Молитвы, еда и святая вода - по правилам.

Тверская и Смоленская области, сентябрь, 2010

Много ли времени мы уделяем молитвам?

А совершить путешествие именно с молитвенными целями каждый ли пробовал?

Прошедшей осенью мне выпал такой шанс, и я решила его не упускать.

Собираясь в очередное далекое путешествие, зашла в храм «поставить свечу на дорожку» и увидела объявление о паломнической поездке на озеро Селигер, в Нило-Столобенскую обитель. Вот оно - то, куда можно отправиться, чтобы прикоснуться к чему-то большему, чем провести полчаса в местном храме по случаю, когда «каждому православному положено зайти в церковь».

Здесь – другое. Не экскурсия, не туристическо-развлекательная поездка. Настоящее паломничество в компании воцерковленных православных христиан, в сопровождении отца Сергия и матушки Татьяны.

Молитвами проникнут весь путь паломников.

Перед отправлением в неблизкую дорогу (до Тверской области от Десногорска около 600 км) – служат вечерний молебен. Позже, уже в автобусе, для всех ставится диск с записью всех ежевечерних молитв,  и они звучат около получаса.

Ночь проходит в раздумьях – отклик души на речитатив произнесенных на распев молитв, подготовка к утренней службе, а для кого-то – и к причастию. Для живущих в таком маленьком и современном городе как наш, выехать помолиться в древние и намоленные места – это важное событие. Значимость его не поймут те, кто проживает в городах с многовековой историей и имеет возможность зайти в храмы, построенные «не при нашей жизни».

Это особенная радость – побывать там, где люди молились не один десяток, а сотни лет…

Посещение Нило-Столобенской обители значило для десногорцев именно это – почувствовать крепость Веры в стенах древней святой обители. Хотя, может на чей-то взгляд, сия обитель и не покажется очень уж древней. Только в 1594 году на острове Столобном, что на озере Селигер в 10 км от городка Осташков, был заложен этот монастырь.

Построили его в честь пребывания в этих местах преподобного Нила Столобенского – знаменитого тем, что большую часть жизни он провел, строго выполняя обет столпничества. Никогда не ложился и не садился, проводил дни и ночи на ногах, и лишь в минуты, когда тело отказывалось бодрствовать, он спал стоя, прислонившись к вбитым в стену скита деревянным подпоркам.

Житие этого святого интересно и познавательно для каждого, в Сети много информации о Ниле Столпнике, и я не буду здесь подробно расписывать,  как он получил божий дар исцелять страждущих, и почему православный люд со всей России стремился получить его благословение и еще при жизни преподобного попасть к озеру Селигер на молитвы.

Мне думается, полезнее и нужнее рассказать вам, как проходит такое паломничество в наши дни.

Чего ожидать от посещения монастыря и как подготовиться к поездке?

Как ни странно, но тут придется затронуть тему еды. Если вы решились испытать свой дух и плоть в качестве паломника, то приготовьтесь к тому, чтобы отказаться от явно жирной, вкусной, обильной пищи. Даже если вы не собираетесь причащаться (а для этого после трехдневного поста требуется побывать на исповеди,  после же таинства прощения грехов, не вкушать ничего до самого причастия, то есть с вечера пятницы часов до одиннадцати субботы), само собой предполагается, что отправляясь в дорогу ради молитвы в святых местах, вы не будете набирать с собой сумки вкусностей и уж тем более что либо алкогольное.

Позволит ли вам совесть и воспитание устроить этакое пиршество в автобусе, под смиренными взглядами тех, кто едет в путь с молитвой на устах?

Паломничество – это труд, и не только душевный, но и в прямом смысле физический.

Прибытие в Нило-Столобенскую обитель состоялось еще затемно, и под звуки уже  ежеутренних молитв, мы дожидались разрешения покинуть автобус.

С благословения отца Сергия ступили на берег священного озера, и опять же, только с его благословения достали фотоаппараты, чтобы запечатлеть окружающую нас божественную красоту…

Молитвы, еда и святая вода - по правилам.

Паломников пропускают на территорию монастыря только после того, как окончится утренняя служба для братии. Так что, у нас есть еще около часа свободного времени.

Можно прогуляться, полюбоваться на виды озера – с одной стороны оно еще озарено светом полной луны, с другой – робкой розовостью встающего на востоке солнышка.

Молитвы, еда и святая вода - по правилам.

Говорят, на Селигере особенно хороши закаты. Что ж… Нам довелось увидеть рассвет, и почему-то утренняя свежесть и покой показались  более заманчивыми, редкостными, чем вечерняя заря.

Молитвы, еда и святая вода - по правилам.

В монастырь мы попадаем, когда еще не совсем расцвело.

Не торопясь, степенно и с благоговением, проходим по деревянному настилу моста. Только этим путем с суши можно попасть на остров.

Молитвы, еда и святая вода - по правилам.

Богослужение проходит практически в пустом главном храме монастыря – Богоявленском соборе. На территории обители на сегодняшний день проживает сорок монахов, но к утренней службе часть из них отправляется выполнять различные послушания по работе в большом монастырском хозяйстве. Постоянные прихожане подтягиваются в храм часам к девяти-десяти. Всех верующих в восемь утра - десяток монахов и наша паломническая группа.

Купить свечи можно только после открытия церковной лавки - в десять часов утра. А пока – молимся и прикладываемся к чудодейственным мощам преподобного Нила. Доступ к ним совершенно свободный в последние пятнадцать лет, после того, как в 1995 году они были возвращены Тверской епархии из музейных кладовых. Также чудом можно считать сохранность чудотворной иконы Божией Матери, о которой очень мало упоминаний в доступных источниках. Между тем, сила ее подтверждается количеством золотых и серебряных украшений, которые оставляют верующие в дар этой иконе.

Молитвы, еда и святая вода - по правилам.

И как не восхититься проходящим тут богослужением, как не проникнуться тем, что мы имеем возможность вознести молитвы под этими сводами? Ведь, увы, увы, как и тысячи других монастырей, Нило-Столобенская пустынь подверглась разорению и уничтожению в послереволюционные годы.

Двадцатый век превратил эти намоленные стены в  трудовую коммуну, колонию беспризорников, лагерь для польских военнопленных, госпиталь, тюремную колонию, и даже в дом престарелых и турбазу!

В 1990-ые годы в монастыре возобновились православные богослужения, в кельях стала проживать братия, и началось восстановление и реставрация разрушенных за долгие годы церковных построек.

К осени 2010 года остается еще много работы строителям и реставраторам, на сделанных мной снимках вы можете увидеть вид монастыря «изнутри» и «снаружи».

Молитвы, еда и святая вода - по правилам.

Молитвы, еда и святая вода - по правилам.

Часть зданий - в отреставрированном состоянии, другие ждут своего часа.

Молитвы, еда и святая вода - по правилам.

Молитвы, еда и святая вода - по правилам.

Молитвы, еда и святая вода - по правилам.

 

Утренняя служба длится более трех часов, и для меня, непривычной к долгому стоянию на ногах, оказалось, непереносимо тяжело достоять ее полностью. Уже через час поняла – не выдержу до конца службы беспрерывно стоять. Ноет спина, камера все тяжелее и тяжелее, руки и ноги начинают дрожать… Решила прогулялась по острову, и почувствовала невероятное облегчение!

Какое счастье – медленно идти в утренней тишине...

Поднявшееся над озером солнце к этому часу заливает светом весь берег.

Молитвы, еда и святая вода - по правилам.

Молитвы, еда и святая вода - по правилам.

 Ну и пусть я слишком слаба для того, чтобы стоять все утро в храме! Зато я могу запечатлеть окружающую красоту, и может быть, только ради этого и стоило сюда добраться?

Молитвы, еда и святая вода - по правилам.

Молитвы, еда и святая вода - по правилам.

Молитвы, еда и святая вода - по правилам.

Молитвы, еда и святая вода - по правилам.

Умиротворение снисходит на меня, и с новыми силами спешу вернуться в храм.

Уже открылась церковная лавка, продают свечи…Оказываюсь первой в очереди и первая зажигаю священный огонек от лампадки.

Молитвы, еда и святая вода - по правилам.

С этого часа монастырь «работает» в полную силу. Проводятся групповые экскурсии для приезжих. В монастырской лавке закипает торговля церковными атрибутами и яствами для евхаристии (то есть для посетителей), ибо у самих монахов очень строгий устав, и то, что производится в монастырском хозяйстве не полагается вкушать даже в не постные дни.

Коровье стадо и пасека, пекарня, коптильня для рыбы -  служат лишь источником дополнительного дохода, но не непосредственно для пропитания. Запрещается употреблять животные и молочные продукты, алкоголь, и даже рыбу. Только растительная пища – по таким канонам жил преподобный Нил, питаясь кореньями и желудями, и его последователи должны соблюдать если уж не такую же умеренность в пище, то стремиться к этому.

Все эти подробности монастырского жития мы узнаем уже после службы, когда собираемся на обзорную экскурсию в сопровождении брата Вадима.Узнаем мы и о том, что провести группу паломников – один из видов послушания, выполняется наравне с прочими работами. Рабочих же рук в монастыре катастрофически не хватает, и при возможности оплаты - привлекают работников со стороны.

Молитвы, еда и святая вода - по правилам.

Вслушиваясь в слова бородатого монаха, понимаю, насколько я уже устала и проголодалась. Проглоченная пресная просфора во время службы лишь усилила муки голода, а прогулка по двору мимо церковных лавок с выставленной снедью делает мое пребывание тут совершенно невыносимым. От запаха рыбы горячего копчения кружится голова…Прицениваюсь на ходу – лещи и окуни по 150 -300 рублей за штуку, благородные угри – от 500 рублей за рыбину.

 Молитвы, еда и святая вода - по правилам.

Молитвы, еда и святая вода - по правилам.

Пытаться скрыться в соборе бесполезно - там в подсобном  помещении уже разложили на продажу свежий хлеб и большие квадратные медовые коврижки, от аромата которых еще больше текут слюни.

Да и цены  - на мой взгляд по сравнению с московскими не большие.

Молитвы, еда и святая вода - по правилам.

 Все мысли – только о предстоящей трапезе… Но на обед нас поведут не раньше чем через полчаса, а пока дается свободное время на покупки и для желающих предлагают подняться на колокольню.

Молитвы, еда и святая вода - по правилам.

Вот этот подъем и стал для меня спасением, как ни странно прозвучит, но с каждым осиленным десятком ступеней, уводящих меня подальше от пищевых соблазнов, я чувствовала все больший прилив сил и желание вдохнуть чистого воздуха…

Виды, открывающиеся с обзорной площадки колокольни.

Молитвы, еда и святая вода - по правилам.

Молитвы, еда и святая вода - по правилам.

Молитвы, еда и святая вода - по правилам.

Сколько простора… Солнце уже в зените: на Селигере кипит жизнь.

Молитвы, еда и святая вода - по правилам.

Бросается в глаза наличие водного транспорта. Большие и малые суда – как частные лодки, так и речные трамвайчики: со слов нашего гида-монаха мы уже знаем о развитой транспортной системе.

Молитвы, еда и святая вода - по правилам.

В восторге вожу объективом во все стороны, но уже наступает полдень и под звуки церковных колоколов (а я стою практически под ними, и чуть не глохну от начинающегося перезвона) понимаю, что пора возвращаться на землю… Спускаюсь. Но не спешу зачехлять камеру.

Молитвы, еда и святая вода - по правилам.

 

О, чудо! Голода не чувствую, желудок за эти полчаса не давал знать о себе  ни разу, и я возношу, пожалуй, самую сильную хвалебную молитву того дня.  За то, что получила возможность увидеть Селигер с высоты и имею на это силы, без голодного обморока.

Да… такое паломничество «по всем правилам» поистине - незабываемо.

Главный купол храма выглядывает в просветы проемов колокольни.

Молитвы, еда и святая вода - по правилам.

Богоявленский собор построен по проекту, представленному на конкурс для Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, так что, величие его и красота достойны лучших храмов России.

Нилова пустынь в царские времена славилась не меньше Оптыной пустыни или монастыря в Дивеево, а в наше время она почему-то не столь популярна, и возможно этим и представляет интерес – не так раскручена, хотя имеет все для приема приезжих паломников.

Тут позвольте вновь вернуться к более насущным вопросам организации паломничества. Поскольку наше пребывание в монастыре кратковременное, мы не пользуемся существующей гостиницей и столовой для посетителей, нас ждет обед в трапезной монастыря. На первое – постный суп из картошки с лапшой, на второе – гречневая каша и овощная закуска (лечо из болгарского перца). На сладкое – чай и медовые коржики.

Казалось бы, после многочасового воздержания от еды, можно ли насытиться этим? Я готова была наброситься на еду как можно быстрее, ибо вид у выставленного на столах – аппетитный, запахи тоже казались невероятно заманчивыми.

Но в трапезной все проходит чинно и дисциплинированно: и мужчины и женщины дружно рассаживаются за столы и приступают к еде только после того, как наш отец Сергий благословит трапезу, прочитав молитву. Единственный эпизод «нетерпеливости» был мной замечен у соседей по столу. В нашей группе была молодая женщина с двумя малолетними детьми – девочкой лет восьми и мальчиком лет пяти. Так вот, когда мальчонка увидел хлебушек на столе, он сразу его схватил и начал жевать, а маму отобрала и отчитала его:

- Нельзя без благословения! Что ты как с голодного края!

А ведь, за все время пути – и ночью, и утром в храме я не замечала, чтобы она дала детям хоть конфетку, хоть печенье, и они терпеливо ждали всю службу, есть точно вслух не просили… Вы бы смогли воспитывать детей в таком послушании? Насколько это правильно для растущих детских организмов? Ладно, еще, если подобное воздержание только в паломнических поездках, а если – ежедневно?

Отобедав, все ждут друг друга, и опять же – из-за стола можно вставать только после прочтения благодарственной молитвы. Таким образом, задержек никаких нет, как в обычных туристических группах – кто-то еще только приступает к еде, кто-то уже отправился погулять и фотографироваться.

К слову о фотографиях. Не то, что это не поощряется, но заметно чувствуется разница в том, что эта поездка не туристическая. Сильно сказывается то, что организована она Смоленской епархией, и снимать верующих во время молитвы или вкушения пищи мне было совершенно неудобно. Очень мало портретов получилось, хотя были и проникновенные позы, вдумчивые взгляды, чистые улыбки… Пожалуй, самый удачный мой кадр с людьми, это встреча нашего батюшки с давним сокурсником по учебе. Вся группа с умилением наблюдала за их искренней радостью (наш – на снимке справа).

Молитвы, еда и святая вода - по правилам.

 И даже сейчас, выкладывая сюда это фото, ощущаю вторжение в чужую жизнь…Но этот кадр такой светлый, пусть дополнит картину того дня.

Еще хотелось бы упомянуть о скоплении котов в стенах монастыря. И раньше уже мы обратили внимание на этих животных, расхаживающих по монастырскому двору, но тут их видимо прикармливают (а интересно, как они существуют на макаронах и картошке? Мясо или рыбу здесь не готовят, разве только из коптильни доставят каких остатков)?

Молитвы, еда и святая вода - по правилам.

Ну, а то, что это именно коты – нам объяснил тот же брат Вадим. На острове одно время расплодилось много кошек и котов, и поскольку кастрировать или стерилизовать животных – это против естества божеского, то монахи нашли другой способ борьбы с постоянными приплодами. Отловили всех кошек и вынесли за пределы острова. Совсем без кошачьих тоже нельзя – кому-то надо ловить мышей, и они оставили только котов – мужской же монастырь. Но коты предпочитают больше к людям приставать за подачками, чем мышей ловить, так что и с котами пытаются построже, попросили их лишний раз не подкармливать.

Ну, тут уж даже если бы мы и хотели, чего им дать? Разве что, кусочек прихваченного со стола медового коржика предложить?

Молитвы, еда и святая вода - по правилам.

В общем, несмотря на строгости монастырской жизни, житейские проблемы присутствуют!

Покидаем монастырь после еще одной небольшой прогулки по местам захоронений настоятелей и игуменов, молимся у поклонного креста и только после этого прощаемся  с Нило-Столобенской обителью и озером Селигер.

Молитвы, еда и святая вода - по правилам.

 

Молитвы, еда и святая вода - по правилам.

 

Следующий пункт в программе сегодняшнего дня – заезд на святой источник в село Оковцы.

Ни одно паломничество не обходится без того, чтобы не привезти из посещенных святых мест святой воды, и здесь мы не набирали ее в стенах монастыря, а специально поехали на источник, связанный с одним из явлений Божией Матери преподобному Нилу.

Молитвы, еда и святая вода - по правилам.

Молитвы, еда и святая вода - по правилам.

В этом месте он некогда молился, и до сей поры не забыли люди родник, освященный его благочестивым подвижничеством. Несмотря на близость к Селигеру,Оковцы находятся уже в Смоленской области.

Молитвы, еда и святая вода - по правилам.

Святой родник оборудован купальнями и беседкой для питья воды, также действует часовня, построенная в 1990-ые годы. Мне самой хватило для счастья умыться и испить чистой родниковой воды.

Молитвы, еда и святая вода - по правилам.

Молитвы, еда и святая вода - по правилам.

На Смоленщине много святых родников, но не все содержатся в хорошем состоянии, многие заброшены и расположены далеко от проезжих дорог.

Тут же присутствуют признаки близости большого тракта – для удобства тех, у кого нет пустой тары – в торговом павильоне можно приобрести уже разлитую по пятилитровым бутылям воду.

Молитвы, еда и святая вода - по правилам.

Но я предпочитаю набрать водицы в небольшую  бутылочку, запасливо взятую с собой.

 Между тем,  наиболее ревностные верующие, коих в нашей группе было подавляющее большинство, посчитали необходимым окунуться в освященную воду. Что уж говорить, меня на подобные подвиги никогда не хватало, я не могу даже представить себе, как надо верить в святую силу холоднющей воды, чтобы окунуться туда три раза.

Пока я ждала возвращения народа к автобусу, мне прочитали небольшую лекцию о святой воде.

Также как и хранение и использование святой воды в домашних условиях подлежит определенным правилам: ни в коем случае такой водой нельзя поить домашних животных, окропляют только жилище или вещи нательные, умываются, а пить святую воду следует натощак, до принятия какой-либо пищи. Выливать святую воду в канализацию также кощунственно, лучше полить землю или растения. В общем, все эти правила мне были уже известны, но вот почему  срамно и неблагочестиво окунаться в освященные воды без нательной сорочки, как  мужчинам, так и женщинам  - в этом вопросе я была слаба. Многие окунаются просто в плавках или в купальниках, а то и голышом – так вот, по христианским меркам это не правильно. И если вы желаете очиститься посредством купания в святой воде – позаботьтесь захватить с собой надлежащее одеяние.  А еще, нас всех еще на подъезде к Оковцам,  предупредили, что не желательно фотографироваться в момент купания – все же святое таинство…

Эх... Оторвалась я в фотографировании природных красот, и эта яркая сентябрьская рябинка мне милее тетенек и дяденек в сумрачном свете купален...

Молитвы, еда и святая вода - по правилам.

Вот, дорогие наши любители запечатлеть все и вся, проникнитесь, что такое истинное паломничество, когда приходится принимать ограничения, смиренно и вежливо, без настырности и суетности все «пощелкать».

 Обычному туристу придутся по душе подобные поездки? Каждый ли найдет в себе силы воздержаться от привычного образа жизни хотя бы на сутки? Кстати, и курение тоже попадает под запрет, и если вы курите, то придется или обходится без сигарет, или курить где-то совсем уж в стороне, за пределами монастырей, церквей, святых источников…

 

Подозреваю, что тот, кто дочитал до этих строк, уже задается вопросом, что физического в моем рассказе больше, чем духовного, и собственно, причем тут следы Священного Грааля?

Да вы задумайтесь только, что дала мне такая поездка в обществе православных паломников!

Как сразу становятся ясны и видны собственные слабости и незнание многих христианских канонов. Сколько молитв надо знать, как разбираться в Священном писании и житие святых, как понимать и выдерживать то, чем заполнена жизнь христианина. Чем богаты и рады эти люди, каким духом они обладают!

Конечно, можно было бы сделать акцент только на духовных ощущениях и вообще не упоминать про голод и усталость, но мне-то хочется передать все стороны паломничества! Не надо думать, что будешь в такой поездке чувствовать себя «выше материального», наоборот, как раз таки все телесное начнет заявлять о себе, и вот тут то и прояви силу воли, преодолей, превозмоги, и скажи себе: «Я выдержу, добровольно, с верой и молитвой!».

Многие мечтают, а кто-то и позволяет себе поездки по далеким заморским святыням, тибетским храмам, индийским, камбоджийским, мексиканским и прочим мировым религиозным объектам…

А посещаете вы их как турист или как ищущий силы и просветления паломник?

Что для вас есть Грааль? Захватывающее остросюжетное приключение или духовный поиск? Путь к чему?

И не стоит ли устроить себе хоть однажды вот такой пробный «тест-драйв» в наших российских широтах?

Прежде чем желать большего, не начать ли с малого?

Мой опыт с паломничеством на Селигер дорог и памятен. Теперь я уже более осознанно понимаю земной путь, который должен пройти истинно верующий в Бога.

Более того, это не последнее повествование на подобную тему в моем блоге, и как только будут силы, время и вдохновение, я обязательно вернусь к освещению путешествий по святым местам.

Молитвы, еда и святая вода - по правилам.

 

 

Медаль
Тэги: Россия ,
13 голосов | Комментарии Оставить комментарий
Os-a аватар
Os-a (Вс, 30.01.2011 - 18:03)

Позже вечером оформлю фотоальбом.

мамАня аватар
мамАня (Вс, 30.01.2011 - 21:17)

Не ожиданно оказываюсь здесь с первым комментарием.

Молодец ты Оля, что собралась в такую поездку. Я вот всегда пугаюсь строгих правил поломников. Мне казалось, что туда едут только те кто четко понимают и знают азы христианства. 

А поехать всегда хотелось...

Фотографии отличные.

Удачи в конкурсе!

Os-a аватар
Os-a (Вс, 30.01.2011 - 22:34)

Ой, Ольга, дорогая, спасибо за добрый комментарий!

А то, я что-то пугаюсь, как народ тут отреагирует на мой репортаж о паломничестве... И не совсем уверена, что раскрывает тему конкурса, но в любом случае: повод выложить свои впечатления о поездке на Селигер появился.

 

И еще думается, что попробовать свои силы в паломничестве таком серьезном, когда едешь с теми, кто соблюдает все правила, можно рекомендовать каждому... но представив себе, сколько неудобств может быть и у самого такого паломника, и у тех, кто привычно едет по святым местам, то лучше для начала поехать самостоятельно, без группы. И поесть по своему графику, и на службе постоять столько, сколько посильно, и прочие моменты - проще пройдут. А уж потом, позже, присмотревшись и прислушавшись к себе, может стоит и присоединиться к группе.

 

И для меня, конечно, фактор дальности важен - ехать на Селигер сама на своей машине побаиваюсь. По нашим дорогам... Автобусом с группой получилось удобнее и безопаснее.

Inna-geograf аватар
Inna-geograf (Вс, 30.01.2011 - 22:27)

Оля, очень красивые места. Тебе удалось и предрассветную тишину показать, и холодную водицу источника, и синеву озера... От твоей поездки так и веет умиротворением.

Os-a аватар
Os-a (Вс, 30.01.2011 - 22:33)

О, Инна, привет! Тут ты права - умиротворение, то самое чувство, которое обретаешь пребывая на Селигере... Нам повезло очень с погодой - говорят, осенью там часты туманы и штормит на озере, но мы попали в чудный день. Я начала молиться на хорошую погоду еще накануне...

 

 

мамАня аватар
мамАня (Пнд, 31.01.2011 - 00:56)
Во-во, с погодой явно повезло! Такая красивая осень! Такие красивые места!
Светлая лошадка аватар
Светлая лошадка (Пнд, 31.01.2011 - 00:57)

Прочитала с интересом. Спасибо, Оля, красота Селигера на фото завораживает. К стыду своему, в паломнической поездке ни разу не была. Говорят, что одолевают многих всякие соблазны в таких поездках... А теме соответствует, по-моему, - это же ваши духовные поиски.

Вот с котами-то монахи немилостиво, кажется.

Os-a аватар
Os-a (Пнд, 31.01.2011 - 01:24)

Елена, здравствуйте!

Спасибо, что ознакомились! Соблазны да... они прямо таки главенствуют, когда приходится в чем-то себя ограничивать. И казалось бы - едешь на краткий срок, а сразу так всего начинает хотеться: и вкусненько, и полежать-посидеть, или наоборот - спеть чего-нибудь во весь голос...

 

Коты, мне думается, дорогу с острова по мосту на большую землю ради природного зова,  освоили))) Другое дело - а как они отслеживают проникновение кошек на территорию монастыря? При входе есть охранник-превратник, но он же не может круглосуточно следить за всеми тварями животными, шныряющими туда-сюда у ворот...

Пьянова Евгения - Поппинс аватар
Пьянова Евгения - Поппинс (Пнд, 31.01.2011 - 01:42)

К такой поездке надо прийти....я вот пока знаю себя как не умеющей терпеть голод.  Очень люблю  храмы, намоленные места,  но всегда выбирала те, где меньше людей,  и любила посещать их в одиночестве....

Если ты столько всего открыла в себе благодаря этой поездке,  то это лучший результат,  какой только может быть...природа потрясающая. Спасибо.

 

Flash аватар
Flash (Пнд, 31.01.2011 - 12:48)

C интересом познакомилась с такой необычной для меня темой - паломническим путешествием.

Кроме того, сама была в Ниловой Пустыни, смотрела на знакомые места еще раз, но уже Вашими глазами.

Могу сказать, во-первых, что фотографии бесподобные! Любовалась!!! Прекрасны виды с колокольни, замечательно получился сам Нил Столобенский на фоне прекрасного "золотого" осеннего дня. Рыбка там копченая знатная, это да!!! Хоть на цены местные рыбаки, даром что возле святого места торгуют, не скупятся:( Попробовали?

Теперь о святом...

 Являясь христианкой в душе, я никогда не соблюдала никаких церковных обычаев и обрядов. В церковь хожу по велению души, избегаю служб и общения с церковнослужителями...

Вот интересно, а поговорили ли Вы, Оля, с монахами, с другими поломниками? Каков их индивидуальный путь к отшельнической жизни, к этому "туру"? Вы сами проходили причащение, исповедь? Какие чувства испытали? Принесло ли лично Вам это облегчение или умиротворение? Или что-то еще? В истории, лично мне, не хватило... полноты переживаний, что ли. Может быть, как раз рассказов других людей.

Понимаю, путь к Богу у каждого сугубо индивидуален и интимен. Но, если можно, ответьте:)

Спасибо!

finikova аватар
finikova (Пнд, 31.01.2011 - 13:31)

Да, интересый рассказ. Есть и такая жизнь.   Я-то турист-атеист, "религиозные объекты" только с целью поглазеть посещаю.

Мысль поесть в автобусе почему-то никогда не приходила, даже  в 12-часовых переездах, это конечно, некультурно. Хотя, если молитву включить на полчаса...то я за себя не отвечаю.

А в чем фишка - не есть с вечера пятницы до утра субботы? Может, ты ошиблась - с вечера четверга? Или три дня до этого нужно полный пост соблюдать - то есть голодать? Тогда понятно. 

 

Фотографировать пейзаж только с благословления - не кажется перебором?

 

А угря купили, помогли братии? Я просто угря не ела никогда. Не знаю, насколько это божеская цена 500 р.

 

 

Os-a аватар
Os-a (Пнд, 31.01.2011 - 12:48)

Женя, голод жутчайший, если соблюдать все правила - и я не  жалею, что ради посещения этих святых и красивых мест решилась поехать. Но на самом деле, если бы я набрала с собой бутербродов и подкрепилась перед службой утром, не выкинули бы меня из автобуса думаю... Посмотрели бы косо, сделали замечание, ну что еще... и можно было бы пройти этот путь менее тяжело. Это был мой выбор - попробовать свои силы.

 

Os-a аватар
Os-a (Пнд, 31.01.2011 - 13:02)

Так, вижу проснулся интерес у Flash и Малины.

Отвечаю.

 

Во-первых, приятно удивилась, узнав, что Flash бывала  в этой пустыни - радостно, что наши блогеры добрались и до этих мест! Спасибо, что понравились фотографии, нам повезло и с погодой, и камера не подвела.

Снимать в монастырях и церквях полагается только с благословения церковнослужителей, и если бы с нами не было нашего батюшки, то пришлось бы спрашивать у местных монахов. На входе в сам монастырь продаются билеты на съемку, и если их приобрести, то съемка уже считается разрешенной и благословленной. Мы снимали без оплаты, видимо, это включено в оплату нашей поездки - 2000 рублей, мы сдавали деньги еще у нас в храме в Десногорске. Хотя, помнится, кто-то и на месте покупал билеты, не все это знали.

 

Рыбу продают и в монастырских лавках и за стенами монастыря - частные торговцы, цены у всех примерно одинаковы. Я купила в церковной лавке судака и окуня, на угря денег пожалела, и рыбу ела уже дома. В пути не решилась - да и руки, опять же, после рыбы как в автобусе отмывать? Коврижку привезла медовую, вкуснющую, мягкую и ароматную - с медом и орехами, она мне даже больше рыбы понравилась.

 

Теперь о духовном.

Сама я не самая воцерковленная христианка, исповедь и причащение проходила пару раз в жизни, так сказать, при возможности и большой духовной надобности.

В этот раз, пришла в храм в четверг и узнала о поездке в ночь с пятницы на субботу. То есть, у меня уже и не было ни времени, ни возможности подготовиться к исповеди и причастию.

 

Тут отвечаю и Малине: не знаю, во всех ли храмах так, но у нас исповедь проходит или вечером в пятницу или днем в субботу, причащают же на субботней или воскресной службе. Поститься надо три дня перед исповедью, а после того, как вечером исповедуют, до следующего утра ничего съестного принимать нельзя до причастия на следующий день.

Вот и получается, что те, кто ехали причащаться в Нилову пустынь, прошли исповедь накануне у нас в Десногорске и выдерживали себя до утра субботы.

 

Os-a аватар
Os-a (Пнд, 31.01.2011 - 13:18)

Насчет рассказов других людей в этой поездке или расспрашивания монахов... 

Разговоры в автобусе не располагали к расспросам о духовном. Знаете, все говорили о предстоящей поездке, что там и как, сравнивали с другими паломничества, у нас в городе такие выезды организуются раз в месяц-два по монастырям и храмам Смоленской, Брянской, Псковской, Московской областей. То есть - автобусная доступность соблюдается. Железнодорожного сообщения у нас нет.

И когда ходили по монастырю и молились в храмах, то разговоры были самые такие...ммм...смиренно-спокойно-житейские, как тут все устроенно, что монахи восстанавливают, кто из служителей церкви посещал сию обитель и проводил богослужения.

И насколько я поняла, это было бы как-то неприлично и настырно влезть с вопросом:

- А почему вы решили уйти в монастырь и стать монахом?

Как-то само собой понятно, что этот выбор не простой и выспрашивать прилюдно - неудобно.

 

Так же и паломники - люди самые разные, и едут в такие поездки по разным причинам.

Городок то у нас маленький, и уж если признаться, то мне и не требовалось расспрашивать о причинах, как люди пришли к Богу, из трех десятков человек, около половины мне знакомы по годам жизни в Десногорске.

 

Вот некий Д.С. Он жил в грехе с девушкой, являющейся родственницей. После ее трагической смерти в автокатострофе, он обратился к Богу, стал посещать церковные службы и занятия по Священному писанию, встретил на них другую девушку, живут с ней благополучно, обвенчались и через год сына родили... Теперь его часто можно увидеть помогающим в церкви, и в эту поездку он поехал как один из самых продвинутых паломников - всю службу отстоял (и около часа на коленях), с хорошим знанием молитв и псалмов подпевал...

 

А вот некая Л.С. Она проработала терапевтом в нашей поликлинике более двадцати лет. Вырастила двоих сыновей, один из которых норкоманил, а другой - алкоголик. Выйдя на пенсию, эта женщина нашла утешение в церкви, ходит прислуживать и молиться за поправку своих детей. Постоянно то одного кодирует, то другого - весь город это обсуждает, что ж теперь... И чего мне спрашивать, как она пришла к Богу? Понятно, что не от хорошей жизни.

 

А вот еще семейная пара с нами ехала... Они одно время ударились по всем святым местам себе детей вымаливать, никак не могли ребеночка родить... Потом таки да, родили, и даже двух, но продолжают ездить с благодарственными целями.

 

Кто-то еще по каким-то своим причинам отправляется в паломничество - собственно, я и сама тоже не от сладкой жизни прикладываюсь к мощам, иконам, прощу благополучия и стабильного здоровья матери и стойкости в отношении отца. Посмотрите на мою жизнь, чем она отличается от тех, у кого все традиционно: дом, работа, муж, дети... У меня - ни собственной семьи, ни заработков, живу между отцом-алкоголиком и матерью инвалидом, и разве мне прямо очень уж бы хотелось с кем-то в этом автобусе обсуждать, как и почему я еду в паломническую поездку?

 

Но, судя по тому, что некоторые подходили ко мне и спрашивали о здоровье мамы или о том, как там наш отец поживает, то я могу судить, что десногорцы отлично понимали кто я, и чем и как живу....

 

Не забывайте, в городках из нескольких микрорайонов - все на виду.

 

Так что, выносить в основной текст подобные "сплетни-слухи-горести-беды" жителей нашего городка, и выбирающихся укрепить себя, увидеть что-то еще, кроме своих ежедневных забот в неблагополучных семьях, или лишний раз поблагодарить Господа за благополучие - это мне думается ни к чему.

 

Едут, и хорошо...

 

Могу еще добавить, что поездка на Селигер, стоимостью 2000 рублей организовывалась у нас больше года - не набиралась группа желающих. Видимо, дорого, да...

 

 

Flash аватар
Flash (Пнд, 31.01.2011 - 13:25)

Олечка, я родилась и большую часть жизни прожила в Твери, поэтому посетить Селигер и Нилову Пустынь для нас - дело святое:) Мне там тоже очень понравилось, дело было летом, но в пасмурный денек. Мы плавали с экскурсией от какой-то местной турбазы, уже не помню название. До турбазы добрались на своей машине. Запомнилась благостная атмосфера на острове...

Судак и окунь - это вещь.

Теперь я отвечаю Малине: угорь - наисладчайшая жирная ароматнейшая рыба, кто любит такую - советую... не покупать угря, иначе всюду и всегда будете заказывать только его:))))

Угорь везде одинаково дорог. Хотя ловится он довольно хорошо и всегда в изобилии в продаже.

 

Но поскольку он большой, несмотря на то, что маленький:), им можно и объестся очень сильно. Оптимальный вариант - наделать из него роллов и пригласить друзей. Это будет оооочень экзотично, для хозяйки - относительно дешево, а для гостей - улётно! Вот!

schabur аватар

Глубоко "капаете". Недаром же история вызывает такие неоднозначные оценки и не только в этих комментариях. Впору в свете объявленного конкурса в "Блогах по видам туризма" вводить кнопочку "Паломнический туризм" ("Секс-туризм" с 1 историей уже есть). Фотографии удачные, особенно с родничком и кружкой на цепочке.Последнее - символ, суть продолжающихся дискуссий между верующими и атеистами.

Flash аватар
Flash (Пнд, 31.01.2011 - 13:41)

Оль, Вы меня извините, я всего лишь выразила свои ощущения, и как мне показалось из Вашего комментария, этот сложный момент прихода всех и каждого к такой непростой поездке, - показал всем нам тот самый ТРУД, МОРАЛЬНЫЙ, ради которого, во имя чего собрались люди в такой путь.

 

Ведь для многих не пост и не голодовка, и не выстаивание на службе истинная трудность, хотя, без сомнения, это нелегко... Вот почему я задала вопрос. Трудность  - в осознании проблем, в поиске своего Бога, в попытках найти исход.

 Совсем необязательно выворачивать душу, однако те истории, которые Вы привели в качестве примера, не называя имен, - как бы выразиться, чтобы Вы поняли меня... В общем, эти истории добавляют "священности" этому Граалю по имени "познай Бога-познай себя".

А Вы - молодец! Вы такая молодец, Вы так отлично пишете, что я желаю Вам только счастья, и я уверена, что такая глубокая и разносторонняя девушка, как Вы, обязательно найдет свое равновесие и в семье родителей, и в своей будущей прекрасной счастливой семье. 

Os-a аватар
Os-a (Пнд, 31.01.2011 - 13:41)

schabur, здравствуйте!

 

Да, согласна, этой историей моожно задеть и атеистов и верующих, каждый найдет что-то такое, что вызовет отклик - как положительный, так и отрицательный. Правда, я не совсем поняла, где еще кроме моего блога на этом сайте народ может обсуждать именно эту историю, я еще нигде не выкладывала этот материал. Как говорится - эксклюзивно для ТБГ)))

 

Насчет тэгов - да, может и стоит обратиться к модератору или техподдержке, пусть добавят кнопочку соответствующую паломничеству.

 

 

Flash, вот еще сюрприз для меня - а я не знала, что вы родом из Твери! Тогда все понятно - на вашей земли такая обитель есть, близкая к посещению.

Os-a аватар
Os-a (Пнд, 31.01.2011 - 13:47)

Flash, возможно, мы просто немного по разному понимаем то, как можно изложить приход в ряды верующих "осознанно" , но я рада, что хоть так передала причины, по которым люди могут тянуться к церковной жизни.

Затрудняюсь  более глубинно передать внутренние переживания тех людей, которых подталкивают жизненные обстоятельства к тому, чтобы обратиться к церкви за утешением.

Os-a аватар
Os-a (Пнд, 31.01.2011 - 13:52)

Отдельное спасибо, Flsh, дорогая за добрые пожелания и столько сведений об угре. Вот уж рыба интересная! Я пожалела денег на нее, у меня всего было с собой 600 рублей, так что, это меня и спасло от пристрастия в будущем)))

Flash аватар
Flash (Пнд, 31.01.2011 - 13:57)

Молитвы, еда и святая вода - по правилам.  Пусть угрем Вас кормят кавалеры, еще чего, самой покупать:))) Вы просто возьмите на заметку:))) А пожелания... Вы достойны только самого лучшего. Это чистая правда.

Os-a аватар
Os-a (Пнд, 31.01.2011 - 14:05)

Спасибо! Посмотрим, как жизнь сложится, и даст Бог, в лучшую сторону будут изменения!

Шевалье аватар
Шевалье (Пнд, 31.01.2011 - 15:15)

Оса, прекрасный рассказ и воистину, превосходные фотографии. Серьезная заявка на победу.

Os-a аватар
Os-a (Пнд, 31.01.2011 - 17:47)

Шевалье, спасибо вам, что обратили внимание и комментарий оставили. В ветку форума уже не пойду, чтобы написать, что уже свой вклад внесла в конкурс.

Тема хорошая, волнующая, и если есть чем с людьми поделиться - то как не написать? Пока бы я сама дозрела выложить этот репортаж, кто знает...

Ваша задумка попросить блогеров  рассказать о храмах и религиозных обычаях пришлась очень кстати!

Vnika аватар
Vnika (Пнд, 31.01.2011 - 19:42)

Очень красивые места.

Я прошлой осенью тоже посетила один монастырь у нас под Уфой.

 

Фотографировала территорию. Вдруг меня окликнул батюшка: "Вы знаете, что фотографировать не благословляется?" Отвечаю: "Я не фотографирую в храме". "Ну и что? Кто вам разрешил?" Я стояла в недоумении, не зная, что ответить.  Тогда снова заговорил он: "Представьте, что к вам домой пришли посторонние люди и начали фотографировать ваше жилье. Другими словами, вторглись в ваше личное пространство. Вам бы понравилось? А мы живем здесь. И это наше личное пространство". И ушел неоглядываясь. Мне почему-то стало стыдно. Но, видимо, мирское сидит во мне крепче. Я просто сменила большую камеру на мыльницу и старалась действовать дальше незаметно. Может, я неправа?

 

Еще история.

 

В прошедшее Рождество отправилась с утра в храм набрать освященной воды. Пришла к началу исповеди и службы. Исповедовалась ( видимо, в связи с больши количеством желающих, прошла какая-то коллективная исповедь. Присутствующие дружно сказали в нужный момент: "Каюсь" и, опять же, в нужный момент, произнесли свое имя.) После службы состоялась причастие. Я в порядке очереди подошла к батюшке и, широко открыв глаза, уставилась на него. Он вдруг разгневался:

 

"Ты вообще когда-нибудь исповедовалась, причащалась?"

 

"Возможно, очень давно".

 

"Иди в сторону, подумай!"

 

Меня под локотки отвели в сторону его добровольные помощницы. Я не успела собраться с мыслями, эти же женщины так же под локотки поведли меня обратно.

 

"Так ты прищачалась когда-нибудь? Исповедовалась?"

 

"А, если я пришла в первый раз?"

 

Я снова смотрела на него широко открытыми глазами.

 

"Тут не место, где нужно стоять и смотреть священнику в глаза! У меня столько народа и, если каждый будет стоять и смотреть, времени не хватит... Имя называй!!"

 

Так вот что я сделала не так! Подойдя, я не назвала имя. Кагором меня все же напоили и просвиркой угостили. Но осадок остался... До меня я видела как батюшка грубо крикнул мужчине, который тоже подошел причаститься:

 

"Пшел отсюда вон! Чтобы больше я тебя не видел!" 

 

По целенаправленному взгляду батюшки его послушницы просто оттащили женщину, которая фанатично припала к иконе. И еще один окрик в адрес очередной женщины:

 

"Ты в своем уме! Ты чуть не вырвала у меня крест из рук! Кто так крест целует! Иди, иди..."  

 

Все это я наблюдала и ощутила на себе в течение часа.   Что это было? Поделитесь впечатлениями от моего рассказа?

 

 

Os-a аватар
Os-a (Пнд, 31.01.2011 - 20:41)

Vnika, да что тут говорить, кроме того, что все священнослужители прежде всего люди - со своими недостатками, кто-то лучше воспитан, кто-то хуже... Могу просто отметить: этот священнослужитель невежливый, позволяет себе оскорбительно обращаться с прихожанами. Не красит это ни его, ни храм, которые ему доверен.

 

Но, наверное, из всего, что вы написали, больше всего меня покоробило обращение на "ты". Ни разу не доводилось мне в храме у нас в Десногорске слышать, чтобы верующих батюшка или прочие служители называли на "ты", только на "вы".

 

И та исповедь, на которую вы попали, она так называемая общая  - когда читается покаянная молитва перед группой прихожан, и отпускаются грехи, так сказать "оптом". Чтобы получить доступ к причастию, такой обряд следует пройти индивидуально - и в нашем храме он проходит так: верующие стоят в одном конце храма, а исповедующий подходит к стоящему сбоку алтаря батюшке и после негромкого перечисления своих грехов, на него накладываются руки с такой нагрудной накидкой и отпускаются грехи. Имя называть не надо. Точно помню - я не представлялась.

После этого подходит следующий, и таким образом, соблюдается тайна исповеди - никто не стоит за спиной, рядом, не прислушивается к перечислению прегрешений.

 

Может быть, грубость и пренебрежение со стороны священностлужителей наблюдается в тех храмах, где прихожан много и "одним больше, одним меньше" - уже не важно.

У нас в храме к каждому очень уважительно относятся, и если наблюдается какое-то нарушение (шапочку мужчина не снял, или женщина с непокрытой головой - подойдут и сделают замечание, но никто не будет грубо из храма выталкивать или грубо окликать и прогонять).

 

О долгом приложении к иконе - вы знаете, мне даже стало смешно оттого, как много этот священник уделяет внимания на поведение верующих в храме. Даже у нас тут, в небольшом городе с прихожанами в несколько десятков (по обычным воскресеньям) - священник проходит по храму быстрым темпом, а уж когда служит службу, тем более как-то не до замечаний кому-то.

Бывало, он останавливался поздороваться с кем-то из прихожан, но мне и в голову не приходило, что батюшка должен как-то отслеживать кто и как долго лобзает иконы...

 

Что же касается прямого взгляда в лицо священников - да, это не принято, положено опускать голову, когда с батюшкой общаешься. Из почтения прежде всего к его сану.

На будущее - просто знайте, что не надо им в глаза смотреть, может быть, этого священника возмутил именно ваш прямой взгляд. Это не оправдание, конечно, его грубости, но как причина возмущения и резкости в ваш адрес - вполне возможно.

Обидно ему, что люди далекие от религии "лезут сразу к таинствам причастия и исповеди", и ваш первый раз логичнее было бы начать не с того, чтобы подходить в общей очереди, а прийти накануне, побеседовать, узнать - как проходит причастие, что надо сделать, чтобы пройти индивидуальную исповедь.

 

Я сама не слишком разбираюсь в подобных вопросах, но понимаю, что нельзя без подготовки к этим обрядам приходить в храм и сразу же идти под крест и вкушать святые дары.

Понимаете, ну, нельзя вот так с улицы зайти и сразу - причащаться! И когда он спросил вас насчет того, ранее вы исповедовались или нет, он хотел узнать, насколько вы подготовлены к обряду.

 

У нас в храме, когда объявляют о начале причастия, то сразу говорят:

- Подходят те, кто прошел исповедь накануне и постился, детей до шести лет разрешаете подводить без исповеди.

И обычно выстраивается очередь из женщин с маленькими детьми на руках и нескольких человек без детей - тех , кто исповедывался.

 

Остальные прихожане (а таких подавляющее большинство) просто подходят к кресту, понимают, что святые дары им не положены без исповеди.

 

А... И еще насчет креста. Опять же - грубость со стороны святого отца, но... Когда целуют крест, его руками не трогают вообще. Просто наклоняются к протянутому кресту и прикосаются губами. Может быть, эта женщина слишком придержала крест в своих руках, и конечно же , это также вывело из терпения батюшку, мол - не знают элементарных вещей, и туда же ...

 

Знаете, когда я сама начала в 15 лет ходить в церковь, то первые год-полтора совсем не участвовала во всех этих обрядах - присматривалась, прислушивалась, то есть - так вот, сходу и сразу: а стану как я верующей по всем правилам с этого захода в церковь !! Такого у меня не было.

 

И первая книга, которую я купила из церковной литературы, была брошюра о том, как вести себя в храме: куда свечи ставить, где молятся за упокой, какому святому о здравии или заступничестве молиться, какие праздники бывают. Позже все эти знания очень мне помогли совершать меньше ошибок при нахождении в храме.

 

Да и сейчас, признаюсь, много вещей еще остается для меня невыполнимими или непонятными. Может быть, еще приду к этому.

 

 

Os-a аватар
Os-a (Пнд, 31.01.2011 - 20:56)

Да, и еще к вопросу фотографирования - только с благословения, всегда на территории храма или монастыря надо спрашивать разрешения, или приобретать оплаченное разрешение-билет при входе. Но даже и после этого - нежелательно много фотографировать, особенно внутри храмов...

Ах, сколько их - прекрасных, древних, интересных с архитектурной и художественной ценности, осталось незапечатленными мной....

Ну, что поделать, опять же - из уважения к святости мест, к тому, что фотографирование может кому-то помешать из окружающих... очень-очень редко разрешается снимать раки с мощами, в моей жизни таких съемок было - две. И все - только с разрешения священнослужителей.

ORISHA аватар
ORISHA (Пнд, 31.01.2011 - 22:27)

Оля, фотографии изумительные, такая красота и умиротворение! Рассказ интересный и очень полезный, много нового для себя узнала.

Вика писала о хамском отношенни к посетителям в церквях. Полностью подтверждаю ее слова! Сама у нас в Самаре сталкивалась с этим неоднократно. Доходило до того, что покупала свечи, и не успевала отойти, как ко мне подбегала церковная старушка и вырывала эти свечи из рук, яко бы их нельзя зажикать до службы, и тут же не стыдясь отдавала их обратно в церковную лавку. И выгоняли меня из церкви за то, что я заходила в брюках. Уходила в обиде и больше туда не возвращалась.

Но церковь церкви рознь. Рядом с моим домом построили небольшую уютную церквушку. Дело было летом, я шла с пляжа, и так мне захотелось зайти и поставить свечи, что я как была в шортах и сланцах, так и зашла. Никто, ни одна бабулька не преградила мне дорогу, даже косого взглаяла на себе не заметила. Я купила свечи, стояла молилась за своих родных, мимо проходил поп (уж не знаю, как их сейчас называют). Окликнула батюшку, рассказала о своих проблемах и попросила у него благословения. И опять же, ни одного упрека за мой внешний вид, только доброта в глазах. Спокойно выслушал меня, подбодрил и благословил. Приглашал заходить к концу службы, так как, тяжело мне будет выстоять всю службу. Вот, это по-человечески! Если иду в церковь целеноправленно, то одеваюсь "по уству", а если тянет в церковь именно сейчас, не бежать же каждый раз домой и переодеваться.

Vnika аватар
Vnika (Пнд, 31.01.2011 - 22:41)

Вот и я о том же. Ну потянуло меня в этот день в храм. Да и праздник был. Пришла от души. И свечи купила-поставила ,и пожертвование внесла, и приобщиться постаралась... Неужели я перед этим должна была подумать о каких-то правилах посещения, книгу прочитать... 

Прочитаю. Но даже не сейчас, и не в связи с таким случаем. Как-то так.

ORISHA аватар
ORISHA (Пнд, 31.01.2011 - 22:54)

Да-а-а, далека церковь от народа! Одно радует, что Бог не в церкви, а внутри нас!

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
X
Укажите Ваше имя на сайте TourBlogger.ru
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка...