Сага о Исландии (в четырех частях). Часть третья.

Рейкьявик, Исландия, из прошлого

Начало

Продолжение

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

Четвертый день путешествия. Наш курс север, северо-запад.

В планах маршрут «Золотое кольцо», включающий долину гейзеров, Золотой водопад, национальный парк Тингвелир, Китовый фьорд.

Первая остановка – Долина Гейзеров (Geysir).

Понятие гейзер произошло от исландского слова «gysa» - бить струёй/фонтаном. Долина Хейкардалур (Haukardalur) более известная как Долина Гейзеров – это поле размером 500 х 200 метров с большим количеством горячих источников. Все источники разные – некоторые находятся в спокойной стадии и изредка кипят, в других вода бурлит и горячие брызги летят во все стороны. Самый активный гейзер Строккур (Strokkur), выбрасывающий столб пара и горячей воды на высоту 20-30 метров каждые 5-10 минут. Самый крупный в долине - Гейзeр (Geysir) - находится сейчас в спокойной стадии и лишь немногим удаётся увидеть его извержения, но если это всё-таки происходит – мощная струя воды выбрасывается на высоту 60-70 метров. Зрелище, конечно, захватывающее. У Строккура все время толпятся туристы с камерами и фотоаппаратами в надежде словить в кадр выброс гейзера.

В долине, кроме гейзеров, обнаружилось еще небольшое кафе и магазинчик с сувенирами. У входа весело улыбался симпатичный тролль.

- Что ни говори, гейзеры гейзерами, а бизнес – бизнесом! – как бы усмехался он.

В магазине продаются всякие исландские вязаные штуки. Я купила шапку с ушами и стала сразу похожа на местную скандинавскую девушку. Глаза вот только карие. Зато исландский шарфик усилил сходство. Олаф оценил и остался доволен. А Катька купила теплые гетры и перчатки. Забегая вперед, скажу, что все эти вещи нам здорово пригодились несколько позже. Тогда мы об этом и не думали. Покупали вместо сувениров.

От Долины Гейзеров мы взяли курс еще севернее к Золотому Водопаду.

Вторая остановка – Золотой водопад (Gullfoss).

Этот водопад  в путеводителях отмечен, как один из самых красивых водопадов планеты и одна из главных достопримечательностей Исландии.

Пенящиеся воды ледниковой реки Хвитау (Hvita, в пер. с исл. «Белая река») срываются с высоты 32 м и с шумом падают в глубокий каньон, имеющий глубину  70 м и длину 2,5 км. Водопад низвергается вниз живописным каскадом, образуя облако мельчайших брызг, над которым в солнечную погоду висит радуга.

Гид говорил, что была идея, построить здесь электростанцию, но, к счастью, вовремя одумались, иначе планета лишилась бы самого красивого водопада, которым так гордится.

Отсюда курс к югу, в Национальный парк, находящийся всего в 50 км от Рейкьявика. Мы почти вернулись из самого первого «броска» на юго-восток. А нам так не кажется, потому что одинаковых мест мы не проезжали… таково искусство путешествовать интересно и нестандартно. Нет, мы себе лавры не присваиваем, мы их отдаем целиком нашему уникальному гиду. По пути выяснилось, что папа Олафа был замечательным гидом, а теперь сын продолжает и совершенствует семейную традицию.

- Нам повезло! Хорошо, что мы послушались советов московских друзей.

На карте хорошо виден наш маршрут от долины гейзеров до отеля на берегу Китового фьорда.

Третья остановка - Национальный парк Тингведлир (Thingvellir).

Древнейший в мире демократический парламент – Альтинг( а в Исландии именно эта форма управления), собрался здесь впервые в 930 году н.э. Альтинг созывался ежегодно для утверждения законов, в том числе закона о принятии христианства в 1000 году.

Это место всегда было свидетелем самых значимых в истории страны событий,  и продолжает привлекать сюда людей и сегодня.

Известно, что в 1974 году, когда страна отмечала 1100-летие со дня заселения острова, здесь были организованы народные гулянья, на которые собралось более 60000 человек.

Олаф смеясь сообщил, как бы между прочим, что последствием гуляний стало много молодых исландцев 1975 года рождения

Сразу за пределами парка начинается озеро Тингватлаватн(Thingvallavatn) - самое большое озеров Исландии. Оно имеет площадь в 32 кв. км и достигает в глубину более 100 м.

Знаковое место в парке – скала Лёхберг (Logberg, в пер. с исл. «Скала законов»), она представляет собой крутой откос над тем местом, где собирался Альтинг. Выступающие произносили свои речи отсюда.

Неподалеку находится Дрехкингархилур (Drekkingarhylur, в пер. с исл. «Омут для утопления») – место, где вершилось правосудие, где топили матерей незаконнорожденных младенцев. Он находится в лавовом ущелье Альманнагьяу (Almannaja, в пер. с исл. «народное ущелье») на реке Эксарау (Oxara).

Таким варварским способом исполнялась казнь.

Другая достопримечательность парка - Пенингагьяу (Peningagja, в пер. с исл. «денежная расселина»). Она представляет собой глубокую трещину, заполненную кристально-чистой родниковой водой. Люди бросают в неё монеты с мостика, и они, таинственно серебрясь, плавно опускаются на дно. Говорят, что если удастся проследить весь путь монетки, то загаданное Вами желание исполнится.

А это знаменитая трещина – земной раскол. Выглядит довольно миролюбиво, в виде невинной дорожки.

Прозвучала команда «по коням» и мы берем курс на северо-запад.

Нас ждет Квалфьордур (Китовый фьорд), на берегу которого находится наш отель Glymurи желанный ужин.

В дороге пошел дождь, но мы уже успели выбраться на твердую дорогу.

Теперь моя очередь работать водителем.

Между тем, дождь полил, как из ведра, а Олаф прибавил газу, и их машина стала медленно удаляться от нас, пока ни скрылась из виду.

Вести машину на скользкой дороге при скорости 120 км/час, это уже слишком, а он врубил все 150 км/час, а то и больше. Дорога была абсолютно пустая, поворот за поворотом, и мы остались одни среди черных скал. Так прошел примерно час. Мы ехали в темноту, должен быть указатель на поворот направо, о котором предупреждал Олаф, но мы его не видели. Так прошло еще минут сорок.

Мы остановились. Надо было уточнить дорогу.

- Хоп-па! - Телефон вне зоны действия!

Мы заблокировали двери и стали ждать проезжающей машины, чтобы спросить дорогу.
Совершенно безумная затея, т.к. на всем пути ни одной машины мы не встретили.
Вокруг что-то происходило: по машине молотил дождь, сильные порывы ветра раскачивали наш супер джип, ужасные корявые тени мелькали то тут, то там…, кажется, что кто-то рвался в двери.

- Жудковато! И где же это наши «защитнички»? – Катьке было не до шуток. Она вжалась в сиденье и не проронила ни слова. Мне самой было страшновато среди черных гор на пустынной скользкой дороге в чужой стране. Сколько так просидели – не помню.

О троллях в виде безобидных гномов, я услышала только в Исландии. Все, что я читала в литературе до этого, было зловещим.

" Днем ночные тролли скрывались впещерах. Но, стоило лишь угаснуть последнему лучику света, как они вылезали наружу, чтобы рыскать в темных сосновых лесах и во фьордах в поисках человеческих жертв.

Длиннорукие и сильные, они были запорошены землей и покрыты мхом.

Тролли - существа холодные, и лишь тепло человеческой крови может согреть их.

Тролли обладали силой, во много раз превосходящей силу простых смертных "- это из мифологической энциклопедии.

Немудрено, что мне было не по себе.

Вдруг неожиданно зазвонил телефон! Дурацкая мелодия финской полечки была так неуместна, что не сразу дошла до нас.

Звонил наш гид, он сообщил, что они уже в отеле и ждут нас.

Мы уточнили дорогу, оказывается, указатель мы проехали, что немудрено в такой-то темноте!

На скользкой узкой дороге разворачиваться не стали, а поехали медленно задним ходом: 100 м, 200 м, 500 м… , машину трясло, глухие удары сыпались снаружи, то ли ветер, то ли дождь, то ли кто-то еще…думать об этом не хотелось. Но представить, что это не тролли рвутся в машину и колотят дубинками по дверям - было очень трудно!

- Вот, наконец, и указатель!

Здесь поворот направо, мы свернули в кромешную тьму. Минут через десять стало видно впереди слабые огни. Это отель и нас там ждут!

Первая встреча с троллями прошла бурно, нас прилично трясло, ноги подгибались.

«Защитничков» мы нашли в ресторане, они там вкусненько ужинали ….

Что толку выяснять отношения, лучше сделать вид, что все OK и присоединиться к ужинавшим.

Подтрунивать над нами никто не решился. Видимо, они понимали свою неправоту.

После ужина пошли расслабиться в джакузи во дворе отеля.

Здесь джакузи установлены на свежем воздухе, они работают на гейзерной воде, которая охлаждается специальной системой труб до нужной температуры. Роскошная вещь! Сделано в Исландии.

Болтали ни о чем, разошлись поздно, надо спать.

Как раз на фотографии  в окне видно мостик, который ведет к джакузи под навесом, что очень здорово, когда идет дождь.
Отель веселенький, уютный с небольшой гостиной

и своеобразными двухэтажными  комнатами, когда кровать находится на втором этаже

Ночью снилась какая-то белиберда: неведомая сила поднимала, уносила куда-то, бросала.
- Ух-х-ххх! Бух!- стонал кто-то рядом.

- У-уу-а-а-ааа!- я реально ощущала холод и движение.

Метались огромные тени. Меня все время кто-то звал… детские голоса…

- Господи, сохрани нас!

Пятый день путешествия. Наш курс северо-запад.

Проснулась я на рассвете. Катька сидела на кровати и тупо смотрела на глухо зашторенное окно.

Точно помню, что вечером окно зашторено не было!

Я вообще не люблю глухо зашторенных окон и никогда этого не делаю. Уборщицы еще не было, так, кто же это мог сделать?

Ей тоже было не весело.

Я вспомнила фильм, который смотрела давно, то ли игра актеров, то ли сам сюжет произвел на меня сильное впечатление, что я запомнила этот фильм. Название фильма давно вылетело из головы, а сюжет застрял в голове навсегда.

Действие разворачивалось во времена викингов на территории старой Исландии, я так думала, т.к. натура очень совпадала с тем, что я уже видела в Исландии. Жил-был викинг с женой и детьми. В этой же местности жил Тролль, который очень хотел наследника, тролль украл жену викинга, она впоследствии родила троллю сына. Викинг поклялся отомстить и долго, в течение нескольких лет, преследовал тролля. Наконец, викингу удалось настичь тролля и его подросшего сына на пустынном крутом берегу фьорда, где викинг расправился с троллем. Сын тролля укрылся за выступом крутого берега, викинг его видел, видел полные ужаса глаза и оставил в живых. Во время сильного шторма, над мертвым телом отца, сын тролля клянется мстить…. Эту сцену я вижу до сих пор, как будто вчера смотрела фильм.

- Кать, может, не пойдем на фьорды? Там тропа безлюдная по берегу океана, идти примерно час, и черная церковь там…- заскулила я.

Катька была тверда:
- Ну, уж нет! Не дождутся! Пойдем, как решили! - сказала Катька, очевидно вспомнив, как накануне прикалывались американцы по этому поводу.

Они-то и не думали никуда идти! Утром они возвращались в Рейкьявик.

Мы же, планируя еще в Москве энергетический маршрут, вовсе не представляли, где он может проходить. Только сейчас, глядя на задернутый туманом, Китовый фьорд, и переживая ночные страхи, до нас дошло, что идти по безлюдной дорожке над океаном – небезопасно.

За окном сплошной стеной стоял белый туман. Не повезло нам с Китовым фьордом. В хорошую погоду через огромные окна отеля можно с кровати любоваться открывающимся великолепным видом, но не сейчас, к сожалению. Для нас Китовый фьорд был закрыт.

А кому-то посчастливится гулять по берегу фьорда. Что делать, погоду ведь не угадаешь и не закажешь заранее.

- Чертов туман!

Туман за окном висел, как плотная белая штора

После завтрака выехали.

Мы едем в самую западную часть острова на полуостров Снайфельснес, загадочный и потрясающе красивый – самое последнее пристанище троллей. Здесь мы намереваемся посетить черную церковь, перекусить в ресторанчике Budir, расположенном неподалеку и далее совершить тот самый энергетический маршрут.

От отеля вверх на карте обозначен маршрут черными стрелками

Мы в отеле Budir. Здесь решили покушать.

Сколько хватает глаз, вокруг застывшая лава и пустота, никаких признаков жилья, а вдалеке – океан.

Рядом черная пустая церковь и кладбище

И куда нас занесло? – спрашивала я себя – троллей только сейчас и не хватает!

На троллей есть управа. Эту управу знают даже маленькие дети, знала и я:  надо постараться разговорами занять тролля до рассвета, ведь с первыми лучами солнца тролль  превращается в камень и это будет спасением  – вот только что может интересовать дикого тролля? О чем ему рассказать? И захочет ли он слушать?

Мы добрались по высокому обрывистому берегу до деревушки Арнастапи (Arnastapi), откуда начинается наш пешеходный энергетический маршрут по берегу Атлантического океана.

Это место считается уникальным, потому что здесь, в одной из семи точек на планете, энергетическая линия, соединяющая Южный и Северный полюса, выходит на поверхность земли.

- И где же она, эта линия? Говорят, что под нашими ногами…

Мы пошли по тропе.

Представьте, что было вокруг:

С одной стороны крутой обрыв к океану, с другой темные скалы. Тропинка петляла, поднимаясь и опускаясь, а вид на океан был великолепен!

Могучие волны разбиваются о причудливые скалы, выступающие из тумана, обрыв такой крутой, что дух захватывает и смотреть вниз страшно. В лицо дует свежий ветер, а туман клочьями нависает над тропой. Показалось солнце, и картина окрасилась во все цвета спектра. На траве блестит роса, как алмазы, все переливается и утопает в мягком солнечном свете. Чудо!

- Вот здесь, а, может, здесь, погиб тролль. Только тогда был ужасный шторм. Наверное, так океан оплакивал последнего тролля, которого видели люди.

- Мы здесь! Эге-ге-е! – никого и эхо в ответ.

А океан

- Бах, мыррр, б-ааа-х, мырр – бьется волна о камни.

Была бы моя воля, я никуда бы отсюда не ушла! Хороша Исландия, но океан и фьорды – это необъяснимо волшебное, грозное, всепоглащающее… захватывающее дух.

«Чукча – не фотограф, чукча – писатель» - злилась я на себя за то, что не могла схватить и передать то, что видела сама.

Постепенно мы продвигались по берегу. Было холодно, дул пронизывающий ветер. Вот тут-то и пригодился мне теплый исландский сувенир! Как кстати я его купила!

Наконец, скалы разошлись в стороны, и дорожка выплеснулась на равнину, поросшую травой, с одной стороны обрамленную извилистой кромкой берега, нависающего над океаном.

Примерно в середине равнины мы увидели холм с огромной каменной фигурой тролля.

А в конце тропинки, о! ужас! Мы заметили черную фигуру, которая направлялась в нашу сторону. Мы остолбенели…

- Бух-бух! - бухало сердце. Вот вам за все крамольные мысли! Получите!

Неожиданно черная фигура остановилась и помахала нам рукой.

- Господи, это же Олаф! - догадались мы.

Забеспокоившись за нас, он вышел нам навстречу.

Все вместе мы подошли к троллю.

Тролль смотрел на нас каменными глазами и как будто говорил:

- Я здесь стою и никого не трогаю! Это моя страна и вы мои гости, если пришли с добрыми намерениями, а не убивать троллей …

Тем временем солнце светило изо всех сил, как будто извиняясь за вчерашнюю непогоду, и тролль казался нам очень большим и очень добрым….

К большому сожалению,  маршрут здесь заканчивался, и наш путь лежит, назад в Рейкьявик, и, значит, мы идем на юго-восток.

Вечером мы должны добраться до отеля, мы заказали места  в ресторане Silfur – считающимся одним из самых модных ресторанов столицы Исландии с фирменным блюдом ресторана  – лобстерами, которые здесь, в Исландии, в деликатесах не состоят.

- Хоть бы уж добраться!

По пути практически везде встречаются стада овец, которые лазят по горам не хуже подготовленных альпинистов, зависая на непонятной высоте, где находят корм. Также часто встречаются небольшие, крепкие исландские лошадки, специальная островная порода, которая разводится только здесь и никогда из страны не вывозится.

--------  конец третьей части. Продолжение следует.

Москва

Публикуется впервые.

«ВЕСЬ МИР МОИМИ ГЛАЗАМИ»

www.nesterova-r.narod.ru

«ДЛЯ ВАС КАК ДЛЯ СЕБЯ»

«ПРИКЛЮЧЕНИЯ»

Готов к критике!
Тэги: Исландия ,
Os-a (Пнд, 28.03.2011 - 17:42)

При более внимательном чтении, заметила: надо раздельно поправить слова в предложении "Сразу за пределами парка..." и шрифт заметно скачет, там где про троллей, но может так задумано?

Каких-то явных опечаток и ошибок в русских словах не вижу, но от исландских названий - глаза в кучку)))

BRUMVEL аватар
BRUMVEL (Пнд, 28.03.2011 - 18:27)

voyageur, испытывала исреннее сочувствие к Вам, когда Вы отстали от своих спутников. Рассказ, по-прежнему, живой и эмоциональный. С интересом перехожу к 4-ой части.

voyageur аватар
voyageur (Пнд, 28.03.2011 - 22:15)

Os-a написал(а):

Оль, от шрифта мне давно плохо. ну выскочил - да ладно, бог с ним. от этого хуже не стало. Что я только ни делала, чтобы его исправить, ничего не получается. А текст поправлю, спасибо! В оригинале все было нормально, а тут съехало...

voyageur аватар
voyageur (Пнд, 28.03.2011 - 22:18)

BRUMVEL написал(а):

Ну, вот, видите, и Вас зацепила Исландия!

Конечно, что скрывать, мы порядком струхнули, когда одни остались в непогоду на дороге, но зато есть, что вспомнить. И надежда была, что нас не бросили, а так, прикалываются...

Тролли, наверное, все-таки есть... исландцы верят - верим и мы.

Анатоль аватар
Анатоль (Пнд, 28.03.2011 - 23:42)

Мда, ваш гид был сильно не прав, уехав вперед и оставив вас в темноте. А если бы вы не нашли сьезд к отелю?

Про троллей забавно. Я тоже писал о них, они даже к нам на корабль пробрались :)

MMS аватар
MMS (Втр, 29.03.2011 - 15:46)

Уж как я люблю отели, но от океана было бы так же не оторвать. Все вопросы: в четвертой части )

voyageur аватар
voyageur (Втр, 29.03.2011 - 16:10)

Анатоль написал(а):

Я думаю, что он и сам об этом пожалел и переволновался порядком. Вид у него был виноватый, когда нас встречал. Ну да ладно. Этот случай позволил немного повысить наш рейтинг в его глазах.

А в троллей я по-прежнему верю.

vibas аватар
vibas (Ср, 30.03.2011 - 17:24)

Гейзер с радугой - это прсто что-то!!! Сага о Исландии (в четырех частях). Часть третья.

Пейзажи на камчатские чем-то похожи.

voyageur аватар
voyageur (Ср, 30.03.2011 - 21:57)

vibas написал(а):

Пейзажи на камчатские чем-то похожи.

А я ожидала, что вы скажете о некотором сходстве с Камчаткой. Я не была на Камчатке, но наслышана о гейзерах. Там основное  вроде все завалило, но что-то осталось же.