Освенцим

Польша, Освенцим, апрель 2010

Писать этот пост было очень сложно. Не знаю, как говорить о том, что нам показали в тот день. Можно, конечно, описать фотографии, сделанные мной или выдать ошеломляющие факты, которые нам рассказал экскурсовод. Те впечатления, которые были у меня просто невозможно изложить в таком формате. Еще несколько дней мы с подругами, говоря и делая какие-то совершенно посторонние вещи, приходили в теме Освенцима. Как сказала одна из них, если об этом думать, можно с ума сойти. Но не думать об этом – посмотреть и забыть... этого мы тоже сделать не могли.
Поэтому я все-таки постараюсь просто рассказать то, что рассказали мне, а вы делайте выводы сами. Надеюсь, все понимают, что информация будет тяжелой, поэтому читать или не читать этот пост, остается на ваше усмотрение.

 

Нам очень повезло, что перед посещением концлагерей, нас привели в Еврейский культурный центр. Это все равно, что увидеть «хэппи энд» страшного кошмара. Кошмар все равно таковым и останется, но ты будешь знать, что не все погибли, что был в конце этого ада свет.
Раньше я думала, что Освенцим – это лагерь, а не город. Как будто это просто немецкое название концлагеря, который появился на пустом месте. Нам объяснили, что это не так. Освенциму почти 700 лет, у него своя богатая история, наполненная яркими трагичными и радостными событиями. Несколько раз, например, во время татаро-монгольского нашествия или шведского потопа (также известного как «кровавый потоп», «шведская погибель») город восстанавливался буквально из пепла.

Освенцим

 

Евреи там жили с незапамятных времен, у них там были свои производства, семейные бизнесы, налаженная и гармоничная жизнь, какая бывает в небольших европейских городах.

Освенцим

 

В музее есть образцы той продукции, которая производилась еврейскими предприятиями. Многих евреев, живших в этом городе до фашистской оккупации или прошедших ее, спрашивали, какой была их жизнь. Это было самое обычное детство, самая обычная юность. Сегодня эти воспоминания собраны по кусочкам.

Освенцим

 

В музее также сохранилась единственная синагога, которую фашисты не уничтожили. Разумеется, внутреннее убранство со времен войны изменилось - во время оккупации там был военный склад.

 

Освенцим

После страшных событий войны всего несколько евреев вернулись жить в этот город (дом одного из них видно в окне на предыдущей фотографии) - остальные разъехались, кто куда и как можно дальше. Многие сейчас живут в Израиле и США. Интересно также, очень много евреев живет сейчас в Германии, где им платят просто невероятное по размерам пособие. У них есть дети, внуки, они сделали карьеру, построили свою жизнь. Вся эта информация собирается и музей, по сути и посвящен этим людям, которых не сломало тот ад, через который они прошли.

 

Освенцим

 

В Освенцим (или в немецком варианте Аушвиц I) все попадают через ворота, над которыми висит издевательская надпись "Труд освобождает". Кстати, не так давно, ее украли и распилили на три части для переправки в Швецию, поэтому сейчас над воротами висит копия.

 

Освенцим

 

Весь комплекс построек (в прошлом это были австрийские казармы) огораживался проволкой под напряжением.

Освенцим

 

Освенцим

Ни о каком подкопе и речи не могло идти, так как подойти к ограждению ближе, чем стоит эта надпись (в правом нижнем углу) было невозможно - расстрел. Для многих это становилось спасением и самой "легкой" смертью, из всего, что готовил им Аушвиц. На лагерном жаргоне это называлось "пойти на проволоку".

Освенцим

 

В этих казармах люди работали и жили. Некоторые были приписаны к каким-то немецким фабрикам и мануфактурам, кто-то был задействован в строительстве новых бараков, большинство же сразу умерщвлялось.
На картинке видно построение, какое происходило по несколько раз на дню. Даже если человек был при смерти или ранен, ему надо было там присутствовать - иначе бы "вырезался" весь блок -его друзья и соседи.

 

Освенцим

 

Вот так выглядит эта "аллея" сегодня

Освенцим

 

 

В дни, когда было холодно или шел дождь, капо (надзиратель) прятался в этой будке

 

Освенцим

 

Широко известен оркестр, который играл в Освенциме.  Это было одновременно и издевательством над узниками и одновременно их последней светлой нотой. Идея пришла в голову Мандель. Отправляя сотни людей в газовые камеры, она приказывала оркестрантам играть мадам Баттерфляй. также исполнялся модный фокстрот, автором которого был, кстати, американец-еврей и полька-улыбка, полные жизни цыганские песни.

 

"...сладко о смерти играть нам велит смерть маэстро немецкий

скрипки мрачнея чтоб голос ваш дымом густым воспарил,

тогда в облаках обретешь ты могилу там где не тесно...".

 

 

 

Стоял он ровно напротив этой стенки.

Освенцим

 

Сегодня во многих из этих красных кирпичных зданий находятся музеи и временные экспозиции. Фотографировать в них запрещено, но иногда гид все-таки нам разрешала.

В первом зале мы увидели эту надпись: "The one, who doesn't remember history is bound to live through it again". (Тот, кто не помнит своего прошлого, обречен на то, чтобы пережить его вновь).
Трагедия коснулась не только евреев - среди узников концлагеря были советские военнопленные, цыгане, поляки, геи, реже немецкие преступники). На огромной карте мира отходили в разные концы стрелки, в те страны, жители которых пострадали от фашизма.

Мы проходили из одного зала в другой и с каждым разом ноги подкашивались все сильнее. Кучами за витринами лежали детские игрушки, очки, костыли, посуда заключенных. Женщины верили, что их увозят на новое место, где они еще будут что-то готовить, поэтому они брали с собой куханную утварь. которая никогда больше им не пригодится. Горами за стеклом лежали подписанные чемоданы. Сразу после того, как приходил поезд с новыми узниками их вели на медицинский осмотр(об этом позже), а специальные бригады начинали сортировку вещей. Это называлось на жаргоне концлагеря "канада". для польских евреев это, опять же, было издевательством. Многие из них мигрировали в Канаду и отправляли оттуда подарки своим родственникам в Польшу. поэтому при виде посылки те радостно кричали: "Канада!!". ну и вообще, это было символом благополучия.

В одном из залов за витриной в несколько десятков метров лежали женские волосы. их состригали с женщин перед тем, как отправить в газовые камеры. Из них делалась ткань (в музее есть образцы), набивались матрасы. Экскурсовод сказала, что в подвале нашли 7 тонн, из них 2 - за этой витриной.
Я часто слышу, от своих сверстников (нигилистов или просто придурков), что холокоста не было. и жертв не было. немцы жгли архивы, взрывали бараки, уничтожали информацию. но неужели по этому кадру непонятно, что все это действительно было. какие могут быть сомнения?

Освенцим

 

 

Также в музее до сих пор хранятся банки, в которых привозили Циклон Б - твердые гранулы, которые превращались в удушающий газ. Зачем фашистам нужны были тысячи тысяч этих банок, если не было ни машины смерти, ни этого ада на Земле???

 

Некоторые помещения остались нетронутыми.

Освенцим

 

Освенцим

 

Людям никогда не говорили, что их ведут в крематорий. все маскировалось под банальный душ. Здесь они оставляли свои вещи и шли в душевую. Что было дальше, вы и сами догадывались.

 

Освенцим

Осуществляло саму операцию сжигания подразделение зондер команда. раньше, когда я это слышала, представляла себе озверевших фашистов. но эти люди были тоже заключенными. чтобы они не болтали лишнего раз в несколько месяцев всю группу (около 300 человек) уничтожали. О том, что происходило в крематориях, можно судить по тем письмам, которые они закопали в бутылках за несколько дней до конца войны, когда их расстреляли.

Стена смерти. она была сделана из мягкого материала, чтобы не рикошетили пули.

 

Освенцим

 

Иногда людей расстреливали прямо напротив первой попавшейся стены, иногда вешали.

Освенцим

 

Все, что мы увидели в Аушвиц I было маленькой долей того кошмара, который царил в Биркенау.

 

 

 

Освенцим

 

Тут проволоки было в несколько раз больше, она трещала и светилась в темноте под напряжением. В Аушвице I кошмар был хотя бы как-то завуалирован (за счет маленького пространства, кирпичных, похожих на жилые домики и аллей), здесь же было просто страшно. Бесконечное пространство, застроенное бараками.

Освенцим

 

В бараках жило по несколько сотен человек. Даже в середине апреля мне там было прохладно. Посередине барака была огромная труба, по которой шел дым из печи, который должен был хоть как-то отапливать помещение. На самом деле толку от нее было очень мало. иногда на ней грелись те, кто уже не мог доползти до койки.
Особо истощенных в лагере называли мусульманами, потому что иногда они падали лицом вперед навзничь, как мусульмане, когда они молятся

 

Освенцим

 

А так барак выглядел в тот момент, когда в лагерь пришли советские освободители.

Освенцим

 

Вообще, лагерный язык был богат жаргоном. Например, создать себе более выгодные условия, подобраться к кастрюле с похлебкой или достать новые ботинки называлось "организовать".  Это была отдельная система. экономическая, политическая. Были зажиточные - те, кто стоял на раздаче. работал на кухне или на канаде.  В тот момент я в первый раз задумалась над тем, каково это было - делить с сотней человек тот мизер, который доставался. Например, еду. Когда ты сам умираешь с голоду. Лишняя ложка, которую съедаешь ты, необходима кому-то другому. И выживали не только физически сильные люди, но и самые хитрые, коммуникабельные, даже пронырливые. бороться нужно было не только с высшей властью, но и в коллективе.

Выживали немногие. В одной из построек в первой части экскурсии мы видели сотни фотокарточек заключенных, с подписью, когда кто приехал и когда погиб. для женщин в среднем срок составлял несколько месяцев. для мужчин, бывало, год - полтора. чем старше было лицо, тем меньше шансов.

 

 

Туалет в одном из бараков. Точно в таком же прятались дети от фашистов, которые уводили их в газовые камеры в фильме "Список Шиндлера". Освенцим

 

 

Мы вышли из бараков и пошли по дороге "смерти". Как правило, обратно никто уже не возвращался.  Она проходила вдоль рельсов, по которым в лагерь въезжали поезда с заключенными. Она находилась прямо между двумя секторами, огороженными железной проволкой. Заключенные, которых вели прямо в крематории, не догадывались о том, что их ждет. а те, кто были по ту сторону проволоки - измученные голодом и работой даже не делали попыток предупредить - смысла в этом уже не было. Я спросила у экскурсовода - за всю историю концлагеря бунтов практически не было. кроме последнего, когда зондер команда подорвала главный крематорий Аушвиц II.

Освенцим

 

 

В таких вагонах без окон, душных летом и невыносимо холодных зимой привозили заключенных. И если неевреев сортировали, отбирая работоспособных, то евреев отправляли на смерть сразу. Начиная с определенного периода (боюсь ошибиться), фашисты даже перестали вести учет того, сколько человек они уничтожили.

 

Освенцим

 

Вот все, что осталось от подорванного крематория.

 

Освенцим

 

Честно говоря, мне очень сложно придумать какое-то достойное завершение для этого поста. Я видела сотни туристов со всего света, которые пришли из любопытства, а ушли с тяжестью осознания чего-то важного и глобального. для каждого человека. любой национальности и вероисповедания.

 

Освенцим

 

 

Освенцим

 

 

Медаль
Тэги: Польша ,
6 голосов | Комментарии Оставить комментарий
Анатоль аватар
Анатоль (Пт, 28.05.2010 - 19:29)

 Мне эта тема очень близка. 

Совсем недавно, в марте, закончил роман, посвященный моему деду, который прошел три концлагеря: Маутхаузен, Заксенхаузен и Эбензее. Очень много пришлось прочесть на эту тему, в основном - на немецких сайтах. 

Знаю, что Аушвиц был одним из самых страшных лагерей, просто место для уничтожения людей, а не какое-то там предприятие, где работали узники, как в Эбензее и Заксенхаузене.

У меня есть теперь желание проехаться на машине по тем местам, в которых злой волей судьбы побывал мой дед.

sputnik1972 аватар
sputnik1972 (Пт, 28.05.2010 - 20:01)

Я когда-то еще во времена ГДР побывал в Бухенвальде, очень похожие были тяжелые впечатления, просто не укладывается в голове, что такое было возможно, однако было. Хорошие люди немцы. Люблю их, но ведь создали эту адскую машину уничтожения себе подобных. И к сожалению, нелюди существуют и в наше время. Ну как понять человеческую природу?

mint_touch аватар
mint_touch (Пт, 28.05.2010 - 20:20)

sputnik1972 написал(а):

Я когда-то еще во времена ГДР побывал в Бухенвальде, очень похожие были тяжелые впечатления, просто не укладывается в голове, что такое было возможно, однако было. Хорошие люди немцы. Люблю их, но ведь создали эту адскую машину уничтожения себе подобных. И к сожалению, нелюди существуют и в наше время. Ну как понять человеческую природу?

 

 

я специально старалась не упоминать "немец". у меня это совсем не ассоциируется с Германией, вернее стараюсь не ассоциировать. Это могло произойти, мне кажется, с любой страной, где бы появился такой диктатор и находящейся в таком же плачевном состоянии после первой Мировой.

Меня очень интересовал вопрос, как же вели себя немцы, что это были за люди, которые там работали. (я не говорю про Менгеле и других извращенцев, просто обычные люди, которых туда приписали). Экскурсовод сказала, что они ходили всегда пьяные. Надо было слышать, КАК она это сказала - я прямо очень отчетливо себе представила, что творилось у них в душе, что они не могли там находиться в трезвом рассудке.

 

mint_touch аватар
mint_touch (Пт, 28.05.2010 - 20:23)

Анатоль написал(а):


У меня есть теперь желание проехаться на машине по тем местам, в которых злой волей судьбы побывал мой дед.

Поздравляю Вас с завершением такой важной работы! я тоже записала то, что рассказала бабушка по поводу своей молодости в оккупации и истории моей семьи в целом в военное время. Ее братьев угнали в лагеря в Белоруссии. думала об этом все время, пока там находилась.

 

Теперь думаю, как это оформить. роман, конечно, мне не под силу, но может быть сделаю это в виде статей в блоге.

Иваноff аватар
Иваноff (Пт, 28.05.2010 - 20:45)

 Не пришел бы я в такое место из любопытства. Спасибо за пост.

Светлая лошадка аватар
Светлая лошадка (Пт, 28.05.2010 - 21:11)

Весь день обходила этот пост, но сейчас решила глянуть хотя бы на комментарии.  Очень понимаю Спутника - так же задумываюсь о природе человека. Но... не в обиду автору и Анатолю, считаю, что подобные темы надо закрыть для широкой аудитории даже в художественном варианте.  Хватит плакать. То, что нужно познать как урок, пусть остаётся в документах. Так думала даже в молодости: у нас вГДР в части периодически устраивали экскурсии в Заксенхаузен, ни разу не поехала. Подобные места скорби, конечно, должны быть в порядке, как кладбища, и доступны для родных,  но не более того. Сейчас меня, например, больше волнует проблема беспризорных и вообще несчастных детей. Им реально больно и нужна помощь. Понимаю чувства тех, чьи родственники вынесли адовы муки, но...  нельзя жить среди ужасов прошлого, это разрушает личность, а кого-то даже озлобляет и зовёт к мести и т. п. Кого-то отвлекает от современных проблем.  А детям вообще противопоказано знать подобное. Помню, как меня десятилетнюю потрясло знание о спартанском воспитании - выбраковывали слабых. Болела! Простите.

mint_touch аватар
mint_touch (Пт, 28.05.2010 - 21:19)

Светлая лошадка написал(а):

Весь день обходила этот пост, но сейчас решила глянуть хотя бы на комментарии.

 

Большое спасибо за такой откровенный комментарий. Я поэтому и написала в самом начале предупреждение, что информация будет тяжелой.

а еще в самой статье есть цитата "кто не помнит своего прошлого обречен повторить его вновь". так вот поэтому и написала - мне и кажется, что надо это знать. чтобы не повторять.

 

а насчет детей полностью с вами согласна. это основная сфера моей деятельности и то, чем я планирую заниматься всю жизнь. Надеюсь, так и получится... только мне кажется, данные вещи никак друг другу не противоречат.

Анатоль аватар
Анатоль (Пт, 28.05.2010 - 21:48)

 Согласно вашей логике, Светлая лошадка, тогда надо закрыть вообще все темы, связанные с той войной. Изьять из проката фильмы о ней, запретить, например, показывать 3-ю часть "Утомленные солнцем" и тд.

Вы бы еще сказали: запретить упоминание о Холокосте. Представляете, что вам напишут в ответ? :) 

Светлая лошадка аватар
Светлая лошадка (Пт, 28.05.2010 - 21:55)

Такими я и видела контр-аргументы. Ну кто это может забыть, услышав однажды? Все помним без напоминания. А есть ещё ужасы голодомора, например.... И сколько всего такого в истории! И чем больше живёшь, тем ближе прошлые века! Сейчас мне кажется, что и Иван Грозный - совсем недавно!

 

У меня мама девчонкой была финансовым агентом. Рассказывала, придёшь пешком в хутор лесом, а там пятеро ребятишек опухших от голода, а ты с матери требуешь выкупить облигации или ещё чего там. Вот вспомнила благодаря Вам, кстати. А если каждый день вспоминать что-то подобное из истории, такие жалостливые, как я, просто загнутся, а толстокожим... сами знаете.

 

Спасибо Вам за работу с детьми, сейчас мало увлечённых. Бог в помощь. Да, ученикам старших классов уже можно  давать подобную информацию на уроках - чтобы помнили.

Жажда аватар
Жажда (Пт, 28.05.2010 - 21:57)

"...А детям вообще противопоказано знать подобное..." ???????????????

А как же : Памяти павших будьте достойны! ... 
Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!
(Р.Рождественский)
Вас  музей-кладбище"....отвлекает от современных проблем..."???????

Как только новый правитель начинает реформы в армиии - жди новой войны. 

Это не просто наше прошлое...

 

Светлая лошадка аватар
Светлая лошадка (Пт, 28.05.2010 - 22:13)

Анатоль, закрыть-не закрыть, но убавить надо бы. И чиновники многие прячут свои огрехи за заботой о ветеранах. Тут проявил себя показательно - и уже хороший. Сложная тема. Очень многие сейчас эксплуатируют саму войну... У меня дядья погибли на войне или мало пожили после участия в ней, а один (муж тёти, уже покойные оба) не воевал, но "Запорожец" к какому-то юбилею выхлопотал. Ездить не научился, машина так и сгнила в сарае. А ведь очень хороший был человек по отношению к родне, соседям, коллегам...

Irma аватар
Irma (Пт, 28.05.2010 - 22:36)

ну не знаю... я считаю, это забывать нельзя никогда- ни нам, детям тех детей, что попали в это время, и ни нашим сытым детям, ни их отпрыскам..иначе - вот она, свастика, вот он, расизм, нацизм и пр-пр-пр...

а иначе возникает недоумение молодежи- чего такого пережили те, кого сейчас награждают квартирами и машинами...

беречь свою психику..

страшнее переживать то, что мои дети могут стать нелюдями, а не страхи прошлого, так я думаю..

Грустная и страшная тема, но - ее помнят и берегут память.

и хорошо. 

Сообщение отредактировано 28.05.2010 - 22:37
mint_touch аватар
mint_touch (Пт, 28.05.2010 - 22:44)

Irma написал(а):

а иначе возникает недоумение молодежи- чего такого пережили те, кого сейчас награждают квартирами и машинами...

беречь свою психику..

вот это точно сказано. мы были с ребенком одним на параде, я ему что-то рассказывала о войне, объясняла про то, почему у ветеранов много медалей. а он мне ответил "Да мне все равно, я их об этом не просил". От этих слов очень тяжело стало.

Анатоль аватар
Анатоль (Пт, 28.05.2010 - 22:53)

 И добавлю еще в тему: вот сейчас, быстро, навскидку - вспомните, какой вы знаете роман, посвященный немецким концлагерям? Читали что-то подобное? Только без Гугла и прочих инетных поисков.  

Irma аватар
Irma (Пт, 28.05.2010 - 22:56)

 

про генерала Карбышева...по-моему-"Когда крепости не сдаются" 

и еще- помню свое детское потрясение от фильма "Помни имя свое".. ...не забыть..

и еще- я была маленькой, был фильм-- я его никогда больше не видела- как малышей из концлагерей увозиили в рабство в Германию, и как наша делегация отыскивала и их, как-то забирала и возвращала родным..там малышка была тех моих крошечных лет, уже почти не помнившая русского языка, ее мама смогла "разговорить" ее при помощи старого плюшевого мишки-любимца девочки.. 

 

Кстати, девочка была Ира, а в Германии ее звали Ирма, 

моя мама сейчас утонула в воспоминаниях об этом потрясающем фильме, снятом по одноименной пьесе...

Сообщение отредактировано 28.05.2010 - 23:05
Os-a аватар
Os-a (Пт, 28.05.2010 - 23:01)

И я скажу спасибо автору. Туризм - он разный, и в разных целях люди едут и путешествуют по миру. И посещать объекты, подобные таким страшным местам - тоже надо. Да, такие экскурсии нельзя назвать отдыхом и развлечением, но с целью отдать памяти тем, кто пострадал от фашизма и тем, кто освободил мир от фашизма - побывать в таких музеях я бы рекомендовала и взрослым и детям.

 

Мы сами с родителями были в Хатыни - незабываемое зрелище. Остовы печных труб на месте большой деревни..

 

В прошлом году, совершенно случайно попали в центре белорусского города Могилева на огороженную территорию, где размещался городской концлагерь. Не пожалели, что прошлись по такому месту. Еще раз глубже понимаешь, что такое фашизм. Хотя, да, на психику очень давит. И, возможно, если бы у нас в роду были евреи или родственники, прошедшие концлагеря, у меня была бы какая-то другая точка зрения, уже с национальным или семейным подтекстом. На многие вещи смотришь по-другому, когда они имеют отношение к твоему роду и племени.

Но в данном случае - для меня концлагеря это символы всеобщего горя, смерти, страха.

 

Спасибо за ваш рассказ и фото.

Сообщение отредактировано 28.05.2010 - 23:01
Os-a аватар
Os-a (Пт, 28.05.2010 - 23:08)

Анатоль,  к слову о романах - почитайте (если не читали) Хорхе Семпруна "Долгий путь" и другие его вещи... Очень сильно.

 

Не знаю, уж, сколько книг в мире, посвященных целиком концлагерям, но я например помню отдельные сюжетные линии в разных романах, посвященные пребыванию героев в концлагерях, или тем дорогам, по которым их везли в концлагеря. В литература эта тема не обойдена, и лагерный быт и нравы в самых мелких подробностях приводится...

Светлая лошадка аватар
Светлая лошадка (Сб, 29.05.2010 - 00:58)

Наверное, я плохо изложила точку зрения. О войне и её ужасах надо говорить на уроках истории, и не раньше определённого возраста. И не надо особой наглядности. Может быть, потому, что слишком жалостлива,  я и говорю: хватит негатива.  Ещё в восьмилетке написала, помню, сочинение на вольную тему - придумала встречу в поезде двух бывших узниц. Сочинение так понравилось, что его отправили в райцентр и дали мне премию... А  квартиры-машины  пусть дают, и лучше лишним, чем...

 

Об увезённых в Германию в рабство  всегда читала со слезами, а пожив на Западной Украине, узнала много странного. Со мной в библиотеке работала женщина из Восточной Украины - из таких. Её увезли, но, к слову о немцах, хозяева попались добрые - кормили хорошо, давали выходные. Стало хуже, когда убили их сына в России - вымещали на работнице зло за брата дочери хозяев, и то родители ругали их - чем, мол, она-то виновата.  Когда кончилась война, радовались освобождению, но...  в поезде началось страшное. Свои солдаты надругались, обзывая грязно - с чего, мол, ты такая холёная...

 

А "Предстояние" смотреть не буду, потому что, по отзывам, там как раз много наглядности.

 

 

Сообщение отредактировано 29.05.2010 - 01:04
мамАня аватар
мамАня (Сб, 29.05.2010 - 01:35)

Светлая лошадка написал(а):

Наверное, я плохо изложила точку зрения. О войне и её ужасах надо говорить на уроках истории, и не раньше определённого возраста. И не надо особой наглядности. Может быть, потому, что слишком жалостлива,  я и говорю: хватит негатива. 

 

Удивительно, но я наверно тоже с этим соглашусь. Моя дочка читала во втором кажется классе "Васька Трубачева". Сперва с интересом и удоволствием, потом после гибели детей настороженно, а потом и совсем забросила. После этого любую новую книгу она встречала словами "Это не про войну? Я не буду про войну читать!" Сейчас она в 7-м. Но до сих пор я чувствую, как она напрягается при воспоминаниях о войне, как старает оградиться от этого ужаса. Хотя любит фантастику и ужастики, но это сказки - она понимает, а война - это реалия.

Пару лет назад мы ездили с классом в Венгрию и на обратном пути нам предложили экскурсию в Освенцем. Мои родители много рассказывали о посещении этого места. Мне взрослому человеку было даже страшно представить, что я пойду туда. Почти все родители отказались. Сказали, что такие места надо посещать вместе с ребенком. И надо признать, что посещение еврейского гетто в Кракове произвело на детей сильное впечатление. Конечно меньшее чем концлагерь, но все таки это было познавательно.

Вы молодцы, что нашли в себе силы посетить такое. Это не посто дань памяти погибшим, это низкий им поклон.

 

Светлая лошадка написал(а):

Об увезённых в Германию в рабство  всегда читала со слезами, а пожив на Западной Украине, узнала много странного. Со мной в библиотеке работала женщина из Восточной Украины - из таких. Её увезли, но, к слову о немцах, хозяева попались добрые - кормили хорошо, давали выходные. Стало хуже, когда убили их сына в России - вымещали на работнице зло за брата дочери хозяев, и то родители ругали их - чем, мол, она-то виновата.  Когда кончилась война, радовались освобождению, но...  в поезде началось страшное. Свои солдаты надругались, обзывая грязно - с чего, мол, ты такая холёная...

 

 

На Украине многие такие истории рассказывают. Моя квартирная хозяйка была в подобной ситуации. От изнасилования спасло только то, что командир пришел.

Светлая лошадка аватар
Светлая лошадка (Сб, 29.05.2010 - 09:01)

Вы не поверите, но я думала, что обидеться на мои суждения могут как раз питерцы - с блокадой натерпелись, и камни там вопиют. Но Вы, Оля, такая золотая, что ком к горлу.

Lnphoto аватар
Lnphoto (Сб, 29.05.2010 - 09:36)

страшная тема. . сыну буду рассказывать и бабушку подключу. она помнит эвакуацию. они были дети майора, жили на Украине. Если бы не вывезли- расстрел

Irma аватар
Irma (Сб, 29.05.2010 - 21:18)

мои родители снимали комнату у бабы Фени. я как-то об этом уже писала- она после войны вырастила сына- он ей "в наследство" достался от немецких офицеров- даже не знала-от кого, столько их к ней вломилось... 

а давать детям историю и память о страшном- надо. Но с умом, конечно. Никто и не призывает везти детей малых в концлагеря, а вот подросток- обязательно, чтоб не было потом идиотски-циничных вопросов-ответов...

vibas аватар
vibas (Сб, 29.05.2010 - 21:23)

Пронзительный репортаж! Просто нет слов! Спасибо!

Ершов Максим аватар
Ершов Максим (Пнд, 26.07.2010 - 23:45)

  Освенцим

 

Сообщение отредактировано 27.07.2010 - 01:01
Ершов Максим аватар
Ершов Максим (Пт, 31.03.2017 - 22:36)

 Освенцим

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
X
Укажите Ваше имя на сайте TourBlogger.ru
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка...