Покорение себя

Кавказ, март 2010
История участвует в конкурсе: Главный конкурс осени: Большая перемена

PreScript– фото не передают реальной крутизны (в прямом и переносном смысле)

Начну не с главного. Во-первых, очень люблю перемену обстановки, но не так часто получается куда-то съездить. Во-вторых, опытным путешественником, познавшим глубины и высоты, поевшим червячков и испившим какой-нибудь дикий кумыс, меня точно не назовешь. Я боюсь высоты, глубины, темноты, из еды люблю только макароны, быстро устаю, ну и так далее. Поэтому то, что во мне поменялось после поездки, может быть неинтересно тем, для кого это давно является прописными истинами.

И немного о наивном – я посмотрела фильм "Всегда говори да" ("Yesman") с Джимом Керри. Если кто не знает, о чем фильм: герой, живущий скучной одинокой жизнью, попадает на тренинг личностного роста, после которого начинает отвечать "да" на все, что ему предложат, и его жизнь круто меняется. Конечно, это обычная голливудская комедия, но она пропагандирует отличную идею, крайне позитивный подход к жизни, заражает своей энергетикой, и тебе тоже хочется на все отвечать "да"..

Под действием фильма я сказала "да" на предложение пойти в поход. Мои друзья – преподаватели географии, водят детей каждый год в походы. И вот как-то у них в гостях после выпитого вина я получила приглашение пойти с ними. Если честно, сказано было несерьезно, но я взяла и ответила "да". Как же мне потом хотелось отказаться! Но я решила идти до конца. С детьми, больше 20-ти человек, на Кавказ, я боюсь высоты, я физически не особо вынослива… Когда я села в поезд, я думала только об одном: "Какого фига я это сделала? Какого фига? Куда я еду? Эти подростки… О, Боже! Надо успокоиться, надо взять себя в руки, через неделю я буду дома, и все. Только неделю перетерпеть…"

Это были весенние каникулы. Мы ехали в Краснодар, плацкарт. Из всех участников похода я – единственная неопытная. Дети от 12 до 17 лет плюс три взрослых, не считая меня.

Девочки постарше собрали у всех съедобные припасы, взятые специально для поезда, и устроили общий стол. Мне немного стало легче, когда удалось вклиниться в общий разговор, уловить дух компании, понять, что ребята достаточно забавные. Некоторые мальчики настолько смешные! Я сотни лет не общалась с подростками и забыла, насколько с ними может быть весело. Порой не могла удержаться от хохота, наблюдая за ними.

1-й день похода.

Приехали в Краснодар. На автобусе добрались до какой-то станицы и начали двигаться в сторону гор. Здесь еще было полого. Но для меня началось самое главное – ноги, привыкшие к каблукам и вообще к вождению машины, совсем плохо ходили. Под грузом рюкзака идти в быстром темпе оказалось мучительно. Через пять минут икры жгло огнем, а я понимала, что топать нам целый день. Я в шоке старалась поспевать за впереди идущими, но все равно к первой остановке оказалась в хвосте.

Вообще-то я потом узнала, что это неправильно – когда идут люди с разным уровнем подготовки, возраста и физических возможностей, то слабаки должны быть впереди, иначе получается, что и без того более сильные дольше отдыхают, пока ждут опоздавших.

Я была в шоке, старалась считать до 10 по кругу и не думать о боли в ногах и тяжести рюкзака. Меня напугала мысль, что мне, как неопытной, дали не самый большой вес – некоторые дети несли больше!

С другой стороны, все оказалось не так страшно – каждые 30-40 минут мы делали привал, и силы совершенно полностью восстанавливались. Это было для меня так удивительно! Пока я шла, я начинала ругать все на свете, но когда мы приземлялись, дети отмачивали такие перлы или вообще просто беседовали о какой-то ерунде, и я сворачивалась пополам от смеха. Может, это от него так силы пополнялись?

Хотелось какой-то необыкновенной красоты, но ее не было – только зарождающаяся весна, только пробивающаяся листва, а так – серое небо, серые деревья…

см. фото 1

Перед нами появилась горная речка, через которую на высоте 1,5-2 метров был проложен самодельный мостик – широкая железная штуковина. Достаточно широкая, чтобы человек мог вполне спокойно по ней перейти на другой берег, но недостаточно широкая для тех, кто боится высоты. Когда я ее увидела, я долго не решалась наступить на нее. Но я не могла задерживать группу, и когда почти все перешли, я вдохнула и решила быстро и сосредоточенно перейти – раз, два, чик-чик-чик. Но когда я сделала два шага, у меня ноги стали ватными, пространство запрыгало влево-вправо-вверх-вниз. Было желание лечь и не двигаться, но я понимала, что не могу этого сделать. Более того, я осознавала, что другие просто не поймут, ведь эта штука шириной сантиметров 50-70, она устойчивая, и здесь не так уж высоко. Мне казалось, я свалюсь в обморок. Наклонюсь и упаду вместе с этим рюкзаком на камни. Я в полуприсяде, вытянув руки вперед, доковыляла до противоположного берега. Сердце стучало как бешеное, мне хотелось упасть и отдыхать полчаса только из-за этого маленького момента, но надо было идти дальше. Я тревожно думала о том, что потом мы пойдем по горам. Как-то не здраво я поступила с этим походом, недооценила свой страх высоты. Я даже не думала, что он такой…

Первая полноценная стоянка была в обед. Вдалеке виднелись горы, рядом текла небольшая речка, было прохладно, но приятно. Я вместе со всеми собирала хворост для костра.

фото 2

фото 3

Ребята-дежурные ловко и быстро разожгли костер, приготовили суп, кашу. Я наблюдала за ними и думала о том, какие они хорошие, какие они прекрасные, как отлично они себя ощущают здесь, на лоне природы.

фото 04

Кстати, когда мы только вышли из автобуса, две девочки начали визжать от восторга, приговаривая: "Ура, вот оно, счастье",- а я смотрела на них и на серые предгорья и думала, что они, видимо, ничего в жизни еще не видели, раз это доставляет им счастье. А теперь, на стоянке, я начала понимать, что счастье не в красивых видах, а в этой коллективной жизни, в дороге, в близости с природой. Когда я была подростком и отдыхала у бабушки в деревне, я тоже остро чувствовала эту близость, была счастлива от нее, но потом как-то забыла. И теперь, оказавшись на природе рядом с этими молодыми, неопытными ребятами, окунуться в то забытое чувство прелести и чистоты жизни, которая только начинается и будет идти еще долго-предолго, я чувствовала себя снова тем подростком. И это было прекрасно.

Пообедав, мы отправились в путь. К вечеру мы нашли место для ночлега, но надо было пересечь бурный горный ручей.

фото 05

Меня не предупредили, что с собой лучше иметь пляжные шлепки для бродов - хотя вода ледяная и камни скользкие, так ты не замочишь туры (ударение на второй слог, походная обувь).

Кстати, о походном словаре – я сейчас уже подзабыла, но так ново было для меня слышать эти слова и выражения "туры", "Все под рюкзаки" (сигнал к продолжению пути после остановки) и прочее. В моей группе фирменным кличем вместо АУ являлось ЭВА.

Через ручей меня переносил один из старших ребят. Перекинул через плечо и понес. А потом еще пару девочек. Боже мой, как бы объяснить остроту этого момента. Наверное, он даже сам не понял, насколько это остро для меня. Мы в городе только говорим о настоящих мужчинах и женщинах, но так редко удается нам почувствовать настоящее мужское плечо, настоящую поддержку здесь.

фото 06

Я просто забыла или не знала, что я маленькая хрупкая женщина, которую можно на плече перенести через ручей. Все ребята, все – в походе настоящие мужчины. Им ничего не нужно, они просто помогают слабым, потому что так положено. Кажется, это же все так очевидно, а когда сталкиваешься с этим в реальности, это почему-то поражает.

Я должна была разделить палатку с двумя девочками – 8 и 9 класса. Мне 30 лет, а я с ними сдружилась, как девчонка. У них принято взрослых называть по имени отчеству или сокращенно по первым буквам имени-отчества, но я настояла, чтобы меня звали просто по имени и на "ты". Девочки стали раскладывать палатку и дали мне сложить стержни. Я взяла эти странные палочки в руки и удивленно на них смотрела. Когда лет в 18-20 я ходила в походы, мы ставили палатки с деревянными колышками, я даже не представляла себе, что все так изменилось. Рюкзаки, обувь, палатки, спальники – все стало таким удобным, легким, теплым, удивительным. Даже не верится, что раньше люди ходили в сложные походы, не имея такого оборудования. Я быстро научилась премудростям по сбору палаток, и мы пошли ужинать.

фото 07

Шелест ветра, журчание ручья, песни под гитару, вкуснейшая гречка с тушенкой, уморительные разговоры – это бесподобно. Я боялась, что буду плохо спать, но нет ничего прекраснее сна на свежем воздухе!

2-й день похода.

Первыми просыпаются дежурные. Они разожгли костер, и когда я вылезла из палатки, уже варили кашу. Я подогрела в своей ковшико-тарелке немного воды и пошла умываться (не могу ледяной водой чистить зубы, сводит). Птички поют, ветер шевелит кроны деревьев, я в куртке, а не в домашнем халате, умываюсь в прозрачном ледяном горном ручье – это фантастика. Мне положительно стало нравиться то, что я решилась пойти в поход. И все совсем не страшно. По крайней мере, мне так казалось в тот момент.

фото 08

Я попросила подложить мне немного в рюкзак еды, а то неудобно, что другие тащат так много. Мы двинулись в путь. И тут выяснилось, что вчера мы просто подходили к горам, а теперь начнем потихоньку подниматься. И дорога пошла круто вверх. Это была все же дорога, но она была такая крутая. Мы месили грязь турами, глаза застилал пот, нагрузка была зверской. Я начала задыхаться уже через пять минут, рюкзак, заметно потяжелевший, давил на плечи и пригибал к земле. Постепенно я стала расстегивать куртку, стало невыносимо жарко. Еще через несколько минут я начала проклинать свое решение пойти в поход – к такому я была не готова.

Чуть позже я вошла в ритм. Поход шел своим чередом, мы шли-отдыхали шли-отдыхали. Потом было решено, что часть группы пойдет в радиалку на одну из близлежащих вершин. Я уже чувствовала себя настоящей походницей, заметно повеселела от смешных шуток и вообще забавности участников группы, так что бодро согласилась пойти. Слава Богу, меня осенило поинтересоваться, что за условия там будут. Оказалось, что там – скалистые высокие горы, и я тут же отказалась от идеи, вспомнив о том, как дурно мне стало на мостике.

На фото 09 и 10 их вершина

Большинство ушло покорять вершину, а оставшиеся стали подыскивать подходящее место для обеда и перетаскивать туда все оставленные рюкзаки. Упоительно – рядом никого, кроме нас, мы хозяева мира, мы чувствуем себя абсолютно как дома.

фото 11 и 12

Мы разожгли костер, нарезали колбасу, приготовили суп и второе. С подростками настолько уморительно проводить время! С одной стороны, они глупят, в другой стороны, они такие самостоятельные и смелые. Я постоянно хохотала.

Вторая часть группы пришла позже, чем мы рассчитывали, поэтому надо было есть на скорую руку и отправляться быстро в путь, иначе мы рисковали выбиться из графика и не успеть до темноты дойти до следующей стоянки.

Следуя советам опытных ребят, я переодела туры на кроссовки – впереди мы должны были пересекать ручьи, и туры лучше было бы поберечь, чтобы они не промокли. Дорога шла легко – за время длительного обеденного перерыва я отлично отдохнула и шагала почти так же быстро, как и остальные. Мы действительно пересекли два ручья, промочили ноги, попали в дождь, но в целом я была жутко довольна. Впрочем, произошел маленький косячок – в какой-то момент у руководителя закралось сомнение, что мы не туда идем. И действительно – после 20-минутного совещания взрослых стало очевидно, что мы свернули не туда и полчаса топали в совершенно другом направлении.

Из-за этого мы захватили темноту. Надо было дойти до хорошего места, близко от воды. Тут стало ясно, что еще про одну вещь я не подумала, когда собиралась в поход - у меня не было фонаря на лоб, как у остальных, и я ничего не видела в темноте, шла практически на ощупь. Плюс ко всему мы еще дважды сворачивали не туда, и шагание впотьмах стало очень утомлять – когда, наконец, мы нашли подходящее место, все так устали, что хотелось лечь и уснуть. Но было ясно, что обязательно надо покушать, иначе завтра не будет достаточно сил для перехода. Переодевшись в сухое, теплое, я села у костра. Трещание горящих сучьев, шутки, обсуждение случившегося за день и уморительное поведение некоторых подростков – это был один из самых замечательных вечеров, и усталость казалась приятной.

3-й день.

Утром я проснулась в прекрасном настроении.

фото 13 и 14

Это был самый длинный и тяжелый день в моей жизни, наверное. И прекрасный. Потому что важные выводы я сделала как раз после него.

Ночью прошел дождь, и мой рюкзак стал намного тяжелее, потому что я тащила тент от палатки, а он намок. Но накануне я так бодро шагала, что решила еще добавить себе груза в рюкзак, чтобы быть со всеми наравне. Я явно не рассчитала свои силы, надо сказать.

Место, где мы ночевали, было прекрасным – прямо на берегу горной речки, вокруг берега большие живописные камни, а на противоположном берегу – скалистый утесик, поросший зеленым мхом. Сказочное место, уходить с которого не хотелось.

Речка была быстрая и сильная, но ее надо было переходить вброд. Кроссовки мои промокли, поэтому я надела сухие туры, и это было ужасной ошибкой. Я надеялась, что специальные штуки на ноги не дадут воде попасть в обувь, но ледяная вода предательски залилась внутрь ботинок, когда один из старших мальчиков переводил меня за руку через реку. Мальчики были в предвкушении самого интересного – я просто не догадывалась о том, что нас ждет. И они немного потеряли бдительность – одной девочке не помогли перейти реку, и она свалилась в воду. Ей повезло, она не сильно промокла, просто "присела" на камень. Слова руководителя группы, назовем его ВВ, о взаимоподдержке и о том, что сильные должны ждать слабых, как-то недолго действовали – молодые мужчины с большой скоростью рванули в путь, а я в мокрых скользких турах с ужасом поняла, что мы начинаем карабкаться в гору, идя вдоль ручья.

фото 15 и 16

Сначала подъем был небольшим, но скользкие камни, по которым надо было ползти, были недостаточно прочной опорой для моих трясущихся рук и ног. К тому же я начала понимать, что взяла на себя слишком большую ношу – вес рюкзака оказался гораздо больше, чем мне показалось вначале.

Перед нами возник очередной горный ручей с сильным течением, мальчики быстро перешагивали по камням и шли дальше – они такие ловкие, что им и в голову не пришло, что сзади плетусь я, для которой пробалансировать по угловатым камешкам через мчащиеся потоки воды – это целый подвиг. Я собралась с духом и смело шагнула на камни, но поскользнулась и упала на колено. От того, что падая, я нагнулась вперед, рюкзак перевесил меня, и я целиком свалилась направо, в самую глубину. Мне дали руку, и я вылезла из воды. Ледяная вода окутала практически всю меня – сухим осталась только левая рука. Хлюпая ботинками, я с ужасом думала, что там с моим рюкзаком, как я буду потом таскаться с мокрыми вещами и отсыревшими сухарями?

Я стойко держалась и шлепала по грязи не хуже других, несмотря на то, что было тяжело. Но вскоре мы дошли до такой крутой тропинки, что я бы в жизни сама туда не полезла – она была почти вертикальной! Мы шли цепочкой, и мне неудобно было останавливаться – я бы перегородила дорогу остальным. Но от этой крутизны у меня начала кружиться голова, руки и так тряслись от усталости, ноги чувствовали неустойчивость почвы под ногами, да еще и рюкзак оттягивал меня назад, я еле удерживала равновесие. Теперь первые два дня похода казались мне просто легкой прогулкой.

Я надеялась, что после этого подъема пойдет более пологая дорога, но оказалось, что впереди еще не один такой крутой подъем. Страх захватил мою голову, я не могла сосредоточиться, я подошла к очередной крутой тропинке и вдруг поняла, что я не могу, просто не могу туда идти. Мне очень страшно, и у меня нет сил, чтобы карабкаться вверх, у меня паника, сердце стучит, и я отстаю от остальных. ВВ шел позади всех, и я сказала ему об этом. Он понимающе отнесся и предложил оставить рюкзак здесь – вскоре должен был быть привал, и ребята сгоняют назад за моими вещами. Я согласилась. Ползти без рюкзака оказалось намного легче и не так страшно.

Перед моими глазами открылась волшебная картина – водопад в небольшой скале, вокруг огромные валуны, покрытые мхом… Это было так красиво, что я тут же забыла о своих неприятностях.

фото 17

Ребята притащили мой рюкзак, и я смогла переодеться в сухие вещи (не все в рюкзаке намокло при падении). Пришлось надеть домашние треники, которые я брала для вечеров, чтобы не ходить в походных штанах круглые сутки.

фото 18

Мы должны были идти наверх, на Тхаб, а там снег и настоящая зима… Туры, промокшие насквозь, мне сменить было не на что, потому что ВВ сказал, что нам надо карабкаться по горе наверх, там грязь и снег, мои легкие кроссовки не подойдут.

И вот мы начали восхождение. То есть все, что было до этого, это, оказывается, было не совсем восхождение. Мы пошли вверх по горе. Просто по горе, среди деревьев, вверх. Опытные походники с собой взяли альпийские трости, а я со своей боязнью высоты и, видимо, нарушенной координацией, шла так. Я не помню, сколько это длилось, но, казалось, шла вечность за вечностью, а мы все шли и шли. Гора становилась все круче и круче, появился снег, потом снега стало много, он был кругом. От нагрузки было все время жарко и ужасно хотелось пить, и мы начали есть снег. Когда мы останавливались, холод резко овладевал нами, приходилось застегивать кофту, надевать перчатки и дрожать, а потом снова обливаться потом и расстегивать все, что только можно. Сначала на остановках более сильные ребята спускались вниз, чтобы помочь нам донести рюкзаки, но они не могли это делать бесконечно, и приходилось справляться самостоятельно. Сильные ребята делали остановку и подолгу ждали, пока я и другие "слабаки" доползут, наконец. Они мерзли в ожидании и быстрее спешили в путь, не давая нам как следует передохнуть. Мы торопились – боялись не успеть спуститься с другой стороны до темноты, так как нам была нужна питьевая вода для приготовления пищи, а на противоположном склоне горы только в долине можно было найти водоемы.

Сначала казалось, что ползти не так долго. Да и ВВ постоянно это подтверждал. Но вскоре я начала понимать, что что-то тут не так. Мы шли и шли по крутой горе. Я хваталась руками за корни, чтобы помочь себе вкарабкаться наверх, ноги проскальзывали, я падала в снег, в грязь. Вся красная, волосы лезли в рот, сил уже не было вообще, и я начала ругаться матом. Б…, б…., б….. Когда ВВ в очередной раз сказал, что вершина скоро, я подняла голову вверх и попыталась среди деревьев разглядеть какой-то итог наших усилий, но впереди я видела только деревья, бесконечные деревья. "Б… Вы что, о…ли???" Вот, что говорила я. ВВ понял, что я на грани, но все равно старался перевести все в шутку. Он попросил одного из старших ребят мне помочь, и тот пошел рядом со мной, поддерживая, помогая по мере возможности, выслушивая мои стоны, причитания и мат.

фото 19 – я в синих штанах на заднем фоне, и мой "помощник"

И так бесконечно. Я ползла, я шла, я карабкалась, я падала, бесконечно падала в снег и грязь. Я чувствовала всем своим организмом, что это неправильно – земля не может быть такой вертикальной, земля должна быть горизонтальной, как это глупо, какой это идиотизм, как это противно, что земля стоит у меня перед лицом! Чтобы шагать по такой земле, нужны какие-то неимоверные усилия, а снег и грязь и отсутствие того, за что ухватиться – потому что корни деревьев были далеко не везде – делали это "удовольствие" просто адским.

На очередной стоянке я еще раз спросила ВВ, сколько же нам еще идти, и он сказал опять, что недолго. И действительно, впереди как будто гора заканчивалась. Ох, как я понадеялась, что это конец, потому что я уже не знала, что делать. Я была готова лечь в снег и умереть, я больше не могла идти. Все красные, мокрые, тяжело дышавшие как-то еще жили, а я была готова просто плюнуть на все, лечь и лежать.

фото 20

Мы пошли. И тут оказалось, что то, что я приняла за окончание горы – это всего лишь "ступенька", а за ней снова бесконечность из деревьев и вертикальной земли. Б…, б…., б…. Уже почти безнадежно ругалась я.

фото 21

Мне нужно было подняться на маленькую земляную приступку высотой по колено. Я поставила на нее ногу, попыталась подняться и упала. Еще раз. Снова упала.

- Все, я не могу. Я не могу подняться, у меня нет сил. Просто нет сил.

Мальчик, который шел со мной, затащил меня на приступку. Как я ему была благодарна. За терпение, за то, что шел, помогал. Я еще раз посмотрела наверх. Это была такая уже усталая паника.

- Я туда не поднимусь, я просто не смогу туда подняться. Это же просто маразм. Это просто маразм, я туда не смогу подняться. Б….

Я была уверена, что это все. Я переставляла ноги, а не шла. Я открывала рот и произносила слова, а не говорила. Я хотела навеки остаться тут, в снегах Тхаба. Если люди идут в походы, чтобы доказать что-то себе, то я доказала себе, что я слабачка.

Я перестала думать, что гора закончиться. Это слилось в бесконечное передвижение куда-то в никуда. Очередная остановка. Я спросила ВВ опять. Он показал мне на скалу впереди и сказал:

- Вот вершина Тхаба.

Я обернулась. Передо мной торчала отвесная небольшая скала прямо из земли. Поток мата. Как я туда залезу??? Я идти не могу, как я полезу туда??

ВВ рассмеялся:

- Да нет, тут есть обход, мы вокруг пойдем. Все под рюкзаки!

Я ему не верила. Вранье все. Я сказала:

- Я не отдохнула, я никуда не пойду.

ВВ сказал, что осталось чуть-чуть. Я ему не верила.

- Я никуда не пойду, я хочу отдыхать. Тут буду сидеть.

Но через пару минут я подумала, что мне уже все равно – сидеть на этом холоде или идти, задыхаясь от жары. И я пошла.

Через две минуты я была на перевале. И все резко поменялось. Я начала смеяться, шутить, впереди открылся вид на горы, где-то вдалеке было море, журчали ручьи – на этой стороне горы царила весна. Я сняла мокрые туры, в которых хлюпать по месиву из снега и грязи не очень-то приятно, и стала сушить их на теплом весеннем солнышке. Наверное, я очень смешная – желание всех вокруг поубивать сменилось нежной любовью ко всему белому свету!

фото 22

Многие, как и я, думали только о том, чтобы сесть  и посидеть

фото 23 и 24

, а некоторые все-таки пошли постигать вершину – до нее надо было еще подниматься метров сто, уже без рюкзаков, конечно. Но я пас.

Одна милейшая традиция – перевальный шоколад. Всем дали по шоколадке в честь покорения Тхаба. М-м-м, какое это было вкусное наслаждение!!!

Отдохнув, мы двинулись в путь. В этот день мы шли без обеда, боясь не успеть до темноты. Ели сухари и орехи, пили воду. Я весело зашагала по грязным лужам другой стороны Тхаба. Здесь была дорога или подобие ее, и идти было по сравнению со снежным склоном очень легко. Тем более что ВВ сказал, что теперь двигаться надо только вниз. Где-то еще был снег, но по мере движения его становилось все меньше и меньше.

фото 25

Через какое-то время выяснилось, что про "движение только вниз" – это ВВ тоже преувеличил. Чтобы попасть вниз, нам пришлось перевалить еще через 3 небольшие горы. В эти моменты я ненавидела снова всех, из-за кого я сюда попала. Ясно я понимала только одно – я ненавижу горы, я ненавижу подъемы, я ненавижу это.

Какие прекрасные виды открывались сверху! Уже начинало вечереть и мы старались подолгу не отдыхать, но это было поистине прекрасно – закат над горами, море вдали…

фото 26 и 27

Но с каждым часом становилось все сложнее. Все устали до изнеможения, сгустились сумерки, а нам надо было еще идти и идти. Сильные ребята так спешили добраться до места стоянки, что совсем потеряли бдительность и бежали вперед, как угорелые, забыв о тех, кто плетется сзади. Мальчик, который шел со мной, так и продолжал идти – для меня он был настоящим героем, это правда.

Мы шли через какие-то колючие кусты, по крутым и узким тропинкам, где я боялась упасть каждую секунду. Теперь мне казалось, что лучше уж подниматься, чем спускаться, ведь при подъеме я не смотрю особо вниз. Последний привал был в восемь вечера. Все были вымотаны окончательно. Не было слышно шуток, все легли на рюкзаки и пытались отдышаться. В походе удивительно то, что за время десятиминутной остановки полностью восстанавливаются силы. А здесь они уже не восстанавливались. Я сидела на рюкзаке, уже равнодушная от усталости, и понимала, что сил нет вообще, просто нет, и сегодня уже не будет. Когда мы покоряли Тхаб, я забыла о том, что туры мокрые насквозь, теперь же я с каждой минутой все больше ощущала хлюпающие ледяные ботинки, от которых чудовищно хотелось избавиться. Я понимала, что у меня грязные, мокрые штаны, и что в рюкзаке лежат тоже грязные и мокрые штаны, и что я зря так радовалась на перевале, ведь еще пришлось идти столько,  и еще столько идти…

- Все под рюкзаки, ребята. Надо идти.

Вскоре совсем стемнело. Я ничего не видела перед собой, и радовалась, что у моего спутника с собой фонарь. Я поминутно спотыкалась и падала, но уже не была злой. Я вяло вставала и шла. Все ушли далеко вперед, я плелась, передвигая ноги куда-то во тьму. Теперь мы шли уже без остановки, потому что отдыхать было некогда. Так мы шли 3 часа.

Часов в 11 вечера мы услышали шум реки. Как я обрадовалась! Наверное, рядом уже наш лагерь. Нам навстречу выбежали ребята, которые пришли намного раньше нас. Радостно стали помогать донести рюкзаки. Но тут выяснилось, что никакого лагеря еще нет. ВВ и взрослые ребята пошли искать место, а все остальные сидят и ждут. Я сказала что-то матом и села на рюкзак медленно умирать.

Через полчаса вернулся ВВ с ребятами. Они нашли хорошее место, но туда идти минут 15. Минут 15 – это так немного. Минут 15 – это целая вечность для человека, который целый день шагал по Кавказским возвышенностями, через холод, черед ручьи, через спуски и подъемы… Он сказал, что кто совсем без сил, могут отдохнуть полчаса, а потом за ними придут. Но я пошла.

Я чисто механически, тупо помогла поставить палатку, переоделась, выпила чашку чая, есть не могла.

4-й день.

Я проснулась с ужасной мыслью, что мне плохо. Что я не смогу идти дальше.

Я встала и пошла умываться, спустилась к реке, умылась, а когда поднималась обратно, поняла, что сейчас упаду в обморок. Я дошла до палатки и попросила своих соседок сбегать за аптечкой. Мне принесли валидол, и стало чуть легче. Я заставила себя позавтракать, а потом спросила ВВ, во сколько мы выходим. И тут выяснилось, что – о, счастье - здесь мы будем до обеда!!!

Как мне стало хорошо, кто бы знал! К этому времени солнце осветило долину, где стоял наш лагерь. Она была уже покрыта густой зеленой травой, голубое небо, белые облака, почти летняя жара удивительным образом контрастировали с зимним Тхабом. Это была долина Жане – известная среди черноморских туристов долина, с красивыми водопадами и дольменами. Боже, это было упоительно красиво!

фото 28-30

Я разложила мокрые вещи, которые тащила с собой вчера весь день, и к обеду они были сухие. Было жарко, и ребята стали играть в футбол.

фото 31-32

Недалеко от лагеря был живописный водопад.

фото 33

После вчерашнего перехода страшно хотелось принять душ. И водопад выглядел таким соблазнительным, что я решила слегка освежиться – мыло, ледяные брызги, ощущение чистоты…

фото 34

Ребята тоже захотели искупаться, и даже решили поплавать, хотя, по-моему, вода была невыносимо ледяной.

фото 35

Потом все нежились на пенках (походных ковриках). Кто-то фотографировался, кто-то загорал, кто-то играл в шахматы. Это было наградой за вчерашнее испытание.

фото 36, 37

А впереди нас ждал геленджикский "пляж", как назвал его ВВ. И я поверила, что мы будем ставить лагерь на пляже.

После обеда мы собрали рюкзаки, и осмотрели дольмены.

фото 38-40

Потом дошли до выхода из заповедника, там нас подобрал автобус и отвез до какой-то точки в Геленджике, откуда мы стартовали в следующий пункт нашего похода – дикую бухту на берегу моря.

"Тут рядом пляж" – оказалось не тут, не рядом и не пляж. Мы опять зашагали по тесным извилистым тропинкам, и вот здесь-то для меня начался кошмар, потому что на Тхабе не было обрывов, а тут были. Мы шли по тропинке шириной 20 сантиметров, справа огороженной склоном, а слева скалистым обрывом, резко спускающимся к морю. Я панически перебегала эти опасные участки и каждый раз хотела зарыдать от невозможного для меня испытания.

На одном пятачке, который был действительно очень живописным, мы остановились, чтобы сделать фотографии. Я прижалась к скале и боялась выползти на пятачок. Ребята фотографировались, как ни в чем ни бывало, и я тоже решила выползти осторожно из своего укрытия – уж очень было так красиво! Сверкающее на солнце море, паруса лодок вдалеке…

фото 41

Один мальчик позировал, а девочка ходила по краю обрыва и смотрела вниз. Когда она проходила за мальчиком, он решил вдруг сделать шаг назад. Небольшое столкновение, балансирование на краю – они удержались. Но могли не удержаться. Я была зла на старших, которые не разбираются с этими ситуациями. Мне и так страшно, да еще такая беспечность.

К "пляжу" пришлось идти дальше. Спуск-подъем-спуск-подъем. Потом по скользкой каменистой тропинке вниз-вниз-вниз, а потом по какой-то вертикальной высоченной лестничке вверх-вверх-вверх (шла на четвереньках, мне было совсем страшно).

фото 42

А потом еще вверх-вверх, и где-то мы высоко, и нигде нет плоской земли. Мы сели отдохнуть. Я отошла подальше от других и заплакала. От страха. Я боюсь высоты. Я действительно ее боюсь, и я думала, что после Тхаба ее уже не будет. А она тут, опять, еще круче. Я злилась на организаторов, что они не предупредили о таком. Я злилась на всех. И не понимала, искренне не понимала, как я буду спускаться обратно, ведь для меня преодолеть такую крутизну, особенно на спуске, это настоящая мука.

Потом мы надели рюкзаки и пошли дальше. Хотя оказалось, что дальше и идти не надо. Мы уже на "пляже"! Который оказался "ступенькой" на склоне горы. А до моря надо спускаться круто вниз и там сползать по отвесным острым скалам и камням. Это был полный крах! Я начала истерить. Я начала вопить. Я не понимала, как я тут на склоне прямо буду спать, есть, быть?? Меня трясло, а все живо расставляли палатки. Я боялась пододвинуться к краю "ступеньки".

В этот день я была дежурной, и преодолев злость, я пошла резать колбасу.

ВВ устроил серьезную беседу со всеми. Здесь, в конце пути, он проанализировал ошибки, которые все мы совершили за время дороги. Вспомнил ситуацию на обрывистом пятачке, где девочка чуть не сорвалась вниз из-за своей же неаккуратности, вспомнил мое падение в реку, когда никто не помог мне ее перейти, вспомнил многое. И стало ясно, что для такой лекции именно сейчас самое подходящее время. Ребята слушали серьезно и внимательно. Я взяла слово и извинилась за свое поведение, за то, что ныла и ругалась матом, объяснила, что мне элементарно страшно быть на высоте.

Кстати, всю ночь кто-то выл или тявкал недалеко от лагеря.

5-й день.

Утром я открыла палатку и обалдела. Скалы, сосны, изумрудное море – просто дух захватило от этого пейзажа.

фото 43-45

Я спустилась к ручью и заглянула через кромку скалистых камней на пляж – там было так спокойно, волны бились в берег, пахло солью и морскими камнями.

фото 46-47

ВВ сказал, что полезем через скалы и пойдем в город по кромке моря. Я опять запаниковала, заистерила – как я буду туда спускаться? Кто из нас сошел с ума? Но мне обещали помочь спуститься по скалам. И хотя у меня тряслись руки и ноги, я успешно преодолела зубчатый участок – оказалось, что по скалам лазить гораздо приятнее, чем просто идти по горе – скалы более устойчивы и там есть много корявых мест, за которые можно зацепиться.

фото 48-50

В краеведческом музее Геленджика мы узнали, что в этих краях обитают шакалы. И это они выли и тявкали ночью. Также мы всей толпой пошли в кино. А еще посидели на пляже с булками и газировкой.

Вернулись довольные и счастливые к соснам, костру, песням под гитару.

Конец.

фото 51

В общем, еще в самом начале я поняла, что влюбилась по уши во всех старших ребят. Они просто изумительные, настоящие и мужественные.

Я уже давно так не смеялась. Взрослея, мы начинаем меньше смеяться, это точно. А тут я, не смотря на свои психозы, получила такой заряд невероятного позитива – и от этого бесконечно смешного смеха, от того, как эти ребята смотрят на жизнь. После похода я задумалась, что мы сидим в офисах и паримся из-за какой-то фигни, а это же все фигня!

И вот какие выводы я сделала:

1.      Я слабачка однозначно.

2.      Но я шла.

3.      Человек может сделать в десятки раз больше, чем ему кажется. Я где-то посередине Тхаба была готова лечь и умереть, потому что не могла сделать больше ни одного шага, а я не только дошла до перевала, но после этого почти без остановки шла еще подряд больше 9 часов.

4.      Это невероятное, ни с чем несравнимое и сносящее голову чудо – попасть из зимы в лето.

5.      Несмотря на все трудности, я убедилась, что всегда лучше сделать, чем не сделать!

6.      Я обязательно еще пойду в поход. Уже прошло 1,5 года, и я так и не пошла, но пойду обязательно.

Это был лучший отпуск в моей жизни. И очень долго я не могла прийти в себя от пережитых эмоций, от такой невероятной подзарядки. Я чуть-чуть стала меньше бояться высоты. И очень завидую тем, кто все время ходит в походы.

Когда-то я писала стихи, и поэтому меня попросили написать стихи для фильма по итогам похода. Я сделал два варианта. Один простенький и несерьезный, а один – настоящий, про мои чувства.

***

Если ты душою слаб,

То не стоит лезть на Тхаб.

Если ты душою сник,

Не увидишь Геленджик.

Ну а если ты силен,

Подготовлен, утеплен,

К трудностям готов, борьбе,

И уверен ты в себе.

И друзей большой запас –

Покоришь хоть весь Кавказ!

***

Там, за вершиной, холодной и дикой,

Там, за корнями, за грязью дорог,

Что-то зовет меня тайно и тихо,

Манит к себе от московских тревог.

Мимо ручьев, водопадов, бурьянов,

В мокрых насквозь я шагаю турах,

В поисках солнца, желанием пьяный,

Медленно лезу в усталость и страх.

Корни деревьев даны мне в подмогу,

Снег заменяет мне флягу с водой,

Лезу с упорством, и так понемногу

Ближе я к солнцу, иду за весной.

Вот и последний привал. До вершины

Сделать последний рывок нету сил.

Но рюкзаки поднимаем на спины,

Снова идем – впереди ждут долины,

Солнце и сосны. Я Тхаб покорил!

P.S. А туры у меня так и не просохли до самого конца похода! Мокрыми домой привезла

Медаль
Тэги: Россия ,
Alware аватар
Alware (Вс, 25.09.2011 - 02:53)

Таких новичков как раз и интересно с собой брать. У них эмоции через край от каждого движения.

Irma_Alpen аватар
Irma_Alpen (Вс, 25.09.2011 - 09:51)

Да, но капризы, конечно, неприемлемы...

Модератор аватар
Модератор (Пнд, 26.09.2011 - 14:39)

Ирма, поскольку я в общем-то тоже слабачка, мне было очень интересно читать Вашу историю... Я как будто сама переживала эти эмоции... ну по крайней мере могу предположить, что в такой ситуации они были бы очень похожи на Ваши. И отдельное спасибо за выводы, первый и второй в особенности. А Вы - просто молодец!

Irma_Alpen аватар
Irma_Alpen (Пнд, 26.09.2011 - 17:14)

Спасибо большое за добрые слова))

BUCH аватар
BUCH (Втр, 27.09.2011 - 07:54)

Отлично написано: очень осязаемо. Удачи в конкурсе! А горы, всё-таки не для всех, но вам они покорились! Поздравляю!

Irma_Alpen аватар
Irma_Alpen (Втр, 27.09.2011 - 10:31)

Не так уж покорились)) Спасибо

BUCH аватар
BUCH (Ср, 28.09.2011 - 21:14)

Поздравляю с Днём рождения! Покорение себяЖелаю покорения всё новых вершин и новых путешествий!Покорение себя

Irma_Alpen аватар
Irma_Alpen (Чт, 29.09.2011 - 10:18)

Спасибо!

Света Савельева аватар
Света Савельева (Чт, 29.09.2011 - 12:04)

Очень жизненно и без кокетства. Особенно про то, что утренняя "слабачка" преодолевала все к вечеру и делала правильные выводы у костра.

В синих штанах это вы на фото?

Irma_Alpen аватар
Irma_Alpen (Чт, 29.09.2011 - 12:48)

Почему утренняя слабачка? Я круглосуточная))

В синих - да, я

Света Савельева аватар
Света Савельева (Чт, 29.09.2011 - 13:50)

Про синие штаны это я к комплименту вела, так как вылитая школьница! В лучшем смысле слова

Irma_Alpen аватар
Irma_Alpen (Чт, 29.09.2011 - 13:57)

Спасибо))

Да, ребята из похода были в шоке, когда узнали, что мне 30))

altay-ul аватар
altay-ul (Пт, 30.09.2011 - 09:53)

Горы не прощают слабых и неподготовленных:))

Irma_Alpen аватар
Irma_Alpen (Пт, 30.09.2011 - 10:25)

Меня же простили))

Хотя - смотря какие горы...

И самое главное - компания, которая идет с тобой, взаимопомощь и поддержка. Это дорогого стоит!

Vnika аватар
Vnika (Пнд, 17.10.2011 - 18:33)

Никто не предлагал таких походов. Сижу и думаю, а смогла бы? Действительно, настоящее покорение себя. Думаю, многие жизненные ценности поменялись. Представляю, сколько эмоций, впечатлений и т.п. Мальчики, ваши спутники,  просто не могут не вырасти настоящими мужчинами.

Вы - молодец! Спасибо.

Irma_Alpen аватар
Irma_Alpen (Пнд, 17.10.2011 - 23:57)