От июня до мая...

Дети проснулись под утро. Душная жаркая ночь нехотя уступала место приветливому летнему дню. Ленивое солнце еще не выбралось из-за горизонта, видимо, думая, что достаточно будет того, что оно уже хорошо осветило окружающий малоэтажный городской пейзаж. Дети проснулись от медленного, монотонного, но постоянно нарастающего гула. Пятилетний Боря и его одинадцатилетний брат Виталик, протирая спросоньи глаза, вышли на балкон, посмотреть, не увидят ли они причину странного звука.

Немного покосившийся балкон их маленькой квартиры на третьем этаже старого кирпичного дома в центре приграничных Черновцов, казалось, тоже еще спал, и был весьма удивлен появлению детей в столь необычное время. 
 
За детьми, озабоченно запахивая халат, вышла их мать, перед этим проведавшая двухмесячную Маю, - та мирно спала в своей кроватке.
 
Боря и Виталик, задрав головы удивленно смотрели на небо. Такого они не видели никогда.
 
Небо было необычно темным. Это оно издавало странный низкий гул, который теперь сделался ровным и громким. Но еще более необычным было то, что небо медленно ползло. Казалось, оно наползало на детей, на балкон, на Черновцы, и медленно уползало за крышу их дома - туда, где скоро должно было встать солнце.
 
По небу, закрывая его полностью от запада до востока, плотным ровным строем летели черные самолеты.
 
На балкон вышел отец - лейтенант Красной Армии - и озабоченно, но без удивления посмотрел на небо.
 
- Это война, - сказал он.
 
Где-то в глубине квартиры зазвонил телефон.  Отец ушел и взял трубку. Его срочно куда-то вызвали.
 
- Никуда не уезжайте. Я скоро приеду и вас заберу, - сказал он матери.
 
В следующий раз они получили от него письмо, что он жив и воюет, только через два года.
 
...
 
Поезд медленно полз сквозь бескрайние украинские поля. Он словно не ехал по рельсам, а прокладывал сам себе дорогу, и потому не мог скорее. Они ехали в эвакуацию - Боря, Виталик, двухмесячная Мая на руках у мамы и их восьмидесятилетняя бабушка. Поезд был набит битком.
Люди ехали с серьезным выражением лиц и почти не разговаривали. Они смотрели в окна, где, нарушая геометрию полей, вдалеке виднелся лес. Если бы не равномерный стук колес, была бы полная тишина.
 
Вдруг в эту тишину неспешно, но властно ворвался уже знакомый гул. Только теперь он не был ровным и постепенным. Он был дискретным - иногда надрывающимся, иногда быстро исчезающим, потом снова приближающимся. Когда гул приближался, к нему добавлялся сильный упорядоченный стук. За стуком следовал резкий свист, а за свистом - звук пробиваемого металла, дерева, земли - пробиваемого всего, что было на пути.
 
Это был авиационный налет.
 
Поезд встал. Молчавшие до этого люди, будто ожили, и, схватив кто что мог ринулись из поезда. Они бежали через поле к лесу. Их косили пулеметные очереди с постоянно возращающихся самолетов. Пятилетний Боря смотрел из-под маминой руки.
 
- Мы никуда не побежим, - сказала мама, - иначе все равно потеряемся. Если уж умрем, то все вместе...
Возможно, это решение спасло им всем жизнь.
 
Многие люди добежали до леса. Большинство - нет.
 
Налет закончился. Поезд дал протяжный гудок и нехотя тронулся с места. Он никого не ждал - ни живых, ни мертвых. Кто-то остался в поле, кто-то в лесу...
 
...
Мост горел. В ночи он сиял неестественным оранжевым светом. Дети завороженно наблюдали это зрелище. Это был мост, по которому должен был проехать их поезд... Они оставили все свои вещи, и сели в лодку...
 
У лодочника было доброе морщинистое и загорелое лицо. Он хитро улыбался детям, пока греб к другому берегу. В воде причудиво отражался огонь.
 
...
Они ехали все дальше и дальше на восток. Прочь от линии фронта. 
 
Мая заболела воспалением легких. В сентябре сорок первого она умерла.
 
... 
Осеннее солнце печально освещало сжатые нивы. Поезд остановлся. У паровоза закончилась вода, и он, отцепившись от состава, уехал. Мальчишки, веселясь, ходили по рельсам. Окрестный пейзаж - желтый и теплый - казалось, одобрительно кивал им. 
 
Знакомый гул теперь не был таким внезапным. Они уже успели привыкнуть к нему. Но от этого он не стал менее угрожающим и ужасным. Они попадали лицом в траву. Позвоночник чувствовал этот далекий стук. Он чувствовал этот неизбежный свист. Кого-то этот свист точно найдет. Может, тебя...
    
Налет закончился. Паровоз приехал. Состав поехал дальше... Оставляя тех, кого нашел свист...
 
...
- Доченка, просыпайся! 
 
Девятилетняя Эля совсем не хотела просыпаться. Она натягивала на себя одеяло и отворачивалась к стене, но мама настойчиво трясла ее за плечо.
 
- Мама, ну дай мне еще поспать!
 
За годы эвакуации они сменили бессчетное количество мест жительства. Так казалось Эле. Теперь она заслужила хоть немного поспать!
 
- Доченька, просыпайся! ВОЙНА ЗАКОНЧИЛАСЬ!!!
 
По коридорам общежития бежали люди. Они выбегали на улицы и заполняли их собой. Мужчины и женщины разных возрастов и национальностей сливались в едином потоке, который провозглашал одно:
 
- Война закончилась!
 
Потом был салют. Он был, впрочем, не так уж и нужен. И без него люди обнимались и целовались. Они пережили это...
 
От "Это война!" до "Война закончилась!" прошло почти четыре года... 
 
Пятилетний Боря и девятилетняя Эля - это мои папа и мама. Записано с их слов.
 
 
Медаль
Готов к критике!
Тэги: Россия ,
14 голосов | Комментарии Оставить комментарий
BUCH аватар
BUCH (Пнд, 09.05.2011 - 22:50)

Да... тяжёлые воспоминания...

А у меня мама провела своё детство в оккупации. Семья была многодетной. Два старших сына воевали командирами Советской армии. За это деда хотели расстрелять, но у него ещё пятеро детей было, которых нужно было кормить. Младший Павлик - седьмой ребёнок родился в 41 году, когда бабушке было уже 45 лет. По селу собрали подписи в защиту. Деда уважали: он единственный в селе был грамотным и закончил церковно-приходскую школу. Удивительно, но деда отпустили после ходатайства односельчан. В селе Алексеевка "стояли" румыны. Мама рассказывала, что расстрелов жителей у них в селе не было. И в Германию не угоняли. Повезло. Но было очень голодно. Дед сапожничал, толкли жёлуди пополам с рожью и пекли лепёшки. Потом, когда наши прорвали Миус-фронт и освободили село, ещё один 15-летний сын ушёл вместе с ними воевать. Стали приходить продовольственные посылки от старших сыновей. Выжили.

Иваноff аватар
Иваноff (Пнд, 09.05.2011 - 22:46)

Хорошо написал, личностно, это трогает. В нашей семье отчим воевал, у него очень непубличное отношение к Дню Победы, пышные праздненства он напрочь отвергает, вот и мы сегодня выпили тихо, не чокаясь, помянули погибших...

vibas аватар
vibas (Пнд, 09.05.2011 - 22:52)

Иваноff написал(а):

Хорошо написал, личностно, это трогает. В нашей семье отчим воевал, у него очень непубличное отношение к Дню Победы, пышные праздненства он напрочь отвергает, вот и мы сегодня выпили тихо, не чокаясь, помянули погибших...

 

Спасибо, Олег! Просто записал, что папа и мама рассказали... Думаю, это нужно...

Мы тоже выпили, не чокаясь...  

А пышные праздненства тут не при чем...

Кстати, никогда не видел, чтобы мой дед плакал. Кроме как на 9 мая.

 

vibas аватар
vibas (Пнд, 09.05.2011 - 23:03)

BUCH написал(а):

Да... тяжёлые воспоминания...

А у меня мама провела своё детство в оккупации. Семья была многодетной. Два старших сына воевали командирами Советской армии. За это деда хотели расстрелять, но у него ещё пятеро детей было, которых нужно было кормить. Младший Павлик - седьмой ребёнок родился в 41 году, когда бабушке было уже 45 лет. По селу собрали подписи в защиту. Деда уважали: он единственный в селе был грамотным и закончил церковно-приходскую школу. Удивительно, но деда отпустили после ходатайства односельчан. В селе Алексеевка "стояли" румыны. Мама рассказывала, что расстрелов жителей у них в селе не было. И в Германию не угоняли. Повезло. Но было очень голодно. Дед сапожничал, толкли жёлуди пополам с рожью и пекли лепёшки. Потом, когда наши прорвали Миус-фронт и освободили село, ещё один 15-летний сын ушёл вместе с ними воевать. Стали приходить продовольственные посылки от старших сыновей. Выжили.

 

Рита

да, у каждого своя история... 

На Черновцы тоже румыны наступали...

abashkir аватар
abashkir (Пнд, 09.05.2011 - 23:08)

Мой дед воевал врачем на подводной лодке, под Ленинградом, он умер, когда мне было 10 лет, он очень переживал, что я не запомню его, но не любил рассказывать про войну...

BUCH аватар
BUCH (Пнд, 09.05.2011 - 23:11)

Витя, да, уверена, что у каждого в семье в нашей стране есть своя история... И нужно эти истории записывать для своих детей и внуков, если люди в состоянии погружаться в эти жуткие воспоминания и об этом рассказывать. Спасибо, что поделился. Поезд под бомбёжкой - это очень страшно, но и дом тоже. "Сохрани и помилуй!" как говорила  моя мама.

vibas аватар
vibas (Пнд, 09.05.2011 - 23:45)

BUCH написал(а):

Витя, да, уверена, что у каждого в семье в нашей стране есть своя история... И нужно эти истории записывать для своих детей и внуков, если люди в состоянии погружаться в эти жуткие воспоминания и об этом рассказывать. Спасибо, что поделился. Поезд под бомбёжкой - это очень страшно, но и дом тоже. "Сохрани и помилуй!" как говорила  моя мама.

 

Да, я вот поэтому и решил записать... 

 

Mikha аватар
Mikha (Втр, 10.05.2011 - 00:35)

Надо записывать, пока живы те, кто помнит. В свое время очень постарались, чтобы не публиковать солдатские письма. Не знаю, сохранились ли.

Flash аватар
Flash (Втр, 10.05.2011 - 06:06)

Спасибо, Витя, за эту историю! Отрадно видеть, что еще есть много людей, которые адекватно, чутко, проникновенно, с пониманием, болью и великим уважением относятся к нашей истории и к нашим героям. Ведь Ваши родители тоже герои: они ВЫЖИЛИ! И дали жизнь Вам... 

schabur аватар

Спасибо! Слушая, читая такие воспоминания, ловишь себя на мысли: не один даже самый гениальный драматург или писатель не сможет написать подобные сценарии. Про людское горе, тяжесть испытаний. Про человеческую усталость, мужество и невероятную жажду жизни. В общем про войну. 

NataliZ аватар
NataliZ (Втр, 10.05.2011 - 10:07)

Виктор, очень трогательно написано! Долгих лет жизни Вашим родителям! 

Каждая такая история уникальна, а объединяет их все одно - одна общая война, горечь потерь, радость возвращения родных с фронта и одна на всех ПОБЕДА! С праздником всех нас! 

Os-a аватар
Os-a (Втр, 10.05.2011 - 10:15)

Оставила на сегодня. Вчера к вечеру уже не было сил вчитываться, столько за день пересмотрено и наслушано... Спасибо, за еще одну победную историю. Нет ни одной семьи, кого бы не коснулась война... Но захотят ли потомки об этом помнить?

Надеюсь, ваши с Аней дети когда-нибудь также расскажут своим детям о Боре и Эли, об "Это война" до "Конец войне".

vibas аватар
vibas (Втр, 10.05.2011 - 11:26)

Mikha написал(а):

Надо записывать, пока живы те, кто помнит. В свое время очень постарались, чтобы не публиковать солдатские письма. Не знаю, сохранились ли.

 

Михаил, да, вот я и решил записать...

vibas аватар
vibas (Втр, 10.05.2011 - 11:26)

Flash написал(а):

Спасибо, Витя, за эту историю! Отрадно видеть, что еще есть много людей, которые адекватно, чутко, проникновенно, с пониманием, болью и великим уважением относятся к нашей истории и к нашим героям. Ведь Ваши родители тоже герои: они ВЫЖИЛИ! И дали жизнь Вам... 

 

Спасибо! Да, пережить такое - тоже подвиг! 

vibas аватар
vibas (Втр, 10.05.2011 - 11:27)

schabur написал(а):

Спасибо! Слушая, читая такие воспоминания, ловишь себя на мысли: не один даже самый гениальный драматург или писатель не сможет написать подобные сценарии. Про людское горе, тяжесть испытаний. Про человеческую усталость, мужество и невероятную жажду жизни. В общем про войну. 

 

Спасибо! это точно!

vibas аватар
vibas (Втр, 10.05.2011 - 11:29)

NataliZ написал(а):

Виктор, очень трогательно написано! Долгих лет жизни Вашим родителям! 

Каждая такая история уникальна, а объединяет их все одно - одна общая война, горечь потерь, радость возвращения родных с фронта и одна на всех ПОБЕДА! С праздником всех нас! 

 

NataliZ, большое спасибо!

vibas аватар
vibas (Втр, 10.05.2011 - 11:29)

Os-a написал(а):

Оставила на сегодня. Вчера к вечеру уже не было сил вчитываться, столько за день пересмотрено и наслушано... Спасибо, за еще одну победную историю. Нет ни одной семьи, кого бы не коснулась война... Но захотят ли потомки об этом помнить?

Надеюсь, ваши с Аней дети когда-нибудь также расскажут своим детям о Боре и Эли, об "Это война" до "Конец войне".

 

Оля, спасибо! тоже на это надеюсь!

ORISHA аватар
ORISHA (Втр, 10.05.2011 - 11:42)

Виктор, спасибо за рассказ! Война принесла горе во все семьи, и те, что были недалеко от линии фронта, и те, что находились в глубоком тылу, всем было несладко.  Ни мы, ни наши дети не должны это забывать! Вечная память!

vibas аватар
vibas (Втр, 10.05.2011 - 11:57)

Ирина, спасибо! Да!

irezine аватар
irezine (Втр, 10.05.2011 - 12:44)

Замечательно, что родители рассказывали об этом своим детям. И спасибо, что поделился с нами.  У меня бабушка с маленькой мамой прожили несколько лет в оккупации под Киевом. Тоже много чего рассказывали. Иной раз думаешь, как человек способен пережить такие испытания... А ведь переживали... И выживали. Не дай Бог никому никогда.

vibas аватар
vibas (Втр, 10.05.2011 - 12:50)

Ирина, спасибо!

Да, а мои вот родители в оккупации не бывали, но тоже вон сколько всего пережили...

Rainbow_iron аватар
Rainbow_iron (Втр, 10.05.2011 - 13:28)

очень душевно.

и то, что это помнится и передается младшим поколениям  - это единственно верный вариант.

wild аватар
wild (Втр, 10.05.2011 - 14:26)

Сорвали на рабочем месте, прочитать удалось только два часа спустя того, как открыла страницу.

 

Знаешь... до дрожи внутри... оттого, что понимаешь – это не выдумка сценаристов, это была чья-то реальная жизнь. Что если бы они ни выжили, то не какой-то дядя, знакомый тебе замечательный мужчина Виктор не появился бы на свет...

От этой личностной приправы, такая история – пронимает до пронзительного стука сердца прямо на барабанных перепонках в ушах. Казалось это меня накрыло обстрелом...

Ольга Ли аватар
Ольга Ли (Втр, 10.05.2011 - 16:24)

Прочитала утром, перед работой - и всплакнула сразу, невозможно спокойно это читать... Кажется, мы все рождаемся уже с этой войной "в печенках" - не зря ведь она снится нам в снах, как реальность. И это, наверное, правильно. Мне кажется, мы больше всех не хотим никакой войны, потому что в генах - ощущения тех ужасов всех, кто войну пережил.

 

Про публичность... А мой дедушка всегда на день Победы ходил на митинг в центр города, но он вовсе не любил публичность. Наверное, просто там, рядом с другими солдатами войны, он ощущал то братство, которого больше ни с кем не ощутить.

 

Да, надо обязательно побольше записать! 

FIRE LISA аватар
FIRE LISA (Втр, 10.05.2011 - 23:40)

  Маму мужа военнообязанные родители, служившие на границе, отдали соседке. Они уехали в эвакуацию на поезде, который по пути разбомбили и они потерялись. Свекровь попала в детский дом. Было ей всего 2 года. В конце войны ее нашла эта женщина и воспитала как родную, потому что родители девочки погибли.

  Низкий поклон всем Женщинам, которые имея на руках голодных детей, сами полуголодные и уставшие, до седьмого пота трудились в тылу, выживали и побеждали. Их подвиг трудно переоценить.

vibas аватар
vibas (Втр, 10.05.2011 - 23:51)

Ольга Ли написал(а):

Прочитала утром, перед работой - и всплакнула сразу, невозможно спокойно это читать... Кажется, мы все рождаемся уже с этой войной "в печенках" - не зря ведь она снится нам в снах, как реальность. И это, наверное, правильно. Мне кажется, мы больше всех не хотим никакой войны, потому что в генах - ощущения тех ужасов всех, кто войну пережил.

 

Про публичность... А мой дедушка всегда на день Победы ходил на митинг в центр города, но он вовсе не любил публичность. Наверное, просто там, рядом с другими солдатами войны, он ощущал то братство, которого больше ни с кем не ощутить.

 

Да, надо обязательно побольше записать! 

 

Ольга Ли,

это Вы очень точно сказали! Война снится, правда.

Хотя записывая все это, я осознавал, что понятия не имею, каково это было на самом деле... Впечатления от рассказов родителей очень живые, но все-таки нам не пришлось это пережить...

 

vibas аватар
vibas (Втр, 10.05.2011 - 23:52)

Rainbow_iron написал(а):

очень душевно.

и то, что это помнится и передается младшим поколениям  - это единственно верный вариант.

 

Rainbow_iron, спасибо!

Хорошо, что теперь есть интернет, и младшие поколения, если захотят, всегда смогут это прочитать...

vibas аватар
vibas (Ср, 11.05.2011 - 00:01)

malibu написал(а):

Сорвали на рабочем месте, прочитать удалось только два часа спустя того, как открыла страницу.

 

Знаешь... до дрожи внутри... оттого, что понимаешь – это не выдумка сценаристов, это была чья-то реальная жизнь. Что если бы они ни выжили, то не какой-то дядя, знакомый тебе замечательный мужчина Виктор не появился бы на свет...

От этой личностной приправы, такая история – пронимает до пронзительного стука сердца прямо на барабанных перепонках в ушах. Казалось это меня накрыло обстрелом...

 

Cпасибо тебе, Алён...

Все-таки в моем пересказе - это больше похоже на изложение сценариста... А вот слышать это от моих родителей, которые все это видели - вот это другое!..

vibas аватар
vibas (Ср, 11.05.2011 - 00:02)

FIRE LISA,

спасибо за комментарий! Действительно в каждой семье есть своя история...

gagara аватар
gagara (Ср, 11.05.2011 - 00:10)

   Витя, как-то очень искренне, по-живому это у тебя получилось.. История без фотографий. Но очень пронзительная. Потому что у всех у нас, есть такие истории. Это очень близко. спасибо.

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
X
Укажите Ваше имя на сайте TourBlogger.ru
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка...