Национальный памятник Италии

Италия, 2010-2012



Этого  маленького  толстого  человечка  с  большими усами можно найти в Италии где угодно. Часто он верхом, в шляпе с перьями, машет саблей. Это их первый король  Виктор Эммануил Второй Савойский.  Он просто второй Виктор Эммануил в своей династии Савойских, герцогов Пьемонта и королей Сардинии, до него уже был в этом семействе один Виктор Эммануил. Но королем всей итальянской державы Второй стал первым.

 

Национальный памятник Италии

 

Представьте себе, что, к примеру, Рязань и Тула в середине XIX века - разные государства.  Население говорит на похожих говорах, общий литературный язык. Но - разные, со своими князьями или царями. И порой не дружат, а то и воюют друг с другом. В голове не укладывается. Россия, как и прочие нормальные европейские страны, давным-давно централизовалась.  На Аппенинском же полуострове имела место настоящая феодальная раздробленность. Еще вот у Германии похожая история, объединились примерно в это же время. Однако пруссаки, баварцы и  прочие швабы имели общего выборного императора, какое-то подобие межгосударственного объединения. У Италии не было и этого. Сама фраза "У Италии не было своего государства" лишена смысла, ибо то, что не было государством,  не может называться никак,  и Италией тоже; мы говорим так исключительно для краткости, чтобы не повторять раз за разом "итальянские государства" - со своими римлянами, тосканцами и сицилийцами в каждом из них.

 

В 1861 году их представители договорились об объединении. Это как Беловежская пуща, только наоборот.  Там договорились о разъединении, а в Турине в 1861 году - об объединении.

 

У народонаселения спросили, а как же. И везде голос народа был:  пора кончать с удельными княжествами.  

 

Объединительная идея овладела умами. Люди высказывались также за конституционно-монархическое устройство новой большой родины.  Парламентская республика при короле, подобно тогдашним Нидерландам или Испании.  Кому быть королем, тоже решалось на референдуме.  Альтернативные кандидаты, правда, не выдвигались, но важен сам факт - народное волеизъявление.  Маленький толстый человечек стал первым монархом новой большой страны.

 

Ростом и статью не вышел, что поделаешь. Зато везло не раз и по-крупному.  Что было делать в 1854 г. под Севастополем 15-тысячному сардинскому корпусу?  Но участие в победной интервенции проложило путь к нужному решению итальянского вопроса в Европе.  Повезло с хитрым Кавуром - гением политической интриги и переговорного процесса.  Сильно повезло с Гарибальди - пламенным государственником и монархистом.

 

Но надо еше уметь распорядиться своим везением.  Он сумел.  Талантливый полководец, не раз являвший примеры и личного мужества.  В большую власть опрометчиво не лез, действовал с оглядкой на парламент и общественность.  Легко находил общий язык когда с уличным зеленщиком, а когда и с императором Франции или, допустим, немецким кайзером.   

 

Не желая поступиться принципами и своими владениями, понтифик увещевал из Рима: "Вы, ребята, объединяйтесь, это дело хорошее, мы вас даже благословим,  но нашу Папскую область не трогайте".  Не ум или там какая-то особая прозорливость потребовались тогда от короля, а одно-единственное качество - решительность. Пришлось немного пострелять. Правительственные войска в 1870 году вошли  в Рим, и только после этого  объединение страны можно было считать состоявшимся.  

 

Его импульсивность, эта нелепая привычка по любому поводу воспламеняться и смешно вращать глазами, были скорее симпатичны. Тем более он и отходил тут же. Простой народ видел в Викторе Эммануиле своего.

 

Национальный памятник Италии

 

Тут мы подбираемся к одному весьма щекотливому вопросу.

 

Очень может быть, что простой народ видел в короле своего не случайно, а потому что был он и на самом деле свой.  Из простых.  Не тот мальчик. Ребенка подменили в колыбели.

 

Это произошло летом 1822 года в окрестностях Флоренции на вилле принца Савойи Карла-Альберта.  Тереза, нянька 2-летнего сына  принца поднесла к колыбели свечу,  чтобы отогнать комаров. Одно неосторожное движение - и постельные кружева занялись.  Ребенок погиб, вскоре от ожогов скончалась и нянька.

 

В фильме "Формула любви" один персонаж говорит: "А зачем нам кузнец? Нет, кузнец нам не нужен". Но в данном случае кузнец оказался очень нужен. Это если выражаться образно,  а если ближе к исторической правде, то понадобился не кузнец, а представитель другой мужественной профессии - мясник по фамилии Тибурци.  Сыном мясника и подменили трагически погибшего ребенка.

 

Зачем? Затем, что без мужского потомства шансы  Карл-Альберта   на престол Сардинии становились проблематичными. Так что очень даже было зачем. Обездоливать мясника особенно не пришлось - мальчик был незаконнорожденный. Поэтому и перемещение его на виллу прошло незамеченным.

 

Всем объявили, что нянька, не щадя себя,  спасла маленького Виктора-Эммануила,  чем  с лихвой искупила свою неосторожность,  и маленький наследник выздоровел.  Почему же   имя несчастной  женщины было под запретом, а ее семья не получила никакой награды? Родителей можно понять, но для этого надо принять другую  версию:  по вине няньки они родное дитя все-таки потеряли.  Только через сорок лет, исправляя эту очевидную нестыковку и ввиду не умолкавших слухов,  на вилле установят в честь Терезы памятную доску...

 

Еще одно, казалось бы, необъяснимое обстоятельство легко объясняется в версии подмены. Мясник стал быстро и сказочно богатеть. Он в достатке содержал семью из 17 человек, а к концу жизни владел несколькими десятками доходных домов.  Удачной разделкой туш такое состояние не сколотишь.

 

А что мы спорим? Забальзамированный прах того или не того мальчика, но подросшего и ставшего королем,  находится в римском Пантеоне. Можно взять генетический материал и оттуда,  и у его прямых  отпрысков - спорных Савойских,  и у других, бесспорных, затем сравнить и cделать выводы.  Когда-то это были очень недешевые исследования, теперь, кажется, они под силу любой криминологической лаборатории.

 

Вот только итальянцы не дадут этого сделать еще лет двести.  Так что прямых доказательств нет, только косвенные.  Но как будто и косвенных хватает.

 

Если экскурсовод просвещает публику возле такого памятника, по увлеченной манере рассказа и интересу группы сразу видно, о чем он повествует.  Это, по-моему, как-то неделикатно.  Не лучше ли попридержать эти сведения и выложить их в автобусе. Хотя у итальянцев нашлось бы, что ответить, вздумай кто корить их королем-подкидышем. Это как в бородатом анекдоте, когда муж возвращается домой после очень длительной отлучки, не знаю, война была или он полярник, и обнаруживает за столом явно лишний рот.

 

- А этот что здесь делает?


- Пусть сидит, ест, отвечает жена, жалко тебе, что ли?

 

Вот так бы и ответили нам. Пусть сидит,  ест или там машет саблей,  вам жалко,  что ли. Какая разница, чей он сын? Он не унаследовал от официального папы тонкие запястья, его руки были руками мясника - что вам с того?  Кроме многочисленных детишек в двух браках  дал жизнь еще целому выводку незаконнорожденных, а кто не бабник? Наши недостатки продолжение наших достоинств. В нужном месте и в нужное время оказался человек,  достойный трона.  Правильно воспитал старшего сына Умберто.  Как знать, куда повернулась бы история Италии, если бы террорист-отморозок не убил этого Умберто в Риме в 1900 году.  Король Виктор Эммануил II был неплохой, и баста.

 

И верно, король хороший. Поэтому пережил все режимы и гордо возвышается над городами и весями своей любимой Италии.

 

***

 

В Венеции памятник на набережной явно не вписывается в местный историко-архитектурный контекст.  Слишком помпезный, слишком лев на пьедестале похож на большую злую собаку. Венецианцы монумент недолюбливают.  Они ему (не королю, а монументу) и прозвище придумали, которое можно перевести описательно: "нанизывающий голубей на саблю, как на шампур".

 

Национальный памятник Италии

 

Еще один деликатный момент. С именем этого короля и объединением Италии связано для венецианцев расставание на веки вечные  со своим великодержавным прошлым.  

 

Простирались некогда от Константинополя до Вероны, имели интересы на Черном и Азовском морях, беспошлинно торговали в портах Леванта, где начинался и заканчивался Великий Шелковый путь.  Острова Крит,  Кипр,  Корфу.  Тысячелетняя республика под носом у сильных мира того.  Если венецианец относится к вам с доверием, то на пятом бокале амароне он горестно вздохнет: "А ведь мы были когда-то большими". Ого, и еще какими большими! А теперь просто реджоне Венето, одна из 20 земель единой и неделимой Италии. Прощай, суверенитет!

 

Но что это придерживает лев лапой, аж карябает когтями? Не подходи, укусит.  Рискнем подойти все же и почитать. Ага, результаты референдума. Более 600 тысяч - за вхождение в состав Итальяской парламентской республики и конституционной монархии, и только 69(шестьдесят девять) человек против.

 

Национальный памятник Италии

 

Так что нечего теперь. Cами хотели.


Тэги: Италия ,
3 голоса | Комментарии Оставить комментарий
Жажда аватар
Жажда (Чт, 24.01.2013 - 18:59)

 

Памятуя о Вашей профессии, хочется высказаться. Вот только не обижайтесь!

Нет, я не о конкретном Вашем рассказе (о Викторе  Эммануиле II) просто навеяло после прочтения… наверное от стиля преподнесения))) почему мне многие гиды напоминают  желтую прессу?! Желанием развлечь туристов, дабы экскурсия не напоминала нудную и скучную лекцию?! Ужас в том, что на одном маршруте разные гиды рассказывают разные интерпретации!!! (повторюсь - опять же я не о Эммануиле)

Возможно иногда,  путешествуя самостоятельно по путеводителю, лишаешься «очень многого интересного», в частности различных гидовских интерпретаций истории???

Но и на сайте я больше люблю разглядывать фотографии и читать эмоциональные впечатления туристов, а не «исторические факты».

бужор аватар
бужор (Чт, 24.01.2013 - 19:53)

Не конкретно о моем рассказе? Я думал, комментарии вообще-то к конкретному рассказу, а не о наших с вами предпочтениях или ваших оценках работы тех или иных гидов.

На что же мне обижаться? На то, что вы

больше любите "разглядывать фотографии и читать эмоциональные впечатления туристов, а не «исторические факты»"?

Исторические факты такой же равноправный объект интереса, что и факты об архитектурном стиле, местных знаменитостях, кулинарных традициях...Но не всем обязательно все одинаково интересно.

Предписанный Админом формат я не нарушил. Но то, что я пишу, не ваше, я понял. Это нормально.

Bunansa аватар
Bunansa (Пт, 25.01.2013 - 00:45)

Оч.интересно..Я , как самостийный путешественник с удовольствием прочла эту гидовскую историю..Спасибо автору:)

бужор аватар
бужор (Пт, 25.01.2013 - 00:51)

Ух ты, дважды герой. И бюст на родине имеется? Национальный памятник Италии

Спасибо, я рад, что вам понравилось!

Жажда аватар
Жажда (Пт, 25.01.2013 - 14:02)

 

Спасибо автору за толерантность!  Я это еще в прошлой Вашей истории для себя отметила, наверное, поэтому и смело оставила  комент не о самом рассказе: «мысли вслух».

Шabur аватар

Юрий, действительно интересно. Исторические параллели узнаваемы и уместны: наш-то референдум по сохранению СССР вспомните -  "да" сказали почти 76 %. Единственное, что может напрячь других - погружение в историю. Отсюда и многословность, объемность. Сам этим грешу. Но с двух раз осилил. 

бужор аватар
бужор (Пт, 25.01.2013 - 23:00)

Другие - это те, кто не хотят погружаться в историю? А я не хочу погружаться в сведения о том, когда человек проснулся и был ли у него в комнате фен. Но меня это не напрягает. Иду себе мимо. Не мое. Объемность - понятно. Два присеста понадобилось - тоже понятно. Многословность - это более серьезное обвинение. Т.е.я правильно понял: все это можно было сказать ,без ущерба для информации, используя меньшее количество слов? Что лишнее: пустые эпитеты, всем известные банальности, слова-паразиты? Вы сами именно этим грешите?

Bunansa аватар
Bunansa (Пт, 25.01.2013 - 23:04)

бужор написал(а):

Другие - это те, кто не хотят погружаться в историю? А я не хочу погружаться в сведения о том, когда человек проснулся и был ли у него в комнате фен. Но меня это не напрягает. Иду себе мимо. Не мое. Объемность - понятно. Два присеста понадобилось - тоже понятно. Многословность - это более серьезное обвинение. Т.е.я правильно понял: все это можно было сказать ,без ущерба для информации, используя меньшее количество слов? Что лишнее: пустые эпитеты, всем известные банальности, слова-паразиты? Вы сами именно этим грешите?

 

автор, вы излишне возбуждены?:)

 

бужор аватар
бужор (Пт, 25.01.2013 - 23:15)

Bunansa написал(а):

автор, вы излишне возбуждены?:)

Излишне, это как? Мне непривычно обвинение в многословности. За телеграфный стиль получал, было. Немного досадно, что замечание получено от талантливого версификатора, ёмко и точными мазками передавшего своё видение города на Неве, о чем я уже ему сообщил.

Но вы меня успокоили уже, землячка. Что это я, право...Национальный памятник Италии

Irma аватар
Irma (Пт, 25.01.2013 - 23:16)

в чем точно прав Юрий ( можно к вам по имени?)- так это в том,что любая экскурсионная группа -независимо от уровня - непременно нуждается в некоей встряске во время "приема информации"-хотя бы в виде пусть даже не оч.достоверной истории о подкидыше... ))) посмеялись,проснулись и пошли впитывать инфу дальше))))

да мало ль таких сказок у нас? все оч.даже могло случиться. особенно в те времена,когда тщедушные принцессочки кое-как разрождались малюткой-наследником, а тут вдруг малыш гибнет... 

эдак и вся империя погибнет!!!

Шabur аватар

Любое погружение в историю требует усилий и от пишущего, и от читающего. На минуту могу предположить, что кто-нибудь здесь рискнет вставить в отчет об утре в римской или тульской гостинице абзац об истории изобретения фена. Хотя...

Насчет многословности. Обвинение - не мой лексикон. Она, к сожалению, в посте с упоминанием исторических фактов неизбежна. А слова-то в определенном контексте, пусть даже и эпитеты, - точно паразиты. Национальный памятник Италии

 

бужор аватар
бужор (Пт, 25.01.2013 - 23:26)

Ирма, по-моему, я давно для вас Юрий...я всегда для вас Юрий...т.б. что вы пришли мне на помощь в столь трудной ситуации, нашли во мне какую-то Национальный памятник Италииправоту!

 

Почему не оч. достоверная? Это общеизвестная версия и как таковая имеет право на существоование. Я не выдаю ее за истину в конечной инстанции. Факты все говорят за нее. Только дело не в тщедушной принцессочке. Был пожар. В общем, там написано.

 

Не сказка. Сказка это,  частности, заеведомая неправда. Оч., оч. достоверная версия, уверяю вас!

Bunansa аватар
Bunansa (Пт, 25.01.2013 - 23:28)

бужор написал(а):

Bunansa написал(а):

автор, вы излишне возбуждены?:)

Излишне, это как? Мне непривычно обвинение в многословности. За телеграфный стиль получал, было. Немного досадно, что замечание получено от талантливого версификатора, ёмко и точными мазками передавшего своё видение города на Неве, о чем я уже ему сообщил.

Но вы меня успокоили уже, землячка. Что это я, право...Национальный памятник Италии

 

Именно:) текст хорош..вызывает потребность высказаться по теме...Таки все прекрасно!:)

Bunansa аватар
Bunansa (Пт, 25.01.2013 - 23:31)

История вся-это пресказанная кем-то сказка..Привнесенные эмоции и ассоциации..И каждый решает сам-верить в это или нет.

Шabur аватар

бужор написал(а):

Bunansa написал(а):

автор, вы излишне возбуждены?:)

Немного досадно, что замечание получено от талантливого версификатора, ёмко и точными мазками передавшего своё видение города на Неве, о чем я уже ему сообщил.

Но вы меня успокоили уже, землячка. Что это я, право...Национальный памятник Италии

Юрий, за талантливого -Национальный памятник Италии ! А вот, что курсивом - не понял. Стихов-то моих в истории нет, значит остается другое значение - бездарность? 

 

бужор аватар
бужор (Пт, 25.01.2013 - 23:34)

Шabur написал(а):

Любое погружение в историю требует усилий и от пишущего, и от читающего. На минуту могу предположить, что кто-нибудь здесь рискнет вставить в отчет об утре в римской или тульской гостинице абзац об истории изобретения фена. Хотя...

Насчет многословности. Обвинение - не мой лексикон. Она, к сожалению, в посте с упоминанием исторических фактов неизбежна. А слова-то в определенном контексте, пусть даже и эпитеты, - точно паразиты. Национальный памятник Италии

 

 

"Хотя", уважаемый Шабур, очень точное слово: "хотя". Описание утра в гостинице требует от меня усилий,  а непринужденно, без занудности сведения об истории фена - нет. Мне интересно про фен!

Отставить "обвинение". Вы, очевидно, не считаете "многословность" чем-то нехорошим. Вам кажется, что она неизбежна при описании исторических фактов. На самом деле она не неизбежна и карйне нежелательна при описании чего угодно.

Насчет паразитов не понял, но ничего.

Уважаемая Bunansa, я опять излишне возбудился?

бужор аватар
бужор (Пт, 25.01.2013 - 23:39)

Шабур писал: Юрий, за талантливого -Национальный памятник Италии ! А вот, что курсивом - не понял. Стихов-то моих в истории нет, значит остается другое значение - бездарность?

 

На вс.сл. я сразу дико извиняюсь---там не ваши стихи?

http://www.tourblogger.ru/blog/o-peterburge-v-stikhakh-i-bez-zabluzhdenii.html

 

бужор аватар
бужор (Пт, 25.01.2013 - 23:39)

Шабур писал: Юрий, за талантливого -Национальный памятник Италии ! А вот, что курсивом - не понял. Стихов-то моих в истории нет, значит остается другое значение - бездарность?

 

На вс.сл. я сразу дико извиняюсь---там не ваши стихи?

http://www.tourblogger.ru/blog/o-peterburge-v-stikhakh-i-bez-zabluzhdenii.html

 

Шabur аватар

Нет, у стихов есть авторы. В тексте они все упоминаются. А о себе говорю, что стихотворство не дано. Больше прозой изъясняюсь, поскольку...

 

бужор аватар
бужор (Пт, 25.01.2013 - 23:54)

Я заметил пару имен, но мне показалось, что концовка ваша и еще где-то. Отличный репортаж, и фоты там отличные, да я ж и проголосовал. С многословностью иы тоже разобрались. И шо - классно.

"Иди, турист"(плачет)Национальный памятник Италии

Irma аватар
Irma (Пт, 25.01.2013 - 23:54)

я не в смысле недостоверности, а в смысле бытовой такой интересности,что ли,сюжета для обывателя))) вот. к примеру- на экскурсии по Нойшванштайну говорили долго и скушно о канцлере,политических интригах и пр... слушали...

а в поезде англичанка-экскурсовод в вагоне в группке своих экскурсантов таинственным голосом выдавала на-гора версии вроде как неофициальные.. эффект был совершенно иной- слушали во все глаза и уши))))

vibas аватар
vibas (Сб, 26.01.2013 - 12:57)

А я, честно говоря, не люблю ни экскурсоводов, ни экскурсии ))  То есть, я, конечно, не самих экскурсоводов не люблю (я вообще филантроп), а то, что они рассказывают. Бужор, не принимайте на свой счет. ))  Среди экскурсоводов попадаются уникальные, почти гениальные рассказчики! Но я не об этом.

 

Мне кажется, воспринимать конкретное место нужно самому и пропускать через себя, а не через призму экскурсоводского вИдения, к тому же зачастую приукрашенного дешевыми сказками ))  Примерно по тем же причинам я не люблю пользоваться услугами турфирм )

Жажда аватар
Жажда (Сб, 26.01.2013 - 14:11)

vibas написал(а):

А я, честно говоря, не люблю ни экскурсоводов, ни экскурсии ))  То есть, я, конечно, не самих экскурсоводов не люблю (я вообще филантроп), а то, что они рассказывают. Бужор, не принимайте на свой счет. ))  Среди экскурсоводов попадаются уникальные, почти гениальные рассказчики! Но я не об этом.

 

Мне кажется, воспринимать конкретное место нужно самому и пропускать через себя, а не через призму экскурсоводского вИдения, к тому же зачастую приукрашенного дешевыми сказками ))  Примерно по тем же причинам я не люблю пользоваться услугами турфирм )

 

Национальный памятник ИталииНациональный памятник Италии

А то я уже начала себя чувствовать "блондинкой" за нелюбовь к организрованным экскурсиям!

 

 

Неужели эту историю о Эммануиле II никто не слышал?  Ну вот например (модератору - это не реклама))):

http://turbina.ru/guide/Milan-Italiya-119937/Zametki/Galereya-Viktora-Emmanuila-II-68364/

http://historyevents.ru/6/st10.htm

 

Правда в этом рассказе больше иронии по отношению к итальянцам. Но   иронию часто используют с целью достижения ощущения легкости и доступности уникальные рассказчики.Национальный памятник Италии

Vnika аватар
Vnika (Сб, 26.01.2013 - 14:15)

Бужор, а что об этом бравом товарище можете рассказать?

 

Национальный памятник Италии

бужор аватар
бужор (Сб, 26.01.2013 - 17:09)

vibas написал(а):

А я, честно говоря, не люблю ни экскурсоводов, ни экскурсии ))я не люблю пользоваться услугами турфирм )

Мудро!

 

 

бужор аватар
бужор (Сб, 26.01.2013 - 17:11)

Vnika написал(а):

Бужор, а что об этом бравом товарище можете рассказать?

 

Национальный памятник Италии

 

Это великий Карло. Но не единственный на то время в этом самом удивительном городе на свете...

Vnika аватар
Vnika (Сб, 26.01.2013 - 17:13)

Карло Гольдони? папа Карло?

Мне больше нравилось думать, что это Казанова Национальный памятник Италии

бужор аватар
бужор (Сб, 26.01.2013 - 17:20)

Это как в старом анекдоте: а я, товарищ сержант, всегда об этом думаю

vibas аватар
vibas (Вс, 27.01.2013 - 12:38)

бужор написал(а):

vibas написал(а):

А я, честно говоря, не люблю ни экскурсоводов, ни экскурсии ))я не люблю пользоваться услугами турфирм )

Мудро!

 

 

 

согласен ))

Mikha аватар
Mikha (Ср, 30.01.2013 - 01:16)

Любая рассказанная или записанная история - версия. Даже если на скрижалях каменных. По-моему, всё нормально и читабельно. И не претендует автор ни на премию Леопарди, ни на Гонкуровскую, ни на нашу какую-нибудь. Ну не любит кто-то экскурсоводов. А я к ним расположен. Поскольку для меня экскурсовод - собеседник. Собеседник, а не пропагандист, кем-то там мобилизованный и призванный. И много я встречал средь них интересных мне людей. Благо езжу всегда в организованные путешествия, так сложилось. Хоть встречал и никаких. Тако же, думаю, было и у них с туристами.

Автор представил свое впечатление от века итальянской истории. Представил с личным мнением, культура речи вполне, ошибками не грешит, иронии и контекста применительно к нашему, российскому опыту достаточно. И сравнивать, мне кажется, надо не с Корнелием Тацитом, не с Титом Ливием, Марком Солониным, Плутархом, Геродотом, Виктором Суворовым, Гаем Светонием Транквилом, Фукидидом, Тарле, Павленко, а с нами самими, благо многие из нас тароваты на исторические экскурсы.

Спасибо, Юрий, мне было интересно.

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
X
Укажите Ваше имя на сайте TourBlogger.ru
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка...