Пражские кубики. История с загадкой

Прага, Декабрь-2010

В Праге десятки музеев, но неординарных, таких, чтобы на выходе не
приходилась отгонять мыслишку "Где-то это я уже видел", совсем немного.
Номер один - это музей Альфонса Мухи. Самого тиражированного чешского
художника, превратившего рекламу в искусство. Его я посетил еще во время
первой поездки в Прагу. Номером два в моих планах значился музей чешского
кубизма, но уж не помню по каким причинам тогда мы с ним разминулись и
визит пришлось перенести на потом. Потом настало в декабре прошлого года.
Компании "Аврора-Интур" опять же искреннее спасибо.

 

Я не говорю, что кубизм - это мой стиль, вызывающий восторг и дрожь всех
душевных фибров, но течение меня занимает. В нем нет ни грамма
банальности. Зато сполна духа противоречия, призывающего не избегать
острых углов, а приумножать их. Образно говоря, убежденный кубист должен
верить, что круг - это никакой ни круг, а где-то так семидесятиугольник.

 

К тому же, чтобы исповедовать кубизм в Праге нужно было иметь и недюжинную
творческую смелость. Трудно даже поверить, что в этом готическом, в этом
барочном городе, отрицающем любую геометрию, возникла колыбель (ну, пускай
одна из) европейского кубизма. Хотя подобные парадоксы присущи как раз
архитектурно богатым, даже, я бы сказал, избыточно богатым городам. Рано
или поздно там рождаются бунтари, осознано гребущие против мейнстрима. В
Барселоне был Гауди, в Вене - Гундервассер, в Москве - Церетели (шутка). В
Праге был Йожеф Гочар и его последователи.

 

Преобразить чешскую столицу им не удалось. И слава Богу. Но все же немного
за талантливых ребят обидно. Их след в чешском зодчестве чересчур размыт.
Творения кубистов разбросаны по целому городу и не составляют цельности.
Поэтому их и не замечают. На мой взгляд, незаслуженно. Хотя попробуй в
коробке с жемчугом разглядеть щепотку перламутра. Так и тут. Отвела бы
пражская мэрия кубистам отдельный квартал, или, наоборот, появись они не в
Праге, а где-то, допустим, в Брно или Остраве, их творческое наследие
потомки воспринимали бы с большим воодушевлением. А так, в музее кубизма
посетителей не намного больше, чем персонала.

 

Музей занимает 4 этажа в самом известном кубистском здании Праги - доме "У
черной Богородицы". Пражские кубики. История с загадкой

 

Йожеф Гочар возвел его на границе старого города у Прашной башни на месте более древнего строения, от которого в наследство новому и досталась афрочешская мадонна.

Пражские кубики. История с загадкой

 

Хотя главным символом всей школы стал вот этот фонарный столб на
Югнмановой площади.

 

Пражские кубики. История с загадкой

 

Впоследствии от основного кубистского течения отпочковалась отдельная ветка - рондокубизм.

Самый характерный образец - дом "Адрия". Но фактически это уже был коллаборационизм

с пражской традицией.

 

Пражские кубики. История с загадкой

 

Однако вернемся к черной Богородице. Внутри дома первое, что застигает
врасплох, - это неожиданно изящный лестничный пролет.

Пражские кубики. История с загадкой

Весь второй этаж занимает кубистское кафе, чей декор выдержан в соответствующих канонах.
По мнению Гочара, интерьер жилой комнаты в кубодизайне должен был
выглядеть так.

Пражские кубики. История с загадкой

Или так.

Пражские кубики. История с загадкой

Сама же экспозиция начинается с четвертого этажа, куда можна подняться на
лифте, или по упомянутой лестнице, чувствуя по дороге как внутреннее
пространство дома вытягивается в каплеобразную спираль.

 

Клуб пражских кубистов состоял примерно из десятка человек. Двум из них
буквально на роду было написано примкнуть к данному движению: фамилии у
них такие - Кубин и Кубишта. Еще двое - это братья Карел и Йожеф Чапеки.
Первый гораздо больше известен как писатель. Второй совмещал публицистику
с рисованием. В 1945-м был застрелен фашистами за антигитлеровскую
пропаганду.

 

Судя по всему, своих предтеч чешские кубисты видели в мастерах африканской
культуры догонов. Их маски и скульптуры представлены в музее как ранние
образцы кубизма.

 

Пражские кубики. История с загадкой

Пражские кубики. История с загадкой

Чешские же кубисты работали как с камнем, так и с бумагой. Любимая натура
- человеческое лицо. Они его видели, например, так.Пражские кубики. История с загадкой

 

А что, уши, глаза, нос - все есть, не придерешься. Только куда-то оно
сдвинуто, перемешано, перевинчено. А в этом портрете мужчины и женщины даже

анатомия лица более-менее на месте. Но вот персонажи мне ассоциируются с двумя гаргульями,
спустившимися с собора Нотр-Дам, чтобы заняться армрестлингом. Пражские кубики. История с загадкой

 

К слову, на соборе святого Вита есть свои собственные гаргульи, но эти гораздо больше
похожи на французских.

 

Впрочем, встречаются у кубистов и другие сюжеты. Например, христианские: Нагорная проповедь

Пражские кубики. История с загадкой

Или социально-бытовые: Купание Зузаны

Пражские кубики. История с загадкой

А вот как называются три картины, выставленные ниже, предлагаю угадать.
Правильные ответы - 6 января.Пражские кубики. История с загадкой

Пражские кубики. История с загадкой

Пражские кубики. История с загадкой


Тэги: Чехия ,
3 голоса | Комментарии Оставить комментарий
Os-a аватар
Os-a (Чт, 06.01.2011 - 15:41)

С похмелья почитать такое - так еще больше кубизма возникает...сорри, рондокубизма :))
Ну и Прага у вас получилась)))

oldo аватар
oldo (Чт, 06.01.2011 - 15:48)

Os-a написал(а):

С похмелья почитать такое - так еще больше кубизма возникает...сорри, рондокубизма :))
Ну и Прага у вас получилась)))

 

Я-то писал еще на трезвую голову, а вот у товарищей художников-кубистов, думаю, без похмелья никак не обходилось

Chiffa7 аватар
Chiffa7 (Чт, 06.01.2011 - 21:41)

с похмельем, без похмелья.. но вот что на третьей картине? на первой можно предположить турецкий берег, на второй женщину с белой уткой, а там-то что? кубистское видение гражданина-чеха? :D

мамАня аватар
мамАня (Пт, 07.01.2011 - 00:11)

Хм...

Берег турецкий

Письмо другу

Зайчик

Веселая получилась ПрагаПражские кубики. История с загадкой

Mikha аватар
Mikha (Пт, 07.01.2011 - 02:58)

Это очень здорово разглядеть в традиционном и классическом необычное. Прекрасная подборка и искренний текст. Кубисты везде и здесь тоже искали новой образности. Если бы в секунде было не 24, а меньше кадров, если бы многим было доступно видение фаз движения, а пиксели были бы не по площади, а по времени, то кубистов было бы гораздо больше. Получилось очень стильно. Поздравляю.

А Альфонс и не думал превращать рекламу в искусство. Просто он оказался в Париже без денег и знакомств, с трудом устроился в рекламную фирму, не показался, и его готовы были погнать, но тут случился под рождество заказ от Сарры Бернар. Он сделал эскизы, и и его шеф с проклятьями и спазмами повез их в театр. Бернар взглянула на работы и потребовала автора. Его привезли. Она подошла к нему, привстала на цыпочки, дотянулась и поцеловала его. С этого рождественского поцелуя начались его рекламные плакаты для нее и других и может быть становление ар нуво в Европе. А плакат как искусство раньше был у Лотрека. Эта рождественская история всем, а Вам - в благодарность.

Вик428 аватар
Вик428 (Пт, 07.01.2011 - 21:39)

Не ищите смысла в кубизме:) Просто смотрите:(  Почему-то вспомнился фильм "Приключения принца Флоризеля".

Sventola аватар
Sventola (Вс, 09.01.2011 - 23:29)

Лестничный пролет на фото на самом деле очень изящный! Интересный взгляд на Прагу...Пражские кубики. История с загадкой

oldo аватар
oldo (Пнд, 10.01.2011 - 17:04)

Mikha написал(а):

Это очень здорово разглядеть в традиционном и классическом необычное. Прекрасная подборка и искренний текст. Кубисты везде и здесь тоже искали новой образности. Если бы в секунде было не 24, а меньше кадров, если бы многим было доступно видение фаз движения, а пиксели были бы не по площади, а по времени, то кубистов было бы гораздо больше. Получилось очень стильно. Поздравляю.

А Альфонс и не думал превращать рекламу в искусство. Просто он оказался в Париже без денег и знакомств, с трудом устроился в рекламную фирму, не показался, и его готовы были погнать, но тут случился под рождество заказ от Сарры Бернар. Он сделал эскизы, и и его шеф с проклятьями и спазмами повез их в театр. Бернар взглянула на работы и потребовала автора. Его привезли. Она подошла к нему, привстала на цыпочки, дотянулась и поцеловала его. С этого рождественского поцелуя начались его рекламные плакаты для нее и других и может быть становление ар нуво в Европе. А плакат как искусство раньше был у Лотрека. Эта рождественская история всем, а Вам - в благодарность.

 

Миха, спасибо за вашу историю к моей истории.  Муха (ваш почти тезка) несомненно заслуживает

на отдельный рассказ, но, к сожалению, мой фоторяд к нему очень скуден, пришлось бы почти все иллюстрации  таскать с интернета. Тем более, что в пражском музее Мухи с фотосъемкой строго.

В еще мне запомниля тамошний швейцар - с виду почти ровесник Мухи и манеры у него точно дореволюционные.

oldo аватар
oldo (Пнд, 10.01.2011 - 17:10)

Благодарю всех, кто заглянул к пражским кубистам.

 

Итак, обещанные названия картин:

 

1. Трамвай N4.

 

2. Писатель.

 

3. Читатель.

 

 

Я выбрал их потому, что в каждой среди элементов якобы хаоса, есть, обратите внимание, кусочек реальности, за который можно ухватиться и вытянуть наружу весь замысл автора.

мамАня аватар
мамАня (Пнд, 10.01.2011 - 17:14)

Писателя я вижу, Читателя - условно с натяжкой могу понять почему (реально вижу зайца и фсеПражские кубики. История с загадкой), но Трамвай... Кроме №4 - ни-че-го! Плохой из меня кубист вышел бы

oldo аватар
oldo (Пнд, 10.01.2011 - 17:28)

мамАня написал(а):

Писателя я вижу, Читателя - условно с натяжкой могу понять почему (реально вижу зайца и фсеПражские кубики. История с загадкой), но Трамвай... Кроме №4 - ни-че-го! Плохой из меня кубист вышел бы

 

Ну, может быть, это грамотный заец.

 

Хотя версия с белой уткой мне тоже понравилась.

 

А картинка с трамваем мне казалась наиболее простой для разгадки. Может быть потому, что у нас такие старые красные чешские трамваи еще совсем недавно ездили по городу.

BUCH аватар
BUCH (Ср, 12.01.2011 - 09:15)

" Я с детства не любил овал.

  Я с детства угол рисовал...." И.Бродский

 

Спасибо за интересную историю. Если буду в Праге, обязательно схожу в этот музей. Что- то меня в этом всём завораживает. Всегда любила геометрию. Особая красота и надрыв есть в углах.

BUCH аватар
BUCH (Ср, 12.01.2011 - 09:18)

Трамвая тоже не увидела.Пражские кубики. История с загадкой

Chiffa7 аватар
Chiffa7 (Ср, 12.01.2011 - 11:21)

нда... полумесяц обернулся нето фарой, нето буфером)) "лицом к лицу, лица не увидать..."

oldo аватар
oldo (Ср, 12.01.2011 - 18:56)

BUCH написал(а):

" Я с детства не любил овал.

  Я с детства угол рисовал...." И.Бродский

 

Спасибо за интересную историю. Если буду в Праге, обязательно схожу в этот музей. Что- то меня в этом всём завораживает. Всегда любила геометрию. Особая красота и надрыв есть в углах.

 

Бродский - в самую точку. Угол, он жестче, мужественнее кривых. В кубизме нет места для гламура.

oldo аватар
oldo (Ср, 12.01.2011 - 19:03)

Chiffa7 написал(а):

нда... полумесяц обернулся нето фарой, нето буфером)) "лицом к лицу, лица не увидать..."

Да не так уж и важно, фара это или половинка от бублика, трамвай или бульдозер - главное, что ассоциативное мышление картина  включает на полную катушку.

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
X
Укажите Ваше имя на сайте TourBlogger.ru
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка...