Сад Людей. 2. Контракт

Осло, май 2010

Бронза переливалась в керамические "корки", оттуда выходили на свет божий все новые удивительные творения. Работа кипела. Но места для Фонтана по-прежнему не находилось.
  
В 1921 году дом и студия Вигеланда шли под снос, там надлежало выстроить городскую библиотеку. Мастер ни в какую не соглашался переезжать за околицу. В ходе ожесточенного спора и возник план, до этого уже реализованный его великим предшественником в Париже.
  
Снова пошел, сказал, что ему нужно - и получил всё, о чем может мечтать каждый художник: просторную мастерскую, жилье, помощников, материалы, деньги на достойную повседневную жизнь - в обмен на полное и вечное отчуждение в пользу города, после смерти, всего создаваемого им при жизни.   
   

В прижизненное владение ему, а в посмертное - городу, в качестве выставочной площадки, досталась и огромная поляна Фрогнер-парка.
   
Это был Контракт!
  
Поскольку к внешней стороне обеспеченной жизни - виллам, драгоценностям, авто - он был равнодушен, то и выходило, что он точно выигрывает, а что там будет дальше - это уже проблема Осло. В отличие от нашего Гения, Роден ведь был и намного старше, когда заключал подобное соглашение, и повсюду слыл корифеем. Норвегия истратила на Вигеланда 5 млн. долларов. Покупательная способность довоенного доллара в 8,5 раз выше нынешней. С учетом кризиса начала 30-х смело умножаем в нашем случае на 10.
   
Сам Вигеланд не был слишком доволен. Ворчал, что подписал договор с дьяволом. Ему бы миллиард-другой, вот бы он тогда развернулся! Было, конечно, ощущение несвободы и, главное, катастрофической нехватки отпущенного времени.
   
Думается, вечная жизнь рассматривалась им как возможность продолжить работу. Получил же негодник Каин, запечатленный в первой по-настоящему известной композиции Вигеланда, охранную грамоту: "И сказал Господь: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро...И пошел Каин от лица Господня; и поселился в земле Нод, на восток от Эдема. И познал Каин жену свою; и она зачала, и родила Еноха. И построил он город" (Быт. 4, 17).
   
В Библии не сказано, блуждал братоубийца неприкаянный или маялся так. Библия не бортовой журнал, чтобы туда все подряд записывать. И без этого понятно, что он был наказан очень долгой жизнью. Иначе откуда взяться молодой жене. Предыдущая померла. Детишкам давно счет потерян. Спаниель мрачен. Старик бодр, жилист, озлоблен, не хочет жить.
   
Вигеланд - хочет. Ему надо работать. Хорошо, не вечность, мафусаилов век хотя бы. Тогда он построит город.
  
Он не болел. Изредка видели его крепкую фигуру. Выходил подышать воздухом с тяжелой палкой в руках. Время военное. Бездомных и злых собак много. Вигеланд и собаки не любили друг друга.
   
Но было ему, видно, знамение. Последнюю зиму, отложив всё, он создает барельефы для захоронения своего пепла в специальной урне и 12 марта 1943 года умирает. Сердце.
  
Ему было 74 года, почти на 50 лет больше, чем его тогдашней экономке и сожительнице.
   
    ***
   
Мир не видел такого плодовитого скульптора. Около 1600 скульптур, сотни гравюр, тысячи рисунков.
 
В своем Саду Вигеланд вознамерился ни много, ни мало, рассказать о жизни человеческой. О рождении и смерти. О созревании и увядании. О любви и дружбе. О родителях и детях.
  
Грандиозность замысла немыслимая, небывалая.  

 

Почему мы мало знаем о нем?
   
Он не воевал с академиками, как Роден. Завершив в отмеренных им же пределах образование, не мотался по свету, как Карл Миллес. Не якшался с журналистами. Просьбы отправить что-нибудь на выставки, поучаствовать в аукционах игнорировал: "Это пусть они сюда едут. Я без них знаю, сколько стоят мои работы".
  
Если вы в сильно интеллигентной компании обмолвитесь, что "Черный квадрат" или Муровы поверхности с дырками - чушь собачья, вы рискуете услышать: "Да как вы смеете! Да вон сейчас же из моего дома!". Вигеланд не стал священной коровой. Cмело во всеуслышание говорите, что его композиции отдают масс-культурой, что это кич, гигантомания, пангерманизм (Germanentum), вам ничего не будет.

Многие открывают его для себя и уезжают из Осло потрясенные.
  
Пойдемте же в Сад, а там пусть каждый решает сам.
 
***
 
Вигеланд отказывался интерпретировать свои произведения, не давал им названий. В Сад надо приходить одному, семьей, ну, небольшой компанией, много раз, неспешно обмениваться или вообще не обмениваться мнениями. Потом это ведь "место отдыха граждан". Надо поваляться на траве, надышаться запахом роз, благо их тут 120 сортов, погонять, ладно, собаку, почитать книжку на скамейке. Групповой забег на время - как правило, один час, реже полтора - и вынужденное соло гида-интерпретатора сильно не понравились бы Хозяину. Между тем и в этом вечном цейтноте экскурсанты высказывали порой об увиденном поразительные вещи.
 
***
  
Вокруг чаши Фонтана не просто деревья из бронзы, а ясени, и не случайно они расположены так близко к воде.
  
Дерево Иггдрасиль, Всемирный Ясень - первооснова Вселенной у древних скандинавов. Его корни орошают Норны - богини судьбы. Кто-то усмотрит в этом веру Вигеланда-протестанта в предопределенность, без которой Дерево, а с ним и Жизнь зачахли бы.
  
Библейское древо познания добра и зла тоже не на пустом месте выросло.   

 

Старый спор насчет того, что именно растекается по древу в "Слове о полке Игореве": "мысль" или "мысь" сиречь белка - кажется, давно решен в пользу последней. Вспомнили бы ученые мужи, что по Иггдрасилю снует белка Рататоск (Грызозуб) и переносит сплетни от орла наверху к дракону внизу и обратно, тогда и спора бы не возникло, настолько все очевидно. Тем более, что Игорь в XII веке не забыл, что его предки были знатные варяги, следовательно, скальды, поэты. Ему и его воинству эта белка была знакома, как нам колобок.
 
Вместо белок Вигеланд рассадил в ветвях людей.
  
Вот малыш услышал какой-то зов. Он прислушивается. Этот звук, сильный и чистый - не первое ли осознание себя в этом мире? Я живой. Я есмь.

 

Сад Людей. 2. Контракт

 

Вот девушка-подросток. В каталогах её прозвали "Ласточка". Кажется, её ветка надломилась, ей не удержаться на Дереве Жизни. Боль и жалость к себе невыносимы. Или нет, это пубертат, созревание. Руки прижаты к неразвившейся груди, она на пути к новому состоянию, еще немного и будет способна дать новую жизнь. А может быть ни то, ни другое и ни третье? Мы видим то, что мы видим: непроницаемая крона, неумолимые ветви, невесомый полет, ловкое молодое тело, слегка раскинутые ноги, лицо сосредоточено, очень серьезно. И не надо ничего объяснять, надо просто погрузиться в эту мелодию, извлеченную Вигеландом из сплава меди и олова.

 

Сад Людей. 2. Контракт

 

Не дырявую муру,  а одну такую бронзовую скульптуру поставь на площади где-нибудь, как народ бы возрадовался этой свежести и красоте. И показывали бы достопримечательность приезжим.
 
А сколько скульптур здесь?   

 

Подсчитано: в Саду Людей 212 скульптур, 640 законченных изображений человека. Из них более или менее одетых я с трудом вспомнил пятерых.
 
Взрослый, приличный с виду господин исходит криком, трясет несчастное дерево, как будто оно виновато. Детвора уже гроздьями проросла и норовит расползтись. Три девицы прихорашиваются.
 
Вот мальчуган призадумался. На него это не очень похоже, бузотера эдакого, даром что от горшка три вершка. За ним старуха. Она печальна. Кажется, Вигеланд беспощаден: старуха так уж старуха. Глубокие морщины, обвисшие груди, старческая складка на животе. Но она не некрасива, нет!

Наверное, скульптор очень любил людей, раз они все у него наполнены "огнем, мерцающим в сосуде"?

Вигеланд в жизни был законченный мизантроп.

А призадумавшийся малец, как и его сосед по дереву напротив, тоже услышал зов, и тоже впервые, но звук это резкий, неприятный. Мне кажется, он спрашивает: "Бабушка, а я умру?"
 
Да у нас тут целая детская площадка имеется!
 
Юные следопыты ползут к краю обрыва. Обнаруживаются смельчаки-лидеры и благоразумные ведомые. Обрывов рядом с поселениями викингов было сколько угодно. Чтобы чада не валились в фиорд, их привязывали длинной веревкой за ногу к специальному столбу.

 

Сад Людей. 2. Контракт

 

Норвежцы - великие путешественники и полярные исследователи.

 

Ребенок, просовывающий руку в пасть волка! Нервных просят удалиться!

 

Сад Людей. 2. Контракт

 

На самом деле поучительный эпизод из жизни асов - богов.

 

Волчонок Фернис, взятый для забавы, рос, рос и вырос в опасного волчару. Асы задумали перехитрить Ферниса. Под видом пробы сил они набросили на него цепь. Но серый цепь разорвал. И так много раз. Тогда обратились к гномам. Те сплели особо прочную, качественную цепь из корней гор, шума кошачьих шагов, бород женщин, слюны птиц, голоса рыб и сухожилий медведей. С тех пор кошачьи шаги бесшумны, у женщин нет бород, у гор нет корней, у птиц - слюны, у медведей - сухожилий, а рыбы не имеют голоса. Когда новую цепь принесли, Фернис почуял неладное. Он не отказался от испытания, но потребовал, чтобы бог войны Тир просунул ему руку в пасть, вроде залога. Цепь разорвать не удалось, и пришлось-таки руку откусить.

 

На барельефе ясно видно, что волк ребенка не обидит. Здесь нет никакого коварства. Они просто играют.

 

Сад Людей. 2. Контракт

 

Человек уже на подходе, он  вот-вот попросится на свет божий. Редкое зрелище:

 

Еще реже кому удается увидеть завершение полного реинкарнационного цикла, но вам повезло. Пожалуйста: мамонт, пройдя все необходимые стадии, становится человеком.

 

Четыре малыша на Мосту к Фонтану олицетворяют четыре известных типа темперамента. Самый знаменитый - холерик. Буйного мальчика можно увидеть на открытках и обложках альбомов о Норвегии, он стал такой же визитной карточкой Осло, как трамплин Холменколлен или "Крик" Мунка.

 

Вот он.

 

Сад Людей. 2. Контракт

 

Чудный ребенок, правда?

 

И вот находятся злобные невежественные люди, которые обзывают его мерзким словом "кич". У них все кич, что явно удалось мастеру и радует всех, а не только якобы посвященных. Если этот мальчуган кич, тогда и Нефертити кич, и "Персей" Челлини кич. Каляки-маляки Поллока не кич, что вы. И, главное, сам ни черта в предмете не смыслит, а строит из себя избранного: "кич" ему, видите ли. А настоящий знаток и ценитель так не скажет никогда, даже если, между нами говоря, кич отчасти и присутствует.

 

Нам нравится, понял? Сам кич!

 

Мальчик нервный, но то, что происходит на его глазах, любого бы вывело из себя.

 

Сад Людей. 2. Контракт

 

Папа и мама! Надо любить сначала меня, а уже потом друг друга!

 

По соседству родитель держит близнецов. Счастья ждали, но не в таком количестве.

 

Сад Людей. 2. Контракт

 

C той поры пацаны немножко подросли, но реакция по поводу их появления на свет все та же. В каталоге эта троица скучно именуется "Отец с двумя детьми". Куда лучше подошло бы популярное на святой Руси трехэтажное междометие. Мимика на лице папаши соответствует абсолютно.
   
Наверное, скульптор очень любил деток? И в карманах у него всегда для них находилось что-нибудь вкусненькое?

 

Ради 17-летней любовницы он расстается с Лорой Андерсен - единственным близким человеком в течение 7 лет, с которой прижил двоих. Перед расставанием Густав и Лора заключают формальный брак.  Густав обязывается поддерживать потомство материально и никогда не видеться с ним. Он выполнит все свои обязательства. С новой спутницей жизни, тоже натурщицей, отношения прервутся через 20 лет. У них не было детей. В 1938 появляется дочь от сожительства с безраздельно преданной молоденькой домоуправительницей. 70-летний отец - очень занятой человек.


Готов к критике!
Тэги: Норвегия ,
2 голоса | Комментарии Оставить комментарий
мамка аватар
мамка (Чт, 17.01.2013 - 16:57)

помнится в юности прочла книгу Д.Вейса "Нагим пришел я..."  и стала иметь к Родену двоякое отношение, не значит плохое, но не только всеобщее восхищение...

бужор аватар
бужор (Чт, 17.01.2013 - 17:07)

Вы удивитесь: я эту книгу читал и всю забыл. Вы имеете в виду Родена-человека? Та много чего было. А Родена-скульптора нам, по-моему, трудно воспринимать, п.ч. мы не замечаем новаторства, наш взгляд замутнен и эпигонсктими работами, и его великими продолжателями-эксперессионистами.

Irma аватар
Irma (Чт, 17.01.2013 - 22:48)

интересная подборка)) с белками по древу))))

с удовольствием как-нибудь  съездим и посмотрим))))

бужор аватар
бужор (Чт, 17.01.2013 - 23:18)

О, Irma, приветствую! Конечно, приезжайте!

Irma аватар
Irma (Чт, 17.01.2013 - 23:24)

 никак в те края не соберемся, хотя давно планируем.. 

Mikha аватар
Mikha (Пт, 18.01.2013 - 02:46)

     Случайно (нечасто достает внимания на незнакомцев, каюсь) открыл для себя этот пост. Вернулся к началу, елы-палы аж на 5 лет назад. Такое искусство-, страно-, человековедение. Очень длиннофокусный взгляд на тему, нечастую здесь, но укладывающийся в общем в прокрустово ложе здешней тематики. Вроде биографическая история и в то же время очень личная. Совсем почти без хвалебных эпитетов, но со снятой шляпой и очень уважительное приношение памяти Вигеланда. Грешного, наверно, человека и СКУЛЬПТОРА. В средней и новой истории и был-то таких пяток, вряд ли десяток. Про более раннее время, не берусь сказать, мало что осталось, все больше в описаниях, но описать - еще не изваять. Это не фэшн-скульптура и не героические мифологемы. Скорее образы, сформированные воображением океана на Солярисе, или живое, без отбора превращенное в камень мгновенным взглядом Горгоны.

А путешествия имеют столько побудительных мотивов, из которых может самый главный - интерес. И это очень интересно.

И, грешен, вспоминаю, что меня так тоже когда-то потрясло. Наверно, кованое железо и архитектура Каталонии и Адольфо Вильдт.

 

     Который знал так много о нашем теле и духе:

                                 Как могут пустые глазницы столь многое сказать и выразить,

                                 Как скорбными до слёз из глаз и остановки сердца,

                                 Быть могут белая накидка в складках и опущенные руки.

                                 Адольфо Вильдт и камень, который стал живым или последней данью мертвым.

 

    Камень, который стал живым... Спасибо, очарованный странник.

                              

бужор аватар
бужор (Пт, 18.01.2013 - 03:17)

Почему же прокрустово? Большое и удобное ложе:

 

Первостепенной задачей сайта TourBlogger.ru мы видим предоставление удобной и комфортной площадки для размещения фото, видео и текстовых материалов, относящихся к сфере туризма и путешествий. Создателями такой информации становятся сами путешественники (блогеры), которые готовы делиться своим опытом и знаниями с другими пользователями.

 

Так что вовсе не обязательно отчет о путешествии. Тематика очень широкая.

 

Я слышал о Вильдте и видел в Базеле, но стерлось. Пришлось освежать. Спасибо за него. Стихи не знаю чьт, но очень хорошие. Белая накидка, пустая глазница, пятка блудного сына у Рембрандта.

 

Вы не поверите, у меня в продолжении Солярис упомянут. Завтра-послезавтра выложу.

 

Спастбо вам огромное)

 

Ольга Ли аватар
Ольга Ли (Пт, 18.01.2013 - 03:43)

Я тоже зачарована Вашим рассказом - даже ворчать по поводу малого количества фото в начале не хочется)))  Спасибо за открытие нового мира - я совсем не знала этого скульптора...

бужор аватар
бужор (Пт, 18.01.2013 - 11:40)

Спасибо, Ольга Ли!:)

здесь с фотами другая ситуация, нежели в отчете о путешествии, конечно...а  те, что есть - любительские хорошие снимки, авторы которых не ставили защиту; буде кто возразит, сниму. Де юре все корректно, а на свои снимки нужен минимум день, а у меня там все никак целый день не выходит...да и какой я фотограф.

Спасибо:)

Mikha аватар
Mikha (Пт, 18.01.2013 - 18:50)

Стихи отсюда http://www.tourblogger.ru/blog/osen-v-rimini-ili-pes-gulyayushchii-kraem-morya.html , из коммента вроде.

бужор аватар
бужор (Пт, 18.01.2013 - 18:58)

Глянул. ЭТи очень хорошие стихи ваши. Чему я очень рад. И что хорошие, и что ваши.

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
X
Укажите Ваше имя на сайте TourBlogger.ru
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка...