"По родной стране пройду стороной, как проходит косой дождь"

Москва, февраль 2014

 

                                           «По родной стране пройду стороной, как проходит косой дождь»

 

            Здесь у нас наряду с путешествиями существовала традиция музейных описаний. Помню потрясшую меня многосерийную историю о посещении парижских музеев от Анатоля. Да и самому мне доставило удовольствие рассказать в свое время о московском музее шоколада (сам себя не похвалишь…). Работы художника,  о котором я пишу на этот раз, заняли свое место во многих музеях мира и по счастью и справедливости и в наших музеях. Эта выставка проходит под названием «На пороге музея», будем надеяться, что словам этим суждено сбыться. Мы там фотографировали на телефон, выставка блестяще оформлена под руководством куратора проекта Полины Лобачевской, но именно поэтому трудна для съемки, не взыщите. Не стал ничего брать из сети, желающим это не трудно будет сделать. Он продолжил карму Ван Гога, разве что ухо себе не резал. Ужасно грустная славная жизнь. Этим постом пытаюсь подтвердить предсказание Костаки, о котором пишу несколько позже.

 

            Выставка производит ошеломляющее впечатление. С одной стороны, для тех, кому не чужды конструктивисты и авангард, работы Малевича и Суэтина, ощущение, что ты знаком с художником и его типажами, с манерой и цветовой палитрой. Быстро довольно понимаешь, что так-то оно так, но не всё  так просто. На твоих глазах изображения возникают из деконструкции формы, извивов линий и игры цветовых пятен, экспериментов с цветом, оттенками и тонами, из запечатленных неведомо как чувств, движений и героев. То, что тебе показалось сначала знакомым, 20-30 лет после начала века где-то продолжалось под спудом, во тьме вызревания и прозрения, и вдруг выплеснулось на бумагу и холсты живым, пульсирующим, преобразованным и видоизмененным.

 

                                    

 

                                    

 

                                    

 

            Впервые я услышал о нем в 60-х. Родственница рассказывала, как к ней пришел знакомый художник-график с приятелем, хорошо под градусом, с вином, засиделись за полночь за беседой и ужином, остались ночевать, кое-как разместившись, а на утро собрались и, попив чаю, ушли. Новый знакомец перед уходом спросил кисть и краски. Краски, которыми рисовала дочь-школьница, нашлись, а кисточка – нет. Тогда он взял зубную щетку и на картонке, обнаружившейся на кухне, за несколько мгновений нарисовал портрет хозяйки. Очень странный, но похожий настолько, что ее можно было узнать на нем через 40 с лишним лет. Все эти годы он стоял у нее то в одной квартире, то в другой по мере того, как она их меняла. В рамку оправить так и не собралась, да и  всерьез к портрету этому не относилась. Я как-то рассказал ей, что на одной выставке в Манеже видел пару художественных фирм, которые его работы скупали. Несколько лет тому назад она собралась портрет продать, благо к этому времени покупателей на его работы было достаточно, а ей понадобились деньги. Она с кем-то связалась и продала портрет.

 

            За эти годы были выставки его работ за границей и у нас. Прижизненная в СССР в 1984 г., в 1999 г. в Третьяковке, в 2012 – выставка «Зверев в огне» в Москве, в Новом Манеже. Может, были и другие, но немного. Сейчас собираются открыть его музей, посчитали творческое наследие (более 30 тысяч работ), посчитали его самого (козлят, умеющих считать, больше, чем художников), отнеся к представителям «Второго русского авангарда» и классифицировав как нонконформиста. Григорий Костаки – незабвенный собиратель и хранитель искусства, изгнанного из студий, выставочных залов и музеев, сжитого со света, называл его первым русским экспрессионистом.

 

                                     

 

            Анатолий Тимофеевич Зверев прожил короткую, бесшабашную, несчастливую/счастливую жизнь. Художники-современники (кроме официальных, конечно) считали его гением. Вырос он в семье инвалида Гражданской войны и рабочей, где было 9 дочерей и он. Его школьный учитель рисования был учеником Остроумовой-Лебедевой. Он учился в художественной ремеслухе, начинал учиться в Художественном училище 1905 года, но не в чем было ходить на учебу. Работал, служил в армии и рисовал, рисовал, рисовал. Бедствовал, попался на глаза собирателю и коллекционеру Григорию Денисовичу Костаки. Тот говорил матери художника: «О вашем сыне будут писать века». Костаки познакомил его со многими художниками и любителями и собирателями искусства. Ему помогали устраивать выставки за границей. У него не было мастерской, картина оставалась там, где была нарисована. Он прожил на свете 55 лет, из которых 40 рисовал. Дружил, бражничал, бродяжил, дебоширил, был бессеребренником и рисовал, рисовал, рисовал. Умер в нищете в 1986 г. О том, что он гений, знали все, кто ему помогал, и многие из тех, кто ничего не сделал, чтобы его поддержать. Его работы сейчас во многих музеях у нас и за рубежом и в частных коллекциях. На рынке множество фальшаков, ему приписываемых, как это было у Пиросмани, Модильяни и многих других.

 

                                     

 

            Он рисовал на бумаге, картоне, холсте, обрывках бланков, рисовал тем, что попадалось под руку. Он был «лучшим русским рисовальщиком» - мнение, приписываемое Пикассо. Беззаветно любил Гоголя, рисовал его самого и его героев. Рисовал сказки Андерсена, рисовал Историю любви, иллюстрировал Апулея. Любил Лермонтова, Врубеля, не любил Пушкина, считая его официальным поэтом. Не любил новую одежду, да и не было ее у него, друзья отдавали ему свою. Часто ходил в зоопарк, за доли секунды делал наброски его обитателей. На предложение Третьяковской галереи купить его работы ответил: «Третьякову и сам бы подарил с удовольствием, а вам зачем – пылиться в запаснике? Я уж лучше нарисую кому-нибудь за десятку – пусть висит дома на стене».

 

                                   

 

                                   

 

                                   

 

                                     

 

                                       

 

                                   

 

            Выставка Анатолия Зверева в московском Новом Манеже на задворках Госдумы до 8 марта 2014 г., работы из коллекции Георгия Костаки, дар AZ Museum (Музею Анатолия Зверева). На выставке представлено 250 работ.

 

                                                   

 

                                           

 

                                     

 

                                     

 

            В какие-то годы жгли мастерские художников и коллекции собирателей работ неофициального искусства. Сами догадайтесь кто. В Москве и Подмосковье, в Ленинграде и области. Горела и коллекция Костаки. Стопки рисунков Зверева обгорели, но многие  сохранились, сами увидите на выставке. Может, они, как рукописи, не горят? О нем можно многое писать, о нем нельзя написать. Надо это видеть, быть к этому причастным, пробовать это на глаз, вкус и звук.

 

            Он музицировал, писал стихи. Из стихотворения «Философ»:

 

                                      

 

                                      

 

 Задумчивый,

забывчивый,
Утраченный-

затраченный
Испорченный,
затюканный- -
Униженный,возвышенный,
прилежный,
бумажный,
восторженный

и сниженный -
с повышенным, с пониженным
- и сумасшедший - чуть…

пробуженный,
и сумрачный
- веселый -
и хмельной
- без радостей - без
вольностей,
без жизни - и с житьем…


Готов к критике!
Тэги: Россия ,
8 голосов | Комментарии Оставить комментарий
Ольга Ли аватар
Ольга Ли (Пнд, 24.02.2014 - 04:32)

Спасибо, Михаил! 

Конечно, он гений, - как Моцарт у Пушкина, смеющийся над перевравшим его уличным музыкантом... Но дело не в этом. Было ему не легко (или легко?) , а мне вот, бесспорно, легче, от того, что он был... Спасибо за рассказ! Хорошо, что есть люди, которые это хранят...

Irma аватар
Irma (Пнд, 24.02.2014 - 07:09)

Спасибо за очередное новое, интересное....

Наверное, настоящего художника отчасти и отличает вседашнее стремление рисовать, черкать на любом материале,.. а мы потом, годы, десятилетия спустя хоть что-то увидеть можем))))  помню такие же случайно родившиеся эскизы и наброски у Модильяни...

Спасибо, Михаил

АнарИна аватар
АнарИна (Пнд, 24.02.2014 - 09:58)

Спасибо, Михаил! Для меня было Открытие.. Какая волшебная кисть.. Изображение-как стихотворение...

Светлая лошадка аватар
Светлая лошадка (Пнд, 24.02.2014 - 10:51)

Спасибо за просветительство, и не слышала про Анатолия Зверева. Теперь не забуду его прекрасно разноглазых женщин. Создавал, как сам Бог, - из ничего.

WiseSpaniel аватар
WiseSpaniel (Пнд, 24.02.2014 - 13:48)

Совсем не в моем вкусе художник, хотя некоторые эскизы довольно интересные. Может, живьем больше понравится, чем на фото.

No name аватар
No name (Пнд, 24.02.2014 - 13:58)

Михаил, ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!  Мир делится на тех, кто влюблен в фантастическое искусство Зверева и кто его не знает совсем. Я очень жалею, что мои родители и родственники того поколения, не знали лично Зверева. Потому как по рассказам знакомых, кто хотя бы раз сталкивался с ним - это человек фантастической души и энергетики, несмотря на то, что жизнь его была трагическая. Это действительно Гений.

Я была на двух его выставках. Давным-давно в Третьяковке в 1999 г, потом Новом Манеже "Зверев в огне" в июне 2012 г. 

 

И тут случайно услышала по радио, что в Москве, дай бог, открывается музей Анатолия Зверева в районе 1-ой Тверской -Ямской. Для нашей семьи и для меня лично - это ГРОМАДНОЕ событие. И тут мне приходит ссылка на Ваш рассказ. И какой! О моем любимом художнике и о том, что дейстительно, скоро, вот-вот мы сможем уже не просто ждать очередную выставку, а просто прийти в гости к нему влюбое время.

 

Спасибо еще раз! И хочу еще упомянуть о книге, которую я прочитала за один день. "Анатолий Зверев в воспоминаниях современников". изд. Молодая Гвардия, 2006.

 

Ну и последнее, как же все пересекается в жизни :) Париж....музеи....да-да именно об этом городе скоро я напишу в  моем блоге. Продолжу музейную тему.

BUCH аватар
BUCH (Пнд, 24.02.2014 - 19:03)

Михаил, огромное Вам человеческое спасибо!

За просветительство нас и неравнодушие! Не знала, не ведала о таком художнике. А стиль такой живописи последние годы мне очень нравится.  Буду в Москве, обязательно пойду в его музей. И книгу о нём ( если есть в библиотеке) прочту с удовольствием. Воспоминания современников дорогого стоят.

Mikha аватар
Mikha (Пнд, 24.02.2014 - 19:54)

Уважаемые коллеги, я очень рад, что почти всем, знакомым с работами Анатолия Тимофеевича или не встретившимся еще с ними, я доставил несколько приятных минут. Кого-то он возможно шокирует, но вряд ли кто останется равнодушным при встрече с ним.

Я в юности и позже навидался людей из гонимого в те времена  племени бродячих по чердакам и подвалам или в лучшем случае по комнатам, отведенным для малевателей афиш тогдашних кинотеатров, художников. Были среди них и иконописцы, были и люди абстрактного письма, были традиционные и отличные рисовальщики. Собирались, беседовали о ремесле, есть было мало чего, но выпить всегда находилось. Кто-то писал заказные портреты, зарабатывал иногда заметно, но всё уходило прахом. Эскизы, рисунки и картины продавали за бесценок или дарили, иногда бросали при переездах постоянных. Поэтому для меня каждая встреча с памятью об этих временах - железом по стеклу и сердце щемит. Очень немногих встречал потом, в 80-х вроде бы на выставках на Грузинской и еще в каких-то выставочных подвалах МОСХа, где в очереди иногда приходилось стоять часа по три. Кого-то из них скупали по тихому приезжавшие в страну собиратели и ценители современного искусства, и это стало основой известных сейчас зарубежных собраний русского искусства. Кто-то за заметные деньги рисовал жен дипломатов из разных посольств и приезжавших сюда по случаю зарубежных кино и театральных звёзд. Всё это как-то выслеживалось, было совсем не безопасно. Кого-то гнобили, кого-то жгли, кто-то сейчас возглавляет академии. Такие дела. 

Анатоль аватар
Анатоль (Втр, 25.02.2014 - 11:44)

Спасибо, Михаил, за такой прекрасный рассказ. 

О Звереве читал немного, но очень давно. Такие самородки в нашей стране - не редкость. Мало кому из нихудается все таки стать узнаваемым, известным. И только благодаря таким людям, как Костаки.  

Знаю одного такого же талантливого художника, такого же чудака, картины которого висят в знаменитой коллекции авангардной живописи Костаки в Греции. Но он пока не столь известнен, как Зверев. Живой, слава Богу еще. Но его картины я продавать не собираюсь,  как та женщина.

Надо бы выбрать время и сходить на эту выставку. Талантливые рисунки, ничего не скажешь. Мне еще понравилось первое фото, где Зверев идет с трехлитровой банкой пива в авоське (так в то время обычно мужики себе покупали сей напиток  ). 

Спасибо еще раз за рассказ!

 

 

Модератор аватар
Модератор (Втр, 25.02.2014 - 17:15)

Михаил, спасибо! Вновь из вашего рассказа почерпнул для себя что-то новое и интересное. О Звереве, к сожалению, я раньше не слышал, а если и слышал, то видимо пропустил мимо ушей. Не являюсь большим поклонником живописи, но после прочтения вашего поста было любопытно изучить его работы.

Пьянова Евгения - Поппинс аватар

Михаил,  спасибо! Даже не слышала о нём, к своему стыду.  Это удивительно: обычно я не воспринимаю живопись через экран монитора.  А здесь - другой случай.  Его работы такие объёмные и такие живые,  говорящие,  в них столько смысла и столько скрытых пластов,  что каждый раз можно видеть что-то новое,  в зависимости от освещения и настроения,  в зависимости от времени. 

Очень хочу увидеть это теперь своими глазами.  Спасибо!

Irma аватар
Irma (Вс, 02.03.2014 - 19:53)

сходили сегодня на выставку Серебряковых в Третьяковке, начитавшись про художников)) а вот к Звереву не попали, замерзли)))

 

Mikha аватар
Mikha (Вс, 02.03.2014 - 23:24)

Еще 5 или 6 дней, он ждёт. И надо старшую сводить, она рисует, и интересно, как ей покажется художник.

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
X
Укажите Ваше имя на сайте TourBlogger.ru
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка...