроме, таких известных мест нас еще завозили в места практически неизвестные , но очень интересные! И с девушкой харизматичной познакомили, которая занимается организацией городского пространства. И хотя разговор с ней - не совсем формат для ТБГ... Но все ж , думаю выложу.. Вот тебе, например, думаю точно интересно будет! Так что заходи)
Конечно выкладывай! про всё - всё очень интересно. формат - не формат, думаю, немного ошибочная категория...главное, как рассказать :) Жду.
Наташа, я выложила про Измайловские Кремль и блошиный рынок. Заглядывай!
Наташа, даже не знаю как выразить вам свою признательность за этот пост. Целую руки. Это давно и всем понятно, что если нет прошлого, не будет и будущего. У овеществленного прошлого есть свои истории и своя история. Сколько всего сгинуло, уничтожено, растоптано. Строили нового человека, пытаясь оторвать его от корней, да и корни вырубить. Построили. Если когда-нибудь опубликуют материалы о доносах, станет понятно, что палачей были не сотни и тысячи, а миллионы. Соизмеримо с жертвами. Хоть тем, кто хочет знать, и так понятно. Музей этот вместе с Джоном-собирателем старины - не просто музей старины и старого быта. Это комментарий к невынесенному приговору. И ненавидим многими, как есть ненавистники музеев Бухенвальда и Освенцима.
Наташа, отличное интервью и неравнодушное. Браво. Даже на предметах, заслуживающих вмания, остановиться не могу. Эта публикация и реквием и еле слышимая мелодия надежды. Спасибо.
Михаил, спасибо. Вы как-то правильно меня поняли, что не столько я о музее и предметах, сколько о том - как сложно что-то позитивное создавать в России, сложно жить здесь, сложно быть. И как драматически и нужно смотрится человек, личность - на фоне всей исторической и современной неразберихи. И как важно, что он остался на своем месте, не продал, не уехал, не сбежал от трудностей ( с огромной буквы) и от себя, такого уникального.