Сказку венского леса я увидел в кино

Австрия, 19-23 октября 2014
                                                          
                                                       Сказку венского леса я увидел в кино

           Майне либе дамен унд херрен, начну с этого обращения свой рассказ о том, как   вновь паркетная судьба привела меня в недалекие, но неизведанные мной до сих пор страну и города. С 19 по 23 октября приглашение известного европейского производителя паркета перенесло меня на крыльях Трансаэро в Австрию, где в этот раз мне удалось побывать в Вене и еще трех городах и познакомиться с двумя современными деревообрабатывающими предприятиями, одному из которых, правда, более 180 лет от роду, и проехать по прекрасным австрийским дорогам.

           Я уже написал по приезде деловой отчет о поездке для одного из паркетных сайтов. Все, что не вошло в сухой деловой отчет – краски австрийской осени, белые круизные пароходики на Дунае, венский лес, подчеркивающий плавную красоту очертаний гор на заднем плане венских фотозарисовок, но конечно находящийся за пределами города, украшенного вместо этого бульварами и парками, обнаженными стволами вековых платанов, кое-где увитых плющом, даже виноградниками – всё это в той или иной мере доверено посту, который я предлагаю вашему вниманию, мои немногочисленные читатели. Есть здесь и чертовщина в парламентском дворе Граца, и поверхностный взгляд на крыши этого города, и легенда о незаурядном и везучем человеке, селфмейдмене по-австрийски, и изображения самого древнего и процветающего уже 500 лет греческого ресторана в Австрии, и стильного фиакра и его возницы на старинных булыжных мостовых, и отредактированной пантеры, ставшей гербом земли Штирия.

 



 

           Конечно, и в сухом деловом отчете есть что-то примечательное. Например, сушки под навесом, открытые на все 4 стороны света, в которых здесь 4-5 месяцев сушат заготовки дерева на территории заводов и склонах штирийских гор, прежде чем поместить их в камеры с двухнедельной досушкой и пропариванием. Это конечно не тот метод, которым сушили свои изделия Страдивари, Гварнери и Бергонци, но он разительно отличается от того, что широко распространено во всем остальном мире. И тут приходится поведать бесконечно грустную историю о том, как кошка одной из владелиц предприятия случайно и в тайне от всех забралась в штабель, поступивший в камеру, и была высушена, к сожалению, в отличие от древесины с потерей качества. Или рассказать про металлодетекторы, предваряющие распиловку стволов, чтобы обнаружить и удалить какие-то металлические включения в дерево. Это может быть и набитое гвоздями на стволе сердце с двумя инициалами, но я вспомнил, как на одном из подмосковных заводов, в Жуковском, в начале 90-х летели распиловочные фрезы при попытке разделки стволов, пришедших из Курской области. А когда установили металлодетектор, стали находить осколки снарядов, вросшие глубоко в тело дубов и ранившие полвека тому назад молодые тогда деревья на Курской дуге. Или славное изделие паркетчиков – инженерная доска «Штирийский винный дуб», в рецептуру финишной отделки которой входит австрийское красное вино и которая предназначена для отделки винных бутиков и погребов и дегустационных залов. Очень красивая коричнево-красноватая доска с проструганной шероховатой поверхностью.

 

                                                                                                                   Рисунок художницы М.Тарасовской

           В стране по нашим меркам – самое начало не холодной еще, но уже с дождями осени. Деревья только кое-где добавили к своим летним нарядам желтые и чуть красноватые аксессуары, люди только–только обновляют легкие куртки, а число велосипедистов на улицах и дорогах практически летнее. Еще открыт в Вене розарий в одном из парков, где не протолкнешься от посетителей, пришедших полюбоваться последней улыбкой великолепных и любимых здесь, как и у нас, цветов. Еще полно загорающих в воскресенье на дунайских пляжах, но уже не видно купающихся, еще отходят от корабельной стоянки на реке симпатичные белые круизные пароходики. Но уже гоняют временами сильные прохладные ветры листву по городским и сельским асфальтам, а дожди становятся все чаще и настойчивее.
 

 

           Прилетели мы в составе группы из архитекторов и дизайнеров - интерьеристов и представителей дилеров пригласившего нас предприятия в России в воскресенье – нерабочий день. Поэтому наше пребывание в стране решено было начать с экскурсии по Вене, куда мы приехали из аэропорта, оставив в автобусе кладь. Двухчасовая примерно экскурсия проходила в специальном трамвае, курсировавшем вместе с нами по определенному маршруту в городе. Предоставил его один из трамвайных парков вместе с экипажем из 2 вагоновожатых в форме с красным аксельбантом и фуражками и стюарда, заботливо потчевавшего нас по пути следования закусками, белым и красным австрийским вином и венскими пирожными и штруделями. К сожалению, трамвай сделал только одну прикладную остановку на 20 минут, поэтому снимать в этой части экскурсии пришлось на ходу в основном и через стекла. День по погоде был самым лучшим за все путешествие, и солнце светило в объективы весело и беспощадно. Потом была пешая прогулка по старому городу, о котором нам рассказала Ольга, много лет здесь живущая, голубоглазая, красивая и породистая, со знанием предмета и любовью к городу, его архитектуре и жителям.

  

           Конечно, при таком способе передвижения с обзором из трамвайных окон составить цельное представление о городе, бывшем некогда столицей империи, и увидеть все его достопримечательности – несбыточная мечта. Мы курсировали не спеша, а мимо нас пролетали сапсаноподобные бесшумные изящные мимолетные видения городских трамваев, которые собирает компания «Сименс» на заводе в городе Граце, о котором речь впереди. На эстакадах над нами так же бесшумно разгонялись и тормозили городские и пригородные скоростные электрички, а под нами шелестел U-Bahn -  венское метро. Я мало что успел увидеть и бесконечно далек от свершений путешественников-знатоков, составивших здесь когда-то энциклопедию города с описанием и изображениями его красот и примечательных мест. У меня всё увиденное калейдоскопично и без особенной связи собралось во фрагментарный  образ, который я пытаюсь воспроизвести.

           Для меня оказалось неожиданным, что Вена в каком-то смысле социалистический город, в топонимике улиц и площадей которого увековечены Энгельс и Маркс, жива память о красной Вене февраля 1934, 80% из 1 млн.700 тыс. жителей пользуются благами муниципального жилья. Его может получить молодая пара, семья в связи с рождением ребенка или еще одного ребенка, люди по поводу развода или другим поводам, хоть есть предпочтение для молодых. Стоит муниципальное жилье в среднем 500 евро в месяц.

           За спиной девочки, болтающей ногами на парапете, самый маленький, буквально размером с клумбу виноградник в городе. А вообще здесь достаточно виноградников прямо в городской черте, славится ими в частности венский район Гринцинг. И их плоды, а также лоза из других мест, явились основой того, что мои спутники дегустировали во время трамвайной экскурсии. В ходе нашей поездки мы то и дело обгоняли (или нас обгоняли по прихоти плотности дорожного движения) велосипедистов и бегунов трусцой. И хоть городской воздух для этих занятий не безупречен (пусть он разительно отличается от московского в лучшую сторону), несмотря на обилие парков и множество посадок, видно, что венцы исповедуют здоровый образ жизни.

 

 

  

           В городе много воды – Дунай, каналы и речушка Вена, о которой говорят, что именно она дала городу имя. Дунай здесь холят и лелеют, им любуются, около него прогуливаются, в нем купаются, по нему ходят круизные суда, его укрощают и по-новому направляют. Проезжаем мимо одной из сохранившихся в городе круглых вышек противовоздушной обороны – наследия второй мировой. Горожане и власти думают, что с ними делать. Сносить жалко – история, да и люди живут в некоторых. Пока неясно, что для них придумают. А на вид – такой артефакт из «Обитаемого острова» Стругацких, страшный своей бессмысленностью, хищностью и примитивным эстетическим посылом.

 

 

  

           Беломраморный стройный и кудрявый Моцарт, стоящий у пюпитра с нотами в облегающем сюртуке и обтягивающих бриджах в бывшем императорском саду в окружении мраморных ангелов. С момента закладки и до открытия в 1896 г. он ждал 77 лет. Замечательного музыканта похоронили в общей могиле. В этот раз я узнал, что не по бедности, хоть беден был величайший Вольфганг Амадей. Просто был указ о том, кого из славных надлежит хоронить отдельно, а кто, как Моцарт, не был знатен, а имел статус слуги (как все музыканты и актеры) и посему похоронен должен был быть с другими вместе. И таких незнатных и слуг было в тогдашней Вене 80% из живших в ней и умиравших. И здесь он изображен в костюме, который как бы ливрея.

           Дважды за наш маршрут проезжаем мимо помпезного здания Министерства обороны, фронтон которого украшен скульптурными головами знаменитых полководцев, хоть были у них конечно и другие, не менее в боях и перемириях прославленные части тела. Видели в Вене Академию художеств, в которую в свое время дважды не приняли Адольфа Алоисовича. Многие считают, что зря не приняли. Хоть мне думается, что нашли бы другого подходящего, если бы Гитлер был принят и профессионально занялся живописью.

  

 

           Во время пешей прогулки в старом городе обошли вокруг мрачного собора Святого Стефана, напомнившего мне Кёльнский, облицованный песчаником и такой же почерневший. Часть фасадов закрыта сеткой и реставрируется. Процесс реставрации по традиционной технологии очень медленный и потребует, по-видимому, еще несколько лет. Песчаник меж тем снова темнеет.

 

                                               

  

           Город в той части, с которой мы познакомились, украшен множеством скульптур и резко выпадающими по высоте из рядовой застройки современными архитектурными сооружениями. Это красиво, как правило, талантливо спроектировано и удачно вписано в городскую ткань. Но для меня, по полному неразумению ожидавшего свидетельств имперского величия, колонн и портиков с римскими цифрами, дворцов знати, увиденное было шоком. Я встретился с городом или с какой-то его частью, застроенным малоэтажными в основном зданиями разнородной по стилю архитектуры, без помпезности и высокомерия столицы империи. И если какой-то мотив оформления   повторяется и выстраивается в лейтмотив, то нужно упомянуть конструктивистские разработки Баухауза, создания Вальтера Гропиуса со товарищи. Баухауз присутствует в конструкциях контрастно окрашенных строений и их застеклении, в облике целых улиц. 

 

                                           

 

 

           В любимой мною книге Андрея Шарого и Ярослава Шимова «Корни и корона», посвященной судьбе империи, сказано о Вене: «Здесь тысячи удобных скамеек, откуда открываются прелестные виды; здесь сотни милых кондитерских, витрины которых ломятся от тортов и пирожных; здесь десятки мощных памятников королям и композиторам. Педантичные австрийцы ни одного значительного предка не обидели. Всех подсчитали: каждому полководцу выдали по бронзовому скакуну, каждому императору – по лавровому венку, каждому музыканту, художнику, поэту – по скрипке, мольберту, гранитному пьедесталу».  Такую Вену я мельком увидел. 
 
 

 

           «Вена набита музейными реликвиями, как бабушкин сундук тряпьем. Простой перечень городских музеев, среди которых обнаруживаются столь экзотические, как музей погребальных обрядов, музей языка эсперанто и музей крепких спиртных напитков, займет не меньше десятка страниц». Венские музеи так и остались на этот раз или навсегда недостижимой мечтой. Хоть и были мы неподалеку от галереи Альбертина, собравшего за несколько столетий чудовищно большую коллекцию любимой мной графики, рисованной и печатной. Здесь рисунки от да Винчи и Дюрера до Кокошки и Эгона Шиле. Я бы прожил в галерее месяц – год, без цвета и оттенков, в черно-белом мире графики, среди теней и света, чтобы потом, выйдя наружу, неторопливо привыкать к реальному облику мира, в котором постепенно проявляются цвета и тона и уходит тайна. «Жизнь моя, кинематограф, черно-белое кино»… А тут еще представительная, на 100 с лишним работ выставка Хуана Миро в Альбертине в это время, которая продлится до середины следующего года.

           И еще о Вене и венском: «Для старой Австрии было характерно отождествление многих явлений не со страной, народом, нацией, а со столицей государства. Эта формула, наверно уникальна: не «австрийская», а «венская» кухня; не «австрийская», а «венская» опера; не «австрийский», а «венский» модерн, и далее – от венского кофе до венского вальса, от венской школы психоанализа до венского стула». Справедливо это в значительной степени и для сегодняшней Австрии, хотя австрийские ремесленники, инженеры и предприниматели вместе со «скрытыми чемпионами» австрийской провинции многое делают для продвижения слогана «Сделано в Австрии», к чему и я чуть–чуть руку приложил.

           И в завершение хвалебной оды городу: «Здесь с равной аккуратностью реставрируют здания, пекутся о старине, и оберегают традиции: венской оперы, венского вальса, и венских оперных балов; венских яблочных пирогов и венских засахаренных цветочных лепестков, элегантно уложенных в венские коробочки; венских бутоньерок и венской школы выездки; венской кухни со шницелем размером в лопух и свиной котлетой на косточке».

 


           Вектор нашего путешествия – Штирия – одна из 9 земель Австрии, расположенная к югу от столицы и изобилующая горами, поросшими лесом. Это один из признанных центров австрийского деревянного домостроения, благо склоны штирийских гор щедро поставляют деревообработке деловой лес, а если его не хватает для каких-то программ, то лес берут в соседних странах, что не трудно для страны, находящей в центре Европы и граничащей с восемью соседями. В стране сотни тысяч семейных предприятий, которыми управляют очередные поколения представителей династии владельцев, не нуждаясь в чьем-либо утверждении решений, полагаясь на собственные средства, а не на кредиты, самостоятельно обучая специалистов профессии и развивая социальные программы для своих работников. Для таких предприятий экология – это чистый воздух и реки родных мест, выращиваемые взамен вырубленной древесины леса, полная утилизация отходов промышленности, экологически чистые источники энергии, отличные дороги. Наши хозяева – пример такого семейного предприятия со 180-летней историей и седьмым поколением владельцев в управлении.

  

 

 

           Штирию называют «зеленым сердцем Австрии». Ее территория на 61% покрыта лесами. На миллионе гектаров лесной площади растет 850 млн. деревьев. И производства в Штирии – это ремесло и искусство, а также часть природы. Из Штирии Вена по горному водоводу получает кристально чистую воду, которую венцы пьют из-под крана без обеззараживания и фильтрации. Я попробовал, и мне она показалась гораздо вкуснее бутилированной.

           Вот и сейчас мы едем в Грац, центр федеральной земли Штирия и второй по величине город Австрии, правда, почти в 6 раз уступающий Вене по населению. Живописна дорога в Грац со шпалерами карликовых яблонь, кое-где еще изнемогающих под тяжестью большущих красных осенних яблок, с фазанами, выходящими к дороге полюбопытствовать на нечастые сейчас машины, с перекопанными по бокам дороги полями, где жирные ломти грунта, поднятые крупным лемехом, лоснятся под ласковым после сегодняшнего ливня осенним нежарким солнцем. Густые заросли кукурузы на полях ждут своего часа, а прикрытые пленкой протяженные стопы нарубленных дров ожидают того, что будет с газовым снабжением Европы этой зимой. Аккуратная двухэтажная провинция подступает к самому автобану со своими низкими заборами и кустарниками, собирающими сейчас желтые послания осени. Скромная реклама на этих же заборах и оградах, кое-где кучи торфяных брикетов, изредка застраиваемые огороженные участки, стоянки, заставленные небольшими симпатичными авто, и прогуливающиеся изредка пожилые франты, укутанные в белые шарфы. Прямоугольная малоэтажная архитектура, и только по прибавлению 1-2 этажей и по обилию молодых людей на велосипедах замечаем, что въезжаем в Грац.

 

               

           Сейчас нам предстоит прервать с трудом налаженную плавность повествования, чтобы услышать легенду о Вальтере. На третий день нашего путешествия и сразу после экскурсии в Грац, о которой рассказ чуть позже, нас повезли знакомить с необыкновенным фермером, еще одним штирийским чудом, с Вальтером. После получасовой поездки автобус наш притормозил у приземистого кирпичного строения со странными окнами, откуда доносилось нестройное басистое мычание. Ну, как же – коровник, какой же фермер без коров. Позднее оказалось, что коровник этот с его обитателями принадлежит соседу Вальтера. Мы подошли плотной группой к дому в форме каре, перед которым стояло явно на зарядке странное авто. Мы привыкли к тому, что электромобиль – новинка, сверкающая лаком, миниатюрная, не совсем обычной, как правило, формы. Здесь же нас встречал довольно покоцаный, видавший виды, со следами подмалевки, небольшой, но вполне классической формы автомобиль. Вышел худощавый невысокий мужичок в немецкой шляпе со шнурком вместо ленты и после обмена улыбками и приветствиями приступил к рассказу, а чуть позже и к показу. Он с гордостью рассказал, что заряжает электромобиль от солнечных батарей на крыше, и сообщил, что еще 150 м² батарей питают отопление (кроме зимы), освещение и кондиционирование дома. Он представился как поборник экологически чистых возобновляемых источников энергии, поведал, что зимой обогревается дровяной печкой, пошутил, что, когда Россия отключит Европе газ, его это не застанет врасплох, и повёл нас знакомиться с домом.

 

  

                                                 
 
           Когда-то в поисках заработка он развел пчел и преуспел. Затем начал варить медовуху и снова преуспел, но счел, что пиво на меду будет иметь больший успех, и опять оказался прав. Охочие до медовухи и медового пива посетители небольшого кафе-бара, с которого все начиналось, сетовали, что вкусные напитки мешают им добираться домой и что, если бы было, где переночевать, им было бы удобнее, а ему прибыльнее. Он начал отстраивать здесь же гостиничные номера. По всей Штирии находил дома, идущие на слом, забирал или за бесценок покупал старые доски, двери, утварь. Ему иногда попадались старые, а то и старинные материалы и предметы. Он оформил номера в гостинице по двум вариантам: жилье небогатого крестьянина для постояльцев попроще и комнаты крестьянина побогаче для гостей с запросами. Пригодились старые двери с расписными и резными филенками, старые громоздкие, но исправные накладные замки, утварь и инструменты украсили стены, старые добротные доски пошли на полы и позволили собрать двуспальные кровати для номеров, перины и подушки которых набиты натуральными материалами. Кованая большая люстра над лестницей и старинные светильники в коридорах, разные помещения для отдыха и трапезы, туалетные комнаты в номерах разной комфортности. По его словам, стройка заняла 3 года.

 

                                             

  

           По мере повествования и показа женщины наши глаз не сводили с Вальтера, а в узких коридорах и на крутых лестницах касались его как бы ненароком. Еще бы, в австрийской глубинке в наше время измельчавших героев и увлеченных политикой или спортом пустобрехов неожиданно встретить настоящего МУЖЧИНУ, работника, созидателя. С задней стороны дом с гостиницей примыкают к крутому подъему в гору. Но и здесь он соорудил небольшой домашний храм – капеллу с фигурой Христа, самый большой в Штирии дом-улей с крышей из натуральных материалов и пару строений, расположенных еще выше. При гостинице небольшой ресторан, кафе-бар и маленький магазин, где постояльцы и гости покупают австрийское белое и красное и шнапс на кедровых орешках. Одно из помещений – круглый зал на втором этаже – украшено довольно живой геометрической композицией художественного паркета, не знаю уж чьей работы. В  то же время в жилых помещениях наряду со старинными массивными досками кое-где на полах присутствует самая современная инженерная напольная продукция работы наших хозяев, с которыми у Вальтера старинная дружба.

  

 

                                      

  

          В верхнем этаже гостиницы одиночные или парные деревянные ванны, в которые заливается 350 л теплой воды и усаживаются по двое постояльцев. При приеме ванны они выпивают по 2 литра медового пива, да еще время от времени хозяин выливает на них настойку хмеля. Мужчины, склонные в этой истории к недоверию, искали бочку поменьше с волшебной щукой («по щучьему велению») и самоходную печь, подозрительно присматриваясь к украшенному изразцами камину. Кто-то из маловеров предположил, что в процессе поиска раритетов Вальтер откопал где-то сундук с золотом. Но наличие этого Фомы неверующего не уменьшило числа тех, кто сразу и безоговорочно погрузился в атмосферу легенды.

 

          Позже, во время щедрой вечерней трапезы, сдобренной австрийским вином и абрикосовым и кедровым ликерами, одна из наших аналитически настроенных спутниц сумела выведать у Вальтера подробности о собственном капитале в 3 млн. евро, о полученном банковском кредите на 4 млн., о наличии неподалеку еще одной принадлежащей ему гостиницы и о строительстве домов, которые он продает. Так алгеброй поверили гармонию и немного приземлили легенду. И, тем не менее, Вальтер очень колоритная фигура и, безусловно, работник и молодец. Как приношение ему я хочу использовать слова Джона Стейнбека, сказанные им когда-то по несколько иному поводу в книге «Путешествие с Чарли в поисках Америки». Я пожелаю Вальтеру счастливой, долгой и заполненной созидательным трудом жизни. И пусть он плодится и размножается, а его потомки заполнят нашу планету.

  

          Свой дом и гостиницу с остальными постройками Вальтер определяет так: «Штирия, какой она была когда-то». И это неожиданно смыкается с нашими впечатлениями от экскурсии в Грац, где в каждом камне старинной брусчатки, в башне с часами и городском соборе, в уютных внутренних двориках, где открываются глазу прекрасно сохраненные постройки и фрагменты городских укреплений аж XV в., в скульптурной галерее прославленных в разных местах и странах уроженцев города, во множестве других примет и знаков зримая и ощутимая через прикосновение и звуки живая история. Недаром ЮНЕСКО признает старые кварталы Граца (Альтштадт) объектом мирового наследия. И в то же время современный Грац – город, в котором 4 университета и 50 тысяч студентов (каждый шестой житель города), магазины известных дизайнерских марок, концертный зал и действующий оперный театр в красивейшем здании, построенном в самом конце XIX в. по проекту двух венских архитекторов, которые также проектировали знаменитый Одесский оперный.

  

  

  

          В день нашей экскурсии в городе проходила акция австрийских врачей, протестовавших против низких зарплат и запрета на дополнительный заработок, которые привели к отъезду из страны наиболее квалифицированных медиков. На площади перед городской ратушей установлены были рядами сотни распялок в человеческий рост, на каждую из которых одет был белоснежный врачебный халат из какого-то синтетического материала или специальной не смачиваемой бумаги. В нагрудных карманах некоторых из них авторучки или листки с отпечатанными в 2 цвета требованиями медиков. Люди подходят, читают тексты, ребятня берет авторучки. Ни самих врачей и сестер, ни местного ОМОНа, никаких агрессивных действий и свары, но очень впечатляет. Кто-то из прохожих подходит и садится рядом на ступени фонтана на площади, что-то обсуждают, ощущается солидарность жителей с бастующими.

  

  

          Поскольку службы в этот день не было, нам удалось осмотреть городской собор, посвященный Святому Эгидию – целителю и начатый постройкой в XV в. Снаружи он имеет выраженные готические черты, а внутри по-барочному роскошен в резьбе и убранстве. Великолепный по архитектуре орган на 5 тысяч труб, который нам, к сожалению, не пришлось услышать. Где-то во дворах старое замкнутое красное здание в форме каре, на одной стороне которого часы, отражающиеся в луже у ног искусно сделанного не знаю, по какому поводу снеговика, а постоянно пополняемая у его ног лужа напоминает о бренности всего сущего. Сейчас в этом здании духовная семинария.

  

  

 

  

          Город очень зеленый: более половины его территории – парки, скверы и бульвары. На центральной улице  Музей средневекового оружия, в окнах которого демонстрируются видеосцены рыцарских ристалищ, вряд ли аутентичные, но искусные. На фасаде музея очень напоминающее дракона изображение штирийской пантеры, извергающей огонь из пасти и еще двух отверстий. Это старинное изображение стало гербом современной Штирии. Правда ревнители порядочности и борцы с осквернением чувств любителей средневекового антуража добились того, что на гербе огонь извергается только из пасти пантеры-дракона.

  

  

 

          Еще один, уже подлинный дракон, позеленевший от времени, служит завершением водостока в парламентском дворе. Это вообще интересное место. На въезде – выезде, где когда-то всадники и кареты создавали на брусчатке чудовищный шум, вместо камня уложен был торцевой дубовый настил, заглушающий звук и настолько прочный, что дожил в полном порядке до наших дней. В этом же дворе нашел пристанище литой черный металлический черт, посаженный здесь вроде как ненадолго несколько лет тому назад после очередной городской выставки современного искусства с целью популяризации этого искусства, да так и прижившийся. Похоже, что чертовщина в парламенте – не только наше изобретение. 

  

  

 

          На главной улице Граца вблизи от Ратуши несколько очень симпатичных, украшенных цветной лепниной и росписью домов, а на фасаде одного из строений отреставрированы оригинальные фрески XVII столетия. Неподалеку расположенная очень высоко, с великолепным обзором сверху крепость, к которой ведет длиннющий серпантин ступеней или скоростной лифт, а спуск вниз можно сделать и пешком. Я на этот подъем в ожидании скоро последовавшего ливня не решился, но добрался до расположенной на крыше 6-этажного городского универмага смотровой площадки, откуда при начинающемся дожде поснимал живописные крыши города. Уступающий по населению Вене почти в 6 раз Грац тем не менее очень красив, оживлен, разнообразен по ландшафту и архитектуре и производит впечатление обиталища счастливых и веселых людей.
  

                                            

  

  

          Как сюрприз и подарок от наших гостеприимных хозяев – еще одна встреча с Веной и прощальный ужин в самом центре города. Сюда мы приезжаем после посещения второго завода, расположенного в городке Гюссинг, к вечеру, в сгущающемся сумраке, успешно разгоняемом подсветкой внушительных зданий, дворцов и двух башен Карлскирхе, заселяемся в пятизвездный Hotel De France на Рингштрассе у входа в старый город, разбираем ключи от номеров, 25 минут на макияж с переодеванием после дороги и снова в путь, благо до места прощального ужина два прохода по 200 м и подземный переход с эскалаторами на спуск и подъем под широкой освещенной магистралью. Обильный ужин в зале, специально для нас отведенном, постепенный переход от дегустации вин к более крепкому шнапсу и наслаждению венским десертом. Кстати, с поправкой на мой совершенно неразвитый вкус и краткость встречи с австрийской кулинарией, она мне не понравилась или точнее не показалась. Вкусными, на мой взгляд, оказались лишь супы и, безусловно, особенные и заслуживающие восхищения десерты.

          Планы погулять по ночной Вене нарушили начавшийся и набиравший динамику дождь и сломившая нас усталость, накопившаяся за эти несколько дней, заполненных интенсивными занятиями, переездами и экскурсиями. Назавтра – ранний подъем, путь в аэропорт, трехчасовое ожидание опоздавшего самолета из Внуково, в котором накануне случилась трагическая встреча французского частного самолета с не совсем трезвым снегоуборщиком и некомпетентными диспетчерами, счастливое приземление после 3-часового полета и облета закрытого на 15 минут внуковского аэропорта.

          Я только мельком увидел осеннюю улыбку Вены, полюбовался хранителем старины Грацем и еще двумя живописными городами, познакомился с двумя особенными паркетными заводами, находящимися вроде бы в австрийской глубинке, но отлично зарекомендовавшими себя своей продукцией в 50 странах мира, попробовал несравненные венские пирожные и штрудели, познакомился с гостеприимными, веселыми и миролюбивыми австрийцами, на мой взгляд, хорошо относящимися к России и помнящими наше трагическое противостояние в войне и восстановление независимости страны не без нашего участия. И хорошо, что мы не задержались когда-то в Австрии так надолго, как в некоторых других странах. Только  Австрии и Италии из распавшегося ранее наследия Австро-Венгерской империи выпало избежать коммунистического правления, с чем в какой-то степени связано их неплохое к нам отношение, да еще с тем, пожалуй, что оккупация Австрии союзниками длилась «всего» 10 лет, до 1955.

  

          С удовольствием приношу благодарность нашим гостеприимным хозяевам – Weitzer Parkett за науку и знакомство со страной и темпераментным и знающим экскурсоводам Ольге и Тамаре. 
        
  
Готов к критике!
Тэги: Австрия ,
9 голосов | Комментарии Оставить комментарий
Ольга Ли аватар
Ольга Ли (Сб, 08.11.2014 - 08:04)
Читаю с утра пораньше. Спасибо за заряд на весь день,  а может, и больше, Михаил!
Недавно одна из моих учениц, побывавшая в кучке европейских столиц, подарила мне, конечно, крохотную Эйфелеву башню, но все твердила: "Съездите в Вену, Г.А.! Это ваш город!"
Вот теперь особенно пристально пригладываюсь к "моему" городу. Рада, что нет в нем "имперскости", а есть аромат того старого вина, которое чем старее, тем драгоценнее. И "сухости" Ваших паркетных замечаний очень рада (пронзительные истории про кошку и курский металл). Штруделей, конечно, хочется, несмотря ни на что Сказку венского леса я увидел в кино И тех холмов и перелесков, от которых веет гармонией нерасторопной старины... И чертушка такой изящный, и черепица красных крыш... В общем, спасибо за вашу улыбку Вены и Граца, очень-очень спасибо!!!
Vnika аватар
Vnika (Сб, 08.11.2014 - 15:09)
Почет и уважение австрийцам,  не обидевшим ни одного предка! 

Про Вальтера и его хозяйство особенно понравилось. Остановилась бы на пару тройку дней, доведись побывать. 

Что-то у меня самой в последнее время бзик - какое-нибудь старье подобрать и присвоить. Уже месяц в багажнике машины живут два дубовых стула с кожаными сидушками (где подобрала, стыдно сказать) Один целый, у второго есть зверский слом. Вот построю себе дом... Сказку венского леса я увидел в кино


Vnika аватар
Vnika (Сб, 08.11.2014 - 15:10)
Михаил! С сотой историей вас Сказку венского леса я увидел в кино
Mikha аватар
Mikha (Сб, 08.11.2014 - 18:08)
Галина и Виктория, спасибо за добрые слова. Вот уже (или всего) 100 историй. Редко бываю здесь теперь. Занят очень и времени не хватает (и огня). Не ушел никуда, но приходить сюда после той свары, разогнавшей лучших, неохота. Да и мало, кто помнит, сам не знаю сегодняшних многих, а старые истории запали, помню их и цитировать могу. Скажем, как поездку Галины в Новый свет или прогулку Виктории по Питеру с Федором Михайловичем.
Vnika аватар
Vnika (Сб, 08.11.2014 - 18:12)
Михаил, и вам спасибо за добрые слова. И, может, мы не те лучшие, но мы тут.  Сказку венского леса я увидел в кино
Да многие тут, но все как-то осторожничают. 

Вот меня волнует, куда модератор пропал с августа? Зайцы где? Сказку венского леса я увидел в кино
Mikha аватар
Mikha (Сб, 08.11.2014 - 19:37)

Уж Рождество не за горами, подходит,

А модератора всё нет,
И зайцы тоже, похоже,

Сказали нам всем привет.

Есть человек и люди - есть история,
А нет - так нет.

И мало, кто уж знает, кто мы,

И вместо каких-то лиц
В иконостасе ТБГ - фантомы.

Сегодня день рождения Светы Савельевой - первого, Первого колумниста сайта ТБГ. Поздравление ей.

WiseSpaniel аватар
WiseSpaniel (Сб, 08.11.2014 - 19:48)
Ну, имперскости в Вене тоже хватает. ) А вообще действительно очень симпатичный и интересный город. Обязательно наведаюсь туда еще раз, а то и в Альбертину не зашла, и в Венской опере не побывала, и на фиакре не покаталась. Надо наверстывать. )
Mikha аватар
Mikha (Сб, 08.11.2014 - 20:00)
Елена, я бы тоже с охотою вернулся, но загадывать боюсь.
Ольга Ли аватар
Ольга Ли (Вс, 09.11.2014 - 10:25)
Vnika, стулья, похоже, классные... Удачи с домом! Крайне редко заглядываю сюда и Вас не успела почитать, но рада виртуальной встрече :)
Ольга Ли аватар
Ольга Ли (Вс, 09.11.2014 - 10:29)
Михаил, с юбилейной историей!!! Я тоже редко сюда заглядывая именно... из-за отсутствия запала, хотя и времени вечно нет, но это другое. А помнится многое. Периодически кое-что вытягиваю для презентаций детям про наше и не наше то из Вибаса, то из Рантона, то из Вас...  Вдохновения Вам, несмотря ни на что!!
Ольга Ли аватар
Ольга Ли (Вс, 09.11.2014 - 10:31)
WiseSpaniel, я тоже хочу на фиакре :)
Vnika аватар
Vnika (Вс, 09.11.2014 - 14:07)

Ольга Ли написал(а):

Vnika, стулья, похоже, классные... Удачи с домом! Крайне редко заглядываю сюда и Вас не успела почитать, но рада виртуальной встрече :)



Ольга, спасибо. 
Стулья перепрятала Сказку венского леса я увидел в кино
Ко мне заходите, читайте. 
Что такое фиакр?

Mikha аватар
Mikha (Вс, 09.11.2014 - 16:00)
Виктория, фиакр - третье фото от начала в тексте.
Vnika аватар
Vnika (Вс, 09.11.2014 - 16:12)
На фиакре точно не каталась. Поэтому и не знаю Сказку венского леса я увидел в кино 
У меня в этом году новым видом транспорта стали верблюды.
Mikha аватар
Mikha (Вс, 09.11.2014 - 16:17)
Верблюд - корабль пустыни. А для вас фиакр с таким фиакером - самое оно. И какая же Виктория не любит быстрой езды.
Любава аватар
Любава (Вс, 09.11.2014 - 20:32)

Как всегда, с удовольствием прочла вашу историю. В Вене не бывала, да и в предместьях её тоже, так что с большим удовольствием прокатилась с вами на экскурсионном трамвайчике. Что сделала бы обязательно, если бы довелось побывать в тех краях.
Впечатлила тихая забастовка врачей. И конечно же хозяйство настоящего МУЖЧИНЫ...
И просто радостно видеть вашу историю здесь на этом сайте. Может и ушли лучшие, но я думаю оставшиеся здесь тоже не так уж плохи, так что радуйте нас хоть иногда своим присутствием.

Любава аватар
Любава (Вс, 09.11.2014 - 20:34)
И,да, где МОДЕОАТОР?!!! Выдавайте законно заработаных ЗАЙЦЕВ!!!!!
АнарИна аватар
АнарИна (Пнд, 10.11.2014 - 17:18)
   Дивная страна..Прикоснувшись к ней,уже не забыть.  Причем, прекрасна во всех своих уголках. И люди здесь,как мне показалось, открытые,веселые,  знающие толк и в еде ,и в музыке, и в работе)
Тоже,помню, удивилась,что Вена такая "красная". Нам гид рассказывала и про муниципальное жилье, и про специальные магазины для тех, у кого прожиточный уровень невысокий (по венским,разумеется,меркам))
   Захотелось  остановиться на пару деньков у Вольтера,так Вы всё хорошо  обрисовали...Такой он настоящий)
      А про кухню соглашусь. Тоже отметила супы и,конечно,десерты. Ещё конфеты и марципаны и всё,что из них...Здесь для меня был рай, рай для сладкоежки.
    Мечта-мечт побывать в Австрии  в Рождество... Только что-то всё меньше верится, что получится(
Ая на сайт заглядываю. Почитаваю иногда,когда время есть. У нас теперь как в тихом сосновом бору-ни тебе модератора, ни дежурного по сайту)) А и ладно... Всё равно все выкатится на свою дорогу)
Спасибо за Австрию!
АнарИна аватар
АнарИна (Втр, 11.11.2014 - 21:06)
Комментарий задвоился...Значит,это ещё одна возможность сказать спасибо!
BUCH аватар
BUCH (Вс, 16.11.2014 - 13:25)
Хорошо-то как! Тихо, достойно и очень красиво! С удовольствием прочитала.Сказку венского леса я увидел в кино Такие как Вальтер редкость в нашем веке. Тоже бы прикоснулась.Сказку венского леса я увидел в кино Какое же счастье жить в таком зелёном месте и пить такую воду! О, счастливчики австрийцы! Но кто, где родился, там и сгодился. Этой осенью  поездила немного по нашим донским краям. Эх, красота-то какая степная, да вольная, кочевная, скифская. А Австрия, культурная, имперская, музыкальная... Очень хотелось бы поездить именно по маленьким городкам Австрии. Спасибо, Михаил, интересно и ярко рассказали и показали.
Пьянова Евгения - Поппинс аватар
Михаил,  редкий визит у Вас получился,  изысканный и красивый.  Вальтером я заочно покорена,  Градом восхищена, акцией такой медицинской впечатлена, а чёрт у Парламента - дело понятное,  пусть будет)
Задумываешься после прочитанного.
Спасибо!
Mikha аватар
Mikha (Вс, 16.11.2014 - 00:02)
Спасибо, милые дамы, я рад, что вам понравилось. Никак не ожидал, что у этой сотой истории найдется столько читателей. Должно бы уж и надоесть.  Всегда привожу с собой что-то, что хотелось бы мне положить за щеку. А по-другому, нежели записать это, не получается. И еще привез я оттуда несколько фото, которые вроде никуда не ставятся. Ну, например, это. Я его в FB только показал и назвал "Благовещение". Снял над стариным Грацем, на смотровой площадке, случайно.
Сказку венского леса я увидел в кино
Светлая лошадка аватар
Светлая лошадка (Вс, 16.11.2014 - 10:43)
Интересная Вена, интересный Мастер, спасибо.
Для себя отметила необыкновенную вкусность выпечки, а вот конфеты не понравились, в том числе "Моцарт".
Irma аватар
Irma (Вс, 16.11.2014 - 12:08)
Пытаюсь в который раз написать отзыв, но вылетаю с сайта (((так что, чертовщина хватает не только в Вене))))
Irma аватар
Irma (Вс, 16.11.2014 - 12:39)
ОчередНая попытка)
Чудесный рассказ, чудный взгляд на уже знакомую Вену...
И хочется тоже туда, на эти странные деревянные мостовые, в кофейню к штруделю ... да, лопух шницельный хочу тоже)))
Но у нас запланирован вояж к Днепру с венгерской стороны
Вену снова придется отложить пока ((

Мы побывали в Финляндии, и там тоже умилились картине всеобщего хозяйского отношения к природе, к бытию как таковому...
Тоже посадки молодняка в ельниках,  вырубка лесов для профилактики и леЧения данного участка леса и проч, проч,... и мусор за бросившим его туристом финн следом поднимет и аккуратно отнесется в ближайшую урну...эх...
Спасибо, Михаил. .
рада видеть ваши истории снова и снова,
грустно было прочесть про отсутствие огня, и внутренне согласившись с этим, кивнуть ((((
Я тоже пока никак,.. хотя пробовала разместить тут историю про мамины целебные горячие ванны в Бурсе,  но сайт снова косячил и косячил, и я бросила этот процесс...

АнарИна аватар
АнарИна (Втр, 18.11.2014 - 10:42)

Светлая лошадка написал(а):

Интересная Вена, интересный Мастер, спасибо.
Для себя отметила необыкновенную вкусность выпечки, а вот конфеты не понравились, в том числе "Моцарт".


Лена, "Моцарт" (для меня лично) великолепен только одного вида и встречала я его лишь в Зальцбурге. Такие необыкновенно толстые конфеты- больше похожие на пирожные- многослойные и фантазийные: там в них и  ром, и изюм, и крошка какая-то Супер! Вам бы понравилось! Михзаил,простите что не удержалась про конфеты..Страсть моя, однакоСказку венского леса я увидел в кино А  вот тортом Захер не впечатлилась, ни в "Демеле", ни в других кафе... Зато штрудель- м-м-м..  tastes differ, что ни говори...

stervochka-m аватар
stervochka-m (Пнд, 16.03.2015 - 20:52)
Очень понравились выдержки из книжного про Вену, и соглашусь с Вами, что вся "соль" кухни в сладком -в десертах! Очень красивые фотографии Штирии -просто невероятной красоты обзоры!
Mikha аватар
Mikha (Пнд, 16.03.2015 - 22:30)
Спасибо, Маша на добром слове. От вас, как от коренной практически жительницы Вены, особенно приятно. Стыдно, правда, что спровоцировал вас на прочтение. Но сейчас извещений отсюда вроде не рассылают, я не получаю.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
X
Укажите Ваше имя на сайте TourBlogger.ru
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка...