По Британии.

Великобритания, осень 2010 г.

     Одной летней поездки в  Великобританию нам показалось мало, поэтому мы решили отправиться на Туманный Альбион еще раз - и осенью, воспользовавшись для этого полугодовой визой. Конечно, Лондон не Хельсинки и не Осло, чтобы сказать про него: я там был и больше не поеду. Наверно мы когда-то вернемся в Лондон, но  пусть это будет в будущем, пусть позабудутся многочасовые очереди перед Британским визовым центром и легкая  нервозность – а вдруг визу не дадут? Может быть это будет уже тогда, когда для россиян отменят визы. А может, мы станем гражданами Британии? Может, купим небольшой особняк в районе Кенсингтон?

       Запланировав на осмотр Лондоне четыре дня, к сожалению, только один из них оказался полноценным. Мы успели побывать в музее восковых фигур мадам Тюссо, ( сфотографировались с Путиным, Медведева пока нет) в Вестминстерском аббатстве и Национальной художественной галерее.

В Вестминстерское аббатство попали с третьей попытки.  ( То были в цейтноте, то пришли в воскресенье, когда для туристов собор закрыт).  Собор одновременно является  главным храмом британцев, в нем происходят самые важные в истории страны события, такие как  коронация и отпевание монархов. Побродили с аудиогидом между саркофагов и надгробий.

       В самой старой части аббатства находится могила 26 монахов, умерших в 1382 году от бубонной чумы. Почему монахов было именно 26 остается неизвестным, зато теперь понятно, почему в Баку расстреляли 26 комиссаров. Это  было сделано именно в знак почтения и уважения тех божьих праведников из Вестминстерского аббатства, что умерли от беспощадной болезни. И если историю с комиссарами можно отнести к  советской идеологической мифологии, то название улицы в Москве названной в  память о них, можно считать как  улица 26 Вестминстерских монахов.

     Заканчивается экскурсия по аббатству скромной могилой неизвестного солдата. На ней не горит вечный огонь, только простая плита из гранита обрамлена красными гвоздиками и текст. И никаких почетных караулов, пафосных венков, и  визитов молодожен.  Захоронение было произведено  11 ноября  1920 году, ровно через год после окончания Первой мировой войны. В основу был положен грунт из могилы неизвестного солдата в Париже.

По Британии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Кафедральный собор в Линкольне.

Утром, на следующий день отправились с вокзала Виктория в Кентерберийское аббатство – своеобразную Троице-Сергиевскую лавру Англии.   Хотелось прокатиться на английском поезде, убедиться насколько их поезда  отличаются от российских электричек.  Выяснилось, что самое существенное отличие – стоимость проезда, второе комфорт, плавный и почти бесшумный ход вагона,  отсутствие безумных толп с узлами и баулами, работников художественной самодеятельности с гитарами и гармошками, а также продавцов всякой ерунды.

 В поезде ехали, наверно,  часа полтора. Всю дорогу  из окна можно было наблюдать за весьма однообразным пейзажем. Мы сидели практически в пустом  вагоне, лишь иногда входили новые пассажиры. Так  на предпоследней остановке войди две девушки  лет 14-16  с вызывающим макияжем, прическами и нарядами, и еще пирсингом в ушах, губах, носу,– можно было бы подумать, но на самом деле просто юные девчонки из предместий.

В Кентербери сначала пошли в монастырь августинцев. Точнее это были руины монастыря, который прекратил свое существование после реформы церкви проведенной королем Генри VIIIв 16 веке. Судя по фундаментам и остаткам храмовых стен аббатство было весьма впечатляющим. Сейчас же смотреть на рассыпающиеся камни было скучно. И мы поскорее закончили с монастырем, чтобы направиться .

Перед Кентерберийским собором  современная скульптура архиепископа Томаса Беккета, убитого рыцарями Генриха II. Убийцы набросились на него в храме, когда священник готовился к службе. Удар мечом был настолько сильным, что меч переломился.  Беккет был похоронен в храме,  его мощи обладают  чудодейственной силой. Со средневековых времен к ним потянулись паломники. Вскоре мученик был объявлен святым.  Сейчас в месте, где и был убит монах,   установлена скульптура в виде сломавшегося меча.

История,  произошедшая с Томасом Беккетом,  заключалась в том, что этот монах был назначен Генрихом IIархиепископом Кентерберийским, однако изменил после этого свои взгляды на  некоторые предметы  политический и общественной жизни, чем  вызывал негодование и гнев короля.  И в результате был убит.

Когда мы вошли в собор, увидели трибуну, которая была   повернута к главному входу. Через несколько минут  в храме стали появляться люди, которые  располагались на этой трибуне спиной к алтарю. Готовилось представление. Эти люди  несколько десятков человек, были певчими большого хора, а перед ними  расположился симфонический оркестр. Когда репетиция началась, они исполняли Реквием Моцарта, впечатление  от музыки  под сводами было очень сильным.

После собора пошли в римский музей. Под городом во время раскопок были найдены остатки римских строений. В музее на основе древних фундаментов воссозданы  римские бани. Пол и стены с подогревом через  специальные дымоходы  и воздуховоды в них  должен был поступать теплый воздух от печи расположенной рядом с баней.

Мы возвращались по одной из центральных улиц с множеством кафе и магазинов. Как уж так получается, что каждая прогулка по  Кентербери, если начинается на восточном вокзале, то заканчивается  - на западном. Или наоборот.

 И вот мы уже вновь в поезде, прошли контролеры, обратная дорога оказалась длиннее, за окнами было уже темно, возвращались или наоборот куда-то на дискотеку ехали подростки.

После поездки в Кентербери уже было поздно идти в “HardRockCafé”, хотя это была последняя суббота октября – известный праздник Хэллоуин.  На улицах встречались загримированные, и было много веселых, смеющихся детей с игрушками, возвращающихся с вечеринок. А в окнах стояли тыквы, в которых горели свечки. Даже  в супермаркете  Sainbury’sпредлагался  широкий ассортимент этих овощей. 

       В воскресенье  я съездил на Пиккадили  в “HardRockCafé” . Там бывали  участники Битлз, Роллинг Стоунз. Когда Пит Таушенд узнал, что гитара Эрика Клэптона  находится на стене кафе, он предложил повестить там и  свою гитару. С этого  в 1971 году началась коллекция  предметов принадлежащих всемирным рок звездам. И стали открываться заведения  под брендом «Хард-рок кафе» по всему миру.

      Рядом со стойкой бара прислонена крышка гроба Джимми Хендрикса.  Веселые посетители заведения попивали пиво и закусывали стеками с картошкой “franchfras”

Вечером в воскресенье мы прошлись до Кенсингстнского парка, до мемориала принцу Альберту, установленному напротив   ‘Royal  AlbertHall” .  Поскольку было уже темно,  позолоченная скульптура так сверкала в огне прожекторов, что на нее  было больно смотреть.

        Мы медленно возвращались по вечернему Лондону в свой отель. Как жаль, что наше время  в Лондоне, мы не смогли использовать максимально.    На следующий день мы поднялись на собор  Св. Павла и побывали в музее Тауэрского моста – первого в мире разводного моста, где была использована гидравлика. Англичане преподносят его конструкцию как шедевр инженерной мысли.

 

 Кембридж. ( CAMBRIDGE)

            Наконец с Лондоном было покончено. Мы поймали такси и поехали на вокзал Виктория. Прощай тесный номер в гостинице Quality Crown Kensington за 126 фунтов, надеюсь, что мы больше туда никогда не вернемся.

            На вокзале столкнулись с непредвиденной проблемой: как бесплатно выехать из города. Дело в том, что Виктория находится в платной зоне ( стоимость въезда 9.в фунтов) но как объяснил мне работник прокатной конторы, оказалось, что он грузин и свободного говорит по-русски, можно проехать бесплатно, если не сворачивать на улицы отмеченные знаком «С» в желтом кружочке. Он даже начертил мне съему проезда на листке, по которой я с неимоверным напряжением и следовал.

            Платная зона Лондона как выяснилось довольно большая, включает в себя практически всю центральную часть от Паддингтона до набережных Темзы, от Южного Кенсингтона до Тауэрского моста  (TowerBridge) включая Сити. Для Москвы это будет соответствовать примерно территории  Третьего транспортного кольца. Так что если московский мэр решится на организацию платного проезда это кардинально изменить ситуацию в городе, главное, чтобы это было сделано для всех машин, кроме такси и машин владельцев, живущих в центре.

       Приветливый грузин  спрашивал нас «Ну как там, в России сейчас?» Он работает в Лондоне уже восемь лет. «Да все по-прежнему – ответили мы – цены ломовые, даже на 76 бензин. У вас здесь в вашей хваленой Англии нигде не зальешь. Помните такой? – А как же – ответил грузин и рассмеялся. Он пожелал нам  счастливого путешествия, а мы пригласили его в Москву открывать ресторан.

           Путешествующему по Великобритании российскому автолюбителю непривычно - не увидит он на дорогах Великобритании дорожных полицейских. Нет  традиционных в России постов на выезде из города ( почему пост ГАИ должен находиться на выезде из города,  а не в центре. Это никем и никогда не было регламентировано)  Нет полицейских на оживленных  перекрестках, на трассах, возле светофоров, - их нет  не дорогах  вообще. Почти месяц мы колесили по Англии  и только два или три раза видели  проехавшую мимо полицейскую машину. 

       Оказывается, что водители легко и вполне  самостоятельно   могут справиться с маневрами, не нарушать правил и не создавать пробок. И не совершая  аварий.  Контроль над соблюдением скоростного режима и проездом на зеленый  свет выполняют камеры. Более того,  обслуживание и установка камер слежения передана частной фирме. Этих камер оказывается вполне достаточно,  чтобы  не было частых нарушений правил движения.

Наконец  приехали в Кембридж. Чем он отличается от Оксфорда? Тем, что Кембридж – это город в университете, а Оксфорд – университет в городе. 

Сразу чувствуется, что оказались  среди совсем другой публики – студенты, задорная молодежь, кто-то сосредоточен и деловит, кто-то беззаботен, передвигаются на велосипедах. По правилам или так модно, надевают пластиковые шлемы, как у настоящих велогонщиков, своих железных коней цепляют замочками к  металлическим изгородям, где это разрешено. На многих фасадах домов висят объявления «велосипед не парковать».

        Молодые люди разъезжают на велосипедах, кто с теннисными ракетками, кто с ноутбуком, кто с бутылками шампанского.   Люди  не озабочены тем, как побольше заработать. Вместо офисов спешат в библиотеки. О чем они думают? Или о своем научном проекте, или о предстоящих соревнованиях по гребле, или, быть может, о вечеринке в пятницу… Ну уж точно не о спекуляциях на бирже, деньгах и наживе. Может, я заблуждаюсь, но университетский город оставил такое впечатление. И поэтому мне захотелось там остаться, разделить такой стиль жизни. 

            Утром, когда я вышел на прогулку перед завтраком, было ощущение, что сегодня  1 сентября, когда  все школьники и студенты разом пошли учиться. Из всех кембриджиских подворотен выходили мальчики и девочки в с школьными сумками, ехали на велосипедах, ждали на остановке автобусов. Со стороны вокзала двигалась целая демонстрация учащихся. Я закурил и подумал, что сейчас ко мне подъедет общественная инспекция и оштрафует за курение в детском учебном городе.

            Во время  прогулки побывали в King’s College, где в часовне присутствовали на вечерней службе., потом поужинали в итальянском ресторане. На следующий день побывали на территории в колледжа Magdalene, что находится в самом конце города, а потом в самом известном  - Trinity, ( 36 нобелевских лауреатов).    

       Сфотографировалиcь напротив моста “BridgeSighe” – копия моста в Венеции. Вокруг живописный парк. Поздняя осень, желтые листья, сухая трава, георгины.

По Британии.

 

 

 

 

 

 

 

                           Встретили соотечественников, выпили с ними кофе и послушали рассказ о поездке в Тюмень, где на улицах полно зеков, который  легrо можно отличить от остальных граждан по особой старомодной одежде.   Наши случайные собеседники Олег и Аня  приехали из Питера, и мы обсудили возможность перевода  туда столицы, и критиковали Москву за уродливую архитектуру. Потом восхищались красотой и академичностью Кембриджа, особенно осенью, когда  спадает поток туристов и  становится гораздо свободнее для прогулок. 

            В заключение побывали в изумительном богатом экспонатами  музее “Fitzwillam”, созданным на основе коллекций переданных городу работниками университета.

      Стоимость обучения в Кембрижде составляет не менее 20 тысяч фунтов в год когда, а судя по экстерьеру  колледжей, порядку и чистоте, намного выше. Хотя все колледжи независимы, нет общего руководства, в каком бы колледже не учился студент,  по окончании  он получает диплом Кембриджского университета.    

 Во второй половине дня выехали в город Или (Ely). В Или пошел мелкий дождь. В тумане и сумерках, размывал контуры  взметнувшегося  башен собора. На улицах не было ни души. Подъехав почти вплотную к собору, мы даже не стали оплачивать парковку. Риск, конечно, что нас оштрафуют, был,  если наша машина  простоит более разрешенного бесплатного получаса, но на улице было так уныло, плохой хозяин собаку не выгонит.

  Когда мы вошли в собор перед самым закрытием, зал уже опустел, и в тишине раздавались звуки шагов. Собор потрясает своими размерами.  Это один из самых больших в Англии соборов. Можно было стоить стоять целый час и  рассматривать интерьеры и  расписной потолок, жаль что мы приехали так поздно.

И поэтому, посещение  дома-музея Оливера Кромвеля  пришлось отложить до лучших времен. Кромвель, прежде чем стал парламентарием, служил этом городе сборщиком налогов.  И запомнился своей принципиальностью

Меня удивляло: почему в Англии столько древних руин? Почему голые камни аббатств, церквей, замков?  Многие   разрушения англичане списывают на период реформации, когда Генри VIII  закрыл монастыри и реквизировал их имущество. А потом через 100 лет началась гражданская война. И уже  в ходе нее революционные солдаты О.Кромвеля разрушали  крепости, замки и соборы, если они представляли интерес для армии короля.

После отправились ночевать в Линкольн. Путь  до Линкольна – стала  самый трудным отрезком нашего путешествия, поскольку ехать пришлось ночью по второстепенным дорогам, которые вовсе не предназначены для скоростной езды. Они довольно узкие и на них часто встречаются населенные пункты, в которых скорость ограничена. Англия уже спаса. Даже не светились вывески магазинов. Ехать было скучно и поэтому изнурительно. Добрались в  Ибис только в половине десятого вечера

              

 Линкольн.

        Удалось побывать в кафедральном соборе Линкольна. Более того, нам предложили присоединиться к экскурсии по внутренним помещениям собора и подъемом на его крышу.  Экскурсия включала подробный рассказ о его строительстве  начиная с 1078 года, затем устройства колокольни, перекрытий, лестниц, полов, системы отопления. В заключение нам предстала уникальная панорама Линкольна с самой высокой его точки – крыши Кафедрального собора.

     На чердаке нам показали макет собора в том виде, в каком он должен был бы предстать с горами жителям города. А именно башни украшали остроконечные взметнувшиеся ввысь шпили.

   В  юном нефе установлена современная скульптуру, видимо церковь  относится с терпимостью к  выставлению в соборе произведений искусства  совсем разных стилей. Вспомнилась инсталляция  Йоко  Оно ( жена Дж. Леннона)  в соборе св. Павла в Лондоне.

          На библейскую тему, где «Мария Магдалина приветствует Христа в день его вознесения». Довольно оригинальное  толкование образов, поскольку фигуры  смахивают на доходяг. Впрочем, это не имеет значения. Поскольку  видно желание   скульптора подчеркнуть  духовность Христа и Марии и возвышенность, и отрешенность от мирского.

      Побывали в замке. Древнее сооружение. И там армия  О. Кромвели произвела некоторые разрушения. С разработкой новых видов оружия замок  перестал представлять интерес как фортификационное сооружение, и был заброшен. Пока в позапрошлом веке на его территории не организовали тюрьму.   Этому заведению и  посвящено большинство экспонатов, таких как   камеры, решетки,  уголовная атрибутика,  предметы  охраны – словом, все пронизано пафосом  пеницитарной  системы 

       В заключение осмотрели римскую арку, которой судя по представленной информации более 1700  лет. Рядом на фотографии грузовик, врезавшийся в эту арку в 1964 году,  и заплативший потом 1569 фунтовза разрушения.  И хотя арка, точнее сказать обычные каменные ворота,  не отличается художественными изысками, а  довольно примитивна, но  все рано  стоит лишь представить, что здесь ходили древние римляне,  сразу чувствуешь свою причастность к античности.

    В зале для собраний каноников  выставлена одна из копий « Великой Хартии вольностей» подписанной в 1215 году. Это уже вторая Хартия, которую мне довелось увидеть, путешествуя по Англии. Первая находится в Солсбери и выставлена в витрине, где категорически запрещено фотографировать. Однако копия в Линкольне абсолютно доступна для фотографов даже со вспышками.  Рассматривая бумагу и чернила я заключил, что прошедшие 800 лет бумага ( нисколько не истлела) не подверглась никакой коррозии, а чернила  совершенно не выцвели. Документ представал  зрителям практически в идеальном виде – как  новый.

       Рядом с витриной линкольнский Хартии развернута выставка из которой можно узнать о путешествиях Хартии по всему миру. В частности, как свидетельствует объяснение, неоднократно  вывозили по разным городам Соединенных Штатов. На одной из фоток его рассматривает сам Обама. Предполагаю, что увиденные хартии являются искусно изготовленными  современными копиями. Хотя  столь глубокая древность документа тоже вызывает сомнения.

    Время уже 14-29, кончалось оплата парковки,  и мы выехали в Йорк.    Мы ехали на  голубом Форде Фокусе, сразу после   Линкольна по сторонам дороги появились  сооружения явно оборонительного характера, видимо здесь квартируется военная часть. На обочине мелькнул знак « Низко летящие самолеты» и сразу раздался  оглушительный грохот  реактивных двигателей. Над нами плавно прошла четверка современных истребителей-перехватчиков. По карте было видно, аэродром находится неподалеку.

      Неожиданно на  дороге А15  появился рыжий  парень в  ярко-желтом жилете, который заявил, что проезд закрыт. И нам пришлось пробираться по  шоссейкам в объезд.  Посмотрели на провинциальную Англию из окна автомобиля.

    Проехали через огромный  Хамберский мост в  устье реки Узе  возле портового города Гуль.

     Остановились на заправке и перекусили в уютном кафе за 13 фунтов, весьма недорого и вкусно. Запомнилось тем, что распорядитель никак не мог мне объяснить, вернее я никак не мог понять, что прежде  чем садиться за стол, нужно подойти к повару и выбрать: кусок мяса, индейки или ветчины.

          Потом выехали на дорогу А1079 и ехали до Йорка весь вечер. Там  у нас был забронирован отель «Ибис» в центре города.

      Вечером прогулялись по Йорку. В некоторых магазинах  Йорка  уже выставлены Деды Морозы. Развешаны шарики и другие рождественские игрушки. Шел мелкий дождь, но это не мешало людям веселиться в многочисленных ресторанчиках и пабах, расположенных в центре города.

 

 Йорк.

Утром вышли на мост, чтобы пройти в старый город, и увидели, что река  сильно разлилась. Казалось, что наступила весна и началось половодье. Фундаменты прибрежных домов были затоплены, открытые кафе на набережной тоже были под водой.

   Затем мы поднялись в башню Клиффорда. Древнее сооружение, построенное еще в 13 веке. Потом в музее Йоркского замка, потом музее викингов Jorvik- center, и кафедральном соборе . YorkMinisyer, MerkanterAdvencherHall. 

Весь день провели в городе, уехали только в шесть вечера  и удивительно быстро и без задержек и проблем домчали до DurhamRadissonвоспользовались скоростной трассой А1, где можно разгоняться до 140 км. Жаль что в одном месте  дороги  был ремонт ( а может работы по расширению) и все ехали строго 60 кмв час. Водители здесь в целом дисциплинированные, но несколько нервные. Видимо не привыкли себя правильно  вести на дороге, поскольку  не поучали  битой по лобовому стеклу за навязчивые звуковые сигнала за бибиканье)  .

     Над Даремом сверкали огни салюта, с третьего раза ( спросили редкого на британских просторах полицейского) нашли гостиницу, два раза проехали мимо, что в целом вполне обычные результат.

      Кафедральный собор потрясает своими величием.  Грандиозное здание заставляет задуматься.  О богатстве убранства англиканских церквей говорить здесь как-то не принято. Пока я осматривал  внутренние помещении, заиграл орган, благодаря  акустики  богатство звучания впечатляло.

       Перед собором стоит римская колонна, которая  была найдена во время ремонта  южного трансепта собора в 1969 году. И потом установленная перед собором в  1900 летнюю годовщину со дня основания  города. Йорк. По мнению местных историков и властей город был заложен римлянами в 71 году.     На колонне прикреплена табличка с надписью, что она являлась частью оформления штаб-квартиры шестого римского легиона расквартированного в этих местах.

      Увиденные памятники римской эпохи невольно приводят к мысли, что современные британцы считают себя действительными наследниками римской империи. В каждом городе непременно установлен памятник римскому легионеру – основателю города. Начиная с Лондона, где возле Тауэра стоит  римский военачальник и написано название Лондониум.  Логическое подтверждение этого пафосного заявления, в том, что  современная Британская империя из этой логики является как бы продолжением  тех великих завоеваний осуществленных  древними римлянами.

       Побывали в музее «Истории викингов». ( Активно рекламируется) Показалось, что жизнь этих диких людей  создателями экспозиции весьма приукрашена  жизнь. Но даже и без сомнений из созданной в музее   реконструкции видно, что викинги не мылись. В их деревне не воссоздано ни одной бани, хотя воссоздан уличный туалет.

 

 

 ДАРЕМ (DURHAM).

            Окно нашего отеля выходило на реку, и лишь проснувшись, мы увидели, что сегодня удивительно ясный и солнечный день.

            Завтракали мы в номере, из соображений экономии (15 футовна человека). Осматривая предоставленный нам в Radissonномер невозможно было без слез вспомнить о лондонских апартаментах. Тем более что и стоил он  на треть дешевле, чем в Лондоне. Можно было бы съездить отсюда в Ньюкасл, к стене Андриана и в этот же день вернуться.

            Однако долго разгуливать по средневековым улицам не пришлось. Замок напротив собора оказался закрыт на специальное обслуживание - встречу и отмечание годовщины. И мы поспешили в  Кафедральный собор.

В Дареме мы достигли самой северной точки нашего маршрута и повернули назад. Путешествие все еще  продолжалось, но  уже вступило в фазу возвращения. Думать об этом не хотелось, мысли о возвращении в холодную московскую рутину неприятны. Так хочется, чтобы лето продолжалось.

            Однако поездка еще не пришло то состояние  отрыва  (обычно я вхожу в это состояние к середине второй недели)  – того чувства , когда  забываешь о прошлом и не думаешь о будущем, а живешь  событиями путешествия -  околоотельной  суетой, потом осмотром замка, собора,  музей., а есть только дорога и ожидание увидеть за поворотом что-то необычное,  или во время остановки в следующем городе. Живешь только дорогой,  дорожными заботами, когда погружаешься в эту увлекательную суету, а вместе с этим появляется возможность поразмыслить о вечном.

            До реформации в Даремском соборе  находились мощи святого Кутберта  - сейчас на том месте положена мраморная плита с надписью “Kuthbertus”. В 1560 году во время Реформации гробница была разрушена, как и были выбиты витражи и замазаны краской роспись на стенах.

    Осматривая собор, мы пошли к памятной  плите, она лежит на пьедестале  перед алтарем или  за главным престолом собора. Жаль, конечно, что не все сохранилось в том  древнем виде,   как было создано почти тысячи лет назад. К этой плите приходят паломники со всего света, чтобы поклониться святому Кутберту.

      Radissonв Дареме располагала к спокойствию. Наблюдая за умиротворенно потягивающих пиво в холле пенсионеров, не хотелось куда-то ехать. Тем более что перед нами был древний собор, замок, с древними стенами.

Вернувшись в отель мы сфотографировавшись возле своей  машины, как настоящие автопутешественники и стартовали в Уитби ( Whitby). И вот вскоре между холмов показалось северное море.

            Поездка пришлась на неудачное время – рано темнело, поэтому большая часть переездов проходила в вечернее время, когда уже не видишь ничего кроме дороги. Пока жили в Лондоне, съездили в Кентербери на электричке. Аббатство – резиденция англиканского архиепископа. А когда, наконец, было покончено с Лондоном у нас осталось всего 8 дней отпуска  - этого совершенно недостаточно, чтобы во всей полноте почувствовать романтику путешествия на машине.

 Утром выезжаешь из одного отеля, а вечером останавливаешься в другом, за десятки и сотни километров, а между ними целый день, заполненный  случайными встречами, маленькими открытиями и нескончаемой дорогой.

А вечером, за станицами дорожного дневника уже с трудом, вспоминаешь, где и как  начался этот день.  Кажется, что время ускорилось и летит с невероятной быстротой, и в сутках уже не 24, они, кажется, растянулись до 25, 27, 30 часов. И вот когда  перестаешь чувствовать время,  значит, ты достиг или максимально приблизился  к состоянию, я бы его назвал «состоянием вечного странника». И больше не вспоминаешь, не возвращаешься мыслями к прежней московской повседневности. Еще я часто называю такое состояние –  состоянием полного отрыва от родины, от рутины, от всего, что творится у нас в стране.    

Этот день стал, наверное, самым динамичным дней всей поездки, и хотя мы преодолели всего 310 километров,  успели побывать в трех городах, два из которых расположены на побережье Северного моря, а именно в Уитби ( Whitby)  и Скарборо (Scarborough).

Уитби вошел в историю как место рождения великого мореплавателя Джеймса Кука (James Cook).  совершивший три кругосветных путешествия. В те давние времена, в 18 веке это была рыбацкая деревня  и  будущий капитан, видимо, выходил на пристань, провожал рыбацкие шхуны, завидовал морякам и мечтал о далеких странствиях. Так я предполагаю. Книжка о его кругосветных путешествиях  Николая Чуковского была одной из моих любимых в детстве. И вот  прошло  каких-то 40 с небольшим лет, и я добрался до родных мест Джеймса Кука.

Уитби спокойный городок, расположенный на берегах уютной  бухты. Как раз было воскресенье и на улицах  было полно народа. Прямо праздник какой-то. Мы прогулялись  по гранитной набережной, на краю которой перед морским простором памятник  мореплавателю. А на другом, высоком берегу гавани,  живописные руины древнего аббатства. Они так красиво смотрятся издалека, что мы решили не приближаться, тем более что нужно было покупать билет и потом иди по голому  полю к древним стенам,

До Скарборо было совсем недалеко – 30 километров, но город показался нам растянутым и запутанным. Пришлось сделать два круга, чтобы разобраться в улицах и выехать на набережную.

Огромные волны северного моря с грохотом разбивались о бетонные заграждения и  вспенившаяся вода выплескивалась на мостовую, заливая тротуар и ноги гуляющих. Вдали на скале был видны руины замка, а с другой стороны белело здание отеля и несколько  шатров непонятного назначения, но с виду похожих на цирки  Шапито. Парковочные места вдоль набережной пустовали, и,  развернув  машину лобовым стеклом к морю, мы устроили походный обед.

Подъехав к воротам в средневековой стене, чтобы  добраться до руин замка на скале, но, к сожалению, прямо перед носом двери его закрылись – было уже 4 часа дня. Мимо пронеслись  мальчишки на велосипедах, любители тюков на склонах, по узкой и кривой и неимоверно крутой тропинке.

Но все равно из-за стены открывался великолепный вид на гавань. Рядом висела табличка, информирующая любознательных, что уже 3000 лет ( три тысячи лет) а этом стратегическом месте находится дозорный пункт, из которого наблюдают и за движением кораблей.  А с другой стороны лежал город, улицы тянулись до холмов на горизонте, над которыми висело оранжевое заходящее солнце. Как жаль, что наша поездка пришлась на позднюю осень, когда так рано темнеет, ведь летом мы имели бы еще пять часов светлого времени потратить на ландшафты и монументы.  А теперь ничего не оставалось, кроме того, чтобы сесть в машину и ехать еще почти 150 километровдо города Huddersfield,  где нас ждал забронированный в «Премьер Инне» номер.

Объехав скалу с замком по дороге вдоль моря, мы оказались, словно в другом городе. Вдоль улиц сверкали сотни огней различных игорных заведений, ресторанов и клубов. Конечно не Лас-Вегас - эта иллюминация лишь отчасти напоминает праздник  жизни в Неваде.

Наблюдая из окна машины бессмысленное мигание разноцветных лампочек, я подумал, что видимо, не так уж и хорошо идут дела у британцев. Если они разрешают открывать игорные заведения.

 

 Манчестер. Гостиница PremierInnHuddersfield

Нас встретили две любезные администраторши, провинциальные английские девушки, ответственные и внимательные, одна по моей просьбе забронировала отель в Ковентри.  

 Расположившись в комнате, мы пошли поужинать в соседний паб. Поскольку была суббота,  там было много изрядно подвыпивших. Впрочем, они вели себя не агрессивно, только разговаривали довольно громко. 

На следующий день мы выехали в Манчестер, но выбрали маршрут через национальный парк  “ PeakDistrict“. Из окна мы видели  равнины и взгорья, петляющую реку, леса и искусственным озером. В общем-то,  ландшафт привлекательный, но вызывающий весьма скромные чувства, если вспомнить об альпийских дорогах.

По Британии.

Здание торгового центра в Манчестере.

            Когда въезжали в Манчестер, видели впереди какое-то странное сооружение,  возвышающееся над всеми остальными домами. Однако подъехать к нему ближе так и не получилось, улица увела нас в сторону, и мы оказались среди заброшенных многоэтажных зданий из красного кирпича с разбитыми стеклами. Видимо это прежде были какие-то склады. Вокруг никого не было, на обочине валялся мусор. Весьма безрадостная картина, того гляди,  из-за угла появится банда чернокожих подростков  с ножами и обрезками труб. Так что мы поспешно развернулись и поехали в обратную сторону. Вскоре оказались на оживленной улице. По ней  сделали  три круга, объезжая центр, пока не наткнулись на  одну из многоэтажных парковок, как оказалось весьма дорогую ( 20 фунтов).

Это было 7 ноября,  но  напрасно мы надеялись увидеть демонстрацию трудящихся манчестерцев в честь годовщины социалистической революции, в Манчестере такие демонстрации или проводятся кулуарно, в негритянских предместьях, или не проводятся вообще.

       Как и предполагал Манчестер  оказался совсем не интересным  для  туристов городом. Это промышленный и  деловой центр современной Британии, где люди  живут, чтобы зарабатывать, а не приезжают, чтобы отдохнуть и развлечься.

Долго  ходили по  торговым центрам,  но так ничего и не купили, разочаровал однообразный пестрый  ширпотреб.  Тщетно пытались найти что-то оригинальное.   Послушали уличных музыкантов, выпили кофе в сетевой забегаловке “Etа”.  Прогулявшись по центру, я   постоял несколько минут на площади  перед зданием ратуши. Там установлено несколько памятников наиболее известным и знаменитым жителям  города.

 

Честер (Chester).

            С утра идет мелкий дождь, и порывистый ветер вырывает из рук зонтик. Для нас это первый непогожий день в Англии. Поэтому  прогулку по древней стене, окружавшей центральную часть города, я решил заменить  посещением кафедрального собора.

     Строительство кафедрального собора в Честере  было закончено в 1528 году, а начато еще в 9 веке. При входе собор показался несколько мрачноватым, наверно потому что день был пасмурный и солнечные лучи не попадали на огромные витражи. Сурово, в духе древних времен католицизма и вершения инквизиции.  Играл орган. И это создавало чувство возвышенности.   И  хотелось  сидеть на лавке  в соборе, слушать музыку, рассматривать древние стены и расписной потолок, а не идти наружу в дождь и рвущий из рук зонтик ветер.

Служащие в соборе оказались  приветливыми, внимательными и обходительными людьми. Удивившись в очередной раз, что мы из России, выдали нам  листовку на русском языке.  Такие листовки  на русском предлагались практически во всех посещенных  нами соборах, что свидетельствовало, что  наши соотечественники здесь не редкие гости.

Прошли по улице  торговых домов 12-14 веков, реставрированных в викторианскую эпоху. Туристическая часть этого города похожа на большой торговый центр, состоящий из множества бутиков одежды, антикварных изделий,  картин безделушек мелких кафе и современных магазинчиков электронных товаров. И все это располагается в отреставрированных и стилизованных под фахверковые домах. Город оставляет приятное впечатление чистотой, нарядностью и воссозданным колоритом старины. Жаль только, что мы приехали в него, когда сезон уже закончился,  и на центральных улицах велись  земляные работы, строители в оранжевых робах долбили асфальт, гудел экскаватор.

Неожиданно с соседней улицы раздался шум марширующей толпы, это были команды левого марша.   ведущий выкрикивал какие-то слова, видимо «левой, левой! Кто там шагает правой? Левой.» Но вместо  революционного матроса с коробкой маузера на поясе показался рыцарь в доспехах, в шлеме, копьем и мечом, а за ним следовала колонна не восставших рабочих, а  детей из начальной школы. Они дружно  повторяли призывы ведущего. Как выяснилось, это был римский военный патруль. Они шли из музея игрушек в музей Римского форта. Так организуются в Англии внешкольные уроки истории. Очень часто мы видели в музеях, подчас они и оставались единственными посетителями, шумели и бегали от экспоната к экспонату с  какими-то планшетами, что-то зарисовывали и записывали, потом собирались группой и слушали рассказ  экскурсовода или учителя.

Успели зайти  в Гросвенорской  (“Grosvenormuseun”) музее - своеобразном краеведческом музее ( вход бесплатный). Помимо рассказа об истории города в туалете музея  для просвещения населения развешаны таблички  с тексом: « А знаете ли вы, кто придумал первый унитаз?»  Над водопроводным краном висит:  «А как знаете ли вы, с каких времен люди пользуются мылом?»

Из Честера мы выехали в Конви (CONWYCASTLE)  – в  древний замок короля Эдварда I.. ( входной билет 4.6 фунта)

Средневековое сооружение хорошо сохранилось до наших дней, мрачные бастионы передают дух тех далеких суровых времен. Замок был построен в 1287 году на берегу стремительной реки Конви, практически в ее устье, для  контроля над землями  Северного Уэльса. В замке можно подняться в каждую из четырех больших башен, откуда открывается вид на город и реку. Во время отлива многие лодки оказались на мели. Ветер и никого вокруг. Музей закрывался в 16 часов.  Потом мы прошли по узким переходам вдоль стен и спустились в темницу.  

 Осмотрев самый маленький домик в Британии, покрашенный красной краской фасад втиснутого между других домика на набережной не произвел особого впечатления, выехали в Ковентри.

Главное было добраться до одной из основных магистралей Британии дороги М6 и по ней уже домчать до места назначения. Совсем не порадовало нас обилие большегрузных автомобилей, которой порой занимали две из трех полос дороги. Шел мелкий дождь. Внешнего освещения не было.

На станциях сервиса  уже в половине восьмого было тихо и безлюдно. Ограниченный выбор блюд позволил скромно поужинать тем же, что обычно дают на завтрак -  кусок жареного бекона с сосиской и фасолью, яйцом и половинкой жареного помидора. Это блюдо кажется неизменно т во всех местах общественного питания вместе с традиционными “FishandChips”.

 КОВЕНТРИ.

В центре города построен собор, в современном стиле, это, пожалуй, единственный собор наших дней, что удалось увидеть за всю поездку. Он построен рядом с разрушенным во время бомбежки 16 ноября 1940 года кафедральным собором, который стоит в руинах, напоминая молодежи об ужасах прошедшей войны.  .тер. Надмы приехали в Глоусразуу, и он открыл закон всемирного тяготения.ужечке элея, присев перед  Напротив собора расположен Университет, мимо собора и по прилегающим улицам и ходит эта молодежь -  многочисленные цветные студенты.

В центре было пустынно и дул пронизывающий ветер. Запечатлев конную статую королевы Годивы, своеобразного символа города, мы поехали в замок Уорвик.

Легенда о королеве Годиве, проехавшей на спор голой на лошади днем через весь город позволяет предположить, что она имела редкую и ярко выраженную  форму эксбиционизма, редко встречающей у женщин. Желая удовлетворить свою патологическую страсть, она потребовала у короля снизить для горожан налоги, что естественно вызвало у него удивление и протест.  Иначе она будет ездить по городу верхом полностью обнаженной. И в первое же воскресенье при большом скоплении народа осуществила свои намерения. Чтобы больше не позориться из-за такой экстравагантной жены,  король к всеобщей радости жителей города сократил поборы. И представил это как заслугу своей королевы, которую после этого стали считать настоящей героиней.

 

 WARWICKCASTLE

Как и предполагал, замок Уорвик оказался хотя и очень красивым сооружением с небольшим английским парков поодаль, но представлял собой филиал диснейленда.  Высокие цены несколько печалили, но радость бегающих по стенам, комнатам дворца и подземельям детишек вдохновляла.   Ряженые смотрители развлекали экскурсантов рассказами, зазывали дикими криками  в темницу ужасов. Вход в замок для взрослого стоил 20 фунтов, 5 фунтовстоила парковка, отдельный билет в музей ужасов, стоил еще 20 фунтов.По Британии.

В        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Замок Конви в Северном Уэльсе.

В свободном мире, в частности в Англии, прослеживается тенденция организации  музеев ужасов. Камеры пыток, тюремные подземелья,  различные предметы изуверства  являются   очень популярными в таких заведениях, где задача служителей попытаться напугать посетителей. Не говоря уже про Лондон, где работает “Londondangers” м в музее мадам Тюссо, музей тюрьмы, тоже самое мы увидели в Йорке и вот теперь даже маленьком диснейленде в Уорвике  открыта темница страха. Приезжали бы лучше свободолюбивые англичане и американцы в город Пермь, где сохранен в реальном виде  лагерь для заключенных, и тогда только добравшись до такой глуши станет жутко, а если  представить, что суждено провести в этих крайне неуютных местах несколько лет, то охватит полное отчаянье.   И главное, безусловное и окончательное убеждение, что ничто нельзя изменить.  

  

  Глостер(GLOUCESTER).                                               

К вечеру мы приехали в Глостер. Наш отель «Эдвард» находился на одной из главных улиц города –  Londonroud. Нас  поселили в небольшой комнате на третьем этаже, больше похожей на мансарду, но с большим открывающимся окном на панораму города.

            Вечером  звон колоколов  наполнил опустевшие улицы. Мы шли  в поисках итальянского ресторана, к сожалению, в любом еще открытом пабе уже не работала кухня, и  там могли предложить только выпить. А с баши собора по-прежнему  разливался громкий  колокольный звон,  разными тонами, в колокола били  довольно долго, более получаса,  пока мы  кружили по безлюдным  улицам.

      Наконец, мы зашли в один из пабов, рядом со своей гостиницей, оказавшимся уютным, с теплой домашней атмосферой,  и,  присев в кресла перед  камином,  выпили по кружечке эля.

      Когда на  следующий день, мы подошли к входу в кафедральный собор, из него навстречу появилась группа маленьких монахов. Потом начали выносить каменные фигуры, укладывали на тележки и увозили. Наверно смена экспозиции. Внутри царила деловая суета, разбирали строительные  леса, репетировали на органе, священники  ходили по-деловому и отдавали распоряжения.

      В соборе установлена памятная доска создателю  гимна Соединенных Штатов. Но самая впечатляющая  скульптура – Иисус. При входе  в нем  распятие, где вместо  привычного тела доходяги, истощенного и умирающего,  а тело  спортсмена, атлета, борца,  не традиционно иссушенное, а полное сил, энергии и здоровья.  И вместо гвоздей он  распят на кресте  болтами.  Прикручен к  кресту  болтами. И это пышущее здоровьем и силой тело легкоатлета, и это тренированное красивое тело утыкано сотнями иголок, лицо его искажено гримасой боли – без содрогания, мурашки по коже, и внутреннего трепета смотреть  на это произведение невозможно

      Скульптура соткана из сотен  тонких алюминиевых проволок, и пустая внутри, концы этих проволок  торчат наружу, словно иголки ощетинившегося  дикобраза.  Эти торчащие вот все стороны иголки ( концы проволоки)  и есть ощущение постоянно источаемой острой боли.

       Засмотревшись на современного Иисуса, на чашу для крещения 12 века, мы забыли подняться на главную башню.

       От собора  мы шли по узкой дорожке, она вела нас  между  отгороженными   яблоневыми садами,  и на тротуаре валялись  внушительного размера треснувшие от удара  о землю зеленые яблоки, они и сочно хрустели под ногами. Одно из таких яблок, видимо, упало на голову Ньютону, и он открыл закон всемирного тяготения.  

     Еще осмотрели Исторические Доки и Музей речного судоходства Британии. В Глостерских доках, это портовые склады, использовавшиеся с викторианских  времен до середины прошлого века, сейчас восстановлены и отреставрированы, превращены в современные офисы. В одном из 15 зданий из красного кирпича находится музей, где я пообщался  с приветливым гидом, осмотрел экспонаты из жизни  речных судоходцев. Было много детей, учителя проводили выездные уроки. Потом пошел в музей фольклора. Вход, что весьма удивительно в Англии, бесплатный. По пути видел конную фигуру основателя  Глостера – римского легионера.

В порту, вдоль пирсов пришвартовано много самоходных барж, когда-то использовавшихся для перевозки угля, а теперь переоборудованных в дома на воде. Внешне они очень похожи на те, что стоят на каннах Амстердама, однако в них живут вовсе не бездомные или бедные люди, а наоборот весьма зажиточные, поскольку  оплата  аренды места в порту и обслуживание дома-баржи обходится  в несколько тысяч фунтов год. Как правило эти люди имеют  квартиры или дома, но, видимо, средств для покупки яхты у них не хватает, поэтому они совершают морские прогулки на бывших угольных баржах.

А прежде, когда баржи использовались по назначению, на них действительно жили.  В музее устроена тематическая выставка фотографий, рассказывающая об этих людях. Снимки сделаны в первой половине прошлого века. Удивительно, или нет,  но эти люди  не имели домов на суше, и проводили всю свою жизнь  на воде – спали, ели,  женились, растили детей, умирали  - и все в бесконечном плаванье по паутине каналов Англии. Они не работали, они жили, у них не было свободного времени, они всецело принадлежали своей  лодке и своей судьбе перевозчиков угля.

Однако они относились к своей судьбе вечных странников, как принято сейчас говорить, креативно. Было принято раскрашивать свои дома на воде разными узорами и цветными картинами, укреплять деревянные  фигуры, другие поделки – таким образом украшая своё жилище и разнообразя рутинное существование. Эти экспонаты и представлены в музее. На фотографиях предметы быта, утварь, игрушки, книги  – все, что необходимо для домашнего хозяйства на  барже-жилище.

Всматриваясь в простые загоревшие, огрубевшие от ветра лица этих  людей,  сфотографировавшихся на своих лодках целыми семьями, по пять - шесть человек, с взрослыми и грудными детьми, я  заметил, что они чем-то напоминают  российских мастеровых из уездных городов позапрошлого века. 

       В заключение нам предстояла легкая дорога в Хитроу по мотовейю.  Последний раз остановились на площадке “Servises”,  чтобы перекусить и заправиться возле города Reading. Внешне в Британии мне много напоминало Америку, особенно  северо-восточного побережья, т.е. Новой Англии  с той лишь разницей, что у американцев   лучше, шире, богаче. И это можно заметить  в частности по такой несущественной  детали как оформление  rastarea.

      В очередной раз я залил полный бак 95 бензина, которого хватило, чтобы  и уже заправляться не пришлось.  Таким образом, за всю поездку заправляться пришлось три раза и общая стоимость бензина составила 59, 56 и 48 т.е.  в общем, около  163 фунтови поскольку мы заправлялись по 46 литров  в разных районах страны, а проехали всего 1812 км,  можно заключить, что в среднем  95 бензин стоит в Британии 51 – 53 рубля, что в два раза дороже, чем в России.

        Стандартный сервис не радовал разнообразием.  Кажется, все сервисы в Британии одинаковые, мало того даже выбор заведений фаст-фуда весьма минимальный. Кажется, что в Англии питаются исключительно  составляющими английского завтрака – яйцо, бекон, сосиска, помидор и фасоль.  И альтернатива этому бургеры, т.е котлеты из говядины.

Даже куска жареной свинины не сыщешь. Нечего сказать, в впроголодь живут англичане, питаются фасолью и вареной треской с безвкусным картофелем.  Для оправдания собственной кулинарной нищеты придумали вегетарианство.  Всячески расхваливают полезность этого образа питания, очевидно уже не понимая, как обкрадывают свою жизнь, отказываясь от  шашлыков, стейков, цыплят табака и разных других наивкуснейших  блюд.

            Перед аэропортом возникла по британским понятиям пробка, а по московским – обычное рабочее движение.  Машины минут 20 тащились со скоростью 10 кмв час, однако никто не ехали по широкой резервной полосе.  Над головой с грохотом шли на посадку  огромные самолеты.  


Готов к критике!
Тэги: Великобритания ,
3 голоса | Комментарии Оставить комментарий
irezine аватар
irezine (Чт, 17.02.2011 - 21:32)

Интересно проехаться по провинциальной Британии... Тоже есть такая мысль... Вот опасаюсь только, что левостороннее движение напрягать будет... Как оно за рулем?

irezine аватар
irezine (Чт, 17.02.2011 - 21:38)

Английская кухня действительно караул..По Британии. Если б не китайские рестораны, с голоду помереть можно...По Британии.

victorio аватар
victorio (Пт, 18.02.2011 - 18:34)

 

Спасибо за внимание к моим заметкам.

Пока я еще не встретил ни одного водителя, который  после езды по левосторонним дорогам, находил бы в этом какую-то проблему.М.б. первые 20 минут вам будет на дороге неного необычно, а потом вы к этому привыкните.

     Может мы были невнимательны, но ни китайских, ни турецких, ни индйских, ни каких-либо других ресторанов быстрого питания мы не встречали. Только шаурма уровня прирыночных забегаловок, какие-то арабские едальни без посадочных мест,  разнообразные сэндвичи в кадом ларьке и хот-доги.  Если  это не утраивает, то плати 20-30 фунтов в ресторане категирией выше. Но и там в меню - скука.

vibas аватар
vibas (Чт, 24.02.2011 - 11:02)

Да, интересно, спасибо! Британия для меня пока - неизвестная страна.

 

vibas аватар
vibas (Чт, 24.02.2011 - 11:04)

irezine написал(а):

Вот опасаюсь только, что левостороннее движение напрягать будет... Как оно за рулем?

 

Ирин, очень быстро привыкаешь. Даже передачи левой рукой переключать. Я вот только два первых дня включал дворники вместо поворотников :)), а так все нормально.

victorio аватар
victorio (Пт, 04.03.2011 - 23:34)

vibus: спасибо за внимание к мои заметкам.

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
X
Укажите Ваше имя на сайте TourBlogger.ru
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка...