Новый Год на Борнео

остров Борнео и Куала-Лумпур, Январь 2010

Новый год на Борнео 2009-2010

На Новый год надо по традиции раскошелиться на что-то дорогое, качественное и красивое, тогда и год заладится в том же направлении. Это еще до нас заметили, поэтому не надо скупиться! Видимо так думали очень многие, несмотря на или из-за кризиса, поэтому все предложения по Новому году в сегменте дорого и очень дорого раскупили еще за 2–3 месяца. Многие полетели в Камбоджу и Вьетнам на Новый год, кто уже был там — решились на тур в Мьянму на новый год и Рождество — даже на Сингапурских авиалиниях цены были более чем заманчивые! Мы же рассматривали вариант Малайзии с островом Борнео и Шри-Ланку с экскурсионкой в Долину Канди и Сигирию, но так как чартер в Шри-Ланку не вызывал доверия, хотя и был значительно дешевле регулярных Emirate Airlines, Новый год выпадал не на пляж, то лететь туда решили в следующем году и сосредоточились на поиске предложений по Борнео. После неудачных попыток организовать все через партнеров (за месяц уже не было номеров в свободной продаже, а перелеты по открытому тарифу были не из дешевых), стали выбирать пакетный групповой тур у коллег. Если лететь на Новый год, то о «бэкпекерском» варианте не стоит и думать, да и не в том возрасте уже, чтобы тратить драгоценное время отпуска на поиски дешевых гест-хаусов и мотание по вокзалам (небольшое отступление по этой теме см. отчет «Тур в Мьянму в самом конце сезона»).

 

Перелет в Малайзию

Сразу хочу отметить отличную работу коллег из Веди Тур Групп за оперативность в обработке заявки, но, главное, за то, что этот туроператор выкупил номера в таком прекрасном отеле на о.Борнео, где мы провели незабываемый отпуск, и авиабилеты, что более чем актуально на Новый год (ценовое предложение было одним из лучших, но пришлось полазить по интернету, сравнить цена/качество).

Из предложений по Малайзии с Борнео наиболее привлекательным оказался вариант на Etihad Airways, чуть дешевле по сравнению с Singapore Airlines, на которых мы к тому же уже летали в этом году в Мьянму, а на Etihad Airways — ни разу вообще, было интересно — что за национальная авиакомпания ОАЭ. К тому же вылет-прилет выпадали на воскресенье, что избавляло от пробок по пути в аэропорт. Самолеты Etihad Airways оказались действительно очень новыми, со светлым салоном, очень удобными креслами с посадочной формулой 2-4-2 в ряд на длинном перелете и 3–3 на коротком, которые, откидываясь назад, еще и подавались чуть вперед, плюс почти 12-дюймовые экраны развлекательной системы с шумоподавляющими наушниками — хоть и мало фильмов на русском, зато большой выбор новинок — достаточно на 4-х часовой перелет Москва-Абу-даби и 7-ми часовой Абу-Даби-Куала-Лумпур, самолеты соответственно А320-200 и А330-200, питание a-la-cart, металлические приборы, набор зубная щетка-носки-маска на глаза, беруши, шумопоглащающие наушники. Бесплатные новинки + классика, мультфильмы, море музыки. Были и русские фильмы и на русском языке. За такой перелет успеваешь много посмотреть!

 

Куала-лумпур

Согласно восточной традиции менять столицу государства при каждой новой династии, в Малайзии столицу перенесли из Куала-Лумпура (дословно «илистый берег»), основанного китайским генералом-мореплавателем в средние века и сыгравшего роль центра объединения бывших колоний в федерацию штатов в прошлом веке, в «кибер-город» будущего Путраджаю, где ультрасовременные здания гармонично вписаны в природный ландшафт многочисленных озер, каналов и зеленых посадок. Как Пьинмана (Нейпидо) в Мьянме новая столица Малайзии станет местом работы и проживания элитной верхушки администрации государства.

Посетить Путраджаю можно по дороге из/в Международный аэропорт Куала-Лумпура (кстати, три года подряд признавался лучшим в Азии!), либо на однодневной экскурсии из Куала-Лумпура в Мелаку — колониальную столицу Малаккского полуострова, примечательную архитектурными памятниками 19 века в западном стиле.

В Куала-Лумпуре мы же взяли экскурсию с англоговорящим гидом в Tourist Information напротив отеля на «Шоу светлячков» — два часа в одну сторону, выезд в 16:00, возвращение в 21:00, машина, гид, водитель, ужин включен (несколько блюд морской кухни, включая тарелку с крабами — не осилили, попросили завернуть с собой, напитки отдельно). По дороге посещение португальского форта (одно название и маяк начала 20-го века), примечательного особым видом обезьян, взрослые особи которых серебренного цвета, а детеныши рождаются рыжими и позже меняют окрас с головы — очень колоритные и неагрессивные животные, в отличии от вездесущих макак. Шоу светлячков — интересно и красиво — на лодке везут вдоль реки, где множество светлячков сидят под каждым листком и ритмично мигают зеленоватым неоном — в сочетании с тишиной мангровых зарослей, нарушаемой лишь изредка дикими криками неизвестных птиц и подозрительными шорохами на берегу или всплесками воды, создается впечатление нереальности происходящего, подвешенности в пространстве. Это при условии, что вы не забыли щедро покрыть себя реппелентами — иначе комары испортят все впечатление от круиза.

 

Кроме того, каждый день утром и вечером мы приходили к Башням Petronas — настолько они красивы, хотелось заснять их при разном освещении, в разное время суток. Даже штатив специально купили для ночных фотографий (позже не понадобился, естественно, займет свое место в ряду себе подобных, которые вечно покупаем, но забываем брать с собой в очередную поездку). Самые удачные фото — в первой половине дня со стороны парка в солнечную погоду. Но на ночном небе они смотрятся наиболее выигрышно благодаря продуманной подсветке — ну никак не кукурузные початки — как кто-то их опрометчиво обозвал — скорее кристаллы Swarovski. Десятки, если не сотни этажей, стекло и бетон. У подножья башен торговый центр, по сравнению с которым — наш «Охотный Ряд» не более чем ларьки в подземном переходе. Можно сравнить с ГУМом, но последний хоть и более роскошно выглядит, камерно, зато проигрывает в масштабе. Здесь пять этажей, на втором и третьем много ресторанов — наиболее популярные китайские, есть японская и корейская кухня, ужин на двоих не более 100 рингит. На первом этаже бутики известных брендов: Jimmy Chou, Burberry, Miu-Miu и т. д. (кстати, взяли сумочку от Miu-Miu по распродаже, а также сумочку какого-то местного бренда Carlo Rino). Цены серьезные (ниже, чем в Москве, но не настолько низкие, чтобы усомниться в оригинальности вещей!). Конечно, на «китайском рынке» можно купить качественные бренды за треть от той цены, а то и дешевле, но это будет подделка, хоть и качественная, про некачественные «поделки» за три копейки не говорю даже — на 90 процентов товары на «китайском рынке» — полное дерьмо и разнообразием не отличается. Купили «кожаную» сумку-чемодан для покупок за 110 рингит, чтобы не позорится сумкой челнока, как обычно получается, если не позаботиться о дополнительном чемодане заранее и в последний день не знать, куда девать все шмотки и сувениры, которые все-таки накупили. Возвращаясь в Башням Petronas — Москва-City отдыхает (ну если у нас даже дороги не научились строить — куда нам до небоскребов, про развязки и не говорю даже — плакать хочется, вспоминая МКАД, при взгляде на многоуровневые развязки Шанхая, Пекина, Бангкока, и даже Куала-Лумпура). Кстати, на Etihade в E-Box есть программа про самый высокий в Европе «недостроенный» небоскреб в Москва-Сити, который обещают быть в 59 этажей и 500 метров в высоту. Сегодня также узнал, что уже не будет — планируется сделать в построенной части парковку. Это шутка. Очень по-русски. В целом, КЛ — меньше пафоса, чем в Сингапуре, больше некой созидательной силы, пробок также нет, мусора нет, милиции тоже нет. Телебашня Куала-Лумпура производит колоссальное впечатление благодаря расположению на холме, в окружении высоченных тропических деревьев, которые удалось сохранить при таком масштабном строительстве. В поисках красивый фотографий ночного города загулялись до полуночи пытаясь найти свой отель, немного жутко было бродить, улицы пустые, все закрыто. Наконец-то определили свое местонахождение по карте и поняли, куда идти, но на последний рывок нас уже не хватило — взяли такси. Говорим — нам в Renaissance, ok? Долго думает, мнется, переспрашивает, в итоге отвечает Yes. Везет как-то кругами — может из-за левостороннего движения тут нельзя прямо проехать, потом видим Башни Petronas вдалеке и понимаем, что уж очень большой круг, думаем — ладно, все равно копейки. Вдруг он останавливается и говорит: приехали, отель Grand Seasons!!! Вот такое знание города и английского языка!!! Денег не дали, накричали на беднягу, поймали другое такси и через пять-семь минут были уже в своем отеле. Позже на форуме наших экспатов в Малайзии читал о преступности в Куала-Лумпуре — пришел в шок от того, с чем мы могли столкнуться во время наших ночных прогулок — и тебе поножовщина с ограблением, и бешенные мотобайки, готовые вырвать сумку из рук, а даже огнестрельные ранения, несмотря на то, что за ношение пистолета в Малайзии смертная казнь, не говоря уже о таксистах, готовых завезти и ограбить, а то и вообще похитить с целью выкупа, чему есть примеры. С другой стороны, уверен, в Москве и не такое может с любым произойти, поэтому в любом случае: «Следи за собой. Будь осторожен!», как в песне поется.

Город посмотрели сами, обзорку у принимающей брать не стали (почти 300 рингит/человека, повторюсь, что для пересчета рингит в рубли — припишите ноль) — надоело ездить на большом автобусе, ждать всех и т. п. Не говорю уже о ценах на туры с русскоговорящим гидом (молодежь, учите английский в школе и институте — сэкономите кучу денег и времени, когда то и другое появится для путешествий  за границей!). Как уже говорил, взяли тур Fireflies Show за 190рингит/человека, а с утра на такси съездили к Batu Caves (110 рингит за 3 часа/машина, можно взять экскурсию в том же Tourist Information за 120 рингит/человека с англоговорящим гидом) — индуистский храм с пригороде, у подножья горы, крутые ступеньки вверх, вход в пещеру с сувенирными лавками и небольшими алтарями. Далее огромный естественный зал метров 100 в высоту, стены потолок покрыты сталактитами, далее проход в еще один зал — уже поменьше, но без потолка, у одной из стен красивый небольшой фотогеничный храм, освещенный солнцем, прохладно, тихо, туристов не много. Рекомендую съездить. На обратном пути попросили завести на главную площадь, где стоит их самые высокий в Азии/мире флагшток, расположены дома администрации колониального периода и клуб — постройки конца 19 века — как верно отмечено в описании обзорной экскурсии: photo stop — т. е. сфотографировали и можно ехать дальше, больше там делать нечего. Также и одна из старейших мечетей КЛ — Muslim Jerdek — в окружении небоскребов и развязок смотрится скромно. Хотите, чтобы Вас поразила исламская архитектура — отправляйтесь в Стамбул (см. отчет «Две тысячи километров по Турции за семь дней»).

 

Что еще полезного надо знать о Малайзии, КЛ и Борнео в частности. Мелкие доллары не нужны, везде все в местной валюте, курс 3,2–3,4 рингита за доллар, обмен в money changer — которые работают с 10 утра до 10 вечера в крупных торговых центрах. В Кота-Кинабалу курс был не хуже, чем в Куала-Лумпуре, кстати. Поездка на такси — в среднем 10–15 рингит. Скорость по шоссе — 90 км/ч, редко кто едет больше 110. Говорят, штраф до 500 рингит, могут права отобрать, но посты полиции мы не видели ни разу, встречали знаки об автоматическом контроле скорости видеокамерами, но не убедительные такие. Вспомнилась манера езды китайских таксистов на острове Хайнань — там 100–120 нормальная скорость для города, как и обгон по встречке через две сплошные, учитывая хорошие дороги и новые машины на фоне ползущих мотобайкеров и грузовиков, нежелающих уступать дорогу (см. отчет «Тур в Китай с малышом»). Тем не менее, у всех мест, где висели видеокамеры они замедлялись и вели себя очень сдержанно. Видимо благодаря этой врожденной активности китайцев на фоне остальных азиатов, они держат в своих руках всю торговлю и банковское дело в Юго-Восточной Азии, особенно это заметно по принадлежности им 95 процентов всех ресторанов, кафе и закусочных где бы то ни было. Подробнее по этой теме см. «Немного о китайцах из личного опыта». Кстати, китайский язык и здесь может пригодиться, поэтому учите китайский ответственно, не пожалеете, особенно на рынке и в ресторанах.

 

БОРНЕО — он же Калимантан из детства и книжек Майн Рида

Кто был на Борнео? может быть Вы бывали на Калимантане? Обязательно слетайте туда!!! Новый год в тропиках - это тепло, море, никаких заморочек по одежде, еде, выпивке! + масса экзотических впечатлений: треккинг по джунглям, ралли с левосторонним движением по серпантину, серфинг на волнах, всего и не упомнить, поэтому я записывал, чтобы Вы читали и делали правильно:) Перелет на AirAsia — часа два с половиной, багаж оплачивается отдельно 20 ринггит/человека, чай — 5 ринггит, бесплатно только улыбки симпатичных стюардесс — все как на подбор, маленькие азиатские брюнетки в ярко красных строгих костюмах, с ужасным английским.

 

Отель для пляжного отдыха на Борнео

Час трансфера из аэропорта и мы в отеле SHANGRI–LA RASA RIA 5*. Отель просто шикарный! Говорю это не потому, что не был раньше в отелях подобного класса, а потому, что именно был! Могу сравнить: SOFITEL VINPEARL в Нячанге (см. отчет «Новый год во Вьетнаме 2007»), SOFITEL SEMINYAK на Бали (см. отчет «Новый год в Индонезии 2009»), AMATA RESORT & SPA в Нгапали (см. отчет «Тур в Мьянму в самом конце сезона 2009») — это пляжные отели, а сколько еще городских отелей приятно вспомнить: взять хотя бы TRADERS в Янгоне — тоже из цепочки Shangri-la или CARAVELLA в Сайгоне. SHANGRI–LA RASA RIA радует с самого начала: широкие поля для гольфа на въезде, красивый деревянный фасад в традиционном стиле, встречают ударом в гонг, предлагают влажное полотенце и сливовый сок со льдом — всё это с подчеркнутым гостеприимством и уважением. Депозит в размере 1000 долларов подтверждает высокий статус отеля. Причем доллары до 2001 года не берут принципиально как и во всей Малайзии, ссылаясь на рекомендации национального банка, спорить бесполезно. Можно дать кредитку, если нет «правильных» наличных. Регистрация — пять минут, провожают в номера. Обслуживающий персонал — очень милые девушки (видимо из тех, кто оказался слишком хорош для стюардесс). Вечером обошли территорию отеля — немаленькая! Несколько четырех-пятиэтажных корпусов, два бассейна, много газона, пальм, роскошные деревья с увесистыми кронами и ползучими корнями — придают основательность отелю, аккуратные дорожки, местами с навесом от солнца и дождя, на пляже несколько персональных настилов с крышей, где днем можно залечь, а вечером накрывают ужин — романтично и дорого! Порадовали лежаки — крепкие плетеные удобные и легкие, много зонтиков — тоже весьма основательных, метра 4,5 в диаметре, их много, проблем с лежаками вообще нет, лежаки на газоне. До моря по широченному пляжу идти метров 150–200 такого пляжа не видел нигде! Даже на Бали был меньше — здесь даже кромки моря не видно, зато чистейший песок, ощущается простор.

 

Бухта поменьше Ялунваня на Хайнане, но намного больше, чем у отеля VINPEARL в Нячанге! Море чистое, но цвет самый обычный темно-зелено-коричневый — не как на Сейшелах, ближе к цвету моря в Нгапали в апреле—мае. Дно пологое чистое, песочек без камней, ракушек практически нет, много крабиков, утром во время отлива они оставляют красивые узоры на песке. Где-то налево в конце бухты то ли река впадает, то ли небольшой лиман — там очень тихо, красивые хвойные деревья, как в Фантхиете или на Сейшелах. Справа берег бухты скалистый — надо там будет с маской поплавать, на крутом склоне непроходимые джунгли. В целом отель немного похож с берега на BEAU VALUN BEACH RESORT 3* на Сейшелах — такой же утопающий в зелени, на красивейшем пляже, но SHANGRI–LA RASA RIA 5*, естественно, на пару порядков лучше. Номера: во-первых, почти второй свет — три четверти номера с кроватью на полметра выше той части, где письменный столик с диванчиком, причем, диванчик смотрит в окно. Окно во всю стену, раздвижное, балкон большой с прекрасным видом на газон, деревья и море вдалеке. Кстати, это у нас была категория номера Garden View, хотя были номера и с видом на джунгли в противоположную сторону от моря, а в номерах Ocean Wing вид на море был не намного лучше, чем у Garden View, поэтому смело берите Garden View. Для справедливости добавлю, что Ocean Wing — это как бы особенный корпус — им можно везде, а к ним нельзя никому (территория, включая бассейн и лежаки у него, своего цвета полотенца, особенное отношение). Избранные среди лучших. Но и у Garden View номера не такие простые. Приподнятость основной части номера и панорамное окно-дверь создает впечатление большого светлого пространства, а отличный кондиционер, гигантская кровать, чистое мягкое ковровое покрытие, обилие стильных светильников и внимание к мелочам, особенно, в ванной комнате добавляет ощущение эксклюзивности и высокого качества отеля. Уже в первый же день задумались о том, что надо будет вернуться сюда, возможно даже с детьми — для них тут есть и игровые площадки, и бассейн с горками, наверняка и специальное меню, услуги няни, а также конкурсы и игры. Вот сижу сейчас под зонтом, перевариваю вкусный завтрак, смотрю по сторонам и печатаю всё это сразу в ноут по свежим впечатлениям. На пляже служки устанавливают оборудование для beach party — ведь сегодня 31 декабря и будет праздник! Кто-то катается на скутере, кто-то на байдарке, ветра нет — а то мы бы тоже пошли кататься на катамаране под парусом, как мечтали еще на Сейшелах два года назад тоже на Новый год, но тогда не с кем было оставить малыша (см. отчет «Кто куда, а мы на Сейшелы. НГ 2008»).

 

В этот раз отдыхали без него, поэтому покататься на катамаране получилось, но позже, когда был ветер подходящий — накануне отлета. Для постояльцев отеля немоторизованные виды спорта были один час complimentary — в подарок, бесплатно: каяки, виндсерфинг, катамаран. Ветра (и, кстати, волн) в бухте практически не было вплоть до нашего отлета, поэтому виндсерфинг взял только в последний день — большая широкая доска, ветер непостоянный, неинтересно было, а вот на катамаране было просто здорово, во многом потому, что в первый раз, а в остальном Вы меня понимаете, если сами пробовали, — ускорение безумное, если ветер поймать. Непереворачиваемость придает уверенности и восторг от покорения 4–5 метровых волн (кто был в открытом море на небольшом катамаране, меня поймет, для остальных скажу: страшно, аж жуть!). Кстати, продолжая тему отеля SHANGRI–LA RASA RIA 5* — на пляже есть скутеры Yamaha 100рингит/15 минут, но после катамарана в ветреную погоду неинтересно. И еще: до сих пор (уже неделю) чешутся укусы песчаных блох или песчаных мушек (sand flies), как их тактично называет администрация отеля, сообщая о необходимости пользоваться репеллентами, так как химикатами пляж они не обрабатывают согласно концепции eco friendly hotel. А отель в этом плане, действительно, очень экологичный — есть свой conservation park с орангутангами и прочими дикими представителями фауны, а также флоры всего Борнео, можно сходить в любой день. Джунгли там довольно рафинированные, но для детей будет интересно — им можно даже поиграть в рейнджера.

 

Новый год на Борнео

Итак, Новый год в отеле SHANGRI–LA RASA RIA 5* — обязательный ужин, выбрали не самый дорогой, зато с программой в Tapi Laut, немного пожалели потом (было много всяких женщин янки в халатах с детьми и их мужей в шортах с пивом, ну не у всех НГ это праздник!). Уже жалели, что не взяли самый дорогой вариант — уж там, наверное, и dress-code и публика солидная, но потом встретили знакомых — у них в ресторане был дресс-код, но зато было скучно. В итоге, от новогоднего ужина мы получили удовольствие (195 рингит на месте или 75 долларов при бронировании тура на Борнео). Кстати, из ресторанов в SHANGRI–LA RASA RIA 5*- Tapi Laut самый демократичный: шведский стол 110 рингит — на выбор южнокитайская, малайская, японская, индийская кухня! В основном ресторане лучше брать a-la-cart, как и в ресторане Coast — Ocean View Wing — хотя там проживающих в Garden View Wing — отнюдь не жалуют. Есть еще японский и индийские рестораны, но они больше похожи на рестораны в крупном торговом центре — атмосферы нет. Далее про новый год на Борнео. Ближе к полуночи на пляже была организованна отдельная beach party — зажигали артисты, бесплатная выпивка, countdown и фейерверк, круто! За час до полуночи нашел чей-то I-Pod в песке, через пару часов увидел расстроенных папу с сыном, прочесывающих пляж, с очень грустными лицами — так и есть, ребенок потерял игрушку. Пришлось сделать первое доброе дело в новом году — отдал телефон, убедился, что это точно их (мальчик сходу набрал пин-код), его отец поблагодарил с такой чисто скандинавской сдержанностью, что я сразу пожалел о содеянном… давно хотел обновить мобильник, лень идти в магазин выбирать.

 

Автоспорт – прокат авто на Борнео

Первого января встал в 06:00 — еще можно было поздравить кого-нибудь в Москве, но настроение уже было не то. Собрались на пляж — прогулялись вдоль пляжа до лимана — оказался большим довольно, по карте потом нашли. Там нас пожрали те самые мошки. Комаров, кстати нет нигде. Зато в море — медузы (сами не видели их). Говорят, очень опасно, купаемся мало, хотя вода кипяток, дно хорошее. Кстати, как выяснилось, на другой стороне бухты расположен отель NEXUS KURAMBUNAI 5* — получается море-пляж у этих двух пятерок, практически, одинаковое. Но Нексус ближе к КК, так как не надо лиман объезжать, хотя мы доезжали за 25 минут до Шангрилы из КК вечером, если не ошибались с дорогой или не проскакивали поворот к своему отелю — вывески большой нет — только надпись на указателе скромная Rasa Ria Resort. Касательно аренды авто на Борнео — есть много кантор в КК, мы брали в KMT, сайт: www.kmtglobalrentacar.com – прокат авто в Малайзии, держат китайцы, менеджер малайка Джесси (Jazzy — mob.+60166610963) — говорит по-английски, у них много машин, есть представительство в аэропорту, можно попросить доставку в отель, либо там бросить при необходимости. Офис KMT rent-a-car находится в Wisma Sabah (в правом крыле, если зайти с угла, по левой стороне почти до конца). Выбор машин — огромный — зайдите на сайт, там же есть и цены — очень конкурентоспособные (сам долго сравнивал! это не голословная реклама). В Wisma Sabah весь первый этаж туристические офисы с рекламой в панорамных окнах — это здание заметите сразу — оно первое здание в центральной части города, расположенной вдоль набережной сразу после Jesselton Point, если ехать из отеля (остановка Wisma Merdeka, напротив). Лучше заранее заказать через и-нет на www.kmtglobalrentacar.com, так как не все машины могут быть в наличии (можно хоте мерс глазастый, хоть джип тойота fortuner 2.7). Нам было не до жиру, взяли за 160/сутки Proton Saga 1.3 — не самый позорный переднеприводный седанчик. Бак 30 литров, расход меньше 10 на сотню при активной езде с четырехступенчатым автоматом небесно-голубого цвета, крейсерская 60–80, по прямой до 100 можно выжать, под горку 120 максимум. Но здесь так никто не ездит, хотя дороги очень хорошие, машин не много. Движение левостороннее — руль справа, надо привыкнуть — благо на дороге везде стрелки направления движения, подробная разметка везде! Но заблудиться очень просто — дорог очень много и все одинаково хорошие — не определить, какая ведет в столицу, а какая мимо неё, без нормальных указателей — только у перекрестков и то не всегда понятно, даже с картой (карта нужна наиподробнейшая! А еще лучше скачать GPS!!!). Автопарк — 70% Proton — он же Mitsubishi — радуют глаз новые модели GEN2 и Persona — максимум 2 литра V6 правда, а местные хвалят Perdana — типа Luxury-салон и все такое (в прокате от 280 рингит/сутки). Много джипов Toyota, Nissan, Isuzu, Mitsubishi, в Куала Лумпуре встретили пару раз Porshe Cayenne и X6, а в КК даже желтый Lambo и парочку 911 Порше. Большинство машин старые, но встречаются тюнингованные, в основном Honda и Proton, пару раз встречали навороченные Skyline R35 (у нас ездят как Infiniti G35 Coupe). С такой машиной, наверное, повеселее! Но на Proton Saga 1.3 было безопаснее, правда, колодки сточили всего за пару дней — проехал-то почти 600 км! На горном серпантине интересно было, хотя «шпилек» нет — адреналин доставляют не сколько повороты с визгом резины на 80 км/ч, сколько обгоны грузовиков, особенно, в темное время, не говорю уже про езду по серпантину в тумане или под дождем. Почему советую брать машину, хотя бы на 3–4 дня, не говорю про свободу передвижения и удовольствие от вождения по их дорогам, практическая выгода: в отеле ужин от 40 рингит/блюдо + напитки, в городе — с напитками редко выходило за 50 рингит/двоих! Национальный Парк с самой высокой горой Юго-Восточной Азии (более 4000 метров), горячие источники Поринг, деревня на воде Mengabong, Крокодиловая ферма — всё это ближе от отеля, чем от КК, поэтому на своей машине удобнее ездить. Так получилось, что машину мы получили в КК после обеда — сразу смотались в национальную деревню Монсопиад — одного из кланов охотников за головами — зря время потратили, если не считать это как возможность привыкнуть к машине и дорогам.

 

Этот вечер встретили в SUTERA HARBOUR RESORT — красивый городской отель — с одной стороны поля гольфа, с другой красивая марина, небольшой пляж не для купания, а для наблюдения за закатом. На следующий день мы планировали поездку в Национальный Парк, но было воскресенье и мы решили сначала съездить в КК на Sunday Market, где накупили всякого барахла, пообедали и двинули в горы. Естественно, только успели до Кинабалу Парка доехать, выяснили, что источники Поринг работают до 17:00 и мы не успеем, поэтому походили по парку и поехали в отель уже с наступлением темноты. На следующий день решили доехать до горячих источников, пройтись по подвесной канатке Canopy Road и посмотреть водопады, а закат наивно надеялись встретить уже на побережье (деревня на воде Mengabong). Итак, от отеля SHANGRI–LA RASA RIA до Парка Кинабалу около 70 км, ¾ по серпантину, потом еще 10 км до Поринга по серпантину. Выехали около 09:00, к 11:30 приехали к горячим источникам — ехали быстро, но останавливались в красивых местах для фото. Сначала сходили посмотрели на цветок Рафлезию — растет прямо за забором в т.н. Raflesia Conservation Center (10 рингит), один цветок цветет — красный, полметра в диаметре, три-четыре цветка в закрытом бутоне, ожидали большего, возможно в дикой природе надо искать, но Рафлезия была чуть ли не основная цель поездки на Борнео, поэтому довольные мы пошли купаться в источники (15 рингит). Источники тоже не вдохновили — местячково как-то — в Нячанге курорт южного Вьетнама — грязевые ванны и горячие источники и то будет интереснее. Решили все-таки покупаться после прогулки к водопадам, а пока надо было где-то перекусить, проголодались. На территории всего 1 ресторан с жалким набором блюд «шведский стол», просят 50 рингил/человека! Так как мы были первыми посетителями, нам сделали дискаунт до 40, в итоге мы согласились на 30 и то, считаю, переплатили, невкусно. Пока мы обедали, из 3–4 пар подходивших к ресторану голодных туристов, только одна согласилась на 50 рингит/человека (больше никому скидку не делали).

 

Треккинг по джунглям

Не спеша пошли к Canopy Road (новая, 30 метров над землей, не страшно совсем) и к водопадам: одни оказалось в 15 минутах от источников, а другие в 2 часах хода в одну сторону, чему мы как-то не придали значения и, посмотрев на чахленький водопадик с толпой туристов, бодро двинулись в джунгли! Сразу скажу, что вернулись мы за несколько минут до того, как джунгли погрузились в темноту и, наверное, уже через час после закрытия источников! Почти пять часов бодрой ходьбы по тропинке по девственным джунглям — это Вам не прогулка с рейнджером по парку в отеле: чуть не наступили на какую-то гадюку с розовыми хвостом и головой и серо-синей тушкой метра полтора в длину, которая грозно зашипела и не хотела уходить с тропинки, пока мы её не запечатлили на фото, позже были внимательнее и увидели еще одну серую гадюку в полуметре от тропинки — а скольких гадов мы могли просто не увидеть до этого?! Еще ко мне прицепилась пиявка, пока я пытался пролезть в Пещеру Летучих Мышей, чтобы их увидеть, благо, что пиявка вцепилась в джинсы, а не в меня — оторвать её было не легко! По пути встречали несколько сороконожек, гусениц, личинок. В одном месте пришлось перелазить через огромное дерево, увитое множеством лиан, повалившееся на тропу, а потом еще пробираться через бурелом бамбуковых зарослей — хорошо хоть кто-то прорубил в них подобие прохода! Джунгли полны звуков-то ли насекомые, то ли птицы постоянно оповещают лес о твоем приближении, кто-то ухает в удалении, а в один момент мы услышали сильный грохот, нарастающий шум, будь-то слон ломится через лес — оказалось это упало большое дерево, мы были в ужасе и я серьезно подумал, что все-таки надо было записаться в книге ухода-прихода в начале тропы — нас бы хотя бы стали искать. Мы даже телефон не взяли, чтобы быть налегке, но поворачивать назад было нельзя, даже когда я, поддавшись монотонности движения ослабил внимание и нечаянно сорвался с тропы, чудом уцепившись за растительность чуть не съехал куда-то вниз по склону.

 

Казалось бы 3400 метров, в универе пробегал эту дистанцию за 12 минут, сейчас, допустим, за 20, в джунглях это при бодром темпе 2 часа минимум! Хорошо еще было не очень жарко, хотя влажно, и мы постоянно опрыскивались реппелентом и осматривали друг друга на предмет пиявок и прочей нечисти — ведь полезли почти в «пляжном прикиде», никаких тебе кроссовок или горных ботинок, а в мокрых вьетнамках попробуйте попрыгать по скользкой горной тропе, увитой корнями деревьев, камни, лужи, не говоря уже, о потенциальных змеях и т. д. Наконец-то мы вышли к цели нашего путешествия — шум воды постоянно сопровождал нас в пути — последние несколько сотен метров тропа идет вдоль ручья, но тут грохот стал очень оглушительным, тропа закончилась и мы предстали перед высоченной скалой, разрывающей зелень джунглей от начала ручья — небольшого озерца — до самого неба, уходя вверх на полторы (!) сотни метров. Несмотря на отсутствие сильных осадков водопад был достаточно внушительным: метров сто он падал одним рукавом, а потом разделялся на два, разлетаясь в водяную пыль. Возможно, этот водопад не больше водопада в северной части острова Бали и уж точно меньше гигантской струи в затерянных джунглях Вьетнама, недалеко от горного Далата, который мало кто посещает в своем туре во Вьетнам, как это сделали мы (см. отчет «Мой бросок на Сайгон», автор Елена К.). Но этот водопад поразил абсолютной дикостью окружающей его природы, даже площадки перед ним как таковой нет — тропа просто выходит на него и все. Путь обратно был не быстрее, но уже проще. Наши натруженные ноги спасла горячая ванна источников, где мы полностью расслабились после столь героического похода, потом холодный бассейн, душ и в машину. Думали уже, что без потерь совершили этот поход в джунгли, как жена, вытираясь, обнаружила между пальцев своей ноги присосавшуюся пиявку! Я не успел упасть в обморок, как она оторвала её, видимо, в состоянии аффекта, хотя мы как-то обсуждали то, что пиявку надо смочить спиртом, тогда она отвалится сама, не оставив зубы в ранке. Но как можно было терпеть эту мерзость на себе?! Кстати, с кровью вышло что то, что можно было считать зубами пиявки, а кровотечение потом не прекращалось до утра! Но через день рана зажила и не было даже никакого нагноения или покраснения: как объяснили местные пиявка при укусе не только впрыскивает антикоагулянт — субстанцию, препятствующую свертыванию крови, но и некое вещество от микробов (надо уточнить у брата-врача). С непривычки икроножные мышцы потом болели три дня, причем у меня только на левой, так как правой ногой я в тот день еще пару часов активно работал «газ-тормоз», спускаясь по серпантину от Поринга до отеля в Тоуране, неполных 80 км.

 

Рафтинг на Борнео                                          

Следующий день провели на пляже, забронировали через интернет рафтинг на реке Падас — Padas White Water Rafting — в компании RiverBug — сайт traversetours.com — за 250 рингит/человека, включая трансфер из отеля в КК. В турагентсвах рафтинг предлагают за 260–270, поэтому не обязательно искать эту компанию в и-нете. Хотя с нами сплавлялась еще одна группа — у них видно тур был подешевле — все снаряжение туристы тащили сами. Итак, экскурсия с 08:00 до 22:00, большой автобус часа три тащится по шикарной дороге (особенно на её горном участке) до городка Tenom, там садимся на маленький поезд из дизельного паровозика, вагончика и грузовой платформы, на которой можно ехать. Полчаса едим по ущелью вдоль почти высохшего русла реки. Крошечные размеры поезда только подчеркивают величие окружающей природы — огромные валуны в реке, гигантские стволы деревьев по её берегам, склоны покрыты молодыми джунглями, сквозь которые торчат обгоревшие стволы деревьев- великанов — видимо когда-то девственные джунгли выжгли, чтобы можно было добраться до этих мест. Прибываем на станцию Pangi, небольшая деревушка со школой, здесь инструктаж и начало маршрута. Вода в реке коричневая как какао, но необыкновенно теплая для горной реки — около 25, не шучу! На первом же пороге Headhunters наш рафт переворачивается (я думаю, инструктора постарались) и мы летим в ужасе в эту пучину! Для меня с женой это в первый раз — раньше всегда брали каяк на двоих и ни разу не переворачивались. Конечно, здесь уровень 3–4, тогда как в Турции не более 2, а на Бали, где мы были последний раз, вообще «единичка» — плывешь, глазеешь по сторонам. На Падасе получилось очень экстремально! Может для тех, кто сплавляется в Карелии или на Камчатке всё это детский сад, но не все же такие продвинутые. На Rayoh Station нас ждал обед и просмотр фильма о нашем геройстве, а потом еще пару часов сплава с редкими порогами. Можно было попробовать body-rafting, но мы не решились, жизнь и так хороша. В конечной точке маршрута нас пересадили на моторные лодки и прокатили с ветерком до следующей ж/д станции Halogilat, откуда еще полчаса поездом до Бофорта (Beaufort), где нас ждал автобус. На станции накупили орешков и пива и весело доехали до отеля. Будете на Борнео — не пожалейте взять рафтинг на Падасе!

 

Заключение

Оставшееся время мы посвятили отдыху на пляже, виндсерфингу и катанию на катамаране, как я уже упоминал, да и в море хотелось накупаться, подзагореть, наконец. В день отъезда попросили продлить нам check-out на один часок бесплатно, быстренько собрались и в 14:00 выехали в аэропорт. Через сутки длиной почти в 30 часов (из-за разницы во времени) в 14:00 мы приземлились в аэропорту Домодедово, где нас ждали брат с машиной и теплой одеждой и 20-тиградусный мороз. Дописываю отчет, правлю фотки и вывешиваю в инет — надеюсь, не уснете, читая все это, а полную фотогалерею и опыт других поездок в Азию — ищите здесь. Возможно, когда-нибудь я еще раз полечу на Борнео, чтобы все-таки понырять с маской на островах заповедника Тулку Абдул Рахмана, а может погрузиться на острове Лабуан, а еще лучше в море Сулавеси (остров Сипадан) или Сулу (черепашьи заповедники здесь), увидеть обезьян-пробаскус, в конце концов, еще раз отдохнуть в этом тропическом раю (и если не в отеле SHANGRI–LA RASA RIA 5* на восточном побережье Борнео, то в каком-нибудь бунгало Робинзона в его западной части — Сандакан, Семпорна и т. д.). Ведь чем больше времени проходит со дня возвращения из поездки, тем более замечательной она кажется! Мы были дважды во Вьетнаме, трижды в Мьянме, четыре раза в Китае, может быть, когда-нибудь повезет вернуться в Малайзию, чего и Вам желаю!


Тэги: Малайзия ,
0 голосов | Комментарии Оставить комментарий
Модератор аватар
Модератор (Втр, 04.10.2011 - 16:01)

Так как в Малайзию в любом случае планирую вернуться, поставила на галочку на «Шоу светлячков» - жаль, что нигде информации об этой аттракции не нашла раньше, наверное, необычайно красиво!

Ну и само собой такая же галочка появилась напротив рафтинг на Борнео ))))

А в джунгли мы ходили в Таман Негару - тоже у всех потом пиявки обнаружились, несмотря ни на какие толстые носки с заправленными внутрь штанинами брюк. Честно говоря, пришли к выводу, что от мелких кровопийц могут помочь только такие штуки, какие бухгалтера раньше на руки одевали - прорезиненные такие, с резинками сверху и снизу ))

vibas аватар
vibas (Вс, 09.10.2011 - 11:05)

А в Малайзии пренесли столицу??? Новый Год на Борнео

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
X
Укажите Ваше имя на сайте TourBlogger.ru
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка...