Правильная страна

Октябрь-ноябрь 2010

Правильно есть палочками пытаются меня научить с начала 90-х. Безуспешно! Проведя недавно почти неделю в Южной Корее, я вновь брал их в руки каждый раз, как в первый раз: держал не как полагается, а как мне удобно. Ну, мол, это моя индивидуальность. На что коллега из Владивостока (а нас объединил международный фам-тур ЮНЕСКО по корейским объектам культурного наследия с участием журналистов из США, Канады, Франции, Германии, одного москвича и двух владивостокцев) язвительно заметила: «Мы, русские, делая что-то через з…цу, всегда ссылаемся на свою индивидуальность». С палочками она управлялась отменно.

Неподалеку от Сеула в окне автобуса промелькнет странное, почти сумасшедшее здание – массивный небоскреб, середину которого разрезает «дыра» с очертаниями пагоды. Это зримый образ сегодняшней Южной Кореи (далее буду писать: Корея – да простят меня ее северные соседи; пригласят – «верну долг»). Будто на бережно охраняемый мираж старины надели «колпак» современной, супер-технологичной державы. Спроектированный явно для гостей, образ этот, на мой вкус, поверхностен. Гораздо емче суть Кореи сегодня отражает простенький, казалось бы, плакат: «Давайте жить правильно!».

Это не пропаганда. Они так и живут. Правильно питаются: разнообразная, сочетающая в себе овощи, травы с мясом, курицей, рыбой и морепродуктами, корейская еда стремительно переваривается, сколько бы не съел, и не откладывается в жиры (вот почему все они такие поджарые!), благодаря острым и пряным соусам, обжигающим лишь в первые секунды, но растворяющим шлаки. Кстати, меня все спрашивали про собак… в виде пищи. Современные корейцы собак практически не едят. И нас не угощали. «Традиционалисты», ходят слухи, позволяют себе сей, как теперь это считается, «тайный грех» (влияние мирового общественного мнения!), стараясь его не афишировать. Но чтобы в ресторане вам предложили нечто собачье – этого точно не будет. Наш гид, кореянка советского происхождения, рассказала, что в детстве ее кормили «этим мясом», не объясняя, чье оно. Обставлялось такое «пиршество» обычно по-праздничному: отец куда-то надолго уходил (на «охоту»?), что-то приносил, мать долго кухарила, за столом собиралась вся семья. «Когда я выросла и узнала, что это за мясо, категорически отказалась его есть», - вот такие у неё воспоминания детства.

А ещё корейцы, по нашим меркам, практически трезвенники. Хотя, говорят, на своих корпоративах корейцы вполне даже способны напиться. «Нам, русским» это странно: как ухитряются? Корейская водка соджу крепость имеет всего-то 15-18 градусов. Гонят ее из браги на зерне, рисе и сладком картофеле. Но пьют тут и саму брагу (градусов 8) – в любом магазине продаются бутылочки мутно-белесого цвета. Вина не производят. Но местное пиво – весьма качественное. Пьяных не видел ни разу!

Правильно в Корее строят и социальные отношения. Забота о людях, государство, ориентированное на человека – все это до визита в Корею у меня ассоциировалось с социализмом в, шведской, скажем, или израильской модели: с помощью высоких налогов у тех, кто может много зарабатывать, отбирают «излишки», передавая их тем, кто этого не может. Но Корея - абсолютно капиталистическая, и налоги минимальные, а система льгот для самого малюсенького бизнеса – благоприятнейшая: любая бабушка откроет на своей кухне ресторанчик, будет готовить какую-нибудь вкуснейшую утку - и народ к ней валом повалит. И ей не придется месяцами толкаться в приемных за разрешением с заныкаными в узелках взятками: корейские чиновники выдают подобные бумаги без проволочек, оценка их работы впрямую связана с тем, скольким людям помогли.

В корейской семье - веселые и обожающие учиться дети, приветливая и обаятельная молодежь (корейские девушки – особая песня), мужья надежны и ответственны, жены заботливы и чадолюбивы, а старики окружены вниманием. Конфликты разрешаются прилюдно – с участием многочисленной родни, перед которой как-то неловко краснеть за плохие, неправильные поступки. Каждому есть дело до ближнего (это не западный мир, где модель взаимодействия «Мне по фигу, что тебе по фигу»).

Кто-то не нарушает закон, боясь неотвратимости наказания. Корейцы стыдятся общественного порицания. Во многом это предопределено буддизмом, один из канонов которого учит: зло, сделанное тобой, непременно к тебе вернется. Вроде та же неотвратимость, да не совсем… Практически нет жульничества – вас не обсчитают в магазине, в ресторане. А если забудете бумажник, спокойно его вернут вместе с содержимым. На пляже оставляйте одежду без присмотра спокойно. И чаевые тут не принято оставлять: вас не поймут.

Что до «нас, русских», то наша безалаберность, наше «авось» корейцам непонятны. Во всем должен быть порядок. И безопасность. Иногда это выглядит почти абсурдом: окруженные со всех сторон водой, жители Кореи, как правило, не умеют плавать: на здешних пляжах разрешено разве что помочить ножки, если же спасатель увидит, что ты в воде по грудь да еще и делаешь некие движения конечностями, то тебя выловят и, может, даже сетью. Забота о безопасности!

Мы, русские (четвертушка русской крови да родной язык позволяют мне отказаться от кавычек), не такие. У нас неправильность возведена в статус индивидуальности. А потому я никогда не научусь  правильно держать палочки.

Множество корейских объектов мирового культурного находится сегодня под охраной ЮНЕСКО. В последние годы не раз приходилась слышать, что эта влиятельная международная организация пеняла властям той или иной страны на неподобающее отношение к историческим и духовным ценностям. С корейцами такое невозможно. Они чтут память, ценят красоту.

И правильно делают! Как такое не ценить? Показывали нам главным образом буддистские реликвии. В стране на равных сосуществуют буддизм, католичество и протестантизм, по влияние буддистской духовности очень ощутимо. Буддистские храмы вроде бы похожи друг на друга: непременный ансамбль пагод, в одной или нескольких из которых - золоченая статуя Будды, внутренние дворики с амфиладами бытовых помещений, черные деревянные или бежевые соломенные крыши, роскошная природа вокруг: река или озеро, высоченные, дышащие свежестью сосны и удивительные мелколистные корейские клены, ошарашившие нас осенним «светофором» красок - зелено-желто-красным.

Но в каждом святилище – свой, особенный Будда. Не зря же считается, что буддизм – не религия, а индивидуальные практики, индивидуальный путь. Лик каменного Будды Шакьямуни в гроте Соккурам кроток и умиротворен. Он окружен барельефными фигурами учеников-охранников и, кажется, подсказывает глазеющим туристам: отбросьте-ка скопившуюся в душе злобу, обиды – а потом входите: путь от земли к небу лежит через вашу душу. Построен был комплекс когда-то как призыв к объединению корейцев. С тех пор все никак не объединятся…

В храме Пульгукса на горе Тхохамсан вас ждет встреча двух миров: земного и небесного. И двух раев. Будда Амитабхи (Будда Неизмеримой жизни) воплощает рай в западном представлении, а Будда Вайрочана (Лучезарный Будда) – абсолютный рай. Храм, построенный в VIII веке, как бы расползся по горе. Крыши пагод, расписные деревянные колонны, лестницы и лесенки, многочисленные извилистые переходы – все это создает ощущение многомерности мира, земного и небесного.

Провели мы некоторое время и в исторической столице Кореи – Кёнджу. Она интересна тем, что окружена не только духовными, но и этнопамятниками. Деревня Яндон, только в этом году ставшая объектом ЮНЕСКО, – пример живой аутентичности. Сколько всяких этно-деревень повидал я по миру! Как правило, они ориентированы на то, чтобы выжать из туриста монету: сконструированные муляжи быта с ходячими муляжами жителей. А в Яндоне живут обычные семьи – с детьми, с домашними животными. У некоторых домов даже таблички: будьте деликатны, здесь люди живут – и им, может быть, сейчас не до вас. В иные дома можно и зайти: вкусно поесть, купить ручную поделку на память, пообщаться с хозяевами. А то и поселиться на какое-то время. Хозяин дома, где мы пообедали, родом из этих мест, 15 лет оттрубил в строительной компании, накопив денег, «распределил» старших детей по университетам - и вернулся в родные края: обслуживать туристов, но главным образом – просто жить. Держит лошадей в память о жокейской молодости, имеет кук-лайсенс (угощайтесь смело).

В деревню Андон возят туристов уже много лет. Она огромна. Здесь всегда постояльцы – из Японии, Китая, Европы. Дома основательные, но при этом дышащие необъяснимым спокойствием, уютом, в них хочется хоть немножко пожить. Заговариваем с пожилой корейской парой, покормившей только что нас обедом. Он – местный, причем в 14-м поколении восходящий к основателю этой деревни (то есть к XVI веку!), она же родом из соседнего селения, но ее родовая история – аж 22 колена. Такие простые крестьяне. А вы говорите: ЮНЕСКО, охрана, строгость… Корейцы – сами с усами. И готовят как! Сюда из Сеула, не говоря уж про интуристов, приезжают попробовать их знаменитую курицу с овощами. И cтоит гигантских размеров блюдо на, минимум, 4-х всего 20.000 вон (примерно $20). Снять же комнату на двоих можно за 50.000 вон в день, а на 15 человек за 150.000.

Провинция Андон - колыбель корейского конфуцианства. В отличие от буддистских школ, ориентированных на общее развитие личности, конфуцианские имели целью подготовку госслужащих, что в условиях Востока требует и знаний, и мудрости. Вот конфуцианская академия Тосан - университетский городок, но XVI века и в корейских архитектурных традициях. И с монитора в музее в вас всмотрятся грустно-мудрые глаза ее создателя Ли Хвана. Таким его запечатлела история.

Она, история, запечатлевает тут все беспристрастно. Запечатлеет и облик современного Сеула – супер-мегаполиса с навороченными небоскребами XXI века. С любимым детищем президента страны Ли Мён Бака – рукотворным ручьем Чонгечон, за который он несколько лет назад получил престижную международную премию «Герой окружающей среды». Или фантастических размеров мега-супермаркет Lotte. Или суетный, «под туристов» торговый район Мёндон. Простое, удобное сеульское метро, параллельно которому тянется другой «ручей» - из подземных переходов: можно ехать, а можно тот же путь пройти пешком. Запечатлеет всю уникальную Корею.

Хороша страна Корея, что говорить. Но еще более удивительна. Думаете, я вам все корейские чудеса пересказал? Как бы не так!

Вы наверняка считали, что корейский алфавит – это иероглифы. Ничего подобного. Это буквы, логичное сочетание вертикальных и горизонтальных палочек (хангыль). Придумал его в XV веке корейский король-просветитель Седжон из династии Чосон (прежде использовали древнекитайскую письменность). Говорят, выучить его легко. Поэтому корейцы – народ грамотный.

А знаете, как тут организована аренда жилья? Если вы готовы внести на счет хозяина депозит (замечу, довольно приличный – скажем, эквивалентный $25.000), то квартплату ему каждый месяц будете платить символическую. Выехав же из квартиры, получите полностью залог назад. А хозяин, пока вы у него живете, будет получать от банка проценты.

Заглянув в корейский фруктовый сад в самую жару, понаблюдайте занятную картину: каждый фрукт на дереве обернут в бумажку, чтобы не сгорел. Не потому ли корейские фрукты один в один: ровненькие, сочные, сладкие?

И на службе корейцы сидят не от звонка до звонка, а как можно дольше – чтобы сделать для любимой фирмы как можно больше.

И общественные туалеты у них бесплатные – повсюду.

А в больших торговых центрах стоят мягкие диванчики с подушками – чтобы было где передохнуть.

В Корее не увидите «благородных седин». Какая-нибудь старушка блистает на капустной грядке иссиня-черной шевелюрой. Плохо выглядеть – неприлично, неправильно. Я спросил: «Что, и мужики красятся?». Мне ответили: «Ну конечно».

На улице можно часто встретить корейца в марлевой повязке. Думаете, это он от мифического птиче-поросячего гриппа предохраняется? Нет, он от ветра и холода – не простыть бы.

Здесь не крадут мобильники – бессмысленно: в каждый вшит чип владельца (кстати, поэтому с мобильника можно, например, заплатить за метро), найдут с полпинка.

А сейчас я вас окончательно добью: в самолетах корейской авиакомпании прелестная стюардесса-дюймовочка подаст вам к обеду не пластиковые, а металлические вилки-ножи-ложки! Что, не верите? Поезжайте и проверьте.

Медаль
Готов к критике!
Тэги: Корея ,
2 голоса | Комментарии Оставить комментарий
Bunansa аватар
Bunansa (Чт, 23.12.2010 - 16:31)

Классно, спасибо за инфу о родине предков моей дочери-на четверть кореянки:)

IKS аватар
IKS (Чт, 23.12.2010 - 16:50)

Приятно... что сделал человеку приятное.Правильная страна Сейчас подцеплю альбом.

Пьянова Евгения - Поппинс аватар

Я тоже не умею правильно есть палочками.  Правильная страна

Интересно,  а они счастливы?  Вот просто не верится в такую "гармонию"!  И работа у всех  интересная - задерживаться в радость, и купаться незачем - утонуть можно,  и красить волосы обязательно - неприлично - ужас-то какой!  Правильная страна

Может, они почётных гостей лапшой вкусной накормили? 

WiseSpaniel аватар
WiseSpaniel (Пт, 24.12.2010 - 14:37)

А я палочками пользуюсь с переменным успехом. То получается, то не получается. А говорят, мастера даже орешки палочками могут есть.

Очень интересная страна Корея. Правда, далековато, и когда туда еще попаду. ) Буду пока фотографиями любоваться, да вспоминать молодость и "Хон Гильдона".

IKS аватар
IKS (Пт, 24.12.2010 - 16:04)

Не-а... мы общились с местными... никакой показухи. Да и не были мы "почётными" гостями.

Они там действительно такие. Это подтверждают и коллеги из Владивостока, которые были в моей группе - они в Корее не впервые.

Думаю, многое объясняется буддизмом.

Bunansa аватар
Bunansa (Пт, 24.12.2010 - 22:54)

Я палочками научилась есть от безысходности после недели трэнинга в Японии,вокруг просто невозможно было найти нормальной вилки..А вот моя дочь увидела их впервые в 4-летнем возрасте и тут же начала ими есть..Наверное это генетическое..

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
X
Укажите Ваше имя на сайте TourBlogger.ru
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка...