Недавний концерт. Тезисы, однако

Удмуртия, апрель 2012

Для меня каждый скрипичный концерт – необыкновенный. Что возьмёшь с человеческой особи, выросшей у брусничных боров.  Только соловьи с петухами ласкали неразвитый слух примерно лет дцать, причём оба солиста, супротив известной басне, душу тиранили одинаково.  Не будем тут брать в расчёт красивые советские песни, имевшие место быть. К ним особое отношение - упивалась словами, не чуя музыки. Её будто не было,  мечты сами - то по лестнице, то ручьём,  то длинным полем…

Долго ли, коротко ли, жизнь изменилась. Собственная струна захотела созвучия с чем-то более совершенным, и дошло до того, что нынче впервые купила абонемент на классику.  И раз в месяц, как путная, ЕДУ приобщиться…

 Мой ряд четвёртый, на близкую сцену смотрю с жадностью. Картины меняются планово, но оттого не становятся скучными, и апрельский концерт не исключение.  Вот  тихо сходятся скрипачки и виолончелистки. Одетые в чёрное, они видятся похожими на галок. Если б не яркие головки, все бы, наверное,  и думали, что слетаются большие птицы. Только это не птицы, а прекрасные женщины, несущие свои инструменты так бережно, держащие спинки так прямо, что ты сама приосаниваешься. Заодно пристраиваешь поизящнее  приткнутую на коленях сумку.  Минуты стиля!

 

 

Вот скрипачки расселись,  за ними подтянулись мужчины с духовыми.  Над сценой повисает ожидание. Оно не так зримо, как сборки занавеса, зато звенит. На высоте звона появляется Личность – красивой походкой выходит конферансье. Метр с  кепкой – это о нём, если фигурально. На деле, какая кепка, ведь впечатление, что господин и родился с атласной бабочкой на шее. Изящные туфли с поднятыми носами тоже как влитые…  да весь облик до того приятен и артистичен, что... «Ох, смерть моя пришла!» - произносит зрительница в пятом ряду.  Невольно  оглядываюсь - седоволосая женщина в блаженной улыбке.  Остальная часть слабой публики тоже радостно улыбается, потом томно  вздыхает, в общем, явно соглашается с репликой.

 Меж тем любимец женской половины начинает говорить…  Голова в наклоне, левая нога выставлена вперёд, жесты немного нервны, при этом пальцы рук  живут отдельной жизнью  - изящно перебираются, словно аккомпанируют своему хозяину.  Голос тоже хорош  - не груб и не тонок,  не силён и не слаб, ещё и с таким удивительным тембром, что век бы слушала, не вдумываясь в слова.

В апрельской теме Мендельсон и Вагнер. Первого воспринимаю как неисправимого оптимиста, переженившего миллионы, второй – мрачный тип. Концерт мало изменил мнение, только от конферансье-сердцееда ещё узнала, что Мендельсон и сам был прекрасен душой, как его музыка.

 

 

Гвоздь программы. …На сцену вышла молоденькая девушка с круглым гладким личиком – соло на скрипке сегодня отдано московской гостье. От её обнажённых рук не отвести глаз - так хороши. Оценив  достоинства заезжей скрипачки, все подумали: посмотрим, что дальше. Дальше было преображение. Девушка пропала. Нет, она не провалилась сквозь сцену и не стала невидимой. Она странным образом отреклась от своей женской сути и обернулась то ли ангелом музыки, то ли демоном, то ли самим Мендельсоном. Красавица так напрягала лицо, выдыхала, морщила лоб, выгибалась телом, приседала, что моментами было за неё страшно –  не рассчитает и растянется, чего доброго, по полу. Да какой расчёт, явно, всё шло мимо воли исполнительницы, а  слушателям оставалось лишь содрогаться от её нечеловеческих усилий и нечеловеческой же музыки создателя. Впрочем, в какой-то момент все привыкли к кульбитам солистки, и в зале остались только звуки, что золотыми нитями, нитками, ниточками… опутывали пространство, сплетая колдовские сети. В них мы и сидели, сети же, наверное, и держали-таки скрипачку. Как кокон.

О, эти скрипичные страдания! Поражает уже одна способность женщины часами держать руки вверх. Могу представить себя кем угодно, хоть космонавтом, – запускали же и собачек – но не скрипачкой. Совершенно, абсолютно, непреложно и ещё много в том духе не переношу положения поднятых рук. Подержать под потолком люстру минуты, пока мужчина прикручивает что-то к чему-то – кара Господня. А тут…

Ещё от скрипачки осталось впечатление, что она любит свою скрипку сверх меры. Во время концерта в моей голове даже роились фантазии: восьмилетнюю девочку зовут во двор поиграть в крестики с ноликами, а она не то что не соглашается, а чувствует себя  несчастной и за те минуты отвлечения от инструмента, что тратятся на отказ. Кажется, что во взрослой жизни хозяйка  срослась со скрипкой уже аномально, как мать, не сумевшая отнять дитя от груди. Девушка так зримо реагировала на рождённые собственной игрой звуки -  замирала от ужаса перед важным мигом, ликовала от совершенных порывов смычка,  - что в ответ возникало грустное восхищение.  Было понятно,  скрипка для неё если не всё, то первое, главное и самое-самое.

 

 

 

О дирижёре. Он у нас очень стремителен - на сцену  почти бегом, со сцены тоже, что уж говорить про махи или как их там. На эти умные пасы руками каждый раз безотрывно смотрю минут пятнадцать, пока глаза не начинают сверлить собственный затылок. Даю им отдых, переключаясь на мысли о совершенстве, таланте, самоотдаче… А музыка звучит…  Снова гляжу на завораживающие руки: движения их многообразны, но концептуальны - под Мендельсона они прыгающие, под Вагнера – летающие. Всё выше и выше, и вот уже тоже страшно, что сцена останется без дирижёра. Ан-нет, маэстро жалеет аудиторию и остаётся - в последний момент цепляется за подиум то ли блеском обуви, то ли низкой нотой...

Человек ненасытен, и мой взор ищет новые объекты. Не впервой умиляюсь, как мочки уха  дирижёра насквозь пронизаны светом прожекторов. Луч спускается ниже, образуя полоску, уши зрительно удлиняются и, сверкая, ложатся на плечи.  Золотые уши… Прелестно! Повторюсь, сие наблюдение ежеконцертное, но каждый раз бывают и маленькие открытия. Сегодняшнее – переливы складок дирижёрского фрака. Да не складок, скорее, струй. Непередаваемо! Вот ведь, именно они, оказывается, как ничто, отражают нюансы движений рук маэстро. Тут своя игра. Отдельный потрясающий номер  – струи пляшут, нервничают, вытягиваются, скукоживаются. А музыка звучит…

После сказанного: интересно, кто-то отвлекается от музыки на наблюдения, или я такая одна…


Готов к критике!
Тэги: Россия ,
2 голоса | Комментарии Оставить комментарий
АнарИна аватар
АнарИна (Сб, 28.04.2012 - 11:15)

Я сегодня-первый ваш зритель,Лена! И, не взирая на упрёки хранителей  остроты и нерозовости сайта, скажу как могу- прекрасно написано! Почти как музыкаНедавний концерт. Тезисы, однако,если слова можно перобразовать в музыку.. А ведь можно-таки... 

Руки дирижера - это отдельная мелодия. Меня всегда они очаровывали своими,неподвластными,кажется даже музыке, движениями. Хотя,честно скажу, не отношусь к меломанкам и частым посетительницам концертных залов. В молодости, учась в Питере, много бывала-слушала-смотрела... И,например, дирижер Евгений Колобов, нынешняя звезда, когда-то был мои маленьким открытием, когда он ещё в Мариинке творил. Я приехала домой и рассказывала взахлеб,как слушала не музыку и смотрела не на сцену, а упивалась жизнью рук Колобова и его одухотворенностью.  

А за деталями, как за ними  не следить. Они тоже часть концерта.Недавний концерт. Тезисы, однако И ещё какая!

Спасибо за утренний расссказ!

Светлая лошадка аватар
Светлая лошадка (Сб, 28.04.2012 - 11:05)

Рената, спасибо тысячекратное! Тем более приятно, коли Вы слышали-видели немало концертов. Я тут младенец, гляжу во все глаза и иногда чувствую себя неблагодарной слушательницей, раз отвлекаюсь от музыки. Но с каждым разом продолжаю замечать новые детали и к следующему концерту-событию предвосхищаю не только звуки, но и чудо-картинки вроде блестящих ушей диртжёра. Вот и сейчас улыбаюсь, вспоминая. А уж руки дирижёра! И хорошо, что Вы наблюдали возгорание звезды. Быть у истоков всегда счастье.

WiseSpaniel аватар
WiseSpaniel (Сб, 28.04.2012 - 14:05)

Ну, зависит еще от того, где этот концерт проходит.

Если в концертном или театральном зале, то они в большинстве своем одинаковые, разве что отделкой и деталями обстановки отличаются. А если несколько раз был в одном и том же зале, то уже и рассматривать детали как-то не тянет.

Вот в прошлом году я была на органном концерте в Берлинском соборе, там действительно хотелось не только музыку послушать, но и поглядеть вокруг, что и как там устроено. И многие задержались после концерта, просто чтобы пройтись по собору, посмотреть скульптуры и лепнину.

Светлая лошадка аватар
Светлая лошадка (Сб, 28.04.2012 - 17:05)

WiseSpaniel написал(а):

Ну, зависит еще от того, где этот концерт проходит.

Если в концертном или театральном зале, то они в большинстве своем одинаковые, разве что отделкой и деталями обстановки отличаются. А если несколько раз был в одном и том же зале, то уже и рассматривать детали как-то не тянет.

Вот в прошлом году я была на органном концерте в Берлинском соборе, там действительно хотелось не только музыку послушать, но и поглядеть вокруг, что и как там устроено. И многие задержались после концерта, просто чтобы пройтись по собору, посмотреть скульптуры и лепнину.

 

Лена, спасибо за комментарий, но я немножко не об этом. Конечно, наши залы бедны, хотя я бывала и в Большом в обоих вариантах, и в том же Берлинском Соборе, правда, на религиозном пении под орган (по случаю прошлой осенью). Я тут о своём интересе к мимике, телодвижениям, жестам... музыкантов. Мне интересен механизм исторжения музыки, и не только из инструментов, но и из эмоций исполнителей. В этой гармонии, наверное, и живёт Дух музыки.

BUCH аватар
BUCH (Сб, 28.04.2012 - 18:38)

Лена, для меня слушать концерты симфонической музыки - это необходимость сохранения душевного здоровья. Я просто отдаюсь во власть этих волн. У нас очень хороший академический симфонический оркестр, который сейчас находится в глубоком кризисе: поставили недостойного дирижёра, ушли хорошие музыканты, но несмотря на это... Совсем недавно была на концерте струнной группы оркестра и приезжего скрипача - солиста Московской филармонии, профессора - Алексея Кошванца. Скрипка в его руках пела человеческим голосом. И это была не гипербола. Фантастика! Лена - это очень-очень здорово, что вы купили абонемент и стали приобщаться! Уважаю! И восхищаюсь непоседливостью и стремлением к саморазвитию... У Вас получилось так поэтично описать свои впечатления.

Светлая лошадка аватар
Светлая лошадка (Сб, 28.04.2012 - 20:01)

BUCH написал(а):

Лена, для меня слушать концерты симфонической музыки - это необходимость сохранения душевного здоровья. Я просто отдаюсь во власть этих волн. У нас очень хороший академический симфонический оркестр, который сейчас находится в глубоком кризисе: поставили недостойного дирижёра, ушли хорошие музыканты, но несмотря на это... Совсем недавно была на концерте струнной группы оркестра и приезжего скрипача - солиста Московской филармонии, профессора - Алексея Кошванца. Скрипка в его руках пела человеческим голосом. И это была не гипербола. Фантастика! Лена - это очень-очень здорово, что вы купили абонемент и стали приобщаться! Уважаю! И восхищаюсь непоседливостью и стремлением к саморазвитию... У Вас получилось так поэтично описать свои впечатления.

 

Рита, рада Вам, знатоку-меломану. Про душевное здоровье - в точку. Вся жизнь пробежит по нотам, пока  слушаешь. Ничего не понимаю сижу, а всё про меня, мои страсти-мордасти. ...И счастье не может быть абсолютным... и радуйся тому, что есть. Вот пришла сейчас мысль: музыка - это универсальная религия. Расскажет каждому о нём, воззовёт к  идеалу, а в ответ услышит исповеди. Эти исповеди подхватит Бессознательное, после чего породит вдохновение у новых композиторов.

Про дирижёра - жаль, про говорящую скрипку - ах! Спасибо. 

Любава аватар
Любава (Сб, 28.04.2012 - 23:21)

А я раньше думала, что я одна такая ненормальная - слежу за дирижёром.Недавний концерт. Тезисы, однако    

Для меня это всегда отдельный спектакль - не могу оторваться, стараюсь всегда взять билеты на боковые места, чтобы ещё и мимику его разглядеть. Впечатление потрясающее!

Спасибо , Лена, замечательно написано. 

А музыка звучит...

Светлая лошадка аватар
Светлая лошадка (Сб, 28.04.2012 - 23:40)

Любава написал(а):

А я раньше думала, что я одна такая ненормальная - слежу за дирижёром.Недавний концерт. Тезисы, однако    

Для меня это всегда отдельный спектакль - не могу оторваться, стараюсь всегда взять билеты на боковые места, чтобы ещё и мимику его разглядеть. Впечатление потрясающее!

Спасибо , Лена, замечательно написано. 

А музыка звучит...

 

Люба, Вам спасибо большое. Приятно созвучие. А дирижёры завораживают, да, причём по телевизору это как-то не передаётся, а вживую - магия. Ещё я вот переживаю за детали. Бывает, брючина от поднятия на цыпочки зацепится за ботинок... расстраиваюсь прям. Предательница! Такой образ портит! И вообще, сколько всего. оказывается, видно со спины.

Bunansa аватар
Bunansa (Вс, 29.04.2012 - 09:33)

Я отвлекаюсь..На освещение..профессиональная такая болезнь.Для оркестра всегда делается специальное освещение-чтоб свет в глаза не попадал, а в спины и на пюпитры в основном.И никогда там не применяется рампа, потому как она помещается на авансцене снизу, что  совершенно противопоказано для оркестра:)

Светлая лошадка аватар
Светлая лошадка (Вс, 29.04.2012 - 12:53)

Bunansa написал(а):

Я отвлекаюсь..На освещение..профессиональная такая болезнь.Для оркестра всегда делается специальное освещение-чтоб свет в глаза не попадал, а в спины и на пюпитры в основном.И никогда там не применяется рампа, потому как она помещается на авансцене снизу, что  совершенно противопоказано для оркестра:)

 

Галина, спасибо за комментарий. И за поправку профессионала: у меня как раз и были сомнения - рампа ли? И смотрела ведь в словаре, что это вообще какая-то особая планка, но вроде встречала выражения типа "под светом рампы", " ослепляющая рампа"... Буду знать. В моём контексте можно скаать, наверное, просто "под светом ламп"?

Bunansa аватар
Bunansa (Вс, 29.04.2012 - 21:52)

Скорее прожекторов..Они светят для оркестра только сверху и боковым светом..:) Это нормальному зрителю и не надо знать..Но мы жеТБГ-эшники!

Светлая лошадка аватар
Светлая лошадка (Вс, 29.04.2012 - 22:35)

Bunansa написал(а):

Скорее прожекторов..Они светят для оркестра только сверху и боковым светом..:) Это нормальному зрителю и не надо знать..Но мы жеТБГ-эшники!

 

Теперь и я знаю, спасибо.

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
X
Укажите Ваше имя на сайте TourBlogger.ru
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка...