Крестины. Как это по-французски?

Neufchateau, 2010

  

Задумывались ли Вы, уважаемый читатель, что такое обряд крещения?

Зачем он нужен? Чего мы лишаемся, если живем некрещеными?

 

«….по учению православной церкви, крещение – это духовное рождение человека,

самое главное событие в его жизни на земле.

В крещении к ребенку приставляется в качестве его хранителя Ангел, который

охраняет человека всю его жизнь» - говорит Протоиерей храма Иоанна Предтечи,

отец Олег Кириченко.

 

В обряде крещения в православной церкви я когда-то участвовала и обряд более или менее представляю. 

Знаю, что после  крещения человек становится полноценным членом Церкви.  После крещения человек получает доступ ко всем церковным таинствам, прежде всего, к Причащению, в котором,  происходит соединение человека с Богом.

Обряд осуществляется с троекратным погружением человека в воду, либо с обливанием его водой с произношением молитв.

Крещение в переводе с греческого языка, это и есть «погружение в воду».

При крещении человек смывает с себя прежние грехи и умирает для греха.

Так учит церковь.

Упоминание об обряде встречается в Священном Писании. Его история связана с Иоанном Крестителем, который приходивших к нему людей погружал в воды реки Иордан, чтобы они смыли с себя грехи.

 

Каждый из нас помнит картину Александра Андреевича Иванова «Явление Христа народу», которую мы много раз видели в Третьяковской Галерее в Москве, ту самую, над которой художник работал двадцать лет. Картина уже отметила 150-летний юбилей.

Сколько раз замирало сердце перед этой гениальной картиной!

 

Николай Васильевич Гоголь назвал картину Иванова «явлением небывалым», равного которому «еще не показывалось от времен Рафаэля и Леонардо да Винчи».

Он написал: «Картина изображает пустыню на берегу Иордана. Всех виднее Иоанн Креститель, проповедующий и крестящий во имя того, которого еще никто не видал из народа. Его обступает толпа нагих и раздевающихся, одевающихся и одетых, выходящих из вод и готовых погрузиться в воды; в толпе этой стоят и будущие ученики самого Спасителя. Все устремляются внутренним ухом к речам пророка, как бы выхватывая из уст его каждое слово и выражая на лица  различные чувства: на одних уже полная вера, на других еще сомнение, третьи уже колеблются; четвертые понурили головы в сокрушении и покаянии; есть и такие, на которых видна еще кара и бесчувственность сердечная. В это самое время, когда все движется такими различными движениями, показывается вдали тот самый, во имя которого уже совершилось крещение — и здесь настоящая минута картины».

 

Картина

 

Крестины. Как это по-французски?

 

 

 

Необходимым условием для таинства крещения является сознательная вера человека в Бога.

 

А как обряд выглядит по-французски? Случай увидеть своими глазами представился.

 

Так получилось, что я получила приглашение на крестины - важный семейный праздник во Франции.

Вся французская семья обязательно собирается на следующие события - на крестины, на свадьбу, и, наконец,  на похороны каждого из членов семьи.

 

Попробую описать событие подробно, как непосредственный участник.

 

Подготовка начинается задолго до дня крещения. Всем родственникам рассылаются специальные приглашения и меню праздничного обеда. Заказывается еда, обслуживание и оформление помещения, где проводится праздничный обед.

 

В день крестин (обычно это в воскресенье) утром родители, сам виновник торжества, обязательно в белом одеянии и приглашенные гости отправляются в церковь, непосредственно для участия в обряде крещения.

 

Крестные отец и мать, выбранные заранее, накануне дарят крестнику золотые крестик и медальончик на цепочке, которые освещаются во время обряда. Крестная мать еще дарит крестильный белоснежный набор, в котором ребенок и отправляется в церковь.

А остальные гости приносят подарки по своему усмотрению и дарят уже потом, после церемонии.

 

Крестные отец и мать должны осознавать ответственность и принимать участие в жизни своего крестника, следить за его духовной жизнью. Сейчас разрешается, чтобы хотя бы один из крестных родителей не был католиком, а второй обязательно должен быть католиком старше шестнадцати лет. Неверующий или некрещеный человек не может быть крестным родителем.

 

Крестный отец должен подготовить свечу, которая, впервые зажегшись на крещении, будет сопровождать ребенка всю его христианскую жизнь. Ее ребенок будет держать в руках, когда пойдет к первому Причастию и первой Исповеди, она будет с ним рядом и на венчании. Поэтому нужно выбрать достойную красивую свечу, которую потом сохранить.

 

Во время крещения малыш  находится на руках у крестной матери, а крестный отец держит свечу. Родители малыша обязательно присутствуют тут же.

 

---

Утром Дня Крестин шел проливной дождь. Было прохладно и мокро. Мой, приготовленный накануне, белый наряд пришлось оставить дома потому, что никак невозможно было выдержать довольно длительное время в легком платье в огромной и холодной церкви.

 

Пришлось облачиться в джинсы и прихватить еще ветровку.

- Вот, досада! Такой торжественный момент, а одежда у меня самая обыкновенная!

Я не долго расстраивалась по этому вопросу, тут уж ничего поделать нельзя.

 

К церкви я приехала довольно рано, пришлось немного подождать начала церемонии.

 

 Крестины. Как это по-французски?

 

 

Вскоре приехали все приглашенные гости и родители с виновником торжества.

Вошли в церковь. Служба уже закончилась, народу было немного.

Каждый нашел себе место. В католических храмах прихожане сидят на специальных скамейках, в то время, как в православных храмах, прихожане стоят, причем некоторые стоят на коленях…

 

Сначала священник спросил у родителей и крестных родителей -  осознают ли они ответственность за воспитание ребенка в христианской вере - и только после утвердительного ответа приступил к обряду.

 

Священник прочитал отрывки из Священного Писания и произнес короткую проповедь, призывая родителей и крестных родителей с готовностью принять обязанности, связанные с принятием ребенка  в Церковь.

 

 

Крестины. Как это по-французски?

 

Это было довольно долго.

Ребенок все это время сидел на руках у родителей и наблюдал за происходящим с непринужденным видом. Почему-то в церкви дети не плачут, а наоборот, ведут себя очень спокойно.

 

Крестины. Как это по-французски?

 

Принесли купель и воду.

 

 

Крестины. Как это по-французски?

 

Священник осветил воду в купели и прочитал благодарственную молитву над водой.

 

После этого священник пригласил родителей и крестных родителей ребенка и попросил подтвердить свою веру, отречение от сатаны и греха и желание окрестить ребенка.

 

И вот, внимание! Священник начал совершать обряд крещения, произнося:

Эмили,

Я КРЕЩУ ТЕБЯ ВО ИМЯ ОТЦА, тут он полил  на голову ребенка воду в первый раз,

И СЫНА, полил на голову ребенка воду вторично,

И СВЯТОГО ДУХА, полил  на голову ребенка воду в третий раз.

Малышка не плакала, хотя вода текла у нее по волосам. Воду вытерли специальным полотенцем, и священник помазал ребенка елеем.

Крестному отцу священник  вручил  зажженную свечу. Ту самую, которую нужно будет сохранить.

 

Все присутствующие запели молитву «Отче наш…», а родители с ребенком на руках подошли к священнику, который благословил  сначала их, а потом и остальных присутствующих.

 

Теперь на свечу можно  посмотреть и даже потрогать руками

 

Крестины. Как это по-французски?

 

 

После окончания обряда крещения оформляется свидетельство о крещении.

 

 

Крестины. Как это по-французски?

 

В конце присутствующие запели молитву, выражающую благодарение.

Слов этой молитвы я не знала, поэтому поблагодарила Господа, как могла и пожелала от всего сердца

 

- Будь счастлива, малышка Эмили! Храни тебя Господь!

 

По окончании молитвы гости отправились в указанное в приглашениях место для праздничного обеда.

 

Меня поразило то, что никаких ограничений в плане одежды в католической церкви не выдвигалось. По причине довольно прохладной  погоды одежды с глубокими декольте у дам я не наблюдала. Однако некоторые из них были в брюках (в том числе и я), а одну даму я даже заприметила в кожаных шортах, надетых поверх темных колготок. Головной убор также не требовался.

Я удивлялась, вспоминая аналогичные строгости в православных храмах. На всякий случай у меня были припасены с собой юбка и головной платок. К счастью, мне это все не понадобилось.

 

Обед был чинный, из трех блюд,  по заведенному порядку.

Гостей было удивительно много. Причем все пришедшие были родственники. Так что рассаживались довольно долго. Приехали братья и сестры, их дети и внуки, племянницы с мужьями и племянники с женами и детьми… очень много! Гости приехали на торжество  из других городов и провинций Франции и, даже, из соседних государств: Бельгии, Германии, Италии. Хорошо, что в церкви были далеко не все приехавшие! Из припаркованных автомобилей образовалась целая автостоянка.

Я не помню случая, чтобы в России собирались такие огромные семьи.

 

Малышка Эмили крепко спала. Вся процедура не подействовала на нее практически никак. Никакого повышенного тонуса мы не заметили. Ребенок был абсолютно спокоен.

 

Каждый гость получил на память о событии небольшое красивое саше с конфетами (это были миндальные орехи, в белом, темном и молочном шоколаде). На саше указана дата крещения и имя ребенка.

Саше хранится у меня до сих пор.

Гости стали разъезжаться поздно. Я поспешила откланяться в первых рядах гостей, понимая, что хозяевам нужно дать отдохнуть, а у меня на следующий день была своя, насыщенная программа.

Таким вот образом ЭТО делается по-французски.

 

Настоящая история никак не связана с историей о Жанне д’Арк, опубликованной ранее в рамках  конкурса 

http://www.tourblogger.ru/blog/taina-vekov-spasitelnitsa-frantsii-podlinnaya-istoriya.html

 

И все же эту историю можно считать продолжением первой потому, что описанные и в той и в другой историях события произошли летом прошлого года во время моего визита во Францию.

 

Публикуется впервые.

Москва

12/02/2010

 

«ВЕСЬ МИР МОИМИ ГЛАЗАМИ»

www.nesterova-r.narod.ru/

«ДЛЯ ВАС КАК ДЛЯ СЕБЯ»

http://ru-tourist.livejournal.com/

 «ПРИКЛЮЧЕНИЯ»

  www.albina-nesterova.ru/

 


Готов к критике!
Тэги: Франция ,
6 голосов | Комментарии Оставить комментарий
BUCH аватар
BUCH (Пнд, 14.02.2011 - 21:52)

С интересом прочитала! Сама крестилась одновременно с уже взрослой дочерью (9 лет) и такой же девятилетней её подругой, которой я стала крёстной мамой. Порыв покреститься был у меня очень большой и сознательный. Тогда я переживала большую личную драму, и крещение было для меня какой-то помощью в обретении снова духовного равновесия. А вот то, что тогда же у человека появляется Ангел я не думала. Но теперь по жизни его помощь ощущаю.

Крещение по-французски очень понравилось! Так здорово, что все-все собираются вместе! Так красиво, что остаётся свеча! И ещё очень нравится, что нет ограничений в одежде! Богу ведь, думаю, всё равно: пришёл ты в храм в брюках или юбке. Спасибо за рассказ! Крестины. Как это по-французски?

 

Os-a аватар
Os-a (Пнд, 14.02.2011 - 21:52)

Да, занимательно сравнить "как у них" и как у нас)))

 

Прочитала все, и скажу так: вам очень повезло с малышкой!

Мой первый крестник орал дико всю церемонию и заводил еще троих малышей "сокрестников" так сказать))) Мы намучились!

 

А вот, племянница, которую крестили год спустя в том же возрасте, вела себя спокойнее, но тоже расплакалась при поливании святой водой.

 

А уж прочие строгости...когда племянника крестили, не разрешили родителям присутствовать, только крестным родителям и фотографу. А я как раз была оператором-фотографом! И наблюдала всю церемоню...

 

Во Франции же - и джинсы допускаются, и голову покрывать не обязательно, лоялльность удивительная...

И еще вопрос появился (извиняюсь, если в тексте пропустила, но вроде об этом нет) - гости сидят во время церемонии?

 

В России на крестинах стоят всю церемонию все приглашенные!

 

 

Os-a аватар
Os-a (Пнд, 14.02.2011 - 21:55)

А, да , еще насчет свечей - наши крестильные свечи были розданы крестным родителям, для тех случаев, когда будут молиться за крестников в случае каких-то бед или радостей. Моя свеча такая огромная-длиннющая, что несколько лет перекладывала ее из шкафа в шкаф, искала, куда поместится... так и лежит в Люберцах на антресолях - длиной где-то 70 см. В семье крестника не осталась...

Irma аватар
Irma (Пнд, 14.02.2011 - 22:24)

как интересно.. можно сравнить с крещением малышей у нас. я в прошлом году описывала свой поход с крестником- во многом иной обряд, но такой же трогательный и душещипательныи:))

voyageur аватар
voyageur (Пнд, 14.02.2011 - 23:14)

Irma написал(а):

как интересно.. можно сравнить с крещением малышей у нас. я в прошлом году описывала свой поход с крестником- во многом иной обряд, но такой же трогательный и душещипательныи:))

 

Спасибо, Ирма, за отзыв!

Я тоже пыталась сравнивать с нашими обрядами. И пришла к выводу, что у католиков во Франции много лояльнее к людям все происходит. Как будто о людях думают больше, чем у нас.

Священник очень доброжелательный и если что-то не так делаешь, то очень очень тактично поправит так, чтобы внимание не акцентировать на твоей ошибке.

 

Атмосфера в церкви очень теплая, хотя и торжественная. И детей не мучают окунанием в купель. Ребенок маленький, и так боязно ему, а тут еще в воду с головой у нас погружают. И какие-то чужие люди держат малыша... Конечно, ребенок плачет!

Я, когда дочку крестила, так так за нее переживала, так жалко ее было...

А здесь - больше праздника и меньше условностей.

voyageur аватар
voyageur (Пнд, 14.02.2011 - 23:25)

Os-a написал(а):

А, да , еще насчет свечей - наши крестильные свечи были розданы крестным родителям, для тех случаев, когда будут молиться за крестников в случае каких-то бед или радостей. Моя свеча такая огромная-длиннющая, что несколько лет перекладывала ее из шкафа в шкаф, искала, куда поместится... так и лежит в Люберцах на антресолях - длиной где-то 70 см. В семье крестника не осталась...

 

Оля! Спасибо за отзыв!

Уточняла, крестильная свеча осталась у родителей малыша. Есть праздник Конфирмации, куда ребенок пойдет с этой свечой и потом может быть еще и венчание... поэтому свеча по жизни с ребенком рядом. А приглашенные гости во время обряда сидят на специальных скамеечках, которые есть во всех католических храмах. Очень все лояльно. Каждый может подойти ближе, если хочет. Крестились две девочки примерно одного возраста в этот день и не одна из них не плакала. Немного неприятно, когда лилась вода на головку, но это было так быстро, что ребенок ничего не понял, и быстро потом воду вытерли специальным полотенцем.

Удивительно, что потом, когда священник долго читал проповедь, ни один ребенок даже голоса не подал, как будто слушал и все понимал....

voyageur аватар
voyageur (Пнд, 14.02.2011 - 23:34)

BUCH написал(а):

С интересом прочитала! Сама крестилась одновременно с уже взрослой дочерью (9 лет) и такой же девятилетней её подругой, которой я стала крёстной мамой. Порыв покреститься был у меня очень большой и сознательный. Тогда я переживала большую личную драму, и крещение было для меня какой-то помощью в обретении снова духовного равновесия. А вот то, что тогда же у человека появляется Ангел я не думала. Но теперь по жизни его помощь ощущаю.

Крещение по-французски очень понравилось! Так здорово, что все-все собираются вместе! Так красиво, что остаётся свеча! И ещё очень нравится, что нет ограничений в одежде! Богу ведь, думаю, всё равно: пришёл ты в храм в брюках или юбке. Спасибо за рассказ! Крестины. Как это по-французски?

 

 

Спасибо за отзыв, Рита!

Я долго сомневалась, публиковать эту историю или нет? Но потом подумала, что практически мы все обряд  крещения либо делали сами, либо присутствовали в качестве крестных или гостей.

Нет здесь ничего такого, о чем нельзя говорить.

Мне кажется, что нет ничего такого в том, что человек верит в Бога и выполняет какие-то общедоступные обряды. Это раньше - коммунистам было нельзя войти в церковь, не только что-то там делать. За таким поступком следовало публичное осуждение.

Сейчас же и президент и премьер стоят на службе открыто и не открещиваются от веры.

Так что не вижу в этом рассказе ничего неправильного.

Спасибо за поддержку!

vibas аватар
vibas (Втр, 15.02.2011 - 11:19)

Да, действительно любопытно, как это во Франции происходит!

MMS аватар
MMS (Втр, 15.02.2011 - 14:33)

Наш малыш рос беспокойным, боясь, что от его крика будет некомфортно остальным, крещение заказали индивидуальное. Не прогадали - я почти ничего не слышала, что говорит священник...

А кагором или вином малышей угощают во Франции?

voyageur аватар
voyageur (Втр, 15.02.2011 - 15:58)

MMS (Mr.&Mrs. Sergunin) написал(а):

Наш малыш рос беспокойным, боясь, что от его крика будет некомфортно остальным, крещение заказали индивидуальное. Не прогадали - я почти ничего не слышала, что говорит священник...

А кагором или вином малышей угощают во Франции?

 

Спасибо за отзыв! Нет, никаким вином детей не угощают, да и взрослых тоже.

А священник говорит интересные и полезные вещи.

voyageur аватар
voyageur (Втр, 15.02.2011 - 16:00)

vibas написал(а):

Да, действительно любопытно, как это во Франции происходит!

 

Спасибо за отзыв!

Иваноff аватар
Иваноff (Втр, 15.02.2011 - 23:16)

Да, всегда замечаю, что отношение к людям в католической церкви куда как более терпимое. За излишний догматизм и не люблю я церкви православные. Мы дочь крестили в православии, орала она конечно жуть как. А вот сына крестить уже не стали, решив, что пусть он сам сознательно делает выбор. Спасибо за рассказ, удивителен конечно принимать участие в этом обряде во время посещения другой страны.

voyageur аватар
voyageur (Втр, 15.02.2011 - 23:41)

Олег! За отзыв спасибо!

Не вижу ничего такого, если пригласили, значит уважают, тем более приятно было, что пригласили. А посмотреть мне хотелось.

Мою дочку в православной церкви, как и вашу, тоже напугали во время обряда крещения. Бедный ребенок плакал, а я вместе с ней. Не понимаю такого жесткого отношения к маленьким детям. Почему надо, чтобы чужие люди брали ребенка на руки, да и окунать ребенка в воду хоть и летом процедура не из приятных. Ребенок же маленький и не понимает почему над ним такие действия производят. Ему плохо, он боится, поэтому и плачет, он же маленький совсем. Сердце разрывается...

Я не стала писать про свой отрицательный опыт, надеясь, что у других такого не было. И не нужно людей пугать. Однако по отзывам вижу, что все прошли аналогичный коридор.

 

Наверное вы правы, сын уже большой и ненужных слез обиды у него не будет, если надумает обряд совершить.

 

------

 

Я так рада была, что у католиков  процедуру очень деликатно делают, дети не пугаются, а даже наоборот, им нравится, что все блестит, музыка играет, родители рядом, а не чужие дядьки и тетки. Да и гости могут сидеть всю эту некороткую процедуру, а не стоять столбиком! Получается праздник, а не шок, как был у меня в свое время! Я рада за французов, они молодцы!

 

------

 

Наверное, надо писать  в рубрике "Как делать не надо" о том, как у нас крещение делают! Но, вряд ли мы можем на служителей церкви влиять. Хотя я прихожу к мысли, что обида и жестокость в религиозных обрядах от человеческого фактора идет.

Os-a аватар
Os-a (Ср, 16.02.2011 - 00:10)

Альбина, приветик еще раз)))

 

Заглянула почитать ваш ответ - и еще раз убедилась, что у католиков во Франции обряды человечнее.

 

И еще хотела вас попросить - на будущее, если будет возможность когда-нибудь посетить венчание за границей, пишите в блоге и без конкурса.

Сама несколько раз попадала (в Минске и Львове) на новобрачных в церквях католических, но была только туристкой, и совершенно неудобно было больше пяти минуток находиться среди гостей и глазеть на чужое празднество. А тоже интересно, как у них с этим))

У нас мучаются, венцы держат над головой. Ну и прочее.

 

VyazNickOff аватар
VyazNickOff (Ср, 16.02.2011 - 00:33)

Интересно, но обряд, я так понял, схож с Русским. Мне показалось, что очереди там на крещение не было. Я иногда замечаю, что в Москве многие церемонии проходят в потоке конвейера. Расписаться в ЗАГСе - очередь, похороны и отпевание, сколько видел, тоже. Ну и крещение не исключение. Почему то обидно немного.  Нас так много или так организовано? Хорошо если во Франции иначе. Спасибо за новое.

voyageur аватар
voyageur (Ср, 16.02.2011 - 01:20)

Os-a написал(а):

Альбина, приветик еще раз)))

 

Заглянула почитать ваш ответ - и еще раз убедилась, что у католиков во Франции обряды человечнее.

 

И еще хотела вас попросить - на будущее, если будет возможность когда-нибудь посетить венчание за границей, пишите в блоге и без конкурса.

Сама несколько раз попадала (в Минске и Львове) на новобрачных в церквях католических, но была только туристкой, и совершенно неудобно было больше пяти минуток находиться среди гостей и глазеть на чужое празднество. А тоже интересно, как у них с этим))

У нас мучаются, венцы держат над головой. Ну и прочее.

 

 

Оля! Спасибо, что заходишь в мой блог. А на венчании во Франции я была.  Правда это было года четыре назад, а то и пять. И фотки некоторые сделала. Надо найти в своих архивах, вспомнить и написать, раз это интересно.

voyageur аватар
voyageur (Ср, 16.02.2011 - 01:27)

VjazNickOff написал(а):

Интересно, но обряд, я так понял, схож с Русским. Мне показалось, что очереди там на крещение не было. Я иногда замечаю, что в Москве многие церемонии проходят в потоке конвейера. Расписаться в ЗАГСе - очередь, похороны и отпевание, сколько видел, тоже. Ну и крещение не исключение. Почему то обидно немного.  Нас так много или так организовано? Хорошо если во Франции иначе. Спасибо за новое.

 

Спасибо за отзыв.

Вы правы, очереди никакой нет. Может потому, сто это мелкий город, а не Париж.

Хотя документы для крещения (а есть список документов и обязательно кроме паспортов родителей должны быть их свидетельства о собственном крещении, т.е. принадлежности к церкви) подают накануне Дня Крещения. Тогда же назнаечается время обряда, обычно это в ближайшие выходные. Все очень деликатно.

 

Stream аватар
Stream (Вс, 20.02.2011 - 00:50)

Спасибо! Очень было интересно прикоснуться к католическому таинству! Все очень торжественно, красиво и демократично...

voyageur аватар
voyageur (Вс, 20.02.2011 - 15:23)

Спасибо за отзыв!

Это действительно красиво, торжественно и.... демократично!

Народ во Франции очень верующий, богобоязненный, считает своим святым долгом детей крестить, чтобы не лишать их, еще маленьких, самих решение принять не могущих, тех возможностей, которые обеспечивает вера. У французов вопрос не стоит - делать или нет, хотя расходы немаленькие на обед и на оплату получаются. Все равно каждая, даже совсем небогатая семья считает своим долгом эти расходы понести и обычай выполнить.

Родственники даже складываются в деньгах, чтобы как-то сообща, но все сделать, как положено.

Это достойно уважения!

stervochka-m аватар
stervochka-m (Вс, 27.02.2011 - 23:28)

с восторгом прочитала-одна из немногих историй,которая мне не показалась  нудной,а которая мне была интересна даже чисто в бытовом уровне-для срравнения!!Спасибо!

voyageur аватар
voyageur (Пнд, 28.02.2011 - 00:15)

stervochka-m написал(а):

с восторгом прочитала-одна из немногих историй,которая мне не показалась  нудной,а которая мне была интересна даже чисто в бытовом уровне-для срравнения!!Спасибо!

 

Большое спасибо за отзыв!

Для меня - главный критерий истории чтобы не нудно было написано! А был интерес и хотелось бы прочитать! И, конечно, чтобы смысл и содержание ...

А иначе, зачем в блоге-то вообще писать? Путеводтелей, сухо излагающих факты, предостаточно в любом книжном магазине! Их незачем повторять, я так думаю. К сожалению, не все авторы со мной согласны, увы!

 

 

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
X
Укажите Ваше имя на сайте TourBlogger.ru
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка...