Пусти меня, Воронеж!

Воронеж, 1936 год

Друзья мои, это не путешествие, это мини-пьеса, но очень важен ваш отклик - любого, кому это вдруг окажется интересно!

Уважаемые модераторы! Если  это сильно не ко двору  - прошу похозяйничать и удалить))

Но спасибо тем, кто здесь писал о Воронеже  (Mikha, ace-alex, Elik - в пьесе в том числе и частичка  ваших впечатлений)) Elik, ничего, что я скопировала Ваше фото? Оно мне очень помогло... Итак, драматургическая миниатюра (вообще-то всего 5 страниц)))

 

Пусти меня, Воронеж!

 

 

 

Сцена 1

Серо-коричневая комната, как старая фотография. Жесткая кушетка, стол, 2 стула, этажерка с толстыми яркими томами Данте и Петрарки. Тусклое окно.

Некто в углу комнаты, в пальто на стуле сидит  сгорбленный, как раненая птица. Медленно поднимает голову, острый подбородок (профиль – как у грача):

 - Наденька, голубка моя! Как  ты там в этой серой Москве? Как я без тебя?.. Они…

Встает и начинает энергично мерять комнату шагами,  отстукивая свою речь:

 - Без директивы сверху

местный союз писателей

вопрос о предоставлении работы

ставит принципиально!

Ждут указаний сверху,

чтобы позволить писать

рецензии на их книжки

про городские штанишки…

Резкий стук в дверь, ее раскрывают, не дожидаясь позволения: огромный квадратный мужчина военной выправки  появляется на пороге с мышью, зажатой за хвост, в руке, она болтается, как маятник. Этот некто громогласно заявляет:

- Вы позволите прервать ваши марш-броски из стороны в сторону?  из угла в угол? Разрешите поджарить? (протопывает к плите в углу, демонстративно стучит сковородкой).

О.М. обессилено падает на стул и кричит:

 - Жарьте, жарьте! Это будет самый вкусный ваш ужин?

Гость  рассерженно оглядывается  и нехотя убирается восвояси, продолжая качать мышью. Пока О.М. опять медленно, задумчиво задирает, сидя на стуле, вверх свой птичий подбородок, дверь вновь распахивется, врывается растрепанная ярко размалеванная девица:

 - Осип Эмильич, здрасьте! Опять он вам натоптал, этот ирод! Давайте, я вам быстренько подотру! (лихо подтирает пол и улетает, взмахнув подолом и шваброй).

Дверь медленно раскрывается снова, на пороге некрасивая, но очень харизматичная дама – большеглазая, в строгом полумужском плаще – эмансипе…  О.Э. вскакивает и кидается к ней:

- Надя! Наденька! Голубушка!  Они…

 - Ося! Ося, все в порядке (обнимает его), я дома, нам дадут работу, я добилась – у тебя есть  работа! А еще… посмотри, что я принесла! Сейчас мы устроим пир!

На стол торжественно водружается коробка рыбных консервов.

 - Надюша, что это? Неужели сардины? Жизнь чудесна и удивительна  и в этом вороньем городе!

Приплясывает почти лезгинку вокруг стола, пока она собирает нехитрые пиршественные бутерброды и ставит на электрическую плитку  чай.

Затемнение.

Сцена 2

ОН и она мерно шагают вдоль сцены по вертящемуся кругу, им навстречу уезжают здания старого Воронежа, коричнево-охристо-серые сквозь голые зимние ветки деревьев, иногда мелькают за ними похожие на древнегреческие портики и кариатиды.

 - Надя, ты заметила, какое лицо было у этой лепнины? Какое…дышащее лицо!

 - Ты хотел сказать – одухотворенное, Осип?

 - Нет, Надя. Есть лица… одышливые… есть…заскорузлые, как стоптанный старый башмак…А это – живое, хотя и из гипса (останавливается резко и бежит назад, всматриваясь, тянет ее за руку, она едва поспевает). .. Дышит, она ведь дышит! (вместе, слегка покачиваясь и обнявшись, долго рассматривают  гипсовую лепнину…)

 

Сцена 3

Комната в рассветном полумрауке. О.М. в углу, вскакивает на кушетке. Он, кажется,  только проснулся, но, как всегда, в пальто и с поднятым воротником – словно прячется в него… или хочет вырваться из него?

 - Надя, где ты? Скорее! Надя! Они… Они опять говорят! И Оська – он опять уверяет, что за песни у нас не убивают, и тот мужик с топором – он что-то рассказывает своему соседу, и глухо стучит басом, как топором – тук-тук…И тот комендант…он опять твердит, что его классовое чутье его не подведет, и он накажет меня, накажет, за всех, кого я бессовестно стихами губил…

Стук в дверь (он дергается ощутимо) – и в дверях появляется молодая прихрамывающая женщина:

 - Простите, у вас  было не заперто! Здравствуйте!

Он, гордо стараясь выпрямиться, самому себе:

- Спокойно, Осип, спокойно, она совсем не страшная – сама, как раненная птичка, к земле припадает.

Ей:

- Что привело вас, дитя мое, в это бедное жилище?

 - Да, Осип Эмильевич, у вас здесь… так скромно (окидывает взглядом обстановку)! Меня зовут Наташа, Наталья Евгеньевна Штемпель, я преподаю в местном железнодорожном техникуме литературу и очень люблю ваши стихи.

Выпалив все на одном дыхании, она испуганно останавливается. Он смотрит на нее все еще настороженно и вдруг требует:

- Любите? Почитайте мои стихи – я так давно не слышал своих стихов!

Она  подходит к стулу напротив, обходит его, припадая на одну ногу, как подбитая, но легкая птичка, и, опираясь на спинку, сосредоточенно декламирует:

- Бессонница, Гомер, тугие паруса…

Я список кораблей прочел до середины,

Сей длинный выводок, сей   поезд  журавлиный,

Что над Элладою когда-то поднялся…

Он  распрямляется горделиво, а она, не прерываясь, продолжает:

-  - Я потеряла нежную камею,

Не знаю где, на берегу Невы.

Я римлянку прелестную жалею,—

Чуть не в слезах мне говорили вы…

 - Стойте, стойте! Что вы читаете! это ужасное стихотворение, отвратительное, одно из самых слабых!

Она слегка приседает, словно хочет спрятаться за стул:

 - Осип Эмильевич… ну, что поделаешь? Ведь его тоже … вы… написали…

Он поднимается, взрываясь:

- Прекратите! Не смейте мне читать!

Слезы наворачиваются на ее глаза и она неловко, припадая на одну ногу, выбегает прочь, а он кричит ей вслед:

 - Стойте, куда же вы?.. Как вас зовут?..

Сцена 4

 

Круглый стол посредине комнаты, за ним Надежда Яковлевна и О.М., она что-то штопает, он, облокотившись на стол, вслушивается в музыку, доносящуюся из репродуктора. Это Глюк, «Орфей и Эвридика»

- Как  он светел, Наденька, ты слышишь? Я горжусь, что сумел про это рассказать, и из каждого репродуктора сейчас раздается хоть и не мой, но все-таки именно мой голос, правда?  Наденька, греки здорово ведь совершили эту придумку! Даже если ничего подобного не было на свете, - а я верю: было, было! – Эвридику-голубку  следовало бы придумать!

Он распаляется, вскакивает, начинает метаться-вышагивать по комнате,  разгоняя ее шагами, шепчет  тоскливо:

 -  Я слово позабыл, что я хотел сказать … Слепая ласточка в чертог теней вернется на крыльях срезанных… Наденька, у нас дверь не заперта? Зачем они меня здесь заперли? Разве это возможно: меня – запереть???

А вчера на рынке, когда мы ходили с Наташей, баба, которая приценялась к сушеной ягоде, так забавно спросила (произносит и кидается записывать в тетрадь на столе): « Це шо за вышенки?» надо обязательно записывать эти великолепные слова малороссийского наречья!  А помнишь, какие замечательные летуны в Никольском? Сами! Делают крылья! Раздают пожитки, уверенные, что не вернутся к своей прежней жизни! Падают! И… опять!

И почему ты мне не дала купить уточек – всех-всех? Да-да, я знаю, конечно,знаю, 300 рублей на месяц, да, и то только с этими радиопередачами, но, ты знаешь, уточки были … такие веснянки! И вообще: давай разоримся на бутылочку Кахетинского? Один раз живем, а? (она улыбается, молча слушая его и иногда кивая в такт музыке)

А ты знаешь, я ведь выгнал тогда, когда она в первый раз к нам приходила, Наташу… Выгнал, выгнал… Она читала стихотворение… дурацкое… мое… А она такая славная! И весь Воронеж… прекрасен! Совершенно чудный город, не правда ли? Его ждут великие свершения! О! Здесь строил свои форпосты сам Петр! И государство у нас великое – где еще так ценят  поэзию, что за нее … убивают???  (музыка все более печально нарастает, Надежда Яковлевна поднимается, обнимает его, а он все бормочет, смеясь) А я выгнал Наташу, представляешь?..

Музыка стихает… Темнота…

Сцена 5

Очень солнечное утро.

Посредине комнаты О.М. и Наташа.  Он подходит к ней, наклонив голову набок и как-то снизу пытливо заглядывая ей в лицо, берет ее руки в свои:

 -Какая вы милая, Наташа. А я даже чаем вас напоить не могу: Наденька уехала в Москву по делам,  и… я как-то всегда теряюсь  без нее…

 - Что вы, Осип Эмильевич, что вы! Я вовсе не за чаем! А… вы знаете наш город? Давайте, я вам его покажу!  И там сейчас солнышко, а у вас…

 - В самом деле, я неважно  знаю Воронеж, и там… солнышко, да, и …воздуху, воздуху хочется, вы знаете, Наташа?

Он шагает широким шагом, задирая голову кверху – острая бородка, птичий профиль; она весело и женственно, несмотря на прихрамывание, поспевает за ним; они идут перед нами в профиль по катящемуся им под ноги барабану сцены, пока по кругу мимо пролетает панорама города. То скрипач мелькает в окне дома напротив, то вороны раскаркиваются, но, главное, солнце хлещет на синем-пресинем ясном небе!

 - Вы только посмотрите, Наташенька,  какое нынче небо! Прямо ботичеллиево!...Нет, микельанджелево небо! Где больше неба мне — там я бродить готов…Где больше неба мне — там я бродить готов…

 

Сцена 6

 

Среди ночи. Трясет за плечо Надю:

 - Надя… Я сейчас понял… Анна Андреевна арестована!

- Почему ты так думаешь?

- Она арестована и сейчас ее ведут на допрос. Я так чувствую!

Она обнимает его, укачивая, как ребенка… Ложатся… Через некоторое время опять – вспышка. Вскакивает:

- Надя, Надя, они ушли! Я опять их забыл – такие строчки приходили ко мне во сне…И …сгинули…

 - Ах, Ося - Ося! Они же живы! Они… здесь (очерчивает обширный   круг всей головой и  руками), они… везде… ты вспомнишь! Спи, Ося! (гладит его, как ребенка)

 - Да, да, Наденька, прости…

Встал посредине комнаты. Мотает головой и скачет на одной ноге, как тогда, когда вытряхивают из уха воду - пытается избавиться от побудки…  Ложится…

 

Сцена 7.

Резко выхвачена снопом света телефонная будка посредине пустынной улицы. О.М. в ней кричит:

- Слушайте же, слушайте! меня некому слушать, а вы никогда ничего подобного не услышите! Вы, мой надзиратель,  еще мемуары об этом напишете! Ну, что ж, если меня больше слушать некому! Только вырванный с мясом звонок… Зато  синее небо – микеланджелевское – все мое!!!

 

 

Финал.

Очень темная комната. Только в окне – месяц, как нож.

О.М. на своей кушетке, лежит, слушая Скрябина.  Грач за окошком. Дождь. Поэт водит пальцем по стене рядом, над собой, словно считывая незрячими пальцами узор, и бормочет:

 - Воронеж-нож воронеж-нож воронеж-нож… в петрополе прозрачном мы умрем.. запихай меня лучше, как шапку, в рукав  жаркой шубы сибирских степей… Пусти меня, пусти меня, Воронеж!!!

Внезапная  вспышка солнца в окно, сквозь синее-синее, на всю сцену, небо! И тьма со смертным вскриком птицы. И звонкая тишина.

Медаль
Готов к критике!
Тэги: Россия ,
5 голосов | Комментарии Оставить комментарий
Пьянова Евгения - Поппинс аватар

Галин,  очень многие уехали именно сейчас - Кабо Верде и всё такое.   И это очень жаль)

Я прочитала.   Как яркую зарисовку.  Но без условий конкурса не понятно немного:  это пьеса одноактная?  Что  нужно было показать?

Я, к сожалению,  очень плохо знакома с творчеством и биографией О. Мандельштама,  поэтому я его не чувствую как человека.  У Вас он очень яркий,  рефлексирующий получился.  Не знаю,  можно ли это назвать пьесой.  Объёма маловато.  Драматургия внутренняя,  но для незнающих не до конца раскрыта. А как зарисовка - очень. 

Фил аватар
Фил (Сб, 02.06.2012 - 22:53)

Пронзительно. Мгновенно рассказ Варлама Тихоновича "Шерри-Бренди" вспомнился... 

Ольга Ли аватар
Ольга Ли (Вс, 03.06.2012 - 03:56)

Спасибо, Женечка! Это Волошинский конкурс, драматургическая номинация ЖЗЛ (пьеса-миниатюра из жизни замечательных людей, обЪемом до 10-12 страниц). Конечно, я и этот обЪем "переплюнула" - очень была ограничена во времени. Но теперь попробую совершенствовать! Это хорошо, что у Вас взгляд "незнающий", это очень важно... Нельзя ли поподробнее: что именно недораскрыто? Где внутренняя драматургия западает?

Ольга Ли аватар
Ольга Ли (Вс, 03.06.2012 - 04:17)

Фил, спасибо! У меня тоже перед глазами и Шаламов был... Конечно, ТАК пронзительно, как в "Шерри-бренди", мог написать только человек, сам переживший это... Если и у меня пронзительно - я счастлива!

Светлая лошадка аватар
Светлая лошадка (Вс, 03.06.2012 - 08:07)

Художественно, про раненую птичку понравилось. В моём представлении Мандельштам более жёсткий, что ли... И ещё: подемократичнее бы чуть, а то как бы для посвящённых.

Elik аватар
Elik (Вс, 03.06.2012 - 14:33)

Галина, я рада, что вам помогла эта фотография. Вы как будто почувствовали что-то, раз ее поместили. Эта лепнина находится на фасаде дома, который стоит по соседству с домом, где жил в Воронеже Осип Мандельштам.

Образ его Вы описали очень правдиво, именно таким он запечатлен в памятнике, который тоже установлен рядом с его домом.

А вот по тексту пьесы я согласна с Женей и Леной, для непосвященных это будут скорее миниатюры, выхваченные из чего-то более целого.

Пьянова Евгения - Поппинс аватар

Теперь понятно.   Если объём даже превзойдён,  тогда даже не знаю,  что здесь можно переработать.  Светлая лошадка написала: "Для посвящённых"  Это очень точно.   Мне,  чтобы понять, о чём идёт речь, понадобилось читать интернет.   Но ведь многие спектакли рассчитаны уже на подготовленного зрителя,  ведь так? Тогда и драматургия более ясна - тем,  кто хорошо знаком с биографией и творчеством поэта.  

Его образ - очень сильно выписан,  не знала,  что Мандельштам таков)

Ольга Ли аватар
Ольга Ли (Пнд, 04.06.2012 - 09:19)

Дорогие мои, спасибо большое!

Лена, Светлая лошадка, про подемократичнее-попонятнее подумаю, наверное, нужно добавить деталей, говорящих хоть кому... А про жесткость... В моем представлении Мандельштам, конечно, совершенно не жесткий; ранимый - да, но не жесткий. Об этом очень хорошо у Надежды Яковлевны в воспоминаниях о нем: поразительно, как человек, совершенно далекий от политики, мог написать свои страшные, жесткие стихи о Сталине, за которые жизнью и поплатился. Это, наверное, просто была интуиция талантливого (гениального?)  человека, через эстетику видящего суть тоталитарного режима. 

 

Elik, лепнина ваша правда замечательная - вдохновенная)) Да еще, оказывается, Мандельштам прямо рядом жил!

 

Женя, очень хотелось, чтобы образ получился сильным, как Вы говорите. Рада, если так! А деталек для общепонятности попробую добавить...

Светлая лошадка аватар
Светлая лошадка (Пнд, 04.06.2012 - 08:34)

Не считаю, что пьеса д. б. или даже воможна "для подготовленного зрителя". Мы ведь мечтаем о толпах на спектаклях - разве ради конкурса только тратится время и душа? Опять же, детей водят классами в театр, а не у всех такие учителя, как Вы, Оля.

Вот Чехов... Пишет про среду кисейных барышень, а лесорубу (читай, мне) понятно и интересно. Не принимаю то, что раньше называлось "искусством для искусства". Можно, наверное, ввести кого-то типа Автора, и он сделает экскурс: год такой-то, Мандельштам оказался в Воронеже потому-то, в кругу его друзей те-то... В общем, "В игольчатых чумных бокалах мы пьём наважденье причин..." Но это уже шифр.

Ольга Ли аватар
Ольга Ли (Пнд, 04.06.2012 - 09:00)

Светлая лошадка, я тоже не за "искусство для искусства"... Мандельштам сам, однако, "шифровщик" еще тот... Хотелось бы сработать в его духе, что называется... А за идею реплик от автора спасибо - подумаю.

Шabur аватар

Ольга, Вы – молодец! Писать о нем надо. И пьесы создавать, и даже пытаться их ставить, поскольку современный зритель пока охотнее хаживает, к примеру, на «Как пришить старушку» с Ольгой Аросевой в Театре сатиры, а современный слушатель наивно полагает, что "Как упоительны в России вечера" - "творение" Мальденштама. Поэтому он тоже достоин творческого продолжения. И потому, что гениален, и потому, что страдалец. И затем, чтобы многие из наших соотечественников научились правильно произносить и писать его фамилию. Здесь почитайте (особенно из GEO): http://www.forum-grad.ru/forum1186/thread45253-2.html?s=f3d73be6c3504fc1035b1693d6e9c0ad
А относительно пьесы уже многое сказано. Ее камерность и некая рваность, очевидно, продиктованы условиями конкурса. Возможно, это наброски к чему-то большему?

 

Ольга Ли аватар
Ольга Ли (Пнд, 04.06.2012 - 12:23)

Шабур, спасибо большое за поддержку и за любовь к моему любимому Мандельштаму! Он - неохватен, необЪятен, и, конечно, заслуживает большего, чем мои 5 страниц. А получится ли большее -пока не знаю. И по условиям конкурса - миниатюра не более 10-12 страниц 12 шрифта...

Светлая лошадка аватар
Светлая лошадка (Пнд, 04.06.2012 - 12:28)

Оля, я и хотела сказать, что он шифровальщик, но это единицам дано. Да и его устали расшифровывать. И, говоря о нём или Чехове, я ни Боже мой не сравнивала с Вами или порицала. У Вас другой опыт, другие задачи, другой пол, наконец. Речь лишь о способе подачи материала - я за понятность.

И Виталию: у человека лимит на память, на время и т.д - вынужден отбирать. Примерно как тебе сказали за трапезой: возьми пригоршню гостинцев домой детям. Хочется и яблок, и конфет, и мандаринов, но - пригоршня... Вот и читаем-смотрим так же - что можем унести.

Шabur аватар

Ну да, этот лимит на физиологическом уровне - первичен. А культурное, историческое беспамятство? Это отличная почва для расстрельных 30-ых, "бриГадных" 90-ых и нынешних мутных времен в нашей отечественной обыденности. «К этому времени у меня возникает чувство социальной загнанности…» Этих слов из протокола его допроса уже не выкинуть.

Светлая лошадка аватар
Светлая лошадка (Пнд, 04.06.2012 - 15:20)

Виталий, в моих пригоршнях и Мандельштам, и Маяковский, и ещё многие, просто люблю аналогии.  А расстрелы не люблю. И ещё: биография поэта не должна делать отношение к его стихам лучше или хуже, это всего лишь биография. А то вот Маяковского сейчас многие отвергли. Недавно читала протоколы предрасстрельных допросов священников в 30-е годы - волосы дыбом. Но это не изменило моего отнощения к вере.

Шabur аватар

Елена, ваши, мои пригоршни - уже кучка. Уже шаг в сторону от беспамятства.

А дискуссия про даты и биографию - безразмерна. Ведь у каждого своя правда. Как в анекдоте:

В разговоре с писательницей мужчина пытался отстоять свою точку зрения:
- Но ведь Бог вначале создал мужчину, а потом женщину.
- Я тоже сначала пишу черновик.

Сергей Василец аватар
Сергей Василец (Пнд, 04.06.2012 - 16:56)

Прочитал. Только ощущения - ярко, пронзительно, больно, надежды нет...

Увы, более подробных ассоциаций не возникло, ведь с поэзией знаком только понаслышке, тем более с Мандельштамом, как-то его творчество прошло мимо меня.  

Маяковский намного ближе по духу.  

Ольга Ли аватар
Ольга Ли (Пнд, 04.06.2012 - 17:11)

Шабур, Светлая лошадка, как я рада вашему разговору! Нет, в споре не рождается истина, но соучаствовать в разговоре МЫСЛЯЩИХ  людей отрадно. Вот и еще чуть меньше почвы для расстрельных дней...

 

Ольга Ли аватар
Ольга Ли (Пнд, 04.06.2012 - 17:03)

Уважаемый Сергей Василец! Спасибо! Именно этого ОЩУЩЕНИЯ я и добивалась... А мне равно близки и Маяковский, и Мандельштам, хотя разные они, конечно, очень...

Шabur аватар

Ольга Ли написал(а):

Шабур, Светлая лошадка, как я рада вашему разговору! Нет, в споре не рождается истина, но соучаствовать в разговоре МЫСЛЯЩИХ  людей отрадно. Вот и еще чуть меньше почвы для расстрельных дней...

 

Спасибо Вам, что "разворошили".

А здесь очень интересное дополнение (цитата в документе № 10) http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2009/10/ne13-pr.html

Ольга Ли аватар
Ольга Ли (Пнд, 04.06.2012 - 17:20)

Шабур, спасибо за отличную ссылку!

Шabur аватар

Пожалуйста. Только не все ученикам цитируйте. Когда это прочитал "В более позднем письме П. П. Постышеву от 13 апреля 1935 г. Горький писал: «Чистка центров от человеческого мусора — дело необходимое, но засорение мусором провинции едва ли полезно, ибо провинция своим хламом достаточно богата». Сталин частенько искал общества Горького, они всерьез переписывались друг с другом, так что возможности помочь у Горького, безусловно, были, но делал он это, как оказалось, весьма и весьма осторожно и выборочно. Так, в частности, в октябре 1934 г. через своего секретаря П. П. Крючкова он хлопотал о сокращении срока высылки в Саратов Иванову-Разумнику. См.: Дубинская-Джалилова Т. Великий гуманист (по материалам М. Горького и И. В. Сталина). — «НЛО», 1999, № 6, стр. 229, 233, со ссылками на Архив А. М. Горького: ПГ—рл 31—27—6 и 2а—1—452.), мягко говоря,...

Ольга Ли аватар
Ольга Ли (Пнд, 04.06.2012 - 17:51)

Эх, Шабур, у меня и возможности нет ученикам ВСЕ цитировать. Творчество его у нас по программным требованиям изучается обзором (1 час в год максимум!) или факультативно, на элективных курсах - только теми, кто, к примеру, выбирает составленный мною курс "Поэзия серебряного века" - и там на него 2-3 часа максимум. Так что, все, что я могу - это только слегка тронуть кого-нибудь... 

Шabur аватар

Получается, что поэзия серебряного века все-таки для избранных?

Ольга Ли аватар
Ольга Ли (Пнд, 04.06.2012 - 18:08)

Шabur написал(а):

Получается, что поэзия серебряного века все-таки для избранных?

 

Трудно мне ответить на Ваш вопрос. Первое, что просится - да, для избранных. Потому что слишком трагична, слишком не проста, слишком... интеллигентна - разве это возможно для всех??? Но в программе довольно много часов хотя бы на Блока, Маяковского, Есенина, Ахматову, Цветаеву. Я очень люблю фразу, кажется, Эразма Роттердамского: "Ученик - это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь". Так что "избранность" учеников зависит от моего умения "зажигать"...

Mikha аватар
Mikha (Пнд, 04.06.2012 - 23:23)

Галина, мне очень понравилось. Очень совпадает с моими ощущениями от этого времени поэта. Здесь нет ничего из башни из слоновой кости. Всё понятно тем, кто знаком с этим периодом его существования и стихами. Всё очень органично: и Надежда Яковлевна, и Наталья, и сам он, больной и подавленный, но не раздавленный.

Придираюсь:

Яркие (?) тома Данте и Петрарки - откуда яркие. Можно подкрасить, но неправда.

Электрическая плитка, а не горелка. Электрическая горелка - это про бунзеновскую, это не для подогрева чая.

Перебор с голубками - и Надежда Яковлевна, и Эвридика. "Нам с музыкой - голубою не страшно умереть, а там вороньей шубою на вешалке висеть".

Некоторые ошибки в одном месте - в рассветном полумраке,... вскакивает с кушетки.

И еще - "пусти меня, отдай меня Воронеж".

Характеры О.Э. и Штемпель - очень похожи, Н.Я. была более волевой, резкой, непрощающей. "Нищенка-подруга", но до последнего своего часа им не прощавшая и не простившая. И многие стихи были не записаны и восстановлены потом ею по памяти.

А так и настроение, и семантика - все очень, по-моему, убедительно. И здорово. Удачи.

Ольга Ли аватар
Ольга Ли (Втр, 05.06.2012 - 19:45)

Mikha, спасибо!

Очень ждала Вашего отклика и очень рада, что мы совпали в ощущениях! 

Про яркость томов  - театральности захотелось, да и подумалось: а вдруг правда были яркие? может быть, и внешне эти любимые тома были особенные? Плитку исправлю, конечно, я не знала таких тонкостей... И с голубками надо смотреть.

 

И вот еще что: может, стОит побольше дать звучать его стихам? 

Сергей Василец аватар
Сергей Василец (Втр, 05.06.2012 - 11:04)

Ольга Ли написал(а):

Уважаемый Сергей Василец! Спасибо! Именно этого ОЩУЩЕНИЯ я и добивалась... А мне равно близки и Маяковский, и Мандельштам, хотя разные они, конечно, очень...

 

Почему-то сегодня вновь вспомнился Ваш рассказ и неожиданно родились корявые строки:

 

Каждый акт - это яркая вспышка во тьме,

Надежд уже нет и не будет,

 

Так умирал серебрянный век,

А вместе с ним и народы,

 

Так умирает каждый поэт,

Если он стремится к свободе...

Ольга Ли аватар
Ольга Ли (Втр, 05.06.2012 - 11:29)

Сергей Василец написал(а):

Ольга Ли написал(а):

Уважаемый Сергей Василец! Спасибо! Именно этого ОЩУЩЕНИЯ я и добивалась... А мне равно близки и Маяковский, и Мандельштам, хотя разные они, конечно, очень...

 

Почему-то сегодня вновь вспомнился Ваш рассказ и неожиданно родились корявые строки:

 

Каждый акт - это яркая вспышка во тьме,

Надежд уже нет и не будет,

 

Так умирал серебрянный век,

А вместе с ним и народы,

 

Так умирает каждый поэт,

Если он стремится к свободе...

 

Сергей, здорово получилось! Как здорово, когда у нас рождается ответный сполох творчества...

vibas аватар
vibas (Втр, 05.06.2012 - 16:41)

Галина, как же здОрово написано! Очень понравилось! Хоть я не знающий и не посвященный...

И слог, и смысл, и образность, и чувства!

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
X
Укажите Ваше имя на сайте TourBlogger.ru
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка...