Путешествие в Государство Израиль

Тель-Авив, Назарет, Иерусалим, Вифлеем, Мосада, Мёртвое море, Эйлат, апрель-май 2007

 

Поездка в Государство Израиль. (26 апреля – 12 мая 2007 года)

 

Я очень благодарен моим друзьям, которые дали мне много полезных советов из своего опыта посещения Израиля. Надеюсь, что мои советы тоже помогут кому-нибудь. Для описательной части я использовал цитаты, сохраняя ссылки на сайты. Там, где возможно, я привожу телефоны и адреса людей и организаций, которые могут пригодиться.

 

http://www.megapolis.org/

«Израиль привлекает людей по многим причинам. Для одних - это пропитанный солнцем климат, для других - богатое разнообразие интересных мест и достопримечательностей - исторических, археологических, связанных с религией, или просто живописных. Еще для кого-то это поразительный контраст между древностью и современностью.

Абсолютно для всех, однако, Израиль таит особое трудно определяемое качество - нечто, относящееся к другому измерению, благодаря которому каждое посещение этой страны оставляет незабываемое впечатление. Когда вы приезжаете в Израиль впервые, вас неизменно охватывает ощущение встречи с давно знакомым. Ведь так много названий на дорожных указателях - Иерусалим, Галилейское море, Назарет - известны с детства.

Вы также почувствуете непередаваемое волнение от встречи с историей, пройдя по местам, где ступала нога Авраама 4000 лет назад, царя Давида - 3000 лет назад, Христа - 2000 лет назад, и крестоносцев - 1000 лет назад.

Израиль - современная страна, где богатая история сочетается с развитой инфраструктурой туризма, которая может предложить вариант отдыха на любой вкус. Роскошные пляжи, городская суета, природные заповедники, лечебные курорты, религиозные святыни, торговые центры, базары, колонии художников, концерты в парке - все это к вашим услугам.

Зимой пляжи Эйлата заполняются греющимися на солнце бледнолицыми жителями Северной Европы. Какие блондинки приезжают! Это надо видеть.

Лечебные свойства Мертвого моря, его благотворное воздействие на кожу известны во всем мире. Сюда приезжает серьезная публика. И, в шесть часов утра, когда еще нет жары, отдыхающие уже висят в море, как поплавки. Это единственный водоем в мире, где вода тяжелее человеческого тела. И, конечно, обязательно надо сфотографироваться, лежа на воде, закинув ногу за ногу и небрежно читая при этом газету.

На земле Израиля - истоки трех основных моноистических религий - иудаизма, христианства и мусульманства.

Евреи всего мира приезжают к Стене плача. Накладывают тфилин даже самые светские, и шепчут губы: "Шма, Исраель" как когда-то их предки тысячелетия назад. Вкладывают в стену записки, обращенные к Б-гу. Люди возвращаются к своим корням.

Израиль - родина христианства. Здесь пролегли пути Иисуса Христа - от рождения и до Голгофы. И, проходя этот крестный путь, по которому шел Он, переживая Его страдания и муки, люди потом помнят этот день как один из самых важных и светлых дней своей жизни.

Иерусалим - это и одна из главнейших святынь мусульманства. Мечеть Омара – Купол Скалы - давно стала одним из символов города.

В Израиле соблюдается принцип свободы религии и свободы доступа к религиозным местам.

Сообщение с Израилем очень удобное. Страна расположена на восточном побережье Средиземного моря и обслуживается десятками международных авиалиний. Всего лишь 4 часа воздушного путешествия из Европы - и вы в Израиле. На месте все переезды – автомобилем или автобусом - не займут много времени, благодаря компактной географии страны. Из Иерусалима в Тель-Авив можно доехать на машине меньше чем за час, и от Иерусалима до Мертвого моря - полчаса езды. Дружелюбный народ Израиля, который славится традициями гостеприимства, восходящими к библейским временам, ждет вас. Независимо от того, что привело вас в Израиль - солнце, достопримечательности или святые места - вы будете очарованы этой землей.

Мы приглашаем вас совершить с нами краткое путешествие по стране. Приезжайте к нам. Комфортабельные гостиницы и русскоязычные гиды ждут вас.

Вы за свою жизнь столько слышали об Израиле!

Но лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.»

 

Дорога.

Вылет в четверг в 21.05 «Трансаэро» UN-311 из Домодедово (1185$ - 15.500 рублей туда-обратно). Короткая неразбериха – отгоняли от стойки регистрации, чтобы освободить место для трёх пюпитров проверяющим документы. При регистрации достаточно формальный опрос: сами ли паковали чемоданы, передавали ли вам посылки. Самолёт вполне пристойный, заполнен «под завязку». Прилетели в Тель-Авив в 23.50. Аэропорт огромный! От выхода из «рукава» до паспортного контроля ехали на эскалаторах и шли пешком минут 15-20. Паспортный контроль вопреки страшным историям – лояльный и быстрый: Цель поездки? и Добро пожаловать в Израиль!

Про дорогу до города ничего сказать не могу – нас встречали друзья. Но на выходе видел много людей, предлагавших услуги такси. Есть телефон таксиста – Даниил Ваксман (05-23-51-65-11) - очень приятный человек, хороший собеседник, может дать рекомендации, отвезёт сам или даст русскоговорящего водителя-коллегу, ответит на самые неожиданные вопросы по переездам, гостиницам и достопримечательностям.

 

Тель-Авив.

 

Тель-Авив ("Холм весны") - фактически столица страны и первый город современного государства Израиль, основан в 1909 году как пригородный район Яффы. Через 5 лет здесь жило уже 2 тыс. человек, в 30-е годы он превращается в столицу еврейского ишува Эрец-Исраэль, а в наши дни в этом мегаполисе проживает уже более 1 млн. человек. Здесь расположены центральные офисы крупнейших банков и компаний страны, а также представительства иностранных государств и фирм. Из-за своей относительной молодости город небогат на исторические достопримечательности.

 

Заслуживают внимания Дворец независимости, в котором в 1948 году было провозглашено государство Израиль, целый торгово-развлекательный и культурный комплекс "Мигдаль-Опера" ("Опера-Тауэр") на набережной, небоскреб "Азриели-центра", "Синематека", национальный театр Израиля "Габима" (1957 г.), славящийся оригинальной архитектурой Тель-Авивский центр (музей) сценических искусств (1971 г.) на бульваре Шауль ха-Мелех, живописные кварталы Неве-Цедек и Дизенгоф, Тель-Авивский художественный музей и библиотека "Шаар-Цион". Интересны Музей Бейт ха-Тфуцот (Диаспоры, 1978 г.) на территории Тель-Авивского университета, Музей Эрец-Исраэль (Земли Израильской, 1953 г.) с обширной коллекцией предметов истории различных культур и библиотекой, художественная галерея Бруно Гэллери, а также дома-музеи поэта Хаим-Нахман Бялика и Давида Бен-Гуриона.

 

Но все же это не исторический город, ради этого стоит поехать в Яффо, а центр насыщенной деловой активности и бурной ночной жизни, это центр израильской индустрии, торговли, финансов, культуры, спорта и развлечений. И на современных проспектах, и в старых южных кварталах, и вдоль живописной тель-авивской набережной сосредоточены тысячи кафе, ресторанчиков, пабов, магазинов, рынков и супермаркетов. Жизнь здесь не затихает ни на минуту. Интересны молодежный бар "Базз Стоп", ночные клубы "Доксо" и "Стефан Браун", русский клуб "Блин", ресторан восточной кухни "Абулафия", ресторан "Кавказ", спорткомплекс "Спортек" и множество других заведений.

 

Рынок ("шуке") Кармель в Йеменском квартале - один из самых больших базаров под открытым небом на Ближнем Востоке. Парк Яркон славится своими зелеными лужайками, ботаническим садом и садом камней на японский манер, птичьим парком "Цапари" и настоящими "Семью мельницами", которые работали здесь аж до 1936 года. Одним из лучших в Азии считается и местный зоопарк. Тель-Авивские яхт-клубы ("марины") - одни из самых удобных на средиземноморье, водный парк "Меймадьон" имеет все мыслимые виды водных аттракционов и детский городок, а протяженные городские пляжи оснащены наисовременнейшими средствами отдыха и развлечений. В яхт-клубе Тель-Авива можно взять напрокат снаряжение для виндсерфинга, дайвинга или любого другого активного вида отдыха. Множество спортивных сооружений сосредоточено вдоль бульвара Роках.

 

Отель «Metropolitan» - 4 звезды - $ 56 за сутки. Пять минут пешком от набережной и пляжа. Номер небольшой, без балкона. Мини-бара нет, но есть электрический чайник и аксессуары для чая-кофе. Завтрак в ресторане или в крытой галерее рядом с ним – разнообразный и вкусный. Но по израильским традициям – без мясных продуктов.

Утром поехали в Яффо. Если поедете на такси, надо говорить «До часов» - центральная площадь старого города, от неё всё рядом.

Очень приятные старые улочки. Если избегать проторенных гидами маршрутов, то очень тихий и спокойный милый городок. На стенах домов рядом с магазинами и галереями выставлены картины, старые плакаты. Много зелени.

Классический туристский вариант – фото у дерева без корней в подвешенном на цепях большом глиняном кашпо на площади.

Обязательно надо посетить магазин-галерею металлических и серебряных скульптур и украшений – FRANK MEISLER. Не обязательно покупать, но посмотреть очень интересно. Получились хорошие фотографии, но рекомендую купить и каталог за 10$.

Много разных кафушек – кофе различных видов, чай - рекомендую с корицей и мятой (ветка мяты, лимон, мёд и палочка корицы в стакане), интересные маленькие печенюшки.

Обязательный пункт – Блошиный рынок «Шук Пиш-пишим». Каждая лавочка – своеобразный музей старых вещей. Можно купить всё – особенно много вещей из бывшего СССР с советской символикой, много старых книг на различных языках от русского и эстонского до иврита и арабского. Купил друзьям кипы (религиозный национальный головной убор) самых разных видов – с якорем, с детскими рисунками, камуфляжная с эмблемой Армии обороны Израиля, с видами Иерусалима и т.д.

Обедали в очень хорошем грузинском ресторане (03-51-62-254) – декорирован под старый тбилисский дом. Харчо - точно как я ел в Тбилиси на Тбилисоба, намного вкуснее, чем в московских грузинских ресторанах! А баранина – просто сказка! Но будьте осторожны с порциями – не просто большие, а очень большие.

Если остались силы, интересно погулять по ночным улицам после 23.00 – открыты бары, кафе, рестораны, клубы.

 

На второй день (в шабат) поехали в Назарет.

НАЗАРЕТ

Библейский Назарет - ещё один священный город христианского мира, место, где прошло детство Христа. Здесь расположены францисканский Храм Благовещения (1969 г.) - крупнейший собор на Ближнем Востоке, живописная православная церковь Архангела Гавриила на месте Фонтана Девы Марии, национальный парк Сепфорис (Зиппори) к западу от города, гора Табор (место Преображения Господня), деревня Наин, Кфар Кана восточнее Назарета, где Иисус сотворил свое первое чудо на свадебной церемонии, и остатки римских водных резервуаров, в которых Иисус превратил воду в вино.

Сопровождал нас великолепный гид, эрудированный, начитанный – на любой вопрос блестяще ответит, зачитает цитату из Библии, с прекрасным чувством юмора – Максим Зимников (052-703-696 и 08-971-82-76)

Церковь Благовещения.

Церковь Святого Иосифа.

На центральной улице стали свидетелями очень интересного зрелища – праздничная первомайская демонстрация арабов-христиан-коммунистов. Все в белых рубашках, с пионерскими галстуками, красные транспаранты с лозунгами на арабском и на иврите, красные флаги с серпом и молотом, барабаны, горны. Полный атас! Первым моим порывом было – броситься к ним и объяснить куда они придут под этими флагами… По всему городу красные плакаты и флаги с серпом и молотом, даже граффити и та прокоммунистическая. Вот бы наших некрофилов сюда!

Интересные сувенирные лавочки. Рекомендую купить различных сувениров для друзей из оливкового дерева, очень хорошие миниатюрные статуи Богоматери (3-5 см), гобеленовые сумки с видами городов Израиля.

Несколько минут езды до Кфар Кана – Церкви первого чуда.

Обязательно купите «Свадебное вино» (в больших бутылках и маленьких сувенирных бутылочках) – прекрасный подарок друзьям на свадьбу и украшение к поздравительному тосту!

Проехали мимо руин города Могедо и поля Армагеддона. Симпатичное местечко. Почему силы Света и Тьмы именно его выбрали для последнего сведения счётов?! Намного зрелищнее это смотрится на каменном мосту, как в «Дозорах».

Древний иудейский город Зиппори, родительский дом Девы Марии, с крепостью крестоносцев, руинами древней синагоги и многочисленными археологическими раскопами. Потрясающие мозаичные картины на полу! В предбаннике римских бань фреска Диониса с удивительной передачей полутонов, даже румянец на щеках! (Эту фреску израильтяне между собой называют «Израильская Монна Лиза»). Очень хорошие весёленькие фрески с амазонками.

Арабский ресторан по дороге. Очень приятный внутренний дворик с фонтаном, клумбами, качелями, колодцем. Солнце, камень и цветы. Молодожёны часто приезжают в этот садик, фотографируются на память.

Поскольку был шабат, то в израильских ресторанах, придерживающихся правил Кашрута, не подают горячую пищу (в шабат много чего нельзя, в том числе разводить огонь). Попробовали знаменитое блюдо «Рыба Святого Петра» - монетку в рыбе не нашли. Очень вкусное ассорти из шашлыков и люля. Стоимость обильного обеда на пятерых человек чуть больше 100 долларов.

На обратной дороге посетили крохотный городок, который лежит в стороне от туристских маршрутов и в путеводителях не упомянут. Город «Памяти Ротшильда» - Зихрон Иаков. Замечательный тихий городок (5 тысяч жителей), утопающий в цветах, центр виноделия. Маленькие домики с внутренними двориками, садиками. Один домик со всех сторон увешан предметами домашнего скарба – от утюгов и сковородок до предметов упряжи. У многих домов разнообразная живая изгородь. Приятно прогуляться по улочкам, выпить пива, вина или кофе в одном из открытых кафе.

 

Третий день.

Утром вышли прогуляться по берегу Средиземного моря. Было достаточно прохладно и ветрено, купались только отдельные смельчаки. Очень много людей, молодых и не очень, пытаются вдоль полосы прибоя убежать от инфаркта.

В 11.00 нас ждало такси – 250 шекелей – 62 км до Иерусалима. Живописная дорога в горах, аккуратные посёлки по обе стороны дороги.

 

Иерусалим.

 

Главная достопримечательность района Модиин и всего Израиля, несомненно, один из древнейших городов мира, «столица трех религий», древняя столица Израиля - священный город Иерусалим, которому уже более 3 тысяч лет. Город, который при царе Давиде назывался Иевус, являет собой фантастическое смешение памятников истории, культур и народов. Количество достопримечательностей здесь просто огромно, поэтому стоит потратить на это уникальное место побольше времени.

 

Город окружен горами, поэтому начинать знакомство с его историей лучше с обзорной площадки на Маслиничной горе (793 м.). За рекой Кедрон виднеются старые крепостные стены, а за ними - многочисленные купола храмов, "свечи" минаретов и крыши Старого Города. В северо-западной части Старого города лежит Христианский квартал, где находится святыня христианского мира - Храм Гроба Господня (1149 г. н.э., неоднократно разрушался и восстанавливался) с небольшой часовней "Кувуклия" (Гроб Господень, 1810 г.), величественным храмом Воскресения, в котором хранится часть тернового венца Иисуса Христа, а также с церковью Св. Елены и остатками каменоломни времен Первого храма. К храму примыкают церковь Спасителя (Редимер), Александрийское подворье, руины "Судных ворот", над порогом которых находится церковь Александра Невского, печальная Голгофа, греческая церковь Св. Елены, камень Помазания и часовня праотца Адама. За одним из рынков Старого города, на улице Муристан, расположена одна из самых примечательных церквей города - церковь Искупления (1898 г.) и одна из древнейших церквей Иерусалима - Иоанна Крестителя (VIII в. н. э.). Напротив Греческого патриархата лежит церковь Константина и Елены (VI в. н. э.) несколько церквей и часовен, составляющих величественный греческий монастырь. Недалеко от монастыря, между Новыми и Яффскими воротами, находится здание Римско-католической патриархии и духовной семинарии, а также монастырь Спасителя (Св. Савиор).

 

За Львиными воротами в пределах Старого города тянется Виа Делароза (Долороза или Скорбный путь), по которому, согласно библейским преданиям, Христос проделал свой путь на Голгофу. На протяжении всего Скорбного пути церквями и памятниками отмечены все этапы пути мессии. В пределах Виа Делароза обязательно стоит осмотреть Гефсиманский сад за Львиными воротами, где был арестован Христос, монастырь Св. Анны (матери Девы Марии), подземную купель Вифезда (Овечья купель), школу Эль-Омария (Омрим) на месте крепости Антония, часовни Бичевания и Осуждения, монастырь Сестер Сиона, здание Армянского патриархата, часовню Св. Вероники и церковь Богоматери Великомученицы. Интересна лежащая несколько севернее гробницу семьи Ирода «Терра Санта».

 

Севернее Виа Делароза лежит Мусульманский квартал Старого города, к которому примыкает Храмовая гора (Хар а-Мория) с Харам-эш-Шериф (священным двором). Здесь высится золотой купол Мечети скалы или Купол скалы (Кипат а'Села, Мечеть Омара, 688-692 гг.), воздвигнутой над святилищем Соломонова храма, в котором, по преданиям, хранился Ковчег Завета. Это важнейшее святилище ислама - отсюда пророк вознесся на небо, где ему были открыты заветы ислама, и древнейшая из сохранившихся мусульманских построек мира. Здесь можно видеть отпечаток ноги пророка на скале и три волоска из его бороды. Южнее Кипат а'Села лежит не менее почитаемая мечеть Аль-Акса (Эль-Акца, 693 г.), а также мечети «Купол Цепи», Пророка и Пророка Элиаса.

 

Юго-западнее Хар а-Мория расположен Еврейский квартал с уникальными историческими памятниками, такими как остатки сторожевой башни древнего Иерусалима - Израильская Башня, макет Первого храма, остатки цитадели Давида с Музеем истории Иерусалима, Южная стена, Хасмонейские туннели, арка Робинсона, колодец Уоррена, арки Вильсона и Беркли, а также широкая лестница Маалот раби Иегуда, ведущая к священному для каждого иудея месту - сложенной из огромных каменных монолитов Стене Плача (Западная стена). Согласно религиозной традиции, евреи должны трижды в год приходить к Иерусалимскому храму, поэтому единственная сохранившаяся от него постройка давно уже стала объектом паломничества - возле неё всегда можно встретить молящихся иудеев, вкладывающих в щели между камнями записки с обращениями к Богу.

 

Долина царей находится к юго-западу от Храмовой горы, между Гефсиманской церковью и долиной Гейеном на юге. Главная ее достопримечательность - это Город Давида, откуда началось строительство Иерусалима в эпоху царя Давида. В этих местах находится множество археологических памятников - "Столп Авессалома", гробница Бней Хезир, древний район Офель и арка Дубильщиков. Не менее интересны и районы Иерусалима, лежащие за пределами Старого Города. На площади Сафра высится красивое здание муниципалитета Иерусалима. Несколько западнее расположено Миграш а-Русим (Русское подворье) с православным собором Св. Троицы (1863 г.), Суд первой инстанции и Музей узников подполья в здании бывшей британской тюрьмы. В этом же районе расположены Абиссинская (Эфиопская) церковь, монастырь Св. Иосифа. Вдоль центральной улицы города - Яффо, тянется целая череда достопримечательностей - площадь Давидки (Кикар а-Херут, названа в честь самодельного миномета "давидка", активно использовавшегося израильтянами в период войны за независимость), главный рынок города - "Махане Иегуда", крупнейший концертный зал Иерусалима - Биньяней а'Ума (Дворец Нации), мемориал Алленби, синагога «Часовой башни» (1906 г.) и живописный квартал ортодоксальных иудеев Меа Шеарим («Сто ворот»).

 

На склоне холма Гиват Рам расположено здание Кнессета (1966 г.) - резиденции израильского парламента, а также старое здание парламента «Кирия», Верховный суд (1992 г.), огромный университетский кампус Гиват Рам, Академия Иврита, колледж Орт, Амфитеатр, Национальный музей Израиля (1965 г.) со скульптурным Садом искусств им. Билли Роуза и уникальными экспозициями, Монастырь Св. Креста (IV в. до н. э.), а также Храм Книги, в котором хранятся знаменитые «свитки Мертвого моря», Музей библейской земли и т. д. Южный склон холма занят ботаническим садом.

 

На горе Герцль (Гар Герцель) расположено Национальное кладбище, где похоронены выдающиеся деятели Израиля, а также работает музей Теодора Герцля (Беньямина Зеева). У подножия горы раскинулся район Эйн-Керем («источник в винограднике»), в котором, по преданию, родился Иоанн Креститель. Сейчас здесь можно осмотреть церкви Св. Иоанна (1674 г.), Посещения (1955 г.), монастырь Сестер Сиона (1860 г.), русский православный женский монастырь (основан в конце XIX в.) с церковью Иконы Казанской Богоматери, католический монастырь сестер Розарии (1910 г.), а также посетить Музыкальный центр Труга и небольшую синагогу с витражами Шагала. На холме Памяти, к западу от Гар Герцель, находится национальный мемориал «Яд Вашем» («Вечная память», 1953 г.), посвященный памяти жертв холокоста, вокруг которого разбит парк имени Януша Корчака.

 

Стоит посетить Галерею искусств на Кинг Давид, любопытный музей Латрун в Айалон Вэлли - один из лучших военных музеев мира, с собственным сувенирным отделом, также интересен «Парк обезьян» (80 тыс. кв. м.) в Кфар Даниэль. Рядом с железнодорожным вокзалом находятся театр «Хан» в старинном здании караван-сарая, церковь Св. Андрея (церковь Брюса, 1927 г.), руины византийской церкви и множество древних пещерных захоронений времен Первого храма. К востоку от вокзала находится возвышенность Абу-Тор (Гиват Ханания), откуда открывается великолепный вид на Старый город, монастыри Хакель-Дама, Сент-Петер-ин-Глокенто, могилу Давида, Центр музыки им. Альберта, парковую зону Яар а-Шалом, долину Ада и долину Кедрон.

 

Гора Скопус (Гар А'цофим, 826 м.) расположена к западу от города и является ещё одной великолепной смотровой площадкой. Здесь расположен Еврейский университет. За пределами Старого Города также лежит знаменитая Кедронская (или Иосафатова) долина с гробницами начала нашей эры, церковь Св. Магдалины, монастырь Ратисбон (1874 г.), гробница Ясона (II в. до н. э.), крупнейшая в Иерусалиме Большая синагога (1982 г.) и одна из крупнейших синагог Иерусалима – «Ешурун», а также «Гехал Шломо» (дворец Соломона), Парк независимости (Ган Ацмаут), Академия музыки имени Рубина и множество других памятников истории и культуры.

 

В городе неимоверное количество музеев - Музей Рокфеллера, Музей стран Библии, Музей «Мишканот а-Розим» (бедуинского быта) за Дворцом губернатора, Музей исламского искусства, Музей музыкальных инструментов, Музей Мандельбаума, Армянский музей, дом-музей Тихо, Музей естественных наук, Музей ислама на Храмовой горе, Археологический музей Уоли, Музей старого ишува (еврейской общины), Музей «Последний день», Музей налогов, Музей сторожевого поста в доме Туржемана, Музей фуникулера, Музей-студия ремесел древности им. Эйн-Яэль и т. д. Не меньшее внимание у туристов вызывают библейский зоопарк и. семьи Тиш, парк Рабиновича с гигантской статуей «Чудовище», детский театр Акарон («Вагончик»), парк Сакер с аттракционами, парк Паамон и Дрор.

 

Множество открытых кафе и ресторанов находится на бульваре Бен-Иехуда в центре города, где кипит жизнь. На Русском подворье, в самом сердце города, появилось много пабов, а район Тальпиота считается дискотечным. Улицы Нахалат Шива и Йоэль Саломон считаются «районами молодых», а в районе Файнгольд корт расположены лучшие иерусалимские рестораны. В июле-августе местные рестораны каждый вторник проводят по вечерам кулинарные мини-фестивали под открытым небом. В последние годы заметно оживилась и ночная жизнь Иерусалима. Из Иерусалима можно совершить и интереснейшее путешествие по объектам археологических исследований в Земле Ханаанской на джипах.

 

Отель «Jerusalem Tower» - 3 звезды, типичное общежитие коридорной системы, зато в центре города, 20 минут до Старого города прогулочным шагом. Комната маленькая, чайника уже нет, но «у нас с собой было». Завтрак бедноват, но голодными не остались. Хотели сначала поменять отель на более приличный, но к вечеру так уставали, что уже не было сил и решили, что 3 ночи можно поспать и тут. Вечером вернулись, легли спать, а утром рано уходили в город.

Сразу после размещения пошли на улицу Агриппас (минут 10 пешком). Туристическое бюро Игоря Торика, через дорогу, напротив, русский книжный магазин - в нём офис турфирмы, спросить Дору.

Экскурсии строго по расписанию – если вы на 2-3 дня в Иерусалиме, надо через Интернет получить их расписание и заранее зарезервировать места. Записались на завтра на обзорную экскурсию по Иерусалиму. Особенно трудно с экскурсией в Вифлеем (он на арабской территории) – мы не попадали. Если вы не вписываетесь в их график и хотя бы немного знаете английский, в гостинице можно заказать экскурсию на любой удобный вам день.

Прогулялись до рынка. Типичный восточный базар (конечно, меньше чем в Дамаске и Сане) – пряности, кофе, фрукты, сладости, семечки, орехи. Обилие китайских товаров, как и по всему миру. В конце дня за бесценок продают свежую клубнику и другие нежные фрукты.

В городе и гостинице на reception набрал кучу проспектов турфирм. Просмотрел все и нашел одну фирму, которая организует экскурсии в Вифлеем, - BEIN HARIM (972-2-6452443). Попросил на reception соединить меня с этой фирмой, но оказалось, что у них есть книжка заказов экскурсий – я оплатил 80 долларов за двоих и на послезавтра заказал экскурсию в Вифлеем, правда, на английском языке.

Вечером посетили замечательное место – «Tikho House» (9, HaRav Kook street)- маленький садик, уютный ресторанчик. Рекомендую заказать луковый суп – подаётся в душистом каравае (не смогли удержаться и «горшочек» тоже съели). Нежнейшие блинчики и горячий яблочный штрудель по рецептам венской кухни. Такой, говорят, пекла когда-то сама художница Анна Тихо. В Доме Тихо это фирменное блюдо.

Дом построил богатый араб Ага Рашид на продажу, его купил доктор Авраам Тихо, известный в Иерусалиме офтальмолог, со своей женой Анной - художницей. Сорок лет они прожили здесь. Потом он умер, Анна пережила его на двадцать лет. В доме остались ее картины и фотографии, а еще их старый рояль. Теперь тут концертный зал и музей.

 

Утром заказали на reception такси до места посадки в экскурсионные автобусы – сильно с запасом (минут 45) на случай пробок. Через 10 минут начали беспокоиться, ещё через 10 минут охранник побежал вместе с нами ловить такси, через 15 минут безуспешных попыток администратор на своей машине отвёз нас на автобусную станцию – место встречи экскурсионных автобусов – у нас было ещё 10 минут до отъезда. Автобуса мы не нашли – автобусов сотни, место стоянки экскурсионных автобусов не обозначено. Через 30 минут беготни махнули рукой и решили гулять сами по себе. Доехали на такси до Старого города.

Яффские ворота. При входе экскурсионное бюро “Zion Walking Tours” (050-530-55-52 и 02-627-75-88, zionwt.dsites1.co.il) – можно заказать экскурсию на любом языке или присоединиться к экскурсии по расписанию. Слева от ворот, если подняться наверх, за 15 шекелей вход на стену Старого города. Можно по периметру обойти весь Старый город (длина стен 4 км), посмотреть на всё сверху и наметить места, куда хочется сходить.

Мы взяли схему и пошли сами – по путеводителю. Чем раньше вы придете, тем соответственно меньше народу, групп почти нет.

Если вы хотите посетить мечети на Храмовой горе, надо попасть в интервал примерно от 10.00 до 11.00 – потом туристов уже могут не пустить.

Прошли по почти пустынному Крестному пути, в Храм Гроба Господня тоже успели до массового наплыва туристов (на многих фотографиях получилось, что людей совсем не видно, как на закрытых съемках). Если выйти из дворика Храма Гроба Господня и свернуть налево, то по правой руке увидите церковь с колокольней. Если поговорить со священником при входе – он выпускник Московского университета дружбы народов (хорошо бы вручить ему какой-то сувенир из Москвы) – он может пустить на колокольню. 180 ступеней вверх и Иерусалим как на ладони! Очень рекомендуем.

Стена плача. Пещеры.

Мы вышли из Мусорных ворот и пошли налево вдоль стены. Очень приятная аллея, красивый вид на еврейское кладбище, Масличную гору и православный Храм Марии Магдалины.

Вернулись к Мусорным воротам, поторговались с таксистом – он отвёз нас на Масличную гору к Храму Марии Магдалины. Туда надо ходить только маленькой компанией – 3-4 человека. Большую толпу туда пускают только в строго определенные часы, но это совсем не то! Сёстры нас пустили в ворота, показали грот, где молился Спаситель, сам Храм. Нам повезло – встретили сестру, она нам открыла двери Храма и нам удалось там всё осмотреть без суеты. Поклонились мощам Великой княгини Елизаветы Фёдоровны, убитой большевиками в Алапаевске.

Когда мы вернулись в гостиницу, то уже не имело значения, что номер маленький и в коридоре хлопают двери…

 

Утром после завтрака нас ждала машина с водителем и ещё двумя туристами – молодой парень из Голландии и его подружка из Аргентины. Нас отвезли в Вифлеем и в магазинчике предали с рук на руки экскурсоводу-арабу. Далее мы уже на машине с арабскими номерами поехали на экскурсию.

 

ВИФЛЕЕМ

Знаменитый Вифлеем (Бейт-Лехем) лежит к югу от Иерусалима. Здесь, по христианским канонам, родился Иисус. Здесь же родился царь Давид, и здесь он был помазан на царство пророком Самуилом. Поэтому вся история и современная жизнь города "вращается" вокруг святынь.

Основная достопримечательность города - более похожий на крепость храм Рождества Христова (326 г.) на Ясельной площади с гротом (яслями) Христа, кельей и могилой Св. Иеронима. Не менее почитаема верующими разных конфессий гробница Рахили или Куббат Рахиль на выезде из города. Неизгладимое впечатление оставляют церковь Св. Катарины, францисканская церковь на месте дома плотника Иосифа и греческий монастырь (VI в.) на месте, где царь Давид напился из источника во время битвы с филистимлянами. Неподалеку от Вифлеема находится искусственный холм, на котором царь Ирод Великий построил неприступную крепость Иродион, где он и был захоронен.

 

После экскурсии – кофе в магазинчике, приобретение сувениров (очень рекомендую резные изделия из оливкового дерева, для любителей необычного – античные монеты, оправленные в золото) и обратная передача нас водителю-еврею. Снова проехали через пропускной пункт в Стене. Берлинская стена кажется штакетником на садовом участке! Машина привезла нас обратно в гостиницу к обеду.

Национальный музей Израиля. Если есть такая возможность, то надо посвятить, конечно, целый день. Заранее узнайте расписание работы – оно по дням недели варьируется.

Справа от входа павильон Свитков Мёртвого моря – «Храм Книги». Представляет интерес только для тех, кто знает что это такое и читал хотя бы журнальные статьи. А так просто любопытно как архитектурное решение музея-хранилище для уникальных артефактов.

Чуть дальше – поворот к макету Старого города Иерусалима времен Второго Храма. Грандиозное сооружение! Особенно рекомендуем посетить на закате, когда солнце косыми лучами освещает макет и создаётся иллюзия городской панорамы, а на фотографиях эффект вообще потрясающий.

Скульптурный парк искусств им. Билли Роуза – заслуживает особого внимания. Скульптуры от классики до модерна.

Во время поездок на такси договорился с одним из водителей за адекватную цену на завтра для поездки на Мёртвое море. Ещё в Тель-Авиве Даниил нам через компьютер в такси пробил цены на поездку Иерусалим - Мёртвое море (110 км) – 90 долларов. Нассер (Nasser 054-810-83-22) запросил с нас 100 долларов и предложил за дополнительные 50 долларов отвезти нас в Масаду. Другие предлагали за 120-150 долларов без Масады. Мы согласились.

 

Утром точно в указанное время такси подъехало к гостинице. По дороге заехали на Масличную гору. Обычно с этого начинаются все экскурсии по Иерусалиму. Но заканчивать знакомство с городом на смотровой площадке тоже неплохо – окинули прощальным взглядом город, задержались на уже знакомых местах. В лучах восходящего солнца и в утренней дымке Иерусалим особенно красив!

По дороге проехали знак, отмечающий точку, после которой мы опускаемся ниже уровня моря. Обычно около него фотографируются, но в нашем случае уже два автобуса туристов создали такую толпу, так что мы ограничились снимком из окна автомобиля.

Заехали в Масаду. Собственно само слово «Масада» на иврите означает «крепость».

Масада - символ стойкости и мужества защитников Отечества - находится в трех километрах к западу от Мертвого моря. Крепость расположена на вершине огромной скалы - она возвышается на 450 метров над Мертвым морем и имеет очень отвесные склоны.

Географическое положение Масады в зоне безводной пустыни, вдали от населенных пунктов, ее природная неприступность, сделали Масаду безопасным убежищем. Именно поэтому и повелел царь Ирод воздвигнуть на вершине скалы мощную крепость.

Иосиф Флавий писал в "Иудейской войне": "Он воздвиг стену вокруг вершины горы и построил поверх стены тридцать семь башен. И царский дворец воздвиг он для себя в крепости, на западном склоне горы, под стеной, замыкающейся на вершине горы. И повсюду в скале были высечены им бассейны для водоемов, благодаря чему ему удалось обеспечить водой жителей крепости... Таким образом, крепость была воздвигнута Богом и людьми для защиты от врага, который поднимется на нее войной... Это очень сильная крепость, и вот ее характерные особенности: со всех сторон очень высокой и широкой скалы идут отвесные склоны, которые спускаются в такие бездны, что их не измерить. Тут не ступала нога живого существа. Лишь в двух местах есть в скале небольшая покатость и там тропинки, идущие кверху, но они очень узки".

Ирод укрепил вершину, возвел мощные стены с боевыми башнями. Внутри он выстроил роскошный дворец с тронным залом, террасами и бассейнами, приказал высечь в скале двенадцать громадных водохранилищ и оборудовать обширные продовольственные склады.

После смерти Ирода Масаду заняли римляне, но в 66 году нашей эры, когда началась Иудейская война, евреи захватили Масаду и двинулись освобождать Иерусалим. В жестокой войне с римлянами они потерпели поражение и вернулись в Масаду. В 73 году к крепости прибыл 10-й римский легион во главе с римским наместником Флавием Сильва, чтобы покончить с последним оплотом иудеев.

Легион насчитывал 15 тысяч человек. Масаду же защищало менее тысячи еврейских мужчин, женщин и детей во главе с Эльзааром Бен Яиром. Склады Ирода еще были полны провизии. Римляне разрушили акведук, по которому в крепость поступала вода из запруд в ущелье, но в водохранилищах было достаточно воды, чтобы защитники крепости не испытывали жажды в течение еще длительного времени.

Тогда легионеры построили вокруг скалы стену, а рядом разбили лагеря, так что основные пути отступления были отрезаны. Затем они воздвигли земляной вал, укрепленный деревянными балками и выложенный камнями, который вел на внешнюю стену крепости. По этому валу к стенам крепости подкатили осадные машины и разрушили стену.

В конце осады легионеры подожгли крепость и, когда погасли последние языки пламени, ворвались в Масаду.

Повсюду рядами лежали тела защитников крепости. Презрев поражение и не желая стать рабами, мужчины сначала умертвили свои семьи, а затем уничтожили друг друга. Для этого они бросили жребий и выбрали десять человек, которым поручили выполнить эту миссию. Последний из этой десятки должен был убить девятерых своих товарищей, а потом умереть сам. Они уничтожили всё ценное, не тронули только продовольствие, чтобы никто не смог потом сказать, что защитники крепости умерли от голода.

Масада стала символом современного Израиля, синонимом мужества и героизма. Недаром здесь принимают присягу молодые солдаты отборных воинских формирований. Над опаленными огнем камнями звучат гордые слова: "Масада больше не падет!"

В 1963-1965 годы трудами многочисленных археологов были произведены систематизированные массированные работы. В результате их была вскрыта вся площадь крепости и реставрированы все ее наиболее важные участки. Так, сейчас можно осмотреть в северной части крепости трехъярусный "Висячий дворец", построенный на самом краю пропасти. На верхней террасе дворца сохранилось несколько комнат, отделанных черной и белой мозаикой и украшенных стенной росписью. На центральной террасе, служившей, видимо, местом отдыха и развлечений, имеется колоннада и круглый павильон. Хорошо сохранилась и нижняя терраса. Уцелела (частично) многоцветная роспись, украшавшая двойную колоннаду, которая окаймляла просторный внутренний двор.

Южнее "Висячего дворца" расположен большой комплекс зданий с длинными узкими помещениями. В них помещались продовольственные запасы. В кладовых были найдены сотни кувшинов с остатками продуктов. Вблизи складов находится баня в римском стиле с тремя комнатами, в полах которых частично сохранились изразцы искусной художественной работы, а на стенах — остатки фресок. У западной крепостной стены можно осмотреть остатки другого царского дворца, площадью в четыре тысячи квадратных метров. В нем были тронный зал и залы для приемов. На территории этого дворца можно увидеть два сохранившихся мозаичных панно.

После того как на вершину скалы была проведена канатная дорога, Масада превратилась в одно из самых посещаемых туристами исторических мест. Внизу построены отель, рестораны, небольшой музей. Выбираться сюда лучше рано утром, осмотр стоит начать с музея и остатков римских лагерей. Подняться на скалу можно также по "змеиной тропе", которой пользовались сами повстанцы, а в наше время - археологи. Подъем довольно труден, зато дает ощущение истории. "Настоящим" туристам мы предлагаем приехать на Масаду с ночевкой, чтобы встретить на вершине скалы рассвет. Из-за высокого содержания паров брома воздух окрашивается солнечными лучами в красные тона, и рассвет превращается в потрясающую воображение феерию.

Водитель нас ждал внизу (для водителей автобусов и такси предусмотрен специальный зал, где их бесплатно кормят и поят). Ещё несколько минут и мы на Мёртвом море.

Мёртвое море.

 

Все отели на Мёртвом море делятся на две группы – со своим пляжем и с доставкой на пляж «шаттлами». Мы сильно промахнулись – при выборе отеля я увидел знакомое название «Le Meridien» и практически сразу на нем остановился (мне доводилось во многих странах останавливаться в «Le Meridien», знаменитом высоким уровнем сервиса). Это была большая ошибка! Кроме помпезного интерьера холла ничто не соответствует 5 звездам и цене 265 долларов за номер в сутки. До пляжа курсирует один «шаттл», пляж маленький и грязный. Сервис в отеле – никакой, на уровне 3-х звездочного отельчика. Персонал полусонный и равнодушный, при регистрации и выписке отстоял большую очередь – в час пик работают две заторможенных девчушки. Номер большой и хороший, но минибар пустой, даже воды нет. За обещанными пляжными полотенцами надо побегать – на два этажа вниз от выхода к бассейну или в спа-центр. Махровых халатов гоям тоже не выдают… Не стал устраивать скандал – мы приехали только на сутки. Уезжал с чувством облегчения! Попробуйте «Crown Plaza» - у них свой пляж и персонал шустрый.

Если вы едете не лечиться, а просто посмотреть – достаточно полдня. Чтобы получить представление о «глицериновом» море и сделать классическую фотографию лёжа на поверхности моря с газетой или с сигарой.

До Эйлата рекомендую ехать рейсовым автобусом – 220 км и 110 шекелей на двоих. Остановки рядом с отелями, расписание можно взять в отеле или посмотреть на остановке. Ходят хорошие автобусы Volvo с кондиционером и багажным отсеком внизу.

 

Эйлат. Красное море.

 

На Красном море мы выбрали отель «Orchid Resort Village Hotel» 74 доллара в сутки с человека (Shangrila Wing) – 4-х звездочный отель в тайском стиле. На первом уровне, чуть выше шоссе – холл, маленький магазинчик. Дальше в гору карабкаются двухэтажные домики, в каждый номер свой вход с улицы, большой балкон, в некоторых номерах есть антресоль с кроватью (если приехали с ребенком – просто идеально). Номер большой и уютный. В номере маленький холодильник, чайник, сахар, чай, кофе. От ресепшн и от бассейна до номера можно доехать на шаттле, который называется «тук-тук».

Завтрак очень разнообразный, много овощей, выпечки. Ужин (90 шекелей) – шведский стол в ресторане или барбекью вокруг бассейна. В шаббат – только холодная пища. Около бассейна кафе-бар с фаст-фудом и напитками. Есть ещё кошерный тайский ресторан, но тайская кухня без креветок, кальмаров и лобстеров (по Кашруту можно есть только рыбу или морепродукты с чешуей) – это какая-то пародия.

Единственное неудобство – нет своего пляжа. До общественного пляжа надо пройти 10 минут вдоль шоссе. Платные только лежаки – 10 шекелей за день, кресла, столы, зонтики – бесплатно. На пляже работает бар с фаст-фудом и большим выбором напитков.

Все пляжи в Эйлате каменистые – плавать надо или в ластах, или в морских туфлях. Мы попали на очень сильный контраст: температура воздуха +42, а температура воды +19-20 градусов. Два дня дул ветер с моря и вода была совсем холодная.

 

Напротив гостиницы Океанариум. Ходят катера со стеклянным дном.

Приглашают на бесплатную экскурсию на ювелирную фабрику. Очень симпатичный «Эйлатский камень», особенно в серебре.

 

Уезжали в Телль-Авив на автобусе – тот же зелёный Volvo. За пару дней до отъезда надо подойти на станцию, выбрать удобный рейс и купить билеты (130 шекелей на двоих). Обратите внимание, что в пятницу последний рейс раньше, чем в другие дни – водителю надо успеть приехать в конечный пункт до начала Шаббата! Дорога примерно 4,5 – 5 часов с несколькими остановками. Прибытие на автовокзал Тель-Авива, а оттуда автобусом же или на такси до аэропорта минут 30.

Мы ехали в пятницу последним рейсом – 15.00. На автовокзале, когда мы прибыли в Телль-Авив, уже всё закрывалось – Шаббат.

Вылет 00.55, прилетели в Домодедово в 06.05. Экспресс от аэропорта до Павелецкого вокзала в 6.50 и в 8.00.

В аэропорту особое внимание вызвали книги, журналы – их особенно тщательно осматривали. Кладите всю печатную продукцию наверх, чтобы проверяющие не перерывали весь чемодан.

В ТА аэропорту прекрасный нумизматический киоск, но ночью в Шаббат он был, конечно, закрыт…

 

Необходимо помнить.

Шабба́т (ивр. שַׁבָּת‎, «отдохновение», связано с корнем швт — «покоиться, прекращаться, воздерживаться»), седьмой день иудейской недели, в который Тора предписывает воздерживаться от работы. Объяснение этому предписанию содержится в Быт. 1:1–2:3 (хотя здесь название шаббат не фигурирует): Бог сотворил мир в шесть дней, а на седьмой покоился (шават ми-кол мелахто), благословив и освятив его (Быт. 2:1–3).

 

Шаббат – четвертая заповедь Бога в Торе. Она гласит: «Шесть дней работай и делай всю работу свою, а день седьмой – суббота Богу, всесильному твоему: не совершай никакой работы...» Этот день посвящен памяти о божественном сотворении мира и напоминает о том, что человек не властен над природой, но властен творить гармонию в своем собственном мире.

Шаббат начинается в пятницу вечером, с заходом солнца. Ведь в описании каждого из дней Творения говорится: «…и был вечер, и было утро», т.е. вначале ночь, а только потом день! Поэтому у евреев каждый день начинается с вечера! За 18 минут до заката (в Иерусалиме – за 40 минут) хозяйка дома зажигает несколько свечей (по количеству человек в семье, но не меньше двух), произнося при этом благословение. Заканчивается Шаббат в субботу тоже на закате. На протяжении этого священного времени человеку запрещены «39 видов мелахи» – созидательной работы, которая включает какое-либо производящее или преобразующее действие. Человек может провести всю Субботу, бегая вверх и вниз по лестнице, и тем не менее он не нарушит Субботу. Но даже зажечь спичку – нарушение, потому что при этом создается пламя. В Шаббат запрещается не только работать, но и прикасаться к деньгам, и пользоваться электричеством. Вся еда готовится накануне и сохраняется в тепле.

В Субботу человек должен сосредоточенно изучать слово Божье, молиться, общаться с ближними, размышлять. Но главное… Субботняя заповедь мотивируется дважды: первое – отдохновением Творца, второе – освобождением из Египта («И помни, что ты был рабом в земле Египетской, но Господь Бог твой вывел тебя оттуда... потому и повелел тебе Господь Бог твой соблюдать день субботний»). Шаббат – это память о свободе.

 

 

Тора рассказывает, что Всевышний создал небеса и землю за шесть дней. К дню седьмому дело Творения оказалось завершенным, и в этот день Всевышний ничего не создавал. Так освятился этот день и превратился в день покоя, шабат.

Народ Израиля - первый в истории народ, который ввел обычай не работать в седьмой день недели, но отдыхать от работы. И работникам, и рабам евреев, и даже домашним животным, принадлежащим евреям, запрещено работать в субботу.

Шабат - это высочайшее социальное достижение, предназначенное для того, чтобы освободить человека и его сознание для высоких, духовных занятий, для укрепления семьи и дружеских связей между людьми. Однако этим еще далеко не исчерпывается значение субботы.

Соблюдение субботы - это выражение человеком своей веры в Б-га, Творца Вселенной и признания того, что кроме нашего материального мира существуют еще высокие духовные миры. Им-то и посвящается, главным образом, субботний день.

Евреи отдыхали в субботу, еще пребывая в египетском рабстве. Моше, выросший в доме фараона, увидев, как изнурительно работают его собратья, обратился к фараону с просьбой дать этим несчастным рабам один день в неделю для отдыха. Фараон согласился. Таким образом, суббота напоминает нам не только о творении мира Всевышним, но и об исходе из Египта.

 

Заповеди Торы, связанные с соблюдением субботы, разделяются на две группы:

заповеди, предписывающие отдыхать от работы;

заповеди, запрещающие работать в субботу.

Первые придают субботе ее домашний, семейный облик. В этот день все члены семьи остаются дома, идут в синагогу молиться и слушать чтение Торы, а потом все вместе садятся за субботнюю трапезу.

Заповеди, запрещающие работу в субботу, придают ей другой оттенок - оттенок серьезности. Что это такое - работа? Тора отвечает, что работа это всякое действие, создающее что-то новое. Мудрецы перечисляют 39 главных видов работы, которые запрещено делать в субботу, не считая многочисленных видов работ, производных от них. Так что для того, чтобы исполнить заповедь о субботнем покое как следует, необходимо серьезно изучать законы Торы.

С древнейших времен соблюдение субботы является отличительным признаком евреев. И, как говорит древнее изречение, "больше, чем народ Израиля бережет субботу, суббота бережет народ Израиля".

 

Вот перечень этих видов «деятельности», взятой из Мишны (Шаббат 7,2).

1.    Вспашка                                               

2.    Сев

3.    Жатва

4.    Сноповязание

5.    Молотьба

6.    Веяние

7.    Отбор зерна

8.    Просеивание

9.    Помол

10.  Замешивание теста

11.  Выпечка

12.  Стрижка овец

13.  Отбеливание шерсти

14.  Трёпка сыра

15.  Окрашивание

16.  Прядение

17-19. Ткаческие операции

20. Распускание пряжи

21. Завязывание узла

22. Развязывание узла

23. Шитьё

24. Разрыв ткани

25. Установка ловушек и охота

26. Забой скота

27. Выделывание кожи или шкур

28. Дубление кожи

29. Скобление кожи

30. Клеймование

31. Кройка материала

32. Писание «Писание» Включает в себя любую деятельность, связанную с начертанием осмысленных знаков, сохраняющихся какое-то время на материале.

Мелахот включают: писание, черчение, рисование и т.д. карандашом, чернилами или другими пишущими инструментами, вышивание контуров, букв или фигур, изображение на воске, Машино писание, печатание.

Гезерот включают: создание знаков не долговечной природы; например: черчение пальцем на влажном оконном стекле; рисование фигур на песке (а). Делать что-либо, что обычно сопровождается записями, взятием заметок и т.п., например: назначать деловые встречи; покупать, продавать или заключать соглашение о покупке или продаже; измерять и взвешивать; читать деловую корреспонденцию; юридические акты; браки, разводы, и т.д.; игра в азартные игры на деньги (или на векселя); биться об заклад (б).

 

33. Стирание написанного

34. Строительство

35. Разрушение

36. Зажигание огня «Зажигание огня» Любая деятельность которая влечёт за собой горение (или подобные процессы зажигания света или огня).

Мелахот включают: производство огня любыми средствами, включающими зажигание одного огня от другого, размешивание углей кочергой или увеличение притока кислорода к нему другим путём, регулирование пламени увеличением или уменьшением его, курение сигареты, производство электрической искры, заведение или вождение автомобиля, использование телефона, включение электрического света или любого другого электрического прибора.

Гезерот включают: чтение в одиночку при электрическом свете (в), передвижение зажженной лампы или свечи (с), путешествие автобусом или автомобилем, даже если его ведёт не еврей, также запрещено (см. раздел 3 «Работа не еврея»). Что касается далёких путешествий, см. гл. 4, раздел 8 «Путешествие в Шаббат».

Мы смеем надеяться, что уже было сказано вполне достаточно для того, чтобы не оставалось места для нелепых возражений, которые часто можно услышать при обсуждении этой мелахи о том, что «всё это было верно в прежние дни, когда зажигание огня означало тяжёлый труд и выбивание искры при помощи камней и т.д.; но в наши дни эти понятия нельзя уже применять». Эти разговоры настолько очевидно основаны на пренебрежении идеей Шаббат; что едва ли нужно доказывать их несостоятельность, (Между прочим, те, кто так говорит, показывают, что они невежественны как в истории цивилизации, так и в основных принципах Шаббат.

Метод зажигания огня, который использовался в Египте во времена Исхода был основан на принципах трута и трутницы и требовал едва ли больших усилий, чем зажигание спички). На самом деле, бесспорно, что эта мелаха и, в особенности, в её современных формах – является одной из наиболее фундаментальных и характерных из всех мелахот, поскольку она является ключом к человеческому контролю над природой. Это тем уместнее, что большинство из современных соблазнов цивилизации, таких как электрический свет, телефон, радио и т.д., предполагающих замыкание электрической цепи, включены в эту категорию.

Удерживая нас от подобного рода деятельности в Шаббат, Тора выражает желание вырвать из нас сами корни мелахи. 

 

37. Тушение огня

38. Завершающий удар молота (завершение незаконченного изделия). «Завершающий удар молота». Это общая категория, включающая все виды деятельности, которые приводят к окончательному завершению любого изделия в соответствии с природой изделия и ремесла; Кроме того, сюда относятся виды деятельности, ремонтирующие или улучшающие любое изделие.

Мелахот включают: придание привлекательного внешнего вида изделию, удаление висящих ниток из нового костюма, втягивание шнурков в новые ботинки, починку часов или какого-либо другого механизма или инструмента.

Гезерот включают: заведение или перестановку стрелок наручных или стенных часов (а). Заниматься тем, что требует использования сложного и тонкого инструмента, вообще запрещено, ввиду того что есть опасность случайной наладки инструмента (в). По этой причине запрещено производить музыкальные звуки на инструменте и, вообще, производить звуки на инструменте, предназначенном для этой цели.

Гребля и катание на велосипеде также запрещены в этой категории

 

39. Перенос ноши из дома в общественное место и наоборот. «Ношение нош» - Эта категория включает: (1) перемещение предмета по любой причине из закрытой «частной области» в «общественную» или наоборот; (2) перемещение любого предмета на расстояние 4 локтей (приблизительно 7 фунтов, 3,15 метров) в «общественной области».

«Частная область» означает здесь любое замкнутое пространство не меньшее, чем 4 ширины ладони (около 15 дюймов, 40-60 см.) в квадрате, ограниченное стенами высотой не меньше десяти ладоней (около 3 фунтов, 1-1,6 м)

Обычной формой такой области является дом, сад и т.д. Этот термин также включает любое место, находящееся выше или ниже уровня земли; например: яма или постройка из камней. Движимый объект такого же размера, например, ящик или автомобиль, также составляют «частную область», если они расположены в общественном месте.

«Общественная область» означает улицу, дорогу или площадь, посещаемую публикой, без крыши, открытую с двух сторон и имеющую ширину не менее шестнадцати локтей (приблизительно 28 фунтов, 7,2 метра).

Мелахот в этой области включают: ношение в руках, на руках, на плечах, в карманах, в портфеле или сумке; бросание, толкание, волочение (в коробке, на колёсах или каким-либо другим путём) и передачу предметов из одной «области» в другую или с места на место в «общественной области». Не является мелахой перенос любого предмета в пределах «частной области». Однако, если «частная область» превышает определённые размеры, и в тех случаях, когда она занята двумя или более семьями, это запрещено раввинскими законами в качестве гезеры (см. ниже в «Кармелит2», и в «Эрув Хацерот»).

Как мы уже видели (гл. 2/4), эта категория характерезует деятельность человека в обществе, и, отказываясь от неё в Шаббат, мы признаём владычество Б-га над миром общественных отношений. Обмен товарами для коммерческих, личных или общественных целей является источником жизненной силы в обществе; и именно этим мы должны пожертвовать целиком во имя Б-га в Шаббат.

Действие принимает характер «мелахи» только тогда, когда предмет перемещается с места на место способом, которым обычно пользуются в течении недели: руками, в карманах, в сумках и т.п. Если предмет принадлежит к личной одежде, то его нельзя назвать «объектом», перемещаемым в вышеописанном смысле. Он принадлежит скорее к «личности» того, кто носит эту вещь. Так, носить пиджак, переброшенный через руку является мелахой, а ношение его на себе – не является таковой. Всё, что может служить одеждой (и надетое), не является мелахой. Так – носовой платок можно носить как шарф, а два связанных вместе – можно носить как пояс. Также разрешается носить два пиджака, один поверх другого, если требуется. Ни в одном из этих примеров нет ничего общего с мелахой. С другой стороны, одежда должна носиться правильно; пиджак, наброшенный на плечи, не соответствует этим требованиям.  

Гезерот включают: ношение на улице таких предметов одежды или украшений, которые легко можно снять и по неосторожности «нести», например, очки, которые не требуются постоянно.

Ребёнка нельзя выносить на улицу в Шаббат; поэтому рекомендуется не уходить далеко от  дома с детьми.

Нельзя также вынимать ребёнка из коляски. В случае необходимости, однако, это может делать нееврей.

 

 

Компания Dun & Bradstreet, занимающаяся составлением рейтингов самых популярных достопримечательностей и мест отдыха в Израиле, представила результаты исследования за 2006 год. Первое место среди вызывающих интерес у туристов объектов занял Танахический зоопарк в Иерусалиме, который посетили 682 тыс. 944 человека.

На втором месте – сафари в Рамат-Гане (572 тыс.), на третьем – горячие источники в Хамат-Гадер, на севере страны. В пятерку самых популярных достопримечательностей также вошли древняя крепость Мецада (Масада) и исторический парк в Кейсарии. Кроме того, в список попали подводный музей в Эйлате, парк Мини-Израиль под Латруном, зимний курорт Хермон и парк развлечений Ба-Лаган в киббуце Ягур.

Стоит отметить, что при составлении рейтинга исследователи рассматривали только те достопримечательности, за осмотр которых взимается плата. Не меньшей популярностью пользуются также Стена Плача в Иерусалиме и бахайские сады в Хайфе, пишет MIGnews.com.

 

Религия в Израиле является составной частью государственной политики, она не отделена от государства и играет важную роль в сферах общественной и личной жизни - от рождения человека до его похорон.

Плохо это или хорошо? Смотря для кого.

Собственно религиозные люди составляют около 30% еврейского населения страны. В Израиле признается только ортодоксальное направление иудаизма и не признается распространенные в США реформистское и консервативное направления.

Ультраортодоксы (а внутри них есть тоже много направлений) живут компактными группами, самые большие из которых - это район Меа Шеарим в Иерусалиме и город Бней Брак около Тель-Авива. Их легко отличить по черным шляпам, черному костюму и пейсам. Одежду польской шляхты 17 века они сохранили на века. Они покупают еду только в специальных, особо кошерных магазинах, никогда не будут обедать в доме, в кошерности которого не уверены. Они не снобы - они так воспитаны из поколения в поколение.

Их дети воспитываются в строгости, ходят чинно, учатся в специальных школах. Мальчики отдельно, девочки отдельно. В автобусах - мужчины спереди, женщины сзади. В синагоге: мужчины в зале, женщины на галерке за занавесочками. На праздненстве в ресторане: мужчины в одном зале, женщины в другом. Предохранительными средствами пользоваться запрещено, аборты запрещены, и в семьях много детей. Я не смеюсь, просто такова еврейская религиозная традиция. Мои дедушка и бабушка до революции были религиозными и соблюдали те же традиции.

Телевизоров у большинства из них нет. Когда очень интеллегентная, одетая строго, но с большим вкусом, умная собеседница - мать большого семейства, заявляет мне, что телевизоры не нужны так как от них ничему хорошему дети не научатся, мне остается только развести руками.

Когда я в этой семье, по просьбе родителей проинсталлировал на компьютере несколько игр для детей. Так вот эти дети - десятилетние девочки - прибежали ко мне на следующий день с просьбой немедленно убрать игру "Барби" - там кукла была в купальном костюме.

На пляж ультраортодоксы ходят, но он у них отдельный и существуют мужские и женские дни.

Многие ультраортодоксы предпочитают в армии не служить. Для этого они объявляют, что идут учиться в ешиву (религиозная высшая школа) и посвящают себя Богу. Такой студент не имеет права работать. Они получают от государства небольшое пособие на жизнь и содержание семьи. Да и община помогает. А одежду дети передают от старших младшим.

В политическом плане они аморфны. "Как рэбе скажет, так и проголосуем". В основном, их религиозные авторитеты поддерживают правый блок.

От них сильно отличаются представители национально-религиозного лагеря. Они одеты в обычную гражданскую одежду, их можно различить по вязаной кипе. Они так же верят в Бога, как и ультраортодоксы, соблюдают те же традиции, но у них есть телевизоры, они служат в армии в боевых частях. Они являются ревностными сторонниками сионизма и делают все от них зависящее для упрочения сионистского характера государства. Они составляют костяк поселенческого движения. Они голосуют за правые партии.

Думаю, около 50% еврейского населения страны, не являясь верующими, в той или иной мере соблюдают некоторые традиции: не едят свинину, постятся в Ссудный день. Они ничего не имеют против религиозных и мирятся с некоторыми ограничениями, вызванными религиозными законами: в субботу не ездят автобусы, закрыты магазины и большинство увеселительных заведений.

Около 20% еврейского населения, являясь ярыми атеистами, протестуют против религиозного засилья, требуют отделить религию от государства, перестать финансировать религиозных и призывать их всех в армию.

Установившееся в настоящее время в Израиле статус-кво между религиозными и атеистами является достаточно устойчивым и вряд ли претерпит значительные изменения в ближайшее время.

 


Тэги: Израиль ,
1 голос | Комментарии Оставить комментарий
finikova аватар
finikova (Чт, 17.06.2010 - 18:10)

отличный рассказ. Жаль,что мало

Iden аватар
Iden (Чт, 17.06.2010 - 18:50)

Кто пишет коротко и с иллюстрациями, того и читают.

sputnik1972 аватар
sputnik1972 (Чт, 17.06.2010 - 19:44)

Удалите лишнее и закачайте хоть пять фоток, будет ОК :-) Но первую часть прочитал с интересом.

Mikha аватар
Mikha (Чт, 17.06.2010 - 21:17)

Многократное повторение - размножение текста отнесем к глюкам нашего сайта и трудностям  в освоении технологии, которую взбунтовавшийся софт заставляет осваивать всех, кто таким образом присягает на верность ему или его адепту - не побоюсь этого слова, Сисадмину.

Отсутствие картинок - тоже думаю пока не пройденный тест для ньюкомера.

Обширные цитаты из ряда израильских ресурсов, например, Mega-polis, 2008 г. - ну кто не заимствует из Инета, чтобы придать информационности тексту, особенно в части чужой, малопонятной религии.

Но я уже не без интереса читал этот текст на www.tury.ru/otzyv и т.д. года два тому назад. Надеюсь, что тот Александр II и этот А. the Great - один и тот же автор.

И надо ли переносить на тбг полностью старые статьи из других ресурсов и из прошлых лет, не знаю. Но думаю, что интереса это не прибавляет, хоть устава сайта наверное не нарушает. Так мы прочитали господина М.Ершова, так того и глядишь прочитаем Остров Сахалин г-на Антона Павловича Чехова.

Впрочем, брюзжать может каждый, а такие многократы выставлять - только Великие. Вон, его Алина за краткость полюбила, а он ее за состраданье к ней.

 

Сообщение отредактировано 17.06.2010 - 21:25
Irma аватар
Irma (Чт, 17.06.2010 - 23:02)

да ладно..:)))

надо , конечно, откорректировать текст, приведя его в "однократное" состояние, а то я уж было  начала в себе сомневаться..:)) 

и -для большей читабельности советую разбить на более ощутимые абзацы.

а так- вполне интересно и информативно для того, кто отслеживает это направление..:)) типа меня :)))

Alexander The Great аватар
Alexander The Great (Пт, 18.06.2010 - 12:13)

Спасибо всем за комментарии. Не могу понять - почему фотографии не прилипли! Может быть, что-то не так делаю? Подскажите уж нькамеру, господа старожилы! 

Mikha аватар
Mikha (Пт, 18.06.2010 - 12:37)

 Александр, я тоже мучился после очередной доработки сайта. Здешний сервер как-то не берет картинки. Я использовал radikal, там размещал картинки по одной, через свойства копировал url, а затем вводил его в "вставить/редактировать изображение" (иконка с горой и солнцем).

ilya.gl аватар
ilya.gl (Сб, 19.06.2010 - 13:03)

Alexander The Great написал(а):

Не могу понять - почему фотографии не прилипли! Может быть, что-то не так делаю? Подскажите уж нькамеру, господа старожилы! 

Попробуйте удалить лишние 11 частей текста, которые у Вас продублировались, а как фотографии разместить, почитайте ответ модератора http://www.tbg-brand.ru/content/kak-fotki-zakachivat-v-istorii.html#comment-1149285

И будет всем счастье)))

Сообщение отредактировано 19.06.2010 - 13:05
SiViS аватар
SiViS (Вс, 20.06.2010 - 18:29)

Типичная рекламная статья.

 

Подобная информация есть на каждом сайте, посвященном туризму в Израиле.

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
X
Укажите Ваше имя на сайте TourBlogger.ru
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка...