Наше первое велопутешествие в ХХI веке

Центральная Россия, 29 апреля - 6 мая 2001 г.

Смоленск - Брянск - Калуга

...


29 апреля - 6 мая
2001 г.

  Многие знания–
–многие печали.


Состав группы:

Праслов Михаил
Шаповал Оксана


ПРОЛОГ
Вариантов похода было несколько, потом появился ещё один:
в честь 60_летия завода на котором мы работаем простыми рабочими.
Этот вариант исходил от начальника цеха, который тоже увлекается велотуризмом. Весной 1999 года мы с ним катались по Кавказу.
Наш профком поддержал эту инициативу, но деньги выделили слишком поздно и мы с Оксаной вынуждены были отказаться,
да и выглядело это не как поход, а просто велопробег спонсируемый профкомом, но график чрезвычайно напряжённый для начала мая.
От Минска до Москвы ( не напрямую, конечно) за семь дней, но мы же не спортсмены...
Ещё были три маршрута:
Смоленск-Брянск-Калуга;
Пенза-Самара;
Черусти-Н. Новгород.
Из-за ожидания денег время было упущено и когда мы пошли брать билеты, то нам достались только до Смоленска и то на проходящий поезд - Москва-Брест, т.е. купейные билеты, конечно, были, но в купе очень мало места для великов.
Вообще у меня складывается впечатление,
что пользуясь монопольным положением на рынке перевозок, железная дорога с каждым годом просто уменьшает число плацкартных вагонов
- мол если очень надо и в купе проедут,
а денег нет пусть дома сидят.
Мы живём в пригороде, а работаем в Москве и каждый день видим, как едут совершенно пустые, широко разрекламированные, дальние электрички с вагонами повышенной комфортности.
Вот так железная дорога в сущности определила наш маршрут. Ещё один существенный момент: мы ехали без палаток, т.е. маршрут был составлен так, чтобы ночевать только в гостиницах или общежитиях. В крайнем случае попросились бы в частый дом.


29 апреля, Смоленск - Починки, 84 км за 6 час 49 мин, ср. ск. 12,3 км/час, набор высоты 721 м.
До Белорусского вокзала ехали от ст. Перово, маршрут нам составил компьютер - оптимизация по расстоянию,
с учётом блокады устроенной железнодорожниками. Сложности начались уже при посадке,
причём если раньше с нас требовали багажную квитанцию, то теперь "слишком грамотная ( или вредная ) белорусская бригада" (вот их Батька отмуштровал) потребовала, чтобы мы велосипеды ещё на улице зачехлили.
К такому обороту мы оказались не готовы, обычно мы сначала кладём велики на третью полку и только потом накрываем чехлом. После препирательств проводница притащила бригадиршу и на нас набросились втроём, причём возражать было очень сложно, т.к. в правилах не говорится, когда надо чехлить. В конце концов нам всё же пришлось выполнить их требования, но чехлили мы уже в вагоне. Чехол на этот раз у нас был один, но большой и два велика туда удалось запихнуть, а вот поднимать на третью полку пришлось вдвоём.
Надо сказать, что это даже удобнее, особенно стаскивать и выносить из вагона, а делать это пришлось в половине пятого утра, т.к. поезд приходит в Смоленск около пяти и стоянка пять минут.
Мы заранее вытащили велики в чехле в тамбур и высадка произошла очень быстро.
На улице ещё темно, моросит дождь
- хорошенькое начало,
хотя по опыту знаю, если всё гладко начинается, жди потом какой-нибудь гадости.
Пристроились под мостом, неторопясь собрали - всё на месте, всё цело.
Ксюшина задняя тормозная колодка хотела потеряться (они у нас сменные), но я это решительно пресёк.
Зашли в вокзальный буфет, цены нас приятно поразили и мы там позавтракали жареной картошкой с эскалопом, запили кофеём и чаем (за всё 55 руб.). Оделись потеплее (на улице +9*С) и поехали смотреть город.
Смоленск - основан в 862 году, ровесник Киева и В.Новгорода, с 1514 года входит в состав Московского государства. Ввиду исключительной важности своего положения, превращён в мощную крепость.
Строительством каменной крепости в 1596-1602 гг. руководил русский зодчий Фёдор Конь. Общая протяжённость её стен составила 6,5 км, высота 10-12 м, толщина около 5 м. Крепость имела 38 боевых башен и получила образное название "каменное ожерелье земли русской".
Сейчас от всего этого остались только фрагменты.
Под непрерывно моросящим дождём, мы несколько раз объехали центр города, съездили к церкви Михаила Архангела (Свирской), построенной в честь победы над половцами (в стиле церквей В. Новгорода, больше напоминающих военное сооружение), заехали на рынок и прикупили немного харчей,
на первое время.
Основательно вымокнув, мы всё же получили общее представление о городе
- центр на высоком холме, много зелени,
немного запущенные красивые парки и скверы (помойки попадаются).
Много памятников героям двух Отечественных войн, но всё как-то разрозненно, не чувствуется объединяющей архитектурной мысли, как, например в Суздале.
А может дождь тому виной?
Но всё равно нам там понравилось - тихо, спокойно, машин мало, а в самом центре у музея Глинки бесплатный туалет.
Часам к одиннадцати стали подыскивать место для обеда.
Крытого закутка в центре не обнаружили и поехали на выход, а на выезде пристроились, как всегда, на автобусной остановке. Пока обедали дождь прекратился и засветило солнце. Наша одежда на ветру вскоре высохла и мы поменяли часть её на более лёгкую.
Дорога хорошая местами в четыре полосы, ветер юго-западный для нас почти попутный и всё бы хорошо, но
стал одолевать сон.
Моментами сознание просто уплывает и если бы не горки, которых тут предостаточно, то вполне можно уехать или в кусты или под машину. Так в борьбе с горками и сном доехали до Мурыгино, к этому времени опять захотелось есть и мы купили там мороженное.
В половине пятого въехали в ПочИнок (ударение на втором слоге), это районный центр и здесь можно переночевать в общежитии местного ПТУ. Ксюша предварительно обзвонила предполагаемые пункты ночёвок и всё узнала.
Гостиницы есть не во всех райцентрах (мы ориентировались на них), но тогда их заменяют общежития.
Разыскивая ПТУ, мы разговорились с председателем местного спорткомитета и он рассказал нам, что здесь недалеко родина М. Т. Твардовского (село Загорье) и сейчас там ещё живёт его брат, а в дер. Стригино есть велотуристская секция, руководитель некто Кузнецов.
Посетить родину автора "Василия Тёркина" было заманчиво, но посмотрев на карту, мы увидели, что надо было ехать из Мурыгина, теперь это в обратной стороне. А вот заехать в Стригино вполне успеем, но завтра с утра.
В общежитии нас тепло встретили и поселили на третьем этаже: две кровати, шкаф, тумбочка, большой стол, два стула; туалет и умывальник на этаже, а душ на первом – 60 рублей за всё с двоих.
В восемь вечера после горячего душа и хорошего ужина мы уже спали.


30 апреля, Починок–Стригино–Рославль, 100,5 км за 7 час 17 мин, ср. ск. 13,7 км/час, набор высоты 479 м.
Около десяти выехали из райцентра на северо-запад.
До села по асфальту доехали в момент, по полям аисты гуляют.
Ксюша ещё вчера недоумевала, как мы этого Кузнецова найдём - городская она, что с неё взять,
как будто это Москва или Раменское, да в деревне все друг друга и о каждом всё знают.
А тут ещё такой человек - детей в походы возит в наше время, да ещё на великах. Так оно и было, мы три раза спрашивали местных о нём, а когда подъехали к дому они уже нас встречали.
Пётр Леонидович Кузнецов, работает в школе учителем ОБЖ, женат (жена Вера тоже учит детей), двое взрослых сыновей, один внук. Устроились во дворе, благо с погодой нам повезло, попили утреннего молочка.
Поговорили о жизни, о технике, как всё начиналось. Запомнился рассказ, как проходил один из первых их походов, как повылетала половина спиц у всей группы, а в мастерской, куда они обратились, сначала заломили непомерную цену, а потом продали почти задаром.
Ездят они давно, историй накопилось много;
наибольшая интенсивность походов была в 80-ые годы,
сейчас спад в связи с известными трудностями,
но я надеюсь, что наш приезд вдохнёт новые желания.
За разговором время бежит незаметно, пришлось уезжать и нам - дорога впереди длинная.
Такое впечатление, что встретили хорошего старого знакомого.
Пётр рассказал, как нам лучше добраться до трассы и проводил до околицы, ехать предстояло просёлочными дорогами. В этом году весна вроде поздняя, а зелени вокруг, как в середине мая.
По гравийной насыпной дороге доехали до развилки и дальше луговой до Хморки. Деревня соответствует названию дома есть, а улицы нет, но нам туда и не надо - мы мимо, к речке на небольшой мостик из железных листов.
На пригорке большой дом, а впереди д. Климщина ...
наверное.
Навстречу двое - пеший и конный, уточняем какая впереди деревня. Мужики начинают это выяснять между собой, точнее конный рассказывает пешему, а заодно и нам,
они, правда, сначала немного растерялись, что мы по-русски говорим, а потом даже обрадовались.
Конный разрешил Ксюше погладить кобылу Белку, они немного поласкались и мы покатили через Климщину на Кукуево.
А вот потом мы дали маху, выбрали более наезженную дорогу, а не ту которая нужна и вскоре заехали в лес на очень мокрую и заваленную дорогу,
по которой с трудом пробились на какое-то поле, где она и кончилась.
Тут мы окончательно потеряли представление где же мы находимся и стали пробираться наугад.
За полем обнаружили ещё какую-то дорогу и поехали в надежде встретить кого-нибудь,
кто бы рассказал нам где мы.
Дело в том, что на правильном направлении никакого леса нет, а уж болота тем более. Вдруг в кустах впереди кто-то мелькнул, а когда мы поравнялись, оттуда раздались приглашения зайти на огонёк и на уху.
Секундное колебание и мы у костра
- оказалось это охотники помогали егерю сажать топинамбур (подкормка для кабанов) и заканчивают обед.
У них осталось ещё порядочно ухи и они часть её рады были нам скормить
(весь остаток нам бы и не осилить),
ну и немножко самогончику для аппетиту
(у меня он завсегда лучше водки приживается).
Оказалось, что на развилке за Кукуевым мы сильно уклонились влево и попали на охотничью дорогу и...
бесплатное угощение.
Нам рассказали, как попасть на большак и мы тепло попрощались,
теперь небось Кузнецову всё расскажут, как москвичи заблудились.
До большака ехали по новой просёлочной дороге и нагнали странника Толю из Ивановки,
который раньше вёл неправедный образ жизни и даже был в заключении, но провидение помогло ему исправиться.
Сейчас он адвентист седьмого дня, не пьёт и не курит.
Мы немного поговорили с ним по вопросам религии и философии без взаимных оскорблений и мирно разошлись,
оставшись каждый при своём мнении.
Большак - насыпная дорога из очень мелкого гравия, местами машины его сильно размесили и наши колёса вязли почти, как в песке, тяжеловато пришлось, пока до асфальта добрались.
Хорошо машин совсем мало было, а то пылища от них ужасная.
На трассе в Стодолище зашли в столовую, которую нам порекомендовал дальнобойщик ещё в Смоленске.
Работал только буфет, буфетчица любезно накипятила нам воды
(заварка-то у нас своя)
и мы напились чаю с ихними пирожками (даже с добавкой).
В половине девятого уже въехали в Рославль, а в 20ч 45м я уже заполнял карточку гостя в местной гостинице.
Нас поселили в одноместный номер за 143 рубля,
с туалетом но без душа и горячей воды.
Дежурная Люба отнеслась к нам очень доброжелательно, сама предложила одноместный номер, принесла вторую подушку для постели и тазик, чтобы помыться. Ещё в гостинице есть кухня с электрической плитой и самоваром, а в холле импортный цветной телевизор.
Сегодня мы вдоволь накатались по просёлочным дорогам.


1 мая, Рославль–Жуковка, 107,3 км за 7 час 02 мин, ср. ск. 15,2 км/час, макс. ск. 51,6 км/час, набор высоты 531 м.
Поднялись с трудом только к восьми утра
- устали вчера зверски. Да ещё с вечера в парке были танцы, думали, что будет повторение Темрюка (там местные придурки орали под окном до четырёх утра),
но окошко прикрыли и спокойно спали.
Утром прокатились, посмотрели город, съездили на кладбище, где расположен мемориал памяти 130 000 погибшим в войне.
На центральной площади первомайский митинг. В городе работает вагоноремонтный завод, раньше работал завод алмазных инструментов, сейчас от 1200 работников осталось чуть больше десятой части.
Во время войны город был весь разрушен, но мы обнаружили несколько зданий в старом московском стиле.
Получив общее представление, покатили дальше.
Нас ещё в Смоленске предупреждали, что дорога корявая и очень загружена, но сегодня праздник Труда - трудящиеся отдыхают и до обеда по шоссе мы ехали практически одни, да и корявости особой не было.
Местность очень красивая, небольшие перепады высот, а кругом лесозашитная полоса в зелёной дымке распускающихся листьев.
Днём было +26*С, к вечеру около +20.
В местечке под названием Казённое, решили пообедать - несколько домов, оставшихся от деревни, населяют дачники. У дороги брошенная то ли землянка, то ли погреб, то ли шалаш - внутри топор, серп, какое-то тряпьё, у берёзы примитивная лавочка и стол, вдали ржавая водонапорная башня, а на ней два аиста на гнезде поочереди высиживают птенцов. Пообедали, отдохнули и снова едем, любуемся окрестностями, народ проснулся - несколько оживилось движение машин. Сеща большой и зажиточный населённый пункт, оказалось здесь военный аэродром и поэтому совсем другая жизнь - одежда, вид, поведение людей.
Вот что значит иметь работу!
Дорога до поворота на Жуковку совершенно не запомнилась, помню только ехали с каким-то мальчишкой наперегонки, впереди длинный и глубокий спуск к реке, а нам поворачивать налево. Очень хорошая, широкая дорога и газик с четырьмя мужиками чересчур пристально за нами наблюдающими, на всякий случай договариваемся с Оксаной, что в случае чего разъезжаемся в разные стороны и тикаем до ближайшей деревни, но проблем не возникло, видимо простое любопытство.
На въезде в Жуковку нахожу на асфальте новую кофту-футболку и дарю её Ксюше,
качество дороги резко ухудшается, всё засыпано песком
- значит приехали, это уже город. Начинаем искать ПТУ, гостиницы здесь нет и нас обещали приютить в общежитии. Из кучи местных ребятишек на великах двое Женя и Серёжа становятся нашими проводниками и показывают где находится ПТУ
и в каких магазинах лучше покупать продукты.
Узнаём, что здесь есть велосипедный завод (то-то на улицах так много велосипедистов), когда остановились напротив проходной, человек шесть выходят из проходной и наблюдают за нами.
Мы к ним подъезжать не стали - пусть сначала научатся велики приличные делать, а то жуть какая-то, похоже ими тут расплачиваются вместо зарплаты.
В общежитии нас поселили за 60 р. с двоих, но горячей воды нет, удобства в коридоре, да и выселиться попросили до восьми часов. Мы решили с утра кашу не варить, а обойтись бутербродами и чаем,
а мыться в раковине нам не привыкать.


2 мая, Жуковка–Брянск, 91км за 7 час 04 мин, ср. ск. 12,8 км/час, набор высоты 453 м.
Утром встали в семь утра, быстро сделали чай с бутербродами и без пяти восемь мы уже ехали на Ржаницу. Лесная дорога, асфальт с заплатками, машин практически нет, погода замечательная, сильный запах сосны.
Едем на свой страх и риск, т.к. за Ржаницей асфальт кончается, а в лесу сплошное болото - 19 км неизвестности. Наконец, в километре от посёлка видим людей - пастухи гонят стадо коров.
Спрашиваем как нам проехать на Сельцо? Пастух рассказал, что лесом после такой снежной зимы не проплывёшь, а вот вдоль полотна железной дороги есть тропа.
На станции заехали на рынок, купили газировки и ещё раз уточнили дорогу. Действительно по самому низу насыпи даже машины ездят, местами они продавили грунт и образовались приличные лужи, но дно твёрдое и я сначала их форсировал с ходу. Но одна из них оказалась довольно глубокой
и я провалился в эту грязь по ось,
проехать-то я проехал,
но лохмотья ила висели на спицах до Брянска.
Ксюша хитрая,
она такие лужи пешком обошла по насыпи и у неё велик чистый.
Через четыре км увидели полустанок и около него дом, по карте это должна быть Эдазия, только до неё показано шесть километров.
Пошёл узнавать, что это?
Люди там живут полудикие, по-русски понимают плохо и пока не вышел молодой человек (явно не местный) я ничего добиться от них не мог. Парень подтвердил, да это Эдазия, странно, а на доме написано Плевки.
Дальше совсем рядом посёлок при ст. Сельцо, у магазина скопление народа - ждут хлеб, нам хлеб пока не нужен и мы едем дальше к городку Сельцо, очень популярное название в здешней местности. По пути встретили хлебный фургон. До городка асфальт корявый, а вокруг военные части, поэтому,
наверное столько одинаковых названий населённых пунктов, чтобы врагов с толку сбивать.
В городке Сельцо приличный рынок, мы купили там колбасы и в скверике около какого-то СМУ пообедали.
Дальше до Брянска асфальт и ничего не запомнилось.
Ехали вдоль железной дороги и в начале г. Бежица повернули на пригород Брянска. Очень долго ехали по пойме реки Десны,
берег которой местные жители превратили в одну длинную помойку для помывки машин.
Там же и живут, там же и отдыхают.
Ближе к центру на пригорке красивая церковь необычного вида, оказалось баптистская. На высоком берегу Десны парк с Курганом Бессмертия, сегодня тепло (+26*С) и гуляние в полном разгаре. Побродили и мы, съели по мороженному, посмотрели разрушающийся лыжный трамплин, Ксюша вдоволь наигралась с маленькой зелёной мартышкой, с которой фотографируют детей. Нагулявшись решили поискать ночлег. Это оказалось непростым делом, т.к. гостиницы в центре очень дороги. В трёхзвёздочной место стоит 400 рублей. Мы объехали весь центр и дешевле 250 р. за человека не нашли, а про гостиницы на окраинах никто не знает. Тогда мы стали думать насчёт общежитий и попытались выяснить у местных таксистов - ничего утешительного, к тому же сегодня праздник и нет начальства. Наконец один милиционер вспомнил, что в новом районе есть дешёвая гостиница и мы покатили туда.
Действительно на улице Транспортной есть ведомственная гостиница Брянсксельхозмаша, где нас приветливо встретили и приютили за 100 рублей с человека. Народу никого, удобства в коридоре, душ тоже, но с горячей водой и есть некоторое подобие кухни. Мы разгрузились и поехали за продуктами. Пока Оксана покупала еду ко мне подошёл пожилой мужчина и начал расспрашивать о наших путешествиях.
К нам редко подходят люди с нормальными вопросами, обычно пристают либо дети, либо всякая пьянь,
да это и понятно - обычному человеку в России не до путешествий.
На этот раз вопросы были по существу: сколько проезжаем в день, где ночуем, как питаемся? Сначала я просто отвечал на вопросы, но потом всё же познакомились, оказывается Долгошеев Вячеслав Митрофанович марафонец, т.е. 15 раз пробежал марафонскую дистанцию.
Сейчас ему 74 года и он занялся ещё моржеванием, чтобы выяснить его влияние на марафонский забег.
Ещё он знаком с Х.А. Самаранчем и собирается ехать к нему в гости в Барселону на велосипеде. Я, как мог, рассказал ему о специфике велотуризма, мы обменялись координатами и тепло распрощались.
Накрапывал мелкий дождь.


3 мая, Брянск–Хвастовичи, 76км за 7 час 02 мин, ср. ск. 10,8 км/час, набор высоты 437 м.
В девять утра уже выехали,
сегодня предстоял непростой день.
Ещё дома с помощью компьютера я пытался определить оптимальный маршрут от Брянска до Хвастовичей. Комп. нарисовал дорогу, которой не было на двухкилометровой карте Брянской области и теперь нам предстояло проверить кто прав: составители электронного атласа Средней России или 439-я Центральная экспериментальная военно-картографическая фабрика им. В. В. Дунаева.
Особое беспокойство вызывал участок на стыке двух областей Брянской и Калужской. Вчера с вечера накрапывал дождь, а сегодня совершенно ясное небо, хотя и похолодало до +13*С. Чтобы не ехать по трассе М3, мы решили ехать через Б. Полпино. Ещё на въезде в него у первой же женщины мы спросили есть ли дорога на М. Полпино, на что получили чёткий утвердительный ответ и краткую справку как выехать на эту дорогу. Как было сказано доехали до железнодорожного переезда, но то что мы там увидели нам не понравилось и мы решили заехать в деревню и ещё расспросить местных жителей.
В селе полно алкашей и дебилов, как будто обитателей дурдома отпустили на прогулку.
Наконец один мужик на велике смог внятно объяснить, как доехать до дороги. Доехали и оказались в том же самом месте откуда начали, сделав кружок по деревне километра четыре.
Увидев лесную дорогу Ксюша ещё раз решила уточнить, как лучше добраться до Мал. Полпино и в последнем доме деревни ей сказали, что все ходят вдоль железной дороги.
Могли бы и сами догадаться, замечательная сухая наезженная тропинка,
а кругом сплошное болото - через лес нам бы не проехать.
Железная дорога работает, тут даже пассажиров возят, но не каждый день. Дорога привела нас на лесозавод, вышли несколько женщин с девочкой, поговорили маленько о жизни и поехали в деревню за водой. Дорога вдоль ж. д. нам так понравилась, что мы захотели и дальше по ней ехать, но тропинка кончилась. Мы с трудом добрались до пересечения с трассой М3 и поехали на юг.
На развилке красивый указатель: Журиничи 7 км,
но просёлочная дорога (их даже две параллельных) разбита вдрызг,
только на байке и можно ехать, легковушка застрянет в огромных и глубоких лужах.
От Розново свернули на бетонку, которая идёт вдоль ж. д. до Журиничей.
Там пообедали в заброшенном доме, т.к. надо было спрятаться от сильного ветра, который задувал примус.
Компьютер оказался прав - дорога от Журиничей до Николаевки есть, песчаная, просёлочная дорога, совершенно проезжая для машин, но не всегда для нас, т.к. наши колёса вязли даже в мокром песке.
Местами пришлось идти пешком.
Николаевка вымирающая деревня, вся молодёжь оттуда уехала, остались одни старики, но по сравнению с Михайловкой густо населённая,
в Михайловке я заметил только одну старуху,
которая с отрешённым видом брела по середине дороги
- вот она граница областей.
Дорога для границы оказалась неплохой, несмотря на огромные лужи мы проехали до Фроловки не замочив ног.
Фроловка находится уже в Калужской области и резко контрастирует с соседями, много детей, жилые дома, хорошая насыпная дорога до Бояновичей.
От Бояновичей вопреки карте уже лет пять лежит асфальт, За Пеневичами у дороги хорошая площадка для отдыха с красивым навесом и родником, но мы уже отобедали и торопимся в райцентр в гостиницу.
Удалось устроиться в люксовый номер за 240 р., т.к. только тут можно помыться. Хорошие две комнаты с мягкой мебелью и теликом, ванная с электрическим титаном.
В гостинице встретили "земляка" из Чехова, который купил леспромхоз и живёт уже здесь полгода. Когда встал вопрос куда девать наши велики, не тащить же их в "люкс", он при дежурной оценил их в 800$ и нам сразу выделили ключи от соседнего пустующего номера, чтобы мы могли их там поставить.
Ещё в гостинице есть небольшая кухня.


4 мая, Хвастовичи–Козельск, 95км за 6 час 17 мин, ср. ск. 15,1 км/час, набор высоты 208 м.
Безоблачно, но прохладно (около 15 тепла), в десятом часу выехали - оказалось немного не в ту сторону, пришлось возвратиться на исходную позицию и начать снова. Дорога хорошая, машин почти нет, ветер встречный, но несильный и ехать хорошо, но холодно - пришлось одеть ветровки.
До Колодясы доехали, как показано на карте, а дальше оказалось, что дорога идёт совсем не так и не там. На карте она проходит в обход населённых пунктов, а фактически через них.
Проехали Колодясы и тут Ксюша заметила, что мы повернули вроде не туда, а съехали с приличной горки и возвращаться очень не хочется.
Сверили направление по компасу - точно едем на Берестну, хотя туда нам не надо.
И спросить-то не у кого, наконец повстречали стадо коров с пастухами и те успокоили нас: да это дорога на Козельск.
Вскоре приехали в Берестну, новый мост через речку Ловатянку, очень красивая природа вокруг - весна, всё расцветает, а на въезде большой двухэтажный дом из красного кирпича с проваленной крышей и выбитыми окнами.
В деревне детей почти нет,
люди бродят - взор в землю,
лицо как маска,
взгляд тяжёлый.
Разговаривая друг с другом, собеседника не слышат и ничего вокруг не замечают.
Они уже ни за что не борются и ничего не хотят, всё направлено на выживание.
Проезжаем мимо разрушенной, когда-то шикарной, церкви, на наше появление реакции почти нет.
После деревни въезжаем в лес, вдоль дороги регулярно попадаются плакаты:
"Внимание радиоактивность, сбор плодов и ягод запрещён" и соответствующий знак.
Подъёмы и спуски чередуются очень часто и даются мне с трудом, Ксюша или не устала или не подаёт вида.
После Кцыни дорога сворачивает на Дудоровский, здесь заканчивается железнодорожная колея, вдоль которой мы ехали до М. Полпино (начинается она в Брянске). Окончательно стало ясно, что дороги нарисованной на карте просто нет и в конце деревни у дома Лесничего, под специально сделанным для путников навесом, мы устраиваемся на отдых и обед. Далее безлюдная дорога вьётся змеёй на Дудорово, а надписи сменяются на
"Не рекомендуется...".
В одном месте проезжаем участок после лесоразработок,
как всегда в России, большие стволы убрали, а пеньки, мелкие стволы и ветки остались.
Вид, как в "Сталкере", хорошо ещё погода солнечная, а то вообще жуть.
Я опасался, что дорога идёт через райцентр Ульяново, а это лишний крюк, но пронесло - развилка и мы поворачиваем налево, движение по шоссе оживляется,
а по сторонам та же неживая пустота и так до Дретово.
Там встретили байдарочников, одна группа уже собралась и сидит на обочине ждёт автобус, который видимо будет не скоро, т.к. они послали гонца за водкой в соседнее село, до которого километров десять. В Дретово магазин не работает, жаль - хотели купить газировки - очень пить хочется. Другая группа водников сушится под мостом через Жиздру, поговорили немного, о себе рассказали, на прощанье они подарили нам немного картошки, она им уже не нужна и так тяжело.
Волконское - наконец живая деревня:
дети, механизаторы, машины, рынок, магазин, который торгует. Коровники целы, на полях работают трактора, на сельсовете висит красный флаг.
Покупаем мороженное и нарзан. Подкрепившись скоро въезжаем в Козельск. Через весь город едем в гостиницу, спрашивая периодически у местных и получая один и тот же ответ: - дальше. Забор воинской части, военный городок,
- та а к ... кажется проскочили,
немного назад и вот она гостиница Министерства Обороны - "Витязь".
Захожу - дежурная в лёгком онемении, знаете, как в "Свадьбе в Малиновке" - никто у нас не бывает, велотуристы уж точно.
Господа это упущение, гостиница хорошая, 2-х местный номер стоит там 152 рубля, а душ (общий в коридоре), не поверите, 3 рубля с человека, вода по графику, но рядом Оптина Пустынь и святой источник.
Во время оформления документов - заминка: нет отметки о регистрации брака (у нас с Оксаной гражданский союз, т. к. дети выросли и формальности нам ни к чему - были), значит в одну комнату нельзя.
Теперь шок у меня, я ей говорю: вы в России последние кого это волнует, рассказываю ей про свою личную жизнь, она говорит всё понимаю, но не положено.
Из положения вышли так: оформили номер на меня одного, но деньги взяли за двоих.
Моемся, ужинаем подаренной картошкой, с колбасой и пивом -
очень хорошо.


5 мая, Козельск–Калуга, 92 км за 6 час 5 мин, ср. ск. 15,1 км/час, набор высоты 584 м.
Загадали выехать пораньше,
чтобы заехать в Оптину Пустынь, уже собрались вывозить велики, смотрю у Оксаниного заднее колесо спущено.
Поменял камеру, стал собирать инструменты - опять сдуло, пришлось клеить обе камеры.
В результате выехали только в 11 часов,
да ещё за продуктами надо заехать, хорошо во дворе гостиницы небольшой базарчик. Пока Ксюша отоваривалась, вокруг крутились двое мальчишек на одном дорожном велике - Максим и Артём,
Максим крепкий небольшого роста, Артём повыше и похудее.
Разговорились и они взялись проводить нас до Оптиной Пустыни, спрашиваю, а родители знают, что вы так далеко мотаетесь? Нет, не знают, а то не пустят.
Владелец велика Максим, а везёт Артём,
у Максима папа военный, мама работает, есть дед, семья опасается сокращения в армии - тогда худо придётся.
Ребята едут по тротуару, дорогу они знают хорошо и доехали до леса мы быстро, да и под горку.
В лесу я посадил Максима к себе на раму, он быстро освоился и стал рулить и переключать скорости ( по моей команде, конечно).
В монастырь мы и соваться не стали, они бы и Христа не пустили, если бы он был одет как мы,
церкви нужны убогие или богатые.
Не нам грешным судить,
но бродят там самодовольные, холёные, лоснящиеся попы и по мобильникам обсуждают вопросы богословия,
а ещё фотографируются с братками периодически.
А вокруг запущенные монастырские угодья, толкутся нищие фанатичные тётки и бабки, кто с горящим, кто с потухшим взором.
Пока мы это всё наблюдали, ребята гоняли по площади на наших великах с совершенно счастливыми лицами.
Но сказка скоро кончается
- нам пора.
На обратном пути заехали к святому источнику, там купальня и бассейн закрытый решёткой, вода чистая, на дне пластиковые бутылки, деньги.
На перекрёстке прощаемся с ребятами и им и нам грустно - успели подружиться.
У ребят теперь есть мечта, у меня на её воплощение ушло тридцать лет.
В молодости, когда я на своём Спутнике объездил все окрестности,
я мечтал о велопоходах,
но единомышленники мне не встретились, а в одиночку я не смог поднять это дело.
Мой ум устроен так, что мне трудно придумать что-то новое,
я могу только усовершенствовать,
вот и велорюкзак я смог сшить только тогда, когда приобрёл фабричный и так во всём.
На выезде из Козельска покупаем газировку в дорогу и съедаем по мороженному, для пополнения организма топливом. Неподалёку от нас, тоже с мороженным, стоит и смотрит не отрываясь парень лет 16-18 тоже с великом.
Подъезжает его мать, зовёт домой, но он явно ждёт нас и когда мы поехали, едет следом. Нам становится немного не по себе от такого пристального внимания без попыток заговорить, но он вскоре переезжает на другую сторону улицы и исчезает.
Видимо его поразил вид наших велосипедов,
у него самого чего только не навешено: и пружинки какие-то по сторонам, много катафотов и фонариков. Пока мы об этом размышляли нас обгоняет ещё один парень на дорожном велике,
тут уж Ксюша не выдерживает и неожиданно бросается в погоню,
но догнать не успевает - парень сворачивает в проулок,
а мы несёмся, как угорелые по инерции ещё некоторое время.
А в результате: у Ксюши разболелась спина, а у меня внутрибёдерные мышцы и пришлось метров сто идти пешком.
Проехав ещё немного и въехав на приличный бугор, мы поняли, что надо срочно обедать.
Тут же на заброшенном полевом стане и пристроились.
Два сарайчика, загон для скота, электроподстанция, но подводящие провода оборваны и поля вокруг заросли одуванчиками.
Примус укрыли от ветра железными листами и пока варится обед, отдыхаем. Потом быстро доехали до Перемышля, проехали через центр, заблудились немного в огородах и выехали через ворота какого-то предприятия на дамбу. Она проходит по пойме реки Оки и плавно переходит в двойной мост, сначала через озеро, а потом и через Оку.
Сегодня тепло, безоблачно, дорога идёт через сосновый лес и в воздухе резко пахнет смолой, как в июле. В Калуге после переезда через мост, нас нагоняет мальчишка на алюминиевой Мериде, и провожает нас до вокзала.
Пока мы с ним общаемся, Ксюша берёт билеты и запасается провизией в электричку. Мальчика зовут Дима, он из обеспеченной семьи, часто бывает в Рязани, он немного разочарован, что есть велики лучше чем у него, летом его отправляют в Париж на две недели,
а я хочу в Лондон,
а придётся ехать на Урал.
В электричке мы устроились хорошо, народу мало, в районе 8-ой зоны проходят ревизоры.
Рядом со МКАД, на пл. Востряково мы выходим, половина двенадцатого ночи, нам по кольцу ехать до поворота на Н. Рязанку сорок км, а до дома около 60 км.
Ксюша капитально утепляется ещё в электричке, а я одеваю только ветровку - пока терпимо.
Асфальт на МКАДе идеальный и ветер попутный, вся дорога хорошо освещена так что ехать легко, только пить очень хочется,
а купить негде - всё закрыто.
Газировку удалось купить только через час. Машин мало, показаний компьютера не видно и непонятно с какой скоростью едешь, но на подъёмах как будто попадаешь во что-то вязкое, а на остальных участках движение больше напоминает полёт.
Постепенно становится всё холоднее, причём теплые участки чередуются с холодными
и, когда въезжаешь в такой холодный коридор ощущение такое, будто на плечи набрасывают мокрую ткань, настолько резкий эффект.
После поворота на Н. Рязанку утепляюсь и я, т.к. температура опускается до пяти тепла. По кольцу мы проехали 39 км со средней скоростью 20,6 км/час. Здесь дорога хорошо нам знакома - мы часто ездим на великах на работу, но в отличие от кольца, после Люберец едем в полной темноте.
В половине четвёртого утра приехали домой,
от Вострякова до центра Жуковского мы доехали за три часа пятнадцать минут, средняя скорость 19,1 км/час, расстояние 62,17 км.
Ночная дорога была не слишком утомительной, больше напряжённой, из-за опасения, что наедет какая-нибудь пьянь.
Для нормальных водителей у нас сзади красные мигалки и светоотражающие полосы на одежде и рюкзаках и видно нас хорошо.
Но это для нормальных, от остальных спасти может только Бог,
за что ему большое Спасибо.
Всего от Козельска мы проехали 154,3 км за 9час 24мин 19 сек., средняя ск. 16,4 км/час, набор высоты 904 метра.
Итак подведём итоги:
за девять дней пути мы проехали 720 км,
поднялись в сумме на высоту 4312 метров,
увидели много красивых мест, познакомились с интересными людьми
и увидели и узнали много интересного - радостного и печального, от последнего потом было очень плохо и грустно.
Сельское население центральной России вымирает,
поля не пашутся, дома разваливаются;
одно дело, когда читаешь об этом в газетах или даже видишь по телевизору, а другое дело, когда видишь это собственными глазами,
ощущаешь эти запахи и слышишь эти звуки или точнее отсутствие их.
Господа начальники проехайтесь по центральной России на велосипеде, из машины вы вряд ли это увидите,
а то вам скоро некем будет руководить.


Готов к критике!
Тэги: Россия ,
1 голос | Комментарии Оставить комментарий
VyazNickOff аватар
VyazNickOff (Пнд, 23.01.2012 - 22:42)

Очень интересно было прочесть рассказ единомышленников. В целом вы молодцы!!!! Наше первое велопутешествие в ХХI веке

По ходу рассказа были некоторые вопросы, возражения и советы, но по окончании, только один совет:

почитайте велорассказы моих друзей Irma и Борисович (особенно про Украину).

После этого жду вашего письма с согласием и желанием в походы этим летом. Уверяю, не пожалеете! Наше первое велопутешествие в ХХI веке

До скорой встречи на велотропах!

amata аватар
amata (Пнд, 23.01.2012 - 22:50)

Спасибо, за тёплые слова, а где почитать-то, ссылочку киньте, пожалуйста. Телепатию ещё не освоилНаше первое велопутешествие в ХХI веке

VyazNickOff аватар
VyazNickOff (Пнд, 23.01.2012 - 23:13)

Зайдите в мою анкету. Там мои друзья. Только Борисович по Английски.

Очень рекомендую рассказ Irma про Украину в нескольких частях.  Классика юмора байкераНаше первое велопутешествие в ХХI векеНаше первое велопутешествие в ХХI векеНаше первое велопутешествие в ХХI векеНаше первое велопутешествие в ХХI векеНаше первое велопутешествие в ХХI векеНаше первое велопутешествие в ХХI векеНаше первое велопутешествие в ХХI веке

amata аватар
amata (Пнд, 23.01.2012 - 23:28)

Ага, я уже это читал, прикольно.

Мы, кстати, тоже летом 2011 были в Измаиле и Вилково.

VyazNickOff аватар
VyazNickOff (Пнд, 23.01.2012 - 23:34)

Надо же какое совпадение!!!

Напишите об этом, фотки покажите.

А вообще советую потихоньку покупать палатку и вело-рюкзаки "штаны".

Скоро весна и летоНаше первое велопутешествие в ХХI веке

Irma аватар
Irma (Втр, 24.01.2012 - 21:17)

уфф..одолела..!!! с почином вас! :))))

ну оч-ч-чень много букв да еще и без фотографий!  а чего так, не любите фоткать?

читать занятно, т.к. испытано на собственной шкуре:)

 

amata аватар
amata (Втр, 24.01.2012 - 22:41)

Irma, чо-то я не въеду, о каком почине Вы говорите?...

С фотографиями конфуз случился, приёмный кончик плёнки выскочил из катушки.

Снимать-то я снимал, да в холостую, как потом выяснилось.

Жаль, конечно, да ничего не поделаешь.

Irma аватар
Irma (Втр, 24.01.2012 - 22:59)

жаль, конечно.. а что, на пленку снимали?

 

amata аватар
amata (Втр, 24.01.2012 - 23:08)

Irma, 2001 год - нормальных цифровых аппаратов ещё не былоНаше первое велопутешествие в ХХI веке

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
X
Укажите Ваше имя на сайте TourBlogger.ru
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка...