ПРО осеннюю Ригу

Рига, ноябрь 2012

 

На минувшей неделе как-то внезапно мне предложили протестировать услуги автобусного автоперевозчика.

Из предложенного списка была выбрана Рига, ну хотя бы потому что Латвия мне больше нравится нежели Эстония, плюс дивизия которую мы реконструируем была сформирована 23 июня 1941 года именно в Риге, ну и там по мелочи еще всяких обстоятельств, которые суммарно подсказали мне правильный выбор.)))

 

И так выбранный автобус отправляется в 0.15 от Балтийского вокзала – что несомненно плюс, ибо на площади перед ним автобусу негде теряться, да и нет большого потока транспорта.

 

И так, автобус отправляется. Покрутившись по ЗСД и КАД выруливает в сторону Ивангорода. Первая остановка в Кингиссепе, стоим ровно 10 минут – этого времени  кому-то хватает, что бы добежать до Макдональдса (типовое здание, походу, такое же видел в Вышнем Волочке). Затем еще полчаса и российская граница – на выход с вещами, непродолжительные формальные процедуры, и вот уже автобус катит по мосту Дружбы в Нарву. Здесь бдительные эстонцы загоняют всех пассажиров в ангар и вручную досматривают (ковыряются в вещах) въезжающих в Евросоюз. После такого небольшого приключения грузимся обратно в автобус, недолго петляем по улицам «старинного русского города Нарва», где он замирает возле железнодорожного вокзала – объявлена часовая стоянка, всвязи с ранним прохождением границы. Нельзя же выбиывться из расписания. Не знаю, как у вас, а у меня был совершенно резонный вопрос: «Что можно делать в Нарве в 4 часа утра по Москве?» Оказалось, что можно прогуляться до смотровой площадки и с нее осмотреть два примера фортификации – русский и эстонский. На одном берегу Нарвы возвышается красиво подсвеченный Нарвский замок, затем мост Дружбы через реку, а за ним в густой и вязкой темноте утопает крепость Ивангород. В такие моменты становится «за державу обидно», мол, чем мы хуже, если у них светло, то почему у нас темно? Или Ивангород раньше освещался лампами накаливания, которые сейчас в опале, и теперь все ждут завоза энергосберегающих??!

 

В автобусе темно и тепло – вся обстановка располагает к продолжительной дреме. Могу сразу сказать – на самом деле не люблю долго ездить в автобусах, с моим ростом это крайне тяжко. Поэтому кое-как угнездился, и до самой Риги периодически просыпался от того, что в разных небольших эстонских городках подсаживался и высаживался народ.

 

В Ригу автобус прибывает по-самолетному – минут на 40 раньше расписания. Затем такси, затем гостиница на окраине старого города и приведения себя в порядок и бодрое состояние духа. Наполеоновских планов нет – ибо еще в январе по большей части город уже изучен, осталось лишь пара объектов «на сладкое». В гостинице приобретается «Рига кард», которая дает право бесплатного проезда на городском транспорте, а так же посещение некоторых музеем бесплатно или со скидкой, плюс в ресторанах и магазинах, которые участвуют в программе, по этой карте так же можно получать скидки. Пару лет назад уже тестировал нечто подобное, но в Петербурге.

 

 Но, сперва, перед великими делами, надо позавтракать. Настоятельно рекомендую, если окажитесь в Риге посетите Lido - это сеть едальных заведений по городу, по формату напоминающую украинскую «Пузату хату», или московские «Грабли» - только гораздо вкуснее, разнообразнее и гуманнее по цене, чем приведенные примеры.

 

Насытившись, было решено направить свои стопы к вокзалу, на ближайшую электричку в Юрмалу. Ну да, не сезон, но надо хотя бы понять, что это за место и зачем туда ломиться изрядная часть нашей элиты.

 

Отдельно отмечу, что в эту поездку пытался исполнить квест – постараться вообще не пользоваться наличкой. Да, у меня было мелочью до 4-5 лат, которые остались с новогоднего посещения этой замечательной страны, и менять денег больше не хотелось. Искренни рассчитывал, что карточки мне хватит на два дня пребывания, благо банковские терминалы есть даже в такси, не говоря уже о маленьких магазинчиках и вокзалах. Поэтому крайне приятно было покупать пригородные билеты, расплачиваясь банковской картой, и не менее приятно осознать, что в будний день на пригородные поезда действует 25% скидка. Что бы добраться до Юрмалы надо сесть на электричку до Тукумса, и ехать, например, до станции Майори, ибо нет такой станции Юрмала, на ее территории несколько остановок. В общем кругломордая ЭР2 доставит вас быстро и комфортно.

 

Общее впечатление от Юрмалы – это как помесь Сетрорецка, Зеленогоска и Репино, в общем, квинтэссенция Курортного района Петербурга. В это время года там пустынно, малолюдно, промозгло и гулко. Берег Рижского залива так же вызывает прямые ассоциации с пляжами Финского залива, но вместе с тем чувствуется как летом тут кипит жизнь. После прогулки по Юрмале и посадки в обратную электричку пейзажи за окном проносятся в обратную сторону. Мое же внимание привлекает плакат призывающий посетить музейную узкоколейную железную дорогу в Гулбене – моя давнишняя мечта. Жаль, что согласованные поезда ходят туда только 1 раз в день утром. Но в следующее посещение Латвии целенаправленно поеду на эту дорогу.

 

В Риге тем временем смеркается. Пасмурно и дождливо, а ведь так хотелось приехать когда будет тепло и солнечно, но пока не судьба. Из списка ресторанов, приведенного в приложенном к «Рига Кард» путеводителе была выбрана «Таверна на старой Янтарной дороге», что расположена возле Пороховой башни. Реклама завлекала на национальную кухню, а как вы помните, гастрономический туризм – наше все. И, знаете, заведение того стоило, отличная кухня, уютная и креативная обстановка, доброжелательный персонал, огромные (!очень!) порции и еще куча приятных ништяков, которые и создают все настроение. Чего только стоит счет, который приносят в голове щуки! В общем, всем рекомендую, обязательно, при возможности, зайду туда еще. За столь сытным ужином следует непродолжительный вечерний моцион под моросящим дождиком до гостиниы, а там спать, здоровенный спать, ибо, что не говори, а спать в автобусе мне тяжко.

 

На следующий день было запланировано несколько музеев (не шопиться же ехал). После завтрака был навещен примечательный военный музей. О нем был большой пост у Дмитрия Строца (рекомендую). Музей примечателен тем, что он полностью бесплатный, и вместе с тем обладает огромной экспозицией. Отдельно стоит отметить, что целый этаж посвящен Первой Мировой войне, тогда как в России, музеев об этой историческом периоде нет. Но, наряду с этим, началу Великой Отечественной войне и обороне Риги посвящено крайне мало, а ведь так хотелось почерпнуть что-то новое про 22 мотострелковую дивизию внутренних войск НКВД, которая обороняла город, и, которую мы реконструируем. Несколько фотографий конца июня-начала июля 1941 года есть, но не более того, ну, и жизненная панорама обороны Лиепаи. Здесь стоит отметить, что в «Рига Кард» этот музей не отмечен, но крайне рекомендован к осмотру. В конце посещения, занес давно обещанную местным музейным работникам книгу про бои в Латвии, которая недавно вышла у нас.

 

Затем был Музей истории Риги и мореходства  (-50% по Рига Кард) – здесь понравится тем, кто любит всякую бытовуху – посуду, утварь, вещи из прежней жизни. Была пара интересных экспонатов, но не могу сказать, что меня сильно впечатлило.

 

На последок был запланирован железнодорожный музей, о котором «Рига Кард» не упоминает. Находится он на другой стороне Даугавы, поэтому было решено прогуляться по мосту, который как раз и обороняли бойцы 22 мсд ВВ НКВД.

 

В музее ждал подвох – карточки они не принимают и пришлось искать банкомат в соседнем квартале. Музей маленький, но это оправдывается тем, что он самый новый из ныне действующих в Риге – он был открыт в 2009 году.  На стилизованном пути внутри стоят пара дрезин ТД5 («пионерка», «бешенная табуретка»), в залах можно увидеть узкоколейный танк паровоз,  средних размеров макет модельной железной дороги, пару жезловых аппаратов Трегера, централизатор, 4 комплекта формы, документы и прочего по мелочи. На путях перед музеем расположена экспозиция натурных экспонатов – паровозов, тепловозов, электровозов, вагонов, дрезин и путевых машин. До коллекции музея на Варшавском вокзале им конечно ооочень далеко, но лично меня порадовала переоборудованная узкоколейная дрезина ПД-1. Причем настолько переоборудованную, что от прежнего почти ничего не осталось, а мы сейчас такую же восстанавливаем на нашей узкоколейке.

 

На обратном пути в Старый город всю Ригу затянуло низким туманом, видимость упала до 20-30 метров. Это, конечно, создавало особенную романтику, но было грустно оттого, что город почти не виден. Затем был прощальный ужин в том же Lido и поездка с веселым таксистом с одеситскими замашками. Он постоянно каламбурил, подтрунивал над сущностью латышей, стебался над действующим правительством и всячески разлекал политическими байками.

 

На вокзале уже ждал автобус LuxExpress до Петербурга. По дороге домой поспать как-то не удалось, сначала было рано, потом было ожидание скорой таможни, а после нее до города оставалось 2 часа. Эстонцы выпустили из Евросоюза просто собрав паспорта, и поставив них отметки о выезде, на русской же границе пришлось опять выходить. Кого-то выборочно опросили о багаже, и не более – было поздно или слишком рано, от того всем хотелось тишины и дремы, и пассажирам и служителям границы.

 

В Риге была прекрасная позднее осенняя погода, временами накрапывал дождь, но было относительно тепло. По пути же домой в Эстонии в районе Валги пошел крупный снег, а в Петербурге, куда автобус опять прибыл на полчаса раньше расписания, мела поземка.

 


Готов к критике!
Тэги: Латвия ,
0 голосов | Комментарии Оставить комментарий
vibas аватар
vibas (Чт, 13.12.2012 - 13:03)

А еще бы фоток!

Mikha аватар
Mikha (Пт, 14.12.2012 - 22:50)

Места знакомые. И история тамошняя. Маленькая справка из большого архивного запаса:

 

"...Рост недовольства и попытки создания организованных сил Сопротивления заставили руководство СССР предпринять ряд организационных и карательных мер. В начале мая была распущена созданная 2 июля 1940 г. Рабочая гвардия (10 000 человек). Таким образом, все полномочия по надзору за правопорядком были окончательно переданы органам НКВД СССР. 14 мая 1941 г. ЦК ВКП (б) и правительство СССР приняли решение о массовых депортациях «неблагонадёжных» жителей республики.

Первый удар был нанесён по латвийским национальным формированиям в составе Красной армии. 10 июня 1941 г. почти все офицеры из высшего командного состава 24-го территориального (латвийского) стрелкового корпуса были отстранены от должностей и отправлены на курсы в Москву, где некоторое время спустя они (за редким исключением) были арестованы.

Через три дня прошли массовые аресты латышских офицеров в летнем армейском лагере в Литене, осуществлённые под предлогом полевых штабных учений. Часть из них была расстреляна на месте, а большинство вывезено в отдалённые районы СССР. В середине июня в 24-м корпусе осталось только около 3000 латышских военнослужащих. Его личный состав был пополнен военнослужащими из других (нелатышских) формирований Прибалтийского особого военного округа. Всего органы НКВД арестовали около 800 латвийских офицеров и военных специалистов (среди них, 19 генералов, 1 адмирал, 44 полковника, 109 подполковников, 195 капитанов, 145 старших лейтенантов, 142 лейтенанта – расстреляно 682 человека) и 4665 солдат".

И еще было больше 15 тыс. не военных 15 июня 1941, но туда же. У нас многое забылось многими, а там помнят. И это только до 22 июня.

А насчет того, что Юрмала - помесь, так Рига и Рижское Взморье с XII в., а Сестрорецк, Зеленогорск и Репино как-то немного позже начинались.

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
X
Укажите Ваше имя на сайте TourBlogger.ru
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка...