Плач славянки. Куда катимся...

Поезд, ноябрь 2014
Ноябрь 2014-го. Поезд катится да катится, у него своя цель - Хабаровск. А по темноватым щекам сидящей напротив седой дамы катятся слёзы. Она виновато вытирает их чистым, пусть и скомканным носовым платком. Скомканным буквально, потому как бело-голубая тряпочка от частого употребления уже сбилась в шарик, и получалось скорее промокание, чем вытирание.
- Глаза слезятся, -  считает нужным объясниться пожилая женщина. - Особенно левый.
- Левый-то вроде и воспалился, - откликаюсь сочувственно, понимая,  глаза не слезятся, а самым настоящим образом плачут. Плачут от неизбывного долгого горя. Оно, окаянное, успело превратиться в привычку, но не стало добрее, а как бы сгладилось, зная про себя, что всесильно. Оно не щадит, наоборот, растягивает удовольствие от содеянного… Это глазки стараются хоть как-то облегчить душевную боль, выводя наружу губительные чувства. Особенно вот левый, что ближе к сердцу. Исплакался весь…
- Не плачьте, пожалуйста, - говорю абсолютную глупость, ведь седая до снежного цвета женщина не маленький ребёнок, слезами выпрашивающий конфету, а  зрелый человек, не мОгущий справиться с переживаниями даже на людях.
- С Донбасса я, - сообщает попутчица. - До последнего не уезжала, думала, обойдётся. Хорошо ведь жила, домик свой, хоть и маленький.  У церкви стоит.  Уважение, опять же... Как-никак, пятьдесят лет в школе проработала учителем младших классов, почти весь городок мои ученики, родня, можно сказать…
- Сочувствую вам… Давайте познакомимся. - Мы обмениваемся именами-отчествами, и разговор пошёл ещё более доверительный. Клавдию Владимировну, так звали попутчицу, будто прорвало: она рассказывала и рассказывала о себе и близких, и я невольно погружалась в незнакомую дотоле жизнь - интересную,  полезную для других и… благородную.
- …Было мне в юности предсказание, - звучал хорошо поставленный голос учителя. – Шли с подружками по Донецку, навстречу пожилой мужчина. Остановился и говорит: «Девчонки, хотите, судьбу предскажу?» «Хотим», - отвечаем.  «Тогда назовите ваши имена и год рождения и приходите завтра в это же время на это же место…»  Согласились, дали, что просил.  На следующий день пришёл с тремя листками. Мне мнооого написал. И всё сбылось! На конец жизни, помню, было предупреждение: бойся огнестрельного оружия. И ещё написал, что в старости останусь одна, никому не нужной…
- Удивительно,  если многое сошлось.
- Всё сошлось. Только про огнестрельное оружие про себя до недавнего усмехалась: что, мол, за угроза, кругом тишь да благодать… И вот на тебе… Не ждали, не гадали… Мне ведь семьдесят восемь лет, войну помню… От немцев такого не натерпелись!




- Всё образуется, - успокаиваю собеседницу.
- Когда только…
- Дети у вас есть?
- Есть. Сын и дочь. Они давно в России, российское гражданство имеют.  От сына еду, в Подмосковье живёт, дом двухэтажный у него, только жена всем командует.
- И куда едете?
- К дочери. За Пермь. От Перми ещё четыреста километров, внук на машине встретит.
- Хорошо тогда.
- Боюсь я, - вздыхает  Клавдия Владимировна, - их климат не переношу, сердце болит.  Прошлый раз, шесть лет назад, в гости к дочери приезжала, так все два месяца в больнице пролежала. На одеяле из машины вынесли, и сразу «скорую» пришлось вызывать. Вот так погостила… Только к Уралу подъезжаю, сразу мне плохо.
- Так зачем опять туда едете?! - восклицаю в ужасе.
- А куда деваться?
- У сына бы остались.
- Невестка сказала, что со мной жить невозможно.
- А сын что?
- Сын ничего не решает.
- Дааа… Лекарства-то хоть взяли?
- Взяла, полно. Я ей говорю, - продолжает попутчица о наболевшем, ты бы, Нина, у  свекровки моей спросила, возможно со мной жить или нет. Мы с ней тридцать лет в двух комнатах душа в душу… Нет свекровки… некому ответить, - вздыхает, - а прожила она, слава Богу, до девяноста годиков. Когда муж-то мой умер, я спросила: «Мама, может, вы из сочувствия теперь со мной живёте? Я не буду  против, если вы к дочери переедете...» «Нет, Клава, - отвечает, - у тебя хочу доживать».
- Удивительно…  И ни разу не поссорились?
- Было один раз вскоре после замужества. Обидела она меня, я мужу рассказала. А муж ответил, вы - женщины, сами меж собой и разбирайтесь. Сказал и в кино ушёл, оставил нас одних. Проорались, помню, и успокоились. С тех пор друг на дружку не жаловались, жили мирно.
- Наверное, ваш муж правильно поступил.
- Правильно. Ему же обе дороги... Свекровь чистюля необыкновенная, пришлось подстраиваться. У неё отец очень строгий был, даже в школу в своё время не отпустил. Говорил, твоя школа - горшки да уборка, обойдёшься. Только расписываться и умела. А ведь умница какая! С детьми нам помогала очень. Меня уважала, называла кормилицей: видела, каждый день по сто пятьдесят тетрадей проверяю. Сама-то много лет пенсии ни копейки не получала, только уж последние годы, когда закон о вдовах Великой Отечественной вышел, пенсию назначили.
- Меня и в детстве, помню, возмущало такое безобразие,  дома говорили об этом.  Жёнам и детям участников войны были положены и льготы, и деньги, а вдовы да сироты бедствовали, нередко, по рассказам, матери сами деток в детдом сдавали - от голода спасали.
- Всё так.
- Много несправедливого в жизни во всякое время…





- …Муж мой был очень красивым против меня, - переходит на другое Клавдия Владимировна.. Я тоже была симпатичная, но муж…
- У вас улыбка необыкновенная! - перебиваю.
- Вы бы мужа видели! Лебедь! Бывало, гляжу - не нагляжусь. Дочка в него… А выглядел как молодо! В пятьдесят - на двадцать пять, и потом почти не старился.
- Женщины засматривались, наверное…
- Засматривались. Но он верным был, не изменил ни разу. Очень меня любил. Если в больнице лежала, мой лебедь в шесть утра уже в палате. Транспорт ещё не ходит, так он семь километров пешком пройдёт и в шесть утра у меня, чтобы потом на работу успеть. Вкусного всего нанесёт, где находил только. Как сейчас вижу: заходит с пакетами в руках: «Клавочка, я тебе гостинца принёс. Вот мороженое, пирожное, колбаска… Что тебе можно, милая? Что тебе хочется?» Вы знаете, женщины в палате плакали. Просто глядели на моё счастье и молча плакали… Ни у кого такого не было…
- И вправду, золотой.
- И умер-то через меня, наверное. Незадолго до его смерти меня из школы увезли в предынфарктном состоянии. Ему сообщили, конечно, приехал в больницу, очень расстроился. Потом соседи рассказывали: пришли к нему спросить, как я, а он по двору взад-вперёд ходит, за голову держится и повторяет: «Она не выживет, она не выживет!» Я-то выкарабкалась, а вот он вскоре…
- Да… - не нахожу слов.
- А как случилось-то…  Пришёл с работы и стал кушать.  Обычно мало ел, а тут… Праздник как раз был - и холодец наварен, и много всего. Так он ел и ел, ел и ел, а потом в кресле вроде как задремал. Я во двор вышла, через какое-то время возвращаюсь, подхожу к нему сказать, чтобы в кровать шёл… а у него рука упала, - Клавдия Владимировна снова часто-часто заработала бело-голубым шариком..
- Что теперь, не вернёшь… Легко умер зато, - успокаиваю.
- Да, неожиданно для всех, не болел ничем…
- С Украины помню поговорку: «Хворала жинка, а вмер чоловик».
- И у нас так вышло. Дочка-то не успевала на похороны. Кто-то посоветовал покойника увезти на кладбище в положенное время, гроб поставить в яму на доски, но не закапывать, чтобы потом можно было на рушниках поднять. Так и сделали. Мои ученицы в  больнице работали, вкололи что-то в тело, чтобы тление не началось… Спасибо им, - Клавдия Владимировна переводит дыхание, рассказ-то не из весёлых, а я пытаюсь перевести тему:
- Уважали вас ученики…
- Ко мне в класс за пять лет записывались. Любила и жалела всех, собственные дети ревновали даже.
- Сейчас такие учителя редкость…





Будто в подтверждение моих слов, в Кирове в наш вагон сели несколько десятков деток разного возраста, но не старше десяти лет.  Они стали вытворять Бог весть что. Ладно, бегали и лазили по полкам, так мальчики ещё непрерывно гурьбой ходили в туалет. Как их там набивалось с десяток, неведомо, но через минуты в туалете с нашей стороны на полу стало мочи по щиколотку, благо, в подобное «заведение» около проводников дети не ходили, и остальным пассажирам можно было пользоваться им. Мы с Клавдией Владимировной, глядя на такое поведение ребят, сокрушались: где, мол, учителя-то, куда смотрят? В конце концов, я не выдержала и пошла искать, так сказать, наставников. Они, четыре человека, сидели в одном отсеке кучкой и мило болтали за трапезой.
- Уважаемые, - обращаюсь к сопровождающим, - вы почему не при детях?
- Мы только чаю попьём и будем смотреть.
- Долго чаёвничаете. А почему не сидите по всему вагону? Они туалет вон уже загадили! По одному запускайте. Или мы детей не возили? Не знаем, как положено?
- Сейчас-сейчас, - отвечают. Однако сразу же ни одна не поднялась, и в нашей стороне никто из учителей так и не появился.
Конечно, я рассказала о результатах своего похода Клавдии Владимировне, и мы вместе посетовали на современные порядки.
- Я за детьми так смотрела… - качала седой головой учительница с пятидесятилетним стажем, - чего ведь только не было. Один мальчик ногу на физкультуре сломал, так сразу вызвала «скорую» и сама уехала с ним в больницу. Сидела, пока гипс не наложили, родителям завезла почти вылеченного,  домой попала в одиннадцать вечера. А то, помню, один ребёнок такой маленький пришёл в первый класс, что я боялась оставлять его с обычными детьми и на перемене носила на руках. Принесу в учительскую, коллеги смеются…
- Редкая вы.
- Считала такое отношение к детям нормальным. Ну… меня тоже не оставляли вниманием, правительственные награды имею, - Клавдия Владимировна смущается  от своей «нескромности».
А теперь вот трясётесь в старом вагоне изгнанницей своей страны, думала я, глядя на бело-голубой комочек, уже влажный до невозможности… И едете-то в гиблое для себя место…
- Вы верующая? - вырвался вдруг из меня вопрос, какой бы задавать не след.  Но мы уже так сблизились, и так хотелось чем-то помочь…
- В церковь хожу, но не часто, молитвы читаю, но новые запоминаются плохо. Стихи хорошо,  а молитвы – нет.
- Это ничего, главное, стараетесь. К чему спросила-то? В прошлом году меня молитве научили. Короткая очень, но спасительная. Как дело было? Иду по селу Ильинское, что под Костромой. Всё село прошла, дальше лес. Красииивый! В лес идти боюсь, разворачиваюсь и почти натыкаюсь на старушку, как оказалось, местную. Поздоровались, и я спрашиваю:
- Вы куда идёте, там же лес?!
- А я ничего не боюсь.
- Почему?
- С молитвой хожу, она защищает. И вы так ходИте. Вот послушайте… - старушка прочитала, молитву, повторила, чтобы я запомнила. Теперь и я с ней хожу… Запишите, пожалуйста, она коротенькая. Когда к Уралу подъезжать будете, читайте, и ничего с вами не случится…
- Не знала такой, запишу, - сразу соглашается Клавдия Владимировна и достаёт записную книжку и ручку. - А потом и я вам продиктую молитву. К Богородице. Тоже очень  хорошая.
Мы «обменялись» молитвами, и снова пошёл добрый разговор о жизни. (Понимаю, для атеиста или иноверца мои религиозные рассуждения излишни, но пишу не ради переубеждения кого-то, а ради полноты отражения взаимоотношений с попутчицей.)





…Мне не хотелось, чтобы Клавдия Владимировна продолжала рассказ о похоронах любимого мужа и лишний раз расстраивалась, но в какой-то момент она вернулась к незабываемому:
-  Когда дочка приехала, гроб достали. Это было потрясение! Цветы, немного подвявшие уже в день похорон, в земле освежились, распушились и казались необыкновенно яркими. Мой лебедь лежал прекрасным, как никогда, и казался живым. Народ ахал!
- Светлая у вас память о муже.
- А как иначе! Таких больше не встречала. Подходили ко мне, бывало, сватались. Да кого я после такого лебедя найду! Кто сравнится?
- Вы очень счастливая женщина.
- Да, очень! Только теперь вот… - платочек-комочек заработал пуще прежнего.
- Ничего, образуется… - повторяю который раз.
- Как образуется, если моей невестке на двух этажах со мной тесно… Хотя я и не выходила почти из комнаты. И молчала всё время. Месяц у них прожила… Вот к дочери и еду, она звонила, что хочет меня досматривать, приезжай, мол…
Наш разговор порой ходит по кругу, но я готова слушать одно и то же бесконечно, лишь бы Клавдия Владимировна успокоилась хотя бы на толику. Лишь бы глаза её отдохнули от слёз. Тем более что повторы шли не от скудости ума или слабой памяти, а от невозможности одной переносить накатывающие против воли душевные муки. Так наболело, так наболело, а не прорывает…
Тут и мне вдруг вспомнилась одна похоронная история. Моя тётя, которую до восьми лет я и не видывала, на похороны матери, моей драгоценной бабушки, приехала с опозданием. Решили было уже хоронить, не дождавшись от нерадивой дочери и весточки, да только вынесли гроб и свернули за угол нашего дома, подбегает почтальон с телеграммой из Чимкента: «Еду, ждите». Назад покойника не ворочают, всем известно,  решили гроб донести до кладбища и оставить там в неотапливаемой сторожке, благо, была зима.
- А мой дом в прошлую поездку ещё и ограбили, -  выводит меня из раздумий голос Клавдии Владимировны.
- Ничего себе! Такого уважаемого человека! - возмущаюсь.
- Да вот, мне даже рассказывать людям об этом было стыдно.
- Вам ещё и стыдно!
- Попросила приглядывать за домом знакомую женщину, договорились об оплате, оставила ей ящик хороших яблок и ещё много чего… Указала, что может взять, а что - на хранение. Всё обговорили, приезжаю, сразу в прихожей отдаю гривны, благодарю… Потом глядь, восемь ящиков яблок из погреба исчезли, много посуды тоже, картофель, и тот они с дочерью вывезли.
- Что за люди!
- Потом ведь встречались, городок-то маленький. Говорю ей: «Валя, тебя совесть не мучает? Мы же с тобой видимся вот, о чём ты думала?»
- А она?
- Молчит. Хлопает глазами и молчит.
- Непостижимо…
- И в этот раз, пока у сына жила, уже успели залезть в дом. Родня мужа позвонила, что стёкла выбили и залезли. Это, наверное, хлопцы,  взяли-то в основном железо на металлолом, движок из стиральной машины и тот вырвали. Проводку обрезали… Теперь и света нет. Родные заколотили окна досками, а что ценное, к себе на хранение вывезли. Одних нарядов сколько, я ведь в школу красиво одевалась…
- Слов нет.
- Да теперь-то какой порядок… Ладно, дом не сожгли.  И снаряд пока не попал…
- Вы молодец, что из-за  этого хоть не особо расстраиваетесь.





- Жаль, климат у дочери не подходит… - Клавдия Владимировна снова возвращается к самому важному, - и квартира у них всего две комнаты, внук взрослый с ними… Ещё… у нас говорят: лучше у сына под столом, чем у зятя за столом.
- Не слышала такой поговорки… Тяжёлый зять?
- Да нет, это я так, к слову.
- И для поговорок  есть исключения.
- Дочка за Пермь по распределению попала, за россиянина и вышла. Тогда ведь одна страна была.
- Да, при Союзе не считались ни в чём.
- Хорошо жили.
- Забыли всё хорошее…
- ...Внученька у меня золотая есть,  Надюшка, - лицо седой дамы озарилось улыбкой. Улыбка пожившей, удручённой бедами женщины, повторюсь, удивительная, придающая столько красоты, что и не высказать. Всё равно как в погребе включается свет, и обычные бутыли, банки, бочки, даже паутина являют свою неожиданно прелестную суть.
- От сына или от дочери?
- От сына.
- Нам её первый раз в год и семь привезли. Сын с невесткой тогда в России на севере жили, на заработках. Нина сообщила по телефону, что с мужем отправляет внучку, и трубку собралась класть. Я говорю, расскажи хоть, как кормить, какие привычки… «Она сама всё расскажет», - как отрезала. Что такой ребёнок может рассказать, думаю, да что сделаешь. Когда приехали на вокзал встречать, Надюшка мне сходу: «Бабушка, ты компоту мне привезла?» «Не привезла, внученька, через полчаса домой приедем, там и компот будет, и всё, что захочешь…»
- Так хорошо говорила уже…
- Рассуждала, как взрослая. Всё знала! Незнакомых предметов  для неё уже не было, предложения составляла длинные. Люди удивлялись. Придём в гости к родне, её, бывало, испытывают: это назови, про то расскажи… Ни разу не сбилась. Только однажды муж сестры решил удивить, сейчас, мол, её озадачу. Взял в руки мухобойку и спрашивает: «Что это?» Задумалась ненадолго Надюшка, потом выпалила: «Мухолопаточка!» Так с тех пор её и звали Мухолопаточкой. Когда, мол, в гости придёт ваша Мухолопаточка, соскучились.
- Здорово! - умиляюсь.
- Много лет она с нами жила, через четыре года и внука привезли. Ладно, свекровушка помогала, мне же работать надо было. Конечно, тоже доставалось - постирать, убрать... Муж жалел меня, пусть, мол, сами обходятся, а  я возражала: дети заработать хотят. Для малышей на Севере климат неподходящий, у нас вон благодать, груши под окнами…
- Муж помогал нянчить? - спешу задать вопрос о другом, потому как по затуманившемуся взгляду попутчицы вижу, что она вспоминает те грушевые деревья, которые, может,  уже и не живы.
- А как же! Только он на шахте уставал очень,  - лицо Клавдии Владимировны снова озаряется прекрасной  улыбкой. На этот раз от любви к мужу и гордости за него. - Трудяга! - добавляет ещё.
- Всем хорош, получается, - радуюсь её радости.
- Никто меня в жизни не жалел, как муж. Росла-то я в многодетной семье, семеро нас у мамы с папой. Родители были непьющие, работящие, всех нас любили, а баловать некогда было и не на что.
- Я тоже из многодетной семьи, но по духу другой, к сожалению.
- Мы с сестрой вдвоём остались, остальные уже умерли, - сокрушается Клавдия Владимировна, горько вздыхая.
- Дружно меж собой жили?
- Очень. Съедемся, бывало, веселимся, поём, родители на нас не нарадуются. Одна готовит прекрасно, накормит всех,  другая приберётся… И после смерти мамы с папой так же.
- Редкость это, особенно сейчас.
- Горя тоже хватало. Младшая сестра  раньше всех умерла от рака, средний брат вообще страшно погиб… - собеседница снова запромокала истекающие глаза.
- Не рассказывайте лучше…
- Да чего уж, давно было… Не пьяница ведь, а ехал на возу выпивши, заснул. Стал падать, запутался в вожжах, лошадь и понесла.  Долго колотился по дороге. В больницу полумёртвого привезли. Не спасли, рёбра в лёгкие впились…






Написала эти строки и плачу.  Жалею Клавдию Владимировну, её брата мученика, ещё своих и чужих разнесчастных братьев, а также себя и всех, перенёсших горе утраты. А иных ведь и нет. Мы все в этом схожи… Много на белом свете бед, падающих на головы неизвестно откуда и неизвестно за что. И как же страшно, что ко всему неизбежному добавляются испытания от нелюдей, что гонят других из родных мест, терзают, мстят... Какое мстят! Это они так думают… Да кабы думали… Им кажется, мстят, на самом деле, дают волю собственным порокам, вместо того чтобы взять самих себя за шкирку и швырнуть в церковь, мечеть, синагогу… отмаливать грехи свои и предков. Нет веры - истязать себя самой грязной работой, ходить по свету и искать страждущих, чтобы помочь… Да мало ли дел, равных покаянию?
…О многом переговорили мы с мудрой Клавдией Владимировной. Ещё временами она тихонько читала наизусть удивительные стихи собственного сочинения, посвящённые родным. Писались умные красивые строки в основном к юбилеям близких людей, слушать их было за счастье. Когда я похвалила, Клавдия Владимировна сказала, смущаясь:
- Нескромно, но… когда я поздравляла, другие отказывались от выступлений - после неё, мол, и говорить неловко, всё равно коряво получится.
- У каждого свой талант, - улыбаюсь. - Кстати, чем ваша Надюшка сейчас занимается?
- Такой умной девочкой она и осталась. Школу окончила с золотой медалью, потом получила два высших образования. Сейчас в Москве живёт, на хорошей работе, замужем.  За меня переживает очень, в Подмосковье по врачам водила. В России ведь нас лечат. Покажешь паспорт, что с Донбасса, сразу  на приём записывают. У меня рука три месяца не поднималась, болела очень, так ведь вылечили - хирург посмотрел, сделали блокаду, ещё что-то, и перестало болеть, а то не спала совсем.
- Хорошо, что внучка вас радует, - резюмирую.
- Надюшка очень добрая. Да и привыкла ко мне, долго ведь с нами жила. Как расстраивалась, что уезжаю за Урал! К отцу с матерью бросалась: зачем бабушку отпускаете? Сама-то она в Москве в однокомнатной с мужем, его родня пока пустила в квартиру бабушки. Ребёночка ждут… А мне правнуки уже не по силам. Покой нужен.
Надо сказать, за те семнадцать часов, что мы ехали вместе, внучка не раз звонила бабушке, справлялась о здоровье и как едется. «Хорошо,  - отвечала Клавдия Владимировна, -  рядом коллега,  очень хорошая женщина, сидим-разговариваем, времени не замечаем». Было приятно, что Клавдия Владимировна так характеризует меня, чего уж там...

Вот и моя остановка.
- Спасибо, Лена, - говорит Клавдия Владимировна, - забылась я с вами, и дорога быстро пролетела. Всю жизнь вам рассказала…
- Это вам спасибо, - отвечаю. - Слушать вас было в радость. И не переживайте, пожалуйста, нормально доедете. И всё будет хорошо. Тот давний предсказатель - не Бог, в чём-то должен и ошибиться.
Ответом была та удивительная улыбка, за какую, наверное, и полюбил когда-то Клаву её Лебедь.



P. S. Я поменяла имена, не назвала городка, где до недавнего проживала попутчица. Остальное - всё правда, разве что в чём-то подвели память или слух.
Готов к критике!
Тэги: Россия ,
9 голосов | Комментарии Оставить комментарий
WiseSpaniel аватар
WiseSpaniel (Сб, 13.12.2014 - 13:11)
Умеете вы, Лена, попутчиков разговорить. )
Жизнь - такая штука, столькло разных случаев и судеб  никаких романов не хватит, чтобы описать. )
Надеюсь, у этой бабушки все будет хорошо.
Светлая лошадка аватар
Светлая лошадка (Сб, 13.12.2014 - 14:58)

WiseSpaniel написал(а):

Умеете вы, Лена, попутчиков разговорить. )
Жизнь - такая штука, столькло разных случаев и судеб  никаких романов не хватит, чтобы описать. )
Надеюсь, у этой бабушки все будет хорошо.


Лена, спасибо большое за комментарий. Я тоже надеюсь...
Кстати, в этот раз не было настроения разговаривать - ночь не спала из-за сборов, в семь утра села в поезд, думала, спать буду весь день. Не жалею, конечно, что разговорились, наоборот...

Vnika аватар
Vnika (Вс, 14.12.2014 - 07:09)
Старость - это испытание. Но с родителями жить вовсе не в тягость. Даже сейчас - всё для тебя. В любом возрасте хочется быть востребованным. Наверное, тогда и старость в радость. И не обидят никогда. Житейские бытовые мелочи и разногласия не в счет. 
Неизвестность беспокоит и пугает любого. Пожилому человеку сменить дом, улицу - уже стресс. А сменить страну? Вот и проходит бесконечно перед глазами вся жизнь. Приходит время жить воспоминаниями... А хорошее вспоминается чаще и ярче.  
Светлая лошадка аватар
Светлая лошадка (Вс, 14.12.2014 - 10:28)

Vnika написал(а):

Старость - это испытание. Но с родителями жить вовсе не в тягость. Даже сейчас - всё для тебя. В любом возрасте хочется быть востребованным. Наверное, тогда и старость в радость. И не обидят никогда. Житейские бытовые мелочи и разногласия не в счет. 
Неизвестность беспокоит и пугает любого. Пожилому человеку сменить дом, улицу - уже стресс. А сменить страну? Вот и проходит бесконечно перед глазами вся жизнь. Приходит время жить воспоминаниями... А хорошее вспоминается чаще и ярче.  



Виктория, спасибо большое за комментарий. Всё так, только одно дело - менять место по своей воле, другое...

Любава аватар
Любава (Вс, 14.12.2014 - 20:01)


Долюшка, доля... Каково матери видеть , что сын её, которого мужчиной растила в своём доме ничего не решает, да не смог за мать свою заступиться. Мой бы башку открутил невестке, вякни она хоть словечко.
Сколько же таких разбитых судеб и без войны, а тут ещё и это зло привалило. Страшно.

Светлая лошадка аватар
Светлая лошадка (Вс, 14.12.2014 - 21:58)
Люба, спасибо большое за комментарий. Да, долюшка незавидная у моей героини на закате... Из огня да в полымя, если уж снова к поговоркам...
АнарИна аватар
АнарИна (Пнд, 15.12.2014 - 12:28)
Очень тяжелое сейчас время. Больное.  Люди особенно проявляются в такие времена, становятся такими,какие есть на самом деле.  Сбрасываются лягушачьи шкурки...и далеко не всегда там царевны...
 А отрекаться от самых близких -хуже нет предательства.  Жалко  Вашу попутчицу. Старость вообще-то ,согласна с Викторией,-испытание. И для самого старого человека и для родных.  Сын её это испытание не выдержал. Ему с этим жить, с этим умирать. Мы все делаем свой выбор. каждому за него и отвечать. Пожелаю  героине рассказа- только хорошего. Как и нам всем) А Вам,Лена,спасибо, за рассказ, за душевность и искренность...
Светлая лошадка аватар
Светлая лошадка (Пнд, 15.12.2014 - 15:31)
Спасибо большое, Рената, за комментарий. И ещё - за добрые пожелания моей попутчице. Захотелось, чтобы о ней узнали люди. И о Любви её мужа тоже. А про времена... Король Лир нам не современник. И вообще, бывают ли хорошие времена? Наверное, только редкие десятилетия. Между революцией с последующей гражданской войной лет двадцать, примерно через столько же - Великая Отечественная. Более или менее повезло шестидесятникам плюс ещё пару десятилетий. В девяностых, были публикации в наших газетах, врачи шли на суицид из-за нищеты. Вроде стало налаживаться, и вот на тебе. Кто-то очень хорошо старается, чтобы Россия... не обрастала жирком. Плюс, конечно, наша бесхозяйственность и беспечность.
Терроризм меня вообще поражает. До виновных не дотянуться, так уничтожают первых попавшихся, в том числе и детей. Где тут религия, где воспитание в семье?
Что-то у меня грустно получилось, в лучшее верю-таки.Плач славянки. Куда катимся...
И да, это я не мусолю общеизвестное, а вроде рассуждаю " Плач славянки. Куда катимся... "вслух". Хотя по телевизору сказали, что сегодня Иван Молчальник - кто день промолчит, целый год красноречив будет.Плач славянки. Куда катимся...
Vnika аватар
Vnika (Пнд, 15.12.2014 - 18:29)

Светлая лошадка написал(а):

 Молчальник - кто день промолчит, целый год красноречив будет.Плач славянки. Куда катимся...



Не поняла. Зачем надо день молчать, чтобы потом красноречивым весь год быть. Или наоборот. Плач славянки. Куда катимся...

Светлая лошадка аватар
Светлая лошадка (Пнд, 15.12.2014 - 21:44)

Vnika написал(а):

 

Светлая лошадка написал(а):

 Молчальник - кто день промолчит, целый год красноречив будет.Плач славянки. Куда катимся...



Не поняла. Зачем надо день молчать, чтобы потом красноречивым весь год быть. Или наоборот. Плач славянки. Куда катимся...



Виктория, это я вроде как шучу. Хотя про Ивана Молчальника и вправду так говорили, примета, мол, есть - кто сегодня молчит, целый год будет красноречив. Бывает ведь, сложно слова подбираются, а то вдруг - откуда берётся...Плач славянки. Куда катимся... Вот должен, например, кто-то диссертацию защищать в следующем году, помолчит сегодня, и будет очень убедителен Плач славянки. Куда катимся...

sputnik1972 аватар
sputnik1972 (Пнд, 15.12.2014 - 22:40)

Очень чуткая, волнующая история. Мне так жалко этих людей, и тех, кто уезжает, и тех, кто остался на незалежной территории. С последними, моими друзьями, очень тяжело стало общаться. Надеюсь, Вашей попутчице будет какое-то облегчение в России.

Светлая лошадка аватар
Светлая лошадка (Втр, 16.12.2014 - 00:43)

sputnik1972 написал(а):

Очень чуткая, волнующая история. Мне так жалко этих людей, и тех, кто уезжает, и тех, кто остался на незалежной территории. С последними, моими друзьями, очень тяжело стало общаться. Надеюсь, Вашей попутчице будет какое-то облегчение в России.



Вадим, спасибо большое за комментарий. А мне-то как жаль каждого знакомого по обе стороны украинских баррикад, однако в целом... я начинаю в чём-то "разлюблять"  Украину. Украинцы на Западе в большинстве такие нытики, вруны и жалобщики на нас, ничего хорошего не помнят. А их там полно в работниках. Была недавно в Финляндии, так пожилая немка в магазине на меня с упрёками... за агрессию. Смешно.  Дома рассказываю, ответила бы, мол, "Гитлер Капут!". Тоже мне, альтруисты-пацифисты и т. п. Восточным немцам и то до сих пор не простили их социализма - посмотрела пару лет назад на свой ухоженный, утопающий в розах при "оккупантах" Бизенталь - полное запустение, окна вокзала досками забиты... И это в 30 км от Берлина!

Dr. Похабыч аватар
Dr. Похабыч (Втр, 16.12.2014 - 17:15)

Светлая лошадка написал(а):


Вадим, спасибо большое за комментарий. А мне-то как жаль каждого знакомого по обе стороны украинских баррикад, однако в целом... я начинаю в чём-то "разлюблять"  Украину. Украинцы на Западе в большинстве такие нытики, вруны и жалобщики на нас, ничего хорошего не помнят. А их там полно в работниках. Была недавно в Финляндии, так пожилая немка в магазине на меня с упрёками... за агрессию. Смешно.  Дома рассказываю, ответила бы, мол, "Гитлер Капут!". Тоже мне, альтруисты-пацифисты и т. п. Восточным немцам и то до сих пор не простили их социализма - посмотрела пару лет назад на свой ухоженный, утопающий в розах при "оккупантах" Бизенталь - полное запустение, окна вокзала досками забиты... И это в 30 км от Берлина!


Хочу высказаться не совсем по теме, а тоже ,,мысли вслух на комментарий,,
----,,Украинцы на Западе в большинстве такие нытики, вруны и жалобщики на нас, ничего хорошего не помнят. А их там полно в работниках,,------ Если бы нашу страну два диктатора в 1939 году сговорившись между собой расчленили пактом Риббентропа-Молотова, думаю мы бы не одно столетие ,,не помнили ничего хорошего,, об этих странах, население которых виновно в воспевании, лелеянии и неотвергании своих правителей-диктаторов
--------,,Была недавно в Финляндии, так пожилая немка в магазине на меня с упрёками... за агрессию,,--------- Лично я понимаю эту немку, мыслящую в ключе, что 80% (то есть абсолютное большинство ,,ура-крым-наш,,) россиян, истово бьющихся в патриотической истерике вопреки здравому смыслу, международному праву и международным договорам (например будепештскому !994 г, где мы поставили подпись о гарантиях сохранности территориальной целостности ,,незалёжной,,) виноваты в поддерже этого беззакония. Вот такие вот непатриотические мысли возникают вразрез ликующему большинсву...

Светлая лошадка аватар
Светлая лошадка (Втр, 16.12.2014 - 19:48)

Dr. Похабыч написал(а):

 

Светлая лошадка написал(а):

 


Хочу высказаться не совсем по теме, а тоже ,,мысли вслух на комментарий,,
----,,Украинцы на Западе в большинстве такие нытики, вруны и жалобщики на нас, ничего хорошего не помнят. А их там полно в работниках,,------ Если бы нашу страну два диктатора в 1939 году сговорившись между собой расчленили пактом Риббентропа-Молотова, думаю мы бы не одно столетие ,,не помнили ничего хорошего,, об этих странах, население которых виновно в воспевании, лелеянии и неотвергании своих правителей-диктаторов
--------,,Была недавно в Финляндии, так пожилая немка в магазине на меня с упрёками... за агрессию,,--------- Лично я понимаю эту немку, мыслящую в ключе, что 80% (то есть абсолютное большинство ,,ура-крым-наш,,) россиян, истово бьющихся в патриотической истерике вопреки здравому смыслу, международному праву и международным договорам (например будепештскому !994 г, где мы поставили подпись о гарантиях сохранности территориальной целостности ,,незалёжной,,) виноваты в поддерже этого беззакония. Вот такие вот непатриотические мысли возникают вразрез ликующему большинсву...



Доктор, мне кажется, нет рядовых людей, виновных в судьбе тоже рядовых людей из другой страны. (Я не о семейных разборках.) Есть силы, которые всё заваривают, они практически недосягаемы, а обыватели друг на дружке срываются...
Если бы Крым был не наш до того (а подарен Украине смешно, насколько я знаю), то и я бы говорила по-другому. Кстати, в Крым после войны, наверное, треть нашей области переехала - на хим. заводы Красноперекопского района и т. п. Верю, что земляки мечтали быть в России.
И да, Россия как раз прощает легко. А как её любят НЕ-западные народы! В последней моей поездке доказательств не счесть - ко мне бросались с признаниями в любви к русскому народу, словно я народный посол. Америку ненавидят многие.

Dr. Похабыч аватар
Dr. Похабыч (Втр, 16.12.2014 - 19:45)

Светлая лошадка написал(а):


Доктор, мне кажется, нет рядовых людей, виновных в судьбе тоже рядовых людей из другой страны. (Я не о семейных разборках.) Есть силы, которые всё заваривают, они практически недосягаемы, а обыватели друг на дружке срываются...
Если бы Крым был не наш до того (а подарен Украине смешно, насколько я знаю), то и я бы говорила по-другому. Кстати, в Крым после войны, наверное, треть нашей области переехала - на хим. заводы Красноперекопского района и т. п. Верю, что земляки мечтали быть в России.
И да, Россия как раз прощает легко. А как её любят НЕ-западные народы! В последней моей поездке доказательств не счесть - бросались с признаниями в любви к русскому народу, словно я народный посол. Америку ненавидят многие.


-----------,,Доктор, мне кажется, нет рядовых людей, виновных в судьбе тоже рядовых людей из другой страны,,---------- Не согласен. Мы от рождения родившись с мозгами обязаны отвечать за всё, и первую очередь за свои поступки. И за свой политический выбор. Мне например стыдно за голосование послушного большинства, всё время голосующего и пресмыкающегося за чиновничество в лице ,,едросов,, и ,,гаранта,, - сами знаете чего и кого. И я чувствую свою вину, что не могу убедить в необходимости демократических взглядов и своих близких, и сослуживцев, зомбированных госпропагандой. И что страну захватил угар консерватизма и слово демократия стала ругательным - тоже есть часть моей вины. И что большинство поддерживает сепаратистов и террористов на юго-востоке - тоже есть моя вина. В Чечне мы были против сепаратизма, а здесь все против ,,укро-фашистов,, и за ,,благородных повстанцев,, А силы, что всё заваривают, вполне досягаемы, если бы у населения была хоть какая-то политическая культура и аллергия к нечестным выборам.
------------,,Если бы Крым был не наш до того (а подарен Украине смешно, насколько я знаю), то и я бы говорила по-другому,,------------- Не вижу ничего смешного в дарении Крыма. Не одобряю! Но если произошло - то нужно соблюдать договоры. Закон, он потому и закон, что ОБЯЗАТЕЛЕН к исполнению вне завсимости от того, нравится он лично кому-то или нет. По вашей логике если Сибирь была когда то под Чингисханом и Бытыем, то теперь её Монголии нужно отдать.
--------------,,в Крым после войны, наверное, треть нашей области переехала - на хим. заводы Красноперекопского района и т. п. Верю, что земляки мечтали быть в России.,,---------- Так ведь на то Россией и признана независмость других государств, чтобы не ,,мечтания,, там делали погоду, а ЗАКОН. Охотно поверю, что приехавшие сейчас к нам таджики и узбеки мечтают чтобы место их проживания в России вскорости стало частью Таджикистана. И что из этого? Я бы на месте уехавших постарался бы как можно быстрее выучить язык и ассимилироваться, стал бы местным круче самих местных, если бы серъёзно думал о блгополучном и беспроблемном проживании на новой родине. И Америку ненавидят думаю не от большого ума и патриотизма. А зависть к благополучию и злоба за собственную ущербность, нежелание и неумение трудиться, как американцы, потакание своим князькам - вот основная причина этой ,,нелюбви,, - вместо того, чтоб сделать как в Америке у себя дома.

Светлая лошадка аватар
Светлая лошадка (Ср, 17.12.2014 - 10:26)
Что мне нравится в Вас, Похабыч (не к ночи будьте помянуты со своим ником), так это неравнодушие. А рассуждения Ваши, сударь, в этот раз уж так натянуты, что вот-вот треснут. Одно сравнение Крыма с Узбекистаном чего стоит...
Ненавидеть никого нельзя, правда Ваша, но причём тут зависть? По мне, в городах там уныло (небоскрёбы неуютны), невкусно (в основном полуфабрикаты) и хлопотно. А почему Вы не там, кстати?
Вообще, люблю наблюдать за лицами. Не считая себя националисткой, заметила-таки, у большинства населения определённой страны (не имею в виду пришлых) одно выражение лица. Не буду дразнить гусей, называя конкретно, но в целом: чем благополучнее страна, тем меньше человеческого в лицах. Русские лица как раз  интересны обратным (маргиналы не в счёт). Ну, и от профессии зависит. Сравните лица священников и банкиров, например. К чему я? К тому: о том ли мечтаем?
Хотя не могу не признавать, социальные программы в Штатах что надо. А наши дороги, например, ужасны...
B.O. аватар
B.O. (Ср, 17.12.2014 - 13:33)
Приходится напоминать, что никогда Крым Украине никто не дарил, поскольку не было такого государства Украина в то время. Крым всего-то передали в административное управление от одного субъекта СССР другому внутри одного государства. Обявление Украиной себя "незалежной" и выход ее из СССР автоматически отменили такое переподчинение, которое, кстати, не получило надлежащащего утверждения Верховным Советом СССР, соответственно, никогда не было вполне легитимным и уважать его по этой причине никто не обязан.

У нас уже сотни тысяч беженцев из Украины, я встречаю их и в своем городе, но спасаются они не от каких-то придуманных "сепаратистов", а от "родной демократической киевской власти" обильно посыпающей их бомбами и снарядами под болтовню о европейских ценностях.

Ничего общего между сегодняшней ситуацией с Новороссией и Чечней в начале 90-х нет, чеченцам никто не запрещал говорить на родном языке, что было первым законодательным актом киевских путчиств после захвата власти в начале года в отношении русского языка. Бойню в Чечне затеяла шайка Дудаева из личных амбиций стать местными царьками и безраздельно править на всем Северном Кавказе, не только в Чечне, но и в Дагестане и т.д.

Киевскую власть называют укро-фашистами не по чьей-то прихоти, она сама причислила себя к фашистам, подняв знамя сообщника Гитлера кровавого Степана Бандеры. Стоит ли спорить с тем, как она сама себя обозначила?
 
Светлая лошадка аватар
Светлая лошадка (Ср, 17.12.2014 - 14:00)

B.O. написал(а):

Приходится напоминать, что никогда Крым Украине никто не дарил, поскольку не было такого государства Украина в то время. Крым всего-то передали в административное управление от одного субъекта СССР другому внутри одного государства. Обявление Украиной себя "незалежной" и выход ее из СССР автоматически отменили такое переподчинение, которое, кстати, не получило надлежащащего утверждения Верховным Советом СССР, соответственно, никогда не было вполне легитимным и уважать его по этой причине никто не обязан.

У нас уже сотни тысяч беженцев из Украины, я встречаю их и в своем городе, но спасаются они не от каких-то придуманных "сепаратистов", а от "родной демократической киевской власти" обильно посыпающей их бомбами и снарядами под болтовню о европейских ценностях.

Ничего общего между сегодняшней ситуацией с Новороссией и Чечней в начале 90-х нет, чеченцам никто не запрещал говорить на родном языке, что было первым законодательным актом киевских путчиств после захвата власти в начале года в отношении русского языка. Бойню в Чечне затеяла шайка Дудаева из личных амбиций стать местными царьками и безраздельно править на всем Северном Кавказе, не только в Чечне, но и в Дагестане и т.д.

Киевскую власть называют укро-фашистами не по чьей-то прихоти, она сама причислила себя к фашистам, подняв знамя сообщника Гитлера кровавого Степана Бандеры. Стоит ли спорить с тем, как она сама себя обозначила?
 



В. О., очень рада Вашему комментарию!
Тоже знаю много украинцев, возмущённых теперешней властью Украины. Да, и какое право имеет современная тамошняя верхушка говорить о законах, если сами убрали законного президента? Прикрываются народом, будто не понимают, что Майдан - не весь народ. А теперь и Майдан размайданился.

B.O. аватар
B.O. (Ср, 17.12.2014 - 14:54)
Я еще в прошлом году обнаружил в "vk" бритоголовых юнцов похвалявшихся, что прошли обучение в американских военных учебных заведениях на территории Украины. Не ожидал тогда, что дойдет до войны, сейчас ясно, кто ее уже не один год готовил.
 
Светлая лошадка аватар
Светлая лошадка (Ср, 17.12.2014 - 15:13)

B.O. написал(а):

Я еще в прошлом году обнаружил в "vk" бритоголовых юнцов похвалявшихся, что прошли обучение в американских военных учебных заведениях на территории Украины. Не ожидал тогда, что дойдет до войны, сейчас ясно, кто ее уже не один год готовил.
 



Грустно всё это. Сейчас вон уже деньгами за ситуацию платим...

B.O. аватар
B.O. (Ср, 17.12.2014 - 23:06)
Бывало хуже! В начале 90-х цена нефти падала до 8 долларов, с трудом, но пережили. Сейчас за это принято Ельцина винить, хотя цену обрушили США и Саудовская Аравия. А вот уже Барак Хусейнович решил через полвека восстановить отношения с Кубой, поди попросит Кубу к санкциям присоединиться.
Светлая лошадка аватар
Светлая лошадка (Чт, 18.12.2014 - 01:27)

B.O. написал(а):

Бывало хуже! В начале 90-х цена нефти падала до 8 долларов, с трудом, но пережили. Сейчас за это принято Ельцина винить, хотя цену обрушили США и Саудовская Аравия. А вот уже Барак Хусейнович решил через полвека восстановить отношения с Кубой, поди попросит Кубу к санкциям присоединиться.



С Кубой меня тоже "умилило". Ладно бы, одумались, а то ведь в пику.
Будем надеяться на лучшее. Доброй ночи.

Irma аватар
Irma (Сб, 03.01.2015 - 00:31)
Очень жалко эту женщину, очень..
мы и практически все наши близкие ооочень болезненно переносим нынешние дела с украинским вопросом, так сказать, по причине элементарного наличия украинской крови в нас всех....
и,кстати, меня всегда напрягают и удивляют фразы и долгие размышления на тему "ликующего большинства и прочей зависти ущербно живущих тут к живущим ТАМ"... никому не завидую, но и себя ущербной точно не считаю, даже ни разу не попав в Штаты...
странно, но мне в моем кругу практически не попадаются такие люди- все вполне себе внятно определяют себя и свое место в нынешней ситуации и совершенно трезво пытаются оценивать и ту информацию. которую дают все стороны, вовлеченные в конфликт, будь то Украина, РФ или Америка с Германией, к примеру...
Если же кто-то вдруг начинает цитировать кого-то из...., вполне легко удается привести человека в нормальное разумное сотсояние.. и потому мне удивительно, что у кого-то вокруг полно рьяных ,оголтелых фанатов нынешнего режима...
пока наоборот радуют призывы парня из Америки "не горячитьься и постараться пережить стойко беду, не потряв длизких", мне нравятся попытки моихт украинских родственников не потерять связь с нами, пока в их стране буйствуют и богатеют все те, от кого они пытались избавиться вот уже третьи выборы подряд.. 
все пройдет, и хочется иметь право и совесть смотреть потом в глаза всем тем, кто сейчас по другую сторону...

спасибо, Лена. за рассказ..
Светлая лошадка аватар
Светлая лошадка (Сб, 03.01.2015 - 01:41)

Irma написал(а):

Очень жалко эту женщину, очень..
мы и практически все наши близкие ооочень болезненно переносим нынешние дела с украинским вопросом, так сказать, по причине элементарного наличия украинской крови в нас всех....
и,кстати, меня всегда напрягают и удивляют фразы и долгие размышления на тему "ликующего большинства и прочей зависти ущербно живущих тут к живущим ТАМ"... никому не завидую, но и себя ущербной точно не считаю, даже ни разу не попав в Штаты...
странно, но мне в моем кругу практически не попадаются такие люди- все вполне себе внятно определяют себя и свое место в нынешней ситуации и совершенно трезво пытаются оценивать и ту информацию. которую дают все стороны, вовлеченные в конфликт, будь то Украина, РФ или Америка с Германией, к примеру...
Если же кто-то вдруг начинает цитировать кого-то из...., вполне легко удается привести человека в нормальное разумное сотсояние.. и потому мне удивительно, что у кого-то вокруг полно рьяных ,оголтелых фанатов нынешнего режима...
пока наоборот радуют призывы парня из Америки "не горячитьься и постараться пережить стойко беду, не потряв длизких", мне нравятся попытки моихт украинских родственников не потерять связь с нами, пока в их стране буйствуют и богатеют все те, от кого они пытались избавиться вот уже третьи выборы подряд.. 
все пройдет, и хочется иметь право и совесть смотреть потом в глаза всем тем, кто сейчас по другую сторону...

спасибо, Лена. за рассказ..



Ирина, спасибо большое за комментарий. Да, всё смешалось в доме...
Тоже не понимаю зависти. Нет идеальных людей, нет идеальных стран, нет идеального строя... Деньги тоже не решают всех проблем, взять хотя бы наших сильных - ушли вдруг Гайдар, Черномырдин, Починок и ещё многие имущие. Не злорадствую, констатирую. За что бьёмся? Счастье, оно не вокруг, оно сидит в тебе или не сидит, а то, что вокруг, самое большее, на что способно, - это не приносить несчастья... Кажется, я не совсем о том...
На украинцев-таки обидно - слишком легко отринули нас многие, какая-то детская болезнь патриотизма. Хочется верить, перерастут.

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
X
Укажите Ваше имя на сайте TourBlogger.ru
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка...