Римские каникулы через 59 лет после принцессы Анны

Рим, Италия, апрель 2012

                                                         

                                                           Римские каникулы через 59 лет после принцессы Анны

 

            Я хотел, было, написать, что это мой третий опыт в создании интервью с путешественником, который по тем или иным причинам не вступил пока в братство турблогеров, но чье путешествие показалось мне интересным и могущим заинтересовать читающую часть нашего сообщества. И, тем не менее, в случае с моей давней приятельницей Любовью Шашковой предлагаемое вам для прочтения можно назвать интервью лишь с  натяжкой. Она путешественница со стажем, главный редактор уважаемого журнала и вполне состоявшийся автор. И, тем не менее, я взялся быть ее поводырем в блогосфере, как гидом в специальном путешествии в Вечный город стал ее сын Виктор, у которого с императорским Римом свои особые отношения, зафиксированные в его книге «Здесь был Рим». Книге о городе, которого нет, и в то же время о городе, который есть: в обломках колонн и обелисках, служащих основаниями скульптур новейшего времени, в названиях улиц и площадей, в чудом и божественным провидением сохранившихся памятниках архитектуры, в фонтанах и латыни полустёртых, проступающих на поверхности камня надписей. И это путешествие, которое независимо от желания его участников проходило в двух временах, разделенных пропастью в три почти тысячи лет. Во всяком случае, считается, что именно столько времени Тибр поит водой этот возникший  на его берегах город, где когда-то сердобольная волчица выкормила молоком двух горемычных мальчишек-близнецов.

 

            А я ни разу не был в Риме – позор моим сединам. Но вот на Апеннины собрался, наконец, и в визовом отделе сказали: bravo, ragazzo – молодец. Вот мультивиза, в самом деле, но лишь на 2 недели. Хоть кризис, но законники эти макаронники. Поэтому для меня Рим – это тбгэшные истории, «Императорский Рим в лицах», «Римские каникулы», феллиниевская Dolce vita и таинственный, слегка мистический, выстроенный в жанре магического реализма город из «Индиго» Грэма Джойса.

 

            Теперь я представляю вам Любовь Шашкову с ее историей о римском путешествии в апреле этого года. И кроме предисловия, я позволю себе кое-где привести цитаты из Грэма Джойса, каждый раз со ссылкой на него. Хоть, имея дело с ним, не всегда легко понять, что важнее: что сказано или как это сказано. Историю эту, если она вас заинтересует, можно, собравшись с силами, прочитать целиком или читать по частям, как вам заблагорассудится, хоть я не стал ее делить. И, наконец, для эпилога я пригласил Поэта.

 

                                                                         ____________________________________

 

 

            Прежде чем начать рассказ о путешествии в Рим, хочу поблагодарить своего сына Виктора Сонькина за подарок – поездку в этот  великолепный город и сказать, что при подготовке материала я пользовалась его статьями об истории этого города и отдельными главами из книги «Здесь был Рим».

 

                                                     Поговорим о Риме – дивный град!

 

Небо Италии, небо Торквата,

Прах поэтический древнего Рима,

Родина неги, славой богата,

Будешь ли некогда мною ты зрима?

Рвется душа, нетерпеньем объята,

К гордым остаткам падшего Рима!

Снятся мне долы, леса благовонны,

Снятся у падших чертогов колонны!

 

            Эти строки попались мне однажды в томике стихов Е. Баратынского. И невольно подумалось, что подобные мысли, хоть и не в такой изысканной поэтической форме, не раз приходили мне в голову. Дело в том, что в Италии я была несколько раз, даже проехала по всему «сапогу» от севера до самой Сицилии, но по большому счету никаких исторических достопримечательностей не видела, благо поездки были деловые, и посещали мы, главным образом, питомники и оранжереи, в коих выращивают декоративные растения. Для меня это очень интересно, ведь работаю я в журнале «Цветоводство», но, тем не менее, хотелось бы увидеть и что-то другое. Во время последней командировки перед отъездом в аэропорт нас оставили на два часа в Риме, чтобы помимо цветов, кустов и деревьев мы хоть что-то еще увидели. Но что можно посмотреть за эти несчастные два часа? Мы с коллегой из дружественного журнала немного поболтались у стен Колизея, потолкались у фонтана Треви (ударение, оказывается, на первом слоге) и купили себе в маленьком магазинчике по модной шляпке «из итальянской соломки». С тем и отправились домой. Но монетку в фонтан Треви я все-таки бросила, хотя и не верю ни в какие приметы, кроме черной кошки.

 

            Не знаю, помогла ли монетка, но в этом году я получила ко дню рождения подарок от сына – поездку на неделю в Рим. И не просто так в Рим, а вместе с ним – большим знатоком античной истории и автором книги «Здесь был Рим». Это своего рода путеводитель по древнему Риму, очень живо написанный и чрезвычайно интересный (готовится к печати в издательстве «Corpus», выйдет, скорее всего, в конце лета). Так что у меня был личный чичероне со своим особым взглядом на историю и культуру Древнего Рима. Я не буду пытаться рассказывать обо всем, что я узнала за свои «римские каникулы», надеясь, что у каждого путешественника должны сложиться свои собственные впечатления о Вечном городе.

 

            Думаю, большинство туристов отправляются в Рим, мало что о нем зная. Многие слышали о Колизее и Форуме, государстве в городе – Ватикане и соборе Св. Петра, фонтанах и дворцах. Должна признаться, что  я не сильно отличалась от этого большинства, хоть перед нашим вояжем и прочитала «Прогулки по Риму» Стендаля и «Рим» Гоголя, а также отдельные главы из книги сына. Приезжающий в Рим, подобно гоголевскому герою, часто «сначала бывает поражен мелочной, неблестящей его наружностью, испятнанными, темными домами, и с недоумением вопрошает: «Где же огромный древний Рим?»

 

            И только постепенно город начинает показывать себя, «когда мало-помалу из тесных переулков начинает выдвигаться древний Рим, где темной аркой, где мраморным карнизом, вделанным в стену, где порфировой потемневшей колонной, где фронтоном посреди вонючего рыбного рынка... и уже не видит иноземец нынешних тесных его улиц и переулков, весь объятый древним миром: в памяти его восстают колоссальные образы цезарей, криками и плесками древней толпы поражается ухо...». Конечно, сегодняшний Рим несколько отличается от того города, который видел Гоголь. Он почищен и прибран, однако впечатление постепенного явления древнего великого Рима и по сей день присутствует. Во всяком случае, мне так показалось.

 

«Ветерок несет запах Тибра. Ты не смотришь на Рим, а ныряешь в него, и он принимает тебя, как теплая вода. История повсюду, как слой целебной грязи на речном дне». Грэм Джойс

 

                                                            Куда не надо ходить, но все-таки...

 

            По мнению Виктора в Риме есть семь мест, которые посещать не надо. Вы удивитесь, но это Колизей, Форум, музеи Ватикана, купол собора Св. Петра, знаменитые «Уста истины» (вспомните «Римские каникулы» с Одри Хепберн), фонтан Треви и вилла Адриана – то есть самые туристические объекты. Почему этого делать не следует, можно почитать в статье на сайте журнала «Сноб»: В. Сонькин «Семь мест, куда не надо ходить в Риме» (www.snob.ru). Четыре из них мы все же посетили.

 

              Колизей, который два года назад я видела только снаружи, изнутри меня поразил тем, что арены как таковой в нем нет, то есть она вскрыта, и просматриваются все «подвальные» помещения, откуда выходили гладиаторы, где содержались звери и т.д. В общем, выглядит это совсем не так, как описано у Дюма-отца в «Графе Монте-Кристо». Ночной прогулки (да и дневной тоже) по арене Колизея сегодня совершить нельзя. Зато совсем недалеко можно увидеть небольшой полуовал школы «Лудус Магнус», где жили гладиаторы и откуда они по подземному коридору проходили прямо на арену Колизея. Еще меня поразил тот факт, что от солнца зрителей, собравшихся на трибунах, спасал натянутый тент (!). Представить себе это огромное полотнище просто невозможно, а как его натягивали – специалисты гадают до сих пор. Известно только, что это делали матросы (по-видимому, им помогало умение обращаться с парусами).

 

      Римские каникулы через 59 лет после принцессы Анны

 

      Римские каникулы через 59 лет после принцессы Анны

 

                                           Римские каникулы через 59 лет после принцессы Анны                      

 

 

«Колизей – самая громадная и сладкая конфета Рима, полусъеденная временем, всё ещё несет на себе следы зубов истории». Грэм Джойс

 

            Фонтан Треви, конечно, хорош, впечатляет масштабами, великолепными скульптурами, игрой воды и прочее, но толпа... Наверное, действительно, как говорят, сюда надо приходить ночью. Удивительно, что этот фонтан представляет собой фасад Палаццо Поли, который когда-то принадлежал знаменитой княгине Зинаиде Волконской - «царице муз и красоты» (Пушкин), «певице красоты» (Веневитинов), которая и похоронена здесь же, на площади Треви в церкви св. Викентия.

 

      Римские каникулы через 59 лет после принцессы Анны

 

          Огромная очередь туристов ведет к«Устам Истины» - круглому античному барельефу, расположенному на стене церкви Санта-Мария-ин-Космедин и изображающему неизвестное божество. Громкую славу этой достопримечательности принес фильм «Римские каникулы», именно тогда и зародилась традиция фотографироваться, вложив руку в эти самые «уста». Надо сказать, что и сегодня фильм чрезвычайно популярен в Риме: во всех книжных магазинах и киосках можно купить самые разные настенные календари на 2013-й год – от самых маленьких до огромных – с Одри Хепберн и Грегори Пеком, а среди туристов, особенно американских, очень популярна экскурсия по местам «Римских каникул».

 

                    Римские каникулы через 59 лет после принцессы Анны

 

            Ну, и, конечно,«Форум». По мнению Виктора, неподготовленному путешественнику нечего здесь делать. Наверное, это в значительной степени справедливо. Среди хаоса колонн, портиков, арок разобраться где  что действительно совсем непросто. Но у нас была карта, подготовленная для книги, так что все достопримечательности Форума мы осмотрели с полным знанием дела.

 

«Мусорная свалка. Чертова каменоломня». Грэм Джойс

 

                                                      Немного в стороне от самых проторенных туристических троп

 

            Рим – город фонтанов. Каких здесь только нет: от уже упомянутого фонтана Треви – величественного архитектурного сооружения с массой скульптур – до простенького, небольшого, который не сразу и заметишь. Обо всех не расскажешь, поэтому вспомню те, что особенно понравились и остались в памяти. На площади Республики стоит удивительно красивый большой фонтан Наяд (конец XIX в.) с четырьмя изящными бронзовыми изваяниями речных нимф работы скульптора Марио Рутелли. На пьяцца Навона поражает роскошный фонтан Четырех рек со скульптурами богов главных водных артерий четырех частей света – Нила, Ганга, Дуная и Ла-Платы. Богов в свою очередь окружают растения и животные, обитающие вокруг этих рек. Автор этого шедевра - Джованни Луиджи Бернини, великий архитектор и скульптор эпохи римского барокко. Совсем недалеко, на этой же площади – фонтан Мавр, также созданный Бернини.

 

    Римские каникулы через 59 лет после принцессы Анны

 

            Есть еще очень интересный комплекс четырех фонтанов (конец XVI в.) на небольшой площади, образуемой перекрестьем улиц Четырех фонтанов (Виа делле Кватро Фонтане) и Квиринале (Виа дель Квиринале). Они расположены на углах зданий, выходящих на перекресток, и символизируют реки Тибр и Арно, богинь Юнону и Диану. Три из них – создание скульптора Доменико Фонтана (Тибр, Арно и Юнона), а фонтан Дианы – творение Пьетро да Кортона.

 

                                                 Римские каникулы через 59 лет после принцессы Анны                                                   

 

            Много народу около полузатопленной Лодочки (Баркачча) на площади Испании. Этот фонтан установлен по указанию папы Урбана VIII в память о погибших на этой площади в наводнении конца XVI в. Здесь всегда столпотворение, ведь расположенная рядом знаменитая лестница Испанские ступени – любимое место встреч молодежи, да и туристы обязательно должны тут отметиться и сфотографироваться. Кстати, на Испанской лестнице ела мороженое Одри Хепберн в «Римских каникулах», так что это – один из пунктов экскурсии, о которой я упоминала выше. Совершенно прелестный фонтан конца XVI в. - на пьяцца Маттеи. Его украшают фигурки черепах, поэтому он и называется – фонтан Черепах. Здесь мало народу, мы пришли сюда специально, чтобы увидеть  это изящное, полное грации сооружение. Еще один заказ папы Урбана VIII и еще одно творение великого Бернини – фонтан Тритон на пьяцца Барберини (середина XVII в.). Получеловек-полурыба, сын бога Посейдона, восседающий на раковинах и окруженный свирепыми дельфинами, трубит в рог, из которого льется вода.

 

                                                Римские каникулы через 59 лет после принцессы Анны

 

                                                           Римские каникулы через 59 лет после принцессы Анны      

 

            Здесь мне хотелось бы закончить с фонтанами, хотя тема эта неисчерпаема, благодаря множеству образцов прекрасных произведений римских мастеров. Упомяну только еще старинные колонки с питьевой водой, которые можно встретить повсеместно. Это хотя и не вполне фонтаны, но все-таки нечто очень к ним близкое.

 

        Римские каникулы через 59 лет после принцессы Анны

 

            От фонтана Тритон мы плавно перешли в Палаццо Барберини – дворец, построенный в начале XVII в. по заказу Маффео Барберини,  того самого папы Урбана VIII. В его создании участвовали трое великих зодчих: Карло Мадерна, его племянник Борромини и уже известный нам Бернини. Двое последних были непримиримыми соперниками, но здесь они работали вместе. Сегодня во дворце Барберини располагается Национальная галерея старинного искусства, где можно увидеть картины Рафаэля, в том числе знаменитую «Форнарину», Караваджо, Тинторетто, Рубенса, Пуссена, Эль Греко, Гольбейна, Гвидо Рени и многих других великих живописцев. Но самое сильное впечатление на меня произвел плафон главного зала дворца Барберини, расписанный Пьетро да Кортона – художником, которому покровительствовал сам Урбан VIII. Огромная фреска «Триумф Божественного провидения», прославляющая семейство Барберини, потрясает не только фантастическими размерами, но и огромным мастерством живописца. И на плафоне, и на фасаде дворца, и внутри него, и на фонтане «Тритон» можно видеть герб семьи Барберини – щит с тремя пчелами. А недалеко от «Тритона» располагается небольшой фонтан «Пчелы» - тоже творение Бернини. Но что мне понравилось больше всего в Галерее старинного искусства – это отсутствие толпы туристов (около музеев Ватикана огромная очередь видна издалека). Здесь все можно спокойно посмотреть, к чему-то вернуться, если захочется, и никто не будет дышать тебе в затылок.

 

                                         Римские каникулы через 59 лет после принцессы Анны

 

                                                                                            Особые впечатления

 

            Мне не хочется подробно говорить о тех «обязательных» достопримечательностях, которые, конечно, увидят все приезжающие в Вечный город, хотя некоторые из них я упомянула выше. Расскажу о тех, до которых, возможно, по разным причинам многие туристы просто не добираются.

 

      Вот, к примеру, пирамида Цестия – совершенно удивительный памятник. Около нее нет экскурсионной толпы, хотя рядом располагаются метро Piramide и железнодорожная станция. Собственно сама пирамида представляет собой гробницу некоего Гая Цестия. Имя этого человека навсегда сохранилось в веках, но никакой информации о нем практически не осталось, кроме того, что начертано на самой пирамиде. Согласно надписи, Цестий был претор, народный трибун и эпулон (член коллегии жрецов, отвечавшей за торжественные пиршества в честь богов), и пирамида построена по его завещанию за 330 дней. Позже пирамида была встроена в оборонительные городские стены. В Средние века ее целиком оплел плющ и имя Цестия забыли, до XVII в. памятник называли Гробницей Рема (похожая пирамида – Гробница Ромула – но еще больших размеров стояла на Ватиканском холме, ее снесли в начале XVII в.).  

                           

                              Римские каникулы через 59 лет после принцессы Анны                                                 

 

          По сравнению с египетскими пирамидами в Гизе пирамида Цестия кажется слишком вытянутой, но еще относительно недавно (в исторических масштабах времени) европейцам была известна только она. В результате художники, даже побывавшие в Египте, сомневаясь в собственных впечатлениях, изображали пирамиды Гизы вытянутыми по вертикали. Такая форма гробниц характерна для древнего царства, расположенного на территории современного Судана и открытого европейцами только в XIX в. Этот факт послужил основой гипотезы об участии Цестия в каких-то торговых или карательных операциях в Африке южнее Египта. Все это поведал мне Виктор, пока мы стояли около памятника. По-видимому, его речь была очень эмоциональной, потому что несколько человек остановились около нас и с интересом прислушивались к его рассказу, ничего не понимая по-русски. Пришлось ему повторить историю про Цестия «на бис», уже по-английски и по-итальянски.

 

          Совсем рядом с пирамидой располагается необыкновенно живописное некатолическое, или английское, кладбище. При входе стоит указатель, направляющий посетителей «к могиле Карла Брюллова», да и сама могила совсем недалеко. Русских захоронений здесь много – около 1000. В Риме закончили свой жизненный путь поэт-символист Вячеслав Иванов и певец Федор Комиссаржевский (отец великой Веры Комиссаржевской), который учился в Италии и даже участвовал в гарибальдийском движении (П. И.Чайковский посвятил ему свой романс «Скажи, о чем в тени ветвей»); дочь поэта Петра Вяземского Полина, ее могила стала местом паломничества русских, приезжающих в Рим. Здесь лежат представители многих аристократических русских семейств – Гагариных, Голицыных, Барятинских, Юсуповых, Трубецких и др.

 

                                                   Римские каникулы через 59 лет после принцессы Анны

 

        Название «английское», данное этому кладбищу, тоже не случайно: сначала здесь хоронили именно англичан и шотландцев. Прекрасно сохранились могилы знаменитых поэтов - Китса, умершего в Риме совсем молодым (25 лет), и Шелли, которому не было и 30. Рядом с Китсом похоронен английский художник Джозеф Северн, который самоотверженно ухаживал за больным Китсом, и тоже умер в Риме, правда, в довольно почтенном возрасте  83 года.

 

                                                  Римские каникулы через 59 лет после принцессы Анны

 

            Помимо русских и англичан, здесь лежат и другие «некатолики», например, Август Гете, сын великого Иоганна Вольфганга, немецкая писательница Мальвида фон Майзенбург, которая была домашней учительницей дочерей Герцена, и др. Есть и итальянские могилы: совершенно неожиданно мы набрели на захоронения коммуниста Антонио Грамши и физика Бруно Понтекорво (возможно, они были атеистами и поэтому  приравнены к «некатоликам»). В общем, здесь обязательно стоит побывать – место очень красивое, ухоженное, много роскошных надгробий и интересных растений. Стечения туристов здесь тоже не наблюдалось.

 

            Я уже упоминала, что недалеко от пирамиды располагается железнодорожная станция. Здесь мы сели на электричку и отправились в Остию – главный морской порт Древнего Рима (станция «Остия Антика», время в пути - не больше 30 минут). Сегодня здесь – крупный археологический комплекс, посетить который очень советую. Толчеи и большого наплыва туристов во время нашего посещения не было, а посмотреть в Остии есть на что. Остия (лат. от слова устье) была заложена в III-IV вв. до н.э в устье реки Тибр, и долгое время город служил торговым портом Рима. Позже из-за падения уровня воды и заиливания он потерял свое значение и стал приходить в упадок, а новый порт был построен примерно в 3 км от Остии.

 

           По главной улице Декуманус-Максимус -  продолжении главной дороги из Рима в Остию мы прошли мимо множества инсул (прообраз современных многоквартирных домов), складских помещений и магазинов, развалин храмов (здесь были и христианская базилика, и синагога, и большое число  храмов бога Митры, ну и, конечно, римские боги не были обойдены вниманием – удивительная веротерпимость!). Очень интересными мне показались хорошо сохранившиеся черно-белые мозаики, главным образом морской тематики (дельфины, тритоны, водоросли и др.), которыми были выложены полы в термах (банях) и бассейнах в богатых домах. Как древние римляне, посидев на скамьях местного театра (известно, что здесь был именно театр, а не арена для гладиаторских боев), подышав чудесным воздухом, напоенным запахом хвои пиний и цветов, в изобилии растущих вокруг (я обнаружила даже дикую резеду), совершенно не уставшие после  несколько часов, проведенных здесь, мы отправились обратно в Рим.

 

    Римские каникулы через 59 лет после принцессы Анны

 

                                        Римские каникулы через 59 лет после принцессы Анны

 

            Еще несколько слов об интересных и «незатоптанных» местах Рима. Когда-то  Виктор слышал о старинной римской больнице, где сохранились необыкновенные, так называемые итальянские часы, но в прошлые приезды в Рим ему  не удалось их увидеть. Мы разыскали больницу Св. Духа (XV-XVI вв.), которая до сих пор функционирует, но часов нигде не было видно. Пришлось обратиться за помощью к сотрудникам, которые отдыхали во дворе больницы. Очень любезно нас провели в какой-то третий или четвертый внутренний дворик, где мы и увидели часы, поразившие нас своим совершенно необычным видом: на них вместо двух была только одна стрелка в виде ящерицы, странные цифры (вместо шести – три, а вместо двенадцати – шесть), за циферблатом -  колокольцы, в общем, нечто, доселе не виданное. Но меня здесь поразило другое: совершенно старинное на вид здание, довольно обшарпанное, но при этом больница функционирует, по галерее расхаживают больные и врачи. Очень занятно, что же там внутри, за средневековыми стенами – старинные колбы и реторты с настоями трав или современное медицинское оборудование.

 

                                        Римские каникулы через 59 лет после принцессы Анны

 

                      Римские каникулы через 59 лет после принцессы Анны    

 

            Еще одно интересное место – площадь Торре Аржентина, где можно заглянуть «вглубь истории». Во времена Муссолини археологи выкопали здесь довольно большой котлован, где обнаружили несколько античных зданий. Предполагается, что там было 4 храма, и их «останки», располагающиеся сегодня на 3 м ниже мостовой, хорошо можно разглядеть. Правда, до сих пор никто точно не знает, каким богам были посвящены эти храмы.

 

                                          Римские каникулы через 59 лет после принцессы Анны

 

«Многие из самых захватывающих тайн Рима хранятся под землей. Сотни домов и храмов дохристианской эры лежат – разрушенные, но еще живые – под роскошными дворцами, возведенными в Средние века и в эпоху Возрождения». Грэм Джойс

 

            Здесь привлекает другое: на развалинах древних сооружений вольготно живут бездомные римские кошки, и это место принадлежит им по праву, вполне официально. За ними ухаживают волонтеры, которых поддерживают и городские власти. Кошек кормят, больных лечат, здоровым ищут хозяев, сюда принимают даже «отказников» (которых приносят бывшие владельцы), правда, такое здесь считается предательством и не приветствуется. Должна сказать, что римские бездомные кошки выглядят настоящими  сетон-томпсоновскими «Королевскими Аналостанками», и это удивительно.

 

                           Римские каникулы через 59 лет после принцессы Анны

 

                           Римские каникулы через 59 лет после принцессы Анны

 

            Сколько же интересного в Риме! Можно рассказывать и рассказывать, но мне, кажется, что о достопримечательностях уже хватит, хоть как не упомянуть о замечательных Музеях Капитолия, расположенных на великолепной площади, спроектированной Микеланджело. В ее центре стоит точная копия единственной сохранившейся бронзовой античной конной статуи. В средние века считали, что она изображает императора Константина, но позже определили, что это Марк Аврелий (подлинник – в самом музее). Внутри – множество шедевров: и Капитолийская Венера, и Капитолийская волчица с Ромулом и Ремом, и Медуза Бернини, и обломки колосса Константина, и Мальчик, вынимающий занозу, и прочее, и прочее...

 

                                           Римские каникулы через 59 лет после принцессы Анны

 

                                             Римские каникулы через 59 лет после принцессы Анны

 

                        Римские каникулы через 59 лет после принцессы Анны

 

                                        Римские каникулы через 59 лет после принцессы Анны

 

         Стоит побывать около весьма внушительного театра Марцелла (вмещал более 3 тыс. зрителей), который незадачливые туристы принимают за Колизей. Он был построен Октавианом Августом и посвящен памяти племянника Марка Клавдия Марцелла. Интересно, что в значительно более поздней надстройке театра сегодня располагаются дорогие квартиры. Вспомните гоголевский «фронтон посреди вонючего рыбного рынка»,  он здесь, совсем рядом. Это так называемый портик Октавии, считавшийся раньше географическим центром еврейского гетто. Рынка теперь здесь нет, но есть Виа дель Форо Пискарио (улица Рыбного Рынка). Виктор рассказал, что Портик Октавии (который выглядит неухоженным и облупленным) – это собственно не сам Портик, а вход в несохранившийся Портик. Когда-то внутри располагались храмы – Юноны и Юпитера. У Плиния Старшего можно найти рассказ о том, что когда статуи привезли в только что построенные храмы, грузчики перепутали, какой где, и все мужские статуи поставили в святилище Юноны, а женские – к Юпитеру. Но римляне решили так и оставить, ведь боги сами выбрали себе жилища. Вокруг Портика и сегодня располагается множество еврейских ресторанов и кафе, где можно попробовать «артишоки по-еврейски» (карфочо алла джудиа»). Говорят, что это вкусно. Артишоки, правда, не по-еврейски, мы пробовали в одном из римских ресторанчиков, но должна сказать, что на меня это кушанье особого впечатления не произвело.

  

 

                                          Римские каникулы через 59 лет после принцессы Анны

 

                       Римские каникулы через 59 лет после принцессы Анны

 

                       Римские каникулы через 59 лет после принцессы Анны

 

         Обязательно стоит пройтись по тихой Виа Маргутта (здесь жил герой «Римских каникул» американский журналист Джо Брэдли) - улице писателей и художников. Здесь обитали Анна Маньяни, Джанни Родари, Ренато Гуттузо и многие другие. Благодаря забавной табличке, обязательно обратишь внимание на дом, в котором жили Фредерико Феллини и Джульетта Мазина.

 

                                          Римские каникулы через 59 лет после принцессы Анны

 

                              Римские каникулы через 59 лет после принцессы Анны

 

                      Римские каникулы через 59 лет после принцессы Анны

 

         И еще несколько слов об египетском в Риме. Если не на каждом шагу, то достаточно часто натыкаешься на египетские обелиски, которые или стоят сами по себе, или используются как основания для статуй святых и т.д. Скажу только об одном из них, что стоит перед церковью Санта-Мария-сопра-Минерва. Этот обелиск (VI в. до н. э.) несет оседланный слон, созданный по замыслу великого Бернини скульптором Э. Феррата. По-видимому, автор никогда не видел живого слона, в противном случае он не «сваял» бы ему задние ноги с суставами, выступающими назад, как у лошади. Еще одна интересная улица – виа дель Пье-ди-Мармо – Мраморной Ноги, на одном из перекрестков которой действительно стоит огромная мраморная ступня в сандалии египетского фасона. Возможно, она принадлежала статуе какого-нибудь египетского божества или жреца, поскольку египетские культы были весьма популярны в Риме начала нашей эры.

 

                                          Римские каникулы через 59 лет после принцессы Анны

 

         На этом я завершаю «историческую» часть, хотя были еще Корсо и Пьяцца-дель-Пополо (об этих местах читайте у Дюма-pere в «Графе Монте-Кристо»); великолепный Пантеон; прогулка по Ватикану; районы Велабр и Трастевере на противоположных берегах Тибра; мосты – старейший Фабрициев (62 г. до н.э.) и Палатинский, или Английский, с левосторонним движением; фрески Караваджо в церкви Св. Людовика Французского; дом Августа на холме Палатин; площадь Кампо-деи-Фьори с памятником Джордано Бруно и ежедневным рынком, где можно купить всевозможные итальянские приправы, вяленые помидоры и разнообразные травы; знаменитая микеланджелова статуя Моисея в церкви Сан-Пьетро-ин-Винколи (Св. Петр в веригах) и оковы Св. Петра там же; Замок Святого Ангела, Алтарь Мира и Мавзолей Августа, а также многое-многое другое.

 

                                       Римские каникулы через 59 лет после принцессы Анны

 

                                          

 

                                                                                          Пора нам в оперу скорей

 

           Еще в Москве Виктор спросил меня, не хочу ли я послушать в Риме «Травиату». Я  удивилась, что он задает мне такой вопрос, ведь это одна из моих любимых опер, которую я слушала много раз – и «живьем» в Большом театре, Новой опере и Геликон-опере, и в многочисленных записях с самыми разными исполнителями. Правда, он сказал мне, что спектакль будет не в знаменитой Римской опере (во время нашего пребывания в Риме спектаклей там не было), а в маленьком театре-салоне «Маргерита».

 

            Днем мы зашли туда и купили билеты, а очень любезный молодой человек (наверное, администратор) попросил нас придти не позже, чем за час до начала спектакля, чтобы занять хорошие места, так как билеты здесь не нумерованы. Мне очень понравился театр, в моем представлении так должен был выглядеть театр-варьете конца позапрошлого века – бархат винно-красного тона, удобные кресла в партере, а в ложах еще и столики. Заняв места недалеко от сцены и осмотревшись, мы увидели, что публика в ложах уже удобно расположилась вокруг столиков и попивает винцо, которое продавалось в нескольких буфетах в фойе. Да и в партере у многих в руках были бокалы. И вот зазвучала нежная, рыдающая мелодия увертюры, и на сцене в вихре вальса закружились главные герои драмы – Виолетта и Альфред. Декорации и певцы показались мне слегка припорошенными пылью веков, правда, пели в целом вполне профессионально. Но настоящей жемчужиной была Виолетта: молодая, красивая, прекрасная певица и актриса, она отлично провела весь спектакль, несмотря на некоторую ходульность и почтенный возраст партнеров, а в заключительной сцене заставила-таки публику утирать слезы. И пусть это была скромная труппа и незамысловатая постановка, но весь антураж театра-салона с многочисленными плакатами и афишами Тулуз-Лотрека и бархатными портьерами настолько поддерживал действие оперы, что, казалось, все мы перенеслись в Париж позапрошлого века и сами стали невольными безмолвными персонажами этой удивительной оперы. И это было еще одно незабываемое римское впечатление.

 

                                                        Римские каникулы через 59 лет после принцессы Анны

 

                                                                     Как ярка эта зелень деревьев

 

            А теперь немного о своих профессиональных наблюдениях. Хорошо известно, что очень многие европейские города утопают в цветах, которые везде – в уличных клумбах, балконных ящиках, вазонах на наружных подоконниках. Каждый дом, ресторан или кафе, офис выбирает свой стиль цветочного оформления, который вписывается в общую концепцию озеленения того или иного города. Совсем не то в Риме. Кажется, что городские власти совершенно не обеспокоены проблемами зеленого строительства. Безусловно, в таком старом городе, где каждый камень – история, причем очень древняя, трудно найти место для зеленых уголков. Но сегодня существуют хорошо разработанные приемы вертикального озеленения, можно устроить всяческие подвесные композиции и т.д. В Москве, к примеру, на каждом столбе подвешены горшки с разноцветными петуниями. Другой вопрос, так ли уж это необходимо? Но это отдельная тема, которую  не будем затрагивать.

 

         И что же, спросите вы, в Риме совсем нет зелени? Да, есть, конечно. Прежде всего, это знаменитые пинии (Pinuspinea), или итальянские сосны, с характерной зонтиковидной кроной, которые создают неповторимый силуэт столицы Италии. Когда я узнала о поездке в Рим, чтобы заранее погрузиться в его атмосферу, мне пришло в голову прослушать симфонические картины Отторино Респиги, итальянского композитора XX в., составляющие своеобразную трилогию, - «Пинии Рима», «Фонтаны Рима», «Римские празднества». Фантастически красивая музыка, отражающая душу этого неповторимого города, который не зря именуют Вечным. Я с удивлением узнала о связях Респиги с Россией: свою карьеру он начинал в оркестре Мариинского театра в Петербурге и даже был учеником Римского-Корсакова. Отзвуки чарующей музыки учителя безусловно звучат в импрессионистских произведениях Респиги. Так вот, не зря в свою римскую трилогию композитор включил пинии – главные деревья города. Они растут в Риме повсеместно и чувствуют себя, судя по бодрому и здоровому виду, очень хорошо, что свидетельствует в пользу чистоты городского воздуха, так как именно сосны в первую очередь страдают от его загрязнения (хотите убедиться в этом, взгляните на несчастные деревья в Покровском-Стрешневе).

 

           Римские каникулы через 59 лет после принцессы Анны             

 

            Весной в Риме много цветущих деревьев. Поражает красотой так называемое  Иудино дерево, он же багряник, он же церцис европейский (Cercis siliquastrum): его раскидистые ветви сплошь покрыты ярко-розовыми мелкими цветками. Даже на стволах распускаются бутоны, что вообще-то довольно большая редкость (вспомните, видели ли вы когда-нибудь цветки на толстых стволах, скорее всего, вряд ли, может быть, только в оранжерее ботанического сада вам посчастливилось лицезреть цветки и плоды какао). Такое явление называется каулифлорией. По легенде именно на церцисе, а вовсе не на осине, которая в Средиземноморье не растет, повесился Иуда (это спорное утверждение, на этот счет есть и другие мнения). В самом деле, никаких неприятных мыслей о повешенных церцис совершенно не вызывает, напротив, буйно цветущее дерево ассоциируется только с радостью, праздником и счастьем, пусть и непродолжительным, как сама весна.

«Ласково цветет глициния, она нежнее инея...» - эти строки Новеллы Матвеевой мы не раз вспоминали, гуляя по Риму, потому что многие стены, заборы и колонны увивает эта роскошная южная лиана. В начале апреля она была в полном цвету, и ее пышные нежно-сиреневые кисти придавали городу нарядный и праздничный облик.

 

                         Римские каникулы через 59 лет после принцессы Анны

 

                         Римские каникулы через 59 лет после принцессы Анны

 

                                           Римские каникулы через 59 лет после принцессы Анны

 

                                          

 

         Приятно было пройтись по Виа Леонида Биссолати, обсаженной апельсиновыми деревьями: весна – пора цветения цитрусовых, и неповторимый нежный аромат напоминал об апельсиновых рощах Сицилии, ведь все мы с детства помним, что в Италии, на родине Чиполлино «зреют апельсины, и лимоны, и маслины, фиги и так далее...». Другую улочку в центре украшали цветущие сакуры, во многих местах города растут пальмы, кипарисы и другие деревья. Именно они и являются главным элементом зеленого наряда Рима. Конечно, на улицах, где невозможно устроить настоящий цветник, есть растения в контейнерах, вазах, у многих домов растут лианы – виноград, плющ, глициния. Очень распространены садики на крышах, где в контейнерах высажены самые разные культуры – и небольшие пальмы, и туи, и гибискусы, и цитрусовые.  Но если сравнивать с Москвой, то насколько же дешевле здесь обходится озеленение! Даже в городских парках нет вычурных партерных и всяческих других цветников, только деревья, кустарники и подстриженный газон.

 

                                           Римские каникулы через 59 лет после принцессы Анны

 

                         Римские каникулы через 59 лет после принцессы Анны

 

       Совсем небольшую, очень примитивную клумбу с летниками я заметила в самом центре Рима на площади Венеции, около величественного сооружения Витториано, посвященного первому королю объединенной Италии Виктору Эммануилу II. Как только римляне его не называют – и «пишущая машинка», и «торт», и «вставная челюсть». Его возвели в начале XX в., но за сто лет итальянцы к нему так и не привыкли, возможно, потому, что этот монумент сильно выбивается из общего стиля Рима – очень уж огромный, очень белый, очень помпезный.

 

            Хотя и говорят, что русские с итальянцами очень похожи, в плане озеленения и цветочного оформления римляне, на мой взгляд, гораздо умнее и расчетливее нас, а может  просто меньше воруют. Ведь при немыслимых масштабах ежегодных посадок тюльпанов (которые используют как одноразовые растения: луковицы выбрасывают, а не используют на следующий год, как это полагается) и летников, постоянном пересеве газонов, совершенно очевидно, что здесь не все чисто. Но не будем о грустном. Несмотря на все вышесказанное, Рим не производит впечатления «каменных джунглей», то там, то здесь встречаются зеленые островки, причем, иногда даже в центре города у древних стен растут обычные «дикари», не культурные растения, но выглядит это очень симпатично. Здесь «и на камнях растут …цветы», во всяком случае, мы видели прелестный львиный зев, обитающий на старой стене, по-видимому, уже не первый год.

 

                                                             Несколько фактов, которые меня поразили

 

1.      С огромным удивлением я узнала, что в древнем Риме численность населения составляла примерно 1 млн. человек. Благодаря полученным в свое время хорошим знаниям на военной кафедре биофака МГУ по специальности «военная микробиология и паразитология», я прекрасно понимала, что такой огромный город мог нормально существовать только в том случае, если в нем были налажены качественное водоснабжение, канализация, медицинская помощь и др. В противном случае, Рим был бы обречен на вымирание от эпидемий. Древние строители соорудили водопроводы, акведуки, фонтаны, систему канализации по последнему слову инженерной мысли тех времен.

 

2.      Еще один поразительный факт – практически поголовная грамотность древних римлян. Трудно себе представить, что в каких-то там давних веках до н.э. большинство людей умели читать и писать, ведь гораздо позже, скажем, в XVIII в. в России, грамотными были очень немногие.

 

3.      В сегодняшнем Риме удивляет чистый воздух, несмотря на многочисленные легковые автомобили и автобусы. На Форуме, который располагается в самом центре города, чувствуешь себя как в деревне – пахнет свежим сеном, далеко разносится медовый запах луговых цветов. Хорошо известно, что вода прекрасно очищает воздух, возможно, что свою лепту в чистоту воздуха вносят и многочисленные римские фонтаны.

 

4.      Помните, у Джанни Родари было стихотворение «Чем пахнут ремесла»:

У каждого дела

Запах особый

В булочной пахнет

Тестом и сдобой,

Мимо столярной

Идешь мастерской

Стружкою пахнет

И свежей доской…  (перевод С.Я. Маршака)

            А как вы думаете, чем пахнет Рим? Здесь отовсюду доносится гипнотический аромат чудесного кофе, заманивающий кофемана и не только его зайти в кафе или ресторанчик. Волшебный запах несется и из офисов и магазинов, даже вокзал, на что уж «некофейное» (по нашим представлениям) место, и тот весь окутан этим завораживающим ароматом. Итальянский кофе – совершенно потрясающий, такого я не пила нигде. Он хорош в любом кафе и ресторане, но лучший – в маленькой кофейне Sant ’Eustachio на одноименной площади недалеко от одноименной церкви. Здесь, конечно, эксклюзив: купажирование, обжарка, старинная рецептура и приготовление напитка – секрет мастеров этого заведения, существующего с 1938 г.

 

       5. «У советских собственная гордость…». Большая часть моей жизни прошла в СССР, где в школе нам внушали, что «советское – самое лучшее». Эту максиму мы, конечно, подвергали сомнению, но, между тем, были уверены, что хотя наши обувь и одежда – дрянь, но уж мороженое - действительно самое замечательное. К сожалению, это неправда, после Рима у меня не осталось никаких сомнений, что самое вкусное мороженое, к тому же фантастически разнообразное – в Италии. Здесь его можно попробовать и в уличных киосках, где вам предложат не меньше 30 сортов, и в специальных кафе, выбор в которых просто безграничен.

 

                  Римские каникулы через 59 лет после принцессы Анны

 

            Что же сказать в завершение моей истории? Вспомню эпизод из «Римских каникул», когда журналисты спрашивают принцессу Анну – героиню Одри Хепберн, какой город из ее европейской поездки запомнился ей больше всего. Она автоматически отвечает, как и положено по этикету: «Я видела много городов, каждый по-своему был незабываемым, и мне трудно….» И вдруг выпаливает: «Рим, и только Рим. Я буду хранить память о визите в Вечный город до конца моих дней». Пожалуй, и я присоединюсь к мнению прелестной принцессы Анны. А если тому, кто только собирается побывать в столице Италии, попадет в руки книга Виктора «Здесь был Рим» (она скоро выйдет из печати), почитайте ее, и древний город предстанет перед вами как на ладони, вы увидите и полюбите его, как полюбила его я.

 

«Рим – мифическое существо, соединяющее в себе разные элементы, Химера, познающая истинную свою природу лишь во тьме, когда ей дают уснуть, видеть сны; и эти дивные сны сочатся сквозь землю города, как наркотический газ». Грэм Джойс

 

Чтобы свиданье с Римом завершить,

Прорвав завесу трехтысячелетья

И подтянувши на коне времен подпругу,

Внемлем Иосифу, читающему эпистолу римскому другу.

 

http://www.youtube.com/watch?v=SXIXeit5PGc

Эту ссылку можно скопировать в поисковик, скажем, в Яндекс, и насладиться поэзией и Поэтом.

 

Медаль
Готов к критике!
Тэги: Италия ,
10 голосов | Комментарии Оставить комментарий
Bunansa аватар
Bunansa (Втр, 07.08.2012 - 00:15)

Очень увлекательно..Читала по диагонали, времени маловато..Нескольк смутили фразы от женского имени..Какие-то ошибки закрались:)

 

Mikha аватар
Mikha (Втр, 07.08.2012 - 00:21)

Галина, это интервью с Любовью, которая и описывает всё от своего лица. Если будет время, посмотрите предисловие. И Бродского, читающего "Письма к римскому другу". А главное - историю от путешественницы в Рим. Мне кажется, оно того стоит.

Bunansa аватар
Bunansa (Втр, 07.08.2012 - 12:51)

Mikha написал(а):

Галина, это интервью с Любовью, которая и описывает всё от своего лица. Если будет время, посмотрите предисловие. И Бродского, читающего "Письма к римскому другу". А главное - историю от путешественницы в Рим. Мне кажется, оно того стоит.

Прошу прощения, не догляделаРимские каникулы через 59 лет после принцессы Анны

 

vibas аватар
vibas (Втр, 07.08.2012 - 21:31)

Не был в Риме. К стыду своему. И Римских каникул не смотрел... Но хочу и то, и то!!!

Спасибо, Михаил! И спасибо, Любовь! Честно говоря, мне местами не хватало чего-то личностного - собственных впечатлений.

Но Рим описан очень зовуще! 

Mikha аватар
Mikha (Втр, 07.08.2012 - 21:52)

Виктор, спасибо на добром слове. Новому автору (я на это надеюсь) очень важны отзывы.

А "Римские каникулы" за давностью лет есть свободно на всех торрентах и не только. По-моему поисковики предлагают эту ленту в онлайне. Это чудный, лиричный и какой-то очень целомудренный фильм, который можно и ребятне показать без каких-либо купюр. Прекрасно устроить семейный просмотр, хоть Аня скорее всего смотрела его. Одри за него тогда получила Оскара, сценаристу Дальтону Трамбо дали его через ужас сколько лет в девяностых (у него были неприятности в Америке при Джозефе Маккарти), а режиссер Билли Уайлдер не получил тогда Оскара, хоть и заслужил его безусловно. Я пересматривал фильм пару лет тому назад, мне кажется, он практически не состарился. Завидую вашему просмотру.

Ирина аватар
Ирина (Ср, 08.08.2012 - 13:02)

Для меня Италия - это любовь навсегда; потому не буду читать галопом с рабочего компа, а - дома, с чувством, толком, расстановкой. Вижу на последнем фото рожки для любимого римского лакомства и уверена, что и рассказ будет вкусный:))) 

Elik аватар
Elik (Ср, 08.08.2012 - 23:49)

Да, Рим - это сказка. Однажды побывав в нем, уже никогда не забудешь. И все время будет хотеться вернуться, чтобы вот так с толком и чувством побродить по уже знакомым туристическим местам и узнать новые, до которых еще не дошли  ноги и не довел язык.

Спасибо, Михаил, Вам и Вашим знакомым за еще одно чудесное свидание с Римом!

Os-a аватар
Os-a (Чт, 09.08.2012 - 11:11)

Да, Михаил, какой же это труд  - не самому там побывать и описать по своим впечатлениям, а как интервью другого лица... Любовь, видимо, отличная рассказчица, а вы - прекрасный журналист. Читается все легко и иллюстрации дополняют хорошо.

 

Но, все равно, те кто попадет в Рим впервые обязательно попытаются увидеть и Колизей и фонтан Треви :))) Тем более, если они туристы организованные и едут с группой - их проведут именно в семь популярных местРимские каникулы через 59 лет после принцессы Анны

Ирина аватар
Ирина (Чт, 09.08.2012 - 12:18)

Прекрасен ваш весенний Рим, пропитанный ароматом эталонного кофе и цветущих деревьев, подсвеченный теплой охрой старых стен, - я его увидела в интервью именно таким. Спасибо! А римские колонки и, правда, "родственницы" фонтанам - их называют "фонтанелла". А еще в Риме похоронен наш Орест Кипренский, но не на кладбище, а внутри церкви Сант Андреа делла Фратте. Купили вы меня, признав, что итальянское мороженое - самое вкусное, купили навсегда:))) Его много, оно везде отменного вкуса, но мое самое большое потрясение было в джелатерии Della Palma - я сбилась, считая виды мороженого, после сотого  сорта бросила, не дошла до конца витрины... Вот ссылка на сайт заведения, если кто соберется в Рим http://www.dellapalma.it/

 Считаю, что надо самостоятельно познавать Рим, организованная экскурсия в данном случае - зло. Надо побывать самому везде -  и в самых раскрученных местах, просто идти туда надо не в пиковое время, тогда впечатления не будут испорчены гомоном толп туристов, суетой. Фонтан Треви, Колизей, Испанская лестница утром - это совсем не то, что они представляют в разгар дня.

Vnika аватар
Vnika (Чт, 09.08.2012 - 13:57)

 После такого замечательного рассказа и особого совета не посещать те семь мест, думаю,наша психология будет действовать как раз-таки наоборот))))) Сходим и туда, куда НАДО, и туда, куда НЕ НАДО)))). Да и Рим, скорее из тех городов, куда нужно приезжать специально, на несколько дней и  не раз. 

 

ФОРУМ даже на фотографиях величественен и привлекателен. Да как же приехать в Рим и не отправиться на ФОРУМ? Римские каникулы через 59 лет после принцессы Анны  Виктор лукавит)))))))

 

А, если доведется в больницу, наверное, только в такую!!!!!!

 

Спасибо рассказчице, спасибо автору. Жалко, Михаил, что в Риме были не Вы.

Mikha аватар
Mikha (Чт, 09.08.2012 - 15:43)

Спасибо всем за добрые слова, уверен, автору истории они будут приятны. Тем более приятен будет заяц с первой истории, спасибо. Надеюсь, такой радушный прием побудит ее стать постоянным участником на нашем сайте. Я в этом году осенью собираюсь в Римини с экскурсиями в окрестности, еще толком не знаю, будут это только Болонья и Верона или доберемся до Флоренции. Первое знакомство с Италией вдохновляет, хоть итальянцы и поскупились с визой. 

Жаль, что никто не добрался до чтения Бродским письма к римскому другу (с вариантами от других чтецов, М.Казакова, по-моему, тоже). Надеюсь, книга "Здесь был Рим" что-то прибавит к вашим знаниям о Вечном городе. Кстати, и автор книги и Любовь Шашкова присутствуют на иллюстрациях. Мне кажется, ей удалось пройти по городу, ступая одновременно по разным берегам реки времени.

Vnika аватар
Vnika (Чт, 09.08.2012 - 15:50)

Михаил, от Римини 40 минут на автобусе до Сан Марино!!!!!!!

julchik аватар
julchik (Пт, 10.08.2012 - 01:15)

Спасибо, Любовь за познавательный рассказ.   за     После такого замечательного рассказа, вновь захотелось посмотреть, один из моих любимых фильмов "Римские каникулы", вновь съездить в один из самых замечательных и мной любимых городов - Рим, поесть gelato на площади Navona, полюбоваться произведениями великих мастеров в галерее Боргезе, забрести на площадь Св. Петра, в надежде еще раз, краем глаза узреть Папу Римского...

Сергей Василец аватар
Сергей Василец (Пт, 10.08.2012 - 13:13)

Какой интересный и необычный экскурс по Риму от имени третьего лица по следам культового фильма.

Не соглашусь с первоначальным утверждением о ненужности посещения раскрученных мест, но те не самые туристические места, которые описаны в рассказе, весьма привлекательны.

Пирамида поразила, даже и не слышал, что в Риме есть нечто подобное, а жаль, хотелось бы посмотреть.  

Рима - это Вселенная, туда ездить можно много раз и восхищаться, восхищяться, восхищяться...

Stream аватар
Stream (Пт, 10.08.2012 - 15:26)
Рассказ такой... и полезный, и интересный, и вкусный...вообщем из катеории "редкая жемчужина"! Спасибо большое!
Irma аватар
Irma (Пт, 10.08.2012 - 22:41)

так легко прочлось...спасибо Любови..Римские каникулы через 59 лет после принцессы Анны

и- хотелось бы и мне м такой же легкостью суметь прочесмть лекцию по истории чего-либо по-русски и после еще на паре-тройке языковРимские каникулы через 59 лет после принцессы Анны

в Риме не была...в этот раз его пересилил Амстердам)))

про Пирамиду запомню. маст си... и артишоки надо попробовать-хоть понимать,о чем это вообще)))) пока они мне не кажутся съедобными))))

ну а Рим..я уже давно поняла,что зря его побоку отправляла))а теперь и подавно)))

спасибо,Михаил,за чудесное ваше трио

бужор аватар
бужор (Ср, 23.01.2013 - 02:19)

Поздравления публикатору. Рим неисчерпаем, но текст абсолютно законченный. А что же автор? Удалось ли вам перетащить сюда еще какие-то ее произведения?

Mikha аватар
Mikha (Ср, 23.01.2013 - 16:20)

Пока нет, но надеюсь. Самому мне удалось после этого  прикоснуться к Риму http://www.tourblogger.ru/blog/ubezhat-iz-rimini-vo-vremeni.html

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
X
Укажите Ваше имя на сайте TourBlogger.ru
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка...