Краткая экскурсия в Атлантиду

Санкт-Петербург, 13 марта 2014

                                                            Краткая экскурсия в Атлантиду

 

            Невозможно читать, смотреть и слушать. В общем, «надоело говорить и спорить и любить усталые глаза» и думать о том, что «в флибустьерском дальнем синем море» уж эскадра поднимает паруса и расчехляет пушки. Обычное средство для обретения равновесия под запретом на полгода. Чтобы как-то переключиться, думаю о потрясении трехдневной давности, которое застигло меня в Питере. Казалось бы,  прекрасная экскурсия, на которую попал я по случаю. Случай – приезд на наш семинар московской гостьи и архитектора Инны. Семинар предполагался к вечеру, и было время удивить москвичку. Питерцы приготовили очаровательный сюрприз – посещение Юсуповского дворца на Мойке, о котором я слышал и читал, но в котором никогда не был.

 

                                        Краткая экскурсия в Атлантиду

 

            Утверждают, что он упоминается в английском каталоге «Замечательные частные дома Европы», выпущенном в последней четверти ХХ в. Дворец часто называют энциклопедией аристократического интерьера Санкт – Петербурга. Здесь сохранились, кроме парадных залов, сильно поредевшая коллекция картин, небольшой домашний театр и жилые покои семьи Юсуповых, пять поколений которой владели дворцом вплоть до 1917. А приобретен был дворец, построенный в 1770 г. по проекту Вален-Деламота, Николаем Борисовичем Юсуповым в 1830 г. у племянницы Потемкина графини Браницкой, получившей его за 35 лет до этого в подарок от Екатерины II, которой графиня была подругой, наперсницей и, как поговаривали, соперницей в делах любовных.

 

                      Краткая экскурсия в Атлантиду

 

                                       Портрет князя Николая Борисовича Юсупова                                        Изображение из сети

 

            Князь Николай Борисович был одним из самых ярких представителей рода Юсуповых. Директор Императорских театров, директор Эрмитажа, он вёл знакомство с  Дидро, Бомарше и Вольтером, был членом Государственного совета и единственным в русской истории маршалом коронации, короновавшим трех царей — Павла I, Александра I и Николая I. Был он также знатоком искусств, коллекционером и меценатом.

 

            Последняя дореволюционная реставрация дворца состоялась в 1910 г., а дальнейшие, коих было несколько, имели целью некоторое восстановление утраченного и изношенного и консервацию и обеспечение сохранности. Поэтому, если не считать утраты множества художественных ценностей, хоть часть их перемещена была в Эрмитаж и Русский музей (откуда в дальнейшем частично продана за рубеж), дворец выглядит примерно таким, каким виделся он покинувшим его в одночасье в 1919 г.  хозяевам. Уезжая, они забрали с собой две картины Рембрандта, да шкатулку с наиболее редкими драгоценностями, оставив в доме два тайных хранилища, в одном из которых в 1925 г. обнаружены были ноты, документы и 27 писем Александра Сергеевича Пушкина. Позже при реконструкции в основании паркетных полов одного из залов обнаружился также тайник с коллекцией европейского серебра.

 

    Краткая экскурсия в Атлантиду

 

                                                                                                                                                 Фото из сети

 

            В подвале этого дома 16 декабря 1916 г. с участием Феликса Юсупова и еще одного из членов императорской семьи был убит Григорий Распутин. Возможно, эта смерть и ее обстоятельства запустили механизм реализации варианта пророчеств святого старца о судьбе России, описание которых до сих пор читать страшновато, особенно нам, знающим, что многие из них сбылись. Так же как и кое-что из его ясновидческих предсказаний о судьбах остального мира. В одном из подвальных помещений воспроизведены некоторые обстоятельства этого события с восковыми фигурами участников.

 

    Краткая экскурсия в Атлантиду

 

                                                                                                                                                 Фото из сети

 

            Мы пришли к открытию и попали на первую экскурсию. В музее почти во всех помещениях разрешают фотографировать, нужно лишь доплатить за это 150 рублей. Но к огорчению своему я в суете отъезда забыл взять с собой фотокамеру, хоть и предполагал экскурсию по городу. А снимать телефоном в таком антураже посчитал деянием, недостойным этих стен. Спутница наша, московский архитектор и дизайнер Инна Азорская, оказалась гораздо решительнее и сделала целый ряд, на мой взгляд, удачных снимков айфоном, которые я привожу здесь, дополнив некоторыми снимками из сети. Инне моя благодарность и поклон.

 

                                            Краткая экскурсия в Атлантиду

 

            Я попробую вместе с вами пройтись по залам и помещениям дворца, отрывочно представляя вам то, что удалось мне увидеть и услышать от прекрасного экскурсовода, возглавившего нашу группу самых ранних посетителей. Оформление интерьеров дворца, конструкции лестниц, форма и материалы светильников и люстр, отделка стеновых панелей, конструкции, росписи и лепнина потолков, затянутые красным и синим шёлком буазери, убранство залов и мебели, входные порталы и порталы каминов поражают разнообразием материалов и мастерством исполнения. Достаточно часто встречаются художественные цветные паркеты и паркетные розетки, композиции которых давно стали классикой и составляют часть трехвековой примерно традиции русского художественного паркета. Тем не менее, паркетные полы, чтобы сохранить меру в пышных, ярких, сложных и насыщенных дизайнерскими элементами интерьерах, в большей части помещений имеют простые классические рисунки и выполнены из одной – двух характерных для этого помещения и, как правило, светлых пород. Они совсем неплохо сохранились, если не считать оспин от каблучков модниц. Последуем за экскурсоводом по анфиладам помещений и залов дворца, насладимся фантазией и мерой вкуса проектировщиков и высочайшим мастерством ремесленников - исполнителей отделочных работ.

 

                                          Краткая экскурсия в Атлантиду

 

                             Краткая экскурсия в Атлантиду  

 

      Краткая экскурсия в Атлантиду

 

                                                                                                                                                 Фото из сети

 

            Гостиная Генриха II с отделкой грушевым деревом, из которого в том числе рамы, мебель, двери, кессонный потолок. Здесь же копия ренессансного камина из Лувра с порталом из красно-белого мрамора.

 

   Краткая экскурсия в Атлантиду

 

                                                                                                                                            Фото из сети

 

            Библиотека с книгами XVIII-XIX вв. Во дворце когда-то была коллекция более чем из сотни музыкальных инструментов, включая скрипки работы Страдивари, Амати и Гварнери, а также коллекции монет, камей, драгоценных камней. Здесь расписной потолочный плафон с тремя живописными ангелами и гирляндами, из которого спускается на 2 метра люстра золоченой бронзы. В Мавританской гостиной, оформленной по образцу некоторых помещений испанской Альгамбры, ниши в стенах с курительницами для благовоний, два бюста мавра и мавританки с белыми глазницами из белого и черного мрамора на резных постаментах, мраморный фонтан и камин из оникса.

 

                                               Краткая экскурсия в Атлантиду

 

                                      Краткая экскурсия в Атлантиду

 

            Зал, из которого дубовая лестница, в основании которой обширные вставки из карельской березы, ведет на второй этаж. В зале дубовые шкафы с затейливой резьбой, два витража с растительными рисунками и птицами, дубовые паркеты с широкими 9-сантиметровыми планками, по две образующими небольшие квадраты, 3-метровая хрустальная люстра и мебель с золочеными накладками. Над лестницей многоярусная люстра и изящная лепнина, а на площадках шандалы светильников.

 

                                  Краткая экскурсия в Атлантиду     

 

            В помещениях дворца встречаются гобелены, но в одном из них их особенно много, включая гобелены, подаренные в свое время Николаю Борисовичу Юсупову Наполеоном I. В этом зале люстра  из золоченой бронзы с большими фарфоровыми вставками с росписью, позволяющей думать, что изготовлены они на королевском фарфоровом заводе в Севре. Восхищение вызывает сложная резьба на стеновых панелях и деревянных потолочных бордюрах.

 

                                        Краткая экскурсия в Атлантиду

 

            В Парадной спальной комнате кровать с балдахином, камин с мраморным многоярусным порталом и  позолоченным навершием, филенчатая резная дверь с позолотой и мраморные детские скульптуры. В ротонде круглый расписной купол с позолотой и две ниши по сторонам. В некоторых помещениях художественные полы с большими розетками геометрического рисунка. Голубая гостиная с полукруглым купольным потолком с кессонами из лепнины и с буазери, затянутыми голубым шелком,  далее - зал с прямоугольным  потолком с графической росписью плафона в технике гризайль с оттенками серого и золотистого, большой паркетной розеткой из восьми пород дерева,  золочеными лепными фигурами над порталами дверей и 6-метровой люстрой, украшенной литыми бронзовыми фигурами. Зеленая гостиная с малахитовым порталом камина, золочением, креслом и столиком с бронзовыми накладками и отделкой карельской березой.

 

                                       Краткая экскурсия в Атлантиду

 

     Краткая экскурсия в Атлантиду

 

                                                                                                                                            Фото из сети

 

                                          Краткая экскурсия в Атлантиду                                

 

                                        Краткая экскурсия в Атлантиду

 

   Краткая экскурсия в Атлантиду        

                                                                                                                                             Фото из сети

 

             Белоколонный концертный зал с полукруглым потолком, расписанным в технике гризайль с искусным созданием ощущения объемности рисунка. На невысоком подиуме белый бехштейновский рояль. Учитывая, что эта марка имеет более чем 160-летнюю историю, это вполне может быть семейный инструмент Юсуповых, приобретенный из числа первых роялей, выпущенных зайхфеннерсдорфской  фабрикой в Германии. По периметру арочных дверных проемов и арок окон – светильники в форме подсвечников. 3 больших люстры вывешены по центральной линии зала, а 4 люстры поменьше освещают  просцениум. По контуру зала распределены 24 колонны, а в самом зале несколько рядов резных деревянных стульев с бархатными красными сидениями, на которых мы и разместились, чтобы выслушать выступление небольшой группы певчих, чистые голоса которых, взлетая к высоким потолкам, заставляли трепетать крылья мраморных ангелов в залах и несмотря ни на что отзывались в наших очерствевших душах. Акустика у зала удивительная.

 

                                            Краткая экскурсия в Атлантиду

 

                                                    Краткая экскурсия в Атлантиду                        

 

             Я думаю, что уже утомил читателей описанием многочисленных помещений дворца, и поэтому пропущу мебель с живописной инкрустацией и бронзовыми накладками, триумфальную арку с дверью из красного дерева и бронзовыми золочеными львами со светильниками в лапах по ее сторонам, бесчисленные зеркала великолепной сохранности в бронзовых рамах. Упомяну еще только о домашнем театре Юсуповых примерно на полтораста зрителей, который предстал перед нами в великолепной сохранности, с высоченным продолговатым залом с двумя ярусами по высоте, между которыми в торце расположена императорская ложа, отделанная красным. В зале зачехленные аутентичные кресла.  На потолке большой живописный плафон с  помеченным 1860 г. аллегорическим изображением «Утро прогоняет ночь» в лепном и золоченом медальоне. Всего на позолоту сверкающего оформления зала понадобилось 2,5 кг сусального золота. В 1949 г. в перекрытиях театра обнаружился неразорвавшийся немецкий снаряд. Его удалось извлечь и обезвредить. Что это было, техническая неисправность или воля провидения, бог знает. А вообще дворец пострадал в войну от бомбежек и артобстрелов, и его пришлось потом долго и бережно восстанавливать.

 

                                                         Краткая экскурсия в Атлантиду

                                                                

                                                                                                                                         Фото из сети

 

                                                        Краткая экскурсия в Атлантиду

                                                                                                   

            Здесь до сих пор регулярно проходят театральные, балетные и оперные постановки. А когда-то здесь в качестве артистов перебывали многие знаменитые отечественные и зарубежные исполнители, а посетителями был цвет российской знати, включая самодержца и членов его семьи.

 

             А сейчас хочу сказать о потрясении, упомянутом мной в начале истории. Я увидел  во время этого посещения Атлантиду, затонувшую в океане времени, раздербаненную. Атлантиду, художественному собранию которой когда-то могли, по словам Александра Бенуа, позавидовать Лувр и Версаль. Цивилизацию, от которой остался лишь внешний образ. С которой вместе ушла эпоха, часть достижений которой недосягаемы для нас, живущих на том же пространстве почти со столетним сдвигом по времени. В своем декоре, в подборе обстановки, в архитектурных формах, в немногих уцелевших картинах, в тонкой и изящной каменной резьбе каминных порталов, в старинных цветных паркетах, несколько поклеванных в 3-4 последние десятилетия безжалостными каблучками-шпильками, от которых не спасают даже выдаваемые всем на входе матерчатые бахилы,  что только добавило этим полам винтажного очарования, в лепных и расписных кессонных потолках, в изящном двухъярусном домашнем театре, во всём, что вмещают его не 3, а гораздо большее число измерений, дворец несет в себе память. Память о высочайшей культуре, об истории поколений своих владельцев и страны, о безукоризненном вкусе, который позволил, несмотря на безусловную состоятельность семьи Юсуповых и в то же время во многом благодаря ей, построить исторический памятник, превращенный вместе с художественным собранием Дворца в произведение Искусства. И как это упоительно  смотрится по сравнению с кичем тех уже наверное виденных дворцов, покинутых в спешке сбежавшими соседскими президентом и генеральным прокурором. Да и у нас по разным случаям есть с чем это сравнить. И тяжесть этого сравнения, толща вод времени над тем, что мы вчера увидели, тоска по лучшему из ушедшего и ушедших не отпускают меня все это время.

 

   Краткая экскурсия в Атлантиду

 

                                                                                                                                                                       Фото из сети

 

                             Краткая экскурсия в Атлантиду

 

                                            Портрет княгини Ксении Юсуповой - Сфири                                     Фото из сети

 

            Как это трудно, по крупицам и долям карат отбирается временем, и как это всё хрупко. Как хрустальный звон, как улыбка на обрывке холста, зажатая в руке бредбериевского  мальчишки, как голубая по свидетельствам немногих очевидцев планета, подвешенная в космосе на взаимодействии бессчетного числа факторов, известных, неизвестных или относящихся к непостижимому Провидению.

            Закончили мы экскурсионный маршрут в Храме Спаса-на-Крови.

 

                                 Краткая экскурсия в Атлантиду

 

                                     Краткая экскурсия в Атлантиду

 

         

 

Медаль
Готов к критике!
Тэги: Россия ,
8 голосов | Комментарии Оставить комментарий
BUCH аватар
BUCH (Втр, 18.03.2014 - 20:48)

Браво, Михаил! Шикарный репортаж! Отдохновения для души смотрящей и слушающей все последние дни новости. Как же красиво всё это было! И впрямь... Атлантида затонула, и населяющие её Атланты ушли, сохранив кусочек своей культуры и свой язык в чужеземных странах, обогатив их при этом.

Спасибо!Краткая экскурсия в Атлантиду

Mikha аватар
Mikha (Втр, 18.03.2014 - 22:23)

Спасибо  вам , Маргарита, что заглянули. Рад, что понравилось. У меня нечасто бывает в Питере время, чтобы что-то увидеть. На этот раз получилось, благодарение судьбе и питерским коллегам.

Ольга Ли аватар
Ольга Ли (Ср, 19.03.2014 - 05:40)

Эпоха, да... Хрупкая роскошь и вкус, да, Вы совершенно правы...Культура!! 

Спасибо!

Irma аватар
Irma (Ср, 19.03.2014 - 07:07)

 

Всегда думаётся-кто, чьи умы и руки во все стародавние времена умели создавать такое!!? Веди испокон веков люди натыкаются на доказательства того, что их предшественники, предки обладали какими-то удивительными знаниями и навыками-в данном случае по архитектуре, отделочным техникам, дизайна.. боюсь, вздумай мы сейчас с картинки воссоздавать какой-нибудь эдакий, подобный юсуфовскому, интерьер-специалистов нужного уровня уже бы и не сразу нашли....

спасибо,Михаил, чУдная экскурсия по всегда интересному городу))))

 

Mikha аватар
Mikha (Ср, 19.03.2014 - 12:04)

            Да, многое утеряно, например, такая гравировка ручная художественных паркетов, когда в прорезанные канавки затиралась смола или вставлялись тонкие кусочки черного дерева, графьё называлось. И это оживляло растительные композиции цветных старинных паркетов. Или методы окрашивания древесины с помощью растительных соков или подкуривания. Что до архитектуры и убранства интерьеров, то это конечно культура и ремесло, которые развиваются с людьми и с людьми же уходят.

            Когда после 1917 разорили ювелирное дело Фаберже и мастера и хозяева разбежались кто куда, один из мастеров добрался до родины в Швеции и жил там потихоньку до самой кончины, незадолго до которой отдал кому-то из внуков пачку толстую эскизов работ мастерской. Ее потом издали книгой с минимальными пояснениями, и сейчас это свидетельство того, что когда-то было возможно, что могли придумать и сделать руками, свидетельство эпохи, которая ушла практически безвозвратно, если не считать феномен Коноваленко, который работал в советскую эпоху, делал потрясающие вещи, преследовался, а потом был отпущен в Америку (!), где успешно работал до самой смерти. 

            На мой взгляд, наряду с прочим предыдущую нашу страну погубил лозунг "У нас незаменимых нет" (и всякие его модификации типа "бабы новых нарожают"). И если относиться к людям как к мусору, получим то, что имеем. Похоже всё-таки, что цивилизация передается от отца к сыну (дочери), от учителя к ученику, а не от книг и даже скрижалей и тем более гаджетов к человеку. А нет человека, нет истории. Нет истории, нет будущего.

VyazNickOff аватар
VyazNickOff (Ср, 19.03.2014 - 17:17)


Здравствуйте! Очень красивый дворец! Много раз был в Питере и даже мысли не было его посетить. В следующий раз надо обязательно. Очень интересный и познавательный рассказ. Спасибо. Отдельное спасибо Инне, иначе много бы не увидели.

Замечательно, что дворец живет и там постоянно проходит множество мероприятий.

Модератор аватар
Модератор (Ср, 19.03.2014 - 18:00)

Михаил, спасибо за рассказ! Удивительно, сколько мельчайших подробностей вы подмечаете и складываете в единое целое. 

Я, например, обычно воспринимаю пространство как нечто целостное и не обращаю внимание на такие детали. Интересно, что каждый человек ощущает окружающие вещи по-своему.

Mikha аватар
Mikha (Ср, 19.03.2014 - 19:15)

Борис, но ведь это для того, чтобы "В одном мгновенье видеть вечность, Огромный мир - в зерне песка, В единой горсти - бесконечность И небо - в чашечке цветка".

ДятелМестный аватар
ДятелМестный (Ср, 26.03.2014 - 09:14)

Ещё один пропущенный пунктик в Питере... Учту.

Пьянова Евгения - Поппинс аватар

С каким  удовольствием я бы сейчас посетила этот дворец.  Когда-то,  будучи в городе 10 дней,  устала от экскурсий по роскоши ( ездила с группой студентов,  нам много показавали такой Атлантиды,  но она тогда нас не интересовала,  нравилось присесть,  пока сотрудник музея не видит,  на кресло под зеркалом в каком-нибудь дворце и себя запечатлеть в интерьере или умудриться заснять его из-под полы так,  чтобы обвести вокруг пальца бабушку)

То ли дело сейчас...надо будет в след.  приезд в Питер обязательно сходить. 

Спасибо!

Сергей Василец аватар
Сергей Василец (Ср, 16.04.2014 - 21:56)

Михаил,

в Питере удивительное на каждом шагу.

Причем, оно может находится даже там, где не ожидаешь. Никогда даже представить не мог, что в самом центре города есть такие потрясающие, но неизвестные широкой публике, интерьеры. Хотя меньше года назад был в Питере и капитально его пытался исследовать...

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
X
Укажите Ваше имя на сайте TourBlogger.ru
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка...