"Пока звучит орган"

Москва, 31 декабря 2014
                                                                             "Пока звучит орган"
          
            Перед самым новогодним праздником от сына из туманного Альбиона пришел подарок – билеты на один из концертов, устраиваемых благотворительным фондом  содействия развитию музыкальной культуры «Бельканто» в Старосадском, неподалеку от метро Китай-город, в восстановленном после долгих лет нецелевого использования  Евангелическо-лютеранском  кафедральном соборе Петра и Павла с органом и потрясающей акустикой. В концерте участвует Евгения Лисицына, главная органистка Домского собора в Риге, где мы ее когда-то давно слушали.

                                                      
                                               

           Нас посадили в первом ряду, около  алтарной части, в которой скромный неоготический алтарь с резными стрельчатыми арками, шпилями и распятием. Музыканты небольшого ансамбля солистов “Mobilis” расположились между первым рядом и балюстрадой, отделяющей алтарную часть от центрального нефа.  Позади на хорах, над которыми орган, вокалистка – сопрано Татьяна Ланская и еще несколько музыкантов, по крайней мере, пианист и виолончелист. Фотографировать во время концерта нельзя, поэтому так бедна и телефонна изобразительная поддержка текста. Впереди нас, над некоторым возвышением в виде подиума слева макет рождественского вертепа и украшенная елочка, а довольно высоко справа кафедра с балдахином. Задняя полукруглая стена алтаря украшена четырьмя витражными окнами.

                                              

                                              

 

                                                                                                                                                       Фото из сети

                                                                                                            
            Храм в Старосадском переулке был достроен и освящен в 1819 г. на средства короля Пруссии и при поддержке императора Александра I. Уже в начале XIX в. в церкви устраивали концерты лучших исполнителей, она неоднократно реконструировалась и достраивалась, а в конце века была оснащена лучшим органом в тогдашней Москве. К началу ХХ в. ее община насчитывала 17 тысяч человек, она перестраивалась и расширялась, а к 1918 г. получила статус Кафедрального собора России, а затем и Советского Союза. Вскоре начались гонения, из храма были изъяты многие церковные ценности. В 1936 г. пастор и члены церковного совета были арестованы и расстреляны (Википедия),  службы прекращены. В следующем году собор передали под кинотеатр, а затем в распоряжение студии «Диафильм». Студия произвела перепланировку здания, устроила в нем этажи, полностью уничтожив интерьер собора. Во время войны орган вывезли в  оперный театр Новосибирска, где его трубы частью использовали для изготовления декораций, а частью сдали в металлолом. Перед молодежным фестивалем 1957 г. разобрали шпиль собора. В начале 90-х годов началось постепенное возвращение зданий и помещений собора, начались воскресные службы. Собор восстанавливался на средства частных жертвователей, а затем появились спонсоры, включавшие частных лиц и организации. В 1996 г. собору передали чудом сохранившийся старинный орган из закрытой в 1928 г. лютеранской церкви святого Михаила в Немецкой слободе, который после капитального ремонта снова здесь зазвучал. В 2010 г. удалось восстановить шпиль высотой 62 м, строительные работы и жизнь общины продолжаются.

                                                          

                                                                                                                                Фото из сети

      

                                                                                                                                                                  Фото из сети

                                                        

                                                             
                                                                           
                                                                                                                                        Фото из сети

           C 2005 года в Соборе регулярно 3-4 раза в неделю проводятся органные, вокальные, инструментальные и хоровые концерты для взрослых и детей, а также международные музыкальные фестивали с участием выдающихся российских и зарубежных исполнителей. В программе нашего концерта «Времена года» Вивальди и «Времена года в Буэнос-Айресе» Астора Пьяцолы – El gran Ástor, как его называли на родине. Пока собиралась публика, и зал постепенно заполнялся, я вспоминал «Концерт барокко», где Антонио Вивальди не встретился с Астором Пьяцоллой, но где его партнерами в импровизированном ночном концерте в монастыре были не менее известные Доменико Скарлатти и Георг Фридрих Гендель, сведенные вне времени в одном пространстве причудливой фантазией Алехо Карпентьера.

                                                         

           «Маэстро поднялся на подиум, схватил скрипку, поднял смычок – и после двух повелительных взмахов грянул прекраснейший concerto grosso  , какой только можно было услышать в веках, – хотя века ничего не запомнили, и очень жаль, ибо это стоило и слышать, и видеть…Неистовым аллегро начали семьдесят женщин – они так часто репетировали свои партии, что знали их на память, – Антонио Вивальди решительно и пылко вступил в четко согласованную игру оркестра, Доменико Скарлатти – ибо это был он – летал в головокружительных пассажах по клавишам чембало, а Георг Фридрих Гендель вдохновенно исполнял ослепительные вариации, ломавшие все нормы расшифровки basso continuo. – Давай, чертов саксонец! – кричал Антонио.
– Сейчас покажу тебе, сучий монах! – отвечал тот и продолжал свои чудесные импровизации, а Антонио, не отрывая взгляда от рук Доменико, рассыпавших арпеджио и трели, с цыганским пылом взмахивал смычком, словно извлекая звуки из воздуха, и бегал по струнам, беря октавы и двойные ноты с дьявольской виртуозностью, хорошо знакомой его ученицам. Но вот наступила кульминация: Георг Фридрих сменил регистровку, включил все регистры органа, и в мощном pleno, казалось, зазвучали трубы Страшного суда. – Всех нас уел саксонец! – крикнул Антонио, доводя fortissimo до предела. – Я и сам себя не слышу, – крикнул Доменико».


                                                              

                                                                                                                    Фото из сети

           На этот раз все конечно было вполне пристойно и не так темпераментно и страстно, как в венецианском монастыре, несмотря на близкий антураж. Семеро музыкантов расположились рядом с нами - 3 скрипки, альт, фортепиано, контрабас и виолончель. До виолончелистки - неполных два метра, мы в первом ряду практически среди них. Это молодые увлеченные ребята, видно, что им нравится сопровождать временами игру органа или уступать ему первенство.  Интересно, как Антонио реагировал бы на перемежающееся исполнение частей своих «»Времен года» и цикла танго-концертов «Времен года в Буэнос-Айресе», созданных Астором Пьяцоллой в свойственной ему экспрессивной манере, которую ни с чем не спутаешь. Надо было обладать недюжинной смелостью, чтобы соединить в одном концерте творения двух композиторов, родившихся на разных континентах и разделенных двумя столетиями с лишним. Руководитель небольшого ансамбля и первая скрипка ведет тему Вивальди, а его участники вторят ему, оттеняют обертонами или вносят необходимые цветовые дополнения в общую палитру. При этом виртуозная первая скрипка для Весны и Лета имитирует птичье пение и пересвист или вместе с остальными выстраивает длинные и насыщенные эмоциями музыкальные фразы, нанизанные на ритмичный рубрикатор фортепианного строя. Исполнение созданного Пьяцоллой почти не позволяет выделить ведущего. Каждый из музыкантов исполняет свою партию, на первый взгляд (слух?) диссонансную по отношению к остальным, но  из  рваных диссонансов Пьяцоллы складываются каким-то неведомым образом гармоничные объемные кружевные композиции, увеличивающиеся и ниспадающие, да еще и вращающиеся по часовой и против. Оба композитора -  поклонники совершенно разных музыкальных стилей, что совсем не мешает созданию единого музыкального многомерного пространства концерта.

            Необходимые акценты создает по временам видеопроекция на стены и потолок алтаря. Лопающиеся цветочные бутоны и краски Весны, пестрые птицы на проступающей зелени ветвей, капли дождя на молодой листве Лета, рябь и круги на подстывающей  воде  пламенеющей Осени, разбегающаяся звездная вселенная ночью и колеблемое ветром пламя свечи.

            Можно было бы продолжать попытки разъять музыку и алгеброй гармонию поверить, но удержусь. Мелодию можно попытаться напеть, но вряд ли рассказать. Скажу только, что домой мы добрались за 7 минут до новогодней полуночи и успели еще чокнуться под новогодний тост во здравие и за процветание музыкальной и прочей культуры. Сайт мероприятия – www.belcantofund.com.

                             

                                                                                                                                                            Фото из сети

Медаль
Готов к критике!
Тэги: Россия ,
6 голосов | Комментарии Оставить комментарий
Irma аватар
Irma (Пт, 02.01.2015 - 23:40)
 С удовольствием прочла про "прекраснопевческий "вечер..одно  слово-бельканто...)
где бы ни была, всегда стараюсь разведать места органные и попасть туда на концерт или хотя бы на службу..
Mikha аватар
Mikha (Сб, 03.01.2015 - 00:19)
Никак не думал, что пока недоедены салаты, кто-нибудь забредет. Спасибо, что зашли на огонек и звуки органа.
Irma аватар
Irma (Сб, 03.01.2015 - 00:32)
всегда захожу с удовольствием, но не всегда могу написать что-то)))
СПАСИБО ВАМ
Светлая лошадка аватар
Светлая лошадка (Сб, 03.01.2015 - 01:54)
Впервые на органном концерте была в Калининграде. Помню, вся жизнь прошла перед глазами...
Жажда аватар
Жажда (Сб, 03.01.2015 - 15:38)
Вот это ПОДАРОК Новогодний - респект сыну!!!  
WiseSpaniel аватар
WiseSpaniel (Сб, 03.01.2015 - 16:16)
Интересно. ) Я думала, в Москве орган есть только в консерватории и в доме музыки. ООООООывается, еще одо место появилось. )
Я была раз  на новогоднем органном концерте в берлинском соборе,было здорово. А еще как-то совершенно случайно попала на такой же в Николаикирхе. Пошла просто посмотреть, а оказалось, там и коцерты органные бывают. )
Mikha аватар
Mikha (Сб, 03.01.2015 - 18:51)
Я не сказал, что кроме дуэли стилей Вивальди и Пьяцоллы, в программе были Концерт ля минор Вивальди - Бах, Соната для виолончели и "Нимфа" Вивальди, "Хлоя" и "Венеция" Р.Ан и в заключение Nella Fantasia Эннио Морриконе, мелодия которой имеет долгую фильмовую (Mission) и концертную историю. И все-таки именно антитеза двух музыкальных маэстро захватила зал и составила основную интригу концерта.
Ольга Ли аватар
Ольга Ли (Пнд, 05.01.2015 - 08:51)
Какое чудесное предновогодие! А для нас - уже посленовогодие... Спасибо, Михаил! "Каждый из музыкантов исполняет свою партию, на первый взгляд (слух?) диссонансную по отношению к остальным, но  из  рваных диссонансов Пьяцоллы складываются каким-то неведомым образом гармоничные объемные кружевные композиции, увеличивающиеся и ниспадающие, да еще и вращающиеся по часовой и против." Как здорово передали Вы ощущения от Пьяцоллы! Захотелось послушать именно так, перемежая Вивальди и Пьяцоллу, гармонию и гармонический диссонанс... Хотя, конечно, с живым ощущением от органа это не сравнится. Мне однажды пришлось побывать на органном концерте у нас, в Барнауле, в совершенно крохотной лютеранской церкви, это был очень камерный, очень домашний концерт - тоже совершенно особые ощущения...
Ranton аватар
Ranton (Ср, 07.01.2015 - 15:02)
Миха, с Наступившим!!
И всех остальных тоже))
Вот же  судьба зловейка.. Я Лисицину слушал 2 января, только на 10 ряду))) В первый меня не пригласили)) Не дорос еще)))
И с Лисициной у нас выступал гитарист классик Древоед.. Очень все понравилось, даже показалось что в свою Нирванну окунулся..
Я в Костел и 3 янв. ходил.. На расширенную программу.. Флейта, саксофон, волынка и даже барабан))) Но это уже совсем было не так.. И какая=то органистка постоянно не на те педальки нажимала..

До встречи на первом ряду!
Искренне Ваш, Рантон!))
С Праздниками!
Mikha аватар
Mikha (Ср, 07.01.2015 - 23:17)
Галина, спасибо на добром слове. Вот и ещё одно наше общее пристрастие - Астор Пьяцолла.
Mikha аватар
Mikha (Ср, 07.01.2015 - 23:44)
Александр, это уже не в первый раз, когда судьба нас сводит в одном пространстве, разводя на день - два по времени. То одновременно смотрим на вывеску с арендой "Красного Октября", то приходим послушать Лисицину, которая для этого приезжает из Риги. Мне еще повезло с контрастом Вивальди - Пьяцолла, у вас была наверно не менее интересная, но другая программа. Рад нашей редкой теперь встрече.
Vnika аватар
Vnika (Вс, 11.01.2015 - 15:23)
Прелесть! В ожидании боя курантов с головой "окунуться" в культуру, а не заниматься нарезкой салатов 

С удовольствием прочла. Органная музыка зачаровывает.  К сожалению, редко бываем. А что мешает? НИ ЧЕ ГО! 

 С Новы годом! с Рождеством! 


Mikha аватар
Mikha (Вс, 11.01.2015 - 21:48)
Виктория, нарезка салатов не была проигнорирована, но состоялась пораньше. А с органом действительно улетаешь очень высоко. Но и остальные оркестранты были на высоте. Очень заслуженный ансамбль инструменталистов. Спасибо за поздравления.
BUCH аватар
BUCH (Вс, 01.02.2015 - 11:27)
Вот "заглянула" на сайт, а тут такой чудесный рассказ! Орган очень люблю! Не так много мест, где приходилось посещать такие концерты, но все помню. А -это Рига, Ереван (Эчмиадзин), Пицунда, Кисловодск и Прага. Уже года три как у нас построили Армянскую церковь (восстановили). Там по воскресеньям на службе играет орган в записи . Собиралась пойти послушать, да всё Лень-матушка. А ведь музыка Комитаса когда-то на службе в Эчмиадзине просто потрясла меня! Спасибо, Михаил, за этот рассказ. Как-то теплее и светлее стало на душе!
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
X
Укажите Ваше имя на сайте TourBlogger.ru
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка...