Польша. Как я работала в мужском монастыре.

Польша, Марки Струга, 1991
История участвует в конкурсе: Главный конкурс осени: Большая перемена

Дело было в далекие 90-е, когда, чтобы выехать за границу, надо было сначала получить одобрямс в райкоме комсомола, потом одобрямс в нашей милиции, и только потом ты, весь из себя благонадежный, мог пересечь границу нашей Родины.
(дальше будет 100О слов)

Я работала тогда в Доме детско-юношеского творчества, обучала пионеров английскому языку, а наш спортивный сектор купил старенький малиновый Икарус. И, чтобы окупить его, они решили вывезти сотрудников в Польшу - с палатками, типа - на спортивные сборы по карате.
Не веря, что наконец-то сбудется моя самая сокровенная мечта - увидеть Варшаву - ну вот такая была у меня мечта! - я была зачислена в команду.

Автобус оказался полным людьми странного вида - кроме наших сотрудников, там ехали какой-то помощник секретаря райкома, директор автобазы, где чинили автобус,  пара бухих водителей, ремонтники и их рыжие крашеные необъятных размеров жены. Каратистки, не иначе. Ну как же – после стольких лет железного занавеса поездка в Польшу, где цвела рыночная экономика и где бананы можно было покупать штуками, а не по 3 кг, отстояв пару часов в очереди, - такая поездка была верхом крутизны. Не успев сесть в автобус, водилы и их начальник с автобазы начали пить и не прекращали до того момента, когда приехали назад. Это, видимо, заложено в у них на генном уровне.

Мы ехали из Москвы до Бреста. В Бресте после 9-часовой очереди без туалетов и воды (я никогда не видела таких хммм.. грязных кустов!)  нас пропустили через границу. Напряжение было очень  велико, особенно тогда, когда наши руководители – спортсмены – стали прятать черную икру, приготовленную для продажи в Польше,  к нам в свернутые палатки. И в тот момент, когда начала сбываться моя мечта – автобус проехал через границу!!! Я первый раз оказалась там, о чем мечтала столько лет! – я … заснула.

И проснулась уже под Варшавой. Автобус стоял рядом с монастырем. Оказывается, наши руководители решили спросить дорогу – и настоятель, узнав, что мы едем из Москвы, а жить собираемся в палатках, любезно предложил нам… это был шок!... разместиться у них в огромном гостевом доме. С удобствами. Бесплатно. На всю неделю.

Нас принимали, как самых дорогих гостей. Нас накормили в трапезной. Все монахи с удовольствием общались с нами и разговаривали. Мы провели там незабываемую неделю, и только безумный стыд за  водил омрачал наше пребывание. Они продолжали бухать прямо в кельях.

Вернувшись в Москву, я долго не могла придти в себя. В той хмурой и злой Москве НИКТО не разговаривал со мной так, как будто я  - самый дорогой человек на свете. Никто не улыбался мне так, как улыбались все монахи – и старые, и молодые. Никто не радовался мне так, как приютские  мальчишки – при монастыре был еще и детский дом.  И мы с подругой поехали туда еще раз.

Ужас, как это трудно было сделать. Но – получилось. После этого мы приезжали туда на все крупные церковные мероприятия. Монастырь этот часто собирал на праздники монахов и священников со всей Польши, по 100-200 человек, и им надо было помогать на кухне – готовить на всю ораву. Мы с удовольствием этим занимались.

А надо сразу сказать, что никогда – ни при каких обстоятельствах – монахи не приставали к нам, не посягали, не пытались домогаться. Но они очень красиво ухаживали,  приглашали на кофе, они вообще очень галантные и совершенно открытые люди. Как дети.

А после нескольких таких приездов настоятель предложил мне поработать у них летом в издательстве. Нелегально, конечно. Народ уходит в отпуск, а книги надо выпускать…  И я с удовольствием согласилась, тем более, что мой старший  сын поехал в  детский лагерь буквально в часе езды от монастыря (от Дома Польского - такая организация, объединяющая поляков, живущих за границей - вот и пригодилось моё польское происхождение!), а младшего они предложили привозить в любом случае и обещали взять над ним шефство, пока я буду  работать.

И я начала работать. Работа была тяжелая – с 7 утра до 5 вечера,  на всяких станках, клеить и печатать книжки, проверять, как они собраны, собирать книги по тетрадкам… В обед я бежала в  трапезную, чтобы успеть помыть посуду - надо же было как-то отплатить за гостеприимство. Вечером я еще и помогала делать ужин, поэтому просто валилась с ног. Мне очень неплохо платили - по сравнению с Россией я зарабатывала месячную зарплату за 3 дня. Но, несмотря на трудности, мне было безумно интересно, потому что я там очень быстро выучила язык – как и мои дети, впрочем – и еще потому, что я увидела жизнь монастыря изнутри.

Монастырь был довольно большой – я думаю, человек 100, включая приют для мальчиков. Возраст монахов – самый разный, от 18 до 80 лет. Некоторые  - в курсе послушания перед поступлением в теологический университет в Кракове. Кроме мужского, был и один женский корпус – там жили 5 или 6 пожилых монашенок – и там же жили и мы. Периодически в этот корпус приезжали группы веселых  озорных девчонок, которые жили там по 3 недели. Я долго не могла понять, зачем они приезжают. Оказалось, что это тоже будущие монашенки – готовятся к постригу.

В собор при монастыре приходили  по вечерам местные подростки. Они могли сидеть там и  петь под гитары  хоть всю ночь. Кстати,  в монастыре был превосходный музыкальный класс с гитарами и ударной установкой. В Польше очень любят музыкальные религиозные фестивали. Вообще монахи ужасно прикольные и веселые. Есть такой праздник - Шмингус-Дингус - это после Пасхи все поливают друг друга водой. Монахи залили весь пол в монастыре - поливали друг друга ведрами...)

В монастыре был свой огромный огород, поле с пшеницей, коровки – буренки, поэтому каждый день мой семилетний младшенький пил парное молоко. Ну и пока я была в издательстве, он помогал монахам в огороде – собирал ягоды. Мы очень подружились с несколькими ребятами, я думаю, им было лет по 20. Конечно, было ужасно интересно, почему они решили лишить себя женского внимания и пошли в монастырь, ведь в католической церкви целибат, обязательное безбрачие. И меня просто поразили их объяснения. Они в один голос сказали: Но ведь мы, как служители церкви,  первые попадаем в рай! Вот так, чистая прагматика. Правда, были и такие, кто пошел в монастырь, понимая, что семью создать не удастся. Один монах был ростом 150 см. Еще один – страдал приступами эпилепсии.

Сначала жизнь в монастыре казалась раем на земле. Но через некоторое время, где-то через месяц, я начала замечать, что внутри не все так уж благополучно. Среди верхушки есть интриги, неприязненные отношения, а некоторые вообще друг друга подсиживают и ходят жаловаться настоятелю. Целибат соблюдают далеко не все. Моя подруга поехала как-то на море в Колобжег и увидела там на пляже… 60-летнего монаха-директора нашего издательства в цветастых шортах, загорающего рядом с нашей же кухаркой, 60-летней пани Хеленкой.  В Москве мы повидались с  нашим настоятелем, который ехал из отпуска, из Армении, и попросил встретить его в аэропорту. Он был с очень красивой женщиной. Она по секрету сказала нам, что она парикмахер, и догадалась, что он монах, по тонзуре (у католических монахов выстрижен затылок). Еще один наш приятель – монах бегал каждый день к девушке и в конце концов оставил монастырь.

Но все-таки, несмотря ни на что, я с огромным удовольствием вспоминаю это время – там было на удивление замечательно.

История участвует в конкурсе сентября «Главный конкурс Большая перемена!

Медаль
Тэги: Польша ,
ace-alex аватар
ace-alex (Втр, 20.09.2011 - 14:27)

Жизнь, как она есть. Хорошая история. Интересная.

kotjus_sova аватар
kotjus_sova (Втр, 20.09.2011 - 14:33)

Сейчас так странно, что поездка в Польшу  казалась офигительно крутой)

Но как вспомню, что приходилось ночь (!) дежурить у ОВИРа, чтобы тебе выдали разрешение на выезд, а потом ещё ночь у Сбербанка, чтобы попасть туда для обмена  валюты (в Польшу меняли астрономическую сумму в 25 долларов)  - брррр, жуть.

Не, я в то время не хочу.

Сергей Василец аватар
Сергей Василец (Втр, 20.09.2011 - 18:31)

Ошибочка в первой строчке: в начале 90 г одобрямс райкома абсолютно не требовался, эту чушь отменили в 87 г. Далее разрешение на выезд шлепали в паспорт без особых проблем многие турагентства через ОВИР за очень небольшие деньги.

Не совсем ясна фраза в конце истории

"История победила в конкурсе:
IBIZA TASTING: конкурс для участников Пятого Слета".

Разве истории участников слета не должны были быть про Ибицу?

kotjus_sova аватар
kotjus_sova (Втр, 20.09.2011 - 19:32)

Нет никакой ошибки.

Всю группу вызывали в райком комсомола и задавали дебильные вопросы, а потом мы еще подписывали бумагу (а какую - не помню). Не забывайте, что мы выезжали якобы на сборы по карате, и, видимо, со "спортивными" группами проводили инструктаж именно в райкомах. Тогда я и узнала, где вообще находился наш районный райком комсомола) Хотя мы почти все на тот момент вышли из комсомольского возраста)))

Мы не могли оформить выезд в турагенстве, потому что ехали, повторюсь, "на сборы", там была особая процедура. А вот когда я поехала второй и третий раз, уже по приглашению монастыря, тогда-то я и проводила ночи возле ОВИРа, ночуя в своем "Запорожце")

Про Ибицу у меня и близко ничего не было, это не моё. В моём тексте такого не было вообще.

WiseSpaniel аватар
WiseSpaniel (Чт, 22.09.2011 - 20:30)

Обалдеть. А мы только анкету в ОВИР сдали, да съездили в банк деньги поменять. Больше ничего с нас не требовали. Хотя ездили по частному приглашению и в еще более далеком 85.  Бывает же.

kotjus_sova аватар
kotjus_sova (Чт, 22.09.2011 - 21:12)

Мне кажется, истерия с обменом денег началась после 1990 года, когда невозможно было нормально их обменять. Возле нескольких отделений сбербанка, которые меняли рубли на доллары,  появились крутые мальчики, которые контролировали очередь, и прорваться туда было просто нереально.

Модератор аватар
Модератор (Пнд, 26.09.2011 - 13:34)

Очень интересная история! Как это здорово, когда в копилке воспоминаний есть такие вот - необычные, уникальные, добрые...

FIRE LISA аватар
FIRE LISA (Втр, 27.09.2011 - 00:21)

Необычная история. Мне встречалась в жизни только одна девушка, которая жила в монастыре около двух месяцев, правда не знаю, почему ее туда занесло, но она была в восторгах. Монастырь же был где-то в Тверской области.