Сказ про то, как мы подсели … на круизы.

СССР, Круглый год

   

 

        Сказ про то, как мы подсели … на круизы.

 

 

Рассказ этот будет исторический, т. е. история из жизни. Из той жизни, когда «деревья были большие», когда наша любимая страна строила коммунизм, а мы все (или почти все) верили в светлое будущее. Верили прежде всего потому, что другого не видели и не знали. «КИнА» из «забугорной» жизни, конечно, будоражили воображение, но репортажи по телеку Валентина Зорина убедительно доказывали, что трущобы Манхеттена и есть истинное лицо «загнивающего» Запада. А вообще-то, нам, молодым специалистам – пианистке и инженеру, все эти глубокомысленные рассуждения в те времена были «по барабану»! Мы жили сегодняшним счастливым днем, потому что были молоды, «бодры и веселы», отягощения в виде материальных благ были нам неведомы, горизонты хоть и были в туманной дымке, но мы верили в свои силы хотя бы просто потому, что слабо представляли себе что и как бывает в этой жизни.

Впрочем, я немного покривил душой, одно «отягощение» у меня в то время уже было – автомобиль! Мечта любого советского человека – ВАЗ 2105 ужасного апельсинового цвета. На самом деле, цвет этого авто назывался замечательно – «коррида»! Но какая разница какого цвета машина, главное, что собственные колеса! К тому же новенькая, почти не обкатанная. Собственно, это обстоятельство и подтолкнуло нас к тому историческому путешествию, так изменившему наше представление о «прекрасном»… Надо же было машинку обкатать достойно!

Надо заметить, что ни я, ни моя подруга никогда до сего времени не путешествовали вот так, автодикарями. Впрочем, и относительно организованно тоже. Т.е. никаких домов отдыха, санаториев, если не считать пионерских лагерей, да баз отдыха на Черном море в фанерных домиках на курьих ножках и одним, извините, сортиром на всех. Хотя, опять приврал, я к тому времени успел один раз даже за границей побывать. «Заграница» эта, правда, была венгерская, но даже она несколько смутила своей «заграничностью».

Впрочем, началась та «заграница» с партбюро института, где я учился и где убеленные сединами проверенные «партейцы" принимали решение выпускать меня «в польский город Будапешт», али нет.  Вопросы удивляли оригинальностью: «А кто секретарь компартии Уругвая?», но с ног сшибло пожелание одного из членов партбюро, когда меня пропустили: «Обязательно внимательно вникайте в организацию работы сельского хозяйства Венгерской народной республики…» Справедливости ради надо сказать, что учился я действительно в Сельхозе…

Но и в той поездке (а ехал я через «Спутник» с такими же как и сам комсомольцами) жили мы по каким-то общагам, фанерным кемпингам, в общем, никак. Вкусить благ цивилизации, комфорта, «буржуазности» так и не довелось. Но навсегда запомнил «культурный шок», который испытал, оказавшись первый раз возле колбасной лавки где-то в Будапеште. Сначала с ног свалил запах, потом через помутневший взор попытался разглядеть..ассортимент. Представить себе что-то кроме «докторской», «любительской» и полукопченой «Московской» я не мог. Впрочем, для современного читателя достаточно глянуть на наши прилавки сегодня, чтобы представить то, что я тогда увидел там. И это была маленькая мясная лавочка…

Однако, пора возвращаться в наше путешествие. Задумали мы прокатиться из родного нам Кишинева до Батуми и обратно. Фактически все черноморское побережье бывшего Советского Союза. По тем временам – гигантское путешествие! Конечный пункт назначения определился просто – в Батуми жил Наташин брат с семьей, ну, а по дороге в разных точках нашего маршрута либо друзья гастролировали, либо иные родственники проживали. Т.е. это обеспечивало нам кров и ласку, а иногда даже вкусный ужин. Описывать приключения это увлекательного автопробега не буду, так как рассказ о другом, но поверьте, что это было самое запоминающееся в нашей жизни удовольствие. Истории из того летнего «отдыха» рассказываются нами друзьям и знакомым по сей день и все еще не потеряли своей актуальности, свежести и юмора. И, честно говоря, воспринимаются на-ура! Но нельзя объять необъятное, потому к сути..

Главная достопримечательность того Батуми (думаю, что и сейчас тоже) -морской порт и набережная. Каждое утро в порт приходило новое круизное судно, а вечером покидало его. Зацепило наше внимание то, что на некоторых судах была возможность погрузить машину в трюм или прямо на палубу и путешествовать вместе с авто. Приключений по дороге в Батуми нам хватило с лихвой, мотать еще раз без малого две с половиной тысячи верст  своим ходом показалось лишним и мы поинтересовались возможностью добавить к нашим впечатлениям трехдневную морскую прогулку до Одессы. Наташин брат без тени сомнения заверил нас, что нет никаких проблем, выбирайте теплоход, на котором желаете вернуться назад, все решим. Верилось с трудом, тем более, что мы знали, что в летний сезон попасть в круиз Одесса-Батуми-Одесса практически невозможно. Да еще и «выбирайте теплоход»!!? Но не надо забывать, что мы жили тогда в удивительной стране, где «по блату» можно было все. К тому же это был … Батуми.. В общем, наиболее подходящим по времени, удобству и «лучшести» оказался теплоход «Грузия». Билеты можно взять только в день прихода, так что ждем.

 

Сказ про то, как мы подсели … на круизы.

 

Надо признаться, что ждали мы не очень напряженно. Гостеприимство местных родственников и их друзей не давало расслабиться. Тяжелее всего реагировала на это гостеприимство печень. Но нарушать местные законы не позволяла совесть и приличное воспитание.  Закончилась эта история вполне предсказуемо: во время очередного «гостеприимства», доведенный до крайнего состояния «нестояния», я сделал своей подружке предложение, о котором не жалею до сих пор! Вот уже больше тридцати лет.

И вот, наконец, подошел день нашего предполагаемого отъезда. «Грузия» в порту, пассажиры организованно отправляются на экскурсии, Наташин брат «решает вопрос»… Я, честно говоря, готов к «облому», но результат ошеломил: на судне проходит международная конференция ЮНИСЕФ по охране окружающей среды, морских акваторий и портовых сооружений. Из 600 пассажиров 450 с конференции, одна румынская, одна чешская туристические группы и случайно затесавшиеся русские туристы одесского разлива. Командует всей этой оравой генерал КГБ из Москвы и ни на каком уровне вопрос нашей посадки на теплоход решить не представляется возможным. Но все-таки гнать машину опять 2500 км не хочется, потому принимается решение: авто грузим в трюм, сами летим в Одессу, встречаем любимую «движимость» и домой в Кишинев, благо там всего-то 180 верст.

Вечером пригоняем машину в порт, на пирсе небольшая толпа родственников и их друзей, что пришли проводить нас, но, ко всеобщему удовольствию, происходят проводы только автомобиля. Уже планируются дальнейшие акты «гостеприимства», разрабатывается график приемов и мест посещений, и…

Жена брата говорит: «Я отойду ненадолго…». И поднимается на борт вместе с каким-то офицером с судна. Тут надо пояснить, что оба они, и брат и его жена, выпускники Одесского института инженеров морского флота. Она работала в Батумском мореходном училище и каждый первый выпускник этого достойнейшего учебного заведения был ее учеником. Офицер, с которым невестка ушла на судно, оказался старшим пассажирским помощником и ее старинным другом. Собственно, как и капитан судна, т.е. тоже другом. Не проходит и пяти минут, как вопрос нашего размещения на теплоходе был решен и поступила команда загрузить авто, а нам подняться на борт…. Какой там, к чертям собачим, генерал из Москвы!!!

Но не все так просто: основной багаж мы в машину погрузили, а мелочи на оставшиеся три дня в Батуми дома остались. И вот я лечу через весь город в знаменитый спальный район под названием Степановка! Обычно дорога туда из центра занимает минут 20-25. Я умудрился, нарушая все и везде, долететь домой, взбежать на пятый этаж, похватать вещи (что-то, конечно, забыл) и вернуться обратно за.. 35 минут! Влетел на ходу в трюм через заднюю аппарель и ее за мной закрыли. Наташа так и не увидела этого события и пребывала в полном ужасе, что убирают трап, а у нее кроме дамской сумочки нет с собой ничего… даже меня, любимого! Пока я внутренними переходами добрался до верхней палубы у девушки случилась мини-истерика и в таком состоянии она никак не могла понять что ей пытались докричаться с берега провожающие.. А ведь они несли ей добрую весть, что все в порядке и я на борту. Впрочем, мое появление рядом и девушку успокоило и толпу заинтересованных зрителей. Так началось наше незабываемое морское путешествие!

 

Сказ про то, как мы подсели … на круизы. ">

 

Поскольку никаких билетов у нас не было (только на авто), на борту мы были абсолютно нелегально, но что нас радовало, абсолютно бесплатно! Разместили нас порознь: Наташку в трюм к барменшам, четвертой в каюту, меня к судовому аккордеонисту на главную палубу вторым. Впрочем, своих соседей мы видели крайне мало и редко, потому что на сон за эти четыре ночи удавалось отвести не более 3 часов. Курировал нашу жизнь на борту старший пассажирский помощник, милейший дядька, который много чего рассказал и показал за эти дни. А следить за нами и выполнять любые прихоти поручили (?) молодому инженеру по технике безопасности Батумского морского пароходства, который инспектировал судно в этом круизе. Собственно, «инспекцию» он начал с нами в первый же вечер в одном из баров судна. Как вы, наверное, догадываетесь, по законам кавказского гостеприимства!

Кстати, именно в этот вечер приключилась весьма забавная история. После некоторого количества «гостеприимства» наш новый друг решил побаловать Наташку развлечением поиздеваться над «Одноруким бандитом», игровым автоматом. Надо сказать, что игровые автоматы в те времена в Союзе отсутствовали в принципе. Вообще! Наличие казино и любого игрального бизнеса считалось признаком загнивающего капитализма и никак не соответствовало высокому моральному уровню советского человека – строителя коммунизма! Но поскольку теплоход «Грузия» в основном работал на западную публику, фрахтуясь иностранными круизными компаниями, то и начинка его была рассчитана на соответствующий контингент. Вот и стояли там игровые автоматы…

Наташка, надо заметить, девушка заводная, да еще и с «легкой» рукой. Проверено долгой совместной жизнью! Когда разыгрывали квартиры в кооперативе – она вытащила именно ту квартиру и этаж, что мы себе загадали! Если я садился играть в карты, то присутствие Наташки рядом со мной лишало любых шансов соперников! Да, в общем, все мои успехи в жизни – это ее легкая рука и поддержка! Вот и в тот вечер девушка показала себя во всей красе. Наташке подарили жетонов для игры на 5 рублей (20 копеек жетон). Ровно на последнем жетоне автомат разразился жутким звоном и вывалил из своего чрева выигрыш в 70 (семьдесят!) рублей!! Наверное, лишне говорить, что все эти 70 рублей мы «прогостеприимили» в ту же ночь с новыми друзьями!!! Так произошла наша «прописка» в круизах на многие годы..

 

Сказ про то, как мы подсели … на круизы. ">

 

Здесь, наверное, уместно будет рассказать о самом теплоходе «Грузия» и почему мы запланировали именно его. Советский пассажирский флот того времени был очень разнообразен. Флагманами считались огромные по тем временам теплоходы «Одесса» и «Александр Пушкин». Но они почти никогда не появлялись на внутренних маршрутах, в основном бороздили мировой океан с западными туристами. Внутреннюю навигацию в основном осуществляли легендарные «Нахимов», «Россия», «Шевченко» и кучка более мелких судов типа «Молдавии», «Абхазии» и прочего. Первые два судна  были чуть ли не с шестидесятилетним сроком эксплуатации, аннексированы у Германии после войны, переоборудованы и доживали свой век во внутренних советских водах. Кстати, нам довелось пройти в последнем круизе «России» в 1983 году, после которого он был «раздет» у пирса Одесского морского порта и продан в Индию «на иголки». А печальную судьбу «Нахимова» знают все…

В конце 70-х в Финляндии была закуплена серия теплоходов типа «Грузия». Их было 5 штук. Это были довольно современные суда паромного типа, на тот период весьма комфортабельные с загрузкой пассажиров около 600 человек. Все они в основном эксплуатировались на западном рынке по фрахту, а на внутренних линиях появлялись ненадолго, на месяц-два во время отпуска основного экипажа. Вот так и «Грузия» летом 1982 года оказалась в расписании летних круизов по «Крымско-кАлымской» линии, как ее называли на внутреннем жаргоне. Большая часть основного экипажа была в отпусках, а на судне трудился ближайший резерв и очень старался, потому что хотелось попасть на загранлинии, т.е. мир посмотреть, денежку заработать. Впрочем, о команде позже, а пока про «Грузию» закончу. Удобство паромного теплохода было в том, что путешествуешь вместе с автомобилем. В порт пришли, аппарель откинули, машинку из трюма выкатил и поехал окрестности осматривать. Вечером в обратном порядке: машинку в трюм загнал и расслабляешься в барах и музсалоне до следующего порта. Причем все это делается легко, своим ходом, без напряжения для себя и команды. С машиной можно было путешествовать и на «Тарасе Шевченко» или «России», но там уже все было гораздо сложнее. Автомобиль поднимался на палубу при помощи крана, на что было крайне неуютно даже смотреть, а потом народ ходил вокруг и обтирал твою «ласточку» своими .. попами. В общем, наш выбор теплохода был предопределен автомобилем и современностью судна.

Через несколько лет мне довелось на «Грузии» даже поработать пару недель в музыкальной команде. А последний раз мы попали на этот теплоход в круизе вокруг Европы из Питера в Сочи в 2008 году. Тогда он уже назывался «Ван Гог», принадлежал Нидерландам, был полностью переоборудован, лишен автомобильного трюма, но оставался все еще крепким и надежным. Однако, кризис 2008 года добил судоходную компанию и судно за долги было арестовано где-то в Греции. Там оно получило название «Филоксения». Сейчас, насколько знаю, ходит от кипрской компании по маршруту Кипр-Израиль в качестве плавучего казино…..

 

Сказ про то, как мы подсели … на круизы. ">

 

(На этом фото участницы конкура «Мисс круиз» и два члена жюри – ваш покорный слуга (справа) и мой близкий друг и коллега, композитор, автор знаменитой «Меланколии» Петре Теодорович, к сожалению, рано ушедший от нас (слева). 1986 год. Кстати, именно Пете принадлежит заслуга открытия и первой раскрутки Киркорова, а коллектив «звезды» по сей день называется «Теодор».)

 

А мы продолжаем наше путешествие и знакомство с судовой жизнью. Первое круизное утро далось нам довольно легко, несмотря на то, что поспать почти не удалось. Наташка протрепалась со своими «сокаютницами» - барменшами теплохода до приглашения на завтрак, а я тоже самое делал со своим соседом… Встретились у входа в ресторан, нам уже заготовили два места за одним из столиков и.. первое потрясение: такой организации питания, меню, обслуживания мы не могли представить себе никак. То есть все то, что мы видели в нашей жизни в наших ресторанах что в Кишиневе, что, например, в Москве не шло ни в какое сравнение с увиденным и опробованным. Справедливости ради должен сказать, что вместе с кончиной советского пассажирского морского флота такая форма обслуживания и качество питания тоже сгинуло. Более того, такого обслуживания нет и на современных импортных судах, хотя само питание вполне на уровне. Так что же нас так поразило?

Прежде всего система организации процесса обслуживания. Группа из четырех официантов обслуживает 5-6 столов, за которыми сидят от 4 до 8 человек. Бывают и другие конфигурации столов, но обычно так. Когда пассажиры расселись по местам начинается то, что я про себя назвал «каруселью». Бригада официантов несет огромные подносы с частями будущего блюда, например, у одного мясо, у другого гарниры, у третьего овощные добавки, у четвертого приправы и соусы. В качестве инструмента – две столовые ложки как щипцы, ими очень ловко набирается порция с подноса и раскладывается по тарелкам. Вот так по кругу и движется эта процессия от тарелки к тарелке. А самое удивительное, что официанты даже не спрашивают клиента что и сколько положить. Они смотрят в глаза, отслеживают реакцию и по ним абсолютно точно определяют чего и как хочет пассажир! На самом деле, работали ребята виртуозно, быстро, легко, всегда с улыбкой, желанием угодить …

 

Сказ про то, как мы подсели … на круизы. ">

 

Написал последние слова и подумал: «А ведь молодые люди не поймут о чем я…» Сегодня «желание угодить» - это прежде всего чаевые. Тогда об этом речи быть не могло, по крайней мере, официально. А в случае, если бы поймали – тут же выгнали бы. Стимул был иной: чтобы не дай Бог клиент не пожаловался, это было основанием для перевода в резерв или сразу увольнения. Держались ребята за эту работу любой ценой!!

Ну, а говорить о качестве того, что было в тарелках, нет смысла вообще. Смею предположить, что в те времена ресторанов с такого уровня кухней были единицы в стране. В общем, первое наше серьезное потрясение – это судовой ресторан. Впрочем, не отставали от него и бары на борту. Названия тех напитков, что были в ассортименте баров, мы частично знали по книжкам да фильмам про «забугорье». Все эти «мартини», виски, ликеры и прочие будоражущие воображение слова знали, но в глаза и на язык никогда не пробовали. Но самое потрясающее, а скорее смешное, что меня больше всего поразило… вьетнамские баночные компоты из ананаса, персика и прочих фруктов. Это сейчас они в каждом магазине и не только вьетнамские. Да, и живые, пожалуйста, без проблем. А тогда мы знали об этих заморских фруктах (я про ананас) только понаслышке, да из знаменитого: «Ешь ананасы, рябчиков жуй…». Наверное, в Москве, Питере (извините, Ленинграде) где-то такое и было, а для нас, провинциальных ребятишек сие чудо было выше понимания!! Эх, как же сладко и вкусно было это познание…

 

Сказ про то, как мы подсели … на круизы. ">

 

Но самое сказочное ощущение какого-то иного мира – это развалившись в кресле с очередной внеочередной сигареткой, попивая кофе, никуда не торопясь, лениво трепаться ни о чем, смотреть через огромные окна на море, на чаек, на корабельную тусовку и чувствовать себя не простым инженером в отпуске, а… Впрочем кем себя чувствовать мы так и не придумали, но это ощущение неги, покоя и удовольствия стало первым и главным посылом к следующим круизам. Именно эта атмосфера бесконечного удовольствия.

Наш куратор предупредил нас, чтобы вечером после ужина мы не расслаблялись и обязательно пришли в музыкальный салон, местечко, говорит, я вам приготовлю. Мы как-то с сомнением отнеслись к его приглашению, потому что все эти самодеятельные мероприятия казались нам «штампованными» и малоинтересными. Тем более, что ожидал нас «Вечер интернациональной дружбы». Ох уж эти трафаретные названия, идеологически штампы, наша привычка относится ко всему этому с пренебрежением и даже отторжением!

Должен сказать, что главное развлечение на борту по вечерам – концерты приглашенных артистов, конкурсы, всевозможные мероприятия. Попасть в музсалон зачастую просто невозможно, места надо «забивать» чуть-ли не с утра. Но мы этого пока еще не знаем, да и честно говоря, идти не хочется. Нам бы в бар, в кресло с сигареткой, на море поглазеть… Но ослушаться куратора некрасиво и мы обреченно идем смотреть «интернациональную дружбу»..

Начало как всегда натужное, ведущая из разряда массовиков-затейников для «бега в мешках». Но вот выходит участник конференции профессор Киевского института с аккордеоном в руках, с ним два его бывших ученика-африканца и поют на чисто украинской мове «Тiж мэне пiдманула..». Зал порван!!!  Но то, что произошло дальше поразило на всю жизнь и мы до сих пор помним все во всех деталях. Хочу, правда, напомнить, что на дворе пик застоя - 1982 год. Все мы еще очень зажаты и закомплексованы, представить себе где-то на концерте отплясывающих или машущих руками зрителей просто невозможно, а свободное поведение СВОБОДНЫХ людей из разряда нереального…

Объявляют выступление директора какого-то, кажется, ганского порта (т.е. из страны Гана).  Выходит маленький, «метр пятьдесят в кепке на коньках», щуплый, но очень подвижный африканец лет 35. Под сопровождение судового оркестра (кстати, как потом выяснилось, абсолютно блестящего, профессионального из Батумского «Интуриста») начинает петь какой-то блюз. Но как!!!! Я абсолютный фанат классического джаза, блюза, соула, у меня всегда было, даже в те времена, масса записей, мне было с чем сравнить. Профессионализм этого «директора» был вполне сопоставим с «великими»! А как он при этом двигался!!! На нашей эстраде так не могут вести себя, по моему, до сих пор, что уж говорить про те времена. Зал ревел!!! И тут происходит то, что ввело нашего бравого генерала КГБ, что сопровождал конференцию и круиз, в прединфарктное состояние. На танцевальный подиум, где поет наш «директор», выходит необъятных размеров африканка, причем идет вальяжно, пританцовывая в ритм песне. Неторопливо подходит к нашему щуплому герою и… лепит ему на мокрый лоб… долларовую купюру! «Картина маслом!!!!» И так же спокойно, пританцовывая, подмахивая необъятными бедрами уходит на свое место. Наш «директор», не прекращая пения и танца, аккуратно демонстративно-ленивым  движением руки отлепляет купюру, складывает ее и кладет в карман! Тут выходит еще один здоровенный африканец и история повторяется. Зал в неописуемом восторге, такое мало кто видел…

Нашего героя не отпускали со сцены долго и он, на бис сотворил еще одно маленькое чудо: дав музыкальное направление оркестру, исполнил совершенно блестящую джазовую импровизацию, сходу, без подготовки, без каких-либо репетиций! Тут надо сказать, что наш маленький «директор» стал на теплоходе абсолютно популярной фигурой и до конца круиза все пытались высказать ему свое восхищение и… напоить. От чего он совсем не отказывался.

Мы уже плохо помним что там было на вечере, кто еще выступал и как. После такой феерии все остальное уже не могло поразить. Но на следующий вечер, на котором выбирали «Мисс круиз», нашего героя заставили вместе с его «объемной» подругой участвовать в конкурсе. И все повторилось, но уже в театрализованном виде. И уже разглядели других участников, тоже пассажиров, талантливых, раскрепощенных, живых и веселых. И мы поняли, что круизная атмосфера дает возможность расслабиться, отбросить жизненные проблемы, заботы, оторваться по полной. То, что зажимает тебя в обычной жизни, в круизе отсутствует, ты ведешь себя как никогда не позволишь себе дома, на работе, даже среди друзей. Ах, какое сладкое слово свобода, какие прекрасные ощущения от себя и окружающей действительности!

 

Сказ про то, как мы подсели … на круизы. ">

 

Последний музыкальный вечер на теплоходе был отдан судовой самодеятельности. Мы для себя решили, что это уже будет точно малоинтересно, но старпом опять заставил нас пойти посмотреть. Признаюсь честно, сколько раз рассказывал эту историю, сам удивляюсь, что такое возможно. Действительно, поверить в это трудно: то что мы увидели в тот вечер – поразило! Концерт представлял из себя микс из песен народных, классических, эстрадных, танцев от народных до современных, т.е. очень напоминал «сборные солянки» в Кремле к праздничным датам того времени. Но какого же высочайшего класса были эти номера, как было все поставлено, костюмировано, исполнено! А главное – мы видели и знали этих исполнителей в их обычной трудовой жизни. Это были реальные наши официанты и горничные, палубные матросы и механики, даже офицеры. Такое было ощущение, что люди закончили музыкальные и театральные ВУЗы и не найдя себя в гражданской жизни уходили в гражданский флот! Ощущения были абсолютно нереальные!

Когда после концерта в холле мы благодарили нашего старпома за то, что заставил нас это посмотреть, в ответ услышали: «Я должен принести вам свои извинения. К сожалению, сейчас на судне большая часть экипажа из резерва, а не основные, поэтому уровень концерта и номеров были не лучшие…» Мы «выпали в осадок»! Если эти не лучшие, то что же тогда происходит, когда выступают основные?

(В качестве справки. Подбор экипажей в советские времена был крайне строгий, особенно в загранрейсы. Конечно, первый и главный аргумент был благонадежность. Но, как выяснилось, одним из обязательных условий контракта было участие в общественной жизни и культурно-развлекательной работе. Правда, должен сказать, что больше ничего подобного на внутренних  рейсах мы не видели. Видимо специфика того круиза была особенной, ее приравняли к рейсу по фрахту с иностранными пассажирами и выдали «на-гора» все лучшее. Впрочем, за последующие 30 лет мы не встречали вечеров самодеятельности экипажей никогда. Традиции не стало… Как и российского пассажирского флота…)

 

Сказ про то, как мы подсели … на круизы. ">

 

Сказ про то, как мы подсели … на круизы. ">

 

Сказ про то, как мы подсели … на круизы. ">

 

Эти три дня и четыре ночи пролетели как одно мгновение. Ощущение было как будто мы перенеслись в другую реальность. Не нашу, не советскую. Никуда не выезжая из страны, мы оказались в другом мире, среди других людей, в абсолютно иной атмосфере. Мы заболели этими ощущениями и стали стремится в будущем их повторять. То есть реально подсели на круизы. Правда, наивно полагая, что так будет всегда и даже лучше. Но как нельзя дважды войти в одну реку, так нельзя повторить свой первый восторг и чувства. Все последующие морские и речные путешествия были с разной степенью успешности, мы научились не портить себе настроение, если что-то было не так. Но мы никак не можем «соскочить с этой иглы», отказать себе в этом удовольствии, в этой атмосфере, круизы стали для нас наркотиком… И времена уже другие, и сами мы совсем даже не советские, и все пути свободны и открыты, а нас как преступников все тянет на это место преступ… удовольствия…

 

Сказ про то, как мы подсели … на круизы. ">

 

Сказ про то, как мы подсели … на круизы. ">

 

 

Медаль
Готов к критике!
Тэги: СССР ,
6 голосов | Комментарии Оставить комментарий
redcate аватар
redcate (Сб, 30.03.2013 - 14:22)

Прошу прощения у присутствующих, не могу убрать сдвоенные фото. Прошу помощи у зала!!!!!

Пьянова Евгения - Поппинс аватар

А почему апельсиновый автообиль - ужасного цвета? по-моему,  весьма оригинально,  под стать Круизу))

Так интересно читать такие воспоминания - ощущения, живя уже в ином измерении. ..

По Вашему рассказу можно было бы в то время снять фильм!  Гайдай бы выдал комедию " на гора".

И почему нельзя добиться совершенства....закрытая страна - это никуда не годится...а когда всего через край - качества уже нет..начинаю всё больше любить воспоминания о Советском Союзе.  О том хорошем и ценном,  что в нём было.

Вы счастливый человек,  здорово пишете!

Спасибо, с удовольстием прочла! Сказ про то, как мы подсели … на круизы. Особенно ценны старые фотографии...

 

Сергей Василец аватар
Сергей Василец (Сб, 30.03.2013 - 14:57)

Отличное начало круизного "загула"! И рассказ отличный

Можно только позавидовать белой завистью, что ваши круизные приключения начались так давно - в самом разгаре застоя

redcate аватар
redcate (Сб, 30.03.2013 - 15:04)

Пьянова Евгения - Поппинс написал(а):

А почему апельсиновый автообиль - ужасного цвета? по-моему,  весьма оригинально,  под стать Круизу))

Так интересно читать такие воспоминания - ощущения, живя уже в ином измерении. ..

По Вашему рассказу можно было бы в то время снять фильм!  Гайдай бы выдал комедию " на гора".

И почему нельзя добиться совершенства....закрытая страна - это никуда не годится...а когда всего через край - качества уже нет..начинаю всё больше любить воспоминания о Советском Союзе.  О том хорошем и ценном,  что в нём было.

Вы счастливый человек,  здорово пишете!

Спасибо, с удовольстием прочла! Сказ про то, как мы подсели … на круизы. Особенно ценны старые фотографии...

 

 

Низкий поклон... из прошлого...

Если рассказать про все ТО путешествие, то не один фильм можно было бы снять. Там столько "чудес" было и приключений!!!

Я сознательно пытался показать ТО измерение, но, боюсь, что это уже тяжело понять. Ну, как, например, можно объяснить реакцию советского человека на "прилепленный ко лбу доллар" у всех на виду?

А старых фоток практически нет.. к сожалению.

redcate аватар
redcate (Сб, 30.03.2013 - 15:05)

Сергей Василец написал(а):

Отличное начало круизного "загула"! И рассказ отличный

Можно только позавидовать белой завистью, что ваши круизные приключения начались так давно - в самом разгаре застоя

 

Спасибо, Сергей!

Я сам себе иногда завидую.. Сказ про то, как мы подсели … на круизы.

vibas аватар
vibas (Сб, 30.03.2013 - 15:20)

«Обязательно внимательно вникайте в организацию работы сельского хозяйства Венгерской народной республики…» Сказ про то, как мы подсели … на круизы.

 

Толя, прекрасная история! Частично слышанная из первых уст на "Принцессе Диане" где-то между Копенгагеном и Хельсинки ))

Сергей Василец аватар
Сергей Василец (Сб, 30.03.2013 - 15:23)

redcate написал(а):

 

Я сознательно пытался показать ТО измерение, но, боюсь, что это уже тяжело понять. Ну, как, например, можно объяснить реакцию советского человека на "прилепленный ко лбу доллар" у всех на виду?

 

 

Старое поколение очень вас понимает, а молодое ... почитает и тоже поймет. Вы отлично пишетеСказ про то, как мы подсели … на круизы.

Irma аватар
Irma (Сб, 30.03.2013 - 18:24)

и я с удоввввольствием вчиталась и посмаковала ту вашу поездку\воспоминания\послевкусия...))) спасибо за прыжок-нырок в те годы))) много хорошего вспомнилось)))

в том числе и моя любимая "Меланколие"

Ольга Ли аватар
Ольга Ли (Сб, 30.03.2013 - 19:48)

Атмосферные воспоминания, классные - спасибо! хочу в круиз!)) 

Светлая лошадка аватар
Светлая лошадка (Сб, 30.03.2013 - 21:37)

Прочитала с интересом, хотя угол зрения не всегда по сердцу. Но это Ваш пост, так что не буду распространяться. Скажу только, что про компартию Уругвая смешно, а вот чем плох совет про сельское хозяйство Венгрии, действительно передовой в этом среди многих, не поняла. Что, в Союзе само всё должно было родиться? Помимо специалистов сельского хозяйства? Ещё удивлена радости по поводу ананасов в банках. Может, это чисто психологическое? Где-где, а в Молдавии, думаю, ни с фруктами, ни с винами проблем не было. До Кишинёва я пока так и не доехала, но помню рынки Закарпатья в восьмидесятые - такого винограда с тех пор и за границей не видела: изумрудные  "пальчики" аграменного размера!

Рассказу про самодеятельность порадовалась, но не удивилась, а повспоминала... у нас на лесопункте примерно так и было. Побывав в Большом, Малом и многих др, театрах, увидев то, что действительно прекрасно, не перестаю в воспоминаниях всё-таки удивляться-восторгаться  нашими деревенскими певцами, гармонистами, юмористами, плясунами... А какой театр был в школе! И как вдохновенно я декламировала под пианино, аккордеон, гитару или участвовала в сценках. И какие были аплодисменты! Сейчас к такому жанру тоже вернулись.

С круизами вам везло, есть что вспомнить. На "Нахимов", кстати, давали бесплатные путёвки рабочим от профсоюза, не знаю, правда, как часто, но моя соседка удостоилась. Её рассказы по возвращении меня заворожили, начала мужа уговаривать на следущее лето за свой счёт, а "Нахимов"... увы. Про судьбы кораблей Вы хорошо описали, прям, как про людей. Так и бывает. Жааалко.

redcate аватар
redcate (Сб, 30.03.2013 - 22:47)

vibas написал(а):

«Обязательно внимательно вникайте в организацию работы сельского хозяйства Венгерской народной республики…» Сказ про то, как мы подсели … на круизы.

 

Толя, прекрасная история! Частично слышанная из первых уст на "Принцессе Диане" где-то между Копенгагеном и Хельсинки ))

 

"Принцесса ДАФНА", так ее звали...

Витя! Я эту историю могу рассказывать вечно. Там столько было всего забавного и.. очень забавного, что действительно фильмы снимать можно. Причем само пароходное путешествие лишь маленький кусочек...

 

Теперь ты понимаешь наш азарт и участие во всем в нашем с тобой совместном круизе?

redcate аватар
redcate (Сб, 30.03.2013 - 22:50)

Сергей Василец написал(а):

 

Старое поколение очень вас понимает, а молодое ... почитает и тоже поймет. Вы отлично пишетеСказ про то, как мы подсели … на круизы.

 

Уже начинаю краснеть от удовольствия.

А наша дочка, которой сейчас 28, слушает наши рассказы "про то" всегда развесив уши и раскрыв рот. Не понимает, но кайф ловит. Кстати, напрочь не понимает Ильфа и Петрова...

redcate аватар
redcate (Сб, 30.03.2013 - 22:53)

Irma написал(а):

и я с удоввввольствием вчиталась и посмаковала ту вашу поездку\воспоминания\послевкусия...))) спасибо за прыжок-нырок в те годы))) много хорошего вспомнилось)))

в том числе и моя любимая "Меланколие"

 

А вот у меня "Меланколия" поперек горла была, я ее столько раз вынужден был прослушать на концертах Теодоровича, что ... Сами понимаете..

 

Кто ж спорит, там, в те годы хорошо было. МЫ БЫЛИ МОЛОДЫЕ!

redcate аватар
redcate (Сб, 30.03.2013 - 23:03)

Светлая лошадка написал(а):

Прочитала с интересом, хотя угол зрения не всегда по сердцу. Но это Ваш пост, так что не буду распространяться. ...

 

Не стесняйтесь, распространяйтесь. В отличие от блога нашего коллеги, где мне запретили высказывать свое мнение, здесь можно всё. Кроме хамства.

 

А как Вы себе представляете "изучение сельского хозяйства" в туристической поездке по городам страны?

 

Вы находите что-то общее между виноградом и ананасом? А в Молдавии они не росли... Впрочем, как и везде в Союзе..

 

И у нас в школе был свой театр. А у меня даже остались фотки с тех спектаклей, где участвовал... "Горе от ума", коллаж по Маяковскому, Некрасовские чтения..  До сих пор помню как меня всегда трясло от ужаса!!! И вечно от страха забывал текст...Сказ про то, как мы подсели … на круизы.

redcate аватар
redcate (Сб, 30.03.2013 - 23:04)

Ольга Ли написал(а):

Атмосферные воспоминания, классные - спасибо! хочу в круиз!)) 

 

Ольга, так где проблемы? Могу подсказать весьма приятные круизы этого года полностью русские.

Vnika аватар
Vnika (Сб, 30.03.2013 - 23:06)

Подсяду? Не подсяду? В мае (тьфу-тьфу-тьфу) отправляюсь в первый раз Сказ про то, как мы подсели … на круизы.

redcate аватар
redcate (Сб, 30.03.2013 - 23:19)

Vnika написал(а):

Подсяду? Не подсяду? В мае (тьфу-тьфу-тьфу) отправляюсь в первый раз Сказ про то, как мы подсели … на круизы.

 

Совет: постарайтесь уловить атмосферу. Расслабухи, вальяжности, "барства". Никуда не торопитесь. Как же все это отличается от обычной жизни!

Ольга Ли аватар
Ольга Ли (Сб, 30.03.2013 - 23:29)

redcate написал(а):

Ольга Ли написал(а):

Атмосферные воспоминания, классные - спасибо! хочу в круиз!)) 

 

Ольга, так где проблемы? Могу подсказать весьма приятные круизы этого года полностью русские.

 

Что значит "полностью русские" - по России?

redcate аватар
redcate (Сб, 30.03.2013 - 23:40)

Полностью русскоязычные, т.е на теплоходе все наши. В этом году два круиза осенью, один по Адриатике, второй до Барселоны и обратно. Гляньте здесь  http://www.mkruiz.ru/cruises/2013/novoros.html

Vnika аватар
Vnika (Сб, 30.03.2013 - 23:44)

redcate написал(а):

Полностью русскоязычные, т.е на теплоходе все наши. В этом году два круиза осенью, один по Адриатике, второй до Барселоны и обратно. Гляньте здесь  http://www.mkruiz.ru/cruises/2013/novoros.html

 

Тарифы грабительские!

redcate аватар
redcate (Сб, 30.03.2013 - 23:57)

Да, дороговато. Но есть тому объяснение. Здесь идет разовый фрахт чужого судна, организуется самостоятельная программа развлечений, везут с собой группу гидов-переводчиков И много чего еще. Плюс длительность круизов большая. Пересчитайте на день - выглядит не так страшно. Но главное здесь другое - своя атмосфера, есть с кем поговорить, никаких проблем с языком. Для кого-то (например, для меня) это очень важно.

Vnika аватар
Vnika (Вс, 31.03.2013 - 00:02)

Есть другие способы))).   Осуществлю, напишу. Но стоимость в разы дешевле. Мы не ищем легких путей Сказ про то, как мы подсели … на круизы. , нам лень Сказ про то, как мы подсели … на круизы.

redcate аватар
redcate (Вс, 31.03.2013 - 00:06)

Конечно есть. Западные круизы с русскими группами. Но это не совсем то. Хотя там может быть весьма конфортнее.... Но есть еще мелочи, о которых долго рассказывать, например, маршруты и время нахождения в портах...

Пьянова Евгения - Поппинс аватар

redcate написал(а):

Сергей Василец написал(а):

 

Старое поколение очень вас понимает, а молодое ... почитает и тоже поймет. Вы отлично пишетеСказ про то, как мы подсели … на круизы.

 

Уже начинаю краснеть от удовольствия.

А наша дочка, которой сейчас 28, слушает наши рассказы "про то" всегда развесив уши и раскрыв рот. Не понимает, но кайф ловит. Кстати, напрочь не понимает Ильфа и Петрова...

 

:)  Я не очень далеко от Вашей дочки,  но, видимо,  эта небольшая разница всё же играет роль...я ещё как-то застала Союз. Ребёнком, но застала...а, может, и не в этом дело - недавно познакомилась с молодым человеком 20 лет,  так вот он тащится от того времени. И в каждом городе Постсоветского пространства ищет Столовые и простое задушевное общение)

Это скорее ощущение принадлежности к Эпохе...(  Мысли вслух) но в этом времени мне иногда бывает неуютно - не хватает некоторых ценностей СССР. 

 

 

Ольга Ли аватар
Ольга Ли (Вс, 31.03.2013 - 05:12)

Спасибо за ссылку - весьма звлекательно, пока не вижу тарифов..

С Женей согласна: некоторой атмосферы ТОЙ эпохи не хватает..

Dr. Похабыч аватар
Dr. Похабыч (Вс, 31.03.2013 - 11:21)

интересный рассказ. В детстве мне довелось совершить 2-х недельный круиз на дизельэлектроходе ,,Россия,, по Чёрному морю практически по всем советским черноморским портам. Поэтому по прочтении вашего рассказа сразу нахлынули приятные воспоминания. Помню в баре стоял механический музыкальный автомат, в который бросив пятачок и нажав кнопку с выбранной мелодией, можно было наблюдать, как механическая лапа подхватываал виниловую пластинку, проигрывала её и ставила потом на место. Ну и бассейны на борту теплохода тоже радовали своей чистой и ледяной водой ). В Батуми тогда ощущался явно сохранённый культ личности Сталина - в каждом почтовом киоске продавались его бюсты, а экскурсовод с придыханием не к месту славословил ,,нашего великого и могучего Иосифа Виссарионовича,, )) Интересно - это всё там до сих пор сохранилось? А вот обслуживание в ресторане и сама кухня не оставили заметных впечатлений - помню мы вроде приходили уже за накрытые столы, и на столе стояла блестящая кастрюля с супом на четверых и сухарики, суп по тарелкам разливал кто-то их пассажиров за столом, а официанты разносили порционные вторые блюда. Наверное действительно у вас тогда был ,,интуристский,, сервис

vibas аватар
vibas (Вс, 31.03.2013 - 12:42)

redcate написал(а):

 

 

"Принцесса ДАФНА", так ее звали...

Витя! Я эту историю могу рассказывать вечно. Там столько было всего забавного и.. очень забавного, что действительно фильмы снимать можно. Причем само пароходное путешествие лишь маленький кусочек...

 

Теперь ты понимаешь наш азарт и участие во всем в нашем с тобой совместном круизе?

 

Ах, ну да, Дафна, конечно! ))

Да, азарт понимаю!!! Но мы в перый раз в круизе были. Уверен, в следующий раз (если он будет), мы будем гораздо активнее )) 

 

Сказ про то, как мы подсели … на круизы.

 

 

 

 

redcate аватар
redcate (Вс, 31.03.2013 - 12:59)

Ольга!

Тарифы на круизы здесь

http://www.mkruiz.ru/prices/2013/novoros2013.html

 

ТА атмосфера - это наша молодость. Именно ее нам не хватает.. У меня есть ближайший друг, родители которого познакомились в Сталинграде во время обороны в самое жуткое время. Они никогда не рассказывали про ужасы того времени, они вспоминали только забавное и светлое. Это нормальное свойство любого человека. Мой папа про войну рассказывал только смешные истории, хотя прошел путь от Ханкин-Гола до Берлина...

redcate аватар
redcate (Вс, 31.03.2013 - 13:16)

Dr. Похабыч!

 

 

Спасибо... :)

А вот как на "России" обслуживали в ресторане - не помню. Был на ней два раза: в раннем детстве с родителями и в его последнем рейсе в 1983 году. Тот последний круиз был ужасен по обслуживанию и внешнему виду судна. Уже частично ободрали украшения, кормили хреновато, но у нас была отличная компания, мы были еще в ажиотаже от первого, описанного здесь круиза, нам было хорошо! Но точно могу сказать: ресторанное обслуживание на "Грузии" было таким же и дальше, когда я на нем работал, так же было на "Шевченко", "Константине Симонове". По крайней мере, до 91-го года. Все это были внутренние рейсы. Качество питания было разным и скорее хуже. Особенно вспоминаем новогодний круиз по Средиземке 96-97 года на "Тарасе Шевченко". Он еще был приписан к Одессе. Под конец круиза, извините, жрать было просто нечего, одни макароны...

А про Иосифа Виссарионыча и Батуми, честно говоря, не замечал. Во всяком случае, так настойчиво, хотя бывал там не раз, последний раз в 88-м году. Ну, то есть конечно своего великого земляка там никогда не забудут, но и особого сумасшествия не видел... Может это специально для рускиих туристов?

redcate аватар
redcate (Вс, 31.03.2013 - 13:36)

Да, Витя, наш пример - другим наука. Так что дерзайте, вы с Аней вполне сдюжите!!! Сказ про то, как мы подсели … на круизы.

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
X
Укажите Ваше имя на сайте TourBlogger.ru
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка...