Судьба города

Волгоград, Декабрь 2010

Смотрительница музея Сталина точно подметила - не окажись у этого города такого звучного имени, Сталинградской битвы вполне могло и не быть. Но история, как известно, не терпит... Несмотря даже на тотальное разрушение города, кое-что из довоенной архитектуры здесь сохранилось, с этих редких мест я и начну свой галоп-тур по волжским берегам.
Начну с транспортной темы, как ключевой для туриста. Хороший и дешевый (10 рублей) способ передвижения по городу - скоростной трамвай, хотя ни скоростью, ни конструктивно он неотличим от простого трамвая:
Судьба города
Ходит он часто, но, к сожалению, лишь местами, не соединяя город целиком с юга на север. Проложен почти везде параллельно Волге. Поэтому годится трамвай в основном для быстрого перебазирования из центра на север и обратно. В центре линию загнали под землю на глубину нескольких метров, сымитировав настоящее метро:
Судьба города
На "подземной" станции все организовано по-взрослому, даже табло с указанием времени повесили и поставили будочку смотрителя. Одна сотрудница продает билетик, вторая через метр компостирует его, а третья еще через метр проверяет у короткой лесенки вниз. Есть еще охранница в своей будке, на платформе. Таким способом администрацией на пустом месте создано сразу четыре рабочих единицы. На подземных перегонах кондукторши, сидящие в трамвае, отдыхают - в это время трудятся вышеуказанные работницы.
Автобусный маршрут в Волгограде только один, номер 6. Он связывает Международный аэропорт Гумрак с вокзалом. В Гумраке весьма пустынно и грустно, потому что самолеты посещают его примерно пять раз в сутки:
Судьба города
А вот вокзал пользуется успехом у пассажиров:
Судьба города
Если у вас море времени, можете передвигаться троллейбусами. Но волгоградцы не таковы - и в результате весь город наводнен стремительными маршрутками, которые всего за пару часов способны пересечь весь Волгоград с юга на север. Серьезно, в длину город вытянут на 100 км, а в ширину на 20 - это поведал мне водитель такси, бывший автобусный шофер. Чтобы выжить в конкурентной борьбе, водилы исполнили номера маршруток диодными ленточками, которые всегда светятся. Это отличная идея:
Судьба города
При этом потенциальные пассажиры, стремясь попасть в машину, устраивают импровизированные остановки сразу за перекрестками, буквально на светофоре. Ловить свою маршрутку в 10 метрах дальше на остановке западло. Цены тоже интересные, варьируются от 9 до 24 рублей в зависимости от расстояния и маршрута - и шофер реально отслеживает, кто куда едет, так что далеко уехать за десяточку не выйдет. И еще меня поразило, что среди них нет таджиков.

Первый и главнейший местный памятник архитектуры XIX века (1897 год) - это каланча Царицынской пожарной команды, которая построена посредством "тычковой кладки" (кирпичи кладут торцом наружу). Почему такой способ считается исконно царицынским и особо оригинальным, не знаю. За этой башней пристроился Сад любви:
Судьба города
В 1915-1916 годах на Базарной площади Царицына появляется модерновое кирпичное здание - рынок. Историческую часть здания сегодня можно увидеть со двора рынка. Это памятник архитектуры, единственное сохранившееся здание в стиле "модерн" - мясной корпус:
Судьба города
Донской казачий государственный драматический театр на улице Рабоче-Крестьянской. Здание было построено в 1862 году и чудом уцелело в войну. Сейчас, конечно, это тоже памятник архитектуры:
Судьба города
Также как и городская водокачка, чей забор ныне беспощадно разукрашен граффитчиками (вместе со всеми более-менее заметными стенами и постаментами):
Судьба города
Впрочем, церковь Иоанна Предтечи (самая старая в Царицыне) почему-то не разрисована. В 1932-м, как водится, ее взорвали красные дьяволы, но в наши дни их потомки восстановили храм на том же месте:
Судьба города
После войны власти сознательно оставили "как есть" несколько живописных руин, в качестве предостережения будущим поколениям, и в память о подвиге, конечно. Те, что в окрестностях площади Ленина, содержатся в относительном порядке - например, Дом Павлова. Когда я стал осматривать колонны этого "дома" с изнанки, в окно высунулась пенсионерка и строго уставилась на мой фотоаппарат:
Судьба города
По-моему, не надо было заново строить четырехэтажку между сохранившимися стенами.
Мельница из красного кирпича, построенная в 1904 году немцем Гергардтом и поврежденная немцами же. Она находится в сотне метров ближе к берегу и тоже выглядит неплохо:
Судьба города
А вот "остров Людникова" в запустении. Так называется нижний поселок завода "Баррикады", расположеный на берегу Волги. Во время битвы бойцы 138-й дивизии удержали это остров от захвата фашистами. Сейчас никакого острова нет, везде суша, а с тех времен остались руины двухэтажного дома директора завода "Баррикады" постройки 1930 года, где располагался штаб 138-й дивизии:
Судьба города
Развалины неухожены, заросли паразитными кустами и завалены мусором. Любой подросток может прийти сюда в компании собутыльников и славно погудеть хоть в подвале, хоть на втором этаже, и туалет искать не придется. К слову, в нижнем поселке расположена тренировочная база волгоградского "Ротора". Футбольный клуб в 2002 году заложил на "острове Людникова" парк:
Судьба города
Тут я впервые увидел танковую башню - целая вереница таких башен тянется через Волгоград, обозначая линию обороны:
Судьба города
А ведь "Ротор" когда-то гремел в Европе, бивал англичан... Увы, в этом году клуб вылетел во второй дивизион. Центральный стадион, где играет команда, ужасен (впрочем, тут что-то ремонтируют):
Судьба города
Чтобы превратить в "развалины" Центральный парк культуры и отдыха, даже войны не потребовалось. Все аттракционы покрылись ржавчиной и частично обрушились:
Судьба города
А в 1950-е годы, уверен, тут кипела общественная жизнь, веселились пролетарии с детьми и женами, гуляла коммунистическая молодежь и пионерия. Эх, что уж... Возвращаемся на улицы города и посмотрим на памятники. Первый и главнейший - Родина-Мать на Мамаевом кургане. Курганом этот бугор стал после войны, потому что тут погибло и захоронено множество солдат:
Судьба города
На подходе к монументу и далее повсюду натыканы столики и киоски с сувенирами. Несчастные продавцы числом большим, чем туристы, день-деньской ежатся на холоде. Ей-богу, если это называется "создание новых рабочих мест", то городские власти рехнулись, потому что одного нормального киоска, совмещенного с кафе (одна-две продавщицы на все), хватило бы с лихвой.
Под вой ветра я записал патриотический трек:

Судьба города
В здании с вечным огнем, где надо идти по спиральной дорожке вдоль стены, героический дух предков пробирает до самых костей. Этому способствует очень торжественная музыка:
Судьба города
Даже здесь заметно, как устала мэрия от доставшегося ей советского мемориального наследия. Что ни говори, а прибыли от него никакой, сплошные и немалые расходы. Вот что бы вы лично выбрали - подлатать дорогу или советский монумент? А Волгоград, уверен, постоянно решает такую дилемму - помочь мертвым или живым:
Судьба города
Солдатка рядом с Храмом всех Святых (неподалеку от Родины-Матери) и гэбист с мечом на площади Чекистов:
Судьба города
Саша Филиппов и маршал Жуков:
Судьба города
Серп-молот возле Музея-панорамы и подкова, плод бурной фантазии некоего предпринимателя:
Судьба города
Памятник отцам-основателям Царицына, открытый в 1989 г. в день 400-летия города. Среди основателей числятся трое - князь Григорий Засекин, Р. Олферов и И. Нащекин. Двое из них тут точно есть. Справа на своем персональном постаменте - Виктор Степанович Чер... э... Хользунов, герой войны.
Судьба города
Донской казак и Алексей Семенович Чуянов, заслуженный партиец:
Судьба города
Памятник "Защитившим от атома" (кому он, кто нас защитил и зачем, от какого-такого атома?) и в честь медиков Царицына/Сталинграда/Волгограда (стоит около мединститута):
Судьба города
Самый большой в мире памятник, установленный реально жившему человеку, на набережной Волги, в Красноармейском районе. Его общая высота 57 метров. Ленин развернут задом к горожанам:
Судьба города
Александр Невский перед Новым экспериментальным театром:
Судьба города
Железный Серафимович возле Педуниверситета и Николай Гоголь:
Судьба города
Юные астрономы, мальчики и девочки (в парке у Планетария):
Судьба города
Очень скромный памятник революционным рабочим Царицына и их предводителю Якову Ерману:
Судьба города
Малые скульптурные формы в Волгограде не в почете, но парочка карликовых слонов мне попалась:
Судьба города
Интересно прогуляться по набережной Волги, построенной в 1952 году как парадные ворота города. На месте главной переправы, где в 1942-43 годах погибло больше всего солдат (почти каждый второй) по краям гранитной лестницы стоят два огромных белых пропилея, а чуть повыше - фонтан:
Судьба города
Еще дальше от Волги - Аллея Героев и стела в их честь:
Судьба города
Южнее на берегу Волги - памятник пожарному катеру "Гаситель". Он был построен на Сормовском судостроительном заводе в 1903 году, до 1926-го назывался "Царев" и служил до 1966 года. Кроме тушения пожаров, работал на переброске войск в войнах, доставке грузов, эвакуации. Пароход стоит в заброшенном и неудобном месте, среди каких-то буераков:
Судьба города
После окончания войны начался золотой век Сталинграда, продолжавшийся десять лет вплоть до пресловутого 20 съезда КПСС и развенчания культа личности. Сразу после войны сюда отовсюду съехались строители, деньги потекли рекой. За это время в городе было построено много колоссальных и даже приятных зданий. Вот, например, уже упоминавшийся планетарий (открыт в 1954 году на деньги "рабочих ГДР") с последней скульптурой "Мир" Веры Мухиной на макушке:
Судьба города
Посетителей тут не оказалось. Трое служителей предложили мне подождать полчаса до следующей загрузки, вдруг появится хотя бы 9 человек - чтобы экскурсоводу не было обидно. А билет, между прочим, по 150 рублей. Надежды никакой на других "астрономов" совершенно не было, поэтому ждать я не стал. Во дворе планетария стоит симпатичный луноход, не нюхавший лунную пыль:
Судьба города
Маргариновый завод и Завод тракторных деталей и нормалей:
Судьба города
Ресторан "Маяк":
Судьба города
Дом офицеров и Международный славянский институт:
Судьба города
Речной вокзал (крупнейший в Европе) и Областная филармония (площадь Сталинградской победы):
Судьба города
И еще множество послевоенных строений: кинотеатр "Победа", поликлиника у вокзала, гостиница "Интурист"... Гостиница "Столичные номера" (1890 год), ныне "Волгоград", тоже сохранилась или отстроена заново. Среди современных зданий попадаются симпатичные - часть косит под старину, часть авангардные. Вот, например, такие голубые паруса:
Судьба города
В Красноармейском районе, куда я поехал специально, чтобы посмотреть первый шлюз и памятник Ленину, есть вот такое - тут находится Волго-Донское бассейновое управление:
Судьба города
Оно отвечает, например, за эксплуатацию первого шлюза Волго-Донского канала им. В.И. Ленина. Канал построили в героически короткие сроки благодаря современной технике, и 31 мая 1952 года Волгоград стал "портом пяти морей":
Судьба города
К самому шлюзу пройти невозможно без специального разрешения Управления, огороженную территорию охраняют девушки с автоматами:
Судьба города
Доброжелательно помахивая оружием, они смеются и не советуют фотографировать, а то как заснимут на камеру, да как прибежит группа захвата! Можно спуститься в какую-то обширную яму возле самой воды и полюбоваться на конструкции и канал из замусоренной крытой галереи:
Судьба города
С берега открывается вид на исторический маяк:
Судьба города
У Волго-Донского канала на улице Фадеева есть свой музей. Я попытался туда попасть, но увы - пускают только группы от 5 человек, по записи. Охраняет это учреждение гламурный юноша с серьгой, фоткать которого я постеснялся, вдруг бы меня поняли неправильно:
Судьба города
Кстати, о музеях. Краеведческий располагается в бывшем здании Дворянского собрания, работает с 9 до 17, кроме вторника. Не пустили - пришел в понедельник. Мемориально-исторический музей - будто бы работает всегда, кроме понедельника. Проходил мимо неоднократно (хотя и вечером), ломился в ворота, но попасть за ограду не удалось. Во дворе виден бюст Героя Константина Недорубова. Говорят, здесь находится отличная коллекция оружия времен 1-й Мировой и Гражданской войн, модель бронепоезда в полный рост и другие чудеса:
Судьба города
Музей И.В. Сталина на Мамаевом кургане, в Культурном центре "Сталинград" работает с 2006 года (его организатор-бизнесмен был не так давно убит). Музей состоит из трех залов. Первый - Сталин в Царицине в 1918 году, второй - история собственно Сталинграда, и третий - кабинет кровавого тирана в Москве с его восковой фигурой:
Судьба города
Билет с экскурсией стоит 100 рублей, но экскурсоводша не дает толком осмотреть экспонаты, хотя и бойко рассказывает много интересного из истории города и войны:
Судьба города
Лучший (несмотря на то, что большая часть экспозии была закрыта на ремонт) и самый дорогой музей города - панорама "Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом". Работает с 9 до 17, кроме понедельника. Фотосьемка стоит несуразно дорого, я платить не стал, но в холле пощелкал:
Судьба города
В огромном музейном туалете раньше дым стоял коромыслом, молодые ветераны живо обсуждали панораму и ошибки художника с папиросками в зубах, а теперь свежо, и нет больше желающих посидеть на мраморных плитах...
За стенами здания недавно, в дополнение к многичисленным танками и самолетам, появилась новая экспозиция - воинский эшелон, посвященный железнодорожникам и военным строителям:
Судьба города
Наконец, к вопросу питания. С голоду помереть сложно, хотя буржуинский "Максдональдс" в городе только один, на улице Рабоче-Крестьянской:
Судьба города
На удачу путника, в центре попадаются киоски "Рустерс" с хот-догами и пиццами:
Судьба города
Работает также прекрасная сеть "Блин-Мастер" с огромным выбором разнообразных блинных начинок и превосходным горячим чаем, с гуманной ценой. При нулевой температуре воздуха - хорошее подспорье во время длительных прогулок:
Судьба города

Медаль
Готов к критике!
Тэги: Россия ,
1 голос | Комментарии Оставить комментарий
Os-a аватар
Os-a (Пт, 21.01.2011 - 21:30)

Сколько фотографий, сколько памятников... Какой труд вы проделали, чтобы показать нам город! Спасибо!

Хотелось бы побывать в Волгограде в один из Дней Победы, пока еще живы те, кто непосредственно воевал - мне думается, в эти даты там многолюднее и тепло уже должно быть.

А ваш город - ближе к тому Сталинграду, который защищали зимой 1942-1943 гг - серый, огромный, местами такой же разбомбленный.

 

finikova аватар
finikova (Сб, 22.01.2011 - 15:47)

Город вытянут на 100 км? И один автобусный маршрут. 

Какие там люди? 

VyazNickOff аватар
VyazNickOff (Сб, 22.01.2011 - 23:40)

Я был там в середине 80-х и конечно мало что помню. Интересно было посмотреть и узнать новое. Понравилось, что кроме хорошего снимаете и плохое. Я тоже люблю снимать разруху и наоборот некоторые новые стройки. Спасибо за множество фото и комментарии.

Iden аватар
Iden (Вс, 23.01.2011 - 08:43)

Os-a написал(а):


Сколько фотографий, сколько памятников... Какой труд вы проделали, чтобы показать нам город!


Да какой это труд, что вы. Интересно же.

 

Малина Финикова написал(а):

Город вытянут на 100 км? И один автобусный маршрут. Какие там люди?

Зато маршруточных маршрутов сотни. Например, 93а, 93в, 93с, 93э и т.п. Люди типичные.

 

Nick karamel написал(а):

Я был там в середине 80-х и конечно мало что помню. Интересно было посмотреть и узнать новое. Понравилось, что кроме хорошего снимаете и плохое. Я тоже люблю снимать разруху и наоборот некоторые новые стройки. Спасибо за множество фото и комментарии.

Это мой творческий метод, бгг ))).

finikova аватар
finikova (Вс, 23.01.2011 - 16:39)

Как-то не верится, что город может быть вытянут на  100 км. Разве что какой-нибудь поселок приписали к городу отдаленный. 

 

Iden аватар
Iden (Вс, 23.01.2011 - 17:13)

Так мне сказал таксист, бывший автобусный водила! Я не сам придумал.

Маргарита Пьянова аватар
Маргарита Пьянова (Вс, 23.01.2011 - 22:27)

Я была в Волгограде году в 90-м. У меня там живёт студенческая подруга. Подтверждаю, что город вытянут в длину. Не берусь судить насчёт 100км, но такое впечатление было, что 2-3 улицы, но оооочень длинные. Город показался современным и красивым, а Мамаев курган произвёл "сумасшедшее" впечатление. Была под сильным воздействием. Такие  мемориалы должны быть в нашей стране. Жаль, что всё меньше они востребованы.

victorio аватар
victorio (Чт, 27.01.2011 - 21:47)

музей Сталина заинтересовал, жаль, что вы мало о нем рассказали.

Iden аватар
Iden (Пт, 28.01.2011 - 09:59)

victorio написал(а):

музей Сталина заинтересовал, жаль, что вы мало о нем рассказали.

Да я бы рад трепаться бесконечно, но история и так получилась непотребно большая... Самое важное про этот музей я сообщил. Мне бы хотелось побыть в каждой из 3 небольших комнат подольше, рассмотреть экспонаты, но экскурсоводша не дала. Говорит она интересно.

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
X
Укажите Ваше имя на сайте TourBlogger.ru
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка...