Шуйские переливы.

река Шуя, Карелия, июль 2010
История участвует в конкурсе: Экспресс-конкурс: Активно? Супер!

Консервная банка под названием "вагон №7" поезда Адлер-Мурманск вторые сутки двигалась с юга на север, но прохладней так и не становилось.

И лишь когда пирожки с картошкой, продаваемые на перроне, сменились пирожками с черникой, стало ясно - подъезжаем! Наконец-то долгожданная Карелия!

Наша великолепная десятка ехала покорять северную реку Шуя. В группе было полнейшее равновесие - по пять представителей обеих полов, прямо, как обещал Жириновский," каждой бабе  по мужику" (исключительно для дежурства), и состояла она из трёх экипажей: два четырёхместных катамарана и один двухместный..

..Шуйские переливы..

В Петрозаводске нашли ГАЗель для заброски на реку и двинулись на запад. Прибыли мы на место в 23-40, но солнце, по прежнему, было выше горизонта. Вот они белые ночи! Красота!

Ликовали мы не долго, потому как, после нашего десантирования из машины начался ПИР! Мы на нём присутствовали в качестве ЕДЫ! Похоже, все кровососущие, кожегрызущие, жалящие и кусающие с ближайших и дальних болот прибыли на него! Нас не спасали ни накомарники, ни защитные костюмы, ни репиленты, которыми мы обильно поливались. Даже не радовало то, что во время быстрого ужина мы тоже проглотили по паре десятков этих гадов, потому как в рот залетали они сами. А кушать надо было быстро, иначе состязание "кто кого съест" могло закончиться не в нашу пользу. Выкурив из палатки "спиралькой" успевших пробраться туда противников, мирно уснули, надеясь, что утром осаждающие полчища вампиров отступят.

.Шуйские переливы..

Отступить не отступили, но ряды их явно поредели и мы могли почти спокойно собирать катамараны. Когда суда были собраны им дали названия "Проворный", "Быстрый" и "Барракуда" и торжественно спустили на воду. Сплав наш начинался с того места, где река Суойоки вытекает из озера Суоярви и несёт свои воды к Тарасайоки, где сливаясь с ней становится рекой Шуя .Впихнув невпихуемое в гермомешки, загрузившись и рассевшись по местам, мы, изрядно покусанные, но не побеждённые гребанули вёслами и двинулись вперёд!.

..Шуйские переливы.Шуйские переливы.Шуйские переливы.Шуйские переливы..

Течение не большое, но всё же несёт, перекаты сменяются  шиверами, затем небольшие плёсы, потом водичка опять шебуршится по камушкам.

Загребаем, подгребаем, поём песни, сочиняя их прямо на ходу:

Из далека шумно

течёт река Шуя...

Течёт река Шуя,

конца и края нет!

Лишь об одном прошу я,

когда иду по Шуе,

Чтобы меня не съели

комашки на обед!

Впереди нас ожидают пороги, а мы ожидаем их, уж очень уже хочется хапнуть адреналинчика. Первым нас встретил порог "Грива" с очень неприятной косой "бочкой" на сливе. Четырёхместные катамараны прошли его чисто, а вот двушка, перестраховываясь, забрала сильно вправо и сойдя со струи села на плиты. Пришлось провести небольшие спасработы, и уж потом двинуться дальше.

..Шуйские переливы.Шуйские переливы..

К вечеру дошли до "Медвежьего". Зрелищный порог с перепадом высот до полутора метров и красивыми метровыми валами. Сразу за порогом оказалась хорошая стоянка с песчаным пляжем, где мы и стали на ночёвку. Все с удовольствием ещё по нескольку раз прокатились по порогу, прыгая на валах и девчачьим визгом  веселя остановившихся рядом москвичей..

Но самое главное открытие и великая радость - практически никто не прилетел нас кусать! Вечер обещал быть замечательным, тем более, что впереди была ночь на "Ивана Купала". Вскоре после ужина ближайшие поляны с Иван-чаем были ободраны, к полуночи, как положено, венки были сплетены и

все девушки грациозно бросили их в воду А уж кто их должен был вылавливать - неизвестно, так как наши мужчины уже дружно храпели в палатках, не желая испытывать судьбу, а москвичи стояли выше по течению.

..Шуйские переливы.Шуйские переливы.Шуйские переливы..

Попрыгав через полупотухший костёр, самые стойкие представительницы слабого пола отправились искать цветок папоротника. Правда его обычно ходят искать влюблённые пары, но за неимением таковых, пошли сами, дабы полностью соблюсти обычай таинственной ночи. Но самое странное было то, что папоротники исчезли... Совсем...По пути всего сплава эти растения целыми джунглями нависали над водой, иногда поражая нас своими размерами, а тут исчезли...Мистика, да и только...Не было ни одного листочка, не говоря уже о том, что они должны были в эту ночь ещё и зацвести! Ну и где ж ты, счастье? Венки бросили неизвестно кому, слабый огонь костра не очень то опалил все злые силы, папоротник вообще не нашли. Печальные выходим на залив, а там! ...Природа, видно решив скрасить наши огорчения, подарила нам волшебный закат. Это было достойное возмещение ущерба!

А на утро мы обнаружили, что венки наши прибило к берегу в двух метрах ниже по течению. Никуда наше счастье от нас уплывать не собиралось и на лицах девчат заиграли еле уловимые улыбки. Всё таки праздничная ночь удалась и довольные мы двинулись дальше. Природа прекрасная, погода великолепная, загораем, купаемся, любуемся красотами северного края. Хотя в этом северном краю за несколько дней  мы уже загорели лучше, чем на черноморском побережье. Пейзажи меняются с каждым поворотом реки, а сама река, меняя своё настроение, не даёт нам скучать. Все пороги: "Рыжик", "Луки", "Ступенька", "Оленёнок" оказались не сложные  и были пройдены "на ура!". На одном из них Вадик поймал долгожданную щуку и вечером  она была торжественно зажарена костре. Впереди был днь отдыха.

..Шуйские переливы.Шуйские переливы.Шуйские переливы.Шуйские переливы.Шуйские переливы.Шуйские переливы..

Это сладкое слово "днёвка"... Можно спать сколько угодно, отдыхать сколько угодно, купаться и загорать, ловить рыбу, собирать ягоды и грибы или просто посидеть на берегу любуясь переливами и бликами. Ещё нужно немного подклеить спускающий "Быстрый" и провести техосмотр остальных судов.  А самое главное - БАНЯ! Для неё нужно собрать много дров. Благо их тут полно, остаётся только стащить их в кучу и обложить ими груду подготовленных камней, разжечь огромный костёр ( соблюдая при этом технику пожаробезопасности), и подбрасывая поленья топить несколько часов, пока камни не раскаляться.

..Шуйские переливы..

А в это время Женя, как истинная ворожея совершает таинство подготовки к обряду омовения. Он выстелил еловыми лапами "пол" внутри натянутого тента, запарил берёзовые и можжевеловые (для любителей садо-мазо) веники, сделал можжевеловый отвар для полива камней и заварил душистый  травяной чай. И вот час "Х" настал и мы понесли излечивать свои ноющие тела  древнейшим способом, всецело доверяя их мастерству наших банщиков.

В уголочке бани уже была выложена  печь из раскалённых камней, которые ребята затащили сюда с помощью специальной рогатины, а от неё валил пар, насыщенный фитонцидами можжевельника, дурманящий своим благоуханием и обволакивающий ласковым теплом. Не обжигающим, а нежно ласкающим кожу и впитывающимся словно в губку в расслабленные тела. Распарившись, получаем проникающий массаж веничком и бегом в реку! Ныряя с головой, погружаешься в другой мир, расположенный где-то между небом и землёй, в неизведанном пространстве невесомости. Ещё не летишь, но уже и не бежишь... и презирая все законы гравитации, зависаешь где-то в нейтральной полосе... Выныривая понимаешь - это и есть полное погружение в природу, или наоборот, полное проникновение природы в тебя....

..Шуйские переливы.Шуйские переливы..

Поставив мозги на место, возвращаемся на грешную землю, выпиваем душистого чая и снова в парилку, получать ударную дозу оздоровления от природной фитосауны. Ещё пару заходов и сознание перестаёт тебе подчиняться, разомлевшие конечности напрочь отказываются слушаться и сладкая нега, разлившаяся по всему телу, манит призраком спального мешка. Нужно только до него доползти, вытянуться и отпустить сознание на волю. В довершение всего "завпит" достаёт бутылочку водочки, которую он вместе с томатным соком заботливо остудил в холодном роднике, мы дружно "чёкаемся" и .. всё.. Как в фильме...Свет гаснет...Реальность проваливается в глубокий обморок....

Долго будет Карелия сниться,

Будут сниться мне с этих пор

Остроконечных елей ресницы

Над голубыми глазами озёр.

Начиная наш сплав, мы напевали эту песню как гимн. Хватались за фотоаппараты едва заметив завораживающее зрелище - зеркальное отражение этих самых  "ресниц" в голубых водах небольших озёр.

..Шуйские переливы.Шуйские переливы.Шуйские переливы.Шуйские переливы...

Постепенно количество глади воды увеличивалось и мы стали понимать, что песню эту написал явно не турист-водник. "Голубые глаза" начали утомлять своим количеством и протяжённостью. Красота конечно..., но вот когда по этим самым "глазкам" бьёшь вёслами при встречном ветре и КПД при этом нулевой, невольно запоёшь другие песни.

- Чёрные глаза. Вспоминаю, умираю...чёрные глаза...

Эх, где наши кавказские реки, когда несёт и несёт, не давая возможности расслабиться и передохнуть. Здесь же нас "ушатала" гладь реки и народ "вырубается" прямо на катамаране..

..Шуйские переливы..

Словно сжалившись над нами, река дарит нам замечательный порог "Сизовский", который сразу завораживает нас. Начинается он переливом через высокую ступеньку, переходя в красивую "бочку", а дальше совсем не маленькие валы. Оценив возможность весёлых "покатушек", решаем остаться тут подольше..

.Шуйские переливы..

Уходить с этого замечательного места очень не хотелось, но что поделаешь.."труба зовёт!". Немного отойдя от порога, обнаруживаем на воде плавающий спасжилет и каску. Зло пошутив на счёт утопившегося водника, не выдержавшего рабского галерного труда, поднимаем трофей на борт, мысленно оценивая его неслабую стоимость..

..Шуйские переливы..

Почувствовать себя рабами в данном случае нам не пришлось, потому, что впереди уже виднелись белокаменные утёсы самого красивого порога на реке "Островного". Несмотря на грандиозность зрелища, порог не сложный и долго мы на нём не задерживаемся, хотя понимаем, что это на сегодняшний день последнее наше развлечение..

..Шуйские переливы.Шуйские переливы..

Дальше река гладкая как мармелад до самой плотины Игнойльской ГЭС и нам пришлось изрядно подналечь на вёсла, чтобы до неё догрести. Плотину мы обнесли и поддавшись уговорам наших рыбаков, пообещавшим нам тут хороший улов, остановились на ночёвку..

..Шуйские переливы..

Обещанный грандиозный улов, был не таким уж грандиозным, но нам всётаки досталось на завтрак по парочке жареных карасиков. Проглотив их, мы начали сборы и подготовку к встрече с самым сложным порогом на реке. Описания порога "Кеняйкоски" предупреждали об опасности, поджидающей там туристов: "Будьте осторожны! В пороге пласт породы выходит вертикально вверх, вымываясь образует острые зубы, иногда даже каменные иглы длиной до 20 сантиметров!" Дойдя до таблички, вросшей в ствол берёзы, зачаливаемся - это ориентир начала порога..

После прочтения такого текста даже у наших бывалых мужчин начинается лёгкий мандражь. В полном безмолвии идём знакомиться с этим "монстром" и решать, что же нам делать.

Кеняйкоски очень продолжительный порог, длина его около 800 метров. Входная шивера с многочисленными обливными камнями тянется где-то 350 метров, затем река делится огромным валуном на две части и образует первую ступень, мощные сливы которой заканчиваются небольшими "бочками" и валами. Дальше небольшой перекат, затем несложная шивера и начинается сброс воды на вторую ступень. Это и есть самый опасный участок. На правом повороте реку перегораживают по всей ширине огромные острые плиты слоистой породы, с перепадом высот более двух метров. Вода с грохотом падает с этой высоты, образуя в центре на основной струе мощный котёл, бурлящий, пенящийся, затягивающий внутрь себя, всё, что в него попадает. Зрелище не для слабонервных туристов..

.Шуйские переливы..

А на другом берегу виднеется памятник и крест...Теперь наши новички понимают, что сплав - это не американские горки, где страшно, но безопасно. Неоправданный риск -это победа идиотизма над мужеством, а иногда нужно иметь мужество отступить. Мокрые шмотки, пробитые суда, синяки и растяжения - это не всё, что оставляет порог... Он оставляет ещё и кресты...Кто-то не смог его пройти, кто-то шедший здесь раньше...Какие планы у реки на счёт нас?

Благосклонная Шуя и в этот раз преподносит нам подарок в виде неопасного слива у левого берега, вдали от основной струи. Будь воды на реке немного поменьше, проход здесь был бы невозможен и эту ступень порога пришлось бы обносить. Выставив страховку, перекрестившись и помолившись кто как может, все экипажи прошли чётко по намеченной траектории, не отклоняясь от неё даже на сантиметры. Проход оказался очень лёгким, что даже немного огорчило некоторых наших товарищей. Но всё равно мы смело могли кричать : " Мы прошли Кеняйкоски!"..

Нервное напряжение постепенно спало, завершив победную фотосессию, группа двинулась дальше, распевая весёлые песни...

..Шуйские переливы.Шуйские переливы.Шуйские переливы..

Лихо проскочили несложный "Валойне", даже не разведывая его и стали держать курс на видневшийся вдали остров, где у нас планировалась очередная днёвка. Стоянка на острове превзошла все возможные и невозможные ожидания. На обрывистом песчаном берегу для коммерческих групп был оборудован целый городок и так как они опережали нас на сутки, мы спокойно остановились здесь, не опасаясь, что нас прогонят . Деревья, окружающие поляну были увешаны табличками с названиями городов, представители которых тут когда-то побывали. Не обнаружив своего города, мы конечно же изготовили свою табличку и торжественно прибили её перед отплытием..

..Шуйские переливы.Шуйские переливы..

Днёвка проходила в расслабленном состоянии. Все порядком устали и уже не очень хотелось кататься на плескавшемся у подножья скальной осыпи пороге "Сарикоски". Дурманящий туман отдыха плотно окутывал наши ноющие тела. Рыбалка, уха, гидромассаж в ручье, сон, черничный кисель, москвичи, застрявшие в пенной бочке порога, горячая баня, холодная водочка...и опять ночная кома...

..Шуйские переливы.Шуйские переливы.Шуйские переливы.Шуйские переливы.Шуйские переливы..

Всё это предшествовало завершающему дню нашего сплава, который начался с последнего порога на этой реке «Кумиу».  .

..Шуйские переливы.Шуйские переливы..

На этом и закончились преодоления препятствий на реке Шуя. Дальше нас ожидал шестичасовой рабский галерный труд под палящим солнцем. Тот самый, из-за которого и мог утопиться предполагаемый водник. Вода в реке, словно отутюженная, даже ни разу не шелохнулась на 18 километровом участке и когда мы увидели крыши домов конечного пункта посёлка Соддер, руки наши уже отказывались держать вёсла, не то, что грести.

..Шуйские переливы.Шуйские переливы.Шуйские переливы.Шуйские переливы..

Маршрут был закончен. Суда разобраны, просушены и упакованы, и мы говорим реке «Спасибо! Спасибо за замечательный отдых, спасибо за благосклонность и терпение, спасибо за красоту природы и чудесные пороги, спасибо за то, что она такая есть!»..

Готов к критике!
Тэги: Россия ,
Os-a (Пнд, 12.09.2011 - 18:17)

Отдых подобный - для меня недоступен, тем более - могу читать как посторонний наблюдатель для отвлечения от собственной жизни. Занимательные есть моменты.

Вспомнилось, как брала интервью у друга, отдыхающего подобным образом (они провели отпуск на катамаране на Ладоге), и у них в "хитах" того лета был напиток "чернила" - водка на соке из свежей черники)))

А у вас, в хитах - уха и вообще, рыба. Правда, щуку в рыбе на фото я бы не опознала)))

И что такое накомарник? Это вот шляпа с сеточкой?

Там, пожалуй, нужно все тело укутывать, чтобы такой красотой природной любоваться вдосталь и без последствий))))

Любава аватар
Любава (Пнд, 12.09.2011 - 18:55)

Накомарник - это действительно шляпа с сеточкой. А комаров бояться - в лес не ходить.))))) хотя сама очень боюсь ,из-за этого многолет в Карелию не решалась пойти...

BUCH аватар
BUCH (Пнд, 12.09.2011 - 21:23)

Всегда восхищалась такими походами! Шуйские переливы. Драйв..... и первозданная природа во всей своей дикости. Но сама никогда не стремилась. Вот почитать интересно!Шуйские переливы.

Mikha аватар
Mikha (Втр, 13.09.2011 - 00:45)

Красивая Карелия. Красивая, живая история. Симпатичная команда. Увлекательный и веселый сплав. "Всё перекаты да перекаты...". А какие подосиновики. Спасибо.

Любава аватар
Любава (Втр, 13.09.2011 - 08:33)

Спасибо вам за отзывы...Я люблю отдыхать по всякому - и на круизном лайнере, и на катамаране.Шуйские переливы.

Во всём есть своя прелесть.Шуйские переливы.

Светлая лошадка аватар
Светлая лошадка (Втр, 13.09.2011 - 09:12)

Любава, Вы героиня. Я не очень спортивная особа с детства, но восхищаюсь смельчаками. И всё у вас тут как-то здорово, по-людски. И описано интересно. А уж венки и  баня! Спасибо.

Шabur аватар

+1 поставил. Теперь думаю: за что? То ли за умениеи вот так отдыхать, то ли за, то, как об этом рассказали. Сама история получилась "перекатистая". Прочитал что назывется за один присест. Спасибо и за такую Карелию.

Любава аватар
Любава (Втр, 13.09.2011 - 11:58)

Светлая лошадка написал(а):

Спасибо за героиню)))Шуйские переливы. А вообще я этим занимаюсь уже много много лет...И ничего не могу с собой поделать, каждый год  тянет "совершить подвиг", хотя бы малюсенький.))))

Любава аватар
Любава (Втр, 13.09.2011 - 12:00)

Шabur написал(а):

Спасибо за оценку, рада, что Вам понравилось.

Alware аватар
Alware (Ср, 14.09.2011 - 01:31)

Не катамаранная река таки не разу. У нас до сих пор байка ходит, живым свидетелем котрой я был, как трезвый человек в роли пассажира тупо проспал все пороги на кате-двойке, разложившись по рюкзакам.

Во вполне себе высоководный июнь.

Байдарка или самосплав - да.

Любава аватар
Любава (Ср, 14.09.2011 - 10:09)

Alware написал(а):

Во вполне себе высоководный июнь.

Байдарка или самосплав - да.

Ну так и мы не олимпийские рекордсмены...Мы ехали отдыхать и нам очень понравилось. Каждому своё.

Пьянова Евгения - Поппинс аватар

Обалденно!   Я как-то эту историю пропустила.   Особенно привлекла баня.  В сауны я не ходок вообще,  но от такой бани бы не отказалась.  Вообще по-моему такие походы почти любую депрессуху снимут.

Браво! Жаль,  что я дохляк,  руки слабые :)

Любава аватар
Любава (Вс, 20.05.2012 - 21:16)

Спасибо, Женя.

Как нибудь мы обязательно тебя в такой баньке попарим!