По следам древних кхмеров. Ангкор Том

Камбоджа, Сием Реап, октябрь 2011

 

Еще один день в мистическом Ангкоре ждет нас. Начать его можно, если лень не вперед родилась или успела таки заснуть, со встречи рассвета у Ангкор Вата. Это около 05.30 утра. Из темноты появляется сначала силует величественного храма. Затем начинают проступать детали. Лучи солнца и светлеющее небо отражаются в прудах по обеим сторонам храма. Ангкор Ват будто вырастает из темноты, чтобы вновь принять в свои объятия посетителей.  И в противоток основной толпе, по уже знакомому пути покидаем храм. Ведь нас ждет не менее потрясающее, величественное и таинственное место. Ангкор Тхом.



1. Ангкор Ват на рассвете.




Строительсьвом Ангкор Вата король Сурьяварман II смог обесмертить свое имя и вознести себя практически в ранг богов.Достигнуть таких же высот удалось его двоюродному племяннику, королю Джаяварману VII. Именно от построил Ангкор Тхом - Большой город.

Город был окружен стенами. А входы в него были возможны через огромные ворота. За каждым проходящим путником внимательно наблюдают лица, вырезанные на башнях ворот.  Возможно, причина их происхождения и цель – точно такая же, как и лиц в храме Байон. К воротам ведут мосты, украшенные своеобразными перилами. С одной стороны моста стоят божества  деваты (слева), а с другой – демоны асуры (справа). И те, и другие крепко держат в руках наг, семиглавых змеев. Это еще одно напоминание о таком популярном сказании, как Прахтание всемирного океана, когда деваты и асуры объединилсь для получения амброзии бессмертия. А может быть они символизируют  дорогу из мира людей за стенами города  в мир богов внутри стен. Или такие перила просто отождествляли охрану города, обеспечивали жителям безопасность. Только достойный, который не устрашится пристального, всепроникающего взора строгихбожеств, может войти в Великий Город, в Ангкор Том.  Хорошо, что мы едем на тук-туке. Взгляды стражей разбиваются о наше средство передвижения и ослепительную улыбку нашего водителя, рассказывающего тем временем байки про этот самый мост. Однажды, двое расхитилелей сокровищ Ангкора решили пролезть в Ангкор Том, поживится. И только они вступили на мост, как великие и справедливые наги, которые также повеливают потопами и засухами,  защевелились, ожили и наслали на незадачливых воришек такие потоки воды, что те не смогли устоять на ногах и были смыты в небытие. А как же свидейтель этого смог все рассказать? Как его не унесло потоками воды? На то была воля наг....

2. Одни из ворот, ведущие на территорию Ангкор Тома. С ашни наблюдает Авалотиешвара.


3. Мимо таких не проскользнуть!


На все том же тук-туке мы едем через изумрудно-зеленые, плотно переплетенные джунгли, занимающие довольно обширные площади Большого города. Ведь от Ангкор Тома остались лишь основные здания. Более простые, бытовые постройки, сложенные из дерева, к сожелению, не дошли до наших дней. Но даже по оставшимся фрагментам можно представить, каким крупным был Ангкор Тхом (он занимал площадь в 900га!). И как людно и шумно тут могло быть. 

4.


Длинная дорога приводит нас к Храму Байон, выстроенному королем Джаяварманом VII. Из обступивших нас со всех сторон джунглей мы выезжаем на большую поляну. Будто тропический лес расступился по мановению волшебной палочки. Этот государственный и религиозный центр по сей день является одной из основных загадок Ангкор Тома. Байон является сложным сооружением и по архетектуре, и по назначению. Не просто было выстроить такой лабиринт башен, ворот, галлерей и проходов тем способом, которым пользовались кхмеры. Древние скульпторы нагромождали каменные глыбы друг на друга, а потом отсекали все лишнее, придавая изваяниям величественные и легкие формы. Интересно то, что каменные плиты не были зафиксированы никаким цементирующим раствором. Байон был всегда пантеоном богов, в котором сначала поклонялись богам индуизма, а затем Будде. В южной части храма чтили ушедших королей, в западной – Вишну, в северной – Шиву, а восточная часть была посвящена Будде.

5.


6. Башни Байона


7. Будда в одной из ниш


Нижний уровень храма представляет собой хитроумное сплетение галлерей и проходов. То просторных и широких, то темных, узких и прохладных.

8.


9.


10.


Внимательному взору барильефы нижнего уровня могут многое рассказать об общественном укладе древнего города. На них представлены многие сферы будничной жизни древних кхмеров. Вот армия гордо шествует куда-то. Все командующие едут верхом на слонах, а количество зонтиков говорит об их статусе. (Не слонов, конечно, гланокомандующих). Боевой дух призваны поднимать сопровождающие воинов музыканты. А что за телеги катятся за ними? Конечно же провизия! Как воин без еды может?!  Тут же можно увидеть сценки охоты, когда пущенная затаившимся в зарослях охотником стрела летит в оленя. А другому охотнику повезло меньше – на него напал тигр. А вот и совсем привычные, можно сказать домашние мотивы: люди готовят мясо на огне, женщина продает фрукты, молодая мама играет с малышом, еще две женщины взвешивают продукты.

11.


12.


13.


Во время прогулок по храму вас повсюду сопровождат апсары, небесные танцовщицы, божественные куртизанки. Их бедра обернуты легкой, струящеся тканью. Тела их усыпаны драгоценностями. Если всмотреться в их лица, то сложно найти два похожих. Возможно, художники создавали их «с натуры». Их волшебный танец, даже запечатленный в камне, поражает воображение своей легкостью и грацией. Порой вам могут встретиться статуи и изображения высоких, крупных мужчин с палицами или пиками в рука х – это дварапалы, полу-божества, охраняющие входы в храм. Своим суровым видом они напоминают посетителям, что в присутсвии Божества они вели себя должным образом!

12. Апсара


13. Гаруда


После нагромождений нижнего уровня, верхний кажется воздушной мистикой. Верхняя часть наполнена пространством и воздухом. И тут возникает ощущение, что за тобой кто-то наблюдает. Но это уже не игривые апсары. Это – буддийское божество Авалокитешвара, олицитворение милосердия и сострадания всех Будд. Авалокитешвара стремился стать Буддой, но нарушил свой обед, чтобы помочь всем страдающим существам, обратившимся  к нему. Изображения ликов его на каждой башни храма является символом того, что правитель принимает участие в жизни своих подданых. Легенда гласит, что моделью для ликов служил сам король Джаяварман VII. Король явно не страдал нарцисизмом. 

14. Царь, очень приятно!


15. Вынырнув из-за угла,случайно наткнулась на материализовавшихся божеств.


Как ни странно, но количество башен до сих пор под вопросом. До наших дней дошли только 37 башен. Но ученые считают, что изначально их было 54. Таким образом количество башен в храме было равно количеству деват и асур на южном мосту города.  Но даже с 37-ю башнями Храм смотриться внушительно, а от взгляда практически 150 Авалокитешвар не знаешь куда и укрыться. Что же тогда говорить о здании с 54-мя башнями и около 200 ликов ... Big brother is watching you ... И по инерции смотришь на небо...

Удивительная закономерность. Бродя по храму, то тут, то там у входа встречаешь статую льва. Толи это гаруда, а то ли и на самом деле лев, охраняющий врата. Ведь львы никогда не встречались в фауне Камбоджи... Еще ода загадка Древнего города.

Покинув храм и следуя дороге, мы попадаем на Главную (Королевскую) площадь древнего города. По левой стороне площади проходит динная Терасса Слонов. А правая часть представляет собой огромное зеленое поле. Именно на этой площади во время праздников происходили все гуляния. Если включить воображение, то можно представить кхмеров,  занимающихся своими обычными делами, проходящих по площади, обсуждающих новости и проблемы. Или всмотреться и увидеть праздничные шатры, арены, на которых готовится представление, приготавливаемые праздичные салюты, почувствовать запах готовящегося угощения. Шумное гуляние длилось ночь на пролет, освещаясь факелами и разрывающимися хлопушками. Повсюду играла музыка. Даже через века могут проступать такие вот небольшие будничные истории из прошлого. Главное, уметь их слушать. И это место к этому располагает.  

Во время празнеств элита наблюдала гуляния и праздничные фейерверки с возвышающейся над простым людом терассы. По ней и сейчас можно прогуляться и представить себя кем-то из кхмерской знати, важно оглядывающим радующихся и празднующих что-нибудь жителей. Это и есть упомянутая выше Терасса Слонов.  

16.
По следам древних кхмеров. Ангкор Том

Если с Терассы Слонов мы посмотрим на противоположную сторону площади, то увидим несколько разрушенных небольших башенок. Их называют Прасат Суор Прат, или Башни канатоходцев. Видимо в дни празднеств между башенками натягивались канаты и мастера эквилибристики могли удивить публику своим мастерством. Но дело в том, что башни по архитектуре своей отличаются от других построек комплекса. Согласно одному древнему документу, у башен было несколько иное назначение. Если два человека спорят, как понять, кто прав, а кто нет? Если просто послушать себя и сказать, правда на его стороне, то это будет субъективным суждением. А истина может ускользнуть. Потому каждого из спорщиков запирали в одной из этих башен, где они проводили несколько дней. При выходе из башни того, кто был не прав, сражал как-нибудь тяжелый недуг. Это называли судом Богов. Вот на ком бы сейчас проверить действие мистических башен?Это может стать отличной предвыборной проверкой кандидатов...

17. Королевская площадь и башенки. 
По следам древних кхмеров. Ангкор Том

Задевший плечом турист возращает в реальность. Мы все еще на Терассе Слонов. Если посмотреть на барильефы террасы, то сразу становится понятным происхождение ее названия. С этой террасы король и его приближенные принимали иностранные делигации, наблюдали за торжествами.

18.
По следам древних кхмеров. Ангкор Том

На террасу ведут 5 лесниц. Слоны, выстроившиеся вдоль стен террасы, вытягивают хоботами цветки лотоса, символизируя радость, благополучие и процветание. Продвигаясь дволь терассы, замечаешь, что слонов сменяют атланты с львиными головами, поддерживающие конструкцию на своих плечах, а им на смену приходят гаруды.  В конце террасы есть небольшая скрытая дверца, которая ведет в потайную нишу. Тут путника встретит изображение пятиглавого коня – Хаягривы – одного из воплощений Авалокитешвары. (На третий раз написание имени уже не вызывает никаких трудностей! Надеюсь, с чтением все обстоит так же).

С Террасы Слонов мы можем попасть на длинную балюстраду, ведущую к Бронзовой Башне Бапуона. Ступая по мосту, приподнимающего нас над зеленой лужайкой,  мы становимся все ближе и ближе к великому Храму, посвященному Шиве. В свое время Бапуон был монументальным, внушительным строением. О чем сейчас мы можем только догадываться, осматривая разрушенную постройку. И как только древние путешественники могли сравнивать его с Байоном?! Однако такие описания встречаются в заметках китайских путников. На западной стороне храма посетитель может рассмотреть интегрированного Будду, что является очень нетипичным для построек кхмерского периода. Видимо, его добавли позже, в те времена, когда тхеровадобуддизм уже утвердился на территории Камбоджи.

19.
По следам древних кхмеров. Ангкор Том

Говорят, что проход к внутренним галлереям храма закрыт из-за реставрации. Ничего не могу сказать об этом, как и красоте или безобразности внутренних барельефов. Поскольку мне проход в храм был закрыт суровым охранником по причине шорт и майки. Даже накинутый сверху плащ, и это в 30 градусов тепла при высокой влажности, не умилостивил охранника. Хотя колени и плечи он прикрыл. Ну что же, с властью, тем более камбоджийской, не спорят. Он же в форму одет...

Недалеко от Бапуона можно увидеть стену. Она окружала дворцовый комплекс.Она все еще пытается хоть как-то отстоять натиск джунглей. Но коварные растения тянуться к свету и внутри ее стен, атакую с тыла. В стене, в тени деревьев и среди яркой зелени, виднеются ворота. Через них то и можно попасть на территорию Королевского дворца.

20.
По следам древних кхмеров. Ангкор Том

Другой путь во дворец пролегает с Терассы Королей. Гопура Королевского дворца находится как раз напротив главной лестницы, ведущей на террасу. Когда находишься рядом с этими воротами, возникат ощущение, что они обещают погрузить тебя в мир тишины и спокойствия, скрывающийся за ними. Так таинственно выглядят. Охотно веришь ощущениям и переступаешь порог. Предчувствие не обмануло. Среди растительности скрываются руины наиболее важных, религиозных построек.  Большинство построек носили бытовой характер и были построены из недолговечных материалов. Потому и не смогли пробраться сквозь время и джунгли до наших дней.

21.
По следам древних кхмеров. Ангкор Том

И вот случайно натыкаешься на пруд посреди территории дворца. Узкие каменные лесенки, практически заросшие мелкой растительностью, ведут к темной, тягучей глади воды. Тут почему то особенно тихо и уединенно. Видишь, как трудолюбивые муравьи невероятных размеров прокладывают свои дорожки. Над маслянистой гладью воды летют стрекозы. Неухели на дворе сейчас 21 век? Об этом напоминают только плеер и вид собвсенных кросовок.

22.
По следам древних кхмеров. Ангкор Том

На территории Дворца сохранилась лишь одна из построек. Храм Пимеанакас.  Вот он, возвышается посреди водной глади рва. В нем находится часовня, которая играла важную роль в жизни древней Камбоджи. Ведь в башне этой часовни жил джин, похожий на 9-ти главую змею. Именно он и правил страной. Ночью джин превращался в обольстительную (ну конечно же, ведь не чета королю быть со страшной бабой) женщину, с которой король должен совокупляться. После король волен отправляться к своим женам и наложницам. (Чем то напоминает отношения многих современных мужчин с работой). Если джин не появится – то это знак скорой смерти короля. Если же король не исполнит своего долго, то страну ждут тяжелые годы и страшные напасти.  Говорят, что джина уже давно никто не видел. Может быть потому, что и короли уже очень долгое время не живут в Ангкоре...

23.
По следам древних кхмеров. Ангкор Том

24.
По следам древних кхмеров. Ангкор Том

25. Лестница в башню, к джину.
По следам древних кхмеров. Ангкор Том

26. Может быть это джин в одном из воплощений?
По следам древних кхмеров. Ангкор Том

Со стороны, противоположной той, с которой я попала в Королевский Дворец, я нашла такие же, не примечательные ворота, ведущие в другой мир. За ними меня встретили джунгли. С узкими, протоптанными совсем недавно, тропинками.

27.
По следам древних кхмеров. Ангкор Том

Блуждая по ним, я практически попала в топкую грязь и нашла небольшой кемпинг камбоджийцев, очевидно обитающих тут.  Судя по выражению их лиц, они были сильно удивлены пробирающейся в зарослях туристке. Еще бы. Для кого дороги построили?! Нормально, как все другие белые обезъяны делают, не ходится, что ли?! Ходят тут всякие, кушать мешают... После чего они отвернулись и погрузились в свои тарелки. Но мне нужно было пройти напрямик. Ведь там, судя по карте, должен был быть Пре Палилей. Небольшой храм. И он действительно там оказался.

Пре Палилей отличается формой от всех прочих храмов Ангкор Тома. Он больше похож на дымоход, чем на храм-гору. Джунгли сильно потрепали строение. Но на балюстрадах, ведущих к храму, все еще можно разглядеть мудрых наг.

28.
По следам древних кхмеров. Ангкор Том

29.
По следам древних кхмеров. Ангкор Том
Дальше по курсу был Теп Пранам. Как раз по дороге к Королевской площади города. Или я немного подустала, или настроение было не то, или знаний не хватает. Но Теп Пранам, как и терасса Прокаженного Короля меня не сильно впечатлили. Теп Пранам не обладал какой-то самобытностью, как другие постройки. Больше напоминал туристическую наигранную мишуру. Источал искусственность и фальш. Можеть быть, мне просто нужно вернуться туда еще раз, почувствовать занового, переосмыслить...

Незаметно я оказалась у терассы Прокаженного Короля, названной в чест ьрасположенной тут статуи. Отгадайте, кто мог послужить прототипом для статуи? Конечно же король Джаяварман VII. Согласно китайским хроникам, один из королей Ангкора был болен проказой. Но сумел полностью от нее излечится. Но существует и другая версия происхождения статуи. Возможно, это Яма – ог смерти и правосудия. Он должен был судить души умерших. Терасса расположена в северной части города, потому она вполне могла служить крематорием для коронованных особ.  Терасса имеет очень инетересную архитектурную особенность – она состоит из двух уровней, внешнего и внутреннего. Оба украшены барельефами. Что бы это могло значить? Для того,ч тобы узнать это, нужно обратиться к индийской мифологии. Согласно преданиям, существует две священных горы Меру. Одна на небе, другая – в подземном царстве. Как же могли древние строители воссоздать гору на небе? Посредствам такой вот «матрешки» кхмерские архитекторы разрешили проблему. Они воссоздали гору подземного царства, а вокруг нее – небесную Меру.

Из мира преданий, легенд и мифов меня вывели небольшие, но холодные капли. Начинался дождь. Самое время усесться под навесом на Королевкой площади, отдохнуть, осмыслить все увиденное и сдобрить все ароматным супом с лапшой.  Стоит лишь приоткрыть тайны Ангкора, то комплекс уже не отпустит тебя. Захочится проникнуть в его дебри глубже и глубже...


Тэги: Камбоджа ,
3 голоса | Комментарии Оставить комментарий
YO аватар
YO (Чт, 23.02.2012 - 23:53)

Ангкор Том - город

Ангкор Ват - монастырь

а то у тебя там вначале путаница 8о)

 

Юлия Ногтева аватар
Юлия Ногтева (Пт, 24.02.2012 - 12:31)

Красота необыкновенная, но фото не передает воздух места(

vibas аватар
vibas (Пт, 24.02.2012 - 22:49)

Отлично!!! Особенно в 5.30!

Фил аватар
Фил (Сб, 25.02.2012 - 20:39)

Здорово!

Ольга Ли аватар
Ольга Ли (Пнд, 27.02.2012 - 07:02)

Как я люблю эти развалины... Спасибо!

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
X
Укажите Ваше имя на сайте TourBlogger.ru
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка...