Путевые записки фрекен Бок.

Тунис, Карфаген, Сиди-бу-Саид, Сфакс, Меденин, Эль-Джем, Сус, август-сентябрь 2011

- Мадам!

-Между прочим, мадмуазель….

Именно так мне хотелось отвечать на каждое обращение ко мне аборигенов в течение недели…

А еще, когда я не могу найти общий язык с сыном, я часто вспоминаю следующий диалог:

- Надеюсь, вы любите детей, фрекен Бок, да?

-Ну как Вам сказать... Безумно!

         
        Суские катакомбы.
        Путевые записки фрекен Бок.
        одно из захоронений в катакомбах.
         
          «Не ходите туда, там ужасно воняет мочой и открыт всего маленький кусочек» - так нас отговаривала гид в отеле. Желание посмотреть захоронения первых христиан, сделанные прямо в стенах катакомб пересилило и мы пошли. Но нам понравилось, ребенок пришел в восторг от выставленных там настоящих скелетов… Вонять-то конечно воняло, но местами на улицах воняет гораздо сильнее, главное зайти в «правильный» квартал…
        Путевые записки фрекен Бок.Путевые записки фрекен Бок.
        вход-выход и одна из галерей.
         
          Сумрачный арочный вход, тунисец не горящий желанием включать освещение без чаевых (их кстати и не дали, во-первых не за что, а во-вторых к концу недели местные товарищи успели меня изрядно достать) не слишком крутые ступеньки вниз и метров 100 открытых для посещения тоннелей. Своды укреплены. Проходы в неукрепленные тоннели закрыты надежными решетками. Два захоронения отделены от посетителей только тонким стеклом. Не могу сказать, что стены и своды «давят» на посетителя, но неожиданно вышедший из-за поворота тоннеля тунисец, заставил меня вздрогнуть – я была уверена, что он остался у входа и по коридорам бродим только мы с сыном.
           Катакомбы были обнаружены в 1888г. их протяженность составляет 5 км и состоят они из более чем 250 переходов, залов и галерей. Копали их в 2-4 вв н.э. и использовали для захоронений. В различных источниках указывается, что в подземельях от 15 до 20 тысяч раннехристианских могил. Бытует легенда, по которой подземный ход вел от катакомб до самого эль-Джема и дальше в Махдию.
         
        Рибат в Сусе.
        Путевые записки фрекен Бок.Путевые записки фрекен Бок.
        Рибат снаружи и внутри.
         
          Самое старое строение в городе, был основан в 780г. н.э. при правлении династии Аглабидов. Рибат на арабском – форт, укрепление.
        Путевые записки фрекен Бок.Путевые записки фрекен Бок.
        Надор и крыши медины.
         
          Монастырь-крепость, самая высокая башня Надор совмещает обязанности минарета и сторожевой башни. 73 ступени Надора очень неплохо проходятся вверх и гораздо хуже вниз из-за отсутствия перил. Вид с башни открывается интересный, но с маяка лучше. По периметру внутреннего двора - кельи, в них жили воины-монахи, посвятившие себя священной войне - джихаду. Монастырь служил для защиты города от нападения христиан с Сицилии. Сейчас в Рибате открыт музей. Очень приятно в жаркий день ходить сумрачными и прохладными галереями внутреннего двора.
         
        Суская Касба.
        Путевые записки фрекен Бок.
        маяк за Мединой.
         
          Касба –возвышающаяся над городом крепость, в свою очередь ее высшая точка – башня калифа эль-Фата, до сих пор служащая маяком. Сейчас на территории Касбы располагается археологический музей Суса. Музей закрыт на реконструкцию до следующего года, но корыстный смотритель маяка за мзду провел нас не только на маяк, но и по некоторым (более доступным) помещениям и дворам музея, в частности мы посмотрели в реставрационной мастерской наиболее известную в коллекции римскую мозаику с головой бога Посейдона. Размер мзды зависит от визуальной оценки толщины кошелька, производимой смотрителем, нам за маяк объявили 10 динар с двоих, т.к. это почти типовая цена билета в музей, то мы не торговались.
        Путевые записки фрекен Бок.
        вид на Сус с маяка.
         
          Ступеньки маяка считать замучаешься, мы и не считали. Лестница теряет в ширине от вполне пристойной внизу, до еле-еле на среднего взрослого наверху (ощущения субъективны). Зато с верхней площадки открывается прекрасный вид на весь город, бухту, порт, пригороды и даже соседний Монастир видно сквозь слабую дымку тумана на горизонте над морем.
          При этом смотритель не переставая комментирует:
        -а вон там наш новый стадион, а там старое еврейское кладбище (на самом деле раннехристианское – не ходили, сначала были выходные, потом ребенок отказался, ну не любит он кладбища) – а вон там, у большой антенны, ну большую антенну-то видите? вход в катакомбы… да-да все сегодня работает… (наврал, нехороший человек, даже вход на кладбище был закрыт, не говоря о катакомбах).
          И вообще – суетливый этот смотритель, спокойно постоять посмотреть не дал – все ему что-то рассказывать надо и куда-то вести. Зато очень забавно «конспирировался», водя нас по территории строящегося музея археологии и подбирая ключ к реставрационной мастерской, где сейчас стоит мозаика с головой Посейдона.
        Путевые записки фрекен Бок.
         
          Касба была построена одновременно со стеной Медины в 859г., сейчас она причислена к объектам Всемирного наследия ЮНЕСКО, впрочем, как и вся Медина Суса.
         
        Медина в Сусе.
        Путевые записки фрекен Бок.Путевые записки фрекен Бок.Путевые записки фрекен Бок.Путевые записки фрекен Бок.
        улочки медины.
         
          К 859 г. Сус был обнесён мощной каменной стеной. Стены охватывают всю центральную часть города по периметру античного Хадрумета и достигают длины 7 тыс. м, при высоте 12-15 м и толщине несколько метров, площадь внутри стен — 32 гектара. К 1205 г. стены были перестроены заново. В таком виде они и сохранились до наших дней.
        Путевые записки фрекен Бок.
        внутри ковровой лавки в медине Суса.
         
          Рибат – нижняя точка Медины, Касба – ее высшая точка. Между стенами этих крепостей раскинулось сложное переплетение старых улочек, внутренних дворов и торговых рядов, ограниченное высокой стеной из чуть розоватого камня. Не вся Медина сплошной рынок, а только ее нижняя часть, более близкая к морю, занята уличными развалами, магазинами и лавками, совмещенными с мастерскими. Именно там бурлят сложные течения, орудуют карманники и вылавливают из людских потоков зазевавшихся туристов зазывалы. Если пройти дальше, за границу современных суков, то попадаешь совсем в другой, неспешный мир, с полузакрытыми ставнями беленых домов под черепичными крышами, с открытыми входными дверями, ведущими на выложенные изразцами ступени лестниц, с редкими стариками, сидящими на низеньких скамеечках у дверей и провожающих тебя долгими взглядом.
         
        Порт Эль-Кантави.
        Путевые записки фрекен Бок.
         
          Симпатичный, маленький, уютный туристический порт, его заполняют яхты, катамараны и стилизованные под старину суда. Ходили туда пешком от нашего отеля, обратно добирались на такси. По случаю Рамадана парк аттракционов не работал, в мини-зоопарк ребенок не захотел и мы ограничились прогулкой по порту и к маячку на входе в бухту.
        Путевые записки фрекен Бок.Путевые записки фрекен Бок.
         
        Меденин. Ксар.
        Путевые записки фрекен Бок.
        пустующие ксары.
         
          Строго говоря нигде в Меденине кроме музея ксар и рынка с центром ремесел мы не побывали. Добирались туда на машине. С едой из-за Рамадана не повезло – все точки общепита открывают только к закату, пришлось питаться бананами, купленными на рынке, и минералкой, что в общем-то тоже неплохо. Ксары расположены в самом центре города и мы долго пробивались к ним по рынку, как раз в этот день была местная ярмарка и все бурлило.
          Когда-то в Меденине насчитывалось более 6 тыс. горфов и там хранились запасы зерна кочевых берберских племён всего близлежащего региона (горфа – жилище внутри ксара), но большая их часть была разрушена и на их месте были построены новые жилые кварталы. Сейчас оставшиеся горфы или заняты рыночными торговцами, или просто стоят брошенными; в небольшой их части открыт музей.
          Путевые записки фрекен Бок.Путевые записки фрекен Бок.Путевые записки фрекен Бок.
        ворота в центр ремесел, расположенный в ксарах, музейный ксар и площадь центра ремесел.
         
          Впечатления от ксара прелюбопытнейшие, наверно отдельно стоящий в пустыне ксар должен приносить еще больше эмоций, но когда он среди города, то тоже выходит чуднО, идешь себе изогнутыми улочками, среди заброшенных саманных строений, похожих на результат игры гигантов в куличики, причем сразу после отчаянно торгующегося рынка, жуткой смеси товаров, продавцов, покупателей, машин и ослов, палаток и передвижных лотков, всего многоголосого сумбура базарного дня, ты попадаешь в почти безлюдный ксар с его покосившимися дверями, пустыми глазницами окон и верхних дверных проемов, с прилепленными к его стенам узенькими лестницами, шириной в одну ступню, и смотритель музея, возникший из скрытой в тени полуарки, кажется почти ифритом. И только, перешедшие, в обмен на деньги, в мои руки билеты в музей делают окружающее материальным.
        Путевые записки фрекен Бок.Путевые записки фрекен Бок.Путевые записки фрекен Бок.
        комнаты внутри ксара.
         
          А потом была экскурсия на смеси английского и французского, нас водили через низенькие двери в горфы, более высокими коридорчиками по их внутренним помещениям «вот здесь кухня, вот тут школа корана, вот тут показана сценка со свадебным торгом», поили изумительно вкусным зеленым чаем с орешками и свежей мятой и показывали местную нумизматическую «коллекцию», в ней Россия представлена парой монет выпуска 1991г и парой советских купюр. Мы тоже оставили смотрителю для коллекции пару монет, которые он тут же сныкал во весьма вместительную шкатулку.
         
        Сфакс. Медина и французский квартал.
        Путевые записки фрекен Бок.
        ворота Баб эд-Диван.
         
          Можно сказать, что в городе мы были проездом к эль-Джему. Медина Сфакса огромна, величественные стены из розового камня, доставлявшегося на строительство при Аглабидах с побережья за 15 км, прекрасные трехарочные главные ворота Баб эд-Диван, задирая голову к сводам, пытаясь проникнуться величественностью сооружения, ты проходишь их и попадаешь на «черкизовский» рынок… При виде этих стен совершенно забываешь о том, что заведомо должно быть внутри – о рынке… Очень контрастное несоответствие наружной оболочки и внутреннего содержания Медины… Видя эти стены и ворота ожидаешь, что сейчас попадешь в музей, а не на шумный рынок с узкими проходами, заваленный турецкими и китайскими товарами… Недолго ходили по Медине, преодолеть рынки и дойти до самых известных в городе мечетей и музея народных искусств и традиций мы не смогли — сын замучился раньше меня и решительно присек мои попытки углубиться в дебри улиц.
        Путевые записки фрекен Бок.Путевые записки фрекен Бок.Путевые записки фрекен Бок.Путевые записки фрекен Бок.
        центральный квартал Сфакса.
         
           Потом по жаре пробежались частью центрального квартала. Забавное смешение стилей, но если бы убрать мусор, было бы красиво. Во время Второй Мировой Войны Сфакс был почти полностью разбомблен, Медина восстановлена после бомбежек, а городские кварталы новой застройки — 50-х годов 20в.
         
        Эль-Джем.
        Путевые записки фрекен Бок.
          Он велик, он потрясает, из него не хочется уходить. Галереями, ареной, да и просто вокруг, можно бродить очень долго.
        Путевые записки фрекен Бок.Путевые записки фрекен Бок.Путевые записки фрекен Бок.
         
           Арену начали возводить в 3 в. н.э. на территории римского города Тиздруса, она была открыта для зрителей еще до окончания строительства, строительство же в свою очередь помешала закончить попытка города отделиться от Римской империи, подавленная в скором времени войсками. После подавления восстания и разрушения города недостроенная арена неоднократно использовалась как крепость. В ней скрывалась в 3в. Берберская воительница Кахена, здесь прятались в 1695 г., во время династийной войны за власть, партизаны Али-бея.
        Путевые записки фрекен Бок.
          Сейчас в музей, расположенный в амфитеатре, свозят туристов со всей страны. Несмотря на это арена настолько велика, что сложно оказаться в толпе и очень многими галереями мы прошли вдвоем. По величине амфитеатр Эль-Джема считается вторым после римского Колизея.
         
        Тунис.
        Путевые записки фрекен Бок.
         
          Столица Туниса, Тунис, оказался для нас не просто перевалочным пунктом и вокзалом, но и местом, где находится потрясающий музей мозаик — музей Бардо.
          Музей расположен среди комплекса дворцов, построенных при Хавсидах и реконструированных при беях, сам он занимает здание середины 19в. Сейчас во всю идет реконструкция и часть залов закрыта. В открытой для посещения экспозиции представлены мозаики пунического, римского и христианского периодов.
        Путевые записки фрекен Бок.Путевые записки фрекен Бок.Путевые записки фрекен Бок.
         
          Посещение этого музея для меня оказалось самым ярким впечатлением за всю поездку.
          Светлый и просторный, многоуровневый, кое-где со стеклянными полами, и, самое главное, с потрясающей коллекцией мозаик. Из зала в зал перед нами развертывались яркие сцены охот, мифологические сцены, фантазийные орнаменты сменяли друг-друга.
        Путевые записки фрекен Бок.Путевые записки фрекен Бок.
        Путевые записки фрекен Бок.Путевые записки фрекен Бок.
         
          Смотрители музея за небольшие чаевые провели нас в еще не открытые залы, относящиеся к старому дворцу, потрясающие яркостью и тонкостью отделки.
         
          По самому городу мы прошли совсем немного, уже после музея и поездки в Карфаген и Сиди-бу-Саид, купив билеты на обратный поезд, прошли центральный проспект Хабиба Бургибы и пару ближних кварталов. Перекусили пиццей в популярном у местных фаст-фуде. Поглядели на Ворота Моря, памятник Ибн Хальдуну, собор Сен-Венсан-Де-Поль и муниципальный театр. На посещение Медины времени не хватило. О недавней революции напоминают только ограждения из колючей проволоки на подступах к важнейшим зданиям города и бронетехника в окружении военных.
        Путевые записки фрекен Бок.Путевые записки фрекен Бок.Путевые записки фрекен Бок.
        Путевые записки фрекен Бок.Путевые записки фрекен Бок.Путевые записки фрекен Бок.Путевые записки фрекен Бок.Путевые записки фрекен Бок.
         
          Еще одно сильное впечатление связано с поездами. Мы ездили поездом дальнего следования, отлично, с кондиционером, чистейшим салоном, комфортно и недорого (10-11 динар за билет от Суса до Туниса). По пути обогнали местную электричку — такого я еще не видела — перекошенные полузакрытые двери, битые стекла, тянущий состав тепловоз похоже был завезен в страну французами в первые годы протектората и местные, сидящие в проемах открытых дверей на ходу и болтающие ногами. Слишком резкий контраст с нашим поездом.
        Путевые записки фрекен Бок.
          Да, и в Тунис приехали без карты города, т. к. сразу в суском туристическом офисе взять еще и эту карту я не догадалась, а потом наступили 4 выходных дня и офис не работал, зато взяли там совершенно бесплатно карту страны, с которой благополучно съездили до Меденины и обратно. Так что без карты пришлось положиться на столичных таксистов — на станции метрополитена у вокзала не нашла схемы линий и в итоге не разобралась, как пользоваться метро. Оно кстати там забавное - наземное.
         
        Карфаген.
        Путевые записки фрекен Бок.
         
          Помните старый анекдот про Вовочку — И правильно, нечего там по развалинам ходить... Вот он о Карфагене. 400 возов соли и предшествующие им речи в сенате Кантона Старшего не прошли бесследно. Площадки с раскопами плавно спускаются через пригородную современную застройку от холма Бирса и до терм Антонина и порта. Из заявленных 8ти музейных площадок побывать можно, нужно, на самом холме — оттуда открываются отличные виды на город и побережье, и там же расположен небольшой археологический музей в залах которого собраны находки с раскопок Карфагена, и в термах Антонина Пия, но после турецкого Иерополиса смотреть и термы по большому счету неинтересно. Римский театр — три камня, смотреть нечего; римская вилла — чуть больше камней, вполне живописные руины, но именно руины и очень маленькие по площади; римский амфитеатр — после эль-Джема никак, руины, отлично видно проход для гладиаторов под ареной, можно пройти одним из подземных коридоров, но совсем мало, и сам амфитеатр из-за полного отсутствия зрительских мест и, окружавших его когда-то, галерей кажется маленьким; тофет Саламбо с детскими саркофагами — неприятно; гавань — самый интересный вид должен быть сверху на центральный рукотворный круглый причал, но мы нужную точку съемки не нашли, возможно это крыша собора Св. Людовика, высящегося на холме Бирса. Любопытно посмотреть на огромные каменные цистерны для хранения воды. А в целом очень рвано, огромная площадь бывшего пунического Карфагена где-то под современной застройкой.
        Путевые записки фрекен Бок.Путевые записки фрекен Бок.Путевые записки фрекен Бок.Путевые записки фрекен Бок.
        холм Бирса и амфитеатр.
         
        Путевые записки фрекен Бок.Путевые записки фрекен Бок.
        порт и резервуары для воды.
         
        Путевые записки фрекен Бок.Путевые записки фрекен Бок.
        термы Антонина Пия.
         
        По территории музея перемещались на такси, причем таксист вздумал прокатить нас мимо терм Антонина без остановки, хотя до этого настойчиво затащил в театр и в тофет, пришлось спешно его тормозить...
         
        Сиди-бу-Саид.
        Путевые записки фрекен Бок.
         
          Бело-голубой город прилепился к высокой скале над Средиземным морем и утопает в цветах. Со многих смотровых площадок открываются головокружительные виды на море. К моему величайшему удивлению туристы, приезжающие в город организованно , почти никуда дальше главной улицы не заходят и в Сиди-бу-Саиде полно безлюдных узких переулков, ничуть не уступающих по своему колориту главной улице. Самая высокая площадка, с которой открывается вид на море, расположена между маяком и маленьким кладбищем, судя по свалке, устроенной местными на отвесно уходящей от площадки к морю скале, она не слишком посещаема туристами. Да и за те 10 минут, что мы там провели с ребенком, никого, кроме одной немецкой пары и подошедшей, когда мы собирались уходить, большой итальянской семьи, не видели. Туристская часть Сиди-бу-Саида очень чистая, сборщики мусора проходят ее несколько раз на дню.
        Путевые записки фрекен Бок.Путевые записки фрекен Бок.Путевые записки фрекен Бок.
        Путевые записки фрекен Бок.Путевые записки фрекен Бок.Путевые записки фрекен Бок.
        Путевые записки фрекен Бок.Путевые записки фрекен Бок.Путевые записки фрекен Бок.
         
         
        О разных разностях.
        Путевые записки фрекен Бок.
        оливковые плантации Сахеля.  
         
           Очень неудачно попали на окончание Рамадана с 4мя выходными днями, из-за этого взять машину на прокат вышло только на один день, т. к. ездить каждый день я не планировала, а брать машину, чтоб она просто стояла у отеля не вижу смысла. Прокат без лимита по пробегу обошелся в 110 динар, нам выдали белый-белый Рено Симбол, 95й бензин стоит 1,3-1,4 динара за литр, почти как у нас. Отель осознанно выбрали трешку Мархаба и ни разу об этом не пожалели — номер без взяток дали очень хороший, просторный, чистый и не сыпящийся, кормили хорошо, пляж у отеля свой. С таксистом из-за денег поругались только один раз, в Сусе. Люди, впрочем как и всегда, становятся тем лучше и душевнее, чем дальше уезжаешь от основных мест пребывания туристов. Пока ездили на машине до Меденины и обратно, насмотрелась на то, как летают луажи (маршрутки) по трассам, ничуть не хуже московских молдован, так что постаралась с ними не ездить, тем более что ехать в вожделенную Дуггу на маршрутках выходило с несколькими пересадками и приехать туда не в середине дня в самое пекло не вышло бы. А в целом мне понравилось и через пару лет, когда откроют все залы Бардо можно ехать опять))).
        Путевые записки фрекен Бок.
         
        Медаль
        Готов к критике!
        Тэги: Тунис ,
        3 голоса | Комментарии Оставить комментарий
        OxiSunBeam аватар
        OxiSunBeam (Ср, 28.09.2011 - 16:05)

        Как всегда очень познавательно ))) Эль-Джем - очень понравился ) и бело-голубой город )) ну а от музея Мозаик представляю в каком ты была восторге )))))))

        Chiffa7 аватар
        Chiffa7 (Ср, 28.09.2011 - 16:21)

        OxiSunBeam написал(а):

        Как всегда очень познавательно ))) Эль-Джем - очень понравился ) и бело-голубой город )) ну а от музея Мозаик представляю в каком ты была восторге )))))))

          Оксан, спасибо. музей Бардо - отличный повод вернуться))

        Stream аватар
        Stream (Чт, 29.09.2011 - 10:06)

        Интересно... И ведь есть что посмотреть в Тунисе!

        BUCH аватар
        BUCH (Чт, 29.09.2011 - 10:32)

        Нужно Тунис себе в план поездок поставить. Относительно недорого и интересно. Другой мир, другая культура. Спасибо!Путевые записки фрекен Бок.

        Орлова Евгения аватар
        Орлова Евгения (Чт, 29.09.2011 - 11:04)

        Я в Тунисе была году в 2006, работала там неделю фотографом, снимала отели. Удалось съездить на несколько экскурсий. Фотки и рассказ так и не собралась выложить. С удовольствим Вас прочитала, посмотрела на знакомые места... Мне там очень понравилось...

        Chiffa7 аватар
        Chiffa7 (Чт, 29.09.2011 - 11:31)

        Stream написал(а):

        Интересно... И ведь есть что посмотреть в Тунисе!

        Еще как есть, и ксары, и Дугга, куда мы так и не добрались, и Эль-Джем, и чудесный музей Бардо))

        Chiffa7 аватар
        Chiffa7 (Чт, 29.09.2011 - 11:35)

        BUCH написал(а):

        Нужно Тунис себе в план поездок поставить. Относительно недорого и интересно. Другой мир, другая культура. Спасибо!Путевые записки фрекен Бок.

        именно - недорого и интересно. занятное наслоение культур от римских развалин до саманных береберских жилищ. и пляжи хорошие с мелким песком и отличными заходами.

        Chiffa7 аватар
        Chiffa7 (Чт, 29.09.2011 - 11:37)

        Орлова Евгения написал(а):

        Я в Тунисе была году в 2006, работала там неделю фотографом, снимала отели. Удалось съездить на несколько экскурсий. Фотки и рассказ так и не собралась выложить. С удовольствим Вас прочитала, посмотрела на знакомые места... Мне там очень понравилось...

        спасибо. А интересный рассказ никогда выложить не поздно)) Было бы очень интересно сравнить, изменилось ли что-то с 2006 г.

        WiseSpaniel аватар
        WiseSpaniel (Чт, 29.09.2011 - 14:13)

        И я, пока читала, вспомнила поездку в Тунис. Мы жили в Суссе, и в старый город ходили прогуляться, и в Порт эль Кантауи тоже были. Но еще много мест остались неохваченными. )

        Chiffa7 аватар
        Chiffa7 (Чт, 29.09.2011 - 15:38)

        WiseSpaniel написал(а):

        И я, пока читала, вспомнила поездку в Тунис. Мы жили в Суссе, и в старый город ходили прогуляться, и в Порт эль Кантауи тоже были. Но еще много мест остались неохваченными. )

          эх, масса мест осталась неохваченной, в следующий раз буду сверяться с местными праздниками, чтоб не пролетать с машиной и поездками...

         

        Администрации спасибо за Вовчика))

        Сергей Василец аватар
        Сергей Василец (Пт, 30.09.2011 - 16:05)

        Очень информативно, интересная поездка. После вашего репортажа  на Сус взглянул совсем другими глазами, хотя и был там  лично, но из отснятого вами не видел почти ничего.

        Жаль, что в пустыню не ездили - исключительная поездка  

        vibas аватар
        vibas (Сб, 01.10.2011 - 06:16)

        Эль-Джем - прямо как в Греции. Ксары - прямо как в Звездных войнах )))

        Совсем не представлял себе такое разнообразие Туниса!

        Спасибо! 

        Chiffa7 аватар
        Chiffa7 (Сб, 01.10.2011 - 12:54)

        Сергей Василец написал(а):

        Очень информативно, интересная поездка. После вашего репортажа  на Сус взглянул совсем другими глазами, хотя и был там  лично, но из отснятого вами не видел почти ничего.

        Жаль, что в пустыню не ездили - исключительная поездка  

        Сергей, спасибо, сама очень жалею, что не съездила, но с машиной не сложилось, а в автобусах сына укачивает вусмерть( А когда проезжаешь мимо указателей "Матмата - 50" или "Татуин - 120" становится совсем обидно)) Но я надеюсь наверстать в будущем.

        Chiffa7 аватар
        Chiffa7 (Сб, 01.10.2011 - 12:57)

        vibas написал(а):

        Эль-Джем - прямо как в Греции. Ксары - прямо как в Звездных войнах )))

        Совсем не представлял себе такое разнообразие Туниса!

        Спасибо! 

        Это Вам спасибо, что читаете)) Должно быть еще разнообразнее - где-то на мысе Бон есть термальные источники, в самом центре страны огромные озера и прекрасный античный город Дугга в горах...

        Aloha27 аватар
        Aloha27 (Вс, 02.10.2011 - 15:16)
        This comment has been deleted.
        Chiffa7 аватар
        Chiffa7 (Вс, 02.10.2011 - 17:20)

        Aloha27 написал(а):

        Отличный рассказ - трезвый по взгляду и познавательный. Узнала новое слово:) -  ксары. Обычно гиды их называют просто: дома троглодитов.

        Была в Тунисе 11 лет назад, тогда в Бардо еще не было стеклянных полов. Красотищща, наверно! 

        Воспоминания о стране остались хорошие, но второй раз не тянет. 

          Спасибо.

        Гиды безбожно врали - троглодиты это пещерные человечки района Матматы)) и это скорее образ жизни, чем племя...

        Да, в Бардо красота и будет еще лучше)))

        Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
        X
        Укажите Ваше имя на сайте TourBlogger.ru
        Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
        Загрузка...