Путешествие на Алтай. Чуйский тракт и его повороты. Часть 2. - "Велосипеды. Ледники Актру".

Курай, республика Алтай
Итак, за окном все ближе и ближе приближаются белые шапки гор. И мне уже нетерпится дотронуться до них.  И вот мы в с.Курай. Здесь, на туристической стоянке, оставили машину. Достали велосипеды, взвешали на них велоштаны со всеми необходимыми вещами для путешествия, в том числе для ночевки.
Курай — село в Кош-Агачском районе Республики Алтай, расположенное на 826 км Чуйского тракта в долине р. Курайки. В переводе с монгольского - "сухой, сухая земля". Село основано в 1901 г. В старое время по переселенческому плану с. Курай было включено для заселения русскими крестьянами. Предполагалось поселить 25 душ. Но за 20 лет (1878-1898 гг.) сюда не приехал ни один переселенец. Здесь жили алтайцы, сорок семей. В.И. Верещагин, путешествующий по Алтаю в 1898 г., описывает село так: "Станция Курай состоит из церкви, дана писаря и нескольких киргизских юрт на берегу реки Кызыл-Таш". В Курае находилось управление Второй Чуйской волости.

Фото: Северо-Чуйский Хребет

Фото: Белки Северо-Чуйского Хребта

Фото: Курай

Путешествие на Алтай. Чуйский тракт и его повороты. Часть 2. -

Дороги здесь каменистые и пыльные: крупная и мелкая галька, с рыжей сухой землей. Прострастранство до подножия Северо-Чуйского хребта называется Курайской степью. Это огромная межгорная котловина, до 20 км, на высоте 1500 м. С одной стороны горы, а с другой сверкают вечные снега белков. Там находятся ледники Актру, которые питают речку Чую. Говорят, что Курайские степь напоминает пустынные пространства Монгололии, а ещё, что продолжительность безморозного периода в этих местах всего 55-65 дней, климат суровый - изнуряющая жара летом и жестокий мороз зимой. Растительность здесь весьма бедная.
Можно ехать на велосипеде даже не по дороге. Да и дорог здесь много накатано и ведут они все в одно место. Сначала кажется, что много разных дорожек, но потом становится понятно, что это раскатали машины, чтобы не пересекаться друг с другом, ведь когда проезжает машина, она сильно пылит. И долго оседает пыль после пронесшейся мимо машины. По камням на велосипеде едется тяжело, но зато не грязно. Правда пыльно.

Фото: К ледникам

Фото: Курайская степь

Зелеными оазисами выглядят на фоне скудной растительности здесь берега рек. Вдоль Чуи растут тополя и ивы с золотистой корой. Несмотря на жестокий климат, Курайская степь издавна служила местом жительства для самых разных племен и народов, ведь здесь обширное место между горами, протекает большая река и маленькие речушки. Что на этом месте проживали люди, свидетельствует огромное количество археологических памятников. Сохранились до наших времен курганы, ритуальные площадки, писаницы на камнях. Найдены несколько десятков "каменных баб". Одну "каменную бабу", называемую Кезер, увезли в Национальный музей Горно-Алтайска. Кезер - настоящее произведение искусства из зеленовато-серого гранита, изображающего длинноусого и длиннобородого мужчину в богатой одежде с саблей на боку и каким-то ритуальным сосудом.

Фото: Чуя

Фото: Уходящий к ледяным вершинам

Фото: "Маленькая каменная баба"

Доехали до горы, на которой установлена вышка. По описанию это гора, где заложен тайник Геокешинга. Забили с листочка координаты в навигатор. Задача была сложной, нужно было найти тайник по точке без описания места закладки тайника. А, как известно, координаты точно в цель не попадают, обычно показывают точку со смещением до 50-ти метров. Везде камни, везде булыжники. Где же искать? Под любым камнем он мог быть зарыт. Наткнулась на гнездо шершней. Мне даже показалось, что тайник как раз там. Но приглядевшись, заметила, что булыжник небольшой и под ним ничего нет. Ходила, ходила с навигатором кругами и так и осталась ни с чем. Но вид с холма красивый. С одной стороны - сглаженные горы, с другой - ледники. Белые шапки гор с утра сверкали во всей своей красе, а сейчас, к обеду, уже над ними собираются облака. Идет испарение. Влага собирается в тучки и сгустившись они так и стоят над ледниками, как бы пряча от нас свои красоты. Но ничего, мы еще добирёмся до них, все впереди!

Фото: "Забиваем" координаты

Фото: Гора с вышкой

Фото: Вид с холма

Фото: Я в поисках тайника

Фото: Остатки костей животного

Фото: Кто-то кого-то съел

Фото: Кузнечик

Фото: Суккуленты. Цветут.

Фото: Одинокое засохшее дерево в степи

Путешествие на Алтай. Чуйский тракт и его повороты. Часть 2. -
Фото: Снежные шапки скрылись в облаке

Не знаю, что тут выращивали древние люди, но считают, что здесь существовали древние оросительные системы - каналы (сувахи), они тянулись десятки километров, преодолевая на своем пути все препятствия. Пятнадцатикилометровое русло реки Актру, которая как раз и стекает с ледников, выложено вручную камнями. И, кажется, даже забетонировано. Русло метрового сечения.

Фото: Забетонированное русло реки Актру

Фото: Актру

Добрались и до луж. Впереди 4 брода! В лужах вода мутная, но белые снежные белки так симметрично и привлекательно отражались в водоеме, что я не могла проехать мимо. Кажется, будто ледник отражается в каком-то горном озерце. Неподалеку застряла машина и не могла выехать. Но местных здесь много, на больших ЗИЛах возят туристов к ледникам, за определенную плату вытащат!!! Здесь все делается за определенную плату. Туристы - хороший источник заработка для местного населения.
Три брода прошли бодренько, даже не пришлошь разуваться. А вот четвертый - уже с трудом. Он побольше остальных и нужно было просто разуться и перейти ручей. Но мы не увидели масштаба разлившегося ручья и промочили ноги. Солнце светило жаркое над головой, поэтому обувь высохла быстро. На обратном пути надо будет учесть эту переправу и разуться.

Фото: Вперед!

Фото: Вброд

Фото: Немного в горку

Путешествие на Алтай. Чуйский тракт и его повороты. Часть 2. -

Скоро доедем до туристического лагеря  "Перевалка". Там можно расположиться и переночевать. Оставить палатку и велосипеды и пешком прогуляться до Ледника. 8 км до следующего Альпийского лагеря и ещё 8 до ледников.
По пути встретили старые могилы, огороженные забором.
До "Перевалки" пришлось немного карабкаться вверх, а потом спуск к реке и вот мы на месте! Небольшая огороженная территория для туристов, даже есть домики. Кто хочет может пожить в них. Мы же предпочитаем ночевать в палатке. Расположились около беседки.
Лагерь нас встретил печальным зрелищем. Молодой жеребенок сломал ногу. Открытый перелом. А мы как раз хотели пройти к реке, чтобы умыться. Он стоял с переломленной ногой, а потом резко упал. Сказали администратору,который  сообщил хозяину, тот обещался скоро приехать. Жеребенок умер от болевого шока. Вскоре приехал и хозяин жеребенка. Но в это время, переваривая увиденное, я была в палатке и уснула. Прошёл небольшой дождь. Влага ледников собралась в большую тяжелую тучу и выплеснула все обратно на землю. Проснулась когда его уже увезли.  Говорят, он вчера потерялся. Видимо решил попить воды из реки и большим течение его понесло, сломал ногу. Но как-то же выбрался, да ещё и дошел до дома! Видимо часто случается здесь такое с животными. Горная опасная местность. На душе как-то не очень хорошо.

Фото: Немного вниз

Фото: Могильники

Фото: Вверх

Фото: В лагере

Фото: Вот так расположились

Фото: Перевалка

С утра ледники опять открылись перед нами во всей свей красе. Ночь была прохладной, но не холодной. Мы ожидали, что здесь будет более холодно. Все же высота уже приличная, да и ледники, как-будто прямо свисают над головой. Встали пораньше. Впереди длинный путь, который предстоит пройти пешком. Только до Альпийского лагеря 8 км туда и 8 обратно, а еще от него столько же до ледника, и обратно. Утро нас встретило небольшим туманом и росой. Но зато лес сказочный: лучи солнца пробиваются сквозь деревья, капли росы то и дело блестят в солнечных утренних лучах. Сначала перешли реку по деревянному мостику. На другом берегу мост резко кончился и остались наложенные друг на дружку бревна, которые то и дело упадут. Машины по этому мосту не проедут. Они ездят прямо по реке. И хотя, говорят, что из реки можно пить воду, мы начали сомневаться. Столько ЗИЛов и различные джипов по ней проезжает, неужели она остается кристально чистой?

Фото: Пешеходный мост

Фото: Разрушенная часть моста

Фото: Я на мосту

Дорога все время шла вверх, широкая, каменистая и накатанная. Иногда большие глыбы впивались в дорогу,заметна грязь и лужи. Идти было сыро и немного скользковато. Иногда приходилось обходить по лесным тропкам. Дороги местами расходятся, но это объезды луж, бугров и непроходимых "старых" дорог. На всем протяжении пути растет лесная жимолость. Ягоды ее уже созрели и красуются на кусту. Они большие и очень вкусные. Горсть за горстью мы по дороге собирали жимолость. Невозможно просто взять и пройти мимо. Так и охота сорвать сначала одну ягодку, а за ней и все остальные. Леса здесь очень красивые. Это тайга. Много буреломных деревьев, в одном месте даже горелый лес! По-всюду обугленные пни и деревья.
Солнышко начало просыпаться и становилось теплее. Начали подсыхать измоченные в росе штаны и обувь. Перед нами открылся сказочный лес. Золотистые лучи солнца пробирались сквозь дымку ещё оставшегося тумана. Капельки росы игриво сверкали на солнце и паутины засветились каким-то особенным ярким светом. Это утренняя тайга, которая только просыпается. А мы уже во всю идем по этим сказочным тропинкам, где нет еще людей и машин. Идем и наслаждаемся красотой природы. Впереди изредка показываются горы, покрытые снегом, напоминая нам, что мы скоро придем.

Фото: Дорога вверх

Фото: Горелый лес

Фото: Карликовые березки

Путешествие на Алтай. Чуйский тракт и его повороты. Часть 2. -
Фото: Лучи солнца пробираются сквозь туман леса

Фото: Паутина

Фото: Корни старого кедра

Лес заканчивается и перед нами встает гора Кара-Таш. Черная могучая гора. Рядом вдоль нее течет Актру.  Прямо дороги нет. Она уходит направо. Вдали за Кара-Ташом виднеются ледники. Идти еще примерно столько же, сколько и прошли.  Но уже по пешеходной тропе, справа по лесу. Машины же едут прямо по руслу реки.

Фото: Гора Караташ

Фото: Впереди - ледники!

Фото: Карликовые березки

Фото: Актру

Фото: Скопление глины

Фото: Муравейник

Снача наткнулись на небольшой лагеь, в интернете пишут, что это лагерь МЧС. На их территории лежит какой-то странный инструмент в виде лотка и щетки. После этого лагеря МЧС, недалеко, начинается Альпийский лагерь. Это большой туристический лагерь с домиками и палатками. Есть даже столовая. В центре лагеря стоит большая огромная солнечная батарея.
Отдохнули в беседке, напоминающую остановку. И отправились к леднику. Сначала планировали дойти до Малого Актру и водопада и вернуться на Перевалку. Но потом планы немного поменялись, далее напишу, почему.

Фото: Инструмент

Фото: Место, где мы отдыхали.

Фото: Альпийский лагерь

Фото: Рекламмный стишок

Фото: Перекус

Фото: Картина

Фото: Солнечная батарея

Фото: Доска с перечисление достопримечательных природных объектов

Долго отдыхать времени не было, нам еще надо было вернуться на Перевалку. Незамедлительно отправились по тропе, которая ведет к Малому Леднику и водопаду. Наткнулись на "верстовой" столб. Каждый путешественник делает табличку с названием города, откуда он приехал. Также на табличке делается отметка с направлением и километражем до своего города. Эта табличка прибивается на столб. На столбе уже много таких табличек. Даже образовался уже второй такой столб. Табличку с наименованием "Курган" мы не нашли. Но сделать свою не было времени. Поэтому прошли дальше.
Недалеко находится еще одно туристическое сооружение - "человек" путешественник. Это череп и камни, сложенные таким образом, что напоминает человека. Туристы его одевают в то, что им больше не нужно в путешествии. Очень много у этого "сооружения" старых пар обуви. Самое частое, что изнашивается у туристов, это обувь. На нем также плащ, очки.

Фото: Верстовые столбы

Фото: Сооружение туристов

На распутье дорог находятся 2 памятника: ребятам из Новосибирска, которые  погибли в авиакатастрофе в 2002 году (их мечта была скатиться с гор на сноубордах) и памятник Галине Афанасьевой, погибшей альпинистке в горах.

Путешествие на Алтай. Чуйский тракт и его повороты. Часть 2. -

От памятникам погибшим наша тропа идет налево через мостик. Навстречу попался грузовик с туристами. Кабина грузовика полностью забита туристами, которые махали руками и просили их сфотографировать. Зачем? Не знаю. Хотели попасть в историю. Фото выложила. Вдруг найдут, в чем я очень сильно сомневаюсь.
Идем дальше, на пути еще один горый центр. Это уже центр для альминистов. Далее дорога уходит вверх. По каменным глыбам взбираемся. Потом начинается пологая тропа, но все равно по камням. Тропинка вывела нас к водопаду. С огромной скалы струи воды падали вниз. Водопад был далеко и высоко. Пришлось немного вскорабкаться вверх, а потом еще по мокрым камням осторожно подобраться к нему. На самом деле - это большой водопад! Но издалека кажется маленьким. Рядом с водопадом растёт цветущий бадан, из высохших листьев которого можно заваривать ароматный чай.

Фото: Мост

Фото: Туристы

Фото: Тропа

Фото: Лагерь альпинистов

Фото: Водопад

Фото: Бадан

Фото: У водопада

Приближаясь все ближе и ближе к леднику, замечаешь грязь. Грязные ручьи текут вниз, везде камни и все в чем-то черном. Малый Ледник нам удалось посмотреть издалека. Говорят, он уже тает и начинает сползать вниз, поэтому подходить к нему не рекомендуется. Немного расстроились, ведь времени мало и надо возвращаться, а ледник потрогать не удалось. Но тут параллельно с нами шли двое туристов, мужчина и женщина. Сказали, что вчера ходили на большой ледник и им очень понравилось. Показали нам фотки. У меня загорелись глаза! Надо идти, надо смотреть! Надо торопиться! Вот здесь то наши планы кардинально и поменялись. Чтобы пойти на Большой Актру необходимо спуститься вниз и перейти реку. Обратно возвращаться на мост не обязательно. Внизу есть переправа по бревнам, которая виднелась еще издалека. Рядом с бревнами натянута страховочная нить, так что пройти по бревнам не составило труда.

Фото: Ледник Малый Актру

Фото: Ледник

Фото: Переправа по бревну

Путешествие на Алтай. Чуйский тракт и его повороты. Часть 2. -

Сразу за переправой находится еще одна памятная плита погибшим альпинистам. Не успев отдохнуть, надо было снова идти в гору. Каждые сто метров встречаются пирамидки из камней, выложенные людьми. Это как бы своего рода ориентир, что мы на правильном пути.

Тропа  идет вдоль левого берега реки по склону горы Кызылташ, выводит к «Бараньим лбам», справа от которых нужно подняться по крутому осыпному кулуару. После утомительного подъема взору открывается громадное ледяное поле, окруженное скалистыми горами. Дальше можно ступить на ледник, почувствовать себя немножко снежным барсом, рассмотреть поближе его Величество Ледник. В нижней части ледник не зарыт снегом. С него льются струи талой воды.
Ледники — одно из чудес природы, своеобразное, ни на что не похожее. Твердые, но текучие, медленно, но неуклонно меняющие облик гор, рождающие и питающие реки. Хранители, годами добросовестно собирающие образцы нашей атмосферы и прячущие их в свои многометровые тела… Величественные и ослепительные. (с) http://www.turistka.ru/altai/info.php?ob=851

Фото: Памятная плита

Фото: Тропа вдоль реки

Фото: Набираем высоту

Путешествие на Алтай. Чуйский тракт и его повороты. Часть 2. -

Фото: Сбор осадков, вроде как.

Фото: Отдых

Фото: Карабкаемся вверх

Фото: Показался ледник

Видны все выступы и ямочки ледника. Где-то выше должен быть Купол, но закрыт тучами. Слева есть водопад, стекающий с ледника. Потрогали, прикоснулись к леднику! Настоящий ледник. Здесь, на Алтае, ледники спускаются очень низко и доступны почти каждому.
Толщина льда Большого Актру местами достигает 360 м. Здесь ледник никогда не сходит и издалека видны его вершины. Ледник занимает площадь более 11 км² и имеет протяженность около 8 км.
Дальше вверх находится Голубое озеро, идти до него мин 40, но сил у нас уже не было. Сходили посмотрели издалека на водопад и нужно было возвращаться. Ведь идти обратно еще около 15 км.

Путешествие на Алтай. Чуйский тракт и его повороты. Часть 2. -

Фото: Держу ледник, а то сползёт!

Фото: Но вода всё-таки чистая, несмотря на то, что кажется, что вокруг грязь.

Фото: Водопад

Путешествие на Алтай. Чуйский тракт и его повороты. Часть 2. -

Пора спускаться вниз. Ноги уже тяжело перступают с камня на камень. Усталость, ощущение удовлетворенности, миссия выполнена. Посмотрели, какие они ледники, потрогали, воду попробовали на вкус! Спускались все ниже и ниже к Альпийскому лагеру. Дошли до развилки Большой и Малый Актру. Здесь растут большие старые кедры с выплеснувшимися наружу огромными корнями. Неподалеко спрятам тайник геокешинга. Описания тайника у меня также не было. Точка в навигаторе в этот раз оказалась точной, я сразу поняла, что это дерево, оно самое. Большой старый кедр возвышался на холме. Я долго ходила вокруг него и искала под корнями тайник. Найти не получалось. А корни большие и под каждым, казалось бы, он мог быть запрятан. Потом я забралась на самую вершину холма, и там, в корнях, нашла тайник.

Фото: Цветы раступ прямо на скалах!

Фото: Спуск

Фото: Бурная река

Фото: Передых

Фото: Корни

Фото: Блокнот тайника

Фото: Содержимое тайника

Дошли до промежутной точки - альпийского лагеря. Ноги уже совсем еле передвигаются. Необходимо подкрепиться и отдохнуть. А раз здесь есть столовая, решили заглянуть туда. Кормят по расписанию и по заявкам. Но нас решили накормить, так как обед уже прошел, а еда видимо осталась. Заказали по таралки борща и кружке чая. На столах стоит варанье, конфеты, печенье - всё, как дома. Оказывается тут "всё включено", но когда пришло время расчитаться, мы поняли почему так. Действительно, всё включено и стоимость такого ужина с чаем 500 руб. Ну всё было удачно съедено, поэтому нужно было расчитаться. Нужно всё-таки спрашивать заранее стоимость в таких заведениях.

Фото: Столовая

Не торопясь дошли до нашей Перевалки, где находилась палатки и велосипеды. Прошли чуть больше 30 км. пешком. Закапал дожик, мы как раз уже пришли. Поужинали и легли спать. Утро нас встретило пасмурной погодой, над головой сгущались тучки. Нужно было быстро собираться и уехать до деревни, где находилась машина. Тучи всё больше и больше сгущались. Над горами нависло большое черное одело. Одеяло полностью закрыло ледники и их уже стало не видать. Почти у Курая уже закапал дождик, но нам он уже был не страшен!