Оптина пустынь для русских странников

Москва-Сергиев Посад-Оптина пустынь, октябрь

 

 

Я давно мечтал посетить монастырь Оптина пустынь, и наконец-то побывал там.
Монастырь Оптина Пустынь – Свято-Введенский ставропигиальный монастырь Русской православной церкви расположен недалеко от города Козельска Калужской области. До Оптиной пустыни от Козельска около двух километров. Дорога в монастырь очень живописная, идёт вдоль монастырской рощи, пересекает реку Жиздру.

Монастырь, по преданию, был основан в конце XIV века раскаявшимся разбойником по имени Оптия. До 18 века монастырь был почти пуст. В 1821 году обустроили скит, где селились особо сподобившиеся «пустынники» — люди, которые многие годы провели в совершенном уединении. Вокруг скита было запрещено рубить лес, «дабы навсегда он был закрытым».

В центре монастыря находится главный храм монастыря — Введенский собор. За монастырской рощей расположен скит, в котором происходят круглосуточные богослужения. В нём живут 10 монахов.
В 1832-1839 годах вокруг монастыря была построена невысокая ограда и четыре наугольные башни. Когда стали поступать пожертвования; монастырь приобрёл угодья, мельницу, построил каменные здания.
Всей духовной жизнью монастыря стал ведать «старец» (настоятель оставался администратором).

Монастырь славился своей библиотекой, в которой более 30 тысяч томов не только богословской литературы, но и древние философские, медицинские, естественнонаучные труды.
К монастырю потянулись страждущие. Оптина пустынь стала одним из духовных центров России.

А.С.Пушкин признавал: «Мы обязаны монахам нашей историей, следственно и просвещением».
Ф.М.Достоевский говорил, что «спасение России придёт из монастырской келии».

23 января 1918 года декретом Совнаркома Оптина пустынь была закрыта, но монастырь ещё держался под видом «сельскохозяйственной артели». Весной 1923 года закрыли сельхозартель, обитель перешла в ведение Главнауки. Как исторический памятник была названа «Музей Оптина пустынь». В 1987 году монастырь был возвращён Русской православной церкви.

Когда мы пришли в Оптину пустынь, то не стали селиться в монастырской гостинице, а нашли приют у сердобольной женщины. Лишь единожды мы сходили в трапезную для паломников. Она произвела на меня сильное впечатление.

В течение дня главные храмы обители: Введенский, Казанский и Владимирский, всегда открыты. Для всех желающих свободный вход и доступ к святыням: иконам и мощам преподобных отцов и Старцев Оптинских.
Самый большой храм в Оптиной – Казанской иконы Божией Матери. В нём проводится ежедневно вечернее богослужение, а также воскресные и праздничные поздние литургии.
Войдя в храм, я долго пытался сосредоточиться. Я жаждал открытости, ощущал искренний порыв тех, кто стоял рядом, но столь же явственно ощущал и примесь лицемерия. Старушки шикали: руки нельзя в карманах держать, стоять надо смирно.
Я простоял всю службу в храме Казанской иконы Божией Матери. С утра причастился и сходил на исповедь. Выстоял долгую очередь, чтобы спросить совета у старца.

Оптина пустынь – это прежде всего её старцы.
В самом начале своего появления в Оптиной пустыни старчество вызвало протест. Последовали жалобы правящему архиерею в Калугу. Но желающих побеседовать со старцами и руководствоваться их советами становилось все больше и больше. Лишь с начала 1840-х годов старчество стало полностью разрешённым.

Что же такое старчество?
Сущность старчества заключается в том, что из среды монахов, подвизающейся в обители, избирается опытный в духовно-аскетической жизни инок, обладающий даром рассуждения, который становится руководителем, духовным отцом, старцем всей монашеской общины.
«Старцы получают особый дар сострадательной, жертвенной любви – чужие горести и падения они делают как бы своими собственными. Они – христианские пророки-утешители. Ни звание, ни состояние не имеют никакого значения в глазах старца, ему нужна только душа человека».

Русский философ Иван Ильин писал: «В душе русского человека живёт бесконечная жажда праведности, чистоты, желание хоть раз в жизни коснуться безгрешности».

Со времени появления старчества в Оптиной пустыни (1829 г.) в монастыре побывало множество страждущих. Многие оставили тёплые воспоминания о своём пребывании.
Павел Флоренский назвал Оптину «духовной санаторией» многих израненных душ.
Игнатий Брянчанинов писал: «В мире хвораем, а в вашей пустыни лечимся».

В 1852 году в Оптину Пустынь к старцу Макарию приехал Н.В.Гоголь. После посещения он переродился. «Вошёл я к старцу одним, а вышел – другим», – вспоминал Гоголь. В одном из своих писем в Оптину он просит монахов молиться о нём и добавляет: «Мне нужно ежеминутно быть мыслями выше житейскаго дрязгу и на [всяком] месте своего странствия быть [духом] в Оптиной Пустыни».

В 1878 году Ф.М.Достоевский, после смерти сына Алёши, совершает поездку в Оптину пустынь с философом Владимиром Соловьёвым. Фёдор Михайлович испытывал потребность в человеке духовно более умудрённом, нежели он сам. Он жаждал побеседовать со старцем Амвросием, о сердечной мудрости которого был много наслышан.
66-летний старец Амвросий (в миру Александр Михайлович Гренков) обладал феноменальной памятью, свободно читал и говорил на пяти иностранных языках, был сведущ в древней и современной философии, имел поэтические дарования.
Фёдор Михайлович трижды виделся и разговаривал со знаменитым старцем: один раз кратко при народе и два раза наедине весьма долго.

Д.И.Стахеев пересказал со слов В.С.Соловьёва некоторые обстоятельства пребывания Достоевского в Оптиной: «Фёдор Михайлович Достоевский, например, вместо того чтобы послушно и с должным смирением внимать поучительным речам старца-схимника, сам говорил больше, чем он, волновался, горячо возражал ему, развивал и разъяснял значение произносимых им слов и, незаметно для самого себя, из человека, желающего внимать поучительным речам, обращался в учителя».

Старец Амвросий сказал о Достоевском: "Это – кающийся".
Считается, что Амвросий Оптинский стал прототипом Зосимы в романе «Братья Карамазовы». Диалог верующей бабы со старцем Зосимой основывается на реальной беседе Достоевского со старцем Амвросием.

Лев Толстой шесть раз приезжал в Оптину. Встреча Толстого и старца Амвросия была в 1890 году. «Войдя к старцу, Толстой принял благословение и поцеловал его руку, а выходя поцеловал в щёку, чтобы избежать благословения. Разговор между ними был столь острым и тяжёлым, что старец оказался в полном изнеможении и еле дышал. "Он крайне горд", - отозвался о Толстом старец Амвросий.

В Оптиной мне довелось пообщаться со многими людьми, как верующими, так и не очень.
После посещения Оптиной я простоял в очереди в храм Христа Спасителя восемь часов, чтобы прикоснуться к святыням. И следили за нами, и обыскивали. Но прикоснуться в спешке не дали. Общение в очереди дало мне значительно больше. Я невольно задался вопросом: как отличить верующего от неверующего?

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература –


Готов к критике!
Тэги: Россия ,
0 голосов | Комментарии Оставить комментарий
GNT аватар
GNT (Сб, 06.10.2012 - 17:06)

Вы себе изменяете. Обычно же у вас начиналось так - "Недавно я посетил монастырь. Он произвел на меня неизгладимое впечатление. Стены собора показались мне величественнее, чем письма великого русского писателя Гессе своей возлюбленной"  

Кроме того, на территории монастыря и рядом действительно много сердобольных женщин. И все они дают приют усталым путникам. Расценки за час в целом ниже, чем в Москве

мамка аватар
мамка (Сб, 06.10.2012 - 20:53)

а вы не пытались сделать хоть одно фото?

GNT аватар
GNT (Сб, 06.10.2012 - 21:13)

А как можно сделать фото, если он там не был))

GNT аватар
GNT (Сб, 06.10.2012 - 21:27)

Я в Оптиной пустине бывал раз пять, а проезжал мимо нее - раз 50 - чуть дальше тех мест находилисась охотничья избушка моего друга. Мы пару раз с похмелья и после беспуств ездили в Оптину в купель - очень помогало)

Даже сам не знаю, зачем стал оставлять посты под текстом сумасшедшого)

GNT аватар
GNT (Сб, 06.10.2012 - 21:55)

Хотя я понял - мне просто стало обидно за такое описание Оптины. 

Чтобы понять это место, надо туда приезжать с желанием - покаяться, хоть на секунду обрести внутри себя покой. Туда не стоит ехать, если в душе у вас все хорошо. Туда стоит приехать, если вам нужно двадцать пятое доказательство того - что Бог есть. И если ваши помыслы чисты - вы его получите.

Ну а если даже и нет - вы все равно что то, да получите, что ляжет на вашу душу.

 

Светлая лошадка аватар
Светлая лошадка (Вс, 07.10.2012 - 07:45)

В Калужскую область до недавнего времени ездила ежегодно, а в  Оптиной Пустыни не бывала, к сожалению. Не знала, что там до сих пор есть старцы, и этим Ваш пост для меня полезен. Не раздражают и уместные исторические факты, а вот к Вашим личным впечатлениям-умствованиям много вопросов.

GNT аватар
GNT (Вс, 07.10.2012 - 13:03)

"С утра причастился и сходил на исповедь" - верующий и знакомый с таинствами церкви, и хотя бы раз - причастившийся - никогда не напишет такую фразу.  

Vnika аватар
Vnika (Вс, 07.10.2012 - 14:23)

    Автор молчит... И я на 100% уверена, что это не из неуважения к оппонентам. Просто он сейчас именно там, где давно мечтал побывать и мечта, как правило, в его случае, сбылась.  Я даже предвкушаю рассказ с фирменным началом" Недавно я побывал...." и таким  же фирменным окончанием: "Я невольно задался вопросом..."

 

Интересно, какова временная протяженность отрезка между датой посадки в самолет ТУДА и датой размещения многобуквенного размышлизма оповещающего о сбыче мечты? (Это я невольно задалась вопросом. Невольно...)

 

   А, если серьезно, после прочтения в форуме статьи по ссылке Альваре, все стало, как нельзя более понятно. . Г-н Кофырин нашел очередную нишу для размещения своих опусов и новую аудиторию. Так что ждите)))) Этот так просто не сдастся))))

GNT аватар
GNT (Вс, 07.10.2012 - 14:15)

Вника, я думаю он молчит потому, что ему несколько затруднительно составить фразу, не пользуясь клише)

Vnika аватар
Vnika (Вс, 07.10.2012 - 14:16)

И такое может быть))))

Николай Кофырин аватар
Николай Кофырин (Пнд, 08.10.2012 - 21:12)

У меня просто не было интернета. Спасибо за комментарии.

Прочитайте полностью эту мою статью в моём блоге и вопросов не будет.

 

А молитву старцев оптинских я всё-таки привёз, и она теперь всегда у меня перед глазами.

«Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить всё, что принесёт мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей Святой. На всякий час сего дня во всём наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душой и твёрдым убеждением, что на всё святая воля Твоя. Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что всё ниспослано Тобой. Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая. Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня. Руководи моею волею и научи меня каяться, молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать, благодарить и любить всех. Аминь».

ЛЮБОВЬ ТВОРИТЬ НЕОБХОДИМОСТЬ!

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
X
Укажите Ваше имя на сайте TourBlogger.ru
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка...