Один день на Земле Обетованной

Иерусалим, Вифлеем, Мертвое море, 24-25 июля 2008 года
История участвует в конкурсе: Главный конкурс осени: Большая перемена

Побывать на Земле Обетованной мне удалось в июле 2008 года. Тогда я отдыхал в Шарм-эль-Шейхе в отеле «Sol Verginia» по путевке от туроператора «Tez tour». Во время отдыха мне удалось совершить однодневную поездку в Израиль и Палестинскую автономию, в ходе которой побывать в Иерусалиме и Вифлееме, посетив Храм Гроба Господня, Стену Плача и Храм Рождества Христова, а также побывать на Мертвом море.

Примерно в 10 вечера автобус забрал нас от отеля «Sol Verginia», и мы поехали собирать туристов из других отелей. Собрав их, мы пересели в больший по размеру автобус. В автобусе был гид-египтянин, он проинструктировал нас в общих чертах, немного рассказал о том, что нас ожидает. Далее мы поехали в приграничный с Израилем город Табу. По пути были остановки, желающие могли перекурить, перекусить, сходить в туалет (платно). Дорога от Шарм-эль-Шейха до Табы заняла 2-3 часа (точно не засекал). В Табе нас ожидал таможенный контроль, причем довольно жесткий, так как при срабатывании металлодетекторов нас заставляли выворачивать карманы. Довольно долго проверяли наши загранпаспорта.

После прохождения таможенного досмотра, уже на израильской территории нас ожидала посадка в новый автобус с израильским водителем и гидом. Гида звали Борис, он наш бывший соотечественник, так что по-русски говорил хорошо. Он рассказал нам уже гораздо подробнее об Иерусалиме и Вифлееме. Отъехав от таможенного контроля на некоторое расстояние, мы сделали остановку в придорожном кафе с рынком. Рядом была автозаправочная станция. Какой город (населенный пункт) находился поблизости, точно сказать не могу, да и сколько времени прошло, я не заметил. Но, по-видимому, времени прошло прилично, а, следовательно, рядом находилось побережье Мертвого моря. Правда, нашлись у меня знакомые, утверждающие, что, судя по фотографиям, рядом находится израильский город Эйлат, расположенный на побережье Красного моря, а, следовательно, не так уж далеко мы на тот момент и отъехали.
Желающие могли перекурить, перекусить, сходить в туалет (бесплатно, сколько видел в Израиле туалетов, все были бесплатные). Также можно было приобрести сувениры, безделушки, продукцию с Мертвого моря (неизвестно настоящую ли, лучше приобретать ее в более подходящих местах). Можно было полюбоваться местным пейзажем, хотя он довольно скудный – пустыня да холмы. Собственно, большая часть Израиля и Египта – пустыни и горы (холмы).

Как сказал нам гид, вдалеке за горами, за холмами находятся развалины Иерихона – древнейшего города на Земле. Уж не знаю, так ли это, по крайней мере, сколько ни вглядывался вдаль, так и не увидел Иерихон, ну да ладно, поверим на слово. Построен этот город был ханаанеянами (ханаанеями). Ханаан – древнее название Палестины, включает в себя территорию современных Израиля, Палестинской автономии, Ливана, Сирии и Иордании (последних трёх частично).
Согласно Библии, стены Иерихона рухнули от звуков медных труб воинов Иисуса Навина, сподвижника Моисея, во время исхода евреев из Древнего Египта примерно в 1300-1250 г. г. до н. э. Что было на самом деле, точно неизвестно, возможно, что землетрясение или другой природный катаклизм. Возраст города, по мнению разных ученых, по результатам анализов составляет от 7 до 12 тысяч лет. Официально недавно отмечалось 10 тысяч лет Иерихона. Это всё отчасти противоречит иудейской Торе и христианской Библии, согласно которым человечество существует всего 5700-7500 лет. Но, в любом случае на сегодняшний день, Иерихон древнее, чем цивилизации шумеров и древних египтян и все их постройки.

В общем, минут через 20-30, передохнув и налюбовавшись пейзажем, мы поехали в Иерусалим. Дорога от Табы до Иерусалима заняла 2-3 часа (опять же, точно не засекал). Следовательно, вся дорога от Шарм-эль-Шейха до Иерусалима заняла примерно 5-6 часов. По пути от Шарм-эль-Шейха до Табы и от Табы до Иерусалима можно спать, а можно глядеть в окно на пейзаж или снимать его на фото и видеокамеру. Правда, пейзаж, как уже было сказано, довольно скудный.

Для иудеев в Иерусалиме основными святынями являются Храмовая гора (гора Мориа) и Стена Плача, а также гора Сион (Цион), для христиан – Храм Гроба Господня и церкви, с которыми связана жизнь Иисуса Христа, для мусульман – Храмовая гора, Мечеть Аль-Акса и монумент Куббат ас-Сахра. Елеонская (Масличная) гора является священной для всех трех религий. На указанных горах находятся сооружения, священные для той или иной религии. Во время поездки нам удалось побывать в Старом и Новом городе Иерусалима и увидеть часть его достопримечательностей. Из достопримечательностей также можно выделить долину Кедрон с Древним Еврейским кладбищем и гробницами, а также долину Еннома, по-иному именуемую Геенной.

Мы въехали в Иерусалим, подъехали к Елеонской горе, затем проехали мимо ее северной вершины. Со смотровой площадки на средней вершине горы мы увидели кварталы и крепостные стены Старого города, монумент Куббат ас-Сахра – визитную карточку Старого города, колокольню Елеонского Спасо-Вознесенского монастыря, а также кварталы Нового города. Затем мы поехали по дороге мимо долины Кедрон, Гефсимании и долины Еннома. В долине Кедрон на западном и южном склоне южной оконечности Елеонской горы нам удалось увидеть Гефсиманский сад, Церковь Всех Наций, Церковь Святой Марии Магдалины, Древнее Еврейское кладбище и гробницы. Мы проехали далее мимо долины Кедрон до места ее соединения с долиной Еннома. Когда мы оказались рядом с долиной Еннома, наш экскурсовод сказал нам про нее, что это и есть Геенна огненная, где в древние времена иевусеи приносили в жертву своих детей. Но внешне она не показалась мне примечательной, и ее фотографию я даже не сделал, а может, не успел сделать.

Мы проехали еще немного и оказались рядом с Паломническим центром. Сейчас точно не могу сказать, въехали ли мы через Яффские ворота внутрь городской стены либо нет, то есть, оказались ли мы в Старом городе либо оставались в Новом городе Иерусалима. Но вероятнее, что мы были уже в Старом городе, так как на фотографии, следующей за фотографией Паломнического центра, запечатлена Цитадель Давида.

Здание центра было невысокое и небольшое, наверное, само название «Паломнический центр» уж слишком громкое, а его статус явно завышен экскурсоводами. Скорее это был магазин по продаже церковных принадлежностей, и, наверное, таких магазинов в Иерусалиме предостаточно. Позднее я расспрашивал своих друзей и знакомых, также совершивших поездку в Израиль из Шарм-эль-Шейха, они тоже говорили, что гиды употребляли выражения «Паломнический центр» и «Центр паломника».
В Паломническом центре мы пробыли около часа. Желающие могли приобрести любые иконы различных размеров, церковные свечи, кресты и другие принадлежности. Конечно, и материал церковных принадлежностей был хороший (если дерево – то оливковое) и все они были освящённые, но цены в центре были довольно высокие, не всякому человеку по карману. Если люди покупали иконы, то небольших размеров, а большинство туристов ограничилось покупкой свечей.
Находиться в Паломническом центре почти час для нас большого смысла не было, хватило бы и пятнадцати минут. Почему так много времени было выделено на данную достопримечательность – то ли была какая-то накладка, то ли это было сделано специально, чтобы туристы купили больше церковных принадлежностей, точно не скажу. Но гораздо интересней было бы оказаться поближе к долине Кедрон и Гефсимании, побывать в Гефсиманском саду, увидеть вблизи Церковь Всех Наций, Церковь Святой Марии Магдалины, Еврейское кладбище и гробницы пророков.

Россиянам, конечно же, наиболее интересно было бы побывать рядом, а ещё лучше в Церкви Святой Марии Магдалины. Для любого россиянина, даже нерелигиозного достаточно беглого взгляда на данную церковь, чтобы понять, что перед ним русская церковь, настолько у нее типично русская архитектура. Собственно Церковь Святой Марии Магдалины и выполнена в «русском стиле». Наверное, находясь вблизи данного храма в тени деревьев, можно подумать, что находишься в средней полосе России. К сожалению, ограничение по времени не позволило нам увидеть церковь вблизи и побывать внутри нее.
За время, проведённое нами в Паломническом центре, можно было увидеть такие достопримечательности, как Церковь Успения Пресвятой Богородицы и Гробницу Богородицы, Гефсиманский грот, Церковь Патер Ностер, Церковь Доминус Флевит и возможно, что даже Часовню Вознесения.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы – православный храм в Гефсиманском саду, построенный на месте погребения Богородицы. Церковь расположена у подножия западного склона Елеонской горы, в долине Кедрон. В церкви Успения Богородицы находится величайшая христианская святыня – Гробница Богородицы.
Гефсиманский грот располагается справа от Гробницы Богородицы (Церкви Успения Пресвятой Богородицы) у подножия Елеонской горы в Гефсимании.
Церковь Доминус Флевит (церковь Слёз Господних или церковь Скорбящего Господа) – римско-католическая церковь в центральной части западного склона Елеонской горы. Церковь построена на том месте, где остановился Иисус Христос перед входом в Иерусалим.
Церковь Патер Ностер (церковь Отче наш) – римско-католическая церковь, находящаяся в центральной части Елеонской горы в Иерусалиме (Восточном Иерусалиме). Церковь находится на месте, где, по христианской традиции, Иисус Христос беседовал со своими учениками и объяснял им, как они должны молиться.
Часовня (Капелла) Вознесения находится на месте Вознесения Иисуса Христа на вершине Елеонской горы.
Однако данные достопримечательности и святыни Иерусалима мы даже не смогли увидеть.

Следующей достопримечательностью, находящейся на нашем пути к Храму Гроба Господня от Яффских ворот, была Цитадель (Башня) Давида. Это внушительная крепость, расположенная внутри городской стены, в армянском квартале Старого города Иерусалима, недалеко от Яффских ворот. Цитадель была построена для укрепления слабого места в обороне Иерусалима во II веке до н. э., а затем многократно разрушалась и перестраивалась во времена христианских, мусульманских, мамлюков и османских завоеваний Иерусалима. После Шестидневной войны в 1967 году цитадель обрела свой культурный статус. Внешне цитадель Давида действительно выглядит как настоящая внушительная крепость, которой собственно и является. К сожалению, ограничение по времени не позволило мне побывать внутри Цитадели и в Музее истории Иерусалима, так как нам пора уже было идти в Храм Гроба Господня.

Из-за общей нехватки времени (времени всегда не хватает), а также из-за того, что мы собственно находились на противоположной стороне Старого города Иерусалима, нам не удалось пройти до Храма Гроба Господня Дорогой Скорби – Виа Долороса. Зато на остальных остановках Крестного пути внутри Храма Гроба Господня мы побывали. Внутри Храма нам удалось увидеть: место прибития Иисуса к кресту, обозначенное алтарем; Голгофу; Камень помазания; Кувуклию с Гробом Господним; вход в Кафоликон и купол Кафоликона. Все это находится под огромным куполом архитектурного сооружения, носящего название Ротонда.

Место прибития Иисуса к кресту обозначено алтарем. Над алтарем изображен Иисус, пригвожденный к кресту. Голгофа – это небольшая скала или холм, где был распят Иисус Христос. Согласно традиции, в начале I века Голгофа находилась за городскими стенами Иерусалима, на северо-западе от города. Сегодня она является частью Храма Гроба Господня. Подъем на Голгофу находится у самых дверей храма. При входе в храм паломники останавливаются перед Камнем помазания. На этом месте праведный Иосиф с Никодимом положили бездыханное тело Иисуса после снятия с креста, помазали благовониями, обвили Плащаницей. Кувуклия – небольшая купольная часовня желто-розового мрамора в центре Ротонды Храма Воскресения Христова, заключающая в себе Гроб Господень, величайшую христианскую святыню. Гроб Господень – малое, внутреннее, западное помещение Кувуклии. В нем справа от входа, на высоте полуметра от пола, находится каменное погребальное ложе, покрытое старинной плитой белого мрамора. Согласно Евангелию именно здесь Иисус Христос был погребен после Распятия и на третий день воскрес. Гроб Господень является главным алтарем Храма Воскресения Христова и настолько мал, что вмещает не более трех-четырех человек одновременно. Кафоликон или церковь Вознесения занимает центральное место всего комплекса и принадлежит Иерусалимской Православной Церкви. Вход в Кафоликон располагается как раз напротив входа в Кувуклию. Храм Воскресения Христова отделен от остальной части комплекса чем-то вроде каменной перегородки, не доходящей до потолка. Вход в Кафоликон разрешен только православным: ни армяне, ни католики войти сюда не могут.

Почти все описанное мне удалось сфотографировать, за исключением святынь, находящихся внутри Кувуклии. Фотографировать внутри Кувуклии нам запретили. Хотя в Интернете мне попадались фото и видеосъемки Гроба Господня, непонятно, то ли они выполнены скрытно, то ли у фотографа было официальное разрешение на съемку.

После посещения Храма Гроба Господня мы прошли через христианский квартал Старого Иерусалима мимо Церкви Христа Искупителя, затем, по-видимому, через мусульманский квартал и подошли к еврейскому кварталу. Улицы Старого города сильно напоминают улицы города из фильма «Бриллиантовая рука», затеряться на них проще простого. Поэтому наш гид шел впереди нас, держа над головой жезл. На входе в еврейский квартал нас ожидал контроль с металлодетектором, преодолев который и пройдя еще небольшой путь, мы наконец-то оказались у Стены Плача.

Возле Стены было слишком много туристов, поэтому сразу к ней нас не пустили, пришлось подождать минут десять. Потом часть туристов отошла от Стены Плача, и нам разрешили подойти к стене на пятнадцать минут. Мужчины пошли на левую сторону, женщины пошли на правую сторону. Тем мужчинам, которые были без головных уборов, на входе выдали кипы. Нам удалось постоять у стены Плача, прислониться к ней, подержаться за нее, прикоснуться к ее двухтысячелетней истории, помолиться и попросить у Бога самого необходимого. Многие оставили записки между камней Стены. Во время стояния у Стены Плача к нам подходил представитель иудаизма (звание-должность не скажу, может быть, раввин, может рангом пониже), поговорил о жизни. Возле Стены, как всегда, было много религиозных иудеев, читающих Тору. Минут через пятнадцать большая часть из нашей группы отошла от Стены Плача. Мы дождались остальных наших туристов, кто хотел, сходил в бесплатный туалет на площади возле Стены.

Можно еще отметить, что напротив Стены Плача расположен Colel Chabad. Он является самым старым, непрерывно функционирующим благотворительным учреждением в Израиле. Colel Chabad является поддерживающей сетью кухонь для нуждающихся, детских садов, стоматологических и медицинских клиник, учебных заведений, беспроцентных ссуд, иммигрантских программ, и других проектов социального обеспечения всюду по Земле Израиля, и позже в прежнем Советском Союзе. Судя по работе Colel Chabad, можно сделать вывод о том, что данное учреждение является достойным примером для подражания. К сожалению, ограничение по времени не позволило мне побывать внутри него.

После посещения Стены Плача мы прошли немного по еврейскому кварталу Старого Иерусалима, затем вышли за его стены через Мусорные ворота. За стенами Старого города, при входе в Мусорные ворота, находится Археологический парк Иерусалима, который нам удалось увидеть. Посетителям парка предоставляется возможность соприкоснуться с событиями истории Иерусалима – от ханаанского периода (бронзовый век) до мусульманского периода. При археологических раскопках за стенами Старого города были обнаружены важнейшие экспонаты. Со смотровой площадки Археологического парка Иерусалима мне удалось сделать несколько фотографий, в том числе Мечети Аль-Акса – основной мусульманской святыни Иерусалима и Древнего Еврейского кладбища. К сожалению, ограничение по времени не позволило мне подольше побыть в Археологическом парке Иерусалима, так как нам пора было уже идти к нашему автобусу, чтобы ехать в Вифлеем.

Вифлеем расположен примерно в 8 км к югу от Иерусалима и в настоящее время фактически граничит с ним. Поездка из Иерусалима в Вифлеем не должна была занять много времени, однако Вифлеем – это уже не Израиль, так как с 1995 года, он находится под контролем Палестинской автономии на территории Западного берега реки Иордан и является столицей провинции Вифлеем.
Для того чтобы проехать из Иерусалима в Вифлеем через контрольно-пропускной пункт, гражданину РФ из документов нужен только действующий загранпаспорт установленного образца. Из-за проверки и досмотра поездка из Иерусалима в Вифлеем заняла около 40 минут. Хорошо хоть, что в тот день израильские власти не закрыли контрольные пункты по соображениям безопасности. Вифлеем, также как Иерусалим, является священным городом для иудаизма, христианства и ислама.
В Священном Писании Вифлеем упоминается как «дом Давида» или Ефрата (Эфрата, ивр. плодоносный). Около Вифлеема умерла при родах Вениамина Рахиль, одна из двух жён патриарха Иакова, её гробница до сих пор здесь почитается иудеями, христианами и мусульманами. Здесь родился царь Давид, и здесь он был помазан на царство пророком Самуилом. Образ Давида является образом идеального властителя, из рода которого, согласно еврейскому преданию, выйдет Мессия. В Вифлееме и его окрестностях происходит действие Книги Руфь (Руфь.1-4).
Также город был упомянут и в Книге Иеремии. В христианстве Вифлеем наиболее известен тем, что в этом городе, согласно Евангелиям (Лк.2:4-7, Мф.2:1-11), родился Иисус Христос, который является прямым потомком царя Давида. Волхвы увидели звезду над городом и пришли поклониться будущему Царю, принеся дары: золото как Царю, ладан как Богу и смирну как Человеку. Однако после того как царь Ирод приказал убить всех младенцев мужского пола, Святое семейство покинуло Вифлеем и скрылось в Египте.
Для христиан Вифлеем – это священный город, второй по значимости после Иерусалима, потому что здесь, согласно Евангелию, произошло Рождество Иисуса Христа. В городе проживает одна из старейших христианских общин в мире, хотя в последние годы её численность сократилась вследствие эмиграции. В городе и его окрестностях имеется множество достопримечательностей. Основная достопримечательность города – это Пещера Рождества, величайшая христианская святыня, где родился Иисус Христос.
Над пещерой построена Базилика Рождества Христова, которая находится на площади Яслей и снаружи больше похожа на небольшую крепость, чем на храм. Базилика построена в 326 году при Святой Елене. В 529 году церковь была разрушена во время восстания самаритян против Византии. Сразу после подавления восстания император Юстиниан Великий восстановил её и значительно расширил. Кроме Пещеры Рождества, прямо под Базиликой Рождества Христова расположена Пещера Вифлеемских младенцев, а также Пещера Святого Иеронима. Здесь он прожил десятки лет и здесь же был похоронен.
Базилику Рождества Христова окружают: православный греческий монастырь, примыкает с юго-востока; францисканский монастырь с церковью Святой Екатерины, главным католическим храмом города, примыкает с севера; армянский монастырь, примыкает с юго-запада.
В Вифлееме и его окрестностях имеется множество святых и исторических мест. Основные святые места в самом городе следующие:
Гробница Рахили (Куббат Рахиль) на въезде в Вифлеем со стороны Иерусалима, на старой хевронской дороге. Почитается иудеями, христианами и мусульманами;
«Молочная пещера», расположенная неподалеку от Базилики Рождества;
Православный греческий монастырь VI века на месте, где царь Давид напился из источника во время битвы с филистимлянами.
В Вифлееме мне удалось побывать в Храме Рождества Христова и в Пещере Рождества, где родился Иисус Христос. Мне удалось увидеть греческий православный и армянский алтари Храма, место рождения Христа, отмеченное Вифлеемской звездой и православный престол над местом Рождества, а также колокольни Храма Рождества Христова. К храму мы направились сразу же по приезду в город.
Базилика Рождества Христова построена из тёсаного камня, внешне её стены напоминают крепостные, также как и стены монастыря Святой Екатерины у подножья горы Моисея. Это неудивительно, так как оба храма были построены при византийском императоре Юстиниане I Великом примерно в одно время. Да собственно, на практике оба сооружения и были крепостями.
Как правило, паломники и туристы входят в Базилику Рождества Христова через основной вход, носящий название «Врата смирения». Обычному человеку можно войти через них, только склонив голову. Однако во время нашей экскурсии в Храме шел ремонт, видимо, поэтому нас провели через другой вход, какой точно, сейчас сказать не могу. Опять же из-за ремонта, внутри базилики стояли всякие деревянные сооружения, лестницы-стремянки и т.д. В общем, толком не развернуться и не сфотографировать всё, что хотелось бы.
В Храме велась продажа церковных принадлежностей, но в меньшем масштабе, чем в ранее описанном мной «Паломническом центре» в Иерусалиме. Да и цены в базилике были пониже, хотя материал принадлежностей был такой же хороший. Но всё равно они были не всякому человеку по карману. Большинство туристов, как обычно, ограничилось покупкой свечей. Лично я купил большую вифлеемскую свечу.
Храм Рождества Христова имеет пять нефов. Неф – вытянутое помещение, часть интерьера (обычно в зданиях типа базилики), ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов. Нефы базилики разделены колоннадами из десяти колонн, выполненных из розового вифлеемита (песчаника). Колонны действительно хорошо отполированы и напоминают мраморные. Стены и пол базилики облицованы мрамором, в верхней части стен располагались мозаики, сохранившиеся лишь фрагментарно. Изначально внутреннее пространство освещалось окнами, которые в настоящее время заложены.
Под амвоном базилики находится величайшая христианская святыня – Пещера Рождества. Амвон (от греч. – возвышение) – специальное сооружение в христианском храме, предназначенное для чтения Священного Писания, пения или возглашения некоторых богослужебных текстов, произнесения проповедей. В пещеру ведут две лестницы времен Юстиниана Великого, северная и южная, каждая состоит из 15 ступеней. Северная лестница принадлежит католикам, южная православным и армянам, расположены они в восточной части пещеры, симметрично по обеим сторонам от нее. Обычно паломники спускаются по южной лестнице, а поднимаются по северной. Северный и южный входы приобрели свой нынешний вид в XII веке.
Купив церковные принадлежности и сфотографировав то, что было возможно, мы подошли к южному входу в Пещеру Рождества.
Пещера Рождества – величайшая христианская святыня, представляющая собой пещеру в скале, она находится под амвоном базилики Рождества Христова. Мы спустились в пещеру по южной лестнице и подошли к месту рождения Христа.
Пещера Рождества не имеет естественного освещения, в настоящее время освещается электричеством и, отчасти, лампадами и свечами. Место рождения Христа находится в восточной части пещеры и отмечено серебряной звездой, которая вделана в пол и когда-то была позолочена и украшена драгоценными камнями. Звезда имеет 14 лучей и символизирует собой Вифлеемскую звезду.
Над этой звездой, в полукруглой нише, как написано в некоторых источниках, висят 16 лампад, из которых 6 принадлежат православным, 6 армянам и 4 католикам. Хотя в других источниках указано, что всего не 16, а 15 лампад. К сожалению, по моей фотографии, да и по тем, что удалось увидеть, мне так и не удалось определить их точное количество. За этими лампадами, полукругом на стене ниши, размещены небольшие православные иконы. Еще две небольшие стеклянные лампады просто стоят на полу, сразу за звездой, у стены.
Непосредственно над местом Рождества находится православный мраморный престол. На этом престоле имеют право совершать литургию только православные и армяне. В то время когда нет службы, престол закрыт специальной съемной решеткой. По-видимому, престол был закрыт и во время нашей экскурсии, так как на моей фотографии запечатлена лишь Вифлеемская звезда и часть лампад и икон в полукруглой нише. Да и туристов было много, а времени на фотографирование почти не было.
В южной части пещеры, слева от входа, расположен придел Яслей. Это единственная часть пещеры, которая находится в ведении католиков. По-видимому, по этой причине нам придел вообще не показали. К тому же, как уже было сказано, во всей Базилике Рождества Христова шел ремонт, и в пещере Рождества тоже было не развернуться.
Нам удалось сделать несколько фотографий пещеры, после чего мы поднялись по северной лестнице, вышли через северный вход (принадлежащий католикам) и, пройдя армянскую часть базилики (северо-восточную часть базилики с армянским алтарем), проследовали через небольшую дверь, соединяющую базилику Рождества с соседней церковью Святой Екатерины. По пути мне удалось сфотографировать армянский алтарь Храма Рождества Христова.
Францисканский монастырь с церковью Святой Екатерины, главным католическим храмом Вифлеема, примыкает к Храму Рождества Христова с севера. Посвящение церкви Святой Екатерине связано, по всей видимости, со временами святых Паулы и Евстохии, для которых египетская святая служила образцом женского благочестия. Святая Екатерина считается патронессой юристов и философов. Церковь пользуется большой известностью особенно потому, что ежегодно 25-го декабря католический патриарх Иерусалима проводит здесь торжественную мессу в ночь Рождества.
Церемония передается по телевизионным каналам всего мира через спутниковое телевидение. Церковь Святой Екатерины соединяется с гротом Рождества рядом пещер. Она была построена на месте прежнего монастыря Святой Екатерины эпохи крестовых походов, от которого сохранился клойстер (дворик перед фасадом церкви). Западный (главный) вход в церковь оформлен бронзовыми дверьми, украшенными рельефами вифлеемских святых: Святой Паулы, Святого Иеронима, Святого Евсевия Кремонского и Святой Евстохии.
Через эти двери можно выйти в клойстер. Клойстер – это внутренний монастырский дворик, окруженный галереями со всех сторон, весьма типичный для западной средневековой архитектуры. В центре клойстера, на колонне, установлена статуя Святого Иеронима, пишущего свою «Вульгату» (латинский перевод Библии). Череп у его ног символизирует бренность мирской суеты, которую попирает монах своим аскетическим образом жизни. Иероним Стридонский – церковный писатель, аскет, создатель канонического латинского текста Библии.
За статуей Иеронима Блаженного, на фронтоне церкви, установлена статуя Девы Марии. В церкви Святой Екатерины с правой стороны, на южной стене, в нише, в направление грота Рождества, установлен отдельный алтарь Рождества, где под алтарем находится маленькая скульптура Младенца. Над алтарем, на голубом фоне ниши, сияет статуя Непорочной Девы. В апсиде центрального нефа, позади главного алтаря, установлен орган, нижний ярус труб которого прикрывает картина, изображающая Марию с Младенцем в окружении ангелов с коленопреклоненным Иосифом.
В боковых апсидах установлены статуи Святого Антония и Святого Франциска Ассизского (а последнее время орган и капелла Святого Антония временно закрыты стенкой для реконструкции). Интересен баптистерий – мраморная купель для крещения младенцев со скульптурными фигурами ангелов, сделанный в Палермо (Италия) в 1734 году; он находится в нише на северной стене базилики.
На выходе из церкви Святой Екатерины находится статуя Георгия Победоносца, воспитывавшегося в Вифлееме и являющегося святым – покровителем этого города, наряду с Москвой. Святой великомученик Георгий считается покровителем и защитником воинов. В церкви Святой Екатерины много изображений колес, так как Екатерину и Георгия пытались колесовать язычники, однако согласно преданиям, святые были спасены ангелами.
Таким образом, мне удалось побывать во втором храме, названном именем Святой Екатерины. Первым был греческий православный монастырь Святой Екатерины у подножья горы Моисея на Синайском полуострове.
Выйдя из церкви Святой Екатерины, мы обошли вокруг Базилику Рождества Христова и подошли, наконец, к основному входу, носящему название «Врата смирения» (из-за ремонта мы вошли в Храм через другой вход). Наш гид поведал нам происхождение названия основного входа и слова «бедлам».
Высота основного входа составляет около 1,2 м, поэтому взрослый человек может войти в Храм Рождества Христова, только нагнувшись и склонив голову. Отсюда и появилось название входа – «Врата смирения». Есть одна версия, что вход специально был сделан таким низким, чтобы человек входя в Храм, склонялся в знак смирения перед Богом. Однако эта версия неточная. Согласно другой версии, изначально вход был обычной высоты. Во времена, когда территория Палестины принадлежала Османской империи, в Вифлееме творился полный беспорядок. Янычары въезжали в Храм верхом на лошадях прямо во время службы. В те времена один житель Иерусалима, желая обидеть другого, говорил ему: «У тебя дома настоящий Вифлеем». В русском языке «Вифлеем» трансформировался в «бедлам». По другой версии, описанной в некоторых источниках, слово «бедлам» вначале было синонимом сумасшедшего дома из-за госпиталя Святой Марии Вифлеемской в Лондоне, ставшей психиатрической больницей. В обоих случаях в конечном итоге бедлам стал обозначением крайней неразберихи и беспорядка. Чтобы прекратить неразбериху с конными янычарами, высота входа была уменьшена настолько, что они больше не смогли заезжать в Храм верхом. Хотя, в некоторых источниках говорится, что это все случилось раньше, и в Базилику Рождества Христова въезжали не турецкие янычары, а рыцари-крестоносцы либо арабы-мусульмане либо даже еще персы-зороастрийцы. В любом случае, именно из-за этого и была уменьшена высота входа, а из-за того, что пришлось входить, нагнувшись, появилось название входа – «Врата смирения».
Также мне удалось увидеть мечеть Омара, расположенную рядом с Храмом Рождества Христова на Ясельной площади и являющуюся самой старой мечетью в городе, а также высокую колокольню Сирийской православной церкви. После посещения Храма Рождества Христова нас ожидал вкусный обед в одном из ресторанов города. Обед было достаточно многообразным и разнообразным, он входил в стоимость экскурсии. За отдельную плату желающие могли приобрести алкогольные напитки.
После обеда нас ожидало возвращение в Иерусалим, во время которого на контрольно-пропускном пункте была проверка и досмотр еще более строгие, чем при проезде из Иерусалима в Вифлеем. При подъезде к Иерусалиму мне и удалось увидеть иерусалимский лес. Какой это был из иерусалимских лесов – Бен Шемен или Сатаф точно сказать не могу, вроде бы и гид тоже не сказал, но из хвойных деревьев вдоль дороги и на небольшом отдалении были в основном сосны, возможно, были и кипарисы. Эти деревья в Израиле посажены, в основном, переселенцами с начала XX века и по наши дни. Встречались и лиственные породы деревьев, такие как привычные нашему глазу дубы и акации, однако такой экзотики как рожковое дерево и фисташка туполистная мне увидеть, а может быть заметить, не удалось, хотя, судя по рассказам, они в лесу присутствуют.
Как рассказал нам наш гид, в иерусалимском лесу проводятся различные мероприятия – слеты репатриантов, слеты туристов, массовые велосипедные пробеги, демонстрации кинокартин национального производства. Поскольку лес является чем-то вроде общенационального парка, люди сюда приезжают из самых разных мест. Обычные путешественники собирают тут цветы и грибы, благо флора и фауна в лесу богатая. Причем даже те, кто сначала идет за цветами, потом переключается на грибы, так как трудностей наши бывшие соотечественники не боятся. У леса неплохая инфраструктура – пожарная вышка, зоны для полноценного отдыха на природе.
То есть у наших путешественников, иногда преодолевающих многие тысячи километров и остающихся в стране пребывания навсегда, иерусалимский лес оставляет вполне позитивные эмоции. Израильтяне по праву называют данный лес рукотворным чудом природы. К сожалению, ограничение по времени не позволило мне побывать в нем. После проезда через Иерусалим нас ожидал заезд на Мертвом море, где мы пробыли около часа.
Мертвое море внешне непримечательно, по цвету воды оно выглядит как соленое озеро, каковым собственно и является, так как не имеет непосредственного соединения с океаном. Своими размерами (длина озера 67 км, ширина 18 км в самом широком месте, площадь около 810 км2 ) среди других озер оно особо не выделятся, однако глубина Мертвого моря для озера вполне приличная – 378 м.
Мертвое море является бессточным солёным озером между Израилем и Иорданией, одним из самых соленых водоемов на Земле, его соленость достигает 33,7%. Море называется «мёртвым», потому что из-за высокого содержания соли в нём не может жить ни рыба, ни другие организмы.
Благодаря высокой солености, а, следовательно, плотности Мёртвого моря, человек может лежать на его поверхности. Это мне уже приходилось видеть и по телевидению и на фотографиях, однако в этот раз мне удалось убедиться в данном явлении на собственном опыте. Можно зайти в воду, приподнять ноги, прилечь на спину… и лежать так дальше, получая удовольствие, вода (точнее, маслянистая жидкость) будет держать тебя на поверхности.
Возможно, что способность человека лежать на поверхности Мертвого моря и породила многочисленные предания в различных религиях о хождении людей по воде. Хотя, строго говоря, в Евангелии Иисус Христос ходил по поверхности Галилейского моря (озера Кинерет), а не по поверхности Мертвого моря. Но, в конце концов, эти два озера находятся не слишком далеко друг от друга.
Главное при лежании на поверхности Мертвого моря голову в воду не опускать, чтобы соленая вода не попала в глаза. Если все-таки попадет, необходимо немедленно промыть глаза, для этого на побережье стоит душ. Все металлические предметы с себя лучше снять, так как соленая вода приводит к коррозии металла. Никаких живых организмов в Мертвом море действительно нет, на дне только кристаллы соли. Там, где мы были, глубина у побережья была небольшая. Жаль, что лечебной грязи поблизости не было, а то бы мы намазались на здоровье.
Благодаря целебным свойства солей и грязей, а также расположению Мертвого моря на уровне 422 м ниже уровня моря, а, следовательно, дополнительному слою атмосферы на нем успешно лечатся самые разные заболевания. Болезни кожи (псориаз и экзема) и болезни нервной системы, болезни опорно-двигательной системы (позвоночника и суставов), болезни дыхательной системы, в общем, практически все болезни поддаются лечению при отдыхе на Мертвом море хотя бы неделю.
В средствах массовой информации говорится о том, что благодаря дополнительному слою атмосферы у человека образуется ровный загар, и обгореть на Мертвом море невозможно. Во время нахождения на Мертвом море в Израиле всё прошло именно так, и я согласился с данным утверждением. Однако в 2011 году, во время отдыха на Мертвом море в Иордании моя кожа всё-таки сгорела на солнце, так что данное утверждение теперь для меня спорное.
Следовательно, хотя море и называется «мёртвым», потому что из-за высокого содержания соли в нём не может жить ни рыба, ни другие организмы, но благодаря пользе моря для живых организмов, его можно назвать и «живым». Организованное лечение и отдых на Мёртвом море, как в Израиле, так и в соседней Иордании активно развивается, строятся новые отели, косметические центры и клиники.
К сожалению, ограничение по времени позволило мне побывать на Мертвом море всего около часа. После посещения Мертвого моря нас ожидал обратный путь в Шарм-эль-Шейх.

Подводя итог всей экскурсии можно сказать следующее:

Побывать в Иерусалиме и Вифлееме, являющимися священными городами для иудаизма, христианства и ислама, посетив Храм Гроба Господня, Стену Плача и Храм Рождества Христова, а также побывать на Мертвом море, было большой переменой в моей жизни.

Иерусалим и Вифлеем мне, конечно, понравились, но одного дня явно мало для того, чтобы посетить или хотя бы увидеть все их достопримечательности. Многие достопримечательности Иерусалима мне так и не удалось увидеть, еще больше не удалось посетить. Почти все достопримечательности Вифлеема и его окрестностей мне так и не удалось увидеть.

Поэтому при поездке из Египта в Израиль и Палестинскую автономию целесообразнее выбирать двухдневную экскурсию, она будет выгоднее во всем, в особенности в отношении цена/впечатления от увиденного. За два дня Вы увидите не только Иерусалим и Вифлеем, но и другие города Земли Обетованной. Стоимость однодневной поездки в июле 2008 года составляла 220$, двухдневной поездки – 300$ у оператора «Teztour», у уличных турагентств было дешевле примерно в 2 раза. Однако уличные агентства могут и не обеспечить всех условий экскурсии. Можно выбрать двухдневную поездку один день – Израиль, второй день – Иордания. Стоимость такой поездки назвать не могу, так как в 2008 году ее не было, а была лишь однодневная поездка в Иорданию стоимостью 270$.

Экскурсия из Египта на Святую Землю мне, конечно, понравилась, однако из всех исторических достопримечательностей, являющихся также её святынями, мне удалось увидеть и посетить лишь небольшое количество. Поэтому самым лучшим вариантом является экскурсионный тур напрямую в Израиль минимум на неделю. Уже из Израиля можно будет совершить поездку в Вифлеем, правда, не все израильские гиды берут на себя ответственность при поездке в Палестинскую автономию. Для желающих отдохнуть и подлечиться можно рекомендовать отдых на Мертвом море.


Готов к критике!
Тэги: Израиль ,
0 голосов | Комментарии Оставить комментарий
Os-a аватар
Os-a (Вс, 16.10.2011 - 21:43)

Да, вот тут мне есть с чем сравнивать. Бывала в Израиле и на суточной экскурсии из Шарма, и отдельное путешествие по Израилю спустя пару лет удалось совершить. Разница - очевидная!

Но все же, для многих совместить поездку в Египет с "хоть одним глазком взглянуть на Землю Обетованную" - тоже не самый плохой вариант. Не у всех же есть возможность "и туда и туда", хотя, после отмены виз в Израиль для россиян выехать стало проще.

 

Sergey2010 аватар
Sergey2010 (Пнд, 17.10.2011 - 14:18)

Конечно, многодневная экскурсия в Израиль, гораздо лучше. Были бы средства...

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
X
Укажите Ваше имя на сайте TourBlogger.ru
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка...